Проект представляет собой теоретическое исследование, ценность которого заключается в решении одной из проблем в отношениях поколений, а также в решении проблемы среди подростков. Данная проблема мало кем изучается в настоящее время, чаще поднимается вопрос о чтении в целом и останется ли книга с человеком в будущем. Конкретно в нашей школе данный вопрос поднимается впервые. Авторы проекта предполагают, что современное поколение подростков заинтересовано в изучении литературы, и количество таких детей со временем будет только увеличиваться. Если мы проанализируем читательские предпочтения учащихся 10-11 классов школы, то можем опровергнуть устоявшееся мнение о нечитающих учениках.
Вложение | Размер |
---|---|
исследование читательского интереса | 492 КБ |
XXIV школьная научно - практическая конференция
Тема: «Читательский интерес и литературные предпочтения старшеклассников МБОУ «СОШ №14»
Проект по литературе
Авторы: Недосекина Мария, 11Б класс, МБОУ «СОШ №14», г. Братск
Ноянова Каролина, 11Б класс, МБОУ «СОШ №14», г.Братск
Руководитель: Никуленкова Татьяна Владимировна, учитель русского языка
и литературы, МБОУ «СОШ №14», г. Братск
2024 г.
г. Братск
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. XXI век и литература 4
1.1. Чтение литературы и развитие современных информационных технологий 4
1.2. Снижение актуальности классической литературы среди учащихся 5
1.3. Появление графической литературы и её резкая популярность 6
ГЛАВА 2. Исследования по выявлению популярности чтения 8
2.1. Читательский портрет моего сверстника 8
2.2. Читательский портрет моего сверстника глазами педагога 10
2.3. Читательский портрет моего педагога 11
2.4. Пути решения проблемы повышения интереса к чтению 12
ВВЕДЕНИЕ
Любая книга, независимо от времени ее создания, характера обращения, бытования во времени, является способом коммуникации. Выполняя эту функцию, она способствует развитию, обучению, образованию, воспитанию, формированию мировоззрения отдельного человека и целого общества. Некоторые проблемы современной молодежи (безграмотность, бескультурье) являются следствием низкого читательского интереса, отсутствия литературных предпочтений. А ведь именно от современной молодежи зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране, а значит, зависит и развитость общества, и будущее страны. В этом состоит актуальность нашего исследования. Конкретно в нашей школе данный вопрос поднимается впервые.
В своей работе мы попытаемся составить читательский портрет ученика старшей школы, поэтому целью исследования является формирование представления о читательском интересе и литературных предпочтениях старшеклассников «МБОУ «СОШ №14». Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
Объектом исследования является читательский интерес и литературные предпочтения школьников старших классов школы.
Предметом исследования выступает выявление путей регулирования читательского интереса и литературных пристрастий учащихся.
Исследованием охвачено 55 учащихся 10-11 классов, и 32 педагога школы.
Авторы предлагаемого проекта предполагают, что современное поколение подростков заинтересовано в изучении литературы, и количество таких детей со временем будет только увеличиваться. Если мы проанализируем читательские предпочтения учащихся 10-11 классов школы, то можем опровергнуть устоявшееся мнение о не читающих учениках.
При подготовке проекта были использованы следующие методы работы: анализ, опрос, сравнение, индукция.
Практическая значимость проекта состоит в том, что в результате исследования будут разработаны рекомендации для учащихся по выбору литературы, памятки для родителей по развитию читательского интереса у подростков и создан литературный клуб для учащихся и педагогов на базе школьной библиотеки.
ГЛАВА 1. XXI век и литература
1.1. Чтение литературы и развитие современных информационных технологий
Развитие информационных технологий и изменение образовательной системы изменили и отношение к чтению. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль. Современные дети в большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Новые технологии привели к тому, что дети сейчас предпочитают видеть яркую картинку, нежели скучную книгу перед глазами. Привыкая к этому с детства, человек и вовсе теряет потребность в чтении. Но вместе с тем современные технологии могут помочь в преодолении подобной негативной тенденции. С каждым годом появляются различные варианты чтения книг с помощью электронных приложений в телефоне и на компьютерах, что несказанно радует, просто необходимо популяризировать подобное чтение, и необходимо это сделать на государственной основе. Если человеку понравится чтение в электронном формате, то, возможно, он опробует для себя чтение и в печатном, а впоследствии решит для себя, что больше ему по душе. К удивлению выяснилось, что Интернет на читающую публику оказывает даже положительное влияние. Благодаря рекламе и рецензиям на новые книги в сети, библиотека нередко приобретает новых читателей.
