Исследовательская работа проводилась ученицами 3-го класса. Посвящена изучению символического значения хантыйских орнаментов.
Актуальность темы заключается в том, что культурные традиции этого малого народа постепенно утрачиваются, потому так важно стало сегодня сохранение культуры хантов..
Целью работы стало изучение особенностей орнамента хантыйского народа, его значения в культуре народа ханты.
В процессе исследования ученики пришли к выводам:
Подтвердили гипотезу о том, что декорированные изделия хантов являются не только украшением, но и оберегом.
Закончив исследование, ученики познакомили одноклассников с итогами работы, оформили выставку работ «Югорские узоры». Ученики класса узнали много нового и интересного о культуре и обычаях хантов, а значит исследователи помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов Севера!
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kraevedenie_nyagan_mbou_nosh_no9_zinkovskaya_sachuk.doc | 986.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.НЯГАНЬ
«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
____________________________________________________________________
Северный орнамент в изделиях из бисера
Исследовательская работа
Авторы:
Зинковская Алёна Евгеньевна,
Сачук Татьяна, ученицы 3а класса
МБОУ МО г.Нягань «НОШ № 9».
Руководитель:
Зинковская Наталья Сергеевна,
заведующая библиотекой
МБОУ МО г.Нягань «НОШ № 9».
г.Нягань
2013г.
Оглавление
Введение___________________________________________________________________________3
Глава 1.
Знакомство с культурой хантов________________________________________________________4
Глава 2.
Символическое значение орнаментов___________________________________________________6
Глава 3.
Украшение орнаментом одежды________________________________________________________7
Глава 4.
Сумка тучан – символ женской природы_________________________________________________8
Глава 5.
Нагрудные украшения из бисера________________________________________________________9
Заключение________________________________________________________________________10
Список литературы__________________________________________________________________12
Приложения
Приложение № 1. Презентация «Отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером»
Приложение № 2. Анкета «Что вы знаете о культуре коренных народов Севера?»
Приложение № 3. План ведения исследовательской работы.
Приложение № 4. Выставка «Югорские узоры».
ВВЕДЕНИЕ
Мы живём в городе Нягань Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры. Общая численность населения - 57 тысяч человек. Коренное население – ханты и манси. Численность же народа ханты составляет всего около 100 человек (Приложение 1. Слайд 1-4).
Поэтому бережное сохранение традиций - один из главных принципов жизни современных хантов. Мужчины занимаются обработкой дерева, кости, металла. Женщины шьют одежду из меха, сукна, кожи рыб, расшивая её бисером и украшая национальными орнаментами.
Актуальность темы заключается в том, что культурные традиции этого малого народа постепенно утрачиваются, потому так важно стало сегодня сохранение культуры хантов.
Орнамент является мощным пластом сегодняшней культуры хантыйского народа. Он богат и многообразен. Орнамент народа ханты имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, в цвете, т.е. имеет свои особенности, свой образный язык.
Занимаясь рукоделием в кружке «Югорские узоры» и в Центре культуры народов Севера, нам захотелось научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты. Таким образом, объектом нашего исследования стали хантыйские орнаменты. Предметом изучения стало символическое значение и функциональное назначение хантыйских орнаментов.
Гипотеза:
Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют определённый глубинный смысл и назначение.
Цель работы: изучить особенности орнамента хантыйского народа, его значение в культуре народа ханты.
Задачи:
Методы исследования:
Сроки проведения исследования: сентябрь 2012г.- март 2013 г.
Знакомство с культурой хантов
В начале исследования мы провели опрос одноклассников (Приложение 2.) и выяснили, что дети очень мало знают о культуре народа, на территории которого мы живём. (Приложение 1. Слайд 5). А о значении орнаментов не знал ни один ученик класса. В то же время, все дети очень хотели узнать больше о традициях и обычаях хантов, а также об их орнаментальном искусстве. Таким образом, была определена Тема проекта и составлен План работы (Приложение 3).
