Выбор профессии - это важный шаг во взрослую жизнь. Самое главное в выборе это понять, чего ты действительно хочешь в жизни. В наше время выбор профессии играет очень важную роль в жизни человека. Сейчас он должен определяться не только душевными порывами, но и здравым разумом, мы должны быть уверены, что она обеспечит нам стабильное будущее. Получить работу в сегодняшнем мире, где все соревнуются, не просто. Профессия требует универсального образования и практических навыков.
Вложение | Размер |
---|---|
arina_proekt_.docx | 64.2 КБ |
КОММУНАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Шороховской средней общеобразовательной школы
Россия, Тюменская область, Исетский район, п.Коммунар
Индивидуальный школьный проект
«Моя бедующая профессиональная карьера»
Автор: Тюрикова Арина Григорьевна обучающаяся 8 класса
Коммунаровская средняя
общеобразовательная школа
филиал муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Шороховской средней
общеобразовательной школы
Руководитель: Устюгова Елена Владиславовна
педагог-психолог
Коммунаровская средняя
общеобразовательная школа
филиал муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Шороховской средней
общеобразовательной школы
Коммунар,2023
Содержание
Введение…………………………………………………………3
Раздел 1. Теоретическая часть
Раздел 2. Практическая часть
Мои личностные особенности и возможности…………..10
Заключение……………………………………………………...13
Список используемой литературы…………………………….16
Приложение
Введение
Выбор профессии - это важный шаг во взрослую жизнь. Самое главное в выборе это понять, чего ты действительно хочешь в жизни. В наше время выбор профессии играет очень важную роль в жизни человека. Сейчас он должен определяться не только душевными порывами, но и здравым разумом, мы должны быть уверены, что она обеспечит нам стабильное будущее. Получить работу в сегодняшнем мире, где все соревнуются, не просто. Профессия требует универсального образования и практических навыков.
С самого детства я начала задумываться над тем, кем я стану во взрослой жизни. Я хотела бы связать её с общением и людьми, стать психологом. Что же интересует меня в этой профессии? Ответ прост. Во-первых, работа психолога заключается в общении с людьми, это привлекает меня больше всего, так как мои коммуникативные способности довольно-таки развиты. Во-вторых, я считаю, что работа психолога востребована в наши дни, так как многим людям нужна психологическая помощь. В-третьих, работа психолога не только помогает людям разобраться в своих проблемах, но и обогащает внутренний мир человека, решившего посвятить себя этому делу. Ведь общение с разными людьми положительно влияет на человека, учит его находить подход к разным личностям и помогает разбираться в проблемах окружающего мира.
Также я считаю, что эта профессия позволит узнать лучше людей, предоставит целую коллекцию характеров. Но каким же должен быть хороший психолог?
Гипотеза: На сколько профессия психолога мне подходит и на сколько подхожу я ей?
Методы исследования:
- поиск информации;
- отбор информации;
-наблюдение;
- проведение диагностического исследования;
- обработка результатов.
Цель исследования- изучить профессию психолога, основные требования, профессионально важные качества.
Задачи работы:
Объект исследования: профессия психолога
Предмет исследования: мои профессиональные интересы и склонности.
Практическая значимость: состоит в том, что содержащиеся в ней материалы могут помочь при проведении классного часа по профориентации, расширить знания по профессии психолог.
Раздел 1. Теоретическая часть
Запрос на психологическое знание остро стоял во второй половине 19 века, что, безусловно, было связано с развитием общества, капиталистических производственных отношений, в которые были включены значительные массы людей.
Начало развития психологии как самостоятельной науки датируется 1879 годом, когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт, философ и одновременно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе. В 1884 году на лондонской международной выставке английский ученый Гальтон (который по праву считается основателем психодиагностики) впервые демонстрировал опыты по изучению способностей, измерению индивидуальных особенностей людей (рост, вес, мышечная сила, зрительные, слуховые различения).
