История недавнего времени показала, что как только христианские основы поведенческой культуры изымаются, общество начинает деградировать. Утрата христианских ценностей влечет за собой разрушение основ этикетных норм, например нарушения застолья. Постоянные телефонные разговоры во время застолья, привычка оставлять еду на тарелке - все это отражает небрежное отношение к пище и самой трапезе. Увы, во многих современных семьях «главное украшение новогоднего (да и любого другого!) стола - телевизор».
Вложение | Размер |
---|---|
stol-_ladon_boga.doc | 62.5 КБ |
Секция Народная культура: фольклористика и этнография
Стол- ладонь Бога
Спиридонова Олеся, МБОУ «Ян- Норвашская СОШ», 6 класс
Научный руководитель: Ахметова Анжелика Геннадьевна, учитель русского языка
и литературы МБОУ «Ян- Норвашская СОШ»
Оглавление
1.Введение …………………………………………………………стр. 3
2.Основная часть………………………………………………….. стр. 4
2.1.Основа русского застолья - хлеб………………………… ...стр. 4
2.2. Соль- неотъемлемая часть русского застолья ……………стр.4-5
2.3.Стол- ладонь бога……………………………………………стр.5-6
2.4. Что общего между русскими и чувашскими
обычаями за застольем стр.6
3. Заключение ………………………………………………………..стр. 6-7
4. Литература………………………………………………………..стр. 8
Приложения …………………………………………………………стр.9-11
Введение
История недавнего времени показала, что как только христианские основы поведенческой культуры изымаются, общество начинает деградировать. Утрата христианских ценностей влечет за собой разрушение основ этикетных норм, например нарушения застолья. Постоянные телефонные разговоры во время застолья, привычка оставлять еду на тарелке - все это отражает небрежное отношение к пище и самой трапезе. Увы, во многих современных семьях «главное украшение новогоднего (да и любого другого!) стола - телевизор».
Вот я и задумалась, а правильно ли мы ведем себя за столом? Как раньше наши предки относились к поведению за столом? И почему моя бабушка всегда говорит, что «стол- это престол», «стол- ладонь бога», да еще заставляет съедать хлеб до конца. И я подумала, а почему бы из бабушкиных слов не написать исследовательскую работу «Стол- ладонь Бога».
Цель работы: рассмотреть значение «стол- ладонь бога».
Задачи: 1. Выяснить, что же являлось основой русского застолья.
2. Выявить, что соль - неотъемлемая часть христианского стола.
3. Узнать традиции гостеприимства за русским столом.
Объект исследования: стол, его традиции и обычаи.
Основа русского застолья – хлеб.
Основой русского застолья был хлеб. Значение хлеба в жизни русского человека трудно переоценить :и сегодня мы употребляем его почти со всеми блюдами. Хлеб называли «божьим даром»,уверяя ,что Бог наделяет им человека и вместе с ним той или иной судьбой, а также счастьем. Существовало огромное число указаний, как обращаться с хлебом. Вспомним пословицу: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска». Крошки, упавшие во время еды, следовало поднять, поцеловать и съесть. Нельзя было доедать хлеб за кем- либо, считалось, что так можно было забрать его счастье себе.
А съесть хлеб за спиной другого человека, съедаешь его силу. Оставлять недоеденный хлеб на столе также не разрешалось – начнешь худеть, так как «хлеб будет есть тебя». Съесть один кусок на двоих разрешалось только очень близким людям.
Преломляя хлеб, скрепляли договорные обязательства, например, во время свадьбы священник разламывал хлеб и отдавал его ломти родителям и родственникам новобрачных в знак сохранения между ними любви и согласия. Выделяя кого-либо во время обеда ,царь посылал со своего стола ломоты хлеба и соль. При получении такой награды следовало обязательно встать и поблагодарить наклоном головы во все стороны.Монастыри и бояре по случаю различных праздников событий присылали царю большие хлебные караваи. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом.
Соль – неотъемлемая часть русского застолья.
