Роль русских народных промыслов в развитии культуры, история возникновения, виды изделий, их художественная и культурная значимость.
Вложение | Размер |
---|---|
gzhelskaya_keramika.pptx | 1.14 МБ |
zhostovskie_podnosy.pptx | 2.13 МБ |
russkie_narodnye__promysly.pptx | 2.84 МБ |
Слайд 1
Гжельская керамикаСлайд 2
Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. После открытия русским ученым Д.И.Виноградовым состава фарфоровой массы в Гжели началось освоение нового материала - фарфора. Увлечение фарфором, поддержанное большим спросом на него, привело к постепенному сокращению производства майолики. С начала XIX в. фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Ощущался экономический расцвет производства. Крестьянские мастерские перерастали в небольшие заводы.
Слайд 4
Традиционные изделия - кувшины, кумганы , блюда - дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни. Со второй, половины XIX в. работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет. Деятельность гжельского промысла по существу не прерывалась. Но в конце XIX в. крупные фарфоровые заводы теснят продукцию промысла. Применяя механические способы декорирования фарфора (печать, декалькомания), они выпускают на рынок изделия, более дешевые по сравнению с украшенными ручной росписью.
Слайд 6
Гжель, как и многие промыслы, переживает сложный период своего существования, но в 1920-е годы он начинает снова возрождаться, создаются артели, объединившие мастеров художественной керамики. Однако их продукция в 1930-е годы еще не достигает высокого уровня. Лишь со второй половины 1940-х годов наступает подлинное возрождение традиций Гжели под руководством ученого А.Б.Салтыкова при участии талантливой художницы Н.И.Бессарабовой . Эта работа была связана с восстановлением народного приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих определенное бытовое назначение. Их оформление синей кобальтовой росписью делало каждый предмет нарядным и привлекательным. Развитие искусства гжельского промысла в последующие десятилетия идет очень целенаправленно. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом.
Слайд 8
Творческие силы мастеров и художников сконцентрированы в объединении "Гжель", которое представляет народный промысел в новом качестве. Здесь ведется систематическая работа по совершенствованию технологии производства изделий, благодаря чему удается создавать сосуды самой сложной формы, дополненной фигурными деталями, и небольшую скульптуру. Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют ручную роспись, которая придает индивидуальный характер каждому предмету. Даже при господстве одного типа росписи - синего изображения на белом фоне - разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает необычайную широту круга вещей, создаваемых из фарфора. Это и наборы для кофе, чая или пельменей, и часы оригинальных форм, и разного типа шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины. В каждой вещи с необыкновенной смелостью и фантазией, легко и непринужденно варьируются букеты и гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях - целые сюжеты с пейзажем, архитектурными сооружениями и человеческими фигурками, изображаемые условными средствами декоративного искусства.
Слайд 10
Не забывают художники Гжели и традиционную майолику. Здесь также широк диапазон предметов. Чайники, солонки, часы, кувшины и другие изделия привлекают внимание многоцветностью эмалевых красок и вызывающими улыбку шаржированными скульптурными изображениями. В этих изделиях, отличающихся от фарфора некоторой тяжеловесностью и упрощенностью рисунка, с особой силой проявляется традиция народного творчества.
Слайд 11
Конец) спасибо за внимание!
Слайд 1
ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫСлайд 2
Жостовская фабрика стала известна на весь мир из-за, казалось бы, обычного в быту предмета - металлического подноса. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства - расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Само искусство росписи подносов известно в России гораздо раньше - еще с 18 века. Оно зародилось на Урале, на заводах известного промышленника Демидова. В Жостове же, как и других окрестных деревнях Троицкого уезда, занимались тогда миниатюрной лаковой живописью. Производились шкатулки, табакерки, пудреницы, тарелочки, столики, украшенные рисованными миниатюрами, и многие другие изделия. Металл появился в 30-х годах 19 века, когда после окончания войны 1812 года были налажены поставки листового металла с Урала. Вместе с листовым металлом поступали и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова.
Слайд 4
Жостово издавна славилось кузнецами, многие из них трудились при монастырях, изготавливали разнообразную церковную утварь - светильники, лампады, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять новый опыт. Жостовская роспись представляет собой живопись на металлических подносах, предварительно покрытых несколькими слоями грунтовки и масляного лака, обычно чёрного. Расписывают подносы в несколько последовательных приёмов мягкой кистью и масляными красками. Основным мотивом Жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепной декоративной красочностью самого цветового решения, близкого по духу к традиционной русской росписи на ларцах, сундуках, прялках.
Слайд 6
Борта подносов расписывают лёгким "золотым" орнаментом. Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. Современная технология изготовления жостовских подносов практически не отличается от применявшейся ранее. Тонкий лист железа прессуют, для придания дополнительной жесткости края подноса завальцовывают . Лицевая поверхность подноса покрывается грунтом и шпатлевкой, а затем зачищается шкуркой и покрывается лаком, обычно традиционного черного цвета. Покрытие производят три раза, после этого цветная поверхность подноса приобретает характерный блеск. Подносы просушиваются в специальных печах. Затем изделия расписывают масляными красками.
Слайд 8
В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины. В начале 20 века промысел начал приходить в упадок, но по окончании гражданской войны вновь начал развиваться. И в наши дни жостовское искусство развивается, изделия жостовских мастеров известны далеко за пределами России.