Следующим знаменательным этапом в развитии психологии традиционно считается разработка психоанализа З.Фрейдом, который не только стал автором психоанализа как научно-психологической школы, но и выдающимся психотерапевтом-практиком, который разработал и успешно применял метод психоанализа для лечения неврозов.
Что касается начальных этапов развития психологии в России, то важно отметить, что русские ученые, врачи, психотерапевты поддерживали тесные контакты со своими коллегами из европейских стран. Многие события в России шли с очень небольшим отставанием от европейских. Так, первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в Санкт-Петербурге в 1885 году русским выдающимся физиологом Сеченовым Иваном Михайловичем. Развитие этой лаборатории в последующем привело к ее преобразованию в 1908 году в Психоневрологический институт. В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Челпановым Георгием Ивановичем в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Институт психологии (ныне это Психологический институт РАО). Развитие экспериментальной психологии, ее распространение в России шло быстрыми темпами. В последующем экспериментальные лаборатории были открыты в дореволюционной России в таких городах, как Харьков, Казань, Киев, Саратов и др.
Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, занимающихся ею профессионально - психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев.
После революции становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию. Популярность в 30-е годы педологии – психологии, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением правительства «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. С этого трагического года развитие практико-ориентированной психологии практически было остановлено.
Тем не менее, нельзя остановить то, что необходимо, на что в обществе, его разных сферах существует необходимость, потребность. Продолжала развитие психология академическая. Необходимость психологических исследований была обусловлена развитием оборонной промышленности, авиации, космонавтики. Эти направления психологии разрабатывались в нашей стране как закрытые, секретные. Развивалась методология советской психологии. Теория деятельности (учение Рубинштейна, А.Н.Леонтьева), психологические теории обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) общепризнанны в мировой психологической науке.
В 80-годы необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы. На протяжении около 10 лет в СССР под руководством академика Ю.Н.Бабанского проводился эксперимент по созданию школьной психологической службы. Эксперимент проходил не только в Москве, Ленинграде. Но и других регионах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе (Эстония) и т.д. Результаты эксперимента были одобрены и обобщены и стали основанием для принятия «Положения о школьной психологической службе», принятого в 1989. Введение в штат школ должности педагог-психолог в начале 90-х стало поводом для открытия в Российских педагогических институтах и университетах специальности «психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы профессионального психологического образования. За прошедшие полтора десятка лет практико-ориентированная психология бурно и интенсивно развивается: психологические знания и культура становятся востребованы во многих сферах современного общества.
Профессия психолог
Профессия психолог появилась сравнительно недавно. Отсюда и множество ошибочных и неверных сведений относительно методов и содержания науки психологии. Некоторые люди даже путают такие похожие по звучанию, но разные по значению профессии, как психиатр, психотерапевт и психолог. Сразу следует сказать, что психиатр и психотерапевт — врачи, получившие диплом в медицинских учебных заведениях. А психолог получил своё образование по дисциплине «Психология» и врачом не является. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающими его людьми.
Сферу деятельности психолога можно разделить на два направления: теоретическую и практическую. Психолог-исследователь работает в институтах и лабораториях как преподаватель психологических дисциплин.
Психолог-практик работает во всех сферах личной и общественной жизни человека (организационная, клиническая, юридическая психология).
Организационный психолог работает в консалтинговых фирмах с организациями, предприятиями, консультируя персонал и руководителя по вопросам психологии управления, маркетинга, рекламы.
Клинический психолог работает в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психологических травм.
Семейный психолог проводит консультации людей, которые никак не могут наладить отношения в браке
Юридический психолог работает в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка или консалтинговых фирмах, определяет особенности криминальной психологии.
Психолог в образовании работает в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях.
Как видно из вышесказанного, распространённость этой профессии весьма велика. Однако, индивидуальные психологические консультации у нас распространены крайне мало. Объясняется это тем, что мы привыкли свои проблемы решать, самостоятельно, выбрав в качестве консультанта собственную подругу, а вид психологической помощи — задушевный разговор.
