Павел Петрович Аносов один из тех, чьё имя знает каждый златоустовец. Этот человек, без преувеличения, составил целую эпоху в жизни нашего города, во многом именно ему обязан Златоуст славой своеобразной столицы качественной металлургии.
С 1817 года на протяжении 30 лет в Златоусте он жил и работал. Здесь же открыл тайну булатной стали.
Булатная сталь когда-то изготовлялась в Индии, Иране, Сирии. Но разорительные нашествия Батыя и Тимура уничтожили секрет ее производства. Восстановить его пытались многие ученые и металлурги мира. В течение нескольких десятилетий П.П.Аносов тоже искал этот секрет. Вместе с ним, под его руководством трудились и замечательные златоустовские мастера-умельцы Н.Шевцов, П.Уткин и другие. Наконец в 30-е годы XIX века тайна булата была раскрыта. Златоустовский булат был признан лучшим в мире.
Вложение | Размер |
---|---|
anosov.doc | 178 КБ |
Выполнил:
ученик 10 класса МС(К)ОШИ № 31
Мажирин Пётр
Руководитель:
Панасова С.В.
г. Златоуст
2012 г
Как ярко город освещен огнями,
Как празднично сегодня оживлен!
На площади рабочими руками
Памятник у нас сооружен.
Цари себе столпы сооружали,
Но «слава» исчезала словно дым,
А наш Аносов, мастер русской стали,
Народом на века любим.
Не черствое, холодное уменье,
Не жажда личной славы и побед –
Служить народу русскому стремленье
Родило все труды его на свет.
Взгляни, с какой любовью и заботой
Отшлифовали розовый гранит,
И как сверкают буквы позолотой…
Нет, не забыт Аносов, не забыт!
Великий металлург-новатор,
Аносов гордостью Отчизны стал.
Аносовскою сталью и прокатом
Поныне славится Урал!
С.Соложенкина 1954г.
Павел Петрович Аносов один из тех, чьё имя знает каждый златоустовец. Этот человек, без преувеличения, составил целую эпоху в жизни нашего города, во многом именно ему обязан Златоуст славой своеобразной столицы качественной металлургии.
В первой половине XIX века в южноуральской промышленности продолжает
развиваться техническая мысль. Огромный вклад в теорию и практику металлургии внес выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов.
С 1817 года на протяжении 30 лет в Златоусте он жил и работал. Здесь же открыл тайну булатной стали.
Булатная сталь когда-то изготовлялась в Индии, Иране, Сирии. Но разорительные нашествия Батыя и Тимура уничтожили секрет ее производства. Восстановить его пытались многие ученые и металлурги мира. В течение нескольких десятилетий П.П.Аносов тоже искал этот секрет. Вместе с ним, под его руководством трудились и замечательные Златоустовские мастера-умельцы Н.Шевцов, П.Уткин и другие. Наконец в 30-е годы XIX века тайна булата была раскрыта. Златоустовский булат был признан лучшим в мире.
П.П.Аносов изобрел также золотопромывательные машины, которые получили распространение на Урале. Много сделал Аносов и для улучшения работы фабрики (холодного) оружия, основанной в Златоусте в 1815 году. Художественно украшенные изделия, изготовленные Златоустовскими мастерами И.Бушуевым, И.Бояршиновым, В.Южаковым и другими, до сих пор хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, в Эрмитаже Ленинграда, в Московском историческом и других музеях страны как образцы высокого искусства русских мастеров. Однако царское правительство ничего не сделало для внедрения в производство его изобретений и открытий.
По достоинству заслуги П.П.Аносова оценены только в советское время: в Златоусте в связи со 150-летием со дня рождения ему воздвигнут памятник; в ряде учебных заведений учреждены стипендии его имени и премии за работы в области металлургии. Имя П.П.Аносова присвоено Златоустовскому индустриальному техникуму.
Более полутора десятилетий он был горным начальником Златоустовских заводов, многое сделал для усовершенствования металлургического производства. Благодаря Аносову Златоуст с середины XIX века стал признанным центром российской качественной металлургии, где разрабатываются и внедряются многие новинки в этой области. К этому времени Златоуст стал пятым по численности населенным пунктом Урала после Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Перми и Тюмени.
В металлургии Аносов первым в мире применил газовую цементацию металла; разработал новый метод получения высококачественных сталей, объединив процессы науглероживания и плавления металла, создав на основе этого метода технологию производства булата и изготовления из него холодного оружия.
В 1837 году осуществил переплавку чугуна в сталь как с добавкой, так и без добавки железа. Впервые в России разработал дешевую технологию производства огнеупорных тиглей – основного оборудования сталеплавильного производства того времени (ранее тигли возились из Германии).
Положил начало металлографии, в 1931 году впервые в мире применив микроскоп для исследования строения стали; доказал, что узоры на металле отражают его кристаллическое строение, установил влияние макроструктуры металла на его механические свойства.
