Хабаровский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Территория Хабаровского края не представляет собой единого этнографического региона, это регион в котором проживает народы принадлежащие к разным языковых семей: славянская семья, алтайская семья. Если проанализировать историю заселения и освоения нашей территории, то можно сделать вывод, что представители алтайской семьи – это издревле проживающие коренные народы, а представители славянской семьи – это пришлое население. По количеству народов, проживающих на территории Хабаровского края, его можно сравнить с территорией Кавказа. Но только разница в том, что молодежь и подрастающее поколение территории Кавказа знает, какие коренные народы проживают на данной территории, а молодёжь нашего края не может назвать представителей коренных народов своей территории (проведен опрос учащихся). Поэтому, я решила исследовать, какие коренные народы проживают на территории Хабаровского края их быт, традиции, обычаи и данную информацию донести до своих одноклассников и учащихся нашей школы через игру-пазлы. Для этого я решила создать спилс – карту и сделать фишки с иллюстрацией коренных народов.
Вложение | Размер |
---|---|
kmns_nikolaeva.docx | 76.57 КБ |
korennye_narody_habarovskogo_kraya.pptx | 1.85 МБ |
Управление образования города Хабаровска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска
«Средняя школа № 51 имени Михаила Захаровича Петрицы»
ОКПО 47172211, ОГРН 1022701133290 ИНН/КПП 2722031570 / 272201001
тел./факс. 56-07-45, e-mail: khb_s51@edu.27.ru, http://школадобра.рф/
680042, город Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 115
Итоговый индивидуальный проект
по направлению: ГЕОГРАФИЯ
на тему: КМНС Хабаровского края
Выполнил (-а): Николаева Софья ученица 11 класса | |
Руководитель проекта: Михайлова Эльвира Викторовна, учитель географии | |
К ЗАЩИТЕ ДОПУЩЕНА приказ от ____________ № ____ Зам. директора по УВР ____________ | ПРОЕКТ ЗАЩИЩЁН Оценка _________________________ приказ от _______________ № ______ Зам. директора по УВР ____________ |
г. Хабаровск
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ | стр | ||
I. | Введение | 3 | |
| 3-4 | ||
II. | История формирования населения Хабаровского края | ||
| 4-5 | ||
| 5 | ||
III. | Коренные народы Хабаровского края. Алтайская семья. Тунгусо-маньчжурская группа | 5 | |
| 6-7 | ||
| 7 | ||
| 7-8 | ||
| 8-11 | ||
| 11-13 | ||
| 13-15 | ||
| 15-18 | ||
| 18-21 | ||
IV. | Практическая часть | 21-22 | |
V. | Заключение | 22-23 | |
Приложение | 24-29 | ||
Литература | 30 |
Хабаровский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Территория Хабаровского края не представляет собой единого этнографического региона, это регион в котором проживает народы принадлежащие к разным языковых семей: славянская семья, алтайская семья. Если проанализировать историю заселения и освоения нашей территории, то можно сделать вывод, что представители алтайской семьи – это издревле проживающие коренные народы, а представители славянской семьи – это пришлое население. По количеству народов, проживающих на территории Хабаровского края, его можно сравнить с территорией Кавказа. Но только разница в том, что молодежь и подрастающее поколение территории Кавказа знает, какие коренные народы проживают на данной территории, а молодёжь нашего края не может назвать представителей коренных народов своей территории (проведен опрос учащихся). Поэтому, я решила исследовать, какие коренные народы проживают на территории Хабаровского края их быт, традиции, обычаи и данную информацию донести до своих одноклассников и учащихся нашей школы через игру-пазлы. Для этого я решила создать спилс – карту и сделать фишки с иллюстрацией коренных народов.
Цель исследования – изучить территорию Хабаровского край, особенности коренных народов, их хозяйственную деятельность, место проживания, традиции, обычаи. Создать спилс-карту «Административные районы», передвижные фишки «Коренные народы Хабаровского края».
Для достижения поставленной цели следует решить ряд перечисленных ниже задач:
- создать спилс-карту «Экономические районы»;
- изучить литературу о национальном составе населения Хабаровского края;
- изучить историю освоения и заселения Дальнего Востока;
- охарактеризовать коренные народы Хабаровского края;
- провести исследование по установлению информации о познании коренных народов и количества обучающихся разных национальностей в школе.
Объектом исследования являются местопроживание коренных народов Хабаровского края.
Предмет исследования – народы, заселяющие Хабаровский край и их особенности.
Гипотезу нашего исследования можно сформулировать так: Хабаровский край – край самобытности коренных народов.
