Исследовательская работа посвящена истории бисероплетения с древнейших времен.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_bisera_i_biseropleteniya.docx | 52.94 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 13»
Научно – исследовательская работа по теме
«Бисероплетение»
Выполнила: Фролова Юлия
Руководитель: Шаламова Вера Геннадьевна
2010- 2011 учебный год
Содержание:
Введение_________________________________ 3
разных странах___________________ 5
Заключение______________________________ 21
Литература______________________________ 22
Введение.
Идея данного проекта такова – предпринята попытка на основе исследований создать творческую работу по технологии бисероплетения – вида творчества, который в настоящее время получает всё более широкое применение. Чего только не мастерят сегодня из бисера современные рукодельницы - украшения, заколки, картины, шкатулки, игрушки, даже цветы и деревья. Одежда и аксессуары, расшитые бисером, настолько вошли в моду, что модельеры стали использовать этот материал в своих коллекциях. Сейчас бисер имеется в продаже в любом цвете, размере и количестве.
Диапазон возможностей бисероплетения огромен и разнообразен: от миниатюрных поделок до работ больших размеров; не только плоских, но и объемных. Используя на практике приемы бисероплетения, можно самостоятельно создавать оригинальные работы, разрабатывать свои композиции, придумывать необычные фактуры, используя новые цветовые решения. Это придаст изделиям особый колорит, и самостоятельный творческий опыт увенчается успехом.
Надеюсь, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство и понять его ценность и важность.
Цель проекта: создать творческую работу в технике бисероплетения.
Задачи проекта:
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «История бисера» рассматриваются становление техники бисероплетения в разных странах, способы производства бисера, его разновидности и виды работ из бисера.
Во второй главе «Технология бисероплетения» представлено планирование и этапы работы, необходимое оборудование, материалы и оформление готового изделия.
I История бисероплетения.
В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в I в., то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.
Человек окончательно отделился от животного мира когда придумал бусы – начало культуры и духовности. Так считают ученые. Верно ли это утверждение – неизвестно, однако везде и всюду в истории людей сопровождали украшения, собранные из бисера. Их вешали на различные части тела, украшали ритуальные предметы, оружие, одежду. Разные народы изготавливали изделия из бисера из разных материалов. Но техника плетения почти одинакова. Например, плетение «мозаикой» в Америке и на Среднем Востоке была известна много раньше, чем эти народы установили связь между собой.
История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египтом, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина III тысячелетия до н. э.); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад. Археология Двуречья, в особенности — Древних Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака — цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её — около четырёх с половиной тысяч лет. Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает — есть все основания считать, «что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия... отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет».
Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. 2000 лет назад за бисер можно было купить раба.
Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
Способы производства стеклянного бисера
Существовало несколько способов производства стеклянного бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста». Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.
Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в 1 в. до н. э. в Александрии — новом городе, заложенном Александром Македонским на юго-восточном берегу Средиземного моря, в западной части дельты реки Нила, был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки. Сo временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н. э. появилось полупрозрачное стекло, а в 1 в. до н. э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.
С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании. Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
Особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия. В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев и их дети признавались патрициями. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.
Но, несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII в. во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами — перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами-стеклоделами продолжалась до XVIII в.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
С открытием Америки, спрос на бисер значительно увеличился. Его непосредственным потребителем стало местное население – индейцы. Индианки использовали бисер в декорировании замши, в качестве декора национальной одежды, для создания ожерелий, браслетов и других декоративных элементов. На то время это был не совсем привычный для нас бисер, а скорее бусины различной величины. Эти бусины сопровождали индейцев с самого детства: из них так же изготавливали своеобразные «погремушки», которые вывешивались у колыбели для украшения. Работе с бисером индейские женщины обучались с 7 или 8 лет: мать преподавала дочери вышивку бисером. Обучение было обязательным, так как этого требовал статус женщины, которая должна была быть трудолюбивой, поскольку отвечала за быт семьи и племени. Девочки вначале вышивали кукольные платья, постепенно совершенствуя свои навыки, переходили к одежде взрослых. Украшению и декорированию подвергалось практически вся одежда мужчин и женщин, начиная с мокасин и заканчивая головными уборами. Но повседневная одежда отличалась большей скромностью, в сравнении с праздничной.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI—XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов, «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».
