Исследовательская работа "Роль эскизной графики в процессе одежды" выполнена с целью изучения одного из важных этапов создания одежды - эскизной графики. Работа заняла 2 место в городском Слете научных обществ учащихся г. Нижневартовска в секции "Живопись. Архитектура. Дизайн"в 2014 году.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 82.5 КБ |
СЛЕТ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА В 2014 ГОДУ
СЕКЦИЯ 15. ЖИВОПИСЬ. АРХИТЕКТУРА. ДИЗАЙН
ТЕМА: «РОЛЬ ЭСКИЗНОЙ ГРАФИКИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОДЕЖДЫ»
АВТОР: Данилина Евгения Игоревна,
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№9 с углубленным изучением предметов
образовательной области
«Технология», 11Б класс
РУКОВОДИТЕЛЬ: Аюпова Сажида
Аптулсакировна
учитель технологии,
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№9 с углубленным изучением предметов
образовательной области «Технология»
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
Часть 1. Процесс создания одежды ……………………………………………………………...... 4
1.1 Кто создает одежду …………………………………………………………………...... 4
1.2 Основа дизайнерской деятельности ………………………………………………....... 4
1.3 Наброски фигуры человека и эскиз ………………………………………………..... 4
Часть 2. Эскизная графика ……………………………………………………………………....... 5
2.1. Виды эскизов ………………………………………………………………………….5
2.1.1 Фор-эскизы ………………………………………………………………………... 5
2.1.2 Художественные (творческие) эскизы ………………………………………….. 6
2.1.3 Рабочие эскизы …………………………………………………………………... 6
2.1.4 Технические эскизы ……………………………………………………………… 7
Часть 3. Результаты исследований …………………………………………………………….... 7
3.1 Процесс создания одежды на этапе эскизной графики на примере небольшой
коллекции одежды ……………………………………………………………………7
3.2 Данные опроса ………………………………………………………………………… 7
Заключение ………………………………………………………………………………………….. 9
Список литературы ……………………………………………………………………………….. 10
Иллюстрации
«РОЛЬ ЭСКИЗНОЙ ГРАФИКИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОДЕЖДЫ»
ДАНИЛИНА ЕВГЕНИЯ ИГОРЕВНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 с УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ», 11 КЛАСС
Введение
Процесс создания одежды имеет множество этапов: рождение образа новых моделей в мыслях дизайнера, воплощение их графически, а затем в материале, демонстрация на подиуме, промышленное изготовление и наконец, реализация потребителю. Все этапы важны, интересны по своему, но в своей работе хотелось бы исследовать этап эскизной разработки.
Проблема в том, что работа над разработкой эскизов, рисунков будущего изделия остается за кадром. С ней знакомы только специалисты, потребитель же видит уже готовый костюм на подиумах или в модных журналах, хотя роль эскизной графики велика, так как с ее помощью дизайнер фиксирует свои мысли и образы новых образцов одежды на бумаге, а также самовыражается как художник и личность.
Данная тема актуальна в виду того, что для многих людей мода и создание одежды кажутся несерьезными и несущественными, профессии в этой сфере у нас в стране по-прежнему считаются неперспективными. Хотя модная индустрия в последнее время во всем мире, в том числе и в России, представляет собой наиболее бурно развивающуюся сферу общественной жизни и требует большого количества специалистов. Возникла необходимость показа процесса создания одежды, с акцентом на этапе эскизной разработки, как самого творческого.
Объект исследования – процесс создания одежды.
Предмет исследования – эскизная графика в процессе создания одежды.
Цель исследования – показать роль эскизной графики в процессе создания одежды.
Для решения проблемы и достижения цели был поставлен ряд задач:
Гипотеза исследования – если показать все этапы выполнения эскизной графики на примере коллекции, то можно доказать ее главенствующую роль в процессе создания одежды. А также привлечь тем самым внимание большего количества людей к модной индустрии, в том числе молодежи, выбирающих профессию и сориентировать их в данной профессиональной сфере.
Для исследования были выбраны следующие методы: анализ информационных источников, эмпирические – разработка и выполнение эскизов, социометрии – опрос для получения результатов.
Основываясь на данных, полученных в ходе исследования, можно констатировать, что роль эскизной графики играет главенствующую роль в создании костюма.
Часть 1. Процесс создания одежды
Создание одежды на сегодняшний день, в подавляющем большинстве, является частью промышленного производства, в основе которого лежит проектная деятельность, неразрывно связанная с понятием дизайн.
В производстве одежды принимают участие различные специалисты:
- дизайнеры проектируют новые модели одежды;
- конструкторы разрабатывают конструктивные основы для изготовления лекал для этих моделей;
- инженеры-технологи продумывают оптимальный технологический процесс изготовления будущей одежды;
- мастера-портные – непосредственно занимаются пошивом разрабатываемых изделий.