Исследуя культуру хантов, мы обратились к различным источникам информации:
В беседе с Кандровой Ириной Геннадьевной (Приложение 1. Слайд 10) мы узнали об особенностях национальной одежды. Женщины шьют одежду из меха оленя, сукна и кожи рыб, расшивая ее бисером и украшая национальными орнаментами. Женщины – искусные рукодельницы. И сейчас в каждой семье есть одежда, сшитая собственными руками, и посуда, сделанная из бересты. И так мастерски, с такой любовью сделанные и сшитые, словно это маленькое произведение искусства.
Орнамент народа ханты имеет свой национальный характер. По орнаментам на одежде коренные жители определяют, из какой местности приехал человек.
Посетив выставку в Центре культуры народов Севера (Приложение 1. Слайд 11-13) мы узнали о том, что орнаменты - важная часть народной культуры хантов и является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент выражает историю самого народа.
Как раньше, так и теперь, созданием орнамента занимаются не художники-профессионалы, а рыболовы, охотники, оленеводы. Причём большая их часть создаётся женщиной. Орнаментом украшают одежду, утварь, посуду.
Знакомясь с экспозицией Центра народов Севера мы узнали, что декорированное изделие является не только украшением, но и оберегом.
Есть узоры, почитаемые и в настоящее время, например "крест", "лягушка", "берёзовая ветвь".
Вывод: орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом. По орнаментам определяют принадлежность ханта к определённой местности.
Символическое значение орнаментов
Изучая книгу Ерныховой Е.А. «Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов» и статью «Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире» (сайт etnic.ru) мы узнали, о символическом значении орнаментов.
Например, орнамент «Головка» (какого-либо животного) (Приложение 1. Слайд 14). Узор чаще встречается у мастериц, проживающих на Оби, где его называют «Вместилище для сердца». В этот простейший орнамент вкладывалась особая жизненно значимая нагрузка, поскольку как голова, так и сердце – это важнейшие жизненные органы живых существ.
Узоры растительного характера встречаются очень часто и носят названия различных деревьев, веток (ветви березы, березовый сук). А некоторые элементы орнамента носят названия животных и птиц.
Орнамент «Солнце» (Приложение 1. Слайд 15) часто наносят в центр игольницы (казымские ханты), также он популярен и на крышках берестяных коробов. Узоры, отходящие от центрального круга называют «руки солнца», лучи, а небольшие выступы на окружности, расположенные между лучами – «невзорвавшаяся рука», т.е еще не сформировавшиеся лучики. В верованиях ханты сохраняется отношение к «Солнцу-най-матери» как к дарительнице силы, энергии для воспроизводства земной жизни.
Березовая ветвь очень часто встречающийся орнамент (Приложение 1. Слайд 16). Береза в представлении хантов – это святое дерево, священное дерево. О березе, как о священном дереве, поется во многих песнях – молитвах.
Орнамент «Двухголовая птица» (Приложение 1. Слайд 17) часто встречается на изделиях из бересты, на рукодельных мешочках в технике «меховая мозаика». Часто используют его современные мастерицы, и поэтому его можно видеть на изделиях из сукна, ткани и даже на всевозможных эмблемах к фестивалям. Орнамент стал как бы символом всего обско-угорского орнаментального стиля и изображён на гербе Ханты-Мансийского автономного округа.
Женщины ханты объясняют, что «две головы для того, чтобы пока одна спит, другая все видела», «к нам прилетит одна голова – все видит и слышит, вверх полетит, другая голова – все видит и слышит».
В бисерных пронизках встречаются орнаменты «лягушка» и «крест» - элементы женского мира (Приложение 1. Слайд 18) . По мифам и «лягушка», и «крест» символизируют женское начало. Их изображения служат оберегами для домашнего очага и непосредственно для самой женщины. Об этом говорят орнаменты, которые встречаются в женских нагрудных и налобных украшениях, поясах. Это «лягушка», «крест», «березовая ветвь».