На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.
Если при раскопках курганов VIII—XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм еще наряднее и красочнее.
В Древней Руси также создавали прекрасные образцы украшений и предметов с жемчугом, кораллами, бирюзой. Приёмы плетения, низания и вышивки были знакомы русским мастерицам издревле. Они делали повязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы, накосники, которые сегодня можно увидеть в музеях. Время не властно над бисером: как и сотни лет назад, на поверхности стеклянных крупинок продолжают играть блики. С XVIII века бисерные вышивки широко использовались в убранстве дворцового, дворянского столичного, а позже и усадебного интерьера. Именно в это время родилось новое явление – русский бисер. Вышитые, сплетённые, связанные предметы имеют самое разное значение и тематику: от изображения флоры до бытовых сценок.
Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами,— вывозились во многие города России и в Турцию. В Начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники. В 1668 г. строится второй. Измайловский − завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
В 1752 году М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.
Более трёх столетий бисер и стеклярус были любимыми материалами для отделки праздничного народного костюма на всей территории европейской России, в северной и, ещё в большей степени, в её центральных и южных областях. На Севере издревле главную роль играл жемчуг, который нашивали и нанизывали на женские и девичьи головные уборы, серьги и другие украшения. В XVIII веке в народный костюм, бытовавший как в сельской местности, так и среди городского населения, начинают проникать бисер и стеклярус, а наряд молодой женщины или девицы XIX столетия уже просто невозможно представить себе без них. В народных костюмах некоторых губерний отдавалось предпочтение бисерным отделкам "саженых", в других - "низаных" типов. Для каждой местности существовали свои излюбленные цвета, орнаменты, своя компоновка их отдельных частей. По своему назначению предметы из бисера и стекляруса чётко делятся на несколько групп: головные уборы и их детали; шейные украшения – накладные воротники и ожерелья; нагрудные – цепочки, жгуты, разметки, низки; наспинные – гайтаны, девичьи накосники и косоплеты; поясные, то есть декоративные пояса.
Самостоятельную группу составляют оформленные бисером и стеклярусом предметы церковного культа, которые сильно отличаются от светских и народных изделий из тех же материалов. Это оклады икон, иконы и образки, ленты, на которые подвешивали лампады, бисерные чётки и старообрядческие лестовки, покровцы. Как приёмы исполнения, так и орнаменты в основном подчинялись традиционным, веками складывавшимся правилам. Новые технологии и узоры проникали в них с задержкой и в сильно переработанном виде. В сложном переплетении традиционных и новых принципов работы создавались очень разные по характеру изделия: яркие и строгие, светлые, однотонные, узорные, с кружевным и сплошным шитьём.
Многие религиозные сюжеты исполнялись по заграничным рисункам, в стиле католических церковных изображений. В качестве примера можно привести хранящееся в Московском Историческом музее "Распятие" очень тонкой работы из мельчайшего бисера по перламутровому фону. Обрамление выполнено в виде арки с готическими флеронами, по которым вьются мелкие травки.
В собрании Московского Исторического Музея также представлено несколько икон католического типа эпохи XIX века. Все они созданы с применением золотого бисера.
Однако применение бисера в области церковного убранства не ограничивалось иконами. Он также использовался в церковной утвари. Лучшим из всего, что дал церковный бисер, надо признать подставки для свечей: массивные, высокие, одетые в бисерные чехлы; они вставлялись в большие церковные подсвечники, а на них уже ставилась свеча или лампада. На этих бисерных чехлах расцветает целый сад великолепных цветочных гирлянд: они вьются вокруг ствола или прямо поднимаются вверх, или подвешены как ламбрекены драпировки. Изредка встречаются датировка, краткая молитва или посвящение.
