Положение женщины в обществе на протяжении веков менялось в самых противоположных направлениях. В период матриархата ее значение было доминирующим. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли женщин на второй план, ограничив сферу ее интересов и влияния воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Изменение положения и роли женщины в обществе меня заинтересовала, и я решила изучить эту тему более подробно, оформив ее в исследовательскую работу.
Прежде чем начать работу по данной теме, я привела в систему имеющиеся у меня знания по данной теме, опираясь на знания истории, поработала с дополнительной литературой, провела опрос среди учащихся школы.
Тема исследования актуальна тем, что извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом.
Вложение | Размер |
---|---|
sugarova_lera.docx | 51.71 КБ |
Комитет образования по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное Образовательное Автономное Учреждение
Физико-математическая школа №56
XХIX научно-практическая конференции школьников
«Шаг в будущее»
Выполнила : Сугарова Валерия Очировна,
ученица 7 «А» класса
Руководитель: Туманова Екатерина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
г. Улан-Удэ
2022г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….1-2
Глава I. Великие правительницы в истории России………………………………….2-3
Глава II. Роль женщины в современной политике…………………………………….3-9
Заключение………………………………………………………………………………10-11.
Список использованной литературы…………………………………………………….12
Приложения……………………………………………………………………………….13
Актуальность темы. Положение женщины в обществе на протяжении веков менялось в самых противоположных направлениях. В период матриархата ее значение было доминирующим. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли женщин на второй план, ограничив сферу ее интересов и влияния воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Изменение положения и роли женщины в обществе меня заинтересовала, и я решила изучить эту тему более подробно, оформив ее в исследовательскую работу.
Прежде чем начать работу по данной теме, я привела в систему имеющиеся у меня знания по данной теме, опираясь на знания истории, поработала с дополнительной литературой, провела опрос среди учащихся школы.
Тема исследования актуальна тем, что извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом.
Изученность проблемы не достаточна. Литературы по данной тематике не много, хотя имен женщин, державших на своих хрупких плечах историю и двигавших ее вперед, встречается не мало. На протяжении всей нашей истории представительницы прекрасного пола не раз доказывали то, что они состоятельны во всех сферах жизни нашего общества. Это и правительницы, и деятели науки, и космонавты, и представители культуры.
Цифры свидетельствуют о существующем систематическом гендерном дисбалансе даже в современном мире. Разница в процентных показателях представленности российских мужчин и женщин на сегодняшний день колеблется между 90 и 100% (в случаях, когда женщины вообще не представлены) для высших уровней федеральной и региональной власти. То есть женщины почти не имеют доступа к власти.
Нужны ли женщины в политике? Вероятно, однозначного ответа на этот вопрос никто дать не сможет.
Цель написания исследовательской работы – изучить роль женщины в российской политике в различные периоды развития нашей страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Объектом данного исследования является роль женщины в истории нашей страны, предметом – представленность женщин России в политической сфере.
В ходе написания работы был использован метод типизации, сравнительно - сопоставительный, выборочный.
Хронологические рамки исследования – с периода Древнерусского государства по сегодняшний день.
В ходе работы над данным исследованием было проведено анкетирование. По результатам, которого выяснилось отношение опрошенных к роли женщины в российской политике.
Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании материалов в ходе изучения таких предметов, как история и обществознание. Изложенная информация может быть использована на элективных курсах, семинарских занятиях. На мой взгляд, эта тема должна вызвать интерес общественности и реально повлиять на современную ситуацию.
Историю вершат мужчины и женщины в равной мере. Только роли у них разные. Женщины чаще всего выступают в роли серых и черных кардиналов, а мужчины геройствуют и стучат себя в грудь. Поэтому их больше и попало в анналы истории. Великие женщины в истории человечества – это, в принципе, все женщины, которые жили, живут и будут жить. И это не комплимент, а простая констатация факта. Историю всегда писали мужчины, потому так мало женских имен мы находим в исторических источниках. Но те, что дошли к нам сквозь тысячелетия, достойны, чтобы их знали, изучали, делали выводы и учились на их примерах. Знаменитые женщины в исторических хрониках встречаются реже не потому, что их было меньше, а потому, что их роль более глубинна. Они тщательно и продуманно готовили те повороты истории, которые после, словно по наитию, совершали мужчины. Подвиги реальных Ахиллов, Гекторов и Самсонов — это сумма деяний мужчин. Женщина же способна в одиночку повернуть ход истории. Категорию «Великие женщины в истории России» следовало бы начать с княгини Ольги, матери Святослава.