Как хлебу, соли придавалось огромное значение. Хлеб давал благополучие и богатство, а соль защищала от злых сил. Приглашая на угощенье, всегда упоминали «хлеб-соль».Их же подносили гостям, выражая гостеприимство, приветствуя в своем доме. Отказаться от этого угощения было нельзя, так как «от хлеба и соли и царь не отказывается». В начале застолья, когда гости рассаживались за столом, хозяин разрезал хлеб на небольшие кусочки, посыпал солью и раздавал их всем гостям. Этим он выражал свое дружелюбие и расположение к каждому приглашенному. Также считалось, что хлеб-соль отгоняет злых духов и устраняет злые мысли. Обмакивать хлеб в солонку или опускать в нее пальцы строго запрещалось. Существовало поверье, что так поступал Иуда, и Христос никогда не может посетить дом, где нарушают этот запрет. Нарушавший этот обычай человек становился врагом дома. При передаче соли кому-либо непременно следовало рассмеяться, чтобы предотвратить ссору, нужно было бросить щепотку соли через левое плечо.
На Руси солью и уксусом заправляли не только овощи, но и фрукты. На зиму заготавливали соленые огурцы, капусту, яблоки, вишни и груши. Во время варки пищи соль не добавляли, солили уже за столом по вкусу.
Стол - ладонь Бога.
Во время трапезы в богатых домах столы покрывали скатертями, а простые люди ели за непокрытыми столами. Стол был важнейшим атрибутом жизни русского человека. Русские люди рассматривали стол как ладонь Бога, поэтому не разрешалось по нему стучать, держать на нем не относящиеся к трапезе предметы. Обеденный стол – один из наиболее важных предметов домашнего обихода. В старину его ставили в Красный Угол (Красный Кут), под образа. В глазах наших Предков стол был ладонью Бога и домашним «престолом» (алтарём). «Хлеб на стол, так и стол - престол». Поэтому многие славянские обряды (свадьба, родины (рождение ребёнка) и др.) включали в себя ритуальный обход этого предмета: «Обойти стол – в ритуальном смысле значит обойти Мировую Гору, Столб, держащий все три Мира, приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например, брак». Ходить вокруг стола вне обряда – возбранялось. Священная Середина Мироздания – начало и конец пути, а потому, по христианскому обычаю, отправляющийся в дорогу целовал стол: если предстоял дальний путь – середину стола, если близкий – один или оба его угла, приходящиеся на избу. То же делалось и по возвращении домой.
Восприятие стола как дающей руки Бога и домашнего алтаря делало немыслимым неуважительное отношение к нему. Поэтому в народном обычае известно множество запретов, связанных с поведением за столом: нельзя играть, стучать по столу вилкой или ложкой, втыкать в столешницу нож, садиться есть грязным, в шапке, шумно вести себя…
При новоселье первым из предметов мебели вносили стол, после этого – молились на четыре стороны света, а затем уже продолжали переезд. При продаже дома стол передавали новому владельцу – поставленный в Красном Углу домашний алтарь должен был там и оставаться.
На Руси существовал обычай пить за здоровье. Павел Алеппский отмечал, что человек, не осушивший чашу, поднятую за здоровье хозяев дома, воспринимался как враг и недоброжелатель.
Мытье рук перед застольем не считалось необходимым, хотя и бытовало мнение о том, что есть немытыми руками грешно, так как с едой в человека попасть нечисть, осевшая на руках. Кстати, принимая пищу в поле, крестьяне вытирали руки землей, присыпая ей очистительную силу от злых сил. Так соблюдался ритуальная чистота перед ЕДОЙ.
Какие же традиции существуют в других странах, связанных со столом? В литературе по этике я встречала название «шведский стол». Что общего у него с русским столом?
Что общего между русским и чувашским застольем.
Заключение.
Существовал обычай постоянно держать на столе хлеб – ради обеспечения достатка и благополучия. С этой же целью в праздничные дни выставляли как можно больше блюд. Если стол – это алтарь и ладонь Бога, то всякая трапеза – обряд. Пища на столе предлагается Богу (Богам), после чего – распределяется между присутствующими. А обряд, как известно, проводится по определённым правилам и предполагает чёткую последовательность действий.