Сильное впечатление производили стеклярусные оклады. Удлинённые бусины, покрывая всю плоскость, создавали серебристую, переливающуюся поверхность, которая в мерцании свечей выглядела особенно красиво. Стеклярусные оклады бытовали очень долгое время, известны образцы XVIII и XIX столетий. Ранние, но более тщательно выполненные, отличались немногочисленным набором цветных бусин и нередко дополнялись стеклянными блёстками.
Встречались бисерные нашивные кресты, которые в своё время помещались на пелене или облачении. С того времени и по сегодняшний день в ходу пасхальные яйца – на деревянной основе, – обтянутые вязаным бисерным чехлом.
Маленькие бисерные подушечки подкладывались под раскрытую для чтения богослужебную книгу, чтобы не портился переплёт. Такие подушечки употребляются и поныне в некоторых раскольничьих церквях. Очень редки ризы для икон, шитые сплошь одним бисером; обычно бисер смешивается здесь с жемчугом, стеклярусом, бусинами и камешками для выполнения узора на ризе, а фон подкладывается цветной фольгой или материей.
Московские музеи собирают бисерные вышивки наравне с другими предметами художественной старины; в собраниях Исторического музея (бывшего Кустарного музея Московского Губернского земства), коллекции Строгановского училища можно видеть все стили и эпохи бисера в пору помещичьего быта и несколько вещей более ранних, но до полного завершения картины ещё многое надо поискать. Сделать это будет трудно, поскольку наступившая вслед за этим эпоха социальных поисков и потрясений на много десятилетий прервала развитие бисерного искусства.
Работы из бисера и стекляруса хранятся в собраниях многих художественных и краеведческих музеев, ими украшают постоянные и временные выставки, им посвящаются специальные экспозиции. Например, Рязанский музей имеет богатое собрание низанных бисером женских украшений из разных уездов своей губернии. Прекрасные работы из бисера и стекляруса можно было видеть в Музее 40-х годов, существовавшем в Москве в двадцатых годах прошлого века.
Наиболее значительные вещи хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее.
2. Виды бисера
Бисер бывает стеклянным, керамическим, пластмассовым или металлическим.
Бисер окрашивают в самые разные цвета и оттенки, делают бисеринки двухцветные, трехцветные и даже с рисунком.
Размер и форма тоже очень разнообразны.
Существует несколько основных видов бисера:
Стеклярус трубочки из цветного стекла — изготовляются разных размеров, цветов, формы (в том числе витой и граненый). Главный размер стекляруса — его длина. Чаще всего стеклярус имеет острые края (хотя есть и стеклярус с оплавленными краями), поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям стекляруса можно помещать бисеринку (если, конечно, схема изделия позволяет).
Парчовый (с серебряной нитью, «огонек») бисер из прозрачного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «серебряной» краской. Отверстия в таком бисере могут быть не только круглого, но и квадратного сечения, который выглядит граненым. Парчовый бисер из бесцветного стекла кажется серебряным, а из желтого — золотым.
«Хамелеон» (с цветной нитью) бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность отверстий которого покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии и может менять цвет в зависимости от освещения.
Обливной (мокрый) бисер слабо прозрачный бисер, как правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием
Перламутровый (цейлонский) чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.
Непрозрачный натуральный бисер (естественный, обычный), матовый, глухой бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска.
Металлический бисер стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов. Это покрытие непрочное и при работе с бисером или в процессе носки стирается.
Блестящий (люстровый) бисер с глянцевым, сильно блестящим покрытием без переливов — лакированный.
Прокрашенный внутри бисер из бесцветного прозрачного стекла с прокрашенной внутренней поверхностью отверстия (с тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска).