В 1936 году организовал на Златоустовском заводе первую химическую лабораторию, где проводил опытно-экспериментальные работы по изучению свойств сталей и сплавов, сплавлению цветных металлов.
В геологии Аносов составил детальный геологический разрез по линии Златоуст – Миасс, описал многие рудники и копи, открыл месторождения корунда и золота, ввел термин «Златоустовский Урал» для обозначения территории Златоустовского горного округа
В практике золотодобычи Аносов в 1838-1843 гг. изобрел и внедрил на Миасских золототых приисках новые золотопромывальные машины, в т.ч. с паровым приводом, предложил и испытал способ получения золота из золотосодержащих песков методом плавления в печах. В его бытность миасские золотые прииски достигли пика в золотодобыче.
В горнозаводской промышленности Аносов значительно улучшил организацию труда и сократил производственные расходы на Златоустовских заводах, разработав и внедрив новые штаты; заменил вредное для здоровья рабочих ртутное золочение клинков на гальваническое, изобрел цилиндрические мехи, сконструировал и внедрил переносные конно-чугунные и конно-железные дороги для перемещения тяжелых грузов на приисках и заводах горного округа.
Первая научная работа Аносова «Систематическое описание горного и заводского производства Златоустовского завода» была написана в 1819 году (см. Приложение 1); в дальнейшем его научные труды – «Об опытах закалки стальных вещей в сгущенном воздухе, произведенных в 1828 и 1829 годах» (1829), «Геологические наблюдения в округе Златоустовских заводов и в местах, прилегающих к оным» (1834), «О приготовлении литой стали» (1837), « О булатах» (1841) – публиковались в «Горном журнале», корреспондентом которого Павел Петрович был с момента основания (1825). Итоговый труд Аносова «О булатах» вышел отдельным изданием в конце 1841 года, переведен на немецкий и французский и опубликован за рубежом в 1843 году.
За организацию на Артинском заводе производства высококачественных кос Аносов был избран действительным членом Московского общества сельского хозяйства (1834) и награжден золотой медалью этого общества (1839). В 1843 году Павла Петровича избрали членом-корреспондентом Казанского университета (диплом об избрании подписан ректором университета, создателем неэвклидовой геометрии Н.Лобачевским), а в 1846 году – почетным членом Харьковского университета. Аносов был награжден орденами Св.Владимира 3-й ст. (1837), Св.Анны 2-й (1836) и 3-й (1824), Св.Станислава 3-й ст. (1835).
К тому времени, когда Аносова назначили начальником горного округа, он уже провел в Златоусте четырнадцать лет, и у него выработалось свое отношение к тем «методам» управления, на которых держался крепостной Урал.
На оружейной фабрике сложились совсем другие отношения мастеровых с начальством. Успех дела тут держался не на палках, а на заинтересованности рабочих в своем труде. Аносов сумел пробудить в людях чувство гордости за свой труд. Он не только работал со Швецовым у горна, он советовался с рабочими как со знатоками дела, как с людьми.
Аносов делал все, чтобы поднять человеческое достоинство, уверенность русских мастеровых в своих силах и возможностях.
Аносов освежил затхлую атмосферу тогдашнего горнозаводского Урала, он сделал весьма серьезные шаги для подъема производства на более высокий уровень. От горнотехнического персонала стали требовать систематического повышения знаний. В златоусте организовали химическую лабораторию. В музеуме собирались гонные породы, разные заводские издания, образцы общеупотребительных инструментов, модели устройств и машины.
Всем этим Златоуст сильно отличался от иных «гнезд» хребта Уральского.
И Златоустовским художникам есть чем гордиться — история художественного творчества в нашем городе насчитывает два века.
Историк и искусствовед Л. В. Лаженцева нашла в архивах интереснейшие документы о целой династии златоустовских живописцев — семье Бояршиновых. Её родоначальник — Пётр Климентьевич — был иконописцем и живописцем, работавшим на Златоустовском заводе в начале XIX века.