Быть хорошим специалистом в данной области могут далеко не все, так, как психолог - знаток души человека. Очень важна безграничная любовь и уважение к людям, умение понимать характер каждой, даже самой неординарной личности. Высококвалифицированный психолог не учитель и не советчик, но отличный помощник в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Его задача - научить клиента справляться с любыми проблемами, быть устойчивым к разным стрессам, которым он часто подвергается в современном обществе. Но главное задание психолога - сделать всё возможное, чтобы человек поверил в себя, воспринимал жизнь в ярких красках, достигал успеха во всех начинаниях.
Профессионально важные качества психолога
Состояния человека при взаимодействии с окружающим миром проявляются как человеческие качества. Основными человеческими состояниями и качествами являются адекватность ситуации, активность, целесообразность, духовность, восприимчивость.
Для профессиональной деятельности определяющие значения имеют профессионально важные качества. Именно эти качества позволяют успешно реализовывать необходимую деятельность. В процессе своей деятельности психолог неизбежно проецирует свои переживания, свой внутренний мир на возникающие ситуации. Также на его работу оказывает влияние отношение как к миру, так и социально-экономическим и политическим проблемам. Как наиболее важные профессиональные качества психолога (помимо качеств, которые необходимы в любой другой профессии: ответственность, добросовестность, терпимость и т.п.) можно выделить следующие:
Таким образом, практическая этика является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека. Современная жизнь человека в обществе протекает так, что, по существу, любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере на него такое воздействие. Решение профессионально этических проблем помогает успешно функционировать как в своей профессиональной среде, так и в обществе в целом.
Умения и навыки
На мой взгляд-это следующие умения и навыки, в которых специалист должен быть внимательным, чутким, наблюдательным, обладать более чем успешными навыками коммуникативной компетенции, быть гибким, уметь слушать, слышать правильно, т.е ясно и четко выражать свою мысль, уметь применять свои гипотезы/версии, выстраивать коммуникацию с клиентами в рамках сессии и общей работы, обсуждать условия и то, что происходит на консультациях. Многие навыки приобретаются в опыте, некоторым, обучают на курсах, в институтах, специальных обучающих группах.
Раздел 2. Практическая часть
Мои личностные особенности и возможности
Приступая к практической части первое, что я сделала – это провела интервью с педагогом – психологом Коммунаровской СОШ Устюговой Еленой Владиславовной (текст приложение 1), она мне помогла выбрать методики для самодиагностики, а также обработать результаты. Используемые методики (приложение 2):
Результаты диагностического исследования:
Методика | Результаты |
«Социальный интеллект» | Обладаю отличной способностью осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, дающую возможность прогнозировать успешность в профессиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. У меня отлично развиты навыки взаимодействия, доброжелательный интерес к людям, готовность к сотрудничеству. |
«Матрица выбора профессии» и анкета самоопределения | меня привлекает работа с людьми и исследование (научное исследование чего-либо или кого-либо), то мой круг профессий по данной методике представлен следующим образом: психолог, физиолог, социолог, эксперт-криминалист, следователь, лаборант. |
«Определение профессионального типа личности» Дж. Холланда. | У меня ярко выражен социальный и предпринимательский тип личности. Люди, относящиеся к социальному типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с частыми контактами с другими людьми: обучением, воспитанием, лечением, консультированием. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. |
«Профиль»Г.В. Резапкиной. | Из 10 направлений профессиональных видов деятельности у меня ярко выражен интерес к медицине и педагогике, а также предпринимательству и домоводству. |
Вывод: Изучив свои профессиональные интересы, склонности, тип личности, а также развитие социального интеллекта я поняла, что профессия психолога мне подходит. Мне интересно общаться с людьми, исследовать «себя» и других людей, изучать профессию психолога. Я обладаю отличным самоконтролем, могу хорошо контролировать свои эмоции и состояния, отличной способностью осознания своих эмоций, мотивов и потребностей. Люблю общаться с людьми, анализировать их действия и поступки. Что является важным качеством для психолога.
