Проектно-исследовательская работа «Экспресс - путешествие по материкам», знакомит с природными особенностями материков и с некоторыми видами народного творчества, возникших у коренных жителей.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_materiki.doc | 408.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Экспресс путешествие по материкам»
Номинация конкурса: науки естественно-научного цикла.
Авторская группа:
Пучкова Анастасия Александровна, 6 «Е» класс
Юрьева Екатерина Геннадьевна, 6 «Е» класс
Яворская Людмила Сергеевна, 6 «Е» класс
Воронкова Валерия Александровна, 7 «Д» класс
Кубащенко Елена Александровна, 7 «Д» класс
Лунёва Анна Юрьевна, 7 «Д» класс
Руководители:
Новокрещенова Татьяна Евгеньевна, учитель географии, высшая категория
МОУ «СОШ №11с углубленным изучением отдельных предметов»
Шепырева Наталья Васильевна, учитель технологии, первая категория
МОУ «СОШ №11с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Железногорск
2015г.
Содержание:
3. Заключение.
4. Список использованных источников информации.
5. Приложение.
1. Введение.
Проектно-исследовательская работа «Экспресс путешествие по материкам», знакомит с природными особенностями материков и с некоторыми видами народного творчества, возникших у коренных жителей.
Эта тема актуальная, так как расширяет кругозор учащихся, знакомить со своеобразием не только природных условий, но и культурных особенностей коренных народов Евразии, Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки и Антарктиды. В рамках школьной программы не всегда можно подробно изучить народное творчество и культурное наследие коренных народов, которое формировалось под влиянием природных условий, а так же овладеть технологией изготовления.
Гипотеза: Панно созданное на основе знаний о природных условиях, творчестве коренных народов может создать комплексный образ материка .
Объект исследования: Материки.
Цель: выявление зависимости народного творчества от природных условий.
Задачи:
Методы работы: сбор информации, анализ, синтез, описание, моделирование.
2. Результаты проектно-исследовательской работы.
Особенности природы материков.
Евразия самый крупный материк, его площадь 53,4 млн.км², разделен на две части света Европу и Азию.
Средняя высота Европы около 300 м, преобладают равнины, горы занимают около 17 % территории. Действующие вулканы есть в Исландии и Средиземноморье.
До ¾ территории Азии занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии. Здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8848 м), глубочайшие впадины: озеро Байкал с глубиной до 1620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.
На территории Евразии представлены все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке. Большая часть Европы находится в умеренном климате.
В пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях.
На островах Арктики и вдоль побережья Северного Ледовитого океана — арктические пустыни и тундры, южнее — лесотундры, таёжные, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, субтропические средиземноморские леса и кустарники; на юго-востоке — полупустыни.
Крайний север Азии занимают тундры. Южнее расположена тайга. Большую часть Центральной Азии, от Красного моря до Монголии, занимают пустыни. Гималаи отделяют Центральную Азию от тропиков Южной и Юго-Восточной Азии.
Африка — второй по площади континент после Евразии, её площадь составляет 29,2 млн км².
Африканский континент пересекает экватор. Это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического.
Разнообразен рельеф африканского континента: плодородные равнины сменяются Атласскими горами и песками Сахары. Река Нил поддерживает жизнь в песчаных пустынях, неся свои воды на север из Центральной Африки. Скудная трава и кустарники равнин сменяются саванами с высокой травой. Центральная часть Африки – это экваториальная зона, расположенная в бассейне реки Заир, покрыта влажными тропическими лесами. С севера на юг протянулся Восточно-Африканский рифт с многочисленными озерами. Горная система простирается от Эфиопского нагорья с Капскими горами до Драконовых гор. На востоке находится наивысшая точка африканского материка – Килиманджаро.
Животный и растительный мир Африки очень разнообразен. Только здесь можно наблюдать огромные кочующие стада травоядных животных, слышать крики слонов, рев хищников. В тропических лесах водится множество разнообразных обезьян. Встречается здесь удивительное растение вельвичия, листья которого достигают трехметрового размера; тропики – это царство деревьев, лиан, бамбука и папоротников.
