В статье предполагается рассмотреть образовательный проект по истории России, который направлен на расширение кругозора обучающихся о выдающихся исторических деятелях, сыгравших ключевую роль в отечественной истории. Данная тема остается актуальной, поскольку у обучающихся наблюдается недостаточное представление о том или ином историческом деятеле. В учебниках истории, как правило, вопросам историографии не уделяется должного внимания. В статье рассматривается форма работы с настольными карточками по историографии на уроках истории, которые на наш взгляд, должны стать эффективным инструментом работы учителя и обучающихся. В проекте представлен набор настольных карточек, дидактический материал каждой из них подобран строго по каждому историческому деятелю.
В настольных карточках представлен материал, который можно использовать при изучении новой темы, осуществлять подготовку к олимпиадам по истории. Представленный проект будет полезен учителям истории, студентам педагогических специальностей, учащимся и их родителям.
Вложение | Размер |
---|---|
Пример оформления карточек | 1.82 МБ |
Статья, описывающая проект | 18.62 КБ |
Боровская Олеся Васильевна,
учитель истории, обществознания, права МБОУ Гимназия № 46 города Кирова
Василевский Лев Алексеевич, МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова, 9 класс
Угрюмова Анастасия Николаевна,
студент факультета истории, политических наук и культурологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Настольная историография. Дидактические карточки с цитатами об исторических деятелях.
Аннотация. В статье предполагается рассмотреть образовательный проект по истории России, который направлен на расширение кругозора обучающихся о выдающихся исторических деятелях, сыгравших ключевую роль в отечественной истории. Данная тема остается актуальной, поскольку у обучающихся наблюдается недостаточное представление о том или ином историческом деятеле. В учебниках истории, как правило, вопросам историографии не уделяется должного внимания. В статье рассматривается форма работы с настольными карточками по историографии на уроках истории, которые на наш взгляд, должны стать эффективным инструментом работы учителя и обучающихся. В проекте представлен набор настольных карточек, дидактический материал каждой из них подобран строго по каждому историческому деятелю.
В настольных карточках представлен материал, который можно использовать при изучении новой темы, осуществлять подготовку к олимпиадам по истории. Представленный проект будет полезен учителям истории, студентам педагогических специальностей, учащимся и их родителям.
Ключевые слова: история, настольная историография, исторические деятели, подготовка к олимпиадам.
Образовательная программа по истории предполагает в рамках изучения новой темы лишь базовое представление о том или ином правителе. В школьных учебниках, как правило, дается краткая биографическая справка о каком-либо историческом деятеле, а оценки историков представлены очень кратко, либо просто в форме единственной цитаты одного из историков. Встречаются и обобщённые выводы, когда в учебном тексте речь идёт о том, что однозначной оценки этот исторический деятель не получил в исторической среде. Поэтому, сейчас особенно актуально создание различных сборников и дидактических материалов, содержащих информацию по узким темам. Наш образовательный проект позволяет создать условия как на уроке для более детального изучения исторических деятелей, так и во время подготовки к олимпиадам, конкурсам по исторической тематике. Использование «Настольной историографии» способствует отработке умений анализировать, конкретизировать, характеризовать, обобщать, соотносить историческую информацию с теми или иными событиями. Как писал советский педагог и историк Студеникин Михаил Тимофеевич: «результат обучения напрямую связан с реализацией поставленных целей и отражают достигнутый уровень знаний и умений учащихся, их интеллектуальный, мотивационно-волевой и эмоциональный уровни развития» [2, с 8]. Систематическая работа с карточками даст возможность обучающимся расширить свой кругозор, повысить уровень подготовки к различным олимпиадам и конкурсам по истории.
Наш проект состоит из набора настольных карточек удобного формата А5, каждая из которых составлена по конкретному историческому деятелю. Для проекта мы выбрали следующих персоналий: Иван Грозный, Алексей Михайлович, Михаил Фёдорович, Пётр I, Елизавета Петровна, Ана Иоанновна, Пётр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Наш выбор был обусловлен тем, что именно эти правители вызывают наибольший интерес у обучающихся. На лицевой стороне карточки представлен парадный портрет. На оборотной - цитаты историков, современников, выдающихся деятелей. Цитаты подобраны таким образом, чтобы раскрывались разные стороны деятельности правителя.
«Настольную историографию» учитель может использовать на уроке в качестве работы с наглядностью (приёмы работы с самим портретом правителя). Работа с цитатами может быть построена различными способами:
во-первых, для организации групповой работы обучающихся, когда нужно обозначить разные точки зрения, аргументировав их конкретными фактами;
во-вторых, при выполнении такого творческого задания, как историческое эссе (у педагога уже имеется готовый набор цитат, который можно использовать в работе);
в-третьих, при подготовке к олимпиадам. Одним из самых сложных творческих заданий в олимпиадах является написание проекта и эссе. При выполнении этих заданий от обучающихся требуется продемонстрировать знание различных точек зрения по заданной теме. Наш проект позволяет ученикам ознакомиться с представленными точками зрения, которые иногда бывают диаметрально противоположными. Тем самым обучающимся уже не нужно затрачивать силы на поиск необходимых цитат.
Основные этапы работы над проектом: подготовительный: перед началом создания набора настольных карточек мы определили, кого из исторических деятелей мы выберем для проекта. На основном этапе работы мы собрали и проанализировали историографический материал, в котором упоминались исторические деятели, интересующие нас. Далее отобрали и систематизировали информацию, выбрав наиболее яркие высказывания. После чего приступили к созданию макета. Заключительным этапом стала печать готовых карточек и апробация работы с ними.
По окончании нашей работы мы получили набор настольных карточек с цитатами об исторических деятелях.
Наш проект позволит повысить уровень эрудированности обучающихся и даст им возможность получить новые знания.
С помощью набора педагоги смогут преподнести обучающимся новую информацию, актуализировать их знания, а обучающиеся, в свою очередь, смогут повысить уровень эрудированности и подготовиться более качественно к урокам, экзаменам, олимпиадам.
Перспективой дальнейшего использования и развития проекта станет разработка настольных карточек по всему курсу истории России.
Ссылки на источники
1. Борзова Л. П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе. 2000 г. №11., с 45.
2. Короткова, М.В., Студеникин, М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 270 с.– URL:http://padaread.com/?book=183988
3. Приблуда Е. И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 296–300. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53061.htm
Шум и человек
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Рождественский венок
Рисуем подснежники гуашью
Как я избавился от обидчивости