В народном обычае места за столом строго распределены. Во главе стола, под образами, сидит глава семьи, старший мужчина. Рядом с ним – почётные гости, далее – по убыванию возраста и заслуг. Для мужчин предназначена лавка у стены, для женщин – приставная лавка. Раздачей пищи занимается хозяин дома: режет хлеб, делит мясо и т.д. Трапеза начинается с молитвы (славления Богов), к еде приступают по знаку главы семьи. «Ломать стол» - выходить из-за стола раньше, чем из-за него поднялся самый старший, строго запрещается.
Эта тема мне показалась очень интересной, потому что при поиске материалов к исследовательской работе, я заглянула в прошлое. Открыла много нового для себя: узнала не только христианские обычаи, но и узнала значение «шведский стол», «круглый стол». Уважительно стала относиться к столовому этикету, так как соблюдение этикета - признак воспитанности. А самое главное, я пришла к выводу, что стол- ладонь Бога. Моя бабушка оказалась права, и я благодарна ей за то, что она натолкнула меня на эту мысль. С точки зрения наших предшественников, стол - не просто вещь, необходимая в быту, а нечто много большее... Свидетельство тому - приметы и суеверия, поговорки и пословицы с ним связанные.
Список литературы
В.Пекелис. Как найти себя, М.: ДЛ,1989.
Е.Рабекина. Стол - божья ладонь.//«Этносфера». 2001, № 10,.
И.Аасамаа. Как себя вести, Т.:Валгус, 1989.
Макаров Б.Ф. Деловой этикет и общение. Учебное пособие для вузов / Б.Ф. Макаров, А.В. Непогода. – М.: Юстицинформ, 2006. - 240 с.
Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия.
Н.В.Чудакова. Энциклопедия .Я познаю мир. Культура., М.:АСТ, 1995.
Рогова А.В. Столовый этикет в вопросах и ответах / А.В. Рогова, Б.А. Шардаков // Секретарь-референт. - 2007. - №11.
Самсонова Е.А. Этика, мораль, этикет. Деловой этикет: учебник / Е.А. Самсонова. – М.: Бизнес, 2006. - 192 с.
Спраклинг Х. Искусство столового этикета / Х. Спраклинг. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 288 с.
Приложение 1
Приметы и суеверия о столе.
• За обеденным столом нельзя играть, стучать по нему ножом, вилкой или ложкой - иначе ссоры не миновать.
• Стол перевернулся - к драке. Ясное дело - без посторонней помощи этот не самый легкий предмет мебели не перевернется. Значит, кто - то так "нежно" его задел, что он аж перекинулся. Ну а раз домочадцы столь небрежно обходятся с "божьей ладонью", пусть скандалят и дерутся.
• Бумагой со стола вытирать - к дрязгам и склокам.,
• Ладонью крошки со стола не смахивай - не к добру. В самом лучшем случае вам грозит неудача в задуманном деле. Ну а ежели не возьметесь за ум и не исправитесь - пеняйте на себя: будете на том свете те же самые крошки выпрашивать. Так что будьте добры, проявляйте к Его величеству столу должные почет и уважение.
• Положить ключи на стол - к ссорам в семье. Не только ключи, но и любые посторонние, не имеющие отношения к еде предметы на столе - к неприятностям. Почему так? Все в доме должно иметь свое место.
• Держать на столе пустую посуду - к беде.З амечали ли вы, как наши проворные бабушки, едва гости или домочадцы закончат трапезу, бодро подхватывются со своих мест и бросаются уносить со стола пустые тарелки, чашки и стаканы? Замечать - то замечали, только наверняка никогда не догадывались, что за этим стоит. Дело совсем даже не в стремлении к чистоте и порядку, просто наши пращуры четко знали: пустая посуда - средоточие плохой энергетики. А раз так, в нее в два счета может забраться любой нечистый дух. Посему, как только "сосуд" опустошается". его срочно нужно уносить со стола. Кстати говоря, наша привычка ставить пустую бутылку из - под вина или шампанского под стол имеет те же корни.