Княгиня Ольга в крещении Елена — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Княгиня Ольга была известна своей жестокостью. Она четырежды мстила древлянам за смерть своего мужа, в корне подавляя любое возможное сопротивление. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 г. вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики). Она - святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство еще до Крещения Руси. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии». Император именует Ольгу правителем Руси, имя Святослава упоминается без титула.
По погостам стали воздвигать и первые храмы. Умерла Ольга в 969г. в глубокой старости, завещав похоронить ее по христианскому обряду. Она причтена православной церковью к лику святых; память ее празднуется 11 июля. Память современников о великой княгине выражена в увековечении ее имени в названии набережной, моста, часовни в возведении памятников в городах Киеве, Коростень, Пскове.
Есть и ордена в честь православной княгини Древней Руси: Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915 году. «Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги» — награда Русской Православной Церкви.
Позже, уже в период Российской империи на престоле в разное время исторического развития нашей страны оказалось пять женщин, благодаря документу, принятому Петром Великим. Это - Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Все они вступили в борьбу за власть, дорого заплатив за свое место на российском престоле; все принесли в жертву идолу власти свои мечты о любви и обыкновенном женском счастье, мир и уют семейной жизни, радости материнства, внутренний покой. Самой яркой из них оказалась Екатерина II. Екатерина Великая (1729–1796) - российская императрица, урожденная София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. Екатерина сделала Россию великой державой, проводила политику так называемого просвещенного абсолютизма. При ней российская империя приобрела миллионы православных граждан при разделах Польши, были присоединены Литва и Курляндия, Крым, установлено господство на Черном море.
В царствование этой императрицы в стране были разрешены частные типографии; основана в 1783 году Академия Российской словесности, которую возглавила женщина, открыт первый книжный магазин; организована медицинская служба для населения. При Екатерине II национальный престиж России заметно вырос, страна значительно продвинулась в культурном отношении, в этот период было положено начало развитию национальной литературы и российской науки.
Именно в ее правление стало возможным тот факт, что Академию наук возглавила умнейшая женщина своего времени – Екатерина Романовна Дашкова, которая была подругой и сподвижницей императрицы Екатерины II, участницей государственного переворота 1762 года. Одна из заметных личностей Российского Просвещения. Она была одной из образованнейших женщин того периода. По идее Дашковой была открыта Российская Академия (21 октября 1783 г.), имевшая одной из главных целей усовершенствование русского языка, Екатерина Романовна была ее первым президентом.
Глава II. Роль женщины в современной политике.
2.1. Положение женщины в современном обществе.
Никакое человеческое общество не может гармонично развиваться, продвигаясь к более высокому состоянию, если в нем принижена роль женщины и не сбалансировано соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского, ведь положение женщин, словно лакмусовая бумажка выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия.
Несмотря на формальное равноправие женщин и мужчин, во многих случаях необходимы активные действия, чтобы обеспечить провозглашенное равенство в действительности. Особое внимание к социальной и экономической роли женщин в периоды фундаментальных преобразований является не только само по себе важным из гуманных соображений, но и непременным условием достижения устойчивого развития и повышения благосостояния в обществе. Положение женщин в обществе является своеобразным барометром, чутко реагирующим на происходящие в обществе демографические, экономические, экологические и политические изменения. В последние десятилетия достигнут существенный прогресс в ограничении дискриминационной практике по полу. Отмечается повышение образовательного уровня, повсеместное и всеохватывающее вовлечение женщин в работу вне дома, а также их растущее участие на всех этапах разработки политики и принятия решений. В отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать и наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности. Отмечается возрастающая активизация женского бизнеса и предпринимательства, продвижение женщин по службе в коммерческих фирмах и органах государственного управления, тем не менее, в этом вопросе необходимо также оказать им всестороннюю поддержку. На сегодняшний день женщинами нашей страны созданы многочисленные общественные организации и фонды, регулярно проводятся всевозможные благотворительные акции, марафоны и фестивали. В России мало женщин- политиков. Сами женщины-политики согласны с такой оценкой. У российской политической элиты «чисто мужское лицо», заявила 7 октября на международной конференции «Женщины и демократия» Екатерина Лахова, председатель парламентского Комитета по делам женщин, семьи и молодежи. Женщины занимают 56% государственных и 70% муниципальных постов, но чем выше уровень принятия решений, тем меньше женщины в них участвуют, отмечает Лахова, возглавляющая также общественное движение «Женщины России».