Асфальтовый (графитовый) темно-серый, почти черный бисер с металлическим блеском.
Тертый полупрозрачный бисер с тусклой, шершавой поверхностью без блеска, при встряхивании пакетика издает характерное шуршание. Такой «тертый» бисер с квадратным отверстием обладает оптическим эффектом — светящейся продольной полоской внутри бисеринки, похожей на «кошачий глаз».
Полосатый бисер из стекла, в которое были вплавлены цветные полосы
Радужный бисер с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием.
Бензиновый (переливчатый) бисер с блестящим, сильно переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы бензиновой пленки на воде.
Прозрачный натуральный (естественный, обычный) бисер из прозрачного стекла без покрытия.
Мраморный (меланжевый) бисер с неоднородным покрытием, как будто из плохо перемешанного цветного стекла. Бисеринки слегка отличаются друг от друга оттенком или тоном.
С золотой нитью бисер из прозрачного бесцветного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «золотой» (бронзовой, медной) краской.
Волокнистый (снежок, соломка) рубленый бисер или стеклярус, который как бы склеен из продольных трубочек (волокон).
Полупрозрачный бисер с цветным отверстием и наружным покрытием холодного блеска пастельных оттенков Наши мастера называют его «жемчужный», «перламутровый».Хорош для изготовления украшений, особенно удачно сочетается с бусинами, и удобен для счетной вышивки .
Соль-гель сортовая группа бисера, характерная тем, что имеет широкий спектр оттенков каждого цвета, имеющегося в основном виде. Своего рода это цветовое дополнение к подгруппам, расширяющее возможности их использования . Особенно удобно и приятно заниматься подбором цветовой гаммы вышивальщицам .Качество этого вида бисера выше, чем у основных групп, что и обуславливает более высокую цену на него.
Виды работ из бисера.
Бисерная мозаика
Бисерная мозаика по воску. Специфика работы заключается в том, что на основу (фанеру, дощечку), наносится тонким слоем расплавленный на водяной бане воск. Данную операцию можно повторить несколько раз, чтобы толщина воскового слоя была 2-3 мм. После затвердевания воска толстой иглой или пустым стержнем от шариковой ручки наносим контурный рисунок, в соответствии с которым вдавливаем бисеринки (плашмя или, в некоторых случаях, дырочкой вверх). Бисеринки легче всего поддевать иглой и укладывать их в нужное место на основе. Этот вид работы доступен как младшим школьникам, так и старшим дошкольникам, так как необязательно соблюдать горизонтальность рядов.
Бисерное ткачество
Для бисерных изделий, выполненных способом ткачества, нужен станок, который легко выполнить в домашних условиях. Для этого нужна дощечка (основа), с двух противоположных сторон которой приклеиваются суперклеем или прибиваются гвоздями две дощечки (шириной 1 см, высотой 1 см, длина зависит от размеров основы). На эти две дощечки в шахматном порядке прибиваются маленькие гвоздики на расстоянии 3-4 мм друг от друга. Шляпки гвоздей должны торчать над поверхностью дощечек на высоте 2-3 мм.
После того как готов станок, необходимо натянуть леску (или мононить) на гвоздики. Начало и конец лески (мононити) привязываем к гвоздям 2-3 узелками. Далее начинается процесс ткачества. В иглу для бисера вдевается леска (или мононить), ее конец привязывается к одной из нитей основы 2-3 узелками. Затем набирается первый ряд бисеринок в соответствии со схемой для вышивания крестом (в цвете). Набранный ряд пропускается под нитями основы. Потом распределяются бисеринки (каждая на свое место), так чтобы между двух нитей основы была одна бисеринка. Можно воспользоваться иглой для более быстрого распределения. После этого иглу пропускаем сквозь бисерный ряд, но над нитями основы. Получается, что нити основы находятся между двумя горизонтальными рядами лески (или мононити). Если леска (или мононить) закончилась, необходимо ее нарастить. Конец старой лески (или мононити) закрепляем 2-3 узелками на нити основы, а новую – пропускаем сквозь 2-3 предыдущих ряда, после чего продолжаем работу далее в соответствии со схемой. Если несколько бисеринок не соответствуют рисунку, чтобы не распускать весь ряд, можно их удалить, раскусив плоскогубцами.
