В современной жизни у каждого человека очень часто возникают стрессовые ситуации. Многие явления в школе вызывают стрессовые ситуации: экзамены, контрольные работы, большое количество домашнего задания, сложный учебный материал.
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3,
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
(СОШ № 3, филиал МАОУ «СОШ № 2»)
Социальный проект
« Стрессы и их влияние на учащихся»
Автор проекта: ученица 10 класса
Потенихина Валерия Алексеевна
Руководитель проекта: Бабич М.Б.
г.Заводоуковск 2022
Аннотация
В современной жизни у каждого человека очень часто возникают стрессовые ситуации. Многие явления в школе: экзамены, контрольные работы, большое количество домашнего задания, сложный учебный материал.
Стресс-эмоциональное и физическое напряжение организма как защитная реакция на неблагоприятные окружающие факторы (холод, голод, травмы, болезнь и т.д) или какие то ситуации, которые характеризуются как трудноразрешимые и неконтролируемые.
Сам термин «стресс» был введен в 1936 году канадским физиологом Гансом Салье. Ганс Салье решил, что с точки зрения психологии это понятие можно применить к человеку. Тогда под стрессом понимали явление приспособления организма в экстремальных условиях. Сейчас понятие стресса намного шире, в список стрессовых факторов входят социальные и психологические явления, например, конфликты, ссоры.
В психологии стресс рассматривают как период адаптации человека.
Чаще всего, говоря слово стресс, мы имеем в виду именно деструктивный стресс.
Цель работы: дать рекомендации борьбы со стрессом при его возникновение.
Задачи исследования:
Объект исследования: учащиеся 9-10 классов.
Предмет исследования: стресс.
Методы исследования:
Исследование проводилось среди учащихся 9-10 классов «СОШ №3» с марта по апрель 2022 года.
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3,
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
(СОШ № 3, филиал МАОУ «СОШ № 2»)
Теоретическая часть.
Виды стрессов.
Стресс делят на два вида: конструктивный и деструктивный.
Конструктивный стресс в большинстве случаев положительно влияет на человека. Он так же делится на два вида – стресс от положительных эмоций (свадьба, рождение ребенка, празднование важного события жизни, получение подарка) и стресс от преодоления каких-то трудностей (победа в спортивной игре, полученная положительная оценка на экзамене, защита проекта или диплома). Конструктивный стресс не влечёт за собой негативных последствий для психического или физического здоровья человека.
Деструктивный стресс, наоборот, наносит вред. Если быть точнее, вред наносит ни сама стрессовая ситуация, а эмоциональная реакция человека на внешние раздражители (сильное сердцебиение, повышение или понижение давления и температуры тела, приступы астмы).
Чаще всего, говоря слово «стресс», мы имеем в виду именно деструктивный стресс, плохо, деструктивно влияющие явления жизни.
Причины стресса у учащихся.
Причинами стресса у ребенка являются самые разные события в жизни: ссора или развод родителей, болезнь близкого родственника и даже домашнего питомца, сложности с обучением или усвоением школьного материала, конфликты с одноклассниками, переезд, новый класс или новая школа, потеря каких-то личных важных вещей.
Школьный стресс в этом списке занимает первое место. Все дети ходят в школу и большинство испытывает тот или иной стресс, связанный со школой.
У подростков в связи с гормональным перестроением организма обостряются все чувства, от малейшего стресса ребенок готов сорваться,
Влияние стресса на здоровье.
Стрессы оказывают отрицательное влияние, как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.
Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, гнев, нарушение памяти, бессонница).
Симптомы стресса.
Каждый человек по своему реагирует на стресс. Общее во всех реакциях - это отрицательное влияние на психику. Человек становится раздраженным, у него ухудшается настроение. Бывает, что стресс вызывает и другие реакции - это молчаливость, отстранение, пассивность и замкнутость.
Признаки стресса:
1) Невозможность сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности;
2) Беспричинные приступы раздражительности, злобы, недовольство окружающими;
3) Вялость и слабость, депрессивное состояние;
4) Бессонница, кошмарные сновидения;
5) Отсутствие аппетита или наоборот стремление помногу есть;
6) Нервные тики, желание кусать ногти или губы;
7) Хроническая усталость которая не проходит даже после ночного отдыха;
8) Головокружение, учащения дыхания;
9) Внезапное появления эмоций (смех который быстро сменяется на слезы);
10) Недоверие к себе и окружающим людям.
Стресс способен вызвать:
•Сердечно-сосудистые заболевания неврозы;
•Заболевание желудочно-кишечного тракта;
•Простудные заболевания и нарушения иммунитета;
•Заболевания и расстройства мочеполовой системы;
•Психосоматические заболевания боль в мышцах и суставах;
•Снижение активности и трудоспособности.
