Автор стихотворения: Юлия Долгановских
Разрешите за чашечкой чая
Подарить неизбитый сюжет:
Во Дворце нас у входа встречают,
Не заложен доход их в бюджет,
Что ничуть не мешает им рьяно,
С прилежанием службу нести,
Чтоб не стало в искусстве изъянов -
В Эрмитаже на страже коты!
Выгибают пушистую спинку,
Выходя на родное крыльцо,
Зал Да Винчи котам не в новинку,
И "Данаю"-то знают в лицо,
"Возврашение блудного сына"
И "Святое семейство" хранят:
Чтобы мыши не сгрызли картины,
Все коты Эрмитажа не спят.
По ночам галереи пустынны,
По паркету лишь стук коготков,
На котов сверху смотрят картины
Да Луна из-под куч облаков...
Зал Матисса коты обожают
И приходят туда всякий раз,
Звонко "Музыка" "Танец" играет,
"Марроканец Амидо" подчас
С полотна подмигнёт им, хвостатым,
А в "Окне на Таити" рассвет
Над прекрасным притихшим фрегатом
На душе оставляет свой след.
Чуть заря в окнах робко займётся,
В зал петровский кот тихо бредёт,
Где на троне клубочком свернётся
Страж мохнатый, и мирно уснёт...
Чтоб не стало в искусстве изъянов,
В Эрмитаже на страже коты,
Как герои старинных романов,
С мировою культурой - на ты!
Считается, что история эрмитажных котов отсчитывается с привезённого из Голландии Петром Великим кота, которого поселили в деревянном Зимнем дворце.
В XVIII веке в старом Зимнем дворце сильно расплодились крысы и портили здание, прогрызая дырки в стенах. По наиболее популярной версии императрица Елизавета Петровна после посещения Казани заметила, что там нет грызунов из-за большого количества котов. Позже она издаёт в 1745 году «Указ о высылке ко двору котов», который звучит так:
«ыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию».
(Слово «кладеный» означает «кастрированный»; кошек и котов на службе музея стерилизуют и по сей день.)
Указ был немедленно выполнен, коты сделали своё дело, и практически все крысы во дворце исчезли. По другой версии коты были заказаны в Голландии. После возведения Зимнего дворца котов запустили в новое здание, где они быстро прижились.
Основательница Эрмитажа, императрица Екатерина II кошек не любила, но оставила их во Дворце и придала котам статус «охранников картинных галерей» и разделила котов на 2 класса — надворных и комнатных. Среди последних преобладали русские голубые.
Коты в Эрмитаже существовали долгое время, в период войны с Наполеоном и после революции, при советской власти, но во время блокады Ленинграда почти все кошки умерли (это был единственный период, когда Эрмитаж остался без котов-крысоловов), и дворец буквально кишел крысами. В 1941 году произведения искусства были эвакуированы на Урал в Свердловск, а в музейных подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ. После войны в Ленинград было привезено два вагона с кошками, часть которых попала в Эрмитаж. В 1960-е годы появилась новая проблема: во дворце стало слишком много котов, поскольку некоторые жители города, желающие избавиться от своих питомцев, подбрасывали их к Эрмитажу. Сотрудники однажды отловили большинство котов и вывезли их на специальном транспорте. Однако вскоре после этого крысы снова развелись в хранилищах. С тех пор сотрудники больше не избавлялись такими методами от лишних кошек.
Наше время
С момента поселения в Зимнем дворце коты бессменно выполняют задачи по очистке помещений от грызунов. Каждый кот имеет собственный паспорт, ветеринарную карточку и является формально высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от крыс/
Сегодня около семидесяти котов обитают в Эрмитаже и охотятся на мышей и крыс. Для них созданы комфортные условия проживания, так, например, в подвалах, где они живут, всегда сухо и тепло, также все помещения оборудованы маленькими проходами, чтобы сделать свободным передвижение кошек. Сама сеть подвалов, где передвигаются и охотятся коты, называется «большой кошачий подвал». Сотрудники Эрмитажа регулярно закупают сухой корм для котов.
Сотрудники музея называют котов «эрмики».
У каждого кота есть своя собственная мисочка, лоток и корзинка для сна. Но далеко не все коты доживают до старости, многие из них гибнут под колёсами машин, особенно часто это происходит, когда в Эрмитаже идёт ремонт. Все коты привиты, за ними осуществляется ветеринарное наблюдение. Коты могут свободно передвигаться по территории Эрмитажа, однако вход в музейные залы им воспрещён. Все трубы, выходящие в подвал, закрыты решёткой, чтобы не позволить туда проникнуть кошкам, потому что пока неизвестно, как устроена вентиляционная система Эрмитажа, поскольку чертежи не сохранились. Летом коты чаще находятся снаружи, на газонах, во дворах.
В бюджете музея нет статьи на содержание котов; корм для них покупается на пожертвования посетителей, сотрудников, спонсоров (в том числе, деньги присылают из-за границы). Пополняются ряды в основном беспородными животными; часто их подкидывают хозяева.
Чтобы контролировать количество котов в Эрмитаже, сотрудники раздают иногда их жителям города — от нового владельца требуется предъявить паспорт и оставить координаты для связи; животные сопровождается сертификатом Эрмитажа.
Главным хранителем музея кошки в Эрмитаже является Галина Крылова, контролирует их Татьяна Данилова, а изучает историю и является пресс-секретарём помощник директора Мария Халтунен. В музее существует Клуб друзей котов Эрмитажа.
Материал Википедии
Глупый мальчишка
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Волшебная фортепианная музыка
Дымковский петушок
Чайковский П.И. "Детский альбом"