Бисерное плетение
Параллельное плетение
Особенность этого вида плетения заключается в том, что ряды параллельны друг другу (лежат один под другим). Данным способом можно сплести все что угодно, начиная от листьев и лепестков цветов до плоских фигур животных и человека (последние плетутся поэлементно: отдельно голова и лапки, а затем соединяются с туловищем). Работа выполняется по заранее заготовленной схеме, на которой указаны ряды, цвет бисеринок и их количество. Каждый ряд надевается на один из концов проволоки, второй идет навстречу первому (откуда вышел первый кончик, туда просовывается второй) через все бисеринки ряда.
Петельное плетение
Знакомство с петельным плетением лучше всего начать с элементов, состоящих из одной бисеринки. На середину проволоки надевается одна бисеринка. Далее по бисеринкой нужно сделать 5-6 витков проволоки, то есть концы проволоки скручивают между собой. Вторую бисеринку надевают на один из концов на некотором расстоянии от уже сделанных витков и снова концы проволоки скручивают между собой. То же самое делаем и со вторым концом проволоки. Если несколько веточек, заготовленных таким способом, собрать вместе и при помощи термопистолета приклеить на камень (места склеивания замаскировать более мелкими камешками), готовую работу сбрызнуть лаком для волос с разноцветными блестками, то получится очаровательное дерево. На него можно посадить и бабочку, и русалку, и змею (на камни также можно приклеить какую-нибудь фигурку). Оригинально смотрятся такие деревца в интерьере квартир, офисов и других помещений. В дальнейшей работе способом петельного плетения вместо элементов, состоящих из одной бисеринки, можно изготавливать элементы из большего количества бисеринок.
Игольчатое плетение
Данным способом можно выполнять и цветы, и еловые веточки, и травинки. Особенность выполнения заключается в том, что на проволоку набираем, например, пять бисеринок. Этим же концом проволоки, отодвинув последнюю бисеринку набора, идем во все оставшиеся бисеринки в обратном направлении. Одна иголочка готова. Если 3-4 иголки выполнить рядом друг с другом, а затем 2-3 бисеринки набрать сразу на два конца проволоки, после этого выполнить снова 3-4 иголки и т.д., то получится еловая ветка. Если после каждой иголки надевать по 1-2 бисеринки, то получится травка. При скручивании выполненного ряда и закреплении в 2-3 местах витков, можно получить цветок.
Бисерные панно (сочетание бисероплетения и рисунка)
Данный вид работы не был представлен в печатных изданиях. Основательницей данной техники является Ошлакова Надежда Алексеевна, однако вместо бисерных изделий она использует вышивку гладью.