На территории Африки выделяется Эфиопский центр происхождения культурных растений: сорго, твердая пшеница, рожь, ячмень, кунжут, хлопчатник, клещевина, кофе, финиковая пальма, масличная пальма.
Северная Америка тритий по площади материк – 24,2 млн км².
Строение поверхности материка асимметрично: западную часть занимает горная система Кордильер, включающих ряд горных дуг, вытянувшихся с севера-запада на юго-восток (наивысшая точка — гора Мак-Кинли — 6194 м), восточную — обширные равнины и невысокие горы. Средняя высота — 720 м. Самая низкая точка — Долина Смерти — 86 м ниже уровня моря. Рельеф эрозионный и слабоволнистый, а в северной части рельеф ледниковый с моренными грядами и зандровыми полями. В южной части этого рельефа находятся лесовые покровы.
В Северной Америке довольно много и рек, и озёр. Территория континента орошается неравномерно, благодаря как климатическим, так и орографическим, особенностям. Большая часть рек Северной Америки имеет большое транспортное и гидроэнергетическое значение.
Северная Америка располагается в пределах арктического, субарктического, умеренного, субтропического, тропического и субэкваториального поясов.
На севере распространена скудная растительность арктических пустынь, южнее тундра, далее протянулась лесотундра, сменяющаяся лесной зоной, где наиболее распространены леса умеренного пояса, представленные тайгой, приокеаническими хвойными, смешанными и широколиственными лесов. В субтропиках леса представлены двумя зонами: вечнозелёных смешанных лесов на востоке и вечнозелёных хвойных лесов на западе. Внутриматериковые районы занимают лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Территорий Центральных и Великих равнин интенсивно используются в сельском хозяйстве. В Центральной Америке преобладает тропическая растительность, в наиболее влажных участках — влажные вечнозелёные леса, на подветренных склонах — тропические саванны, вдоль побережий — мангровые леса.
Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. Сейчас существует около 1 тысячи индейских народов, а в конце XV века было около 2200.
Южная Америка занимает четвертое место по площади — 18,3 млн. км².
Рельеф Южной Америки позволяет разделить ее на две части: горную область Анд на западе континента, узкой полосой протянувшуюся вдоль тихоокеанского побережья, и обширную равнинную, с плоскогорьями и низменностями. Анды — длиннейшая в мире горная система, протянувшаяся на 8 тысяч км с севера на юг. Высочайшая вершина Анд — гора Аконкагуа (6960 м).
Южная Америка — самый дождливый материк, так как большая часть его находится в экваториальных широтах. Но здесь находится пустыня Атакама, одно из самых сухих мест на Земле, где годами не выпадает ни единой капли дождя. Материк находится в субэкваториальном, экваториальном, субтропическом, тропическом и умеренном климатических поясах.
На территории Южной Америки протекает самая большая река Земли — Амазонка. На реке Парана находится водопад Игуасу высотой 72 м. На одном из притоков реки Ориноко находится самый высокий водопад в мире — Анхель (высота — 1054 м). Южная Америка богата озерами. Самое примечательное — озеро Титикака, самое большое высокогорное озеро.
Главное украшение материка — влажные тропические леса, где произрастают различные виды пальм, дынное дерево, сейба. Кроны деревьев, травы, кустарники располагаются в 12 этажей-ярусов, причем самые высокие из них поднимаются порой над землей до 100 м. В Южной Америке редко встретишь крупного зверя. Ленивцы, броненосцы, муравьеды, экзотические птицы, змеи, несметные полчища насекомых — вот основа животного мира этого материка. Опасны реки Амазонки, они изобилуют крокодилами и хищными рыбами пираньями.
Основное богатство Северной и Южной Америки — растительный мир. Он подарил человечеству такие ценные культуры, как картофель, шоколадное дерево, каучуконос гевею, кукуруза, фасоль, тыква, батат, красный перец, хлопчатник, табак, махорка, сизаль (волокнистая агава), авокадо, какао, орех пекан, ячмень, амарант, арахис, томат, ананас, папайя, маниок, гевея, хинное дерево, файхоа, кока, бразильский орех (бертоллеция).
