Научно-практическая работа на краевой конкурс "Будущее Алтая"
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_tynyanov_artyom_budushchee_altaya.docx | 76.24 КБ |
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
КРАЕВОГО КОНКУРСА " БУДУЩЕЕ АЛТАЯ"
ТЕМА РАБОТЫ
Финансовая грамотность: уроки русской классики
Автор :
Тынянов Артём Сергеевич
МБОУ СОШ № 10
г. Новоалтайска
7 Б класс
Научный руководитель :
Колпакова О. Г.
учитель русского языка
МБОУ СОШ № 10
2023
Содержание
Введение 3
Глава 1 .Финансовые уроки русской классики.
1.Урок работника Балды из сказки А.С. Пушкина 5
2.Урок Буратино из сказки А.Н.Толстого 6
3.Урок Володи из повести В. Распутина «Уроки Французского» 7
4. Урок Андрея Гавриловича Дубровского из повести А.С.Пушкина 8
5. Урок Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н.В. Гоголя " Шинель" 9
6УрокАлексея Вронского из романа Л.Н. Толстого " Анна Каренина" 10
7. Урок Ипполита Матвеевича Воробьянинова из романа Ильи Ильфа и
Евгения Петрова "12 стульев" 11
8. Урок Германа из повести Пушкина А.С. "Пиковая Дама "
9Урок Старухи - Помещицы из рассказа Н.Лескова " Старый гений" 12
10 Урок Бориса Борисовича Симеона Пищика из пьесы А.П. Чехова « Вишневый сад» 13
Глава 2.
Практическая часть. Итоги опроса и анкетирования 14
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 1Сколько же тратили герои классической литературы
в пересчете на наши деньги ? 18
ПАМЯТКА "ФИНАНСОВЫЕ УРОКИ РУССКОЙ КЛАССИКИ " 19
Введение
Люди как люди. Любят деньги,
но ведь это всегда было...
Человечество любит деньги,
из чего бы те ни были сделаны,
из кожи ли, из бумаги ли,
из бронзы или из золота.
Ну, легкомысленны... ну, что ж...
и милосердие иногда стучится
в их сердца... обыкновенные люди...
в общем, напоминают прежних...
М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
Практически все ключевые сферы человеческой жизнедеятельности так или иначе связаны с финансами. одно из первых упоминаний о распоряжении деньгами мы находим в притче о талантах — одной из притч Иисуса Христа в Евангелии от Матфея.
В ней говорится о том, как некий человек, уезжая, поручил своим рабам охранять его имущество. Одному рабу он дал пять талантов, другому — два, третьему — один. Первые два раба пустили деньги «в дело», то есть отдали их в рост, араб, получивший от своего хозяина только один талант просто зарыл его в землю, чтобы сохранить наилучшим образом.
Изначально слово «талант» означало название древнеримской серебряной монеты (от древнегреч. talanton — монета большого достоинства). Впоследствии слово «талант» стало означать способности, дарования, и библейская фраза
«зарыть талант в землю» получила другой, иносказательный смысл —пренебрегать своими способностями, не развивать их.
Тема денег характерна для многих произведений русской литературы.
Русская литература затрагивает проблему отношения человека к деньгам, Объясняется это довольно просто: деньги имеют власть над человеком. Иногда случается так, что деньги определяют поступки человека, его жизнь. Любовь к деньгам, золоту — источник многих человеческих пороков. Деньги, отношение к ним, финансовое состояние персонажа ( другими словами финансовая грамотность героя) - характеристика не менее важная, чем указание на время и место событий, так как во многом определяют образ мыслей и логику поведения героев.
Финансовая грамотность помогает мыслить более рационально, планировать свое будущее. Ее нельзя недооценивать, ведь от нее зависит благополучие человека. Как стать финансово грамотным? Где этому научиться?
Можно ли стать финансово грамотным, читая русскую классику? Литературные произведения — своеобразное зеркало жизни: в них находят отражение все аспекты человеческой деятельности, в том числе и связанные с финансами.
Мы решили обратиться к литературе, поскольку поэтов и писателей привлекала и продолжает привлекать проблема отношения человека с деньгами… Литература помогает людям ответить на многие жизненно важные вопросы. Литературные произведения обладают важным воспитательным качеством: они помогают учиться на ошибках героев. Во время чтения мы живём бедами и радостями героев, вместе с ними делаем важные жизненные открытия и выводы из них. Жизненный опыт героев помогает нам в реальной жизни. в литературе тема денег звучит в характеристике персонажей, обозначая преимущественно такие негативные качества, как расчетливость, корысть, скупость, , провоцирующие преступные деяния. Считаю, что данное исследование актуально не только потому, что повышает финансовую грамотность, но и повышает интерес моих сверстников к русской классике, незаслуженно отошедшей на второй план в эпоху интернета, компьютерных игр и социальных сетей.
Цель моего исследования: проанализировав финансовые ошибки литературных героев, актуальные в современном обществе, сформулировать уроки финансовой грамотности для школьников.
Мне предстояло решить следующие задачи:
Предмет исследования: финансовые ошибки, совершаемые героями художественных произведений.