Методы исследования. В исследовании применялись такие методы, как исторический метод, который позволил изучить культуры коренных народов и их развитие в зависимости заселяемых районов; метод системного подхода и анализа в определении объекта и предмета нашего исследования; в изложении материала использовался описательно-повествовательный метод; при помощи диалектического метода нам удалось проследить взаимосвязи и взаимовлияния между населяющими наш край народами.
Значимость исследования состоит в получении объемной и полной информации о коренных народах Хабаровского края и их место проживания.
История Хабаровского края исчисляется сотнями тысячелетий. Самые первые следы древней культуры человечества на Дальнем Востоке относятся к раннему и среднему палеолиту (период каменного века). В этот период люди жили коллективами, приспосабливая под жилье, отвоеванные у животных, различные пещеры и гроты. Позже наши предки научились строить жилища. Судя по раскопкам население нашего края было очень немногочисленным. Оно представляло собой отдельные островки жизни – стоянки людей, осваивавших шаг за шагом земные пространства. Эти стоянки располагались преимущественно по берегам больших рек и озер.
В Средние века территория современного Хабаровского края была населена в основном народами тунгусо-маньчжурской языковой группы, а также нивхами. В Китае они были известны под собирательным названием «дикие чжурчжэни».
2. Заселение края русским населением
Первые русские поселения на Дальнем Востоке возникли на Охотском побережье в первой половине XVII в. В 1639 г. отряд томских казаков во главе с И.Ю. Москвитиным вышел к Охотскому морю. В устье реки Улья был основан первый острог. Походы В.Д. Пояркова (1643–46) и Е.П. Хабарова (1649–53) положили начало присоединению левобережного Приамурья к Российскому государству, заселению обширных, почти безлюдных территорий.
Процесс освоения края был прерван военными действиями Цинской империи, в результате которых Россия подписала Нерчинский договор (1689 г.), по условиям которого русские покинули левобережное Приамурье почти на 150 лет.
Н.Н. Муравьев был активным сторонником укрепления влияния России на Дальнем Востоке. Его сподвижник Г.И. Невельской в ходе экспедиции сделал ряд важных географических открытий. В 1850 г. в устье Амура Г.И. Невельским был основан военный Николаевский пост (ныне г. Николаевск-на-Амуре), а местные жители объявлены подданными Российской империи.
Вопрос о приамурских землях продолжал оставаться открытым до подписания договора о разграничении территорий в Приамурье (10-16 мая 1858 год, г. Айгун). Окончательное же определение границ между Россией и Китаем произошло 2 ноября 1860 г. по Пекинскому договору.
Таким образом, в середине XIX века был восстановлен суверенитет России на дальневосточных территориях, которые уже являлись ее владениями еще в XVII веке.
На протяжении всей истории Хабаровский край складывался как полиэтнический: его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы, в результате чего был сформирован один из интереснейших этнокультурных комплексов.
На территории Хабаровского края проживают издревле восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями.
Нана́йцы (нанайск. нанай, нани; устаревшее гольды) - коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли.
Большинство нанайцев России (92,29 %) проживает в Хабаровском крае (10 771 чел., из них 3950 чел. в Нанайском районе). Нанайские деревни расположены по обоим берегам среднего Амура (примерно от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре) и на его притоках, а также на российском (восточном) берегу Уссури (Пожарский район Приморского края).
Основные традиционные занятия нанайцев - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.
Среди традиционных ремёсел у нанайцев особенно было развито кузнечное дело. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.
Окружающий мир нанайцы делили на три сферы: верхнюю – небесный мир, среднюю – земной мир и нижнюю – подземный мир.
Нанайцы живут оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы, в тайге и на рыбалках - шалаши различных форм и др.
Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники - маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.
Основная традиционная пища - рыба; лосося заготавливали впрок.
Орочи — коренной народ в Хабаровском крае. Самоназвание — орочисэл. Бытует и другая форма самоназвания, заимствованная у нанайцев - нани. Говорят орочи на орочском языке, который относят к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Язык бесписьменный. Молодое поколение владеет только русским языком.
Охота - основное занятие орочей. Объектом промысла были таежные (кабарга, изюбр, лось, дикий кабан, белка, соболь) и морские (нерпа) животные, а также водоплавающая и боровая дичь. Не менее важную роль играло рыболовство. Рыбу ловили круглый год, наиболее важным временем для рыбалки были август-октябрь, когда в реки на нерест заходили горбуша и кета. В начале XX века на побережье Татарского пролива стало развиваться промышленное рыболовство и орочи стали ловить рыбу на продажу. Собирательство имело подсобный характер. Женщины собирали дикий лук, сарану, кислицу, стебли белокопытника, черемшу, различные ягоды, которые служили как продуктом питания, так и лекарством.
До середины 60-х гг. большинство орочей работало в рыболовецком колхозе «Ороч». В зимний период небольшая часть колхозников занималась пушным промыслом.