Австралия - самый маленький материк, площадь его 7,631 млн. км². Половина характерных для материка видов сумчатых животных вымерла (11 видов) или стала очень редкими. Наряду с однопроходными и сумчатыми животными, такими, как утконос, ехидна или различные кенгуру, встречаются теперь здесь завезенные крысы и мыши, скворцы, дрозды и обыкновенных воробьи.
Австралия почти на равные части делится Южным тропиком. Таким образом, территория ее расположена в пределах тропического пояса.
Вследствие малой изрезанности берегов материка и приподнятости их, особенно на востоке, влияние окружающих морей слабо проникает во внутренние части Австралии. Поэтому климат на значительной части ее резко континентальный.
В целом континент не высок, около половины его территории поднимается над уровнем моря на 200-300 м, но здесь есть и горы - Большой Водораздельный хребет, с самой высокой точкой, горой Костюшко (2230 м).
По мере движения от берегов Австралии к ее центру влажные тропические и субтропические леса сменяются сухими и светлыми эвкалиптовыми лесами с жесткой листвой непривычного для нас серо-голубоватого или зеленовато-серого цвета. Эти леса не образуют сплошного лесного шатра, они разрежены. Затем идут саванны, а в самом центре Австралии располагаются пустыни и полупустыни с кустарниковой растительностью. Обширные пространства внутренней Австралии занимает так называемый скрэб, состоящий из колючих, переплетающихся и, порою, совершенно непроходимых кустарников эвкалипта и акации. И наконец, пески и скалы пустынь, в которых встречаются только подушки желтых трав.
Антарктида континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Площадь континента составляет около 14,1млн. км².
Антарктида почти полностью покрыта слоем ледников, достигающим 4 км. по толщине, в связи с чем Антарктида — самый высокий материк, ее средняя высота составляет 2040 м. Лишь у побережий находятся отдельные «оазисы» — участки суши, свободные ото льда. В целом же ледники Антарктиды содержат 90% запасов пресной воды на Земле.
В рельефе можно выделить две части материка — восточную более плоская и западную, где низменная равнина соседствует с небольшими горными массивами.
Антарктида отличается крайне суровым холодным климатом. В Восточной Антарктиде на советской антарктической станции Восток 21 июля 1983 года зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле: 89,2 градуса ниже нуля. Другой особенностью метеорологии Антарктиды являются стоковые ветры, обусловленные её куполообразным рельефом.
В результате глобального потепления на Антарктическом полуострове начала активно формироваться тундра.
Из растений на материке встречаются цветковые, папоротниковые (на Антарктическом п-ове), лишайники, грибы, бактерии, водоросли (в оазисах). На побережье обитают пингвины, тюлени.
Антарктику ежегодно посещает около 6 тыс. туристов. Большинство туристов осуществляют антарктические круизы на кораблях.
В настоящее время в Антарктиде нет постоянного населения, здесь расположены несколько десятков научных станций, на которых в зависимости от сезона живёт от 4000 человек.
В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.
Творчество коренных народов.
Батик (batik — индонезийское слово) — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе — с XX века.
На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ.
В Средние века в Италии лентами декорировали спинки стульев и балдахины. Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент.
В эпоху рококо во Франции появилась вышивка шелковыми лентами. Знатные дамы украшали свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.
Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах.
В шитье шелковыми лентами применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. Особенность техники вышивки лентами в том, что она придает рисунку объемность.
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Родиной стал Древний Египет, который был центром изобретения стекла.
Вместе с распространением искусства стеклоделия в Рим, Византию, Сирию, Ливан, Турцию появилось кустарное производство по изготовлению сначала стеклянных талисманов, а затем и украшений из стекла.
Индейцы Северной Америки изготавливавшие бусины из ракушек жемчужницы, речного жемчуга, бирюзы, серебра, познакомились со стеклянными бусинами благодаря европейцам, выменивавшим их на золото и серебро. Индейцы стали украшать этими бусинами все предметы, которые производили: сумки, мокасины, одежду и головные уборы, смешивая их с традиционно изготовленными бусинами.