Вывод: хантыйские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных.
Украшение орнаментом одежды
В интервью с Кандровой Н.Г., представителем культуры народа ханты, мы узнали, что наиболее интересным в художественном отношении разделом прикладного искусства ханты является шитье и украшение одежды (Приложение 1. Слайд 19), которая имеет свои особенности.
Традиционно украшали бисером: края воротника, вырез на груди, рукава, подол платья, линию кокетки женского платья, игольницы – намт, хозяйственные сумки из сукна (тучан хир), ниры - женская обувь без голенища.
Женские меховые шубы ягушки богато орнаментируются. Используются орнаменты «оленьи рога», «соболь», «лисьи ушки» и другие.
При этом, по словам руководителя краеведческого кружка «Югорские узоры» Шишкиной Натальи Аркадьевны , по возможности во всех бисерных изделиях обязательно присутствует белый – цвет божественный, обращенный к силам верхнего мира. Красный цвет символизирует жизнь земную, человеческую и в то же время огонь, несущий повреждения, и «домашним», несущим тепло домашнего очага, достаток, комфорт. Черный цвет символизирует подземный мир. Синий, желтый и зеленый цвета отражают основную цветовую гамму надземного мира.
Каждая вещь в местной традиционной культуре имеет смысловую нагрузку и предназначение.
Особое отношение взрослых к детской орнаментированной одежде . Орнаменты просты и несут защитную функцию. Это оберег души детей от всяких дурных влияний злых духов.
Вывод: в хантыйских орнаментах цвет также имеет символическое значение (белый- божественный; красный – цвет земной жизни, тепло; чёрный – символ подземного мира).
Орнаментированная сумка тучан – символ женской природы
В ходе исследования мы не только изучали культуру хантов, но и своими руками изготавливали предметы и украшения (Приложение 1. Слайд 20). Такие как тучан (сумочка для рукоделия), нагрудные украшение из бисера (медальон и ожерелье), диадема.
При создании сумки тучан мы использовали традиционный цвет, синий (цвет воды). Для украшения сумки выбрали орнамент «Солнце». Солнце у народов ханты и манси символизирует удачу, счастье и созидание, благополучие. Священный орнамент мы «защитили» от злых сил подвесками из бисера. Такая сумочка-тучан будет приносить удачу и счастье своей владелице.
На создание работ потребовалось два месяца сложной и кропотливой работы. На своём примере мы убедились, какой трудолюбивый и талантливый народ ханты.
В процессе работы мы узнали о том, что у северных народов своё представление о красоте. Красивая женщина – это прежде всего рукодельница, расторопная, экономная хозяйка, заботливая мать. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, всё складывалось в мешочек для рукоделия – тучан (Приложение 1. Слайд 21).
Шьют тучан из оленьего меха ворсом внутрь и наружу, декорируют меховой и кожаной мозаикой, бисером, сукном, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил.
Особенно тщательно украшается лицевая часть изделия. Здесь вся поверхность заполнена всевозможными украшениями, а в центре расположен меховой мозаичный орнамент. По верхнему краю пришивают густую бахрому, которая прикрывает священный орнамент (Приложение 1. Слайд 22-23).
Невесту у хантов принято выбирать не по белизне лица, а по красоте её шитья. В возрасте невесты каждой девушке положено иметь несколько меховых сумок различного размера, несколько игольниц с наборами игл, запасы бисера и другие мелочи, упрятанные в сумках.
Тучан считается символом женской природы и олицетворяет душу своей владелицы, сопровождает её на протяжении всей жизни.
Вывод: орнаментами украшают не только одежду, но и предметы быта. Орнаментированный тучан считается символом женской природы и олицетворяет душу своей владелицы.
Нагрудные украшения из бисера
Хантыйские мастерицы используют орнаменты не только в одежде и предметах быта, но и при изготовлении украшений.