Женщины – депутаты Госдумы РФ. Из 450 депутатов нижней палаты парламента, Госдумы, только 44 – женщины, из 180 членов верхней палаты, Совета Федерации, - лишь 9. Женщины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те проблемы и трудности, которые обычно считаются привилегиями мужчин. Женщины долгие годы добивались своей социальной независимости. Теперь мы уже привыкли к слову “эмансипация”, и нас не удивляют женщины-врачи, политики, военные.
2.2. Женщины в политике.
Вопрос о том, может ли женщина наравне с мужчиной занимать высокие посты, уметь вертеться в кругах интеллектуалов, работать на одной из самых высоких и трудных должностей в политической деятельности, стал уже извечным. Казалось бы, теперь для этого нет никаких препятствий, но только редкая женщина отважиться пойти в политику или стать директором крупнейшей фирмы. Но все-таки такие женщины есть: сильные, трудолюбивые, стремящиеся к самой вершине, но в тоже время женственные, ласковые, обаятельные и привлекательные.
Сейчас положение изменяется. Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Практически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у “слабого пола” в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей.
В последнее время на мировом политическом олимпе появилось очень много женщин. Более 16 лет занимала пост канцлера в Германии Ангела Меркель. В Великобритании премьером –министром была Тереза Мэй. Ее главным соперником в рядах Консервативной партии тоже была женщина – Андреа Лидсом. И в Шотландии, и в Северной Ирландии первые министры – женщины (Никола Стурджен и Арлин Фостер). Премьер Норвегии – Эрну Сульберг, президент Чили – Мишель Бачелет. До самого последнего времени женщина-президент возглавляла Аргентину. Президентом Кореи и премьером Бангладеш были тоже женщины. Всего на сегодняшний день в мире 17 женщин среди глав государств и правительств, если не считать королев Великобритании и Дании, которым должность досталась по наследству. В борьбе за президентский пост в США участвовала Хиллари Клинтон, имевшая большую поддержку и симпатии избирателей. Самая первая в мире женщина – премьер-министр получила свой пост в 1960 году. Это была Сиримаво Бандаранаике, глава правительства Шри-Ланки. Первой женщиной-президентом в 1974 году стала Мария Эстела Мартинес де Перон – глава Аргентины. Резкий рост числа женщин на высших государственных постах приходится на 1980-1990-е годы. Все они выросли под влиянием таких ярких личностей, как премьер-министры Индии, Израиля и Великобритании Индира Ганди, Голда Меир и Маргарет Тэтчер. Женщин хватает и на других должностях. Мэр Рима – Вирджиния Раджи, глава дипломатии и безопасности ЕС – Федерика Могерини, ее предшественница – Кэтрин Эштон. На посту министра женщиной теперь никого не удивишь. Причем в зоне их ответственности могут находиться "силовые" ведомства. Пару лет назад на Мюнхенской конференции по безопасности вместе сфотографировались министры обороны Албании, Нидерландов, Германии, Норвегии и Италии. Все пять – женщины. В августе 2016 года новым министром обороны Японии была назначена Томоми Инада.
История участия женщин в высших органах правительства России и СССР бедна событиями. Графиня Панина возглавляла вопросы социального призрения во Временном правительстве недолгое время с февраля 1917 г. В первом советском правительстве из 67 занимавших различные посты народных комиссаров, была единственная и первая женщина – член правительства революционной России – Александра Коллонтай. Не намного более активно управляли женщины советским государством и с 1922 по 1991 гг. Всего лишь двум женщинам было доверено управлять наркоматом рыбной промышленности и министерством культуры – Полине Жемчужиной и Екатерине Фурцевой.
Получается, что среди министров советские женщины составляли 0,5%. При этом даже в Политбюро и других органах ЦК КПСС женщины появлялись чаще – их было в общей сложности 3% за все время существования этих органов. Самая первая женщина-министр в мировой истории была как раз в России. Это Александра Коллонтай, которая в 1917 году возглавляла наркомат призрения в первом советском правительстве. На современный манер это министерство социальной защиты. Коллонтай запомнилась целым рядом новаций. Например, при наркомате была создана специальная служба по охране и обеспечению материнства и младенчества – тоже впервые в мире. После Коллонтай в СССР лишь одна женщина занимала министерский пост. Это Екатерина Фурцева, которая в 1960-1974 годах отвечала за советскую культуру.
