Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа, у каждой школы своя неповторимая история, свое особое лицо.Какова же судьба нашей школы? Какой была школа в прошлом? Кто в ней учился и работал? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы?
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_shkola2.docx | 36.11 КБ |
Исследовательская работа
«История школы-странички истории моей малой Родины»
Введение
Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа, у каждой школы своя неповторимая история, свое особое лицо. Для небольшого села, такого как наше село Стемасс, значение школы особенно велико. Школа, в которой я учусь, одна из тысяч маленьких, тихих, уютных школ России. Это школа, где учился Герой Советского Союза Гиршин А.С. Мой дедушка, а за ними папа и мама учились в Стемасской школе. И директор, и завуч тоже выпускницы нашей школы. Какова же судьба нашей школы? Какой была школа в прошлом? Кто в ней учился и работал? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы? И я решила узнать историю своей школы. Ведь я не могу себе позволить учиться в школе и не знать её историю. Ведь это и маленькая история моей жизни.В школе учителя прививают любовь к родной земле, к народу, к традициям. Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Актуальность темы заключается в неподдельном интересе к истории родной школы и желании узнать об её истоках. Тема моего исследования «История школы – странички истории моей малой Родины».
Объект исследования: История МОУ Стемасская СОШ имени Героя Советского Союза А.С. Гришина.
Предмет исследования: Муниципальная общеобразовательная учреждение Стемасская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.С. Гришина.
Целью исследовательской работы является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Собрать материал об истории школы, начиная от её` создания и заканчивая сегодняшним днем.
- Опираясь на архивы краеведческого кружка «Следопыт», собрать сведения о ветеранах педагогического труда, медалистах и выпускниках школы.
- Осветить школьные традиции.
Методы:
- интервью с выпускниками школы;
- беседа с пенсионерами учителями;
- фотографирование и описание объектов исследования, проведение и запись бесед с жителями Стемасского поселения, работа с источниками, литературой и интернет-ресурсами. В соответствии с целью и задачами основные этапы исследования включали в себя:
- изучение источников и специальной литературы, интернет - ресурсов об истории Стемасской школы;
-сбор материала по данной теме исследования (работа с фондами краеведческого кружка, фотографирование и описание, запись бесед с земляками). Среди источников по данной теме, прежде всего, следует назвать книгу Дорогойченко П.Д. «Дорогая старина», статью Анастасии Соколовой «Маленькая школа – большие успехи». Ценными являются материалы, собранные в архиве краеведческого кружка Стемасской школы, именно воспоминания о школе жителя с.Стемасс Филиппова Александра Михайловича, Столярова Ивана Ивановича.
Практическая значимость данной работы в том, что выявленные материалы данной исследовательской работы могут быть использованы для изучения истории малой Родины, могут быть использованы на занятиях по Отечественной истории, краеведению, краеведческого кружка, составления экскурсий об истории школы.
Основная часть
Страницы жизни школы
Краевед П.Д. Дорогойченко писал: «Когда же появилось село Стемасс? …Село Стемасс возникло в первые два десятилетия XVIII века.Точное архивное упоминание года, связанное с селом Стемасс, относится к 1845, так как в этом году на средства крестьян и местного помещика Н. А. Саврасова в селе была построена деревянная церковь с двумя престолами – казанской иконы Божьей Матери и чудотворца Николая»[3].В 1856 году в селе было 96 дворов (761 человек). В 1863 году, по примеру соседних селений, местный приходский священник В. Таланов открыл церковно-приходскую школу. Моей школе - 158 лет.Стемасская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.С.Гришина славится своими учителями и выпускниками.
1. Церковноприходская школа (1863)
Сохранились воспоминания жителя села Стемасс Филиппова Александра Михайловича 1903года рождения, который окончил 3-х классную церковно-приходскую школу в 1915 году. По его воспоминаниям принимали в школу с 8 лет. Помещение школы было небольшим, делилось на 2 комнаты, между ними теплые сени. В одной комнате, что больше размещались все три класса (около 80чел.), а в комнате, что поменьше была квартира учительницы, отапливались комнаты с помощью печей. Учебников не хватало (один учебник на 2-3 учеников). Писали на грифельных досках грифелем. Мало писали на бумаге чернилами. Одним из основных предметов был Закон Божий. За непослушание ученики наказывались. А.М.Филиппов пишет: «Внутри классной комнаты находились переносная доска, переносные счёты. На стене – большая географическая карта. Парты стояли рядами, для каждого класса отдельно по нумерации 1-2-3. На центральной стене сверху– портрет царя и его жены, царицы. На стене висели распорядок дня, расписание уроков и список дежурных (учеников 3 класса)»[6].До 1919г. учительницей в школе работала Иванова Людмила Васильевна. По словам А.М.Филиппов, Иванова Людмила Васильевна «хорошо знала учительское дело, умело преподавала уроки своим ученикам, но безмерно была строга, даже занималась рукоприкладством». В 1919 году она вышла замуж за псаломщика Стемасской церкви, и в этом же году они уехали в село Ляховку. Более 10 лет проработала Людмила Васильевна Иванова в Стемасской школе.
