Исследовательская работа "Магия витража"
Вложение | Размер |
---|---|
Магия витража | 35.1 КБ |
Региональный этап Российского конкурса исследовательских работ
и творческих проектов дошкольников и младших школьников
«Я – исследователь»
Тема: «Магия витража»
Направление: ГУМАНИТАРНОЕ
Автор:
ученик 2 «И» класса
МБОУ «СОШ № 35
с углубленным изучением
отдельных предметов»
г. Чебоксары
Карсаков Михаил Андреевич
Руководитель:
учитель начальных классов
Григорьева Кристина Николаевна
Чебоксары
2014
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3 | 3 |
Теоретическая часть исследования.……………………………………………3 | 3 |
Практическая часть исследование……………………………………………..6 | 6 |
Заключение………………………………………………………………………7 | 7 |
Список использованных ресурсов……………………………………………..7 | 7 |
Приложение 1 Работы в технике «Расписной витраж»………………………8 Приложение 2 Алгоритм выполнения работы «Воздушные шары»………9 Приложение 3 Анкета (для школьников)……………………………………10 Приложение 4 Работы учащихся по итогам мастер-класса…………………11 Приложение 5 Мультимедийная презентация по теме исследования………12 | 8 |
9 | |
1 |
Введение.
Обоснование выбора темы. Современное, оригинальное и выполненное со вкусом оформление школы – это именно то, что способно добавить энтузиазма ученикам и сделать годы обучения не обязанностью, а увлекательным и доставляющим удовольствие процессом. Класс в школе необходимо обустроить таким образом, чтобы окружающая обстановка развивала и укрепляла детей, не давало им покоя, притягивала к познанию, увеличивала любопытство, стремление все пощупать, попробовать вместе с друзьями.
Современный дизайн любого помещения учитывает особенности цветового наполнения. Хорошо подобранные цвета создают ощущение гармонии. И один из элементов декора, способный придать неповторимую выразительность, гармонию в помещении – это витраж окна.
И нам захотелось узнать об истории витража, его видах, вариантах использования и привнести некую неповторимость в дизайн интерьера нашего класса.
Цель работы: создать витражный рисунок «Воздушные шары» для украшения интерьера классной комнаты.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: изготовление витража своими руками превратит простое стекло в неповторимый элемент декора.
Мы решили применить следующие методы исследования:
– изучение литературы и Интернет-ресурсов с целью поиска информации об истории витражей, их видах;
- рассмотрение и освоение технологических приемов витражной росписи;
- поиск эскизов для создания витражного рисунка «Воздушные шары» для интерьера класса;
- изготовление декоративного панно «Воздушные шары» в технике «Расписной витраж»;
- анкетирование учащихся для определения отношения учащихся к расписному витражу в интерьере классной комнаты;
- проведение мастер-класса в технике расписной витраж для учащихся нашего класса;
- обработка полученных в ходе эксперимента данных;
- обобщение результатов исследования.
Теоретическая часть исследования
Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Свое название он получил от французского слова «vitrage» — стекло. Под этим определением понимается декоративная композиция в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно из стекла или другого материала, пропускающего свет.
По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э., а с I тысячелетия н.э. — в Древнем Риме.
Во все времена самыми роскошными и нарядными считались окна в виде витражей. «Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство,». Эти слова весьма точно отражают зрительный эффект, достигаемый создателями витражей. Почувствовав эту великую магию цветного стекла, духовные отцы ввели витражи, как элемент для оформления храмов. В X-XII вв. в романских соборах Франции появляются витражи с религиозными сюжетами, которые состоят из кусков цветного стекла. Постепенно, наряду с религиозными сюжетами, появляются бытовые, и в витражах главное место занимает роспись. В России имеет сравнительно недолгую историю. В 1820 г. отечественными фабрикантами были сделаны первые опыты в столь деликатной области стеклоделания. В начале XIX века витражное искусство в России достигло расцвета. Витражи стали украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков. Однако революция 1917 г. прервала развитие русского витража.
Сегодня благодаря новым технологическим возможностям витражное искусство получило свое дальнейшее развитие. Современные материалы позволяют заниматься созданием витражей и росписью в витражной технике не только специалистам, но и любителям и даже детям разного возраста. Декорирование стеклянных предметов, приводит детей в полный восторг. Творческий процесс способствует прежде всего развитию мелкой моторики, пространственного мышления, художественного вкуса.
Существуют специально разработанные материалы для этого вида декоративно-прикладного творчества. Это детские витражные краски, которые при высыхании создают пленочное покрытие, специальные пластиковые витражики, которые можно расписать и сделать цветными.
Витражи условно можно разделить на три вида: витражи настоящие, псевдовитражи и цельные витражи. Для того чтобы было понятно в чем заключаются различия, преимущества и особенности этих разновидностей витражного искусства, мы остановимся на самых популярных и ярких техниках каждого типа.