В Хабаровском крае проживают 426 орочей.
Народ в Российской Федерации. Живут в Хабаровском и Приморском краях. Язык удэгейский, относящийся к тунгусо-маньчжурским языкам. Придерживаются традиционных верований (анимизм, шаманизм). Численность - 1902 человек.
Самоназвание - удэ, удэлэ, удеэ и др. В прошлом были известны как кяла, орочи, орочоны.
Хозяйственно-культурный тип удэгейцев может быть определен как охотничъе-рыболовецкий, в котором главным занятием была охота, а рыболовство – торговый промысел. Подсобным промыслом было собирательство.
Поселения делились на летние, кратковременные, с легкими шалашеобразными постройками и зимние, стационарные, о землянками или более капитальными шалашеобразными жилищами.
Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом служили шкуры животных и рыбья кожа. Верхней одеждой служил халат запашного типа с застежкой на правом боку. Большинство удэгейских халатов имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники и длинные штаны с ноговицами, нарукавники для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь у удэгейцев унта.
Ульчи называют себя нани, а термин «ульчи» употребляется как официальное название.
Исконным занятием населения ульчей являлось рыболовство. Рыбу били с лодок при помощи остроги. Осетровых рыб добывали с помощью крючковых снастей, а также больших крюков, вделанных в деревянные бруски. Весной и поздней осенью ульчи ловили корюшку с лодок сачками. Особенно большое значение в жизни местного населения имели проходные лососевые. Прежде добыча лососевых и запасы юколы из лососевых определяли благосостояние ульчских семей на целый год: юкола из лососевых была основой питания ульчей; отходы во время заготовки юколы запасались впрок и служили кормом для собак, которых ульчи держали в большом количестве.
Охота в хозяйстве ульчей имела подсобное значение. Охотились на мясных животных — лося, оленя, медведя, а также на пушных — белку, соболя, колонка, выдру и др.
Из домашних занятий ульчей в первую очередь следует отметить обработку рыбьих кож для изготовления обуви и одежды. Этим занимались женщины. Обрабатывали кожу различных рыб — кеты, щуки, горбуши и пр. Кожу снимали с рыбы, несколько дней сушили в доме или на воздухе в тени, затем на специальной деревянной подставке били деревянной колотушкой. Завертывали в кожу полынь и слегка ее мочили. Спустя несколько часов кожу растягивали до отказа на специальной доске и вешали вблизи очага. Так ее коптили недели две, пока она не пожелтеет; после этого кожа считалась пригодной к употреблению.
Главными средствами летнего передвижения являлись лодки. Ульчи употребляли четырехугольные паруса из рыбьей кожи. Оморочки использовались главным образом охотниками. Средствами зимнего передвижения служили нарты и лыжи. Ульчи еще недавно были собаководами и ездили на собаках.
Ульчи жили в маленьких селениях, состоящих из 2—5 домов, расположенных на берегах рек.
5. Негидальцы
Живут в Хабаровском крае по рекам Амур и Аргунь. Язык негидальский, относящийся к тунгусо-маньчжурским языкам. Численность - 587 человек.
Самоназвания негидальцев - настоящие люди и амгунские люди. Говорят на негидальском языке тунгусской ветви тунгусско-маньчжурской языковой группы. В целом негидальский язык наиболее близок к эвенкийскому. Язык бесписьменный, используется в бытовой сфере.
По происхождению негидальцы - эвенки, смешавшиеся с нивхами, ульчами и нанайцами. Для них характерны многие черты эвенкийской таежно-охотничьей культуры: приемы охоты на пушного и мясного зверя, коническое жилище, широкие, подбитые камусом, лыжи, нагрудник, кожаная и меховая одежда с разрезом по средней линии, берестяная оморочка, форма колыбели и др.
В русских документах население Амгуни впервые упоминается в 80-х гг. 17 века. Тогда же здесь были основаны и первые русские зимовья. В силу малочисленности роды объединялись в союзы, в том числе и иноплеменниками. Каждая семья составляла самостоятельную экономическую ячейку, вела свое индивидуальное хозяйство. В настоящее время все они живут в нескольких населенных пунктах совместно с русскими и другими народами.
Негидальцы - исконные рыбаки и охотники. Рыболовство играло ведущую роль в низовьях Амгуни и на Амуре. У верховских негидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством транспортного типа. Преобладающим был промысел в одиночку. Охотились негидальцы в течении всего года. Добыча дикого оленя и лося имела потребительский характер. В пушном промысле первостепенное значение имел соболь. Нерп добывали с помощью ружей и острог. В начале 20 в. негидальцы стали заниматься зимним извозом на собаках и оленях. Распространение получило и огородничество.