Специфика изготовления бисерных панно заключается в следующем. На кусок ДСП (или тонкой фанеры) с гладкой стороны клеящим карандашом приклеиваем соответствующий по размеру лист белой бумаги (для принтера). На расстоянии нескольких сантиметров с каждой стороны проводим черным маркером для компакт-дисков прямоугольник, так как под действием лака для волос он не растекается. Толщина линии 2 мм. Далее берем кусок тонкой синтетической подкладочной ткани (белой или пастельных тонов) без фактурного рисунка. Размер материи должен быть больше размеров основы на 2 см с каждой стороны. Ткань прикладываем к основе с лицевой стороны, оставшуюся материю подгибаем на изнаночную сторону и подклеиваем густым клеем ПВА одну из сторон. Далее делаем тоже самое с другой стороной, но при этом натягиваем ткань. Так же поступаем и с другими двумя сторонами, которые также натягиваем. Таким образом, на лицевой стороне ткань будет плотно прилегать к основе и не будет топорщиться. На изнаночную сторону приклеиваем полоски бумаги шириной 3 см так, чтобы закрыть ткань. На лицевую сторону основы наносим рисунок обыкновенными цветными остро заточенными карандашами. Обычно это различные травинки, листья, цветы. Особенность раскрашивания состоит в том, чтобы нажим при нанесении рисунка был минимален, карандашные штрихи наносились от края к середине рядом друг с другом, были разной длины. Придать более естественный вид рисунку могут цвета, имитирующие солнечные блики (желтый, оранжевый и др.), и которые можно нанести в центре, например: листа. Далее необходимо затонировать рисунок остро заточенным черным карандашом от края рисунка к центру, не затрагивая середины, где, как правило, имитация солнечного блика. Теперь можно приклеить бисерные цветы, травинки, насекомых и все что угодно при помощи термопистолета. Стебли цветов, травинок, там где необходимо можно предварительно обмотать зелеными нитками, начало и конец зафиксировав клеем ПВА. Готовую работу нужно сбрызнуть бесцветным лаком для волос, чтобы карандашные рисунки не стирались. Для придания нарядности работе можно воспользоваться лаком для волос с цветными блестками (только золотой и мульти-блеск, другие цвета смотрятся менее выгодно). Осталось готовую работу поместить в рамку. Вот и получилось бисерное панно, которое эффектно смотрится и в дизайне квартир, и классных кабинетах, и офисах, и других помещениях.
Микробисер
Новое веяние в занятии бисером - это появление микробисера (мельчайшего бисера без дырочек). Специфика заботы заключается в следующем, двусторонний скотч окунается в баночку с микробисером. Из полученной таким образом полоски формируются листья и цветы. Как вариант работы, можно использовать баночку, покрытую двусторонним скотчем, на который накладывается микробисер.
II Технология бисероплетения
Планирование работы.
Для своей творческой работы я освоила технику бисерного плетения. Цветы для букета, подобраны так, чтобы представить различные способы бисерного плетения, а именно: параллельное, петельное, игольчатое, скрещенные дуги.
Для работы мне понадобились следующие материалы:
Этапы работы.
Маленькая роза.
Потребуется: зелёный, розовый бисер, медная проволока 0,3 мм, мулине зелёного цвета, клей ПВА.
Изготовление цветка. Формируем середину розы из трёх маленьких лепестков, 2-й ряд плетём из средних по размеру лепестков, 3-й ряд – из более крупных и внешний ряд – из самых больших. Причём в каждом ряду лепестки смещаем относительно друг друга так, чтобы верхушки последующего располагались в промежутках между двумя лепестками предыдущего ряда.
Плетём чашелистик и листочки.
Сборка. Когда цветок готов, закрепляем нитку для обмотки стебля, делаем 2-3 оборота и затем надеваем чашелистик и продолжаем обвивку. Пройдя расстояние в 3 см, присоединяем листочки, предварительно собранные в веточки. В конце работы кончик ветки обмакиваем в клей и продолжаем обмотку цветка, не касаясь руками клея. После того как он высохнет, осторожно отрезаем кончик нитки.
Мак.
Потребуется: бисер красного, чёрного и зелёного цвета, медная проволока 0,4 мм, железный стержень, мулине зелёного цвета, клей ПВА.
Изготовление лепестков: Выполняем 6 округлых лепестков из красного бисера способом «низание дугами». На основной оси (2 см) выполняем 7 пар дуг из бисера красного бисера.
Изготовление листьев: Делаем несколько листьев на основной оси (4 см) – плетём вокруг неё 4 пары дуг из бисера красного цвета.
Изготовление серединки цветка: Делаем из чёрного бисера петли по 6 бисеринок каждая, соединяем их, скрутив проволоку. Выполняем большие петли длиной 2 см – это тычинки.
