Ттворческий проект "Изготовление панно из природных материалов"
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.doc | 106 КБ |
МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска
Творческий проект
Номинация: Декоративно-прикладное творчество
БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ
Ф.И.О. автора: Дата рождения: Ф.И.О. педагога дополнительного образования: Учреждение: | Шеремет Валерия Николаевна 22.05.2003 Папырина Наталья Васильевна МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска |
Брянск - 2016 год
Выбор и обоснование проекта
У моей мамы скоро день рождения и я думаю, что ей подарить? Может быть – цветы?
Цветы являются непременным атрибутом праздника. Они создают ту особую атмосферу торжественность и радости, которая отличает праздничные дни от будней. Букет цветов — это универсальный подарок, который можно преподнести кому угодно по любому поводу. Цветы – прекрасный подарок женщинам и мужчинам, юным и пожилым, близко и малознакомым. Они украсят и пышный банкет, и скромное семейное торжество.
Конечно, очень просто купить и подарить готовый букет. В магазинах их составлением занимаются флористы-профессионалы. Но если этот подарок предназначен тому, кто вам близок, ему будет гораздо приятнее знать, что букет составлен вами.
Большой букет, маленький букетик, всего один цветок – всегда радость. Прекрасны букеты из живых цветов, но они, к сожалению быстро вянут. Так же красивы букеты из сухих растений. Сухие растения доступны, их легко собирать, сушить и хранить. Сухие растения по сравнению с живыми имеют много преимуществ. Они рядом с нами в лесах, лугах, садах, использовать их можно в течение всего года. Правда, сухие цветы не имеют запаха, но это их особенность. Из сухих растений можно создавать такие же композиции, как из живых. Они долго сохраняются, не вянут и не выглядят искусственными. И такие букеты дополняют современный дизайн в квартире. (Пр. № 2)
Язык цветов — очень древний; каждый цвет имеет свое значение, каждый цветок символизирует один из тончайших оттенков чувств. В старину букет, составленный из нескольких видов цветов, мог представлять собой целое послание. Вот о чем говорило подношение некоторых из них:
Красная роза — «люблю тебя, ответь мне взаимностью».
Тюльпан — «мне с тобой хорошо».
Бегония — «предлагаю тебе свою дружбу».
Мак — «давай забудем о размолвках».
Сирень — «мое сердце принадлежит тебе».
Хризантема — «старая любовь не угасает».
Мальва — «мне нужен только покой».
Мята — «я сохраню хорошие воспоминания».
Цветы также имеют и некоторые символические значения: незабудка – память; фиалка – скромность; лилия – чистота помыслов; ромашка – мир и любовь; мак, роза – любовь и страсть; гвоздика – верность; камелия – благородство.
Большое значение имеет цветовая гамма подносимого букета. Все цвета совершенно по-разному воспринимаются человеком. Они способны влиять на настроение – это давно подмечено психологами.
Символика цвета отражает его воздействие на эмоции. Красный цвет – самый активный, он символизирует пламя, страсть, свободу, торжество. Желтый означает тепло, свет, жизнь, радость. Оранжевый – это солнце, сила, плодородие, власть. Зеленый – цвет покоя, мира, надежды. Голубой символизирует чистоту, верность, даль; синий – спокойствие, холод, бесконечность, грусть. Фиолетовый – цвет торжества, величия, достоинства, роскоши. Белый означает пустоту, невинность, целомудрие, а черный – строгость, торжественность, траур.
Я уже пробовала составлять букеты, но сейчас зима и букет можно купить только в магазине. А мне хочется подарить маме, что-нибудь сделанное своими руками. Я решила, что попробую изготовить композицию из засушенных растений. Я уже изготовила несколько изделий из природных материалов (прил. № 1).Но для успешного выполнения работы нужно лучше познакомиться с историей и законами создания цветочных композиций.
Исследование
Оказывается, создать букет в вазе и даже на листе бумаги не простое дело. Если сложить несколько цветочков вместе, то букета еще не получится – будут просто цветы и все. Чтобы создать композицию, надо внимательно присмотреться к каждому цветку, определить, чем он отличается от других. Составляя букет, необходимо выявить красоту каждого отдельного цветка. Составление букетов – аранжировка это настоящее искусство, и оно имеет свою очень большую историю и законы. Аранжировку букетов, также называют флористикой.
