Боже! Воистину мир твой чудесен!
Молча собрав полевую росу.
Сердце свое, сердце, полное песен,
Не расплескав до тебя донесу. (В. Набоков)
XIX век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова.
Природа – неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Люди искусства помогают нам сделать это, потому что их отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное.
Вложение | Размер |
---|---|
milana_a.obrazy_prirody_v_muzyke_literature_zhivopisi.pptx | 2.68 МБ |
Слайд 1
Выполнила ученица 6 «г» класса Волосовской СОШ №1 Арустамян Милана Образы природы в музыке, литературе, живописи»Слайд 2
2 Боже! Воистину мир твой чудесен! Молча собрав полевую росу. Сердце свое, сердце, полное песен, Не расплескав до тебя донесу. (В. Набоков) XIX век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С.Пушкин , М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Природа – неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Люди искусства помогают нам сделать это, потому что их отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное.
Слайд 3
Пейзажи в симфонической музыке 3 Пейзажи в симфонической музыке являются одной из излюбленных тем. Конечно, композиторы в этом жанре более стеснены в выразительных средствах, чем художники, однако им удаётся находить нужные компоненты, благодаря которым слушатель понимает: музыка выражает картину природы. Зачастую достаточно программного названия, чтобы мы поняли, о чём рассказывает произведение. Но есть и другие приёмы, например, пасторальные звуки высоких деревянных инструментов, имитирующих пастуший рожок, трели флейты как щебетание птиц, «золотой ход валторны», трубящий как охотничьи рога… Мало какой композитор обошёл вниманием прелести леса, широту полей и лугов, необъятную прелесть горизонта и голубизну озёр. Иногда образное содержание негромкой лирической музыки мы именуем как «созерцание природы». Как природа имеет сотни состояний и форм, так и музыка показывает её в разнообразных проявлениях. Часто природа служит фоном для выражения человеческих чувств, сопровождая или контрастируя ситуации.
Слайд 4
Пасторальная симфония Бетховена занимает особое место в его творчестве. Она программна , причем, единственная из девяти, имеет не только общее название, но и заголовки к каждой части. Частей этих не четыре, как в традиционном симфоническом цикле, а пять, что связано именно с программой: между простодушным деревенским танцем и умиротворенным финалом помещена драматическая картина грозы. Первая часть названа композитором «Радостные чувства по прибытии в деревню», вторая – «Сцена у ручья», третья - «Веселое сборище поселян», четвёртая - «Гроза. Буря» (единственный драматический эпизод цикла), пятая - «Пастушеская песня. Радостные и благодарные чувства после бури». Природа и слияние с ней человека, чувство душевного умиротворения, простые жизненные радости — таков круг образов этого произведения. 4
Слайд 5
5 «Пасторальная симфония» отправляет слушателей в эмоциональное путешествие, предлагая погрузиться в красоту и спокойствие природы. Он отражает впечатляющую мощь мира природы, безмятежность сельской местности и устойчивость человеческого духа.
Слайд 6
Пронзительные пейзажи в поэзии Лермонтова 6 Романтичная поэзия М.Ю. Лермонтова не оставляет равнодушным даже людей, мало интересующихся лирическими произведениями. Одной из ее характерных черт считается символичность и эмоциональность. Бесконечная любовь поэта к России отражена в каждом творении в форме описаний ее просторов. Пейзажная лирика присутствует не только в отдельных стихотворениях, ею пронизано каждое произведение. Михаил Юрьевич создал очень яркие образы, надолго врезающиеся в память читателей. Удивительная сила слова, словно рисует картины перед поклонниками поэта. Шелест листьев, знойная песня пустыни, рокот горных рек – все это становится реальным уже с первых строк. Способность одушевлять деревья, ветер, горы, равнины и поля позволила сделать стихи невероятно пронзительными, острыми: "На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она".
Слайд 7
Образцом поэзии Лермонтова можно назвать стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива…". Спокойное, словно течение ручья, простое и скромное, как описанное автора осеннее поле – оно стало настоящим символом русской природы. Завершая рассуждения на тему природы в поэзии Михаила Юрьевича, следует отметить, что его работы и сегодня остаются актуальными. Кипучая энергия и бесконечная любовь, желание познать законы мироздания – все это остается ценным и в 21-м веке. Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой…
Слайд 8
Любовь к природе через кисть Левитана 8 Любовь к природе – бесценный дар, а умение изобразить её на холсте – великое умение. Левитан и природа – это отдельный островок в мире русской живописи. К нему можно прикоснуться, лишь взглянув на бескрайние просторы левитановской Руси. Левитановские пейзажи дышат умиротворенностью, искренней любовью к природе, каждый штрих, каждый мазок словно соединены невидимой нитью с бескрайними просторами Руси. Стоит только закрыть глаза, как оказываешь в сказке, написанной Левитаном. Левитан любил писать на больших холстах, ведь словно зеркало они отражают удивительную красоту русского пейзажа. Ни одна картина не омрачена душевными терзаниями из каждой льётся удивительной глубины свет. Свет, озарявший душу художника и не дававший ему погибнуть.
Слайд 9
9 «Сумерки. Стога» 1899 «Как странно всё это и страшно – как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира – земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймёт этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство в нём есть что-то небесное – музыка». «Над вечным покоем» 1894 «Вечер. Золотой Плёс». 1889
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Проказы старухи-зимы
Колумбово яйцо
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Можно от Солнца уйти...
Плавает ли канцелярская скрепка?