Для того, чтобы попробовать себя в роли практического психолога я прошла профессиональную пробу, проведя психологический тренинг в 8 классе, (сценарий приложение 3).
После проведенной практической работы: самодиагностика, проведение тренинга я осознала, что работа психолога трудоемкая, но в то же время очень интересная!
Заключение
В моей работе была показана и раскрыта профессия – психолог. Я поняла, что психология — очень интересная наука. Но это утверждение справедливо только для неслучайных людей в этой профессии, для тех, кто выбрал её по велению сердца, а не потому, что психологом быть модно. Только человек, влюблённый в свою профессию, сможет оценить всю прелесть психологии, а также юмор матушки — природы, сделавшей всех нас такими похожими и, одновременно, абсолютно разными. Так что, предмет изучения психологии — человеческая душа — поистине, неисчерпаем. Чтобы стать успешным психологом, одного образования недостаточно. Важен опыт, постоянная практика, наблюдательность. Можно сказать, хороший психолог — это фанат своего дела, которому важны результаты работы.
Я поняла, что карьеру психолога достаточно сложно выстраивать поэтому, получив высшее психологическое образование я должна быть готова к тому, что с самого начала своей карьеры возможно буду работать в школе, детском саду, или государственном учреждении. Но со временем, когда придет настоящий опыт и профессионализм можно стать менеджером по организации тренингов и семинаров или заниматься частным консультированием.
Думая над тем, куда пойти учиться на психолога, не надо забывать и про психологические тренинги, семинары. Но они идут лишь в нагрузку к профессиональному психологическому образованию. Проходя их, человек совершенствует и расширяет свои знания в той или иной области психологии.
Профессия психолога многогранна и интересна! Стоит лишь правильно распорядиться полученными знаниями.
Приложение 1.
Интервьюирование
Чтобы подробнее узнать о профессии я взяла интервью у школьного психолга Елены Владиславовны Устюговой:
- Елена Владиславовна, когда вы начали задумываться о профессии психолог?
- О профессии психолог я начала задумываться, учась в 11 классе, мне хотелось работать с людьми, используя при этом нестандартные виды помощи.
- Где вы получили необходимую профессиональную подготовку?
- Необходимую подготовку я получила сначала в Тюменском педагогическом колледже, затем окончила Шадринский педагогический университет.
- Почему, по вашему мнению, профессия психолог стала широко востребована на рынке труда?
- Уровень современной жизни, её ритм, требования к личности человека стали очень высоки, это касается как профессиональной так и семейной жизни. Быстрый темп развития различных сфер общества предъявляет большие требования к личности в целом. Исходя из этих аспектов у людей появляется необходимость в психологической помощи, следовательно возрастает и востребованность профессии.
- Какими качествами должен обладать психолог?
- Психолог, прежде всего, должен любить свою профессию, без любви к психологии она не постяжима. Психолог должен любить дюдей, любить их плюсы и минусы, акцентировать внимание на положительных качествах.
- Плюсы и минусы профессии?
- Плюсы:
1. Общение с различными категориями людей.
2. Психолог всегда находится в курсе современности, так как в силу профессии не имеет права отставать от интенсивного ритма жизни.
3. Большим плюсом профессии является непрерывное внутриличностное развитие.
- Минусы:
1. Психолог ограничен во времени. Именно поставленные временные рамки заставляют сжимать материал необходимый для помощи до минимума.
- Вы не пожалели о том, что выбрали профессию психолг?
- Нет. У меня никогда не появлялось сомнений в правильности выбора данной профессии, в силу того, что эта профессия дает безграничный простор для личного развития.
Приложение 2.
Опросник «Социальный интеллект»
(тест в модификации Г. Резапкиной)
Инструкция: Если высказывание отражает ваше отношение к себе, людям и событиям - поставьте в бланке ответов рядом справа от номера вопроса плюс (+), если не отражает – минус (-).
Класс : _________________ Фамилия Имя : __________________________________
Бланк ответов
Самосознание | Саморегуляция | Эмпатия | Коммуникабельность | Самомотивация | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||
Обработка результатов.