Начиная с 1991 года в российском кабинете министров было 10 женщин, но не более трех одновременно, а иногда и вовсе ни одной. Кабинет Михаила Фрадкова (2004-2007 годы) имел полностью мужской состав.«В правительстве РФ ни одной женщины нет. В связи с чем я как председатель правительства очень переживаю» говорил Михаил Фрадков премьер-министр РФ в 2004-2007 годах . В российском правительстве женщины в основном традиционно заведовали "социалкой", здравоохранением и культурой. Назначенная в сентябре 2007 года Эльвира Набиуллина занимала пост министра экономического развития. В 2014 году Набиуллина возглавила Центробанк. Выбивается из общего ряда и Елена Скрынник, занимавшая пост министра сельского хозяйства в 2009-2012 годах.
Сегодня, в правительстве работают три женщины. Это Татьяна Алексеевна Голикова заместитель Председателя Правительства Российской Федерации , она координирует работу федеральных органов исполнительной власти, дает им поручения по вопросам: разработки, реализации и контроля национального проекта в сфере демографии; разработки, реализации и контроля национального проекта в сфере здравоохранения; разработки, реализации и контроля национального проекта в сфере образования; и второй заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктория Валериевна Абрамченко. Она координирует работу в сфере разработки, реализации и контроля национального проекта "Экология"; государственной политики в области сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, в том числе в области виноградарства и виноделия из винограда, выращенного на территории Российской Федерации; государственной политики в области биотехнологий; и третья женщина это Ольга Борисовна Любимова , министр культуры Российской Федерации
Наиболее же влиятельный пост среди российских женщин занимает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Согласно неформальной иерархии должностей, это третий человек в государстве после президента и премьера.
В 1990 году комиссия ООН по улучшению положения женщин рекомендовала: в национальных парламентах должно быть как минимум 30% женщин. Международные функционеры пришли к выводу, что это ровно та "критическая масса", которая "позволяет женщинам оказывать существенное влияние на политику". В 2003 году Владимир Путин заявил: "Законодательные органы власти начинают работать эффективно и эффективно решать вопросы социальной защиты населения, если там работает не менее 20% женщин". До рекомендаций ООН и до пожеланий Путина российский парламент пока не дотягивает. Доля женщин в Госдуме VIII созыва не превышает 14%. В рейтинге Межпарламентского союза за 1 июня 2016 года, посвященном женскому представительству в парламентах мира, Россия занимает далеко не самое почетное 132-е место, которое делит с карибским островным микрогосударством Сент-Китс и Невис. С другой стороны, первые пять мест в том же рейтинге заняли такие разные страны, как Руанда, Боливия, Куба, Сейшелы и Швеция, а вот США оказались на 96-м месте, уступив Киргизии.
В российских органах власти, помимо парламента, женщины представлены неравномерно и непропорционально, по принципу "гендерной пирамиды". Да, среди российских чиновников на действительно важных должностях есть женщины. Это, например, Элла Памфилова, которая возглавляет ЦИК, или уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова. В Москве в ранге заместителя мэра работает Анастасия Ракова. Кроме того, в России есть одна женщина, чье гражданское звание соответствует званию генерала армии. Это Татьяна Шевцова – замминистра обороны, она отвечает за организацию финансового обеспечения Вооруженных сил. Ее звание – действительный государственный советник 1 класса. Но все это скорее частные случаи. Если взглянуть на выкладки Росстата, можно увидеть, что государственные должности и должности гражданской службы занимают 561 100 женщин и 225 300 мужчин. То есть женщин значительно больше. При этом занимают они преимущественно низовые должности – клерков, секретарей, обслуживающего персонала.
Чем выше управленческий этаж, тем меньше там женщин. Среди младших обеспечивающих специалистов женщин 87%, среди руководителей 42%.На самом верхнем этаже женщины уже в подавляющем меньшинстве. Среди заместителей федеральных министров их 13%, среди губернаторов – в России всего одна женщина-губернатор. Это глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова. .