Слайд 10
Конец) спасибо за внимание !
Слайд 1
Ученицы 11 «А» класса Клочихиной Полины «Русские народные промыслы» Учитель Черная Ольга ПетровнаСлайд 2
ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ
Слайд 3
Жостовская фабрика стала известна на весь мир из-за, казалось бы, обычного в быту предмета - металлического подноса. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства - расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Само искусство росписи подносов известно в России гораздо раньше - еще с 18 века. Оно зародилось на Урале, на заводах известного промышленника Демидова. В Жостове же, как и других окрестных деревнях Троицкого уезда, занимались тогда миниатюрной лаковой живописью. Производились шкатулки, табакерки, пудреницы, тарелочки, столики, украшенные рисованными миниатюрами, и многие другие изделия. Металл появился в 30-х годах 19 века, когда после окончания войны 1812 года были налажены поставки листового металла с Урала. Вместе с листовым металлом поступали и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова.
Слайд 5
Жостово издавна славилось кузнецами, многие из них трудились при монастырях, изготавливали разнообразную церковную утварь - светильники, лампады, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять новый опыт. Жостовская роспись представляет собой живопись на металлических подносах, предварительно покрытых несколькими слоями грунтовки и масляного лака, обычно чёрного. Расписывают подносы в несколько последовательных приёмов мягкой кистью и масляными красками. Основным мотивом Жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепной декоративной красочностью самого цветового решения, близкого по духу к традиционной русской росписи на ларцах, сундуках, прялках.
Слайд 7
Борта подносов расписывают лёгким "золотым" орнаментом. Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. Современная технология изготовления жостовских подносов практически не отличается от применявшейся ранее. Тонкий лист железа прессуют, для придания дополнительной жесткости края подноса завальцовывают . Лицевая поверхность подноса покрывается грунтом и шпатлевкой, а затем зачищается шкуркой и покрывается лаком, обычно традиционного черного цвета. Покрытие производят три раза, после этого цветная поверхность подноса приобретает характерный блеск. Подносы просушиваются в специальных печах. Затем изделия расписывают масляными красками.
Слайд 9
В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины. В начале 20 века промысел начал приходить в упадок, но по окончании гражданской войны вновь начал развиваться. И в наши дни жостовское искусство развивается, изделия жостовских мастеров известны далеко за пределами России.
Слайд 11
Гжельская керамика
Слайд 12
Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. После открытия русским ученым Д.И.Виноградовым состава фарфоровой массы в Гжели началось освоение нового материала - фарфора. Увлечение фарфором, поддержанное большим спросом на него, привело к постепенному сокращению производства майолики. С начала XIX в. фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Ощущался экономический расцвет производства. Крестьянские мастерские перерастали в небольшие заводы.
Слайд 14
Традиционные изделия - кувшины, кумганы , блюда - дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни. Со второй, половины XIX в. работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет. Деятельность гжельского промысла по существу не прерывалась. Но в конце XIX в. крупные фарфоровые заводы теснят продукцию промысла. Применяя механические способы декорирования фарфора (печать, декалькомания), они выпускают на рынок изделия, более дешевые по сравнению с украшенными ручной росписью.
Слайд 16
Гжель, как и многие промыслы, переживает сложный период своего существования, но в 1920-е годы он начинает снова возрождаться, создаются артели, объединившие мастеров художественной керамики. Однако их продукция в 1930-е годы еще не достигает высокого уровня. Лишь со второй половины 1940-х годов наступает подлинное возрождение традиций Гжели под руководством ученого А.Б.Салтыкова при участии талантливой художницы Н.И.Бессарабовой . Эта работа была связана с восстановлением народного приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих определенное бытовое назначение. Их оформление синей кобальтовой росписью делало каждый предмет нарядным и привлекательным. Развитие искусства гжельского промысла в последующие десятилетия идет очень целенаправленно. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом.
Слайд 18
Творческие силы мастеров и художников сконцентрированы в объединении "Гжель", которое представляет народный промысел в новом качестве. Здесь ведется систематическая работа по совершенствованию технологии производства изделий, благодаря чему удается создавать сосуды самой сложной формы, дополненной фигурными деталями, и небольшую скульптуру. Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют ручную роспись, которая придает индивидуальный характер каждому предмету. Даже при господстве одного типа росписи - синего изображения на белом фоне - разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов обеспечивает необычайную широту круга вещей, создаваемых из фарфора. Это и наборы для кофе, чая или пельменей, и часы оригинальных форм, и разного типа шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины. В каждой вещи с необыкновенной смелостью и фантазией, легко и непринужденно варьируются букеты и гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях - целые сюжеты с пейзажем, архитектурными сооружениями и человеческими фигурками, изображаемые условными средствами декоративного искусства.
Слайд 20
Не забывают художники Гжели и традиционную майолику. Здесь также широк диапазон предметов. Чайники, солонки, часы, кувшины и другие изделия привлекают внимание многоцветностью эмалевых красок и вызывающими улыбку шаржированными скульптурными изображениями. В этих изделиях, отличающихся от фарфора некоторой тяжеловесностью и упрощенностью рисунка, с особой силой проявляется традиция народного творчества.
Слайд 21
Конец) спасибо за внимание!
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Что такое музыка?
По морям вокруг Земли
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Колумбово яйцо