Флористика – разновидность декоративно-прикладного искусства, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов, и т.д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
В документальных и литературных источниках, среди археологических находок мы встречаем множество примеров применения в быту цветочных композиций многими народами в различные исторические периоды. Можно смело предположить, что именно цветы стали первым украшение человека и его жилища. И возможно, именно красота его совершеннейшего из творений природы пробудила в душе кого-то из наших древнейших предков чувство прекрасного, побудив его взять это чудо в свой дом, и тем самым положила начало повсеместному присутствию цветов в жизни людей. Развитие культуры цветов зависело от закономерностей экономического и социального развития общества. Многие из нас ошибочно полагают, что лавры основателей флористики принадлежат европейцам. Однако это не так. На самом деле родиной этого цветочного искусства является Древний Египет.
[1]Флористика в Древнем Египте.
Еще за пять тысячелетий до нашей эры у египтян было традицией украшать дворцы знатных людей композициями их цветущих растений. Уже в те времена египтяне изготавливали специальные сосуды с множеством маленьких отверстий. Такие вазоны помогали первым флористам правильно сформировать цветочную композицию.
Еще одно интересное изобретение принадлежит именно египтянам – это накладные воротники из живых растений. Они имели основу из тончайшего папируса и были украшены бисером, лепестками крупных цветов, ягодами, листьями плюща, маслины и финиковой пальмы. Цветочные композиции широко отражены в орнаментах. Так, в богатый орнамент гробниц вписывались стилизованные растения. При вскрытии гробницы Тутанхамона археологии обнаружили венок из сухих цветов. Особой любовью в Египте пользовались роза и лотос. В Египте розу выращивали уже в I веке до н.э., затем она перевозится в Греция и Рим. Тончайший папирус, драгоценные камни, ягоды и маслины – эти декоративные материалы использовали древнеегипетские флористы в цветочных композициях, предназначающихся для фараонов и прекрасных цариц. Именно Египет историки называют родиной современной флористики. Несколько тысяч лет назад искусство составления букетов, гирлянд и венков из растительных материалов ценилось очень высоко. А люди, овладевшие этим искусством в совершенстве, считались художниками.
Флористика в Древней Греции. Соседям египтян по Средиземному морю – грекам – так же было свойственно стремление ко всему прекрасному. Уже тогда они являлись высокими эстетами и глубоко ценили красоту цветов. Во втором тысячелетии до нашей эры в Греции подбором цветов, плетением венков и составлением композиций из живых растений занимались специалисты. Древние греки полагали, что растения обладают разумом, и поэтому цветы и зеленые ветки считались самым дорогим подарком. Древние греки очень любили венки. Венки из ароматных цветов использовались как украшения на свадьбах и празднествах, а лавровыми венками награждали людей, отличившихся в области искусства и науки. Отсюда и слово «лауреат» - от латинского «увенчанный лавром».
Искусство аранжировки букета имеет долгую историю. Богатый опыт составления букетов и цветочных композиций, накопленный народами разных стран мира, нашел отражение в современной флористике. Как и всякий вид творчества, искусство аранжировки не имеет строгих и незыблемых правил - здесь во многом надо полагаться на собственный вкус и вдохновение.
Однако существуют некоторые общие принципы, лежащие в основе
мастерства флориста:
располагаются свободно;
В композиции выделяются цветы-«солисты» и фоновые цветы и растения. Чтобы букет был изящным, не стоит перегружать его солирующими соцветиями.
Очень важна гармоничная цветовая гамма букета. Композиции могут быть монохромными или полихромными. Монохромные (однотонные) состоят из соцветий одной окраски или разных оттенков одного цвета. Полихромные включают в себя цветы двух или нескольких окрасок.
Для создания гармоничного сочетания красок в цветочной аранжировке надо запомнить еще несколько принципов:
цветы более светлой окраски чаще всего используются как основного и располагаются в центре композиции, а более темные — как дополнительные и размещаются сзади светлых или под ними.
В аранжировке должны соблюдаться ритм и равновесие цвета. Например, если надо составить композицию из однородных растений, необходимо придать цветам ритмическое расположение.
