Цель и задачи проекта
Целью моей работы было создание для украшения интерьера декоративных объемных композиций из природных материалов, изображающих стихии воды и земли.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· Изучить методическую литературу.
· Раскрыть возможности природных материалов в стилизации различных деталей композиции.
· Овладеть умением создавать цветовую и композиционную гармонию.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект, исследующий возможности природных материалов в изготовлении объемных композиций | 624.61 КБ |
Объемно-пространственные декоративные композиции
из природных материалов
Автор:
Палагина Ульяна Дмитриевна, 11 лет
Ученица 5 Г класса «МБОУ СОШ № 47 г. Чебоксары»
Руководитель:
Литвиненко Галина Анатольевна,
учитель ИЗО «МБОУ СОШ № 47 г. Чебоксары»
Содержание:
Выбор и обоснование проекта.
Во все времена и эпохи люди украшали свой быт предметами декоративно - прикладного творчества.
Сейчас, в век информационных технологий, где всё происходит очень быстро, и мы становимся похожими друг на друга, стремление быть индивидуальным становится актуальным. Чем сильнее разрастаются города и стандартнее становится их застройка, тем больше людям хочется привнести в свой дом нечто особенное. Я считаю, что изделия, выполненные своими руками, несут в дом тепло и уют.
Желание, чтобы что-то красивое, сделанное мной украшало наш дом, вдохновило меня на изготовление необычных композиций из природного материала.
Я люблю наблюдать за природой, ходить в лес, смотреть на рыбок, плавающих в речках и озерах. Моя мечта побывать на море и увидеть своими глазами его обитателей.
Дома у меня есть кошка, собака и хомячок, а еще мне очень хотелось бы иметь аквариум с рыбками. Мы с мамой часто ходим на прогулки с собакой по лесу. Однажды мы увидели большой гриб-трутовик, сорвали его и принесли домой. Я его очистила, помыла, поставила на стол и оглядела со всех сторон. Вдруг ко мне пришла идея сделать на его основе морское дно - из веточек получатся отличные кораллы, а из семян клена тропические рыбки.
Когда работа над морской композицией была закончена, мне захотелось сделать еще одну поделку, но уже с земными обитателями. К этой идее меня подтолкнула старая коряга, найденная в кладовке и энциклопедия про динозавров и доисторическом мире.
Цель и задачи проекта
Целью моей работы было создание для украшения интерьера декоративных объемных композиций из природных материалов, изображающих стихии воды и земли.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Историческая справка
«Материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но, в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
А. С. Макаренко
Декоративное искусство (от лат. Decoro – украшаю) – художественная обработка предметов обихода, художественная отделка, внутреннее убранство зданий и т.д. К декоративному искусству относятся скульптурные элементы и декоративные росписи архитектурных сооружений, декоративная скульптура, мозаика, витражи, росписи и резьба по различным материалам, художественное литье из металла, ковка, чеканка, ковры, декоративные ткани и др. В отличие от прикладного искусства, декоративное включает в себя произведения, не имеющие непосредственно утилитарного значения. Однако резкую грань между ними установить сложно.
Декоративное искусство возникло в первобытном обществе, уже тогда мастера украшали узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. Искусство декоративного украшения было сильно развито в странах Древнего Востока и античного мира, а также в странах Ближнего и Дальнего Востока, особенно значительных успехов оно достигло в Китае. В этих предметах воплотились представления людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.
Декоративное искусство использует средства всех изобразительных искусств: живописи, графики, скульптуры, и даже архитектуры. Но и все виды искусств обладают декоративностью, она присуща в той или иной мере всему искусству вообще.
В образах изделий декоративного искусства сплетаются воедино реальные наблюдения и фантастичные представления, они отличаются от обычных живописных или скульптурных своей упрощенностью, плоскостностью, схематизмом. Это так называемые «стилизованные» изображения. «Стилизация» - обобщенное, упрощенно-схематическое изображение предметных форм. Можно выполнить зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем переработать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку или объёмное изделие, отталкиваясь от природных наиболее характерных особенностей объектов.
Очень необычные декоративные изделия получаются из природного материала,
который сам по себе является кладовой для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Для творческих композиций можно использовать засушенные плоды и цветы, солому, тополиный пух, ракушки, шишки, семена, косточки, ветки и корни деревьев, ракушки и т. д. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при работе с ним.
В качестве дополнительных материалов используют фанеру, гальку, мелкие камни, леску, щетинки, проволоку и т. д.
Для того чтобы работа приобрела необходимую выразительность и воздействовала на людей определенным образом, необходимо подать все эти средства единым аккордом, создать композицию.
Композиция (от лат. compositio) - составление, соединение, сочетание различных частей в одно целое в соответствии с определенной идеей. Сочетание частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой гармонически законченную композицию.
Композиция определяется содержанием, характером, назначением художественного изображения или объекта. Принимаясь за работу, следует заранее представить конечный результат и создать образ темы.
Композиция - наиболее яркий показатель художественного воображения. Она делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, задает тон всему творению, формирует единое композиционное пространство. Необходимо также определить основную идею произведения, порядок рассмотрения и восприятия. Внимание должно фиксироваться в определенных местах: пусть зритель выделяет главное, находит взаимосвязь между отдельными частями. Строгой теории составления композиции не существует, есть лишь некоторые принципы, правила и приемы. Огромное значение имеет интуиция.
Виды композиции.