Витражи настоящие. Естественно, когда речь заходит о настоящих традиционных витражах первое, что приходит в голову – это классический свинцово-паечный витраж. Технология изготовления классического витража, несмотря на свою многовековую историю, практически не изменилась. Однако классический витраж имеет ряд недостатков, которые заставляют отдавать предпочтение технике Тиффани. Витражи Тиффани считаются самыми красивыми и благородными витражами. Гибкость линий, эстетичность швов, объемность форм, оригинальность и неповторимость – то, что несут в себе эти уникальные и прекрасные витражи.
Псевдовитражи. Если настоящие витражи собираются из разноцветных стеклышек, то псевдовитражи всего лишь имитируют кусочки разноцветного стекла и соединяющие их швы. Одни из самых популярных на сегодняшний день имитаций - это пленочный витраж и заливной (контурный) витраж. В пленочном витраже кусочки стекла заменяют кусочки пленки, которые по эскизу приклеиваются на цельное стекло. В заливном витраже используют специальные лаки или краски, которыми заливают заранее прорисованные на стекле контуры. Конечно же, все псевдовитражи, в эстетическом плане, значительно уступают настоящим витражам.
Цельный витраж. Это особый тип витража, который совмещает в себе все достоинства классического витражного изделия и псевдовитража. К наиболее ярким и популярным цельным витражам можно отнести расписной и комбинированный витраж. Расписной витраж представляет собой самую настоящую картину, которую художник пишет на стекле. Поэтому трудно найти более индивидуальный и рукотворный витраж, чем этот. Как и художественное полотно, он является криком души мастера.
Также существует несколько современных видов витража.
Наборный витраж – тип классического витража. Части цветного стекла, вырезанные по контурам, в соответствии с эскизом соединяются воедино на наборном столе. В наборный витраж входят цветные стекла без росписей и гравировок. Идеальный вариант для дорогого классического интерьера.
Паянный витраж – тип классического витража. Части стекла, вырезанные по контурам рисунка будущего витража, вставляются в свинцовый профиль, запаянный в стыках. Цветные стекла для паянного витража готовятся особым образом: на поверхность основного стекла наносится краска из легкоплавкого стекла и окислов металлов (красителей), а затем обжигается в особых печах. Легкоплавкое стекло сплавляется в стеклянную базу, в результате чего получается надежно окрашенное и довольно прочное стекло.
Расписной витраж – это витраж, который может быть изготовлен в любой из наборных техник, важно, что все или большинство стекол витража расписаны. Иногда для дополнительного декора в расписной витраж вносятся куски ограненных и фацетных стекол. Витраж относится к расписным, даже если роспись нанесена на единственное монолитное стекло витража.
Комбинированный витраж – витраж, соединяющий в себе несколько стилей или техник изготовления. Например, стекла обработанные пескоструйным методом и соединенные в технике Тиффани. Этот вид витражей, как любое смешение стилей, подразумевает любые, подчас неожиданные применения привычных техник. Для этих витражей используются готовые детали, литые розетки, гравированное толстое стекло.
Узорчатые витражи – это витражи, в которых основной акцент сделан на узоры. Стекла для таких витражей выбираются бесцветные. Главное – фактура и узор на стеклах.
Мозаичные витражи собираются из цветных стекол, соединяющихся свинцовыми нитями, и характеризуются, повторяющимся геометрическим или цветочным рисунком. Геометрическое построение мозаичного витража может дополняться стеклянными розетками, шлифованными вставками. Чаще всего мозаичный витраж использовался в качестве фона.
Существуют различные техники изготовления витражей.
Техника Тиффани. Применение в качестве основы для витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесных потолков.
Следующая современная техника изготовления витражей называется фьюзинг (спекание).Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.
Витраж в технике пескоструйной гравировки на стекле и зеркале представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру.
Многообразие витражей столь же велико, сколь богата фантазия художников, создающих эскизы. При дизайне интерьера очень важно правильно подобрать не только цветовую гамму, но и стиль витража. Большинство витражей можно подразделить на несколько стилевых категорий: классический, абстрактный, античный, древнеегипетский, стиль модерн и авангард. Дизайн витражей и интерьера взаимосвязаны между собой. То есть, если интерьер Вашего помещения выдержан в классическом стиле, то и витраж должен содержать характерные для этого стиля черты.
Нас интересует интерьер для классной комнаты, поэтому следует учитывать все самые, казалось бы, незначительные на первый взгляд детали. Так важно, чтобы дети находились в уютной доброй обстановке, окруженный теплом и вниманием. Для этого и существует так называемый детский интерьер. Классная комната, это целый мир образов и красок, здесь можно воплотить самые милые фантазии. В витраже, используемом для классной комнаты для младших школьников, должно гармонично сочетаться волшебное искусство витража и его магические краски. Витраж прекрасно впишется в классную комнату, поскольку благодаря ему можно подарить ребятам изображения красивых вещей.