2. Школа периода 1919-1940гг..
В 1919 году в Стемассе открылась 4-х классная школа. Заведующей и учительницей больше 40 лет проработала Ильина Евдокия Степановна. Она учила ребят серьёзно относиться к учёбе. Каждый урок для нас был чем-то новым и неизведанным. В 30-х годах Ильина Е.С. организовала школу по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Сама по вечерам вела в ней уроки. В школе работал кружок художественной самодеятельности. С 1932 года Евдокия Степановна руководила кустовым методическим объединением. Учащиеся вели активную работу: оказывали помощь в ликвидации безграмотности населения, помогали колхозу[6].
В 1940г. она же возглавила открытую в Стемассе семилетнюю школу, стала ее первым директором. С открытием семилетки в школе стали работать и другие учителя. Школа находилась «на горе», располагалась она в двух зданиях. В первом здании учились начальные классы, а другом все остальные классы. Были пристроены учительская и библиотека. В школе была создана пионерская организация. По воспоминанию Столярова Ивана Ивановича, первыми пионерами были Зинина Нина, Мельникова Антонина, Абрамова Пана, Клейн Лидия, Полесов Михаил, Архипов Александр и другие. Столярова Ивана Ивановича, долгожитель села Стемасс, вспоминает: «Школа отапливалась дровами. В каждом классе стояла печь. Технички работали с 6-ти утра. Надо было вынести золу, принести дров, протопить классы к началу занятий. Дрова рубили силами учащихся и работников школы. У школы была своя лошадь, которая помогала в трудное время»[5].В 7классе на каждого учащегося давали делянку для обработки свеклы. Но, несмотря на все трудности, в школу большинство учащихся шло с большой охотой, старательно овладевали знаниями.
3.Школа во время Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны школа в Стемассе продолжала давать знания. Ильина Евдокия Степановна и другие учителя вели почти всю агитационно-массовую работу, поэтому часто приходилось встречаться с колхозниками на собраниях. В школе ежедневно была организованна передача сводок Информбюро. Не смотря, на все трудности, учащиеся учились хорошо. Учитель во время войны был не только учителем и агитатором, но и просто работали в колхозе. Во время отпуска все учителя работали в колхозе «Волна революции» на сенокосе и уборке урожая. После школы ребята спешили на трудные дела, кто помогал семьям фронтовиков (тимуровская работа) наколоть и наносить дров, воды, вымыть полы, убрать снег, кто – то бежал помогать маме на ферму. Осенью после уроков все выходили в поле собирать колоски; что остались после уборки хлеба. Зимой дети собирали золу. Старшие учащиеся помогали в разделке дров для школы. Заготовленных дров летом не хватало. Но не всё было печально. Ребята в школе готовили концерты для колхозников к праздникам, в Новый год плясали у елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, но стихи и песни были времен войны[1,5 ].
И за всем этим следила директор школы Ильина Евдокия Степановна. Огромное трудолюбие, преданность своей профессии, высокое профессиональное мастерство большая любовь к детям было оценено.
16.09.1948, она была награждена значком «Отличник просвещения». Оказывает постоянную методическую работу молодым учителям, с 1932 года руководит кустовым методическим объединением. В соответствии с решением исполкома Совета депутатов трудящихся от 16.09.1948 № 427, было возобновлено ходатайство перед исполкомом Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся о представлении к награждению за выслугу лет и безупречную работу учителей Вешкаймского района орденом Ленина. Среди награждённых была и Евдокия Степановна Ильина, учитель отличник начальных классов Стемасской семилетней школы [2].Рядом с Ильиной Е.С. работали учителя: Порхунова Анна Фёдоровна, Ероскин Александр Егорович, Гришина Ксения Федоровна, Теппомес Евдокия Степановна.
4.Школа в 50-70 годы
В 1965 году школа становится восьмилетней. А в 1968 году было построено современное здание школы с кабинетом домоводства, просторными классами, спортзалом и столовой. В школе размещался интернат для детей из Канабеевки и Араповки. Новая школа приветливо распахнула свои двери для ребятишек. Переход в новое здание, совместная работа по классам, школьной территории сплотила учителей и учащихся в коллектив единомышленников, ведомых одной целью: сделать школу самой чистой, самой красивой, лучшей по успеваемости и дисциплине. Если в 50-х годах школа выпускала в среднем - 15учеников, то в 60-х их уже было около 20, а в 70-х доходило и до 25 выпускников в восьмилетней школе[1]. Складывались новые традиции школы. В 1970-х годах началось благоустройство школьного двора. Всем коллективом учащихся и учителей посадили яблоневые саженцы. Сегодня эти некогда маленькие, беспомощные росточки стали огромными плодовыми деревьями.