В соответствии с поставленной задачей можно создавать различные виды композиций. К ним относятся:
• плоскостная - композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д.). Элементы располагаются в одной плоскости в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном;
• объемно-фронтальная - композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости (оформление фасадов зданий, резьба на поверхности мебели, декоративные изделия из пластичных материалов). Композиция развивается в трех направлениях. Эффект усиления глубины достигается барельефной перспективой;
• объемно-пространственная - композиция из взаимосвязанных объектов, размещен-
ных на разных уровнях и плоскостях, рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон.
Неотъемлемо от композиции и цветовое решение. Распределение цвета на плоскости изделия в пределах задуманного колорита – тоже ритмический прием в создании композиции в целом. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое, но можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется.
Колорит в композиции есть то, когда смотришь на одну фигуру и видишь, что она отвечает другим, т.е. когда все поет вместе.
Наряду с композицией, ритмом и прочими средствами создания нового произведения, колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности. Продуманный колорит, верное распределение цветовых пятен и плоскостей при грамотном композиционном построении делает изделия значительным художественным произведением.
Описание этапов проектирования изделия.
При создании композиций основное внимание уделялось комбинированию различных природных, текстильных и дополнительных материалов.
Всю работу можно разделить на несколько этапов.
Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап:
Экологическая оценка.
Изготовленные мной декоративные композиции украшают интерьер нашего дома, поэтому было очень важно, чтобы материалы, из которых они выполнены, не выделяли вредные для организма человека вещества. Изделие получилось экологически чистым, так как его основу составляют природные материалы, а краски выбраны акриловые, на водной основе.
Заключение.
В процессе творчества я изучила историю и виды декоративных композиций, познакомилась с различными приемами стилизации, освоила новые способы и приемы работы с разными материалами. Думаю, что мне удалось сделать оригинальные изделия, выдержать единый стиль и колорит каждой композиции. Дав волю своей фантазии, я виртуально побывала на море и прогулялась по загадочному лесу. А ещё у меня получился хоть и не настоящий, но красивый аквариум с рыбками.
Список литературы.
Приложение.
Технологическая последовательность изготовления.
Выбор темы композиций был обусловлен возможностью воссоздать атмосферу морского дна и доисторических джунглей с их обитателями. Я просмотрела много материала по выбранной теме в журналах, книгах, Интернете. В результате было принято решение выполнять работу в стилизованной манере, опираясь на фотографии и рисунки реально существовавших и существующих сегодня растений и животных. Процесс подбора материалов для изготовления элементов композиции был очень интересным. Приходилось искать в самых обычных вещах схожесть с
кораллами и актиниями, пальмами и колокольчиками, рыбками и насекомыми.
Изготовление тропических рыбок. Загрунтовать семена-крылатки клена акриловым грунтом, раскрасить акриловыми красками.
Изготовление ракушек. Загрунтовать макароны- ракушки и раскрасить акриловыми красками.
Изготовление актиний. Соединить веточки с березовыми соцветиями скотчем, загрунтовать, раскрасить, соединить клеем ПВА с макаронами.
Изготовление кораллов. Обработать веточки клеем ПВА, обсыпать пшеном, раскрасить.
Изготовление колокольчиков. Загрунтовать семенные коробочки, покрасить, Закрепить на проволоке, обернуть стебель креповой бумагой.
Изготовление деревьев. Загрунтовать и покрасить кленовые семена-крылатки, наклеить на картонные треугольнички, приклеить листья на заранее покрашенные веточки.
Сборка деталей в композицию.
Материалы и инструменты
|
Экономический расчет.
Перед тем, как что-либо изготовить, надо выяснить, во что обойдется работа. Необходимо рационально поступать, проявляя предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить изделие с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов и, вместе с тем, наделив её целым рядом достоинств.
Природные материалы отличаются экономичностью и доступностью. Потратиться пришлось на акриловые краски и грунт, силиконовый герметик, клей ПВА, набор кистей. Но самое ценное в композициях - это труд и время, вложенные в кропотливую работу. Вот примерный экономический расчет:
№ | Материал | Кол-во | Стоимость |
1 | Ламинат | 10 руб. | |
2 | Герметик силиконовый | 60руб. | |
3 | Клей ПВА | 50 руб. | |
4 | Пенополистирол | 2 руб. | |
5 | Саморезы | 4 шт. | 4 руб. |
6 | Грунт акриловый белый | 250 гр. | 25 руб. |
7 | Краски акриловые | 160 руб. | |
8 | Краска акриловая «перламутр» | 20 руб. | |
9 | Набор кистей | 100 руб. | |
10 | Зубочистки | 10 шт. | 1 руб. |
11 | Трубочки коктейльные | 5 шт. | 2 руб. |
12 | Крупа гречневая | 100 гр. | 4 руб. |
13 | Крупа манная | 30 гр. | 50 коп. |
14 | Пшено | 300 гр. | 5 руб. |
15 | Чечевица | 10 гр. | 50 коп. |
16 | Макаронные изделия(ракушки,трубочки) | 200 | 4 руб. |
17 | Английские булавки | 20 шт. | 6 руб. |
18 | Нитка | 1 м. | 25коп. |
19 | Сезаль | 20 руб. | |
20 | Камни цветные | 2 руб. | |
21 | Яйца перепелиные | 3 шт. | 15 руб. |
22 | Бумага креповая | 25коп. | |
23 | Пластилин | 6 руб. | |
24 | Медная проволока | 2 руб. | |
25 | Электроэнергия | 10 руб. |
Затрат на амортизацию оборудования нет, т.к. все работы выполнялись вручную.
Материальные затраты составили: 510 руб.
Выбери путь
Сила слова
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рисуем белые грибы пастелью
Развешиваем детские рисунки дома