Способы борьбы со стрессом
В любой стрессовой ситуации очень важно не терять самообладание и контроль. Справиться с нахлынувшими эмоциями можно при помощи таких действий.
ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3,
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
(СОШ № 3, филиал МАОУ «СОШ № 2»)
Практическая часть.
Мониторинг учащихся 9-10 классов
Для того чтобы узнать испытывают ли стресс ребята и как они с ним борются, я провела опрос в гугл-формах. Составила опрос по теме стресс. Учащиеся 9-10 классов ответили на вопросы: как часто они испытывают стресс, где чаще всего они его испытывают и их борьба со стрессом.
Свои исследования по изучению стрессов у подростков я проводила среди своих одноклассников и учащихся 9 классов.
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Как часто вы испытываете стресс? | Редко-40,9% Часто-59,1% Никогда-0% |
2 | Как вы себя чувствуете во время стресса? | Плохое самочувствие-54,5% Раздражительность-40,9% Вяло-4,6% |
3 | Где вы чаще всего испытываете стресс? | Дом-13,6% Школа-72,7% Школа и дом-13,7% |
4 | Как вы справляетесь со стрессом? | Прогулка с друзьями-22,7% Прослушивание музыки-36,4% Побыть наедине с собой-18,2% Сон-22,7% |
Мониторинг на 1 вопрос: Мониторинг на 2 вопрос:
Мониторинг на 4 вопрос: Мониторинг на 3 вопрос:
Выводы
Из опроса учащихся, я выявила, что школьники часто испытывают стресс, что плохо отражается на их психологическом здоровье и школьной мотивации. Большинство испытывают стрессовые ситуации обычно в школе (сдачи экзаменов, контрольных работ и выполнения большого количества домашнего задания). Для того чтобы выйти из стрессового состояния, многие учащиеся используют прослушивание музыки и прогулки на свежем воздухе с друзьями.
Заключение
В своём исследовании я пришла к выводу, что учащиеся имеют предрасположенность к стрессовому состоянию. При этом не все до конца осознают всей опасности стрессового состояния, его отрицательного влияния на организм и здоровья.
Главная задача взрослых помочь подросткам выйти из состояния стресса. Педагоги должны стараться складывать свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности, а наоборот должны помогать сформировать эту личность и сделать так, чтобы учащиеся получали удовольствие от образовательного процесса. Родителям так же необходимо интересоваться жизнью своих детей, их победам и неудачам, в случае необходимости оказать им свою поддержку.
Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранить здоровье и эмоциональное состояние своих детей.
Список используемой литературы
1. psychosphera.ru ›
2.https://www.dzhmao.ru/info/zdorovyy-obraz-zhizni/anti..
3.https://studfile.net/preview/9672066/page:2/
7.https://skvira-by.turbopages.org/skvira.by/s/articles..
Слайд 1
Потенихина В.А Стресс и его влияние на учащихсяСлайд 2
Цель исследования: Дать рекомендации борьбы со стрессом при его возникновение.
Слайд 3
Задачи исследования: Изучить что такое стресс и его влияние на организм. Провести анкетирование среди учащихся 9-10 классов. С учетом результатов анкетирования составить рекомендации борьбы со стрессом и создать буклет с рекомендациями.
Слайд 4
Методы исследования: Теоретические, такие как анализ и синтез информации. Практические: наблюдение, анкетирование, сравнения. Математические: анализ и обработка данных, визуализация данных( построение таблиц, диаграмм)
Слайд 5
Канадский психофизиолог , эндокринолог австро-венгерского происхождения. В 1936г. Ввел понятие «стресс» Ганс Салье (1907-1982)
Слайд 6
Стресс-это состояние напряжения , возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Слайд 7
Два вида стресса Конструктиный Деструктивный Конструктивный стресс- вызывается приятными событиями, и не оказывает плохо воздействия на организм человека. Деструктивный стресс- называется отрицательным, сопровождается неприятными ситуациями, оказывает плохое воздействие на организм.
Слайд 8
Основные симптомы Рассеянность. Постоянная усталость. Потеря чувства юмора. Пропажа сна и аппетита. Ухудшение памяти. Иногда возможны, “ психосоматические ” боли в области головы, спины, желудка.
Слайд 9
Как же можно справиться со стрессом? Поддержка близких. Прослушивание музыки. Прогулка с друзьями. Общение с оптимистично настроенными людьми.
Слайд 10
В ходе своего опроса на тему «стресс» , мы видим следующие результаты: 1.Как часто учащиеся 2.Как чувствуют себя во Испытывают стресс? время стресса?
Слайд 11
3.Где чаще всего 4. Что помогает избавиться испытывают стресс? от стресса?
Никто меня не любит
Нора Аргунова. Щенята
Заяц, косач, медведь и весна
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
За чашкой чая