В цветах будем отдавать предпочтение оттенкам, максимально отражающим свет, например небесно голубому и синему. Хороши и такие цвета, как белый, бежевый, светло желтый и оранжевый. Синий, белый и голубой, успокоят гиперактивных детей, которых достаточно в нашем классе. Таким образом, нетрудно заметить, что цвет играет весьма важную роль в оформлении интерьера.
Практическая часть исследования
Прежде чем приступить к изготовлению витражного рисунка на стекле двери классной комнаты, мы предложили учащимся нашего класса ответить на вопросы анкеты (см. приложение 3), в которой спрашивалось, нравится ли вам пустое наддверное стекло в классной комнате. Из 27 детей все ответили, что не нравится. Мы поместили данные в таблицу:
Да | Нет | Не знаю | |
2 «И» класс (27 чел.) | 27 |
Проанализировав результаты анкетирования, мы решили приступить к выполнению витражного рисунка на стекле двери для украшения интерьера класса..
Для того, чтобы создать витраж своими руками, необходимо было придумать, как максимально упростить процесс его создания. Основная трудность, с которой пришлось столкнуться – это поверхность декорируемого объекта. Окно – вертикальная поверхность, а нам нужна горизонтальная поверхность для облегчения работы. Было решено использовать вералайт - прозрачный пластик и освоить технику расписного витража по стеклу. Для полной уверенности, были созданы несколько декоративных панно в технике псевдовитража с изображениями в яркой цветовой гамме. Работы выполнены на вералайте витражными красками. (см. работы в приложении 1)
Дальше мы приступили к выполнению панно «Воздушные шары» в технике расписной витраж для декорирования наддверного стекла в классе.
Алгоритм выполнения работы «Воздушные шары».
Для того чтобы узнать, верна ли наша гипотеза о том, что изготовление витража своими руками превратит простое стекло в неповторимый элемент декора, мы предложили учащимся ответить на вопрос: «Украшает ли декоративное панно наш класс?». Мы получили следующие результаты. Большинство ответов были положительными, 2 человека написал, что панно на стекле не украшает классную комнату, 1 человек затруднился с ответом. Мы поместили данные в таблицу.
Да | Нет | Не знаю | |
2 «И» класс (27 чел.) | 24 | 2 | 1 |
Затем мы попросили ответить учащихся нашего класса на третий вопрос анкеты. Из 27 опрошенных детей 25 сообщили, что хотели бы научиться создавать картины на стекле своими руками. Лишь двое детей затруднились ответить.
Проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод, что наша работа понравилась ученикам и они даже просят провести мастер-класс.
Помогли выполнить мастер-класс по теме «Витраж на стекле» работники Чувашского государственного художественного музея. Ребята выполняли картину листочков. Эскизы рисунков были выбраны разные, чтобы получившиеся работы отличались по цвету, форме, размеру. Все рисунки в технике витраж получились просто невероятные, своеобразные и очень разные. (см. работы учащихся в приложении 4)
По окончанию работы, мы задали вопрос, готовы ли вы создать собственный витраж для интерьера дома (см. анкету в приложении 1). Мы получили следующие результаты. 24 опрошенных ответили «да», а остальные 3 человека – «не знаю». Как выяснилось в беседе, ребята не совсем уверены в собственных силах.
Результаты анкетирования наглядно отображаются в диаграмме в приложении 3.
Заключение.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Витражи – это особое, неповторимое и современное направление декоративно-прикладного искусства.
В данной работе нами были изучены: исторические особенности витража, современные направления витражного искусства и техники выполнения росписи по стеклу. Мы познакомились с вариантами использования техники витража в современном интерьере, выяснили, что витражи к месту не только в церквях, домах, магазинах, но и в школьных помещениях.
Мы считаем, что цели своей достигли: создали витражный рисунок «Воздушные шары» своими руками для для украшения интерьера классной комнаты.
Наша гипотеза подтвердилась: анкетирование среди сверстников показало, что витраж может прекрасно украсить простое наддверное стекло в классе и превратить его в неповторимый элемент декора.
Благодаря выбору этой темы мы окунулись в волшебный, захватывающий и цветной мир витража. Работа «Воздушные шары» стала интересной многим ученикам, учителям и родителям нашей школы.
В завершении нашей работы мы можем отметить, что мы выбрали посильные нам методы исследования и с их помощью выполнили поставленные перед собой задачи.
Список использованных ресурсов
1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Артия. Прага. 1980 г.
2. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск. Титул. 1996.
3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/
4.Зиновьева М. Витражи модерна. Журнал «Юный художник» №8, 2011г.
5.Бондаренко М. / Витраж своими руками [текст] // Наука и жизнь. 1997. - № 7. – с. 42.
6. Гигли Линетт «Техника росписи по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2007
7. «Практические идеи по декорированию дома» издательство «Арт-Родник». 2008
Если хочется пить...
Весёлая кукушка
Мороз Иванович
Аэродинамика и воздушный шарик
Снегири и коты