Конспект подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР, с использованием ИКТ.
Тема: «Автоматизация звука /С/ в слогах, словах и тексте. Зимушка – зима».
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнить артикуляцию звука С.
Работать над автоматизацией этого звука в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.
Учить выполнять нетрадиционные техники рисования: печать поролоном по трафарету, набрызг.
Коррекционно-развивающие цели:
Развивать речевое дыхание, ритмическую сторону речи. Закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох. Развивать внимание, память, мышление; фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику; мимические мышцы лица. Закреплять рисование пальчиками. Упражнять в отображении состояния зимней погоды в рисунках (ясно, метель). Развивать чувство композиции, колорита.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать у детей самоконтроль за речью. Воспитывать выдержку, терпение, усидчивость, умение работать в подгруппе; эстетическое отношение к природе и её изображению в различных изобразительных техниках.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, бумажные снежинки, контейнер с фасолью, предметные картинки, мяч, чашки с бисером, карточки, иллюстрации картин для показа на мультимедиа, тонированная бумага голубого цвета для фона, зелёная, белая, коричневая, голубая гуашь, мисочки для краски, тампоны поролоновые, жёсткие кисти, трафарет, зубные щетки по количеству детей для набрызга, салфетки.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Организационный момент.
Логопед. Прослушайте отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев».
Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь
Месяц с именем январь
Белой вьюги вьётся шаль,
Весь в снегу пришёл февраль.
В. Степанов
Посмотрите на экране две иллюстрации зимней погоды – ясно и морозно; метёт метель. Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным? Слайд № 1
Перечислите зимние месяцы по порядку. О зимней погоде мы с вами поговорим позже.
Логопед приглашает детей пройти к столику, на котором стоит контейнер с белой фасолью, среди фасоли спрятаны снежинки с предметными картинками.
Логопед. Я наполнила этот контейнер маленькими волшебными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по одной волшебной снежинке.
Дети опускают руки в бассейн, достают и рассматривают снежинки.
Логопед. Ребята, посмотрите, внимательно на картинки. Назовите их.
Дети называют: коса, санки, сумка, стол.
Логопед убирает контейнер, помещает снежинки на наборное полотно.
Логопед. Подумайте хорошенько и скажите мне, какой звук есть в названии каждой картинки. Постарайтесь произнести его правильно. Дети - звук [с].
Логопед. Давайте произнесем звук [с] все вместе. Дети вместе с логопедом произносят звук [с].
Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный? Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.
Дети. Он глухой.
Логопед. Твердый или мягкий? Дети. Твердый.
Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. Кто повторит за мной характеристику звука [с]? Дети. Это согласный твердый глухой звук
Логопед. Садитесь. Вы правильно назвали картинки. А теперь давайте повторим их названия все вместе. Дети. Коса. Санки. Сумка. Стол.
Логопед. Хорошо. Вы отлично справились с первым заданием. Сегодня мы с вами повторим автоматизацию звука [с] в словах, предложении и тексте.
5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику стоя.
Стою и снежинки в ладошку ловлю Ритмичные удары пальцами левой руки,
начиная с указательного, по ладони правой руки
Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой руки,
и снежинки люблю, начиная с указательного, по ла дони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленными
Как видно, ладошки мои горячи. ладонями.
Н. Нищева
3. Д/и «Узнай по частям»
Логопед помещает на наборное полотно картон с изображением частей снеговика
Логопед. Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части? Дети. Снеговик.
Почему вы так думаете? Дети дают объяснение. Логопед убирает карточку.
Логопед. Давайте еще раз четко произнесем это слово по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой.
Дети. Сне-го-вик. Молодцы! Верно! Пройдите к доске, возьмите по одному конверту с частями и попробуйте сделать каждый своего снеговика.
Дети собирают снеговиков. Они отличаются друг от друга размерами.
Логопед. У вас получились одинаковые снеговики. Дети. Нет. Разные. Два снеговика большие и два маленькие.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Дети проходят и по просьбе логопеда образуют круг. Логопед берет в руки мяч.
Логопед. Я буду говорить о части большого снеговика, какая она, а вы будете подбирать слово - «наоборот» про такую же часть маленького снеговика. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу мяч.
Логопед. Длинный нос.
1–й ребенок. Короткий нос.
Логопед. Широкий шарф.
2-й ребенок. Узкий шарф.
Логопед. Большие снежки.
3-й ребенок. Маленькие снежки.
Логопед. Высокий снеговик.
4-й ребенок. Низкий снеговик.
6. Д/и «Снегопад»
Логопед предлагает детям пройти за столы и раздает карточки. Каждая карточка разделена на девять равных квадратов. В каждом квадрате нарисован предмет. На стол логопед ставит контейнер со снежинками из плотной бумаги.
Логопед. А теперь игра «Снегопад». Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками все картинки, в названии которых звук [с] отсутствует. Дети выполняют задание логопеда и по его просьбе по ходу выполнения делают комментарии.
Логопед. Замечательно! Вы справились и с этим заданием. А теперь все по очереди назовите слова с «нашим» звуком! Молодцы!
Логопед. И с этим заданием вы справились.
8.Физминутка «Снеговик»
Логопед. А сейчас, ребята, самое время размяться.
Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
В. Егоров
Логопед. Молодцы, ребята, вы отлично справились, теперь если у меня возникнет проблема, то я знаю, что вы мне обязательно поможете её разрешить!
Логопед читает отрывок из стихотворения А. Пушкина:
1) …Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима…
2) …Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Мы сегодня с вами всё время говорим о зиме. Все игры и упражнения посвящены этому времени года. Давайте изобразим зимушку разными техниками рисования. Выберите подходящие иллюстрации, определите, чем они похожи, выделите основные признаки ненастной и ясной погоды зимой, решите, какие из них лучше изобразить.
Слайд № 2
Обсуждаются различные техники и способы изображения: снег изображается пальчиками, набрызгом, жёсткой кистью; ели, зайцы – печатью по трафарету; шишки на елях – концом жёсткой кисти.
При затруднениях напоминаю приёмы работы в выбранных техниках. Выполненные рисунки группируются по темам: «Ясно и морозно в лесу», «Снегопад в лесу», «Сильная метель в еловом лесу». Далее они оформляются: вставляются в рамки или паспарту. Получается подобие выставки. Дети выбирают понравившиеся работы, дают им названия.
9. Окончание непосредственно – образовательной деятельности [Даётся оценка деятельности детей.]
Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, назвать понравившиеся игры и задания. Затем он оценивает работу каждого ребенка и вручает детям призы за старание.
Логопед. Ребята, а какие задания мы с вами сегодня выполняли? Дети дают объяснение.
А какое задание вам понравилось больше других и чем? Дети дают объяснение
Логопед. Вы все сегодня отлично потрудились и получаете призы!
Рисунки детей прилагаются к конспекту.
В Китае испытали "автобус будущего"
Лиса и волк
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Белый лист
Девчата