Нагрудные украшения в хантыйском языке имеют свои названия «мевл сак» , «мевлопас», «турлопс» (груди бисер, груди хранитель) (Приложение 1. Слайд 24). Из материалов сайта «Казым. Земля Кошачьего Локотка» (статья К.Юмашевой «Использование бисера в декоративно - прикладном искусстве») мы узнали, что украшения делятся на две группы: декоративные (небольшие украшения, без священных орнаментов) и ритуальные (выполняют защитную функцию: охраняют сердце и внутренние органы от злых духов). Длина такого украшения может доходить до пояса, вес – до нескольких килограммов. И такое украшение надевают только во время ритуалов или по особо торжественным случаям.
Процесс низания бисера - сак каратты - на северном диалекте хантыйского языка означает «располагать бисеринки друг за другом», а у восточных хантов - сук пултэ- переводится как «камешки запрягать».
Цветовая гамма у обских и казымских мастериц: в 40% изделий одновременно применяется 3 цвета, в 30% - 4 цвета, в 28% - два цвета. Почти всегда мастерицы применяли белый цвет (98%), зеленый (52%), синий (46 %), желтый (40%) и черный, оранжевый, голубой, сиреневый. Почти всегда используется красный цвет: либо это сам орнамент, либо фон, а иногда красным бисером окаймляли орнамент.
Традиционные изделия из бисера в культуре народа ханты:
- нагрудные украшения - мевл сак, мевлопас (груди бисер, груди хранитель);
- нашейное украшение - турлопас (горла лоскуток);
- женские пояса.
Изучив технологию создания украшения, мы сплели «груди хранитель» - турлопс способом кругового плетения (Приложение 1. Слайд 25). Во время работы мы использовали традиционные цвета: символические (белый и красный) и цвета природы (оранжевый, зелёный, жёлтый). Такой турлопс станет не только прекрасным дополнением к наряду девушки, но и послужит оберегом для сердца.
Вывод: орнаменты широко применяются хантами при создании украшений. Выделяются орнаменты декоративные и священные (выполняют защитную функцию: охраняют владельца от злых духов). Традиционная цветовая гамма: красный, белый, синий.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что орнаменты – важная часть народной культуры ханты, является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент отражает историю и культуру самого хантов, показывает, какой это талантливый и трудолюбивый народ (Приложение 1. Слайд 26-29).
Как раньше, так и теперь созданием орнамента занимаются не художники-профессионалы, а рыболовы, охотники, оленеводы. Причем большая их часть создается женщиной. Орнаментом украшают одежду, утварь и посуду.
Мы подтвердили свою гипотезу о том, что декорированные изделия являются не только украшением, но и оберегом. Есть узоры, почитаемые и в настоящее время, например: «крест», «лягушка», «березовая ветвь» (Приложение 1. Слайд 30).
Раньше все предметы изготавливались для собственных потребностей, теперь многие вещи изготавливаются для оформления музейных экспозиций, в качестве сувенирной продукции. Таким образом, орнаментированные предметы приобретают еще и новое функциональное значение.
В процессе исследования мы пришли к выводам:
Работая над проектом, мы пришли к заключению, что в городе создаются условия для сохранения культурных традиций коренных народов Севера (Приложение 1. Слайд 31). Открыт Центр культуры коренных малочисленных народов Севера. Работает экспозиция «Обские угры», проводятся мастер-классы по бисероплетению; по изготовлению традиционных кукол; по росписи и резьбе по дереву. Работает кружок обучения хантыйскому языку.
Закончив исследование, мы познакомили одноклассников с итогами нашей работы (Приложение 1. Слайд 32), оформили выставку работ «Югорские узоры» (Приложение № 4). Ученики нашего класса узнали много нового и интересного о культуре и обычаях хантов, а значит мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов Севера!
Список литературы
1. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.
2.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.
3.Банников В.Н., Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе.- Ханты-Мансииск: 2005 г.
4. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. 1993 г.
5.Электронный атлас ХМАО.
6.М.А.Тебетев. Каталог-альбом.1998 г.