1.2 Основа дизайнерской деятельности
Эскизирование, то есть эскизная графика будущих моделей одежды – это основная деятельность дизайнера одежды.
Для дизайнера одежды не менее важно умение создавать новые формы костюма, грамотно и выразительно изобразить придуманную модель на бумаге в виде эскиза, чем создание одежды в реальном материале. Первоначальные наброски должны быть более точными и выразительными. Важно не только умение рисовать, но и владение стилизацией рисунка для придания ему наибольшей выразительности.
1.3 Наброски фигуры человека и эскиз
Нельзя путать эскиз костюма с наброском фигуры человека с натуры. Рисование костюма на фигуре в эскизе принципиально отличается от изображения одетого человека в наброске (илл.I).
Эскиз, прежде всего, должен рассказать зрителю о самом костюме, поэтому второстепенными здесь являются подробности анатомического строения тела человека. Чтобы сделать образ модели более выразительным, а конструкцию более ясной, в эскизе зачастую при рисовании фигуры изменяются ее пропорции (например, удлиняются ноги и фигура в целом, уменьшается величина головы и т.п.) (илл.II).
В наброске художник ищет интересное положение самого человеческого тела, какой-то характерный поворот. В эскизе же фигура человека изображается в таком положении, которое наиболее выгодно преподносит костюм, а это, как правило, статичные, несложные позы (илл.III).
Тем не менее, любой дизайнер должен хорошо рисовать и владеть техникой рисования человеческой фигуры.
Вывод: в создании одежды работает большое количество специалистов, у каждого своя роль. Начальный этап формирования образа будущих моделей и фиксация принадлежит дизайнеру, который должен обладать качествами художника, владеть эскизной графикой для отражения своих мыслей на бумаге.
Часть 2. Эскизирование в процессе создания одежды
Первоначальным этапом проектирования костюма является выполнение эскизов (эскизирование).
Слово «эскиз» (esquisse) французского происхождения и означает предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе обычно намечаются композиционное построение, главные цветовые соотношения, конструктивная основа будущей одежды.
Эскизирование – это графический этап работы дизайнера над художественным проектированием одежды, требующий от него достаточного уровня изобразительной грамотности. Творческий акт создания костюма всегда начинается с определения темы модели или коллекции, которая должна обусловить образность будущих изделий. Этот этап проектирования чрезвычайно важен, так как правильный выбор темы во многом обеспечивает актуальность и успех завершенной работы.
2.1. Виды эскизов
В эскизной графике различают несколько видов эскизов в зависимости от их художественной проработанности, реалистичности и направленности. Каждый вид эскизирования выполняет определенные задачи.
2.1.1 Фор-эскиз
Графическая часть работы над созданием костюма всегда начинается с выполнения фор-эскизов, или предварительных эскизов. Фор-эскиз – это фиксация первоначальных замыслов формы проектируемого изделия. В нем, как правило, достаточно точно определяется силуэт, пропорции, ритмическая организация частей и элементов будущей модели, а главное – ее образность.
Выполняются фор-эскизы быстро, легко, без привязки к конкретному материалу и уточнения конструкции изображаемой одежды.
Фор-эскиз выполняется как лаконичный черно-белый рисунок, выполненный при помощи линий и пятен такими графическими средствами, как карандаш, фломастер, черная тушь или чернила и т.п. Иногда художник хочет в предварительном эскизе отобразить общий колорит, а также пластическое движение цветовых пятен будущей модели. В этом случае фор-эскизы выполняются в цвете.
Дальнейшее развитие и уточнение первоначальных идей модельера происходит в творческом, или художественном, эскизе.
2.1.2 Художественные (творческие) эскизы – детально проработанные изображения моделей в цвете. Для придания им наибольшей выразительности обычно используются приемы стилизации. Именно при создании таких эскизов проявляется так называемый почерк художника.
Назначение творческого эскиза – не только выразить основную мысль автора, но и подробно рассказать о ней, о ее воплощении в конкретном материале, о том, как проектируемая одежда выглядит на человеке. Поэтому одежда в творческом эскизе всегда изображается на фигуре человека, причем часто фигура находится в движении.
Творческий эскиз представляет собой детальный рисунок, в котором художник решает характер и пластику всех формообразующих линий – силуэтных, конструктивных, декоративных, он должен обладать достаточной художественной выразительностью, чтобы выразить замысел дизайнера.
Таким образом, творческий эскиз представляет собой как бы материализацию живой мысли художника, выраженной в фор-эскизе. Выполняются творческие эскизы на бумаге или картоне большего, чем фор-эскизы, формата.
Художественный эскиз, как правило, изображает не только сам костюм, но и манеру его ношения, а также необходимые аксессуары, дополняющие образ одежды: головные уборы, шарфы, обувь, перчатки, сумки и другие дополнения, включенные в общую композицию костюма. Творческий эскиз может помимо рисунков самих моделей одежды иметь фон, отражающий некую условную среду, а также пояснительный и рекламный текст.