В январе 1800 года вместе с Александром Тележниковым был отправлен в Екатеринбург «для снятия портретов Государя Императора». Позднее П. К. Бояршинов не раз командировался для совершенствования в области живописного искусства в Москву и в Тверь. Лаженцевой удалось отыскать в музее Горного института в Санкт-Петербурге уникальную икону, украшенную уральскими самоцветами — аметистами, бериллами, малахитом — и написанную П. К. Бояршиновым: внизу на яшме чёткая гравировка «Рисованъ в Златоустовскомъ заводе шихтмейстеромъ 13 класса Петромъ Бояршиновымь 1826 года»
Сыновья Петра Бояршинова — Иван, Андрей и Василий — пошли по стопам отца. Иван стал одним из первых златоустовских художников-граверов, Андрей и Василий – живописцами. В известном «Атласе действия Златоустовской оружейной фабрики» (1827 год), хранящемся в библиотеке Горного института, собрано 49 прекрасных акварельных рисунков Ивана и Василия Бояршиновых, отображающих все процессы изготовления стальных клинков на Златоустовской оружейной фабрике, виды Златоустовского завода и Оружейной фабрики. Сын Андрея Бояршинова — Егор — будучи в длительной командировке в Петербурге, с разрешения начальства посещал в качестве вольнослушателя классы в академии художеств и в 1849 году за представленную живописную картину «Златоустовский завод при ночном освещении» получил звание учителя рисования. Своеобразной художественной школой в Златоусте была чертёжная мастерская завода. Для составления различных планов, видов заводских строений требовалось хорошее владение рисунком, отточенная техника. Всем этим хорошо владели мастера, работавшие в чертёжной мастерской в первой половине 1810-х годов: иконописцы Александр Тележников и Пётр Бояршинов, живописцы Андрей Бояршинов и Николай Бушуев (отец И. Н. Бушуева), чертёжники Семен Фетисов, Григорий Бояршинов, Иван Галкин, Василий Маршалов. В чертёжной мастерской Златоустовского завода прошёл основательную подготовку и легендарный Иван Бушуев, один из основоположников уникального искусства златоустовской гравюры на стали. К слову сказать, хорошим рисовальщиком был и Павел Петрович Аносов. Его, выражаясь современным языком, дипломная работа «Систематическое описание горного и заводского производства Златоустовского завода» (1819 год) проиллюстрирована прекрасно выполненными рисунками, на которых запечатлены: устройство плотины и кричных молотов, план и разрез доменной фабрики, выжег древесного угля и многое другое.
Нельзя здесь не упомянуть и Ефима Семёновича Абабкова, талантливого златоустовского художника, чья биография долгое время была практически неизвестна, а под его полотнами красовались надписи «картина неизвестного художника». Восстановила биографию художника С. Н. Куликовских, кандидат исторических наук, доцент Златоустовского филиала ЮурГУ. Ей удалось установить, что в 1843 и 1844 годах Абабков выполнил две акварели,
на которых изображен горный начальник Златоустовских заводов П. П. Аносов. Первый портрет, прежде записанный как «Портрет неизвестного военного», хранится в фонде дореволюционного рисунка Государственного Русского музея, второй — в фонде краеведа А. К. Шарца Пермского государственного архива. Кисти Абабкова принадлежат и два портрета Главного начальника горных заводов хребта Уральского генерал-лейтенан В. А. Глинки, написанные в 1848 и 1853 годах и хранящихся ныне в картинной галерее Екатеринбурга. Интересны и пейзажи Абабкова — акварель «Вид города Златоуста, 1853 года» (хранится в Государственном Русском музее) и рисунок разведённой тушью «Вид Зпатоустовского завода на Урале. С натуры рисовал Абабков 1851 года Мая 5 дня» (Российская национальная библиотека им. М.Е Салтыкова-Щедрина.
Образы Златоуста и Златоустовского Урала запечатлены многими художниками — профессионалами и любителями, в разные годы бывавшими здесь. Тема «Златоуст в изобразительном искусстве» исследована пока ещё фрагментарно, но известно немало интересных фактов, обнаруженных одним из старейших краеведов города Н. А. Косиковым и молодым кандидатом искусствоведения Е.П.Алексеевым.
В 1828 году Златоуст в составе экспедиции А. Я. Купфера посетил профессор химии Казанского университета К. К. Клаус, сделавший серию цветных зарисовок наших мест. В 1833 году в Париже был выпущен альбом видов Урала, составленный из литографированных рисунков Клауса, в числе которых «Вид Златоуста», «Вид Златоуста с самой высокой вершины Урала», «Вид Таганая около Златоуста».
Серию карандашных рисунков Златоуста сделал в 1837 году поэт В.А. Жуковский, сопровождавший в поездке по России наследника престола цесаревича Александра.
Подробнее мне хочется рассказать об Иване Николаевиче Бушуеве. Он явился основателем русской школы Златоустовской гравюры на стали – еще при жизни стал народной легендой. Его с любовью называли Иванко-Крылатко. Иван Бушуев был старшим мастером отделения украшенного оружия. Вот так характеризует молодого художника П.Свиньин: «Бушуев – молодой человек, обещает много хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству
и душу пылкую. Сверх того, он любит и пописывает стишки».