Подсчитайте число плюсов в каждом столбце категории социального интеллекта и впишите получившееся сумму баллов в соответствующую клетку нижней строки.
Самосознание - способность осознавать свои эмоции, мотивы и потребности.
0 – 2 балла - низкий уровень. Это означает несформированную способность осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, препятствующую профессиональной успешности в профессиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
3 – 4 балла - средний уровень. Это означает недостаточно сформированную способность осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, затрудняющую профессиональное и личностное развития человека.
5 – 6 баллов – высокий уровень. Это означает высокую способность осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, дающую возможность прогнозировать успешность в профессиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Саморегуляция - способность управлять своими эмоциями.
0 – 2 балла - низкий уровень. Это может проявляться в виде низкой эмоциональной устойчивости, тревожности, утомляемости, что может осложнить профессиональную деятельность, связанную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
3 – 4 балла - средний уровень. Недостаточная способность управлять своими эмоциями может вызвать затруднения в профессиональной и социальной адаптации человека.
5 – 6 баллов – высокий уровень. Высокий уровень саморегуляции позволяет людям контролировать свое эмоциональное состояние, что является профессионально важным качеством в профессиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Эмпатия - умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.
0 – 2 балла - низкий уровень. Это свидетельствует о слабой способности понимать чувства, мотивы и потребности других людей и может препятствовать эффективному выполнению работы, связанной с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
3 – 4 балла - средний уровень. Это может осложнять профессиональную деятельность в сферах, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
5 – 6 баллов – высокий уровень. Высокий уровень эмпатии является профессионально важным качеством для профессий, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Коммуникабельность - общительность, доброжелательный интерес к людям, готовность к сотрудничеству.
0 – 2 балла - низкий уровень. Низкий уровень коммуникабельности может негативно повлиять на профессиональную деятельность, связанную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
3 – 4 балла - средний уровень. Это может осложнять профессиональную деятельность в сферах, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
5 – 6 баллов – высокий уровень. Это способствует эффективному взаимодействию с другими людьми и является профессионально важным качеством для профессий, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Самомотивация - способность ставить перед собой цели и достигать их.
0 – 2 балла - низкий уровень. Низкий уровень самомотивации может негативно влиять на профессиональную успешность в различных сферах.
3 – 4 балла - средний уровень. Средний уровень самомотивации может осложнять профессиональную деятельность.
5 – 6 баллов – высокий уровень. Высокий уровень самомотивации способствует достижению поставленных целей и позволяет прогнозировать профессиональную успешность в различных сферах.
«Матрица выбора профессии»
Г.В. Резапкина
Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы:
С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает?
Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)
Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)
Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты)
Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)
Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)
Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает?
Управление (руководство чьей-то деятельностью)
Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)
Творчество (создание оригинальных произведений искусства)
Производство (изготовление продукции)
Конструирование (проектирование деталей и объектов)
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
Защита (охрана от враждебных действий)
Контроль (проверка и наблюдение)
Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.