Допустим, это дозы переходных тонов окраски — от белого через розовый к красному. Тогда надо разместить их, чередуя от самого светлого тона до самого темного, а не допускать скопления всего темного тона в одном месте композиции, а всего светлого — в другом.
Чаще всего в современной аранжировке отдается предпочтение асимметричным композициям. Они создаются с учетом природных особенностей растений и выглядят наиболее естественно и привлекательно.
Приступая к созданию букета, надо определить пространственный объем будущей композиции по вертикали и горизонтали. Его можно наметить с помощью декоративной зелени, ветвей, кустарников. Затем необходимо сформировать зрительный центр композиции, используя базовый растительный материал, — упоминавшиеся выше цветы-«солисты». После этого пространство между цветами следует закрыть мелким заполняющим материалом — симметрично или асимметрично, под любым углом расположения, в разных зрительных плоскостях, сообразно вашему вкусу и фантазии.
Особую выразительность различным видам аранжировок придают четкие, хорошо очерченные линии. Они создаются цветами, стеблями растений, изогнутыми ветками и другим аранжировочным материалом. Линии могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными.
Горизонталь составляет основание букета. Преобладание таких линий эмоционально воспринимается как ощущение спокойствия, устойчивости.
Вертикальные линии букета создают ощущение торжественности. Их соцветия располагают в верхней части букета, при этом стебли не должны перекрещиваться между собой и со стеблями других растений.
В диагональном направлении можно располагать как прямые, так и изогнутые растения. Эти линии придают динамичность и экспрессию. Оригинально смотрятся композиции, направленные в одну сторону, как будто под воздействием ветра.
Извилистые линии придают композиции легкость и оригинальность. Для их создания используют красиво изогнутые засушенные ветви.
Растения для сухих букетов [2]
Сухоцветы и цветы с нарядными плодами и веточками природа, будто специально припасла для человека, чтобы в месяцы, когда лето уже давно отыграло свой красочный спектакль, мы могли любоваться их своеобразной красотой. Если сушка или консервация цветов требуют определенного навыка, терпения и умения, то сохранение растений с декоративными плодами не представляет особой сложности, а сухоцветы после срезки не теряют не только форму, но и цвет. Собранные в сухую погоду, они вообще не требуют сушки, а составленный из них букет простоит всю зиму. В этом-то и прелесть их - декоративные качества после цветения не угасают, лепестки обертки соцветия не теряют привлекательности, иногда не один год после того, как созреют и осыплются семена. Хороши такие растения и в цветнике. Оставленные в открытом грунте, долго-долго будут они его украшением, пока, наконец, не потемнеют и не полягут под проливными дождями и снегом.
Высушенные цветы и травы являются прекрасным декоративным материалом для составления цветочных композиций. Интерес к этому прикладному искусству заметно вырос. И это неудивительно, ведь у сухих растений много преимуществ перед живыми цветами. Во-первых, они долговечнее, во-вторых, доступны каждому. Материал для композиций из сухих растений всегда рядом с нами - в лесах, парках, на лугах и даже на аллеях большого города.
Для сухоцветов не нужны специальные вазы с водой. "Посудой" может служить все что угодно: проволока и бумага, сухие ветки, коряги, кора, плетение из соломы, пенопласт. Удержать сухой и искусственный материал можно при помощи игольчатых и дырчатых держателей, проволоки, пластилина, песка, мха, клея.
Собирать материал для зимнего сухого букета надо в различные периоды роста растений, Одни интересны весной, другие - во время цветения, а многие - осенью, когда созревают плоды.
Материал для составлений сухих композиций используется самый разнообразный: это и природные сухоцветы, т.е. те растения, которые, высыхая, сохраняют свою декоративность, и обычные садовые и полевые цветы, высушенные специальным образом, и декоративные луки, папоротники, хлебные злаки, ветки кустарников и деревьев, засушенные вместе с плодами, такие, как боярышник, барбарис, калина, облепиха, снежноягодник, бересклет и многие другие. Из водных и луговых растений можно использовать для букетов камыш, осоку, рогоз, тростник.
Великолепно смотрятся в букетах веточки с плодами ольхи, березы, клена, липы, ивы.
При составлении композиций можно использовать орехи, высушенные кусочки апельсина, лимона.