1.2. Снижение актуальности классической литературы среди учащихся
В рамках школьной программы по литературе ученики изучают классические, проверенные временем произведения, большая часть которых написана до XX века. В ходе социологических опросов подростки подтверждают, что ценность русской литературы для них по-прежнему имеет большое значение. Однако на практике они нередко подходят формально к освоению произведений и не способны к анализу их содержания. Одна из главных причин этого – в 150-200-летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников. Также среди явных причин снижения интереса к классической литературе выделяют:
1. проблемы, поднимаемые в произведениях. Большинство из них непонятны и сложны для восприятия современным подросткам. Современные школьники больше не могут ассоциировать себя с персонажами классических произведений.
2. устаревание языка. Часть произведений сложны и неинтересны школьникам, потому что без сторонних словарей они их просто не понимают.
3. изменение скорости восприятия информации. Медленное повествование не может удерживать внимание читающего подростка на протяжении длительного времени. В век информационных технологий и появлению большого количества информации, практически невозможно длительно удерживать внимание на деталях, данное явление все чаще и чаще встречается не только у молодежи, но и среди взрослого поколения.
Несмотря на то что у школьников не наблюдается особого стремления к чтению обязательной литературы, у подростков формируется понятие ценности русской классической литературы. В этом во многом помогает им школа и учителя русской литературы.
На сегодняшний день стоит отметить и желание государства к привлечению читателей ознакомиться с классической литературой. Крупные печатные государственные издания снова и снова разрабатывают переиздания знаменитых произведений русской классики, что, в свою очередь, несомненно, привлекает новых читателей.
1.3. Появление графической литературы и её резкая популярность
Сегодня, как было сказано, большое количество людей по всему миру предпочитают видеоматериал, нежели книги. Психологи объясняют такую особенность просто — мы живем в век визуалов, то есть воспринимаем мир прежде всего через зрительные анализаторы, в чем повинна массовая культура и приоритетный способ передачи информации через яркие картинки. Потому со временем появились иные книжные вариации - комиксы, манга, манхва, маньхуа и пр. Данный вид литературы становится все популярнее и популярнее, тем самым привлекая все больше внимания среди подростков и зрелой молодежи.
Так в чем же причина этой популярности? Графическую литературу легко читать, потому что вместо абзацев – картинка с множеством деталей и небольшим количеством текста или его полным отсутствием. Многих также привлекает разнообразие жанров и стилей: изначально комиксы были небольшими смешными историями, а сегодня – это и мрачные детективы, и юмористические истории без конкретной сюжетной линии, и добрые трогательные сказки, и абсолютно им противоположные антисказки, и любовные истории, и, конечно, наполненная яркими событиями «супергероика». Последний жанр на данный момент является самым популярным, ведь большинству из нас хоть раз хотелось побывать на месте героев со сверхъестественными способностями, которые буквально каждый день спасают людей, а иногда и целые вселенные. Среди стольких вариантов абсолютно каждый может найти для себя историю с героями, с которыми можно себя ассоциировать. Индустрия производства графической литературы интенсивно развивается по всем миру каждый день, тем самым увеличивая свою аудиторию и то, что можно ей предложить. Так как современные графические романы затрагивают огромное количество остросоциальных тем и поднимают мировые проблемы, то и интересны они становятся не только тинэйджерам, но и их родителям.
Среди значимой графической литературы стоит отметить работу Арта Шпигельмана «Маус», который является единственным графическим романом, получившим Пулитцеровскую премию. ( См. приложение I – рис. 1)
Одни из самых популярных графических романов:
1. Алан Мур, Дэйв Гиббонс «Хранители»
2. Джерард Уэй, Габриэль Ба «Академия Амбрелла»
3. Сиро Масамунэ «Призрак в доспехах»
4. Брайан Ли О’Мэлли «Скотт Пилигрим и его прекрасная маленькая жизнь»
5. Нил Гейман «The Sandman. Песочный человек»
6. Стивен Кинг, Скотт Снайдер, Рафаэль Альбукерке «Американский вампир»
7. Билл Уиллинхэм «Сказки»
8. Кэнтаро Миура «Берсерк»
9. Эйитиро Ода «One Piece. Большой куш»
10. Хирома Аракава «Стальной Алхимик».