7. Кайгородова М.В. Декоративно-прикладное искусство ХМАО.
8.Николай Фомин Серия «Обские угры» http://www.liveinternet.ru /users/stephanya/post161403887/
9.Виртуальный музей русского примитива. Митрофан Тебетев. http://www.museum.ru/Primitiv/img/exhibition/139.jpg.
10.Алые паруса. Народы ХМАО.
http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/narody-khmao.
11. Музыкальные фрагменты из архива ЦК МНС г.Нягани.
12. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. http://www.etnic.ru/edu/orn.
13.Орнаментальное искусство коренных народов Севера. http://rudocs.exdat.com/docs2/index-586826.html.
14. Казым. Земля Кошачьего Локотка. Отношение к детям. http://kazym.ethnic-tour.ru/kazm/publ/khanty-deti.html.
Приложение № 1. Презентация «Отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером»
Приложение № 2. Анкета «Что вы знаете о культуре коренных народов Севера?»
Приложение № 3. План ведения исследовательской работы.
План ведения исследовательской работы
| Действия (Что сделать?) | Срок исполнения (Когда?) | Ответственные (Кто отвечает?) | Исполнители (Кто делает?) | Ресурсы (Что нужно?) | Индикатор | Результат |
Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации. | Сентябрь, 2012 год | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С. | Наблюдение над одеждой хантов во время экскурсии в краеведческую комнату ЦК «Афганец» | Дети задают вопросы об одежде хантов. | Выдвижение нескольких проблем на тему «Коренные народы Севера» | |
Выбор проблемы | Сентябрь, 2012 год | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С. | Зинковская Алёна, Сачук Татьяна, ученицы 3а | Запись на кружок «Бисероплетение» в СКЦ КМНС | Выделение одной, актуальной проблемы | Фиксирование одной, актуальной проблемы «Какое значение имеют хантыйские орнаменты» | |
Выбор темы проекта по поставленной проблеме. | Октябрь, 2012 год | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., Зинковская Алёна, Сачук Татьяна, ученицы 3а | Знакомство с экспозицией СКЦ КМНС «Хантыйские орнаменты | Определение темы проекта | Фиксирование темы проекта «Отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером» | |
Определение цели и задач проекта. | Октябрь, 2012 год | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., Зинковская Алёна, Сачук Татьяна, ученицы 3а | Знакомство с Рекомендациями по определению Цели и задач проекта | Определение цели и задач проекта | Фиксирование цели и задач проекта | |
Составление плана работы над проектом. | Октябрь, 2012 год | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., Зинковская Алёна Сачук Татьяна, ученицы 3а | Выявление источников информации для реализации Проекта, поиск . | Составление перечня источников информации. | Оформление Плана работы над проектом. | |
Сбор информации: | Октябрь, 2012г. - февраль 2013г. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., | Зинковская Н.С., Зинковская Алёна Сачук Татьяна, ученицы 3а | Изучение краеведческой литературы в школьной библиотеке, Центральной детской библиотеке, Центральной городской библиотеке, в интернете. | Копирование, сканирование информации по теме проекта. | Создание фонда печатных и электронных материалов по теме Проекта. | |
- опрос; | Ноябрь 2012г. Март 2013г. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., Зинковская Алёна 3а | Составление анкеты для учащихся «Что вы знаете о культуре коренных народов Севера?» Проведение опроса «Что вы узнали о хантыйской культуре?» | Проведение анкетирование среди учащихся 3а класса «Что вы знаете о культуре коренных народов Севера?» Проведение анкетирование среди учащихся 3а класса «Что вы узнали о хантыйской культуре?» | Обработка и фиксирование результатов Анкеты для дальнейшего использования в Проекте. Использование итогов опроса «Что вы узнали о хантыйской культуре?» в Проекте. | |