Очень хорошо засушивать растения в квасцах, манной крупе, чистом, сухом и прокаленном песке. У некоторых растений, не относящихся к собственно сухоцветам, цветки и соцветия при быстрой сушке сохраняют свою декоративность. В начале распускания такие цветы срезают и связывают в небольшие рыхлые пучки, чтобы цветки и листья не соприкасались друг с другом. Затем их подвешивают вниз головками в сухом помещении. Так можно засушивать агератум, арункус, ахиллею, гортензию, гипсофилу метельчатую, фрезию, василек, целозию,
кровохлебку, лиатрис, солидаго и др.
Высушенные растения можно подкрашивать. Для этого применяют акварельные краски и специальные дизайнерские спреи. Однако сильно увлекаться этим не следует, чтобы растения не потеряли свой естественный вид.
Засушенные растения хранят в сухих, прохладных, хорошо проветриваемых помещениях, не допуская попадания прямых солнечных лучей.
Срезанные сухоцветы связывают в небольшие пучки, так чтобы цветки не касались друг друга, и подвешивают в сухом помещении, где слегка подсушивают. Никогда не сушите цветы на солнце, они потеряют окраску. Листья со стеблей удаляют. Вам хочется сохранить на зиму не только сухоцветы, но и другие цветы? Возьмите широкую миску, коробку, на дно насыпьте слой сухого прокаленного песка или манной крупы, на него положите головки срезанных цветов, и очень аккуратно засыпьте их полностью песком или крупой. Плоские цветки, такие как рудбекия, ромашка, укладывают головками вниз, махровые - вниз стеблями. Засыпая махровые цветки, следят, чтобы песок или крупа заняли все пустоты между лепестками. Хранить коробку нужно в сухом проветриваемом месте. Примерно через неделю, когда цветы высохнут, песок и крупу осторожно удаляют - и высушенные цветки готовы к использованию.
Заготовка природных материалов [3]
Лучшее время для заготовки природных материалов - лето и начало осени. Мастерить изделия можно долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о материалах. В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму и потерять привлекательность. Заготавливать некоторые, природные материалы можно даже не выходя из квартиры, если оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и других обычных и экзотических плодов. Всюду можно найти множество самых разнообразных материалов. Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы невозможно отыскать нужный материал. Собранный материал лучше сохранять в специальных коробках, рассортировав его по видам и размеру, листья, лепестки цветов можно хранить в папках. Сыпучие материалы лучше класть в баночки или коробки.
Во время заготовки природных материалов необходимо помнить о нашей ответственности перед природой. Нельзя ломать ветки деревьев, рвать траву и цветы с корнем, использовать в работе редкие растения.
Следует помнить, что собирать нужно те материалы, которые природа нам подарит!
Основы декоративной композиции
В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. Латинское слово «компонере» означает - сочинять, располагать, составлять. Композиция - это язык художника, его средство для передачи мысли. Когда человек говорит, вас интересует в первую очередь смысл его слов. Когда вы смотрите в театре хорошую пьесу, вы живете жизнью ее героев и вовсе не отделяете от ее содержания композицию; и то и другое слито воедино. Основные вопросы композиции, какой будет размер изделия, размер изображения, где расположить композиционный центр и как его выделить, как расположить цветовые пятна, добиться их гармонии.
Ценным качеством в композиции является ее четкость, определенность. Внимание должно переходить от главного предмета к менее значимым и, наконец, к мелким деталям. Нужно так расположить детали, линии, пятна цвета, чтобы в целом было максимально выразительно, а вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности - ни убавить, ни прибавить. Все закончено, все "работает" ничего лишнего, и каждая деталь на своем месте. Если же в глаза бросается сразу все, то за этим обычно ничего не видно. Композиция есть такое, наиболее скупое остроумное расположение всех фигур, которое способствует выражению идеи. Все лишнее необходимо выкинуть, оставить только то, что необходимо, подчиняя второстепенное главному.
При работе с природными материалами можно использовать основные четыре вида композиции: замкнутая композиция, разомкнутая композиция, симметричная и ассиметричная композиции.
Выбор правильной композиции – довольно трудная творческая задача. Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их необходимо сделать много. Из них выбрать лучший.
Звездочка обдумывания[4]
Каким же будет мой букет для мамы?