Обьектом исследования выступают художественные произведения русской литературы:
Гипотеза: ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок может послужить развитию финансовой грамотности школьников.
Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека.
Методы исследования:
Анализ текста, сравнение, сопоставление, наблюдение, анкетирование, опрос.
Практическая значимость работы заключается в том, что итогом работы является памятка для школьников: «Финансовые уроки русской классики», которая будет интересна всем, желающим повысить свой уровень финансовой грамотности и повысит интерес моих сверстников к чтению.
Глава 1.
Финансовые уроки русской классики.
Урок 1.
“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
А.С. Пушкин
"Сказка о Попе и работнике его Балде"
Каждому с детства известна поучительная история Балды .Работал Балда «за семерых», был хорошим работником: «Досветла все у него пляшет». Всем нравилось его трудолюбие: «Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей…» А когда пришел срок оплаты за работу, поп и вовсе не хотел расплачиваться.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь”.
Герои договорились о выполнении трех видов работ, (то есть трех специальностей), а на самом деле: «Работает за семерых; До светла все у него пляшет. Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит. Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей: Кашу заварит, нянчится с дитятей». Действие сказки происходит в19 веке, а тема трудовых отношений все также остра и в наше время.
Например, при строительстве космодрома «Восточный» было возбуждено несколько уголовных дел по факту задержки или невыплаты заработной платы.
8 августа 2016 г. во Фрунзенском районном суде Владивостока оглашён приговор в отношении Игоря Нестеренко, бывшего гендиректора Тихоокеанской мотостроительной компании, которая занималась строительством космодрома «Восточный». По данным следствия, Игорь Нестеренко с декабря 2014 года не выплатил заработную плату 730 сотрудникам предприятия. Общая сумма долга составила почти 19 млн. рублей. Уголовное дело было рассмотрено в особом порядке. Суд назначил Нестеренко наказание в виде штрафа в размере 130 тыс. рублей.
Если в сказке «О попе и работнике его Балде» справедливость восстановил Балда сам, то в наше время мошенничество со стороны работодателей наказано органами судебной власти.
Трудовой кодекс РФ регулирует взаимоотношение работодателя и работника. Согласно Статьи 60 ТК РФ: «Запрещено требовать выполнение работы, не предусмотренной трудовым договором», а 37 Статья Конституции РФ гарантирует минимальный размер заработной платы, обеспечивающий достойное существование человека.
Урок : Заключайте официальный трудовой договор и внимательно читайте его условия.
Урок 2.
" В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты…"
«Золотой ключик
или Приключения Буратино», А. Н.Толстой
В мире никогда не переведутся мошенники, желающие прикарманить чужие деньги. Будьте настороже, если кто-то предлагает вам сказочно высокие доходы при скромных вложениях.
Персонажи Лиса Алиса и Кот Базилио убедили доверчивого Буратино в том, что, посеяв четыре монеты, он сможет вырастить настоящее золотое дерево. Буратино, мечтающий вернуть себе азбуку и купить куртку для Папы Карло, поверил их обещаниям и, конечно же, остался без денег. Кот и лиса отправили его в полицию, а сами выкопали и забрали монеты.Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются даже люди, которые не верят в сказки. Примеры крупного мошенничества можно встретить в нашей современной жизни и не только среди подростков. Это так называемые финансовые пирамиды. Суть финансовых пирамид, очень проста: сегодня вложите 100 руб, а завтра забираете уже 110 руб. Прибыль, которую обещают организаторы, намного выше, чем годовая прибыль банковского вклада.
. Ярким примером финансовой пирамиды, являлась компания «МММ». Билеты компании только дорожали, и об этом кричали на всех углах. Всего за полгода в игру втянулось 15 миллионов человек (каждый десятый россиянин), внутри МММ находилась треть годового бюджета России, цена билетов увеличилась в 127 раз от первоначальной. Спустя три года всё закончилось: 2 сентября 1997 года «МММ» было признано банкротом, а миллионы участников пирамиды остались ни с чем. Эта история символична и довольно актуальна сегодня: можно сказать, что Буратино по своей наивности потерял все свои монетки в финансовой пирамидеподобными примерами финансовой пирамиды МММ Сергея Мавроди были "Хопер - Инвест", "Финико" и другие печальные примеры использования доверчивости людей в мошеннических целях .
Вывод: Прежде чем вложить куда-либо деньги, узнайте как можно больше о человеке, который предлагает вам заработок или о компании
Урок : С осторожностью относитесь к обещаниям больших заработков при незначительных вложениях.
Урок 3
«Мы договорились расплачиваться
по окончании игры, но, если
дело и дальше так пойдет,
моих денег уже очень скоро не хватит,
их у меня чуть больше рубля.
Значит, за рубль переваливать нельзя —
не то позор, позор и стыд на всю жизнь».
В. Распутин " Уроки Французского"
Проблема быстрого заработка с помощью азартных игр часто поднимается в художественных произведений, вне зависимости от времени, статуса, возраста игроков. О негативных последствиях карточных игр писали А.С. Пушкин ( Капитанская дочка, Пиковая Дама) , Ф.И. Достоевский ( Игрок), Ю.М. Лермонтов (Маскарад) ) Л.Н. Толстой и другие. Азартными играми на деньги увлечены не только взрослые, но и дети. Например, в произведении Валентина Распутина "Уроки Французского" игрой зарабатывает 11 летний мальчик Володя , которого в тяжелое голодное послевоенное время отправляют в райцентр в школу, в 5 класс. На новом месте было трудно и , чтобы выжить, нужно было как - то добывать деньги. Володя решил играть в "Чику" на деньги. Спустя некоторое время он уже выигрывал целый рубль и тратил его на молоко, которое нужно было обязательно пить, потому что у мальчика было малокровие. Его постоянные выигрыши не нравились друзьям, и Володю избили. После этого ему стала помогать учительница французского Лидия Михайловна. Она предложила другую игру на деньги и постоянно проигрывала ему. Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, он чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Он никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама, желая помочь мальчику в трудной жизненной ситуации. Однако, узнав об этом, ее уволили из школы.
Еще одно произведение, герой которого 17 летний Петр Гринев, также проигрывает большую сумму . Это «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Гриневы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов отца Петра, Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства. Он один воспитывает сына. Петр Гринев — дворянин, офицер, главный герой. Получил строгое воспитание в доме отца — отставного военного..Петр добродушный, легковерный, неустойчивый к соблазнам и не знающий жизни. Он избалован, ведь в первое же время, познакомившись с Зуриным, проигрывает значительную сумму в бильярд и не понимает, почему Савельич (его слуга) так сильно ругается. Цены деньгам он не знает, зато проявляет высокомерие и грубость по отношению к преданному слуге. Сумма проигрыша составила100 рублей (по тем временам огромная). Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», — уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг — для него это вопрос дворянской чести. И этот поступок уже говорит, что Петр взрослеет. Он не пытается выкрутиться, отсрочить долг. В итоге, юноша стыдится своего проигрыша и обещает Савельичу больше не играть на деньги, и слово свое держит.
Урок: Зарабатывать деньги нужно законно и честно, избегая азартных игр.
Урок 4
" Он увидел, во-первых, что Дубровский
мало знает толку в делах,
во-вторых, что человека столь горячего
и неосмотрительного нетрудно будет
поставить в самое невыгодное положение."
«Дубровский» А. С. Пушкин
Главные герои повести Пушкина " Дубровский" вступили в финансовый спор : помещик Троекуров, поссорившись с Андреем Гавриловичем Дубровским (отцом главного героя), решил отсудить у него имение Кистенёвку. Отец Троекурова когда-то продал имение отцу Андрея Гавриловича. Тот оформил купчую (договор купли-продажи), выплатил продавцу всю сумму и вступил в собственность.
Но купчая и доверенность сгорели при пожаре, а о том, чтобы взять выписку из записей крепостных дел, Андрей Гаврилович даже не подумал. Также он проигнорировал первый судебный запрос и долго не предпринимал никаких попыток доказать, что он законный хозяин Кистенёвки. Однако, без документов получалось, что Дубровские не покупали имение, и оно по-прежнему в собственности у Троекурова. И в результате суд встал на сторону истца.
Вывод: Держите в порядке финансовые документы: договоры о купле-продаже, кредитные договоры, квитанции об оплате и тому подобное. Если вы что-то покупаете или продаёте, оказываете или ищете услуги, старайтесь избегать устных и неформальных договорённостей — обязательно заключайте юридически корректный договор.
Урок :Регистрируйте и храните финансовые документы и договоры надлежащим образом.
Урок 5
" Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег. По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял её мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и, таким образом, в продолжение нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей."
«Шинель»Н. В. Гоголь
Русская классика советует не только, как и на что тратить деньги, но и как их сберечь. К примеру, титулярный советник Акакий Акакиевич из повести Гоголя — небогатый, но очень бережливый человек. Получая мизерную зарплату, он на всем экономит. А новая шинель обойдётся слишком дорого .Башмачкин понял, что без новой шинели не обойтись. Половина этих денег у Башмачкина уже была, он сумел сэкономить, откладывая по грошику с каждого потраченного рубля. Чтобы собрать вторую половину, он отказался от вечернего чая и свечей, реже отдавал бельё в стирку.
Он ведёт тщательный учёт финансов и живёт в режиме жесточайшей экономии: не позволяет себе никаких развлечений, по вечерам не зажигает свечи, голодает и пьёт пустой чай, а по улицам ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подмёток». Башмачкин получает 400 рублей в год — примерно 33 рубля в месяц. С каждого жалованья он откладывает 33 гроша, и за несколько лет ему удаётся скопить 40 рублей. В переводе на современные деньги его жалование составляет 30тысяч 300 рублей в месяц, а стоимость новой шинели более 40 тысяч рублей. ( Смотреть Приложение 1 "Сколько же тратили герои классической литературы в пересчете на наши деньги")
При таком скромном доходе это достойно восхищения, но деньги Акакий Акакиевич никуда не вкладывает — они лежат мёртвым грузом в запертом на ключ ящичке. Неизвестно, когда именно происходит действие «Шинели», но в год написания повести (1841) как раз открылась первая в России сберегательная касса, куда можно было положить деньги под проценты. И если бы Башмачкин воспользовался её услугами, ему, возможно, не пришлось так долго копить на новую шинель. История Сбербанка, крупнейшего российского банка, являющегося ключевым кредитором отечественной экономики и обслуживающего более 110 млн физических лиц и 1 млн предприятия в 22 странах, берет свое начало в 1841 году. Тогда 12 ноября император Николай I подписал указ об учреждении в России сберегательных касс "с целью доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом". Минимальный размер вклада тогда составлял 50 копеек, максимальный — 300 рублей, единовременно разрешено было вносить не более 10 рублей.[ Герасимов Игорь "175 имперских традиций" https://www.kommersant.ru/doc/3158146 ]
Времена, конечно, изменились. Но деньги всё равно не должны лежать мёртвым грузом, иначе их съест инфляция. Чтобы приумножить сбережения, вложите финансы в недвижимость или положите в банк под проценты.
Урок : Не храните деньги дома, пользуйтесь услугами банка.
Урок 6
Вронский, несмотря на свою легкомысленную с виду светскую жизнь, был человек, ненавидевший беспорядок. …Для того чтобы всегда вести свои дела в порядке, он, смотря по обстоятельствам, чаще или реже, раз пять в год, уединялся и приводил в ясность все свои дела.
«Анна Каренина» Л. Толстой
Финансовый учёт — первая и самая важная ступень на пути к личной экономической стабильности. И яркий пример тому — герой романа "Анна Каренина" Алексей Вронский. Он внимательно относился к личным финансам и скрупулёзно вёл бухгалтерию. Герой разделил все счета на три группы: те, что нужно оплатить в первую очередь, менее важные, по которым деньги можно отдавать частями и те, о которых пока можно не беспокоиться. Затем он сократил расходы, продал дорогих скаковых лошадей и недостающую для оплаты счетов сумму занял у ростовщика под проценты. Алексей Вронский вместе с братом Александром унаследовал от отца большие поместья. Договорившись о разделе наследства с братом, он стал получать 45 тысяч рублей в год, 20 из которых ему отправляла мать. Для сравнения, годовая зарплата столяра в то время составляла около 400 рублей.
В юношестве Алексей был транжирой, и ему не давали денег в долг. Из-за чего он испытывал стыд. Этот опыт научил его внимательно относиться к деньгам и рассчитывать свой бюджет раз в несколько месяцев.
Мать Алексея была недовольна его романом с Анной Карениной и отказалась выслать ему очередные 20 тысяч — после этого его доход сократился в два раза. Алексей решает сократить расходы, чтобы привести их в соответствие с доходами. А когда его доходы сократились почти в два раза, не растерялся и довольно быстро сообразил, как оптимизировать расходы и где найти недостающие деньги благодаря своей полезной привычке.
А позже, когда Вронский оставил службу, отдалился от света и стал помещиком, он «не расстроил, а увеличил своё состояние», потому что «держался самых простых, нерискованных приёмов и был в высшей степени бережлив и расчётлив на хозяйственные мелочи».
Урок :Начните вести учёт доходов и затрат. Имея чёткое представление о том, на что и в каком количестве уходят средства, вы сможете пересмотреть расходы, найти возможности для экономии
Урок 7
Скажите, Шура, честно,
сколько вам нужно денег для счастья?...
Не на сегодняшний день, а вообще.
Для счастья. Ясно?
Чтобы вам было хорошо на свете.
И.Ильф, Е.Петров " Двенадцать стульев"
Важно чётко представлять, для чего, собственно, вам нужны деньги. И не размениваться на мелкие и второстепенные траты в ущерб более значимым.
Герои романа " Двенадцать стульев" Остап Бендер и Киса собирались купить на аукционе 10 стульев, в один из которых тёща Воробьянинова зашила свои бриллианты. После всех перипетий у них оставалось по 200 рублей. Но когда они выиграли торги и с учётом комиссионного сбора им потребовалось заплатить за стулья 230 рублей, выяснилось, что у Кисы осталось только 12.
Всё остальное он накануне прокутил: водил девушку в кино и в ресторан, напился, скупил у бабушки баранки вместе с корзиной. Что было дальше, вспомнить он не мог. В итоге денег, чтобы выкупить стулья, не хватило, и гарнитур был распродан по частям. А вместе с одним из стульев от Кисы уехали и вожделенные бриллианты.
Важно чётко представлять, для чего, собственно, вам нужны деньги. И не размениваться на мелкие и второстепенные траты в ущерб более значимым. Подобные ситуации нередки. Вот что произошло с Остапом Бендером в " Золотом Теленке" : Лишь бы были деньги. А они у нас есть. Однако из банка Остап вышел, держа в руке тридцать четыре рубля. - Это все, что осталось от десяти тысяч, - сказал он с неизъяснимой печалью, - а я думал, что на текущем счету есть еще тысяч шесть-семь... Как же это вышло? Все было так весело, мы заготовляли рога и копыта, жизнь была упоительна, земной шар вертелся специально для нас - и вдруг...
Азартно рисковать деньгами ради гипотетической прибыли опасно — можно вовсе остаться без них. Это проблема не только игроков казино — инвесторы тоже проигрывают, пытаясь заработать побольше. Например, в мае – июне прошлого года обладатели биткоинов вынужденно распродавали монеты себе в убыток, когда курс криптовалюты внезапно начал падать. А инвесторы, которые вложились в космическую компанию AstraSpace, в феврале 2022 года потеряли четверть своих денег, когда акции стартапа обвалились на 26% после неудачного запуска ракеты.
Что делать. Сначала сформировать финансовую подушку и только потом переходить к инвестициям. Выделить на это определенную сумму в месяц и решить, какая ее часть пойдет на покупку надежных активов (облигаций, золота, паев биржевых фондов), какая — на рискованные инвестиции (в криптовалюту, акции малоизвестных, но быстрорастущих компаний).
Урок : Тщательно планируйте расходы и покупки
Урок 8
— Дама ваша убита, — сказал ласково
Чекалинский. Герман вздрогнул:
в самом деле, вместо туза
у него стояла пиковая дама.
Он не верил своим глазам,
не понимая, как мог он обдёрнуться.
«Пиковая Дама»
А. Пушкин
Многие уверены, чем больше средств вложить в акции или бизнес, тем больше доход. Поэтому сложно отказаться от соблазна использовать все деньги, да ещё и влезть в долги. Однако последствия могут быть катастрофическими. Пример этому мы найдем в повести А.С. Пушкина " Пиковая Дама", написанной в 1833году.
В начале повести главный герой Герман следует принципу «я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Он не получил наследство и живёт скромно, на одно жалованье. Однако узнав секрет трёх карт, которые, по легенде, должны принести ему богатство, Герман кладёт на карточный стол все свои сбережения — банковский билет стоимостью в 47 тысяч рублей. Поначалу ему везёт, и он удваивает свой капитал. Но последняя ставка оказывается роковой, и Герман теряет все деньги. Не повторяйте ошибку Германа, отложите часть суммы на случай неудачи. Цены на акции могут упасть, застройщики не раз обманывали покупателей, а успех своего дела зачастую непредсказуем.
Пример тому есть в нашем городе Новоалтайске : Жилой Комплекс "Демидов-парк" начали строить в 2014 году в Новоалтайске на ул. Прудской, 40. Предполагалось, что дом заселят в 2016-м и он будет первым в новом квартале с большим парком. Однако компания не укладывалась в сроки строительства и нарушала даты передачи объектов дольщикам, в связи с чем дом включили в план-график специальной межведомственной рабочей группы. Дольщики с «боем» получили ключи от квартир только в 2020 году. Собственники жилых площадей в ЖК «Демидов парк» в Новоалтайске начали массово выставлять свои квартиры на продажу, не дожидаясь окончательной сдачи объекта в марте. Информация об этом опубликована на «Алтайском портале недвижимости». По сведениям источника, дольщики готовы отдать жилье по сравнительно низким ценам и даже согласны на обмен с доплатой, лишь бы избавиться от «нехороших» квартир. Таким образом, обманутые дольщики потеряли значительную часть своих сбережений после незапланированного многолетнего ожидания жилья.
Урок : Подготовьте финансовую подушку, вкладывая крупные суммы
Урок 9
«…он платить не привык,
и если очень докучать станете –
может вам неприятность сделать».
Н. Лесков «Старый гений»
В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней.
Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.
Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность. Помещица дала человеку в долг по нескольким причинам: во-первых, человек из приличной семьи, когда-то старушка знавала его мать, во-вторых, он богат, и старушка думала, что вскоре она получит деньги обратно. А сумма долга огромная, целых 15 тысяч рублей. Проходит время, а деньги никто не возвращает. Заёмщик не стал платить в срок, и эта история превратилась для нее в «вопиющее дело», перед ней вдруг открылась «страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою». Она едет в Петербург и здесь узнает о должнике много нового:
«Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».
«…он платить не привык, и если очень докучать станете – может вам неприятность сделать».
«...он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает».
Обращает на себя внимание тот факт, что окружающие обвиняют во всем старушку, ссылаясь на то, что она не тому человеку деньги занимала. Помещица даже обращается в высшие инстанции и пытается дать взятку в размере трех тысяч рублей, однако никто не хочет ей помочь.
Ситуация, типичная как для России 19 века, так и в наши дни. Рассказ Лескова учит не давать в долг но, к сожалению, эта история повторяется снова и снова.
Урок : Не давайте денег в долг
Урок 10
«…у меня постоянно деньги свои и чужие,
и я вижу, какие кругом люди.
Надо только начать делать что-нибудь,
чтобы понять, как мало честных,
порядочных людей… ».
А.П.Чехов «Вишневый сад»
Персонаж пьесы Чехова «Вишневый сад» Борис Борисович Симеонов-Пищик все время живет в долг. Он постоянно просит денег у знакомых, берет новые займы, чтобы рассчитаться с прежними кредиторами и выплатить проценты по закладной на имение. Один из героев даже заявляет: «Если бы энергия, которую вы в течение всей вашей жизни затратили на поиски денег для уплаты процентов, пошла у вас на что-нибудь другое, то, вероятно, в конце концов вы могли бы перевернуть землю». Но Симеонов-Пищик не способен заниматься финансовым планированием — вместо этого он лелеет надежду на выигрыш в лотерею и счастливое стечение обстоятельств.
Опасно не соизмерять расходы с доходами и безответственно брать кредиты. Такое поведение свойственно не только чеховским помещикам: каждый 11-й россиянин брал ссуду для перекредитования старых долгов. В целом задолженность перед банками есть, по данным ЦБ, у 43 млн жителей страны, в том числе кредиты на дорогие смартфоны и престижные свадьбы. Увы, не все понимают, как работает сложный процент. И не осознают, что выбраться из долговой ямы, когда твои доходы не перекрывают месячный платеж, практически невозможно.
Что делать? Оценивать, сможете ли вы погасить очередное долговое обязательство. Сами по себе кредиты не плохи — главное, чтобы выплаты по займу оставались посильными и не заставляли ущемляться в базовых потребностях. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина советует «не набирать кредиты бездумно, чтобы ежемесячные платы по ним превышали 50%, а лучше и 30% от доходов. И как минимум не брать кредиты на вещи, на которые можно и накопить».
По данным Минфина РФ и Всемирного банка, у каждого третьего россиянина есть непогашенный кредит. Сумма долга среднестатистического жителя России выросла до 250 тысяч рублей.
Урок 10 Не берите кредиты без нужды
Глава 2. Анкетирование обучающихся
МБОУ СОШ № 10 г Новоалтайска Алтайского края
Цель : Выявление уровня финансовой грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 10 г Новоалтайска Алтайского края
Задачи:
Анкета для учащихся и учителей МБОУ СОШ 10
1. Считаете ли вы себя финансово - грамотным человеком?
2. Ведете ли вы учет своих расходов и доходов ?
3. Дают ли родители вам деньги, на что именно?
4. Как вы распорядитесь крупной суммой денег, подаренной на день рождения например :
а) сразу всю сумму потратите
б) часть суммы отложите, часть потратите
в) всю сумму отложите
5. Можно ли повысить свою финансовую грамотность, читая русскую классику?
6. Назовите героев литературных произведений, совершающих финансовые ошибки.
Для того чтобы определить, уровень финансовой грамотности было проведено анкетирование среди учащихся 7 классов нашей школы. В анкетировании приняли участие 75 человек. Мы провели анкетирование среди учеников и учителей МБОУ СОШ № 10 г Новоалтайска.
На вопрос « Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком, 68% ответили, что не считают себя финансово – грамотными, есть чему учиться.
Сравним результаты, полученные в нашей школе с общероссийскими показателями
В 2020 году по заказу Банка России Институт фонда «Общественное мнение» (ФОМ) провел исследование уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Итоговый Российский индекс финансовой грамотности находится в диапазоне от 0 до 100 баллов. И составляет на 2020 г. 54 балла. То есть более половины наших соотечественников считают себя подкованными в финансовых вопросах.
Мы провели анкетирование среди учеников и учителей МБОУ СОШ № 10 г Новоалтайска.
На вопрос « Считаете ли вы себя финансово грамотным человеком, 68% ответили, что не считают себя финансово – грамотными, есть чему учиться.
Кроме того, 42% родителей считают себя финансово грамотными, 52% отмечают, что не совсем уверены в этом, 6% точно не относят себя к этой категории.
96% родителей дают ребенку карманные деньги. Больше половины опрошенных (60%) таким образом приучают детей самостоятельно распоряжаться финансами. 28% родителей дают деньги «просто так», 12% — поощряют за помощь по дому и за хорошую учебу.
Согласно опросу, сбережения есть только у 40% подростков, школьная карта у 23%, а банковская карта, в том числе привязанная к счету родителей, у 19% опрошенных. При этом 34% респондентов хотели бы начать пользоваться банковской картой, а 19% — завести электронный кошелек и мобильное приложение, позволяющее совершать платежи.
На вопрос о том, как учащиеся 7-9 классов нашей школы распорядились бы крупной суммой денег, подаренной на день рождения, 22 % опрошенных потратили бы всю сумму сразу, 15 % опрошенных готовы всю сумму отложить , и 63 % опрошенных часть суммы потратят сразу, а часть отложат на будущее.
Вместе с тем, нам удалось выяснить, что у 42 % опрошенных школьников имеется своя личная банковская карта для покупок, а у 58 таковой еще нет.
85 % опрошенных не знают или затрудняются назвать героев литературных произведений, совершающих финансовые ошибки. 15 % опрошенных назвали Буратино, который не умел распорядиться деньгами , Гобин Гуда, который отбирал деньги у богатых и раздавал их бедным.
Таким образом, результаты анкетирования выявили невысокий уровень финансовой грамотности учащихся нашей школы, ниже общероссийских показателей.
Также анкетирование выявило слабое знание героев литературных произведений, совершающих финансовые ошибки. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что данная работа является актуальной для школьников и памятка " Уроки финансовой грамотности русской классики" будет интересной и полезной .
Заключение
Произведения, рассмотренные в моём исследовании, оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют и по сей день. Тема денег неизменно проникает в каждое произведение классиков. Чаще всего приходится сталкиваться с негативными последствиями их воздействия на людей. Таким образом, тема денег в русской литературе трактуется однозначно. Деньги, богатство – зло, развращающее человека, привносящее в его жизнь горе, несчастье, разрушение, смерть. Смерть если не физическую, то духовную. Причем, деньги губят не только тех, у кого они есть, но и кто просто соприкасается с миром богачей, ловких дельцов, готовых за монеты продать дьяволу свою душу.
В произведениях Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя, Лескова было выявлено не только неправильное поведение по отношению к финансам, но и определено, как это повлияло на самого человека, к чему его привело. В основе всех проступков литературных героев лежит желание обогатиться, не прикладывая усилий, завладеть чужим, иногда алчность, реже беспечность и наивность. Мы пришли к выводу, что недостаток понимания практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет .Наверное, поэтому, изучая в школе эти произведения, надо обращать внимание на уроки, которые мы можем извлечь из описанных событий, что будет способствовать повышению финансовой грамотности школьников и, возможно, финансовой безопасности.
«Зачем нужна финансовая грамотность?» ответ на этот вопрос найдем в повести А. Рыбакова «Кортик» . Когда Миша Поляков, разыскивая адрес нужного ему человека, приходит к бабушке своей одноклассницы, он выслушивает от нее следующую историю: «Кругом, знаете, мошенники… Приходит мужчина, прилично одет-хочет купить трюмо. Я прошу десять миллионов, а он дает мне пятнадцать рублей. И смеется. Говорит, миллионы отменены. Я ему говорю: «Знаете, когда миллионы ввели, я год не верила и по твердому рублю вещи продавала, а теперь уж, извините, миллионы так миллионы…». Вот что значит не иметь представления о финансовой ситуации в стране, не интересоваться этим – убытки налицо.
В работе мы предприняли попытку проследить, как изменялась стоимость денег со временем. Нам было любопытно узнать, а какую именно сумму денег в пересчете на современные деньги проиграл в карты Герман из произведения Пушкина «Пиковая Дама», сколько сейчас бы стоила шинель из рассказа Чехова и можно ли было ее купить, не прибегая к кредиту? Едва ли не первым в русской литературе оперировал конкретными суммами и Николай Васильевич Гоголь. Герой его «Ревизора» Хлестаков при первой встрече с городничим просит у него «взаймы» 200 рублей ассигнациями. Но городничий, принимая Хлестакова за инкогнито из Петербурга, радуется: «Я-таки ему вместо двухсот четыреста ввернул». В современной России это было бы более 400 тысяч рублей. Всего же, как известно, Иван Александрович набрал у чиновников «взаймы» более тысячи рублей, т.е. примерно 1,2 миллиона на наши деньги.(Смотреть приложение 1).
Подведем итоги: литературные произведения отечественных и зарубежных авторов так богаты разнообразными и яркими примерами финансовых ошибок и успехов героев, что на их основе можно составить целый цикл лекций по основам финансовой грамотности для школьников.Результатом нашей работы стало создание памятки для школьников
« Финансовые уроки русской классики » Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни
Таким образом, гипотеза, высказанная в начале исследования, подтвердилась, цель работы достигнута.
В завершении следует сказать, что, без сомнения, необходимо быть финансово грамотным человеком, но, человеческие отношения деньги не должны перечеркивать. Русская литература , в первую очередь, учит нас нравственности. Ценность денег не должна превышать порядочность и достоинство человека. Так, однажды Лев Толстой и Афанасий Фет играли в карты, в порыве игроки рвали и бросали карты на пол, вместе с ними падали и деньги. Но поднимать эти деньги считалось неприличным, они оставались лежать на полу до конца игры, а потом их забирали лакеи вместе с картами. В шутливых легендах, окружавших дружбу Толстого и Фета, повторялась история о том, как Фет во время карточной игры нагнулся, чтобы поднять с пола небольшую ассигнацию но не смог ее найти, а Толстой, запалив у свечи сотенную, посветил ему, чтобы облегчить поиски».[ Ю. М. Лотман в главе «Карточная игра» (Беседы о русской культуре. СПб., 1994 г.)] Безусловно, с точки зрения финансовой грамотности – это неправильное поведение, однако, с точки зрения морали –это пример, достойный восхищения. Ведь деньги — отнюдь не самое главное. Оставаться порядочным человеком, быть щедрым, чутким и внимательным другом – вот что дороже денег.
Проблема власти денег над человеком, разрушение жизни, проблемы с законом – вот последствия финансовых ошибок литературных героев. Писатели акцентируют наше внимание на том, что чрезмерная страсть к накопительству, деньгам уродуют взаимоотношения между самыми близкими людьми, разрушают семью, делают его безнравственным лишь в том случае, если человек духовно беден. Герои книг учат нас и служат примером того, что деньги — это лишь средство, а не цель. Читая литературу, мы видим, что если у человека есть мечта, идея, доброе сердце, то и деньги, и богатство в его руках становятся добром.
Проблема отношения человека к деньгам – «вечная» проблема. Каждому под силу её решить, важно понять: «Беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»
Список литературы:
Художественная литература
Ресурсы Интернет
http://www.proza.ru/2013/06/13/561
http://goldlit.ru/gogol/639-revizor-analiz
http://iamruss.ru/russkaya-dejstvitelnost-v-rasskaze-leskova-staryj-genij
http://coolbusinessideas.info/finansovaya-gramotnost-dlya-podrostkov/
http://fingeniy.com/finansovaya-gramotnost-detej-shkolnikov/
http://www.zdravplus.ru/zakoni/zakoni-rf/finansoni-piramidi-zakon
http://refleader.ru/jgejgebewyfspol.html
ГЛОССАРИЙ
Азарт – это эмоция, связанная с предвосхищением успеха, т.е. ожидание, что вот – вот произойдёт что-то хорошее, и мы одержим успех и нам обязательно повезет.
Акции - ценные бумаги, дающие право на долю в бизнесе.
Ассигнации - название бумажных денежных знаков, выпускавшихся в России с 1769 по 1848 год
Банк –кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Вклад - (Депозит) это сумма денежных средств, которую банк принимает от клиента на определенный срок.
Деньги - всеобщий эквивалент, выступающий мерой стоимости товаров и услуг.
Долг - это обязательство, платеж или несколько платежей, которые должник выплачивает кредитору.
Доходы - деньги или ценности, получаемые в результате какой - либо деятельности.
Кредит– это ссуда, предоставленная кредитором ( банком) заемщику под определенные проценты за пользование деньгами.
Прибыль - положительная разница между доходом и раходами.
Убытки - это неблагоприятные имущественные последствия ( потери), выраженные в денежной форме.
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Финансовая пирамида — это разновидность мошеннических схем, при которых основатели покрывают свои обязательства перед вкладчиками с помощью денег новых вкладчиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В классических русских произведениях присутствует тема денег: Раскольников задолжал старушке 317 рублей за аренду квартиры, Герман проиграл все сбережения в карты, Настасья Филипповна бросила 100 тысяч рублей в камин. Это все — деньги того времени, а сколько бы это было в современных рублях?
А.С. Пушкин "Капитанская дочка" | Сколько Савельич просил за заячий тулупчик? | 1773 год | 15 рублей | 2022год | 140 000 рублей |
А.С. Пушкин "Пиковая Дама" | Сколько составил бы выигрыш Германа? | 1830 год | 396 000 рублей | 2022 год | 2 500 000 000 рублей |
Н.С. Лесков " Левша" | Сколько левша получил за работу (подковал блоху) | 1826 год | 100 рублей | 2022год | 100 000 Рублей |
Н.В. Гоголь " Ревизор" | Сколько Хлестаков получил от Городничего? | 1831 год | 200 рублей | 2022 год | 200 000 рублей |
Н.В. Гоголь " Шинель" | Сколько получал в месяц Акакий Акакиевич Башмачкин | 1843 год | 400 рублей в год (33 рубля в месяц) | 2022 год | 400 000 рублей 33 300 Рублей в месяц |
Н.В. Гоголь " Шинель" | Сколько стоит Шинель? | 1843 год | 40 рублей | 2022 год | 40000 рублей |
Ф.М. Достоевский " Преступление и наказание" | За какую сумму Раскольников убил старуху - процентщицу? | 1865 год | 317 рублей 60 копеек | 2022 год | 320 000 Рублей |
Ф.М. Достоевский " Идиот" | Сколько денег Настасья Филипповна бросила в камин? | 1868 год | 100 000 | 2022 год | 8000 000 000 рублей |
А.П. Чехов " Лошадиная фамилия" | Сколько денег было обещано тому, кто вспомнит "лошадиную фамилию" ( Овсов)? | 1880 год | 5 рублей | 2022 год | 10 000 рублей |
М.А. Булгаков "Собачье сердце" | Какую сумму денег Шариков украл у профессора Преображенского? | 1924 | 2 червонца | 2022 год | 5500 рублей |
Все подсчеты можно посмотреть на сайте kommersant.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПАМЯТКА
"ФИНАНСОВЫЕ УРОКИ РУССКОЙ КЛАССИКИ "
1. Заключайте официальный трудовой договор и внимательно читайте его условия.
2. С осторожностью относитесь к обещаниям больших заработков при незначительных вложениях.
3. Зарабатывать деньги нужно законно и честно, избегая азартных игр.
4. Регистрируйте и храните финансовые документы и договоры надлежащим образом.
5. Ведите учет доходов и расходов.
6. Тщательно планируйте расходы и покупки.
7. Не храните деньги дома, пользуйтесь услугами банков.
8. Подготовьте финансовую подушку, вкладывая крупные суммы.
9. Не давайте денег в долг.
10. Не берите кредиты без нужды
Сказка "12 месяцев". История и современность
Ребята и утята
Огонь фламенко
Рисуем подснежники гуашью
Астрономический календарь. Октябрь, 2018