Каждому народу достаётся наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их талантами. Национальный костюм – своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Народный костюм – это ожившая история народа. Это послание нам, потомкам, как рассказ о прошлом нации, её верованиях и жизненном укладе.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект " Ожившая история моего народа" | 52.55 КБ |
Проект :
« Ожившая история моего народа»
Выполнила: Баляева Ангелина,
Руководитель: Исаева
Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
Саранск 2014
Цель проекта: изучение культуры родного края, знакомство с традициями эрзянского женского народного костюма.
Задачи:
1.Собрать теоретический материал (литературные источники, Интернет, поисковый материал в результате посещения краеведческого музея).
2.Познакомиться с историей традиционного мордовского народного костюма, выявить особенности костюма мордвы – эрзи, рассмотреть элементы национального костюма мордвы-эрзи.
3.Создать серию эскизов поясного украшения традиционного эрзянского костюма - пулай.
4.Изучить технологию изготовления поясного традиционного эрзянского костюма - пулай.
5. Выполнить практическую работу: изготовить поясное украшение традиционного эрзянского костюма - пулай.
Актуальность проекта:
Эта работа является продолжением проекта, связанного с изучением истории традиционной мордовской вышивки. Я думаю, что эта работа будет способствовать расширению знаний о национальной культуре моего народа.
Каждому народу достаётся наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их талантами. Национальный костюм – своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Народный костюм – это ожившая история народа. Это послание нам, потомкам, как рассказ о прошлом нации, её верованиях и жизненном укладе.
Народный костюм испокон веков нес в себе особый духовный смысл. Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Изготовляемая вручную праздничная женская одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней народный костюм сохранил свою самобытность.
Я эрзянка по национальности, и меня заинтересовала эта тема, так как она связана с историей и культурой моего народа. Я решила более подробно изучить эту тему и выполнить собственный проект, в котором рассматривается такой элемент традиционного народного костюма эрзянских женщин, как поясное украшение пулай.
Результаты работы над проектом
1.Из истории эрзянского народного женского костюма
Я посетила библиотеку, изучила литературу по теме, посмотрела нужную информацию в Интернете.
Посетила краеведческий музей, сделала фотографии изделий.
Из этих источников я узнала, что традиционная эрзянская одежда сложилась в течение тысячелетий. Она несёт в себе эстетические и магические нормы, представления о мире, отношениях в семье, обществе.
Народный костюм, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин.
Само умение надевать и носить национальную одежду, было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение.
Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю, легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные съемные детали и украшения, обувь и головные уборы.
Большинство материалов для изготовления одежды вырабатывалось в домашних условиях. Тонкие льняные и более грубые посконные холсты для рубах, шерстяное сукно для теплой одежды, благородных расцветок шерстяные нити для вышивки, окрашенные растительными красителями,– все это позволяла получать система хозяйства народа, который трудился на земле.
В женском костюме всё было предусмотрено: сохранение тепла, удобства в ношении, различные средства-обереги. Практическая необходимость одежды согревать, защищать тело соединяется с потребностью отмечать, для какого возраста приготовлена одежда, какой семейный статус имеет носитель ( добрачный, семейный, вдовий).
Цветовое решение костюма - триколор, не случайное. В нём заложен глубокий смысл единения физической и духовной жизни человека. Белый - символ божественности, высокого духа, именно поэтому он парадно-торжественен. Чёрный - цвет земли, Родины, колыбели человека и кормилицы, но не траура. Красный - это огонь, кровь (родство), жизнь.
Вышивка на старинной одежде выполнялась шерстяными нитями по льняному или конопляному холсту. Нити красили растительными красками из корней подмаренника, чебреца, желтяницы, коры ольхи, молодых листьев яблони. Интересно то, что задолго до появления картофеля люди знали крахмал и использовали в крахмалении нижних рубах. Использовали клубеньки аира болотного. При трении накрахмаленные женские нижние рубашки издают своеобразный хруст. Этот секрет широко использовался женщинами издревле.
Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рубаха украшалась вышивкой. Она выполнялась шерстяными самопряденными нитками, окрашенными растительными красками, которые добывали из корня подмаренника, почек березы, коры ольхи, различных трав. Основной цвет узоров – красно-коричневый, иногда дополнялся зеленым и желтым. Нередко узоры оформлялись черной или синей окантовкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного убранства.
По праздникам поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай.