Сборка цветка: На одном жестком стержне закрепляем большой цветок из 6 крупных лепестков, сердцевины и тычинок. Обматываем зелёными нитками. Чуть пониже прикрепляем заранее обмотанные нитками зелёные листья.
Вьюнок.
Потребуется: бисер любого нежного цвета, медная проволока 0,4 мм, гибкие железные стержни, мулине зелёного цвета, клей ПВА.
Изготовление цветков: Сформируем скрещённые оси с длинной рабочей проволокой. Заполним дугами, расширяя их пространство между осями до образования цветка нужного размера. Закрепим рабочую проволоку с бисером, отогнув её на изнаночную сторону. Также загнём на изнаночную сторону 4 осевых отрезка проволоки, нанижем на них бисер, и закрепим у основания цветка. Цветку предадим форму воронки.
Нижнюю часть цветка закрепим на конце жёсткого стерня и начнём обматывать мулине, фиксируя нитки клеем ПВА. Обмотаем нитками весь стебель.
Сформируем чашечку цветка, сделав несколько поворотов проволокой с нанизанным бисером вокруг стебля и нижней части цветка.
Изготовление лепестков: Выполним способом «низание дугами» несколько больших листьев (ось - 10см, 6 пар больших дуг). Обмотав черенки ниткой, закрепим листья на жёстком стержне вместе с цветками. Изогнём стебель, придав ему естественную форму стебля вьюнка.
Мимоза.
Потребуется: жёлтый и зелёный бисер, медная проволока 0,3 мм и 0,4 мм.
Изготовление цветущей ветки: Веточку выполняем способом «скрутка». Понадобятся 3 отрезка проволоки. Сделаем заготовки, скрутив вместе 3 петли. Внизу теперь 6 концов проволоки. Набираем по 5 штук бисерин, чтобы образовалась круглая петля. «Ножку» стараемся сделать как можно короче. Веточка должна быть облеплена жёлтыми маленькими круглыми петельками.
Изготовление зелёных веток: Выполняем их способом «коралл». Набираем 5 бисерин на проволоку, протягиваем её назад, минуя последнюю бисерину. Далее набираем нужное количество бисерин и протягиваем через них проволоку.
Обработав, таким образом, несколько бисерин, сделаем ответвления в одну сторону, затем в другую.
Оформление готового изделия.
Для оформления готового изделия мне понадобился плотный картон 20/30 для основы. На основу, с помощью иголочек и клея, натянута ткань, которая служит фоном композиции.
Далее с помощью нитей мулине цветы из бисера пришиваются на основу, таким образом, формируется букет.
Ваза для цветов выполнена из соленого теста и украшена бисером. Крепится ваза на основу с помощью клея, а также пришивается нитями, на которые нанизывается бисер.
Рамка для композиции выполнена из плотного картона и декорирована цветной мятой бумагой.
Заключение.
Изучив литературу, и обобщив полученные знания, я сделала следующие выводы:
В ходе работы была создана презентация о бисере, которая может быть использована в дальнейшем на уроках технологии и изобразительного искусства.
Целью моей работы было создание творческой работы из бисера. Для своей работы я выбрала самый, пожалуй, популярный способ бисерного плетения. Каждый цветок в букете подобран таким образом, чтобы освоить разные способы плетения из бисера (петельное, параллельное, игольчатое, плетение дугами и скрещенные дуги)
В настоящее время занятие бисероплетением очень популярно и завоевывает в свои ряды новых поклонников. Заниматься бисером можно и даже полезно с дошкольного возраста, так как у ребенка развивается мелкая моторика, формируется художественный вкус и такие важные качества, как внимание, усидчивость, воображение и память.
Список литературы
Машенька - ветреные косы
Разлука
Мальчик и колокольчики ландышей
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Астрономический календарь. Март, 2019
Комментарии
Исследовательский проект