В эти годы в школе с чувством высокой ответственности работают учителя, мастера своего дела Артемьева Капиталина Ивановна, Лазарева Вера Сергеевна, Лазарев Анатолий Фёдорович, Любимова Анастасия Ивановна, Шарыбина Зинаида Ивановна, Клокова Евгения Дмитриевна, Белова Евдокия Георгиевна, Полесов Пётр Иванович и другие. В эти годы школой руководили Мельников Василий Иванович, Зинин Валентин Алексеевич, Таскаева Валентина Юрьевна, Фролова Татьяна Викторовна, Трохов Евгений Александрович[1].
5.Школа в 80-90 годы
В 1987 году школа становится средней. С этого времени директорами школы были: Меньшиков Александр Анатольевич, Пичугина Надежда Александровна, Матвеева Маргарита Васильевна. На тот момент в ней обучалось 86 детей. В 1994 году в школе 162 ученика. В школе обучаются дети из Стемасса, Канабеевки, Красной Эстонии и Араповки. В эти годы ученики и учителя – активные участники игры КВН.
В 1999 году педагогический коллектив школы возглавила Татьяна Николаевна Архипова, под руководством которой школа работа по совершенствованию учебно–воспитательного процесса. Учреждение всегда находилась в авангарде педагогического поиска. Учебный процесс в школе осуществляли педагоги: Архипова Татьяна Николаевна(директор, учитель географии), Гордеева Наталья Юрьевна (зам. Директора по УВР, учитель физики), Курицына Анна Ивановна(учиель истории, обществознания), Арефьева Ольга Владимировна, Макова Елена Валентиновна, Тягина Елена Викторовна(учителя начальных классов), Канабеева Наталья Александровна ( учитель русского языка и литературы), Малеева Ираида Викторовна (учитель русского языка и литературы), Широкова Нина Александровна (учитель математики), Жидяева Рамзия Заятдиновна (учитель химии, обж), Каменскова Елизавета Николаевна (учитель биологии, технологии),Гордеев Сергей Владимирович( учитель физической культуры, технологии, Широкова Вера Ильинична (учитель английского языка), а также работали Малеев Александр Анатольевич, Соловьева Галина Викторовна.
6.Школа сегодня
В 2011 году Стемасская школа - победитель областного конкурса общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные проекты в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Одарённые дети». Ученица Курицына Т.(2013г.) -победитель областной краеведческой конференции, участница Всероссийской научно-исследовательской краеведческой конференции «Отечество» в г.Москва. Захарова М. (2016г.) –призёр регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе. Никонова Н.(2018г.) как победитель конкурса «Сельская глубинка», была награждена путёвкой в детский центр «Орлёнок».
С 2015 года директор школы – Гордеева Наталья Юрьевна. На 155 летний юбилей школы в 2018 году Наталья Юрьевна сказала: «155летний юбилей школы – это знаменательное событие для всего нашего школьного сообщества. Я горжусь тем, что наша школа дает учащимся качественное образование, для которого в школе созданы хорошие условия. Наше школа – победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование», я поздравляю педагогов и всех выпускников школы (за время работы школа выпустила свыше 2-х тысяч выпускников) со школьным юбилеем! Всем доброго здоровья, успехов, счастья, оптимизма и удачи!»
На данный момент в Стемасской средней общеобразовательной школе обучается 31 ученик. Школу посещают ребята не только из Стемасса, Канабеевки, Араповки, но и из Беклемишева, так как в 2014 году прошло объединение школ, а в 2016 году закрытие Беклемишевской школы. Директором школы с 2019 года является Курицына Анна Ивановна, выпускница этой же школы. Наша школа малокомплектная, по определению это – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, ребята двух классов объединяются в один класс – комплект. С классом-комплектом работает один учитель, которому приходится совмещать творческую и научно-методическую работу. Ведь даже и при таком небольшом количестве учеников сил в работу вкладывать приходится не меньше, чем в других школах. Несмотря на большую нагрузку и удаленность от города, Стемасская школа крепко стоит на ногах[4].
Жизнь в школе кипит. Педагогический коллектив и учащиеся всегда на виду, участвуют не только в районных, но и в областных конкурсах и олимпиадах. Только за 2020-2021 гг. мы принимали участие в разных мероприятиях: областной конкурс «Сельская глубинка», районный и областной конкурс сочинений «Без срока давности», районный и областной конкурс «Люблю тебя, Симбирский край!», Всероссийский творческий конкурс» Возродим Русь святую!», XIII открытый региональный конкурс художественного творчества «Светлый ангел Рождества», муниципальная научно-практическая конференция «Я – исследователь», районный этап регионального конкурса «Симбирский олимп»,Всероссийский конкурс «Правнуки победителей»,районная краеведческая конференция «Отечество. Ульяновская область – край родной». Захарова Н. победитель (диплом 4-ой степени) конкурса «Русский медвежонок — языкознание для всех».