• При пожаре первым из дома надо выносить стол - тогда и с ЧП быстрее справишься. Опять - такио отголоски представлений об особой роли стола в нашей жизни. Прародители полагали так: стоит сразу вынести из горящего дома стол, как он в благодарность - поможет правильно организовать спасение всего имущества.
• Перед отправлением в путь нужно поцеловать стол - поездка будет удачной. Стол, конечно, не икона, однако же, как выясняется, и он может"благословлять" перед дальней дорогой. Так что если вам предстоит трудное путешествие, не ленитесь " получить" одобрение и от него. В этом деле есть свои неписаные правила. Так, при отправлении в дальние края лобызать полагается середину стола, в места поближе - нужно прикладываться к одному или двум углам,"смотрящим" внутрь дома. По возвращении в родные пенаты также не забудьте чмокнуть стол - в знак благодарности за незримую поддержку в пути.
• Если "одинокая женщина желает познакомиться" и выйти замуж, нельзя садиться на стол или на его углу- иначе не видать ей суженого как своих ушей. Эта примета широко распрстранена не только у нас, но и во многих иноземных городах и весях. Правда, в разных местах она и интерпретируется по - разному. Так, кое- где считается, что девице - ослушнице придется ходить в девках семь лет. В иных краях знающие люди уверяют, будто не только женщине век не видать суженого, а еще и мужчину ждет та же печальная участь, стоит лишь ему пренебречь общими нормами.
• За стол ни в коем случае не должны садиться разом тринадцать человек - это к несчастью. В это примете заложен глубокий смысл. Как известно , во время Тайной вечери за стол уселись ровно тринадцать человек - сам Иисус и двенадцать его учеников, одним из которых был предатель Иуда. Этот факт народ истолковал буквально: стоит, дескать,"приземлиться" за столом такому же количеству людей, как кто - нибудь из них вскоре отправится к праотцам. Если по недосмотру хозяев или волею обстоятельств именно столько народу и собиралось, пращуры шли на разные уловки. Например, зазывали в гости соседей.
• Лишняя ложка или стакан на столе - к гостям. Каждый столовый прибор должен иметь своего хозяина. И коль скоро у вас образовался на столе лишний предмет, значит и гость не за горами. Готовьтесь! Дополнительная вилка или ложка появляется к приходу женщины, нож же - к прибытию особы мужского пола.
• Если стол сильно расшатался - вскоре хозяин дома заболеет. В старину сакральные предметы, находящиеся в доме, часто отождествлялись с его хозяином. Не стал исключением и стол. В старину придумали, как отвести беду. Расшатавшийся стол, как только он начинал скрипеть, выносили в холодное, по возможности заброшенное помещение. После недельной "отсидки" его исправляли и заносили в избу, надеясь, что теперь- то несчастье обойдет главу дома стороной. Но если финансовое положение семьи позволяло - обязательно заказывали новый стол. Старый же, навеки вечные прописывался в подсобном помещении.
20 января - Иоанна Крестителя. С утра, прежде чем сесть за стол, пили крещенскую воду Иордани (по названию реки, в которой крестили Иисуса Христа).
Приложение 2
Поговорки и пословицы о столе.
*Неволя, неволя — боярский двор: ходя — наешься, стоя — выспишься. Недосол — на столе, а пересол — на спине.
*Бог на стене, хлеб на столе.
*Гвозди на столе - и пиру конец.
*Гостям стол, а коням столб (для привязи).
* Ненакрытый обеденный стол имеет один недостаток, а накрытый – тысячу (Персидская пословица).
*Что на земле, то и на столе.
*Корова без клички - мясо, Корова в тепле - молоко на столе.
*Без соли стол кривой.
*За общим столом еда вкуснее (кабардинская пословица).
*Блоха проскочила, стол повалила.
*Все столом да скатертью.
*Лучше полынь есть, чем с нелюбимым за стол сесть.
Колумбово яйцо
Позвольте, я вам помогу
Одна беседа. Лев Кассиль
По морям вокруг Земли
Золотой циркуль