На региональном уровне в правительство Бурятии министерские посты занимают 5 женщин - министр экономики Екатерина Кочетова, министр социальной защиты населения Татьяна Быкова, министр имущественных и земельных отношений Маргарита Магомедова, министр здравоохранения Евгения Лудупова, министр культуры Соёлма Дагаева.
В законодательной ветви Республики Бурятия в Народном Хурале заседают из 66 депутатов всего 8 женщин депутатов Бухольцева Оксана Васильевна, Мантатова Татьяна Евгеньевна, Крутиян Лариса Николаевна, Деева Лилия Васильевна Будаева Светлана Дымбрыл-Доржиевна, Чимитцыренова Эржена Буянтуевна, Цыренова Екатерина Доржиевна, Ивахинова Инна Саяновна
При этом россияне, по данным Фонда "Общественное мнение", довольно благосклонно относятся к тому, чтобы женщины занимали высшие государственные должности и вообще более активно участвовали в политике. Если в 2001 году "за" такое участие высказывалось 56% респондентов, то в 2014-м уже 60%. Наши сограждане готовы проголосовать и за гипотетическую женщину-президента. Такой выбор, считает ФОМ, поддержали бы 67% женщин и 46% мужчин.
В общественном сознании утвердились особые критерии оценки женщины-руководителя. К женщинам, занимающимися политической деятельностью, как правило, предъявляются более высокие требования, чем к мужчине-политику. Женщина должна иметь больше позитивных качеств, быть более трудоспособной, подготовленной интеллектуально, обладать большей интуицией. Как пишет Н. А. Зацепина, дважды избиравшаяся в Государственную Думу, «мужчина может выступать на пленарном заседании с каким угодно скандальным заявлением – с надрывом, криком, истерикой, вплоть до оскорблений, даже с глупостью. Это воспринимается в порядке вещей. А если подобное позволит себе женщина, ей сразу навешают ярлык: «Чего с нее возьмешь – женщина!»
Что необходимо женщине-политику? Прежде всего, быть компетентной, разбираться в проблемах, которыми она занимается, слова ее не должны расходится с делом, она обязательно должна доводить начатое до конца. Женщина-политик должна отличаться большой работоспособностью, владеть сменой ритма, уметь снижать напряженность, обладать милосердием, быть доброй, но строгой, сохранять деловитость, но и женственность.
2. 3. Исследование о роли женщины в политике.
Практическая часть реализовывалась с участием учащихся нашей школы. Учащимся была предложена анкета, выявляющая знания по данной проблеме. В опросе участвовало 108 респондентов из них 38 юношей и 70 девушек. Возрастной состав: 15 лет-45 человек, 16 лет-56 человек, 17 лет-7 человек. В результате данного исследования мы пришли к следующим результатам. Большая часть, проголосовавших считает, что для женщины в политике есть место (приложение 1). А также было проведено анкетирование по проблеме "Женщина во власти" среди 7-10 классов (приложение 2). Данное исследование показало возможность и целесообразность более широкого участия женщин в политике, в управленческой деятельности. Обсуждение подобных проблем помогает школьникам сформировать свой взгляд на мир, ценностные ориентации, соответствующие новому периоду в развитии общества - периоду утверждения принципов равноправия, уважения, приоритета личности.
Большинство респондентов 67% считает, что на российской политической арене женщин-политиков мало. 29% что женщин-политиков достаточно. 4% не осведомлены в этом вопросе.
Наиболее известные имена женщин-политиков: Валентина Матвиенко, Татьяна Голикова, Ирина Яровая, Эльвира Набиуллина, Сардана Авксентьева. Таким образом, политиков-женщин учащиеся знают мало, в основном тех, кого часто видят на телеэкране. Среди руководителей-женщин Бурятии Евгения Лудупова, Соелма Дагаева, Татьяна. Думнова, Татьяна Быкова.
Реальным избранием на пост Президента Российской Федерации женщины считают всего 8 % мальчиков и 26 % девочек. Ответы показали, что большинство опрошенных рассматривает ситуацию, когда президентом нашей страны станет женщина, как нереальную (83%). Это характерно для общества, где преобладает традиционное сознание.
Характерными чертами политиков-мужчин ученики (66,7 % мальчиков и 11 % девочек.) считают: решительность, любовь к политике как к занятию, ум, предприимчивость, жесткость, нетерпимость, способность заниматься политикой от природы.