Школа продолжает добрые традиции образования и воспитания подрастающего поколения. Приоритетным является патриотическое воспитание. Проводятся уроки мужества, военно-спортивные игры, турниры, благотворительные акции, вечера памяти. Большое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся. В памятные даты учащиеся школы возлагают цветы к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны, ухаживают за памятником. С 90-х годов и по сей день в школе работает краеведческий кружок «Следопыт». Инициатором создания школьного музея являлась преподаватель истории Самолова Екатерина Викторовна. Ребята проявили большой интерес к этому замечательному делу: они приносили документы, фотографии, предмета быта старины. В настоящее руководит кружком Малеева Ираида Викторовна. Ученики с удовольствием собирают материалы об истории школ, о первых учителях и учениках, об этапах развития сел, о жителях сел. Поиск отдела «История школы» продолжается.
В ноябре 2019 года школе присвоено имя Героя Советского Союза А.С.Гришина, выпускника Стемасской школы в 1933 года.
Сейчас в школе 10 учителей:
Курицына Анна Ивановна(директор школы, учитель истории и обществознания), Арефьева Ольга Владимировна (завуч по учебной части, учитель начальных классов), Никонова Елена Васильевна( завуч по воспитательной работе, учитель математики), Кунышева Римма Николаевна( учитель математики), Малеева Ираида Викторовна (учитель английского языка), Канабеева Наталья Александровна (учитель русского языка и литературы), Тягина Елена Викторовна (учитель начальных классов), Кочурова Антонина Ивановна (учитель географии и истории), Филатова Татьяна Анатольевна (учитель химии), Гордеева Наталья Юрьевна( учитель физики).
Малеева И.В.(2001г.) и Арефьева О.В.(2021г.) – имеют нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации».Имена Малеевой И.В.(2016г.) и Курицыной А.И(2019г.). были занесены на Доску Почёта «Аллея Славы учителей Ульяновской области». Почётные грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации имеют Кунышева Р.Н., Гордеева Н.Ю., Канабеева Н.А., Тягина Е.В., Арефьева О.В., Курицына А.И. Награждены Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области Кунышева Р.Н., Гордеева Н.Ю., Тягина Е.В., Арефьева О.В., Курицына А.И. В 2019 году Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации Арефьеву О.В. получила медаль «100 лет дополнительному образованию детей». В 2020 году Гордеева Н.Ю. награждена юбилейным знаком «Губернатора Ульяновской области в память о праздничном параде в Ульяновской области, в день 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Особо хочется сказать о директоре школы Курицына А.И., очень творческом человеке. Она победитель муниципального и лауреат областного конкурса «Учитель года -2017». В 2018 и 2019 году была призёром регионального и дважды лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодые управленцы». В 2020 году вышла в финал Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодые управленцы» в качестве директора, который состоялся в г.Москва.
За период с 1993 по 2019 годы выпускники нашей школы получили 8золотых и серебряных медалей и 4аттестата особого образца[1].
За свои 158 лет школа выпустила более двух тысячи учащихся. У всех выпускников нашей школы судьбы сложились по-разному. Выбраны разные пути. Среди наших выпускников есть и учителя, и врачи, и военные, и руководящие работники, и юристы, и предприниматели, и спортсмены, и работники правоохранительных органов и сельского хозяйства.
Заключение
В ходе исследования мне удалось выделить периоды истории моей Стемасской школы и показать её значимость в воспитании подрастающего поколения. Школа всегда будет играть огромную роль в жизни людей. Выпускники нашей школы разъехались по всем уголкам нашей необъятной родины. Нашему поколению есть на кого равняться. Из стен нашей школы выходят достойные граждане России, помнящие, где они родились и получили образование. Мы изучили историю становления и развития школы от её появления до наших дней. Я живу в маленьком, как говорят, неперспективном селе. Может быть, скоро оно совсем исчезнет с карты нашего района, как и другие сёла. А я хочу, чтобы моё село продолжало жить, чтобы нашу школу не закрыли, как Беклемишевскую школу, чтобы можно было приезжать и любоваться красивым садом около школы, клумбами, фигурами, любоваться зелёной травкой, покрывающейся жёлтыми одуванчиками каждой весной. Я хочу, чтобы у всех моих школьных друзей была наша маленькая школа, и мы могли бы возвращаться в наше село, посещать нашу школу.
Два Мороза
Как нарисовать зайчика
Одеяльце
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Сказка "12 месяцев". История и современность