Он будет из засушенных растений. Летом я заготовила разнообразные природные материалы. Это красивые веточки деревьев, древесные грибы, шишки, початки декоративной кукурузы, колосья ячменя. На занятиях в объединение «Калейдоскоп творчества» я работала с природными материалами и научилась составлению из них различных композиций. Можно изготовить объемный букет из засушенных растений, но я умею составлять и плоские декоративные композиции из природных материалов на прочной основе. Мама любит спокойные цвета, спокойствие символизирует синий цвет. Итак, это будет декоративное панно с изображением букета цветов в сине - голубых тонах.
Мне понадобится:
Прочная основа из оргалита, размером 500 на 400 мм, деревянная рамка.
Инструменты: кисти для клея и красок, ножовка, молоток.
Материалы: ракушечник, древесные грибы, декоративный ячмень, косточки абрикоса,гуашь синего, белого и серебристого цвета,клей ПВА,мебельный лак, маленькие гвозди. Мне необходимо нарисовать несколько вариантов эскиза панно, из них я выберу лучший.
Технология изготовления панно[5]
«Букет для мамы»
№ | Последовательность работы | Материалы | Инструменты |
1 | Выпилю основу панно размером 500 на 400 мм | Оргалит | Ножовка |
2 | Приклею на основу панно ракушечник | Ракушечник, клей ПВА | Кисточка для клея |
3 | Покрашу основу темно - синим цветом | Гуашь синего цвета | Кисточка для красок |
4 | Подберу природные материалы | Древесные грибы, декоративный ячмень, косточки абрикоса, ракушки | |
5 | Покрашу древесные грибы и ракушки в голубой и синий цвет | Гуашь голубого и синего цвета | Кисточка для красок |
6 | Приклею природные материалы в соответствии с эскизом | Клей ПВА | Кисточка для клея |
7 | Дорисую декоративные элементы серебристой краской | Гуашь серебристого цвета | Кисточка для красок |
8 | Покрою панно мебельным лаком | Мебельный лак | Кисточка для лака |
9 | Вставлю панно в рамку | Маленькие гвозди | Молоток |
Анализ результатов работы
Изготовить панно было не просто. Я прочитала несколько книг по этой теме, рассматривала иллюстрации и рисунки. Я много узнала нового об истории флористики, ее особенностях, правилах составления декоративных композиций из сухих растений. Эти новые знания помогли мне справиться с работой. Конечно, я не обошлась без помощи взрослых, сестра мне помогла выпилить нужного размера оргалит и вставить работу в рамку. Педагог помог мне в выборе лучшей композиции. Но большую часть работы я сделала сама. В результате панно получилось такое, как я хотела.
Я надеюсь, что мой подарок маме понравиться, ведь я его сделала своими руками. А подарок, сделанный своими руками всегда самый приятный. Долгими зимними вечерами мы все вместе будем любоваться красотой панно, и вспоминать о красоте летней природы. Ведь на моем панно изображена цветочная ветка, а рядом порхают бабочки.
Японский поэт Тамики Хара написал стихи, которые мне кажется, подходят к моей работе:
«Невзначай на ветку взглянул – и взгляд отвести не смог. Вокруг как бы дымилась зелень – тонкими струйками….»
Мне кажется, что панно получилось очень выразительным. Мы повесим панно на стену, и я надеюсь, что у нас в доме станет празднично. На мамин день рождения к нам придут гости и я, покажу им свою работу и расскажу об истории флористики. Ведь это очень интересно. Мне понадобилось много терпения, старания, фантазии. Я поняла, что своими руками можно сделать много красивых изделий.
Надеюсь, что эти знания мне пригодятся в жизни, а когда я вырасту, буду украшать свой дом.
Использованная литература
[2] Федотов Г. Я. Сухие травы. «АСТ - ПРЕСС» 1997.
[3] Черныш И.В. Поделки из природных материалов. «АСТ-ПРЕСС», 1999.
[4] Симоненко В.Д. Творческие проекты в младшей школе. Издательство БГПУ, 1998.
[5] Семенович Н.А. Технология обработки природных материалов Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.- 44с.
Вокруг света за 80 дней
Этот древний-древний-древний мир!
Император Акбар и Бирбал
Швейня
Финист - Ясный сокол