Характерными чертами политиков-женщин анкетируемые (22 % мальчиков и 62 % девочек) называют: долготерпение, целеустремленность, гибкость, развитую интуицию, выдержанность, ответственность. Не думали над этим вопросом 37 % мальчиков и 22 % девочек. Эти данные показывают, что почти все мальчики считают, что способность к управлению у мужчин «в крови», они умнее, что «так заведено с давних времен», а место женщины заниматься семьей.
43% старшеклассников выбрали бы мужчину из двух кандидатов. Показательно, что сами девочки (24%) предпочитают кандидатов - мужчин.
Анализ полученных данных показал, что мальчики (21%) традиционно рассматривают политику, управление как «неженское дело». Конструктивно настроены девочки «20%), они оценивают участие женщин в управлении достаточно высоко. Обнадеживается процент отметивших, что «способности от пола не зависят» - 52 %.
Образование, здравоохранение и культура в нашем государстве относятся к женским областям, потому что: это малооплачиваемые сферы (52 %), эти области требуют особых качеств ( терпение, доброта и т.д.)-30%, это физически легкая работа(19 %).
50 % опрошенных сталкивались с нарушением прав по признаку пола, но примеры назвать отказались.
С гендерной дискриминацией на уроке: сталкивались (50 %), нет (42 %), иногда (8 %).
Гендерные стереотипы на выбор профессии, жизненного пути влияют 63%, не влияют 27%.
Наша молодежь(32%) готова жить в обществе, основанном на концепции гендерного равенства.
Таким образом, проведя социологическое исследование, мы приходим к следующим выводам:
1 .Выдвинутая нами гипотеза о том, что в условиях современной политической жизни в РФ реального равноправия мужчин и женщин не существует, получила своё доказательство.
2. Примеры политической жизни в нашей стране, в нашем городе говорят о том, что женщины могут быть успешными руководителями, проводить эффективную политику.
3. Ситуация, когда женщин во власти мало, объясняется тем, что в нашем обществе преобладает традиционное сознание или гендерные стереотипы. Современные юноши 15-17 лет в большинстве своём уверены, что «политика - не женское дело». Немало девочек руководителями видят представителей мужского пола.
4. Проведённое исследование показало необходимость гендерного просвещения и развития гендерного образования, т.к. общество, в котором предстоит жить современной молодёжи, - это общество основано на принципах равноправия, уважения и приоритета личности.
.
2.2.Пути решения данной проблемы.
Решение данной проблемы во многом зависит от доктрины федеральной и муниципальной государственной службы, а также от желания прежде всего самой женщины использовать свои реальные возможности участия во властных структурах.
Кроме того, государственная политика в отношении женщин необходима как самостоятельное направление, поскольку существует группа специфических проблем, связанных с положением женщин в обществе на каждом историческом этапе. Женщины должны заявить о новых перспективах, которые не всегда совпадают с интересами мужчин. Женщины-политики подчеркивают приоритетность таких проблем, как уважение, соблюдение прав и достоинства личности, борьбу со всеми видами насилия против личности, социальное обеспечение, развитие сети дошкольных и школьных учреждений, образование, здравоохранение, занятость и продвижение женщин по службе. Они стимулируют женщин к участию в политической деятельности и занятию политических постов.
Только в 1996 году Правительство РФ утвердило своим постановлением «Концепцию улучшения положения женщин в РФ». Одной из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях.
Например, пункт 2 гласит: «право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления». В пункте 2.1 содержится предложение Совету Федерации и Правительству РФ принять «законодательные акты и целевые программы, направленные на обеспечение равного представительства лиц обоего пола в органах государственной власти». Кроме того, там содержится
еще одна рекомендация, адресованная законодателю на случай принятия Закона о политических партиях: «в партийных избирательных списках представительство лиц одного пола на должно превышать 70% от общего числа кандидатов» и я надеюсь, что в будущем будут созданы условия для их реализации на практике.
Таким образом, для решения данной проблемы мы предлагаем следующие пути решения:
• Соблюдать прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека.
• Необходимость обеспечить условия для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций
• При президенте РФ и Федеральном Собрании, на уровне субъектов РФ, в органах местного самоуправления сформировать комиссии и комитеты по вопросам женщин, семьи и детей.
• В соответствии с законодательством РФ женщинам обеспечить равный с мужчинами доступ к государственной службе и участию во внешнеполитической деятельности.