Как жаль, что до нас не дошло ни одной строки его стихов. Пожалуй, они бы о многом могли рассказать, и мы заглянули бы еще глубже в душу этого самобытного художника, разносторонне образованного и одаренного
В 1827 году Бушуева направили в Академию художеств, «для получения образования и усовершенствования по искусственной части исторической живописи и прочих предметов». Без сомнения, эта поездка в столицу, общение с художниками дали ему немало. Но он терялся в чужом и огромном городе, ему было одиноко. Да и руки скучали по работе. Он тосковал о далеком Урале, о жене Ирине, сыне. И не выдержал. Махнул рукой на образование и усовершенствование — и домой в Златоуст.
Спустя три года Бушуев берется за работу, которая надолго захватит его, которой он отдаст все свое мастерство и весь свой талант. Художник будет торопиться, как бы предчувствуя, что в его распоряжении осталось не так уж много времени. Подлинным шедевром художественного металла стало «древнее вооружение» — лебединая песня Иванки-Крылатки. (Хранится в Златоустовском краеведческом музее) (см. Приложение 2)
Он работал над «вооружением» с 1830 по 1834 год. Работал не один — почти все художественное отделение было занято этим, но душой и главным исполнителем оставался Иван Николаевич.
Древнее вооружение состояло из шлема, щита, меча и лат. Шлем стилизован под греческий, со скульптурным изображением Сфинкса, который как бы поддерживает золоченый гребень из перьев. Ажурный сквозной орнамент завершает эту композицию. Над украшенным вытравкой и золочением небольшим козырьком - барельеф двуглавого орла. Справа и слева от него – крылатые коньки.
Десять лет сопровождали они творчество Бушуева: легкие, златокрылые, мчались по синеной поверхности клинков. И вот в последний раз замерли на шлеме. Есть в них что-то от коня Георгия-Победоносца, каким изображали его иконописцы Суздаля и Новгорода в XV—XVI веках. Это уже не те кони, что летели по клинкам и привораживали к себе всех, кто когда-либо видел их. Там они действительно летели. А здесь резко вздыблены их мускулистые тела. Нет, эти кони не в полете — они готовятся к бою: оскаленная пасть, грозно подняты копыта передних ног. Еще миг — и опустятся копыта на... двуглавого орла — символ самодержавия, царизма. Хотя и вероятнее всего, Бушуев об этом не думал. А может, был такой замысел? Ведь совсем недавно шли за Урал в далекую Сибирь декабристы…
Основой «древнего вооружения» являются стальные латы. Причудливо разбежался по ним золотой орнамент из традиционных листьев аканфа, лавра, пальмы. Тут и там — затейливые розетки и звезды. Все это чередуется со скульптурными вставками, наборными пластинками. Панцирь, кроме традиционных вытравки, синения и золочения, богато украшен чеканкой по меди с последующим ее золочением. На плечах лат — чеканные и тоже золоченые маски львов. В центре панциря — голова мифической Медузы Горгоны с раскинутыми во все стороны волосами- змеями.
«Древнее вооружение» вобрало в себя все приемы обработки и украшения металла того времени. Мы видим на этом шедевре декоративно-прикладного искусства вытравку и полировку, золочение и синение, просечные и ограночные работы, чеканку и оклейку металла бархатом. Все это искусно сделали Златоустовские художники, вложив в работу всю душу.
В одиночку Бушуев не закончил бы эти рыцарские доспехи и за десять лет. Его задумку и рисунки воплощали в металле кузнецы, полировщики, резчики, граверы — всего 32 мастеровых. Среди них были такие мастера златоустовского художественного металла, как Л. Лукин, Д. Ронжин, А.Бояршинов, Т.Цыпленков, М.Пелявин и другие.
Долгие годы «Древнее вооружение» находилось в Петербурге, потом, уже при советской власти, оно было доставлено в Златоуст в местный краеведческий музей. Недостает только щита и меча. Описание их сохранилось в Златоустовском архиве (филиал Государственного архива Челябинской области).
Последняя работа художника. В привычных орнаментах, в скульптурных украшениях мы видим завет будущим поколениям Златоустовских мастеров гравюры — не терять мастерства.
Жаль, что в литературе нет описания прижизненного портрета П.П.Аносова, выполненного художником Е.С.Абабковым (см. Приложение 3). Но даже на первый взгляд, видно, что это чрезвычайно талантливый и трудолюбивый человек. Высокий лоб говорит о пытливом уме. У него проницательный взгляд и добродушная улыбка. По выправке и двубортному мундиру, который наглухо застегнут, можно определить, что это человек военный, недаром прежде он был записан, как «Портрет неизвестного военного». Густые золотистые эполеты и крест (знак ордена) святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени – был пожалован «во внимание к ревностной службе и усердным трудам на пользу отечественной горной промышленности» в1837 году. Глядя на портрет, переполняешься гордостью за то, что ты живешь в городе, где творил один из выдающихся русских металлургов Павел Петрович Аносов.
Литература.
Плавает ли канцелярская скрепка?
Рукавичка
Пейзаж
Глупый мальчишка
Привередница