Матрица выбора профессии
Виды труда | Сфера труда | |||||||||
Человек | Информация | Финансы | Техника | Искусство | Животные | Растения | Продукты | Изделия | Природные ресурсы | |
Управление (руководство чьей-то деятель-ностью) | Менеджер по персоналу Админи-стратор | Маркетолог Диспетчер Статистик | Экономист Аудитор Аналитик | Технолог Авиа-диспетчер Инженер | Режиссер Продюсер Дирижер | Кинолог Зоотехник Генный инженер | Агроном Фермер Селекци-онер | Товаровед Менеджер по продажам | Менеджер по продажам Логистик Товаровед | Энергетик Инженер по кадастру |
Обслуживание (удовлетво-рение чьих-то потребностей) | Продавец Парикмахер Официант | Переводчик Экскурсовод Библиотекарь | Бухгалтер Кассир Инкассатор | Водитель Слесарь Теле-радио- мастер | Гример Костюмер Парик-махер | Животновод Птицевод Скотовод | Овощевод Полевод Садовод | Экспедитор Упаковщик Продавец | Продавец Упаковщик Экспе-дитор | Егерь |
Образование (воспитание и обучение, формирование личности) | Учитель Воспитатель Социальный педагог | Преподаватель Ведущий теле- и радио программ | Консультант Препода-ватель экономики | Мастер производ-ственного обучения | Хореограф Препода-ватель музыки, живописи | Дресси-ровщик Кинолог Жокей | Препода-ватель биологии Эколог | Мастер производ-ственного обучения | Мастер производ-ственного обучения | Препода-ватель |
Оздоровление (избавление от болезней и их преду преждение) | Врач | Рентгенолог Врач (компью-терная диаг-ностика) | Антикри-зисный управ-ляющий Страховой агент | Мастер авто сервиса Физио-терапевт | Пласти-ческий хирург Косметолог Рестав-ратор | Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог | Фито-терапевт Гомеопат Травник | Диетолог Косметолог Санитарный инспектор | Фармацевт Ортопед | Бальнеолог Эпиде-миолог Лаборант |
Творчество (создание оригинальных произведений искусства) | Режиссер | Программист Редактор | Менеджер по проектам Продюсер | Коструктор Дизайнер Художник | Художник Писатель Компо-зитор | Дресси-ровщик Служитель цирка | Фито-дизайнер Озеле-нитель Флорист | Кондитер | Резчик по дереву Витражист Скульптор | Архитектор Мастер-цветово Декоратор |
Производство (изготовление продукции) | Мастер производ-ственного обучения | Корректор Журналист Полиграфист | Экономист Бухгалтер Кассир | Станочник Аппаратчик Машинист | Ювелир График Керамист | Животновод Птицевод Рыбовод | Овощевод Цветовод Садовод | Технолог Калькулятор | Швея | Шахтер Нефтяник Техник |
Констру-ирование (проекти-рование деталей и объектов) | Стилист Пласти-ческий хирург | Картограф Программист Web-мастер | Плановик Менеджер по проектам | Инженер-конструктор Телемастер | Архитектор Дизайнер Режиссер | Генный инженер Виварщик Селекционер | Селекци-онер Ландшаф-тист Флорист | Инженер-технолог Кулинар | Модельер Закройщик Обувщик | Дизайнер ландшафта Инженер |
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) | Психолог Следователь Лаборант | Социолог Математик Аналитик | Аудитор Экономист Аналитик | Испытатель (техники) Хроно-метражист | Искус-ствовед Критик Журналист | Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог | Биолог Ботаник Микро-биолог | Лаборант Дегустатор Санитарный врач | Эргономик Контролер Лаборант | Биолог Метеоролог Агроном |
Защита (охрана от враждебных действий) | Мили-ционер Военный | Арбитр | Инкассатор Охранник Страховой агент | Пожарный | Поста-новщик трюков Каскадер | Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора | Эколог Микро-биолог Миколог | Санитарный врач Лаборант Микро-биолог | Сторож | Охрана ресурсов Инженер по ТБ |
Контроль (проверка и наблюдение) | Тамо-женник Прокурор Табельщик | Корректор Системный программист | Ревизор Налоговый полицей-ский | Техник-контролер Обходчик ЖД | Выпус-кающий редактор Консуль-тант | Консультант Эксперт по экстерьеру | Селекци-онер Агроном Лаборант | Дегустатор лаборант Санитарный врач | Оценщик Контролер ОТК Приемщик | Радиолог Почвовед Эксперт |
Тест Д.Голланда по определению типа личности
Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:
- Реалистический тип (Р)
- Интеллектуальный тип (И)
- Социальный тип (С)
- Конвенциальный тип (К)
- Предприимчивый тип (П)
- Артистический тип (А)
Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".
Ключ к тесту
Реалистический тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
Интеллектуальный тип:
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
Конвенциальный тип:
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.
Предприимчивый тип:
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.
Артистический тип:
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.