Современный бисер появился в XVI веке, именно тогда научились разрезать полую стеклянную трубочку на мелкие кусочки. Кусочки эти шлифовались, им придавалась округлая форма .
Современные дизайнеры создают настоящие шедевры из бисера, расшивая им одежду, создавая целые картинные полотна и незатейливые украшения.
Термин "аппликация" в переводе с латинского означает «присоединение» или «прикладывание». Именно поэтому в наше время под аппликацией принято понимать технологию получения изображения путем накладывания и приклеивания отдельных частей из какого-либо материала на прочную основу.
Еще древние кочевники украшали аппликацией свою одежду, предметы обихода, свой шатер. Сельские жители в XVIII веке украшали свои дома наложением различных материалов.
Разные народы по-разному украшали свой быт и для аппликаций использовали самые разные материалы. Например, северные народы часто использовали в своих аппликациях кроме обычных материалов еще и мех и бисер. Изображения, составленные из аппликаций, отображали преимущественно красоту цветов, растений и животных. В декорировании используют кусочки металла, дерева, соломенную ленту, кусочки ткани или кожи. Для дополнительного украшения композиций используются природные материалы, такие, как крупы, семена, сухие листья, орехи и бумага.
Лепка – это создание различных скульптур из всевозможных пластичных, подходящих для этой цели материалов. Для лепки люди в разные времена применяли глину, воск, соленое тесто, пластилин. Сегодня лепят в основном из глины либо из пластилина, или полимерной глины, однако простым словом «лепка» вполне допустимо назвать сложный процесс создания скульптур, элементов декора из мрамора, гипса, бронзы .
Лепка, пожалуй, является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен.
В настоящее время лепка из всевозможных видов глины является народным промыслом, видом искусства и хобби. Это еще и крайне полезное для здоровья занятие – лепка успокаивает, учит концентрироваться, сосредотачиваться, творить.
Аборигены Австралии — самая древняя из живущих на Земле культур. У австралийских аборигенов были самобытные средства самовыражения: среди них - техника резьбы по дереву, нанесение орнамента на деревьях, скалах, земле.
Обычно мы видим сцены повседневной жизни, но самое богатое вдохновение аборигены черпали в мифах, тотемических верованиях. Они наяву переживали события, видимыми средствами связывали себя с миром духов. Такое восприятие максимально приближало их к своим духовным героям, явлениям окружающей природы, на которую они стремились воздействовать.
Изобразительное искусство было глубоко символичным по своей форме. Оно не передавало полного сходства с оригиналом, поэтому многие узоры и рисунки кажутся людям другой культуры лишенными всякого смысла.
Однако оно имело скрытое значение, доступное пониманию только посвященных. Линии и рисунки, нанесенные охрой, могли увеличить популяцию растений и животных. Выцветшие, оставленные без должного присмотра рисунки могли вызвать прекращение дождей, неудачи в добывании пищи и даже призвать смерть.
Технологическая карта.
