Эпиграф: Мы находимся на пороге решающих перемен, когда цивилизация начинает перестраивать самого человека посредством технических устройств, медицинских препаратов, а возможно, и конструктивных генетических модификаций. Приборы, встроенные в самого человека или тесно с ним сопряженные, резко увеличат объем его памяти, расширят органы его восприятия, умножат его производственные способности, творческое воздействие на среду». М.Эпштейн
Заводоуковский городской округ, МАОУ СОШ №1
Батаева Елизавета Андреевна 9 «А» класс
Тема педагогического эссе – «Новая антропологическая революция: возможности, вызовы, риски в педагогической перспективе».
Эпиграф: Мы находимся на пороге решающих перемен, когда цивилизация начинает перестраивать самого человека посредством технических устройств, медицинских препаратов, а возможно, и конструктивных генетических модификаций. Приборы, встроенные в самого человека или тесно с ним сопряженные, резко увеличат объем его памяти, расширят органы его восприятия, умножат его производственные способности, творческое воздействие на среду».
М.Эпштейн
В современном обществе происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательных и воспитательных возможностей, семейных, духовно-нравственных ценностей. Отсюда семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций, национальной безопасности. На современном этапе проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах.
Еще одна комплексная проблема педагогической деятельности и профессионального педагогического образования. Педагогическая деятельность в современном образовании претерпевает существенные изменения : происходит ее переориентация с предметно-знаниевой на личностную парадигму при которой ее целью становится формирование у школьников опыта ориентировки не столько в сфере предметных знаний, сколько в собственной жизненной сфере, в области самоорганизации своей личности. Новые ценности, цели и содержание образования невозможно реализовать в непосредственном педагогическом воздействии. Способности к самообразованию и саморазвитию нельзя сформировать путем прямого педагогического действия. Если ученик не знает что-то или не умеет что-то делать, то педагог его научит. Саморазвитию научить нельзя, прямым образом от педагога к ученику эта способность не передается. В личностно-ориентированном образовании ребенка нельзя заставить быть самостоятельным, невозможно принудить его стать и быть личностью. Педагог может лишь создать условия для того, что бы воспитанный сам встал на путь их обретения.
В свою очередь, критерии благополучия и развития школьника должны стать исходной точкой любой педагогической системы. Необходимо прогнозирование и выявление педагогической практики на школьника, определение, не вредят ли они его психическому и личностному здоровью. Но в педагогике и образовании инструментальные представления о норме и критериях отклонений от неё не выработаны. Разработка таких норм и методов их оценки - актуальная антропологическая задача психолого-педагогических и медицинских наук. Актуальная во все времена, но приобретенная особую остроту в современном обществе, проблема нормального перехода от детства к взрослости, возможности сферы образования в ее решении.
Взросление подростков - сложный и противоречивый процесс, требующий большого внимания и такта со стороны взрослых. Тенденция к взрослости у подростков зачастую реализуется в неадекватных, нередко асоциальных формах. Подростковый возраст опасен проявлениями отрицательных и губительных для здоровья форм демонстрации своей взрослости - приобщение подростков к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, выбору неоправданно рискованных форм поведения. Одним из существенных критериев эффективности образовательных стратегий является психологическое здоровье детей и подростков. Современные образовательные учреждения посещает значительное число детей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы. Эти состояния чаще всего носят латентный характер и не дают оснований для лечения. Для успешной реализации профессиональной деятельности с такими учащимися педагогия и практическая психология образования нуждаются в теории удерживающей полноту душевной жизни человека. Необходим понятный аппарат, который охватывает специфику сложных феноменов духовно-душевного неблагополучия, позволяет их фиксировать, «прочитывать» и проектировать эффективные меры.
За еду птицы готовы собирать мусор
Военная хитрость
Мост Леонардо
Заколдованная буква
Сладость для сердца