2.1.3 Рабочие эскизы – рисунки, содержащие определенные пояснения к изображаемой модели и ее деталям.
Дизайнер должен показать, как его идея может быть воплощена в реальный костюм в условиях современного производства.
С этой целью выполняется рабочий эскиз, который дает зрителю полное представление о композиции разрабатываемой костюмной формы и ее конструктивной основе. В рабочем или конструктивном, эскизе подробно изображаются линии покроя, все членения, которые выстроят форму, сложные и оригинальные детали, в виде укрупненных фрагментов, декоративная отделка. Рабочие эскизы даются в различных ракурсах: вид спереди, сзади, иногда сбоку. Иногда рабочие эскизы содержат поясняющие тексты.
2.1.4 Технические эскизы – схематичные графические (черно-белые) изображения модели, содержащие вид спереди и вид сзади. В таких эскизах передаются точные пропорции модели, ее деталей и виды декоративной отделки (строчки, фурнитура и т.п.).
Вывод: процесс эскизной графики трудоемок и предваряет весь процесс создания одежды, от того как успешно и творчески дизайнер выполнил эскизирование зависит будущее моделей одежды.
Часть 3. Результаты исследований
3.1 Процесс создания одежды на этапе эскизной графики на примере небольшой коллекции одежды
Для того, чтобы показать главенствующую роль эскизной графики в процессе создания одежды необходимо выполнить этап эскизной разработки. Была проведена эскизная разработка небольшой коллекции одежды «Цветная весна».
1 этап. Фиксирование идей новых моделей. Представлена серия поисковых набросков (илл.IV). Формат изображений произвольный, не более А4.
2 этап. Фор-эскизы. Представлен ряд фор-эскизов линейных черно-белых, выполненных графитным карандашом, гелевой ручкой (илл.V). Цветные фор-эскизы выполненные в смешанной технике: акварель с гелевой ручкой, цветные карандаши с гелевой ручкой. Формат изображений А4.
3 этап. Художественные (творческие) эскизы. Эскиз представлен на планшете в виде многофигурной композиции с использованием цветного фона, декоративных дополнений, с введением некоторых материалов исполнения (илл. VI). Формат А2.
4 этап. Рабочие эскизы. Эскиз одного изделия из коллекции представлен на планшете (илл. VII). Формат А2.
5 этап. Технические эскизы. Эскиз одного изделия из коллекции представлен на планшете (илл. VIII). Формат А2.
3.2 Данные опроса
Исследование мнения учащихся о процессе создания одежды и роли эскизной графики в этом процессе проводилось на базе 8-9 классов, так как эти учащиеся скоро будут выбирать профиль обучения, а также в недалеком будущем столкнутся с профессиональным выбором и смогут выбрать профессию дизайнера одежды.
Была выбрана респондентная группа учащихся по 20 человек с каждой параллели, всего 40 человек. Опрос проходил в виде теста, сначала респонденты отвечали на вопросы №1 и 2. Затем был продемонстрирован этап эскизирования одежды и задан вопрос №3.
Данные проанализированы и представлены в виде графиков (илл. IX).
Тест
Варианты ответов: 1) дизайнер;
2) инженер-конструктор;
3) мастер-технолог;
4) портной;
5) швея.
Варианты ответов: 1) придумывает и рисует новые модели одежды;
2) рисует новые модели одежды;
3) придумывает новые модели одежды;
4) шьет одежду;
5) конструирует выкройки новых моделей одежды;
6) украшает одежду.
Вывод: на основе проведенной работы по разработке коллекции были выполнены различные виды эскизов, составлен тест. Затем на этой основе было проведено исследование, результаты которого позволили достигнуть ранее поставленной цели и решить выявленную проблему.
Заключение
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что эскизная графика в процессе создания одежды является главенствующей. От того насколько точно изобразит дизайнер в эскизах свою мысль будет зависеть изготовление новых моделей одежды и работа других специалистов сферы производства одежды.
Также был сделан вывод на основе проведенного опроса о том, что молодое поколение поверхностно знакомо с модной индустрией и специалистами, которые в ней работают. Следовательно, есть необходимость профориентационной деятельности в этой сфере.
Теоретическая значимость работы – материал можно использовать для конспектов уроков по технологии и внеурочных занятий, а также в качестве профориентационного материала.
Практическая значимость – эскизы могут быть использованы как в качестве наглядных пособий на уроках технологии и внеурочных занятиях по эскизной графике моделей одежды. Можно использовать для оформления интерьера кабинета технологии, ателье или дома.
Список литературы
Если хочется пить...
Рисуем ананас акварелью
Прекрасная химия
Как нарисовать зайчика
Почему люди кричат, когда ссорятся?