• Организовать в средствах массовой информации широкую информационную, пропагандистскую работу, ориентированную на активизацию участия женщин в социально- экономических преобразованиях, увеличение их числа в органах власти.
• Добиваться участия женщин в принятии решений на всех уровнях, формирования новых нравственных норм, направленных на широкое вовлечение в общественные движения, на участие женщин в составе представительных и исполнительных органах власти всех уровней.
• Организовать подготовку женщин к участию в политической , государственной деятельности и управлению; разработать соответствующие программы подготовки и переподготовки женщин, а также формировать резерв кадров женщин для работы в органах управления.
• Проводить на регулярной основе сбор, анализ и распространение статистических данных об участии мужчин и женщин в государственной и общественной жизни на федеральном, региональном уровнях.
• Обеспечивать поддержку деятельности женских, молодежных, профсоюзных и других организаций, и выдвигающих, способных и компетентных в профессиональном отношении женщин в различные органы власти на всех уровнях.
• Разработать и реализовать программы правого просвещения женщин, разъясняющие женщинам их права и основные свободы, предоставленные как законодательством РФ, так и международными договорами ,признанными РФ.
• Добиваться объективного освещения в средствах массовой информации подлинной роли женщин в экономической, социальной и политической жизни.
Заключение
Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что женщины выбирают политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще. А если политиком становится мужчина, то неминуемо его супруга так или иначе вовлечена в политическую деятельность, бывая на приемах, наблюдая за деятельностью мужа, помогая ему в тех делах, в которых она может оказать помощь.
Предпочтение мужчин-политиков женщинам-политикам имеет много причин, но главными являются образ политика, который должен обладать такими качествами как лидерство, самостоятельность, объективность, масштабность мышления, умение политического маневра - все эти качества считаются чисто мужскими; малая экономическая база, так как мало кто желает вкладывать деньги в женщину-политика. А ведь кто еще кроме самих женщин будет решать их «женские» вопросы. Они большее внимания уделяют социальным проблемам, в отличие от мужчин, отдающих предпочтение решению «военных» вопросов. Мужчинам не хватает таких женских качеств, как мудрости, позволяющей нестандартно мыслить и побуждающей к творчеству, приверженности идее больше, чем концентрация на эгоизме, общественного темперамента, требующего быть нравственным и помогающего быть смелым.
В России в настоящее время в системе исполнительной власти число женщин, конечно, оставляет желать лучшего, но, тем не менее, с каждым годом их количество всё увеличивается. Хочется выделить самых активных из женщин-политиков.
Нет сомнения в том, что доминирующей мужской политической элите не удалось создать ни устойчивой и сбалансированной политической системы, ни государственной системы власти, способной функционировать на возобновляемой основе, ни здорового цивилизованного демократического общества, опирающегося на общечеловеческие ценности. Отчуждение женщин как от власти, так и от собственности - один из серьезнейших просчетов мужской политической элиты.
Правда, нельзя снимать ответственность и с женщин: ведь это они сами позволили за себя решать свою судьбу и без их активного политического участия решать судьбу своей страны. Между тем, груз каждодневного выживания в условиях реформирования страны, да еще при обстоятельствах роста преступности и коррупции, лежит именно на женских плечах.
Сегодня важно понять: какую выгоду может извлечь общество в целом, создавая государство с политическим управлением, основанном на партнерстве мужчин и женщин в политике? Ответ прост: партнерство мужчин и женщин в политике является источником более полной и представительной демократии, поскольку создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.
Заключение.