У негидальцев известны четыре типа жилых каркасных построек: конические, двускатные, в форме рассеченного цилиндра и прямоугольные с двускатной крышей. Зимним жилищем в низовьях Амгуни служил каркасный однокамерный четырехугольный дом. Помещение отапливалось двумя-тремя очагами, дымоходы от которых проходили под широкими глинобитными нарами, на которых спали члены семьи. В верховьях Амгуни зимой жили в двускатных или пирамидальных домах из плах, засыпанных землей, в небольших полуземлянках с низким срубом на поверхности, или в чумах тунгусского типа. Отапливались жилища костром, в конце 19 века появились железные печи. С приходом весны перебирались в летние селения на озерах и малых речках. Жили в дюкча - каркасных постройках из жердей, крытых лиственничной или березовой корой, иногда сеном. На уровне потолка устраивался решетчатый помост для копчения рыбы. Временное жилье охотников сооружалось из гнутых тальниковых ветвей в форме рассеченного цилиндра и покрывалось корой.
Негидальцы шили одежду и обувь из рыбьей и оленьей кожи, нерпичьих и собачьих шкур. В традиционный костюм входили халаты, шубы и куртки, ноговицы, обувь амурского и тунгусского типов. Мужчины на охоте и рыбалке носили фартуки.
Средством передвижения служили лыжи. Для перевозки грузов охотники пользовались ручной нартой с полозьями, загнутыми с обеих сторон.
Численность - 4631 человек.
Самоназвание - нивхгу (человек). Говорят на нивхском языке, имеется своя письменность.
В середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и родовое деление. Члены каждого рода имели общее родовое название. Каждый род имел свою территорию. И в настоящее время все нивхские семьи хорошо помнят свои родовые названия и территории, которые принадлежали их родам.
Основные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль в жизни нивхов имел промысел проходных лососей - горбуши и кеты, которых ловили в больших количествах и из которых готовили на зиму юколу. Ловили рыбу неводами, сетями, крючковыми снастями и различными ловушками.
соревнованиями, играми, игрой на музыкальных инструментах. Главная идея праздника - почитание природы и ее обитателей. В настоящее время предпринимаются попытки возродить медвежий праздник как основу национального художественного творчества. В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т.п. Декоративное искусство представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведя на ковшах и других предметах. Сложный сюжет имеют ложки с резным орнаментом, блюда и ковши для медвежьих праздников.
Достойное место в скульптурном искусстве занимают деревянные изображения птиц, фигурки "хозяев" воды, огня и других охранителей. Орнаментом нивхи украшали одежду, головные уборы, обувь, деревянную и берестяную утварь. Наиболее древний способ украшения берестяных изделий - тиснение.
Эвенки — живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова "лама" — море. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории края проживает 4101 человек.
Основное занятие "пеших", или "сидячих", эвенков — охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Позднее распространилась товарная пушная охота. Охотились с осени по весну, по два-три человека. По тайге ходили на лыжах-голицах или подбитых камусом. Оленеводы охотились верхом на оленях.
Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отёла места. Совместный выпас оленей продолжался всё лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочёвки проходили каждый раз по новым местам — летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торговым пунктам.
Рыболовство на Охотском побережье имело товарное значение, промышляли также тюленя.
По воде передвигались на плотах, лодках.
Современные эвенки в основном сохраняют традиционные охоту и оленеводство.
Основа традиционной пищи — мясо и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печёный хлеб. Основной напиток — чай, иногда с оленьим молоком или солью.
Общины эвенков объединялись летом для совместного выпаса оленей и проведения праздников. Включали несколько родственных семей, насчитывали от 15 до 150 человек. С давних времен по настоящее время сохранился обычай, обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту.
Эве́ны (от самоназвания), устаревшее: ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу - "море"). На территории Хабаровского края проживает 1 104 человека.
Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи.
При наличии кочевого образа жизни, эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки.
Разнообразными были и жилища – тунгусский чум с берестяным покрытием и чукотско-корякская яранга.
Заимствованные типы жилища, обычно в деталях, адаптировались в связи с эвенской традицией: ориентировка входа жилища в пространстве зимой на юг, устройство очага, социализация пространства жилища и т.п.
Брачный возраст устанавливался в 16-17 лет, были возможны и ранние браки.
Браку предшествовали сватовство и сговор о калыме, размер которого в несколько раз превышал цену приданого.
При рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая вместе с приплодом считалась его собственностью, для девушки – приданым.
До 7-8 лет дети были связаны с домом, мальчиков после этого начинали брать на ближнюю охоту или на выпас оленей, с 14-15 лет мальчики могли охотиться самостоятельно.
Некоторые родовые названия трансформировались в современные фамилии.
Во многих местах и сегодня распространен обычай, обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу.
Традиционное хозяйство эвенов — оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство.
Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочёвки совершались на