Благодаря успешному внедрению в образовательный процесс современных практик образования наблюдается положительная динамика результатов освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с требованиями федерального госта.
Урок (занятие) по методике преподавания русского языка как иностранного.
В процессе работы в полиэтнических классах хорошо зарекомендовали себя следующие виды учебной деятельности:
Списывание текстов разных стилей.
Работа по образцу. Подобные упражнения есть в любом учебнике русского языка для учащихся средней школы. Примером может служить следующее задание.
Раскройте скобки и запишите слова правильно, рассуждая по образцу:
Чтобы = для того чтобы: я крикнул, чтобы меня услышали. Я крикнул для того, чтобы меня услышали.
Что бы = что… бы: Что бы он ни делал, все хорошо. Что ни делал бы он, все хорошо.
1.Я хочу, что ( бы ) все любили жизнь.
2.Мы долго спорили, что (бы ) ему показать в зоопарке.
Обязательная работа со словарями.
Упражнения на введение слов в контексте.
Например, перепишите, вставляя в текст вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные.
Перед нами портрет … девочки. На … губах трепещет … улыбка.
Работа с использованием алгоритмов.
«Гласные в суффиксах действительных причастий».
1. Находим инфинитив глагола, от которого образовано причастие.
2. Определяем спряжение глагола.
3. Ставим глагол в форму 3 лица множественного числа.
4. Гласная в окончании глагола и будет гласной в суффиксе причастия.
Конструирование предложений по вопросам. Примером может быть № 766 из учебника « Русский язык. 6 класс» под редакцией С. И. Львовой.
Задание : запишите полные ответы на вопросы. Числительные пишите словами.
Письмо по памяти.
С этой работы можно начинать урок, записывая по одному предложению, по одному четверостишию, выученному дома, постепенно расширяя объем задания. Материалом для письма по памяти могут служить пословицы, поговорки, стихи русских классиков. При этом необходимо постоянно учитывать возможности ребят.
Это все хорошо, но самым трудным для слабоуспевающего ученика или ученика – инофона, не владеющего элементарными знаниями по русскому языку, является самостоятельное выполнение домашнего задания. С одной стороны, учащиеся просто ленятся, а с другой – не умеют разобраться в заданиях к упражнению и при его выполнении оказываются беспомощными. В работе с такими детьми не стоит делать на уроке большое количество разнотипных упражнений. Лучше отработать один тип упражнений и на уроке, и дома. Лишь в этом случае можно рассчитывать на успешное выполнение домашнего задания данным контингентом учащихся.
Таким образом, в течение всего процесса обучения русскому языку целесообразна систематическая работа по снятию трудностей усвоения русского языка как неродного.
Но мне думается, что силами одних учителей, работающих в полиэтнических классах, эту проблему не решить. Нужна помощь государства. Необходимы постоянно действующие центры, способные оказать методическую помощь. Следует провести коррекцию учебных планов с целью увеличения часов на изучение русского языка и литературы. Нужен учебник для многонациональных классов, содержащий вариативный учебный материал. Стоило бы пересмотреть и существующие нормы оценок диагностических контрольных работ детей – инофонов.сударственного стандарта: при обученности – 96%; по русскому языку: с 39% до 45%, по литературе – с 52,4 до 57,6.
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Сладость для сердца
Цветущая сакура
Можно от Солнца уйти...
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца