В данной статье рассматривается отношение христианской церкви к действиям крестоносцев, а именно религиозное оправдание насилия, применяемого крестоносцами в крестовых походах. Для того чтобы понять данный вопрос в статье также освещается постепенное становление идей справедливой войны и праведного насилия.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_istoriya_krestonostsy.docx | 29.53 КБ |
ПРОБЛЕМА ХРИСТИАНСКОГО ОПРАВДАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИДЕОЛОГИИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Зарубина И.Ю.
Научный руководитель – Летнева Надежда Александровна
В данной статье рассматривается отношение христианской церкви к действиям крестоносцев, а именно религиозное оправдание насилия, применяемого крестоносцами в крестовых походах. Для того чтобы понять данный вопрос в статье также освещается постепенное становление идей справедливой войны и праведного насилия.
Ключевые слова: христианство, церковь, крестоносцы, крестовые походы
В средневековой Западной Европе религиозное сознание было важным фактором в общем развитии культуры. Христианство сформировало культуру и повлияло почти на все аспекты жизни того времени. Церковь была одним из важнейших социальных институтов того времени.
С началом крестовых походов роль церкви в повседневной жизни средневекового общества значительно возросла. Духовенство было движущей силой крестовых походов, направленных на завоевание Ближнего Востока и победу над своими врагами. Нет нужды говорить, что духовность западного христианства имела большое значение в этот период, духовные проповеди многих католических священников, от папы Урбана II до Петра Амьенского (Петра Пустынника). Их горячие проповеди способствовали завоеванию Иерусалима во время Первого крестового похода.
Именно несопоставимость идеологии христианства и насилия, совершаемого в результате Крестовых походов, обуславливает актуальность выбранной тематики работы.
Объект исследования: крестовые походы как историческое явление
Предмет исследования: проблема христианского оправдания применения насилия в процессе возникновения средневековой идеологии крестовых походов
Цель работы: исследовать обоснование насилия, совершаемого в течении крестовых походов с точки зрения христианства.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
Начать необходимо с того, что в Ветхом Завете имеется чёткий императив, запрещающий убийство (Исх., 20:13), а также описан прецедент совершённого Каином кровопролития (Быт.,4:8-13), трактуемый исключительно негативно. Что же касается Евангелия, то его базовым компонентом выступает принцип любви к Богу и ближним (Мк.,12:28-34). Центральная проповедь Христа – о покаянии, отказе от мира греха ради обретения Царствия небесного. Идеалом является мир святости, в котором нет места вражде.
Но при всём при этом в Ветхом Завете идея антимилитаризма сочетается с дихотомией «свой- чужой» по религиозной оппозиции. Ветхозаветные повествования изобилуют примерами борьбы иудеев с соседями, в которых обе стороны проявляли жестокость и вели длительные войны, победу в которых, по версии ветхозаветных авторов одерживали более ревностные в религиозном и более совершенные в нравственном плане иудеи. Если же враги, в силу численного превосходства и профессиональных качеств одерживали верх над иудеями, то поражение рассматривалось как результат «отхода от веры» и возвращения иудейских племён к язычеству. Это время постоянных военных стычек с соседями и междоусобиц, длившееся с 1445 по 1045 год до нашей эры, получило название эпохи Судей. Это был первый опыт «священной войны» в истории человечества.
Главная же причина неприятия воинского служения была в акте убийства. Первым христианам гораздо легче было отдать свою жизнь за Христа, обретая этим Царство Небесное, чем отнять её у другого, идя против заповеди Божией «не убий».
Первые христиане отвергали оружие и насилие как таковое. Это было связано с тем, что военная служба в Римской империи не была обязательной, а армия состояла в основном из наёмников. Таким образом, христианин не нарушал Божий закон и законы империи, отказываясь брать в руки оружие. В раннехристианской культуре доминировало негативное отношение к военным (по лат. milites), сформированное апологетами раннехристианской церкви под влиянием евангельского идеала миролюбия.
Однако в начале V в. социальное, политическое и религиозное положение империи этого не позволяли – христиан становилось всё больше. Догматически война продолжает оставаться злом, убийство – страшным грехом. Но обладавший сакральной властью правитель, выполняя заповедь «не убий», непротивлением злу насилием только поощрял бы агрессоров и был бы повинен в беззакониях против своих подданных, имея возможность их предотвратить. Таким образом возникала духовно- идеологическая дилемма – выполняя букву Божьего закона, монарх нарушал его суть. Поэтому постепенно в богословском мире возникают концепции, всё более укреплявшиеся с ростом военной угрозы со стороны язычников-варваров, о допустимости применения насилия христианами для защиты сограждан и собственного государства.
Эволюция воззрений на проблему войны в христианской культуре впервые прослеживается в трудах Амвросия Медиоланского (334-397), писавшего, что в «в делах военных, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет». Перевод проблемы в этическую плоскость позволил сделать предметом исследования не насилие как явление, а смысловую мотивацию его применения. Категория справедливости, определяющая концепцию св. Амвросия, соотнесена с евангельской ценностно-нормативной системой, выступающей в качестве эталона.
Простых воинов св. Амвросий, повторяя слова Иоанна Крестителя, призывал «довольствоваться жалованьем, не вымогая силой иных доходов». Епископ не осуждал деятельность, направленную на поддержание общественного порядка внутри страны, защиту родины от агрессоров или помощь союзникам, то есть честное выполнение своего воинского долга.
Так, постепенно, в христианской западной культуре возникает принципиально новая концепция «законной» (справедливой) войны (bellum justum), которую развил и конкретизировал ученик св. Амвросия – блаженный Августин (354-450). Базой его теории является противопоставление града небесного, выступающего в качестве религиозного эталона, и града земного, погрязшего в грехах и пороках.
Констатируя право христиан на применение насилия, бл. Августин, вслед за св. Амвросием, классифицировал войны исходя из смысловой мотивации их инициаторов. Боевые действия начатые из страсти к господству, алчности, для угнетения, греховны по своей природе и позиционируются как разбой. Напротив, возвращение похищенного имущества и возмездие за нанесённый ущерб есть формы восстановления справедливости. Ещё более правомочны войны оборонительные для защиты себя и своего имущества. Комментируя Пятикнижие, епископ высказался ещё более конкретно: справедливая война носит оборонительный характер вообще (даже если она ведётся на территории противника) и предпринимается для наказания злодеев, ради восстановления частных прав, находящихся под угрозой их нарушения.
Новым для христианской культуры стало и восприятие насилия бл. Августином не только как следствия греха, но и как средства от него. Справедливая война призвана не только наказать виновных, но и предотвращать потенциальные угрозы. Регулятивная функция государства, призванная поддерживать социальную стабильность, позволяет применять силу не только post factum, в ответ на уже совершённое злодеяние, но и в качестве превентивной меры пресечения беззакония.
Идеологическое обоснование кампании агрессии было тогда новым, под названием "священная война" (понятие, придуманное папой Григорием VII (1073-1085) и появившееся в западноевропейских хрониках и трактатах с конца XI века). Джихад отличается от "справедливой войны" своей причиной, целью, интенсивностью и продолжительностью. Однако между джихадом и справедливой войной никогда не проводится четкого различия, и на практике эти два понятия легко спутать, причем справедливая война в обоих случаях трактуется как священная война.
По мнению немецкого историка А. Вирта, идея крестовых походов характеризуется следующими моментами
Иисус - лидер крестоносцев.
Божья справедливость гарантировала победу.
Крестоносцы были избранным народом, подобно героям Ветхого Завета.
Их миссия заключалась в том, чтобы требовать для Христа то, что принадлежит Христу.
Таким образом, они получили вечное спасение.
Ангелы и святые сражались на их стороне.
Крестовые походы без исключения отвечали основным принципам справедливой войны, поскольку они велись для восстановления утраченного или для защиты от нападения. Крестовые походы похожи на священные войны, участники которых выступают за политическое единство Церкви и христианской нации, защищая Христа как Царя христианской нации. Священная война, то есть война за Церковь, поэтому не только законна, но и желательна.
Отличием крестового похода от священной войны было то, что возглавлял его не светский правитель (император или король), а папа Римский.
Впрочем, верховное руководство в обоих случаях брал на себя папа, который нередко объявлял священную войну и назначал главнокомандующего - например, предводителем 7-го (1248) и 8-го (1270 г.) крестовых походов был французский король Людовик IX Святой. Папа становился и сюзереном завоёванных земель.
В XIII веке основные привилегии крестоносцев были установлены и защищены законом, поскольку многие из их привилегий касались юридических вопросов. Помимо амнистии и защиты семьи и имущества, они включали в себя приостановление вассальных повинностей и судебных поединков до возвращения крестоносцев, скорый суд перед отъездом и приостановление выплаты долгов и процентов, освобождение от пошлин и налогов, доходы приходских священников в их отсутствие, разрешение продавать или закладывать неразделенные земли и имущество для финансирования деятельности рыцарей, а также вынос церквей из крепостей.
По мнению идеологов крестоносцев, все это должно было воодушевить тех, кто желал продолжить завоевание ближневосточного региона. Однако возникла неожиданная проблема. Обещание большинства рыцарей отправиться в крестовый поход было не постоянным, а временным на какой-то период времени, после чего они возвращались в Европу. Поэтому папство столкнулось с необходимостью создания в Святой земле постоянной армии, то есть духовных рыцарей.
Анализ трудов раннесредневековых христианских богословов и крестоносцев позволяет сделать вывод, что вопрос о духовном оправдании применения насилия оставался постоянной темой на протяжении развития цивилизации в христианской Европе.
Поскольку его важность становилась все более очевидной, духовенству пришлось создать идеологию, которая не только оправдывала бы применение насилия, но и полностью соответствовала бы его практическим целям и задачам.
Литература
Зарубина Ирина Юрьевна
Ученица 11 класса
Paper Preparation Manual for Annual Russian Scientific Conferences
Narziev
This article examines the attitude of the Christian church to the actions of the crusaders, namely the religious justification for the violence used by the crusaders in the crusades. In order to understand this issue, the article also highlights the gradual formation of the ideas of just war and righteous violence.
Keywords: Christianity, Church, Crusaders, Crusades
Извержение вулкана
Вокруг света за 80 дней
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Отчего синичка развеселилась
Снеговик