Качество одежды определял тип вышивки. Нарядная эрзянская рубаха вышивалась по всей длине продольными полосами, количество которых было тождественно ее назначению. Праздничные рубахи, вышитые в шесть – восемь полос, обычно имели усложненную орнаментику, набор замысловатых технических приемов. Эрзянская вышивка характеризовалась красивой ковровой фактурой, бордюры и плоскости выделялись высоким рельефом. Хотя орнамент был довольно прост: ромбы, кресты, ломаные линии, россыпь точек. Здесь узор не самоцель, а средство продолжения рукотворного создания ткани.
Типичной для эрзянского костюма была верхняя распашная холщовая одежда - руця. Она являлась принадлежностью одежды замужних женщин и имела варианты для разных обрядовых и жизненных ситуаций. Поверх рубахи или руци носили передник – икельга паця. Его подвязывали низко на животе, закрывая прореху на подоле рубахи.
Съёмные украшения - обязательное дополнение к одежде. Поверх рубахи эрзянки надевали нагрудные и поясные украшения. К нагрудным относятся бисерные воротники, ожерелья и медная застежка в виде обруча с рядами бус, цепочек и жетонов. Традиционным нагрудным украшением женщины – эрзянки была фибула – сюлгамо. Она скрепляла глубокий вырез рубахи. Это была овальной формы пряжка из толстой проволоки с подвижной булавкой, которая служила для скалывания ворота рубахи. К нижней части пряжки прикреплялись подвески из цепочек с жетонами, разноцветного бисера, раковин каури, бус, пуговиц. Они прекрасно гармонировали с массивной вышивкой панара и руци.
Поясные украшения замужних эрзянок состояли из передника, поясных полотенец и набедренника «пулагай».
Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками.
Головные уборы эрзянок имели возрастные и локальные разновидности и были тесно связаны с прической. Девушки заплетали волосы в одну косу и на голове носили налобную повязку – паця коня, коня лента, которая могла представлять собой венчик из красного кумача, расшитый белым бисером и отделанный по верхнему краю гофрированной оборкой. На спину от венчика спускались две тканые ленты.
Лапти долгое время служили не только повседневной, но и праздничной обувью. В качестве праздничной обуви в конце 19 века стали распространяться кожаные сапоги со сборами.
Эрзянка от природы наделена чувством меры. Интуитивно, без знаний конструирования и моделирования одежды, она создавала подлинные шедевры. Внося в костюм личное, при этом сохраняла эстетические вкусы и предел становления своего народа.
2. Поясные украшения, пулай. Их роль в костюмах мордовских женщин.
Особое значение в костюме мордовских женщин играл комплекс поясных элементов. Оригинальной и обязательной принадлежностью эрзянского костюма являлось набедренное украшение – пулай, которое носили поверх рубахи. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Это украшение называли «поясом стыдливости». Женщине без пулая нельзя было показываться на людях: она считалась неодетой. Даже во время жатвы, в жару она не снимала пулая. Зато зимой в нём было тепло. Он охранял от женских простудных заболеваний.
В зависимости от места бытования, он имел различную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой. Особенно богато украшался праздничный пулай раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером и по нижнему краю обшивался длинной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. В итоге вес такого «пулая» доходил до шести килограммов. В праздничном наряде на «пулай» надевался тканый, расшитый бисером пояс сэлге пулогай с красными короткими кистями, а по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотнища.
Хотя элементы пулая и его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий индивидуальный подход к его украшению. Пулай, как никакой другой элемент костюма, являлся определителем региональной принадлежности его носительницы, также как и её состоятельности: кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников шло множество бисера, блёсток, бус, цепочек, пуговиц, раковин-каури, приобретавшихся в лавках.
Поясное украшение пулай было двух видов: с валиком и без валика. Основу его составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило черной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера. У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части прилегающей к пояснице. Лицевая сторона ее украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером.
У некоторых групп эрзи Пензенской и Саратовской областей поясное украшение имело вид пояса с подвесками и кистями (мукороцек) или полосками ткани (лапкат). Поясными украшениями были также полотенца, которые затыкали за пояс (кеска руцятм., бока пацятэ.)
3. Символическая функция и обрядовая роль поясных украшений
Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Шумящие украшения эрзянской женщины: подвески, монеты, жетоны, бубенчики, очевидно, служили для тех же целей. Когда женщина шла, монеты издавали звон. Поэтому раньше говорили: «Мордовочку вначале услышишь, а затем увидишь».