В ходе проведенной работы был изучен материал о великих представительницах прекрасного пола, которые в разные периоды истории нашей страны стояли у власти или каким – либо образом влияли на политику нашего государства. На протяжении веков взгляды людей и ситуация менялись. В ходе исследования, выяснилось, каким же образом обстоит дело сегодня с занятостью наших современниц в сфере политики. Отрадно то, что в последнее время первые лица государства изменяют ситуацию по отношению к женщинам. Данное исследование показало возможность и целесообразность более широкого участия женщин в политике, в управленческой деятельности. А так же необходимость гендерного просвещения и развития гендерного образования. Обсуждение подобных проблем помогает школьникам сформировать свой взгляд на мир, ценностные ориентации, соответствующие новому периоду в развитии общества - периоду утверждения принципов равноправия, уважения, приоритета личности. Тем не менее, сделан однозначный вывод о том, что женщины представлены в меньшинстве по сравнению с мужчинами. Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что женщины выбирают политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще. А если политиком становится мужчина, то неминуемо его супруга так или иначе вовлечена в политическую деятельность, бывая на приемах, наблюдая за деятельностью мужа, помогая ему в тех делах, в которых она может оказать помощь. В России в настоящее время в системе исполнительной власти число женщин, конечно, оставляет желать лучшего. Что же делать? Ждать, когда за длительное время изменятся социокультурные стереотипы и сформируется иная ментальность в обществе, или все-таки, предпринимать определенные усилия? Я считаю, что необходима серьезная государственная поддержка, связанная с расширением системы мер продвижения женщин во власть, а также создание равных возможностей для участия в политике всех граждан, независимо от пола, и рассматривать паритетное представительство женщин в структурах власти в качестве одного их индикаторов социальной справедливости и равенства в обществе.
Список использованной литературы
4. Бовуар С. «Второй пол», Т. 1999
5. Бойко А. // Комсомольская правда . – 2007. – 26 сентября. – С. 3.
6. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. Т.8. Григорьев – Динамика. – М.: Большая энциклопедия, 2007. – 767с. – С. 355 – 356.
7. Вандышева О. Женщины у «руля» России // Комсомольская правда . – 2007. – 26 сентября. – С. 6.
8. Екатерина Романовна Дашкова // Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ /М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. – 704с. –С. 139 – 144.
9. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С.246.
10. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти // Женщина в обществе - мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.
11. Концепцию улучшения положения женщин в РФ.
12. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебн. пособие для 10 -11 кл. М., 2000
13. Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл.: Учеб, для общеобразоват. учеб, учреждений. М.,2000.
14. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин; Под ред. Н. И. Павленко. – М. : Высшая школа, 2001. – 560с. С.373.
15. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 6, 9, 13,16. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. 256с.
16. Павленко Н. Екатерина Великая. Женщина на троне / Родина. 1998. №1.С. 48 – 51.
17. Путин В. В. //Российская газета. Федеральный выпуск. - 2009 г. –13 марта. - С. 1.
18. Степанова Н.М. «Женщина в парламенте: «роскошь» или необходимость»
19. Тысько Л.А. Методика ученических социологических исследований: Учеб, пособие. Йошкар-Ола
Приложение 1.
Анкетирование по проблеме "Женщина во власти" среди учащихся 7-10 классов.
Анкета «Женщина во власти». Какая она? Может ли она быть успешной в этой области? Эти вопросы являются предметом споров в обществе. А что думаете по этому поводу вы? Анонимность сведений гарантируем. (В каждом из пунктов анкеты просьба обвести кружком букву, соответствующую выбранному ответу.)
1. Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране:
а) много; б) мало; в) не знаю.
2. Знаете ли вы кого-нибудь из них? Назовите их.
3. Реально ли, на ваш взгляд, избрание на пост Президента РФ женщины?
а) да; б) нет; в) не думал (а) об этом.
4.Каковы, на ваш взгляд, характерные черты политиков-мужчин и политиков-женщин? Перечислите их.
5. По вашему округу в выборах участвуют два кандидата – мужчина и женщина. Кого вы выберете?
а) мужчину; б) женщину; в) все равно.
6. Кто, по вашему мнению, более способен на управленческую деятельность?
а) мужчина; б) женщина; в) это не зависит от пола.
7.Укажите свой пол, возраст.
Благодарим вас за то, что вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты.
Приложение 2.
Анкета
Уважаемый школьник!
1. Как вы считаете, почему в нашем государстве образование, здравоохранение и культура относятся к женским (феминизированным) областям?
2. Встречались ли вы с дискриминацией по признаку пола? Где и как?
3. Сталкивались ли вы с гендерной дискриминацией на уроках? а) да; б) нет в) иногда.
4. Влияют ли гендерные стереотипы на выбор профессии, жизненного пути? а) влияют; б) не влияют; в) затрудняюсь ответить.
5. Как вы думаете, готова ли наша молодежь жить в обществе, основанном на концепции гендерного равенства?
а) да; б) нет; в) необходимо гендерное просвещение.
Укажите свой пол, возраст.
Благодарим вас за то, что вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты.
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Философские стихи Кристины Россетти