Панно «Евразия»
№ п/п | Технологическая операция, технические условия | Эскизы | Оборудование |
1 | Подготовить ткань; постирать при t-40˚; отутюжить. |
| Утюг, порошок, тазик. |
2 | Натянуть ткань на рамку. |
| Рамка, ткань. |
3 | Подготовить рисунок. |
| Рисунок. |
4 | Нанесение рисунка на ткань. |
| Краски по ткани, рамка с тканью. |
5 | Выполнение вышивки лентами. |
| Игла, ленты, нитки, ножницы, рисунок. |
6 | Оформить вышивку в рамку. |
| Рамка, вышивка. |
Панно «Африка»
№ п/п | Технологическая операция, технические условия | Эскизы | Оборудование |
1 | Подобрать рисунок. |
| Рисунок. |
2 | Нанесение рисунка на картон. |
| Картон, краски. |
3 | Наклеить кофе по рисунку. |
| Кофе, клей «Титан». |
4 | Оформить аппликацию в рамку. |
| Рамка, аппликация. |
Панно «Северная Америка»
№ п/п | Технологическая операция, технические условия | Эскизы | Оборудование |
1 | Подобрать рисунок. |
| Рисунок. |
2 | Перевести рисунок на бумагу и пронумеровать детали аппликации. |
| Копировальная бумага, карандаш. |
3 | Вырезать по шаблону заготовки из ткани. |
| Ткань, шаблоны, ножницы. |
4 | Наклеить детали аппликации по рисунку. |
| Клей, детали аппликации, картон. |
5 | Оформить аппликацию в рамку. |
| Рамка, аппликация. |
Панно «Южная Америка»
№ п/п | Технологическая операция, технические условия | Эскизы | Оборудование |
1 | Подобрать рисунок. |
| Рисунок. |
2 | Наклеить семена по рисунку. |
| Картон, семена, клей ПВА. |
3 | Нанести краску на семена согласно рисунку. |
| Краски гуашь. |
4 | Оформить аппликацию в рамку. |
| Рамка, аппликация. |
Панно «Австралия»
№ п/п | Технологическая операция, технические условия | Эскизы | Оборудование |
1 | Подобрать рисунок. |
| Рисунок. |
2 | Наклеить тесьму, бисер и нарезанные нити по рисунку. | Картон, тесьма, бисер, нити, клей «Титан», ПВА, ножницы. | |
3 | Оформить аппликацию в рамку. |
| Рамка, аппликация. |
Панно «Антарктида»
№ п/п | Технологическая операция, технические условия | Эскизы | Оборудование |
1 | Подобрать рисунок. |
| Рисунок. |
2 | Нанести рисунок на фанеру. |
| Карандаш, фанера, копировальная бумага. |
3 | Наклеить ткань и гальку на фанеру. |
| Ткань, галька, клей «Титан» |
4 | Нанести пластилин по рисунку. | Пластилин. | |
5 | Изготовить пингвинов из полимерной глины и наклеить на панно. |
| Полимерная глина, клей «Титан» |
6 | Оформить панно в рамку. |
| Рамка, аппликация. |
Правила техники безопасности при изготовлении панно.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином
1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
Правила безопасной работы с иглой
1. Храни иглу всегда в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
5. Не втыкай иглу в одежду.
6. До и после работы проверь количество игл.
7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.
8. Не отвлекайся во время работы с иглой.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Экологическое обоснование.
Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Поэтому при выполнении панно мы учли экологические вопросы. В качестве рабочего материалы были выбраны: семена растений, стеклянный бисер, ткань, кожа, тесьма, гуашь, полимерную глину, кофе, сухостой, бумагу, нитки для вязания, шелковые ленты, гальку, клей ПВА и «Титан». Эти компоненты не наносят природе вреда, ни в процессе изготовления, ни в процессе эксплуатации, так как они безвредные.
При изготовлении панно окружающая среда не пострадала.
3. Заключение.
В ходе выполнения проектно-исследовательская работа по теме «Экспресс путешествие по материкам» были:
Данная проектно-исследовательская работа может быть использована:
4. Список использованных источников информации:
1. Сайты:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/130843/Северная
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/154969/Южная
http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/62602
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/86431/Евразия
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/2/АВСТРАЛИЯ
http://webposidelki.ru/post_1217440116.html
http://myhobbi.net/publ/25-1-0-32
http://xozayka.ru/istoriya-vozniknoveniya-bisera.html
http://shalapugina.forumy.tv/t63-topic
http://bumagamaster.ru/applikatsii/2-bumazhnaya-applikatsiya-kak-vid-rukodeliya
http://aplikacii.ru/2011/09/istoriya-vozniknoveniya-applikacii/
http://onlybiser.ru/istoriya-rukodeliya/204-remesla-indeicev.html
http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_i/indeicy.php
http://www.hnh.ru/culture/Arts_and_crafts_of_Aboriginal_Australia
http:geographyofrussia.com
https://ru.wikipedia.org
5. Приложение.
Аэродинамика и воздушный шарик
Барсучья кладовая. Александр Барков
Плавает ли канцелярская скрепка?
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Мать-и-мачеха