Также стоит отметить, что в современном мире огромное количество классической литературы (как русской, так и зарубежной) имеет множество графических интерпретаций. Сейчас на полках можно увидеть переработанные произведения Н.В. Гоголя, Эмили Бронте, Оскара Уайльда, Харпера Ли, Артура Конана Дойля, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и многих других авторов мировой классической литературы.
Несмотря на высокую популярность графической литературы, данный жанр не имеет подтвержденной эстетической ценности на территории Российской Федерации, поэтому произведения данного формата одиннадцатиклассникам нельзя приводить в качестве литературного аргумента в итоговом сочинении.
ГЛАВА 2. Исследования по выявлению популярности чтения
2.1. Читательский портрет моего сверстника
Чтобы разобраться в том, читают ли учащиеся старших классов МБОУ «СОШ №14», мы провели опрос, в ходе которого были собраны данные, отображающие количество (в процентах %) увлекающихся чтением и их вкусовые предпочтения.
Основываясь на результатах тестирования, мы выявили, что 58,5% учащихся любят читать, 18,9% - знакомятся литературой только в рамках школьный программы, 11,3% - заинтересованы только в зарубежной литературе и в одинаковых долях, равных 5,7% - читают только когда есть время или не читают вовсе. Таким образом, 94,4% от числа опрошенных читают книги. ( См. приложение II – рис. 1)
Для представления полного портрета читающего старшеклассника также был проведен опрос, определяющий самые популярные и распространенные жанры, предпочитаемые для чтения.
Таким образом, самыми популярными жанрами являются: романтика (26,4%), фантастика (18,1%), детектив (13,9%) и их под жанры. Стоит отметить, что классические произведения занимают один из низких процентов (4,2%) среди выбранных ответов.
( См. приложение II – рис. 2)
Среди прочитанного подростками преобладают такие произведения.
Исходя из результатов проведенных тестирований очень просто представить и определить читательский портрет старшеклассника. Он представляет школьника, скорее всего загруженного учебой и подготовкой к экзаменам, в выборе которого присутствуют произведения обязательной школьной программы, что не мешает молодежи останавливать своё внимание на более легкой и эмоциональной литературе, так называемой «жвачки для мозга», чтобы отвлечься и расслабиться, нажить опыт, который достаточно проблематично получить в реальной жизни или при прочтении классических произведений.
2.2. Читательский портрет моего сверстника глазами педагога
При исследовании литературных интересов подростков после получения результатов нами был поставлен вопрос: «А как считают взрослые?» Каждый современный подросток хотя бы раз в жизни слышал от своих родителей и преподавателей такую фразу: «Вместо того чтобы посидеть в интернете, лучше бы книжку почитал(а)!» Соответственно было принято решение провести опрос и среди старшего поколения, в лице педагогического состава МБОУ «СОШ №14», для подтверждения или опровержения мнения, при котором взрослая часть населения уверена в отсутствии интереса к литературе у молодежи.
Для учителей также была составлена форма, в которой были заданы вопросы, включающие в себя информацию об их предпочтениях в литературе и их мнение о том, читает ли современная молодежь. ( См. приложение III – рис. 1)
По результатам опроса (в процентах %) больше пятидесяти процентов педагогов считают, что подрастающее поколение все же увлекается литературой и чтением. Что является частичным опровержением мифа о том, что представители молодежи не заинтересованы в литературе.
2.3. Читательский портрет моего педагога
Проведя опрос среди учителей различных профильных предметов, стал известен процент читающих, равный приблизительно 93,8% (Ответы “Да, очень люблю” и “Читаю редко”). Это примерно одинаково с процентом читающих учеников - 94,4% (Ответы “Да, очень люблю”, “Только по школьной программе”, “Только зарубежную литературу”, “Читаю, когда есть время и желание”.) (См. приложение IV – рис. 1,2)
При обработке полученных данных в ходе опроса, самыми популярными жанрами среди учителей являются: детектив (20,8%), роман (18,9%), классика (9,4%), современная проза и фантастика (7,5%) и другие жанры. (См. приложение IV – рис. 3)
Сравнивая результаты учащихся и преподавателей, видна схожесть в выборе литературных жанров. Как и старшеклассники, учителя любят детективы, фантастику и романы, что совмещает интересы обеих групп и позволяет совместно изучать и слушать мнение друг друга по поводу литературных произведений.