Интерпретация
Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:
- определенными чертами характера и складом ума;
- способностями к определенным видам деятельности;
- предпочтениями определенного рода занятий;
- содержанием увлечений;
- профессиональными возможностями.
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.
Ниже, в таблице приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.
Таблица «Типы профессиональной направленности личности»
Типы | Психологические характеристики, особенности личности, способности | Ориентация, направленность, предпочтения | Профессиональная среда | Конкретные профессии |
Р | Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности | Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение | Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. | механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д. |
И | Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность | Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения | Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи | физик, астроном, ботаник, программист и др. |
С | Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей | Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем | Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. | врач, педагог, психолог и т.п. |
К | Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей | Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства | Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных | бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др. |
П | Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности | Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике | Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия | бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д. |
А | Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие | Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям | Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения | музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д. |
Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.
Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.
В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.
Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.
Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».
Методика “Профиль” (”Карта интересов” а.Е.Голомштока в модификации г.В.Резапкиной)
Шкалы: интересы - физика и математика, химия и биология, радиотехника и электроника, механика и конструирование, география и геология, литература и искусство, история и политика, педагогика и медицина, предпринимательство и домоводство, спорт и военное дело Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой Тип теста: Вербальный · Вопросов: 50 · Назначение теста
Исследование профессиональных интересов респондентов.
Инструкция к тесту
Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится - минус.
Тестовый материал
Ключ и обработка результатов теста
Сфера интересов | № Вопросов | ||||
Физика и математика | 1 | 11 | 21 | 31 | 41 |
Химия и биология | 2 | 12 | 22 | 32 | 42 |
Радиотехника и электроника | 3 | 13 | 23 | 33 | 43 |
Механика и конструирование | 4 | 14 | 24 | 34 | 44 |
География и геология | 5 | 15 | 25 | 35 | 45 |
Литература и искусство | 6 | 16 | 26 | 36 | 46 |
История и политика | 7 | 17 | 27 | 37 | 47 |
Педагогика и медицина | 8 | 18 | 28 | 38 | 48 |
Предпринимательство и домоводство | 9 | 19 | 29 | 39 | 49 |
Спорт и военное дело | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.
Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие - способности, или профессионально важные качества.
Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.
Тест Д.Голланда
Фамилия, имя ____________________________________________________________ класс _____________
№ | а | б | № | а | б | |
1 | инженер-техник | инженер-контролер | 22 | гидролог | ревизор | |
2 | вязальщик | санитарный врач | 23 | зоолог | зоотехник | |
3 | повар | наборщик | 24 | математик | архитектор | |
4 | фотограф | зав. магазином | 25 | работник ИДН | счетовод | |
5 | чертежник | дизайнер | 26 | учитель | милиционер | |
6 | философ | психиатр | 27 | воспитатель | художник по керамике | |
7 | ученый-химик | бухгалтер | 28 | экономист | заведующий отделом | |
8 | редактор научного журнала | адвокат | 29 | корректор | критик | |
9 | лингвист | переводчик художественной литературы | 30 | завхоз | директор | |
10 | педиатр | статистик | 31 | радиоинженер | специалист по ядерной физике | |
11 | организатор воспитательной работы | председатель профсоюза | 32 | водопроводчик | наборщик | |
12 | спортивный врач | фельетонист | 33 | агроном | председатель сельхозкооператива | |
13 | нотариус | снабженец | 34 | закройщик-модельер | декоратор | |
14 | перфоратор | карикатурист | 35 | археолог | эксперт | |
15 | политический деятель | писатель | 36 | работник музея | консультант | |
16 | садовник | метеоролог | 37 | ученый | актер | |
17 | водитель | медсестра | 38 | логопед | стенографист | |
18 | инженер-электрик | секретарь-машинистка | 39 | врач | дипломат | |
19 | маляр | художник по металлу | 40 | главный бухгалтер | директор | |
20 | биолог | главный врач | 41 | поэт | психолог | |
21 | телеоператор | режиссер | 42 | архивариус | скульптор |
Сказка "Морозко"
Весенняя гроза
Извержение вулкана
Снежная книга
Ветер и Солнце