Металлический звон создавал привлекательный фон, он же угнетал дурные помыслы. Яркие цвета, металлически сверкающие подвески, цепочки, ожерелья, вертикали красных полос на одежде спасали женщину от сглазу.
Поясные украшения носили также символическую функцию. Богато украшенное и расшитое оно символизировало плодородие женщины. Украшался пулай раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками. Шумяще-звенящие поясные украшения служили оберегом всего женского тела. В народе считали, что этим звоном отпугивают нечистого, который может навлечь на женщину болезни.
Так же пулай выполнял функцию оберега, ибо считалось, что дурной глаз запутается в длинной бахроме и не сможет сделать женщину бесплодной. Тяжёлый пулай, весом доходящий до пуда, укреплял торс, округлял бёдра и икры ног. Благодаря этому элементу одежды, эрзянки были стройнее и грациознее. Иностранные путешественники подчёркивали, что среди эрзянок совсем не было сутулых и горбящихся.
4. Практическая реализация проекта.
а) Выбор модели проекта. Изготовление эскиза.
Я решила изготовить один из элементов национального эрзянского костюма -
поясное украшение пулай, используя полученные знания. Посетила фабрику
« Мордовские узоры», где познакомилась с технологией изготовления поясного украшения традиционного эрзянского костюма - пулай. Свою работу я начала с выполнения эскизов поясного украшения традиционного эрзянского костюма - пулай.
б) Инструменты и приспособления.
Приступая к работе, необходимо иметь несложные, но удобные в работе инструменты и приспособления:
- пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования натяжения ткани,
- набор игл, разных по длине и толщине, с удлинённым ушком для вышивания (игла должна быть немного толще рабочей нитки, чтобы отверстие прокола свободно пропускало её),
- наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой (я подбирала его по размеру пальца правой руки так, чтобы не соскальзывал, но и не сдавливал палец);
- ножницы маленькие с закругленными концами (для отрезания рабочей нитки от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами (для обработки края изделия и разрезания мотков ниток);
Результаты реализации проекта:
1)Познакомилась с историей традиционного эрзянского женского костюма, значением символики, цвета.
2)Освоила технологию изготовления поясного украшения традиционного эрзянского костюма - пулай.
Когда я собиралась вышивать пулай, я решила, что моя работа должна быть красивой, аккуратной, сделанной от всего сердца. Сначала мне было трудно, но вместе мы с бабушкой овладели этим рукоделием и радовались успехам.
Мне нравится, что на глазах происходит рождение Красоты, я радуюсь, когда заканчиваю сложную работу, и счастлива, что я тоже что-то умею!
Ещё я поняла, что мастера вышивания дарят людям радость и красоту. Чтобы научиться хорошо вышивать нужны терпение, аккуратность, ловкость рук, фантазия, цветовосприятие, стремление к творчеству.
Я приносила свои работы в класс. Мои одноклассники с огромным интересом их рассматривали.
Заключение
Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному народу. Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает своё понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши и эрзи, мы должны знать традиции и обычаи своего народа.
Исследуемая тема показалась очень интересной. Интересно узнавать, что различные украшения народного костюма несут в себе определенный смысл.
Работа над проектом была сложной, но увлекательной. Создавая своё изделие, я не только научилась технологии изготовления поясного украшения, навыкам шитья, вышивания и работе с бисером, но и приобщилась к богатой мордовской культуре. И это прекрасная возможность узнать о моём народе много ценного. В дальнейшем хочу более подробно изучить особенности одежды мордвы – эрзи и изготовить другие детали традиционной эрзянской одежды.
Литература:
1. Крюкова А.Т. Мордовское народное изобразительное искусство. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.
2.Крюкова Т.А. Народные художественные промыслы. Учебное пособие, М., 1982г.
3.Крюкова Т.А. Народные мастера. Традиции, школы. Изобразительное искусство, 1985г.
4.Лузгин А.С. Промыслы Мордовии.- Саранск. Морд. кн. из- во, 1993г.
5. Лузгин А.С. Богатство народных традиций //Мордовия на рубеже веков.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000.
6. Мордовское народное искусство: Альбом/Сост.: Ю.Ф. Юшкин- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.
7. Мордовский национальный костюм: Альбом/Сост.: Т.П. Прокина, М.И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.
10 осенних мастер-классов для детей
Под парусами
Городецкая роспись
Л. Нечаев. Яма
Есть ли лёд на других планетах?