Однако есть сильные несовпадения, например из учеников никто не отметил историческую/современную прозу, сказки, рассказы и повести, что достаточно популярно среди старшего поколения. Историческая проза, рассказы, повести - 5,7%, современная проза - 7,5%, сказки - 1,9%. (См. приложение IV – рис. 4)
Из учителей же никто не отметил философию, публицистику, психологию, нон-фикшн. Среди старшеклассников философия, публицистика - 1,4%, психология - 4,2%, нон-фикшн - 2,8%.
Между интересами подростков и взрослых всегда будет «пропасть», вызванная временем, различием ценностей, приоритетов и жизненных позиций. Литературу можно считать неким проводником между взрослым и подростком. Поэтому необходимо найти общие точки интересов, чтобы взрослые и дети могли вместе изучать и знакомиться с новыми произведениями и налаживать доверительные связи.
2.4. Пути решения проблемы повышения интереса к чтению
Как мы выяснили, в век компьютерных технологий человек не может обходиться без чтения. Но все же наблюдаются негативные тенденции: литературные предпочтения скудеют, замедляется процесс чтения и общая интеллектуальная деятельность. Чтобы решить эту проблему, по нашему мнению, нужно, чтобы политика воспитания любви к чтению затрагивала все сферы жизни школьника:
В нашей школе проводятся много мероприятий по повышению интереса к чтению: акция «Подари книге вторую жизнь», литературные викторины в школьном читальном зале, библиотечные уроки, конкурсы выразительного чтения стихов, юбилеи писателей, декада русского языка и литературы и т.д.
Хотим предложить несколько практических идей повышения интереса к чтению художественной литературы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было сформировано представление о читательском портрете ученика 10-11 классов нашей школы как по мнению старшего поколения, так и в действительности. Проанализировав список прочтённой старшеклассниками и учителями литературы, мы создали буклет с интересными произведениями, рекомендуемыми как для старшего поколения, так и для младшего. (См. приложение V – рис. 1,2) Найдены причины, мешающие старшеклассникам больше углубляться в книжный мир, а также найдены способы их устранения. Также было выявлено, насколько плохо влияют современные технологии на читателя, как нам говорит старшее поколение. И, самое главное, выяснено, читает ли наше поколение в целом.
В заключение напоминаем, что чтение книги, демонстрируя разные социальные и личностные мотивы индивида, может иметь для жизни человека следующие изменения:
И, конечно же, чтение книг необходимо для формирования нравственных ценностей, поэтому закончить хотим словами известного поэта и актера В. Высоцкого. В «Балладе о борьбе» он писал:
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что по чём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Рис. 1 «Маус. Арт Шпигельман»
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Рис. 1 «Данные опроса учащихся 10-11 классов МБОУ «СОШ №14»
Рис. 2 «Жанры, которые предпочитают старшеклассники»
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Рис. 1 «Читают ли подростки книги?»
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Рис. 1 «Данные количества читающих педагогов»
Рис. 2 «Профильный предмет педагога»
Рис. 3 «Жанры, популярные среди педагогов»
Литературный жанр | Ученик | Учитель |
Детектив | 13,9% | 20,8% |
Роман | 26,4% | 18,8% |
Классика | 4,2% | 9,4% |
Фантастика | 18,1% | 7,5% |
Фэнтези | 2,8% | 1,9% |
Драма | 6,9% | 3,8% |
Ужасы (триллеры) | 8,3% | 5,7% |
Любые | 9,7% | 3,8% |
Рис. 4 «Таблица сравнения результатов опросов»
ПРИЛОЖЕНИЕ V
Рис. 1 Буклет «Советуем почитать!»
Рис. 2 Буклет «Советуем почитать!»
Цветок или сорняк?
Снегири и коты
Мороз и заяц
Развешиваем детские рисунки дома
Глупый мальчишка