- использование коммуникативных источников; | Ноябрь 2012г, Февраль 2013г. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., | Сачук Г.В., Зинковская Н.С., Зинковская Алёна, Сачук Татьяна, ученицы 3а | Беседа с руководителем кружка «Югорские узоры» Шишкиной Н.А., Интервью с заведующей краеведческим отделом ЦБС Кандровой И.Г. Беседа с преподавателем ЦК КМНС Проскуряковой З.И. | Проведение Интервью с заведующей краеведческим отделом ЦБС Кандровой И.Г. | Запись Интервью с заведующей краеведческим отделом ЦБС Кандровой И.Г. | |
- посещение музеев, выставок, библиотек. | Ноябрь 2012г. – март 2013г. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С. | Сачук Г.В., Зинковская Н.С., Зинковская Алёна, Сачук Татьяна, ученицы 3а | Посещение школьной библиотеки, Центральной детской библиотеки, Центральной городской библиотеки, ЦК КМНС, краеведческого отдела ЦК «Афганец». | Подбор литературы по теме Проекта, изучение экспозиций музеев. | Фотоотчёт об экскурсиях, интервью, создание базы печатных и электронных документов по теме Проекта. | |
- выполнение практической части Проекта. | Сентябрь 2012г.- март 2013г. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С. | Зинковская Алёна 3а | Запись на кружок «Бисероплетение» (ЦК КМНС) и кружок «Югорские узоры» (ЦК «Афганец»). | Создание хантыйских украшений с использованием бисера. | Создание изделий: сумочки-тучан, медальона, бисерной сетки полукруглой формы- турлопс, налобного украшения. | |
Групповое сообщение для одноклассников и их обсуждение. | Март 2013г. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., Зинковская Алёна, Сачук Татьяна, ученицы 3а | Выступление перед учащимися 3а класса с Проектом «Отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером» Выставка «Хантыйские украшения». | Выступление перед учащимися 3а класса с Проектом «Отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером» | Фотоотчёт о Выступлении, выставка «Хантыйские украшения», подведение итогов Выступления (анкета-рефлексия). | |
Подведение итогов, составление портфолио (папка документов). | Март 2013г. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., Зинковская Алёна, Сачук Татьяна, ученицы 3а | Выступление перед учащимися 3а класса с Проектом «Отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером» Выставка «Хантыйские украшения». | Выступление перед учащимися 3а класса с Проектом «Отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером» | Фотоотчёт о Выступлении, выставка «Хантыйские украшения», подведение итогов Выступления (анкета-рефлексия). | |
Защита проекта. | Март 2013г. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С. | Балеевских Л.М., Зинковская Н.С., Зинковская Алёна, Сачук Татьяна, ученицы 3а | Выступление на школьной конференции «Я – исследователь» с Проектом «Отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером» Выставка «Хантыйские украшения». | Выступление на школьной конференции «Я – исследователь» с Проектом «Отражение культуры народа ханты в украшениях и изделиях, орнаментированных бисером» | Фотоотчёт о Выступлении, выставка «Хантыйские украшения», подведение итогов Выступления (анкета-рефлексия). | |
Конечный этап работы над проектом – рефлексия. |
Приложение № 4. Выставка «Югорские узоры».
1.Выставка работ «Югорские узоры»
2.Демонстрация выставки на Муниципальном конкурсе исследовательских работ.
3.Налобное украшение-оберег головы.
Турлопс (нагрудное украшение)
4.Нагрудное украшение-оберег груди турлопс .
6.Тучан (женская сумочка) с орнаментом «солнце», дарующим удачу.
Лицевая сторона.
7.Тучан (женская сумочка).Обратная сторона (орнаментирована красными полосками (символ жизни, тепла) и белой полоской (цвет божественный).
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Проказы старухи-зимы
Весенняя сказка
Без сердца что поймём?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Комментарии
Наталья Сергеевна!Голосую за
Наталья Сергеевна!Голосую за Вашу успешную работу!Заходите и ко мне на страничку!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316
Я голосую за Вашу работу!
Я голосую за Вашу работу! посмотрите мою работу, может понравится и Вы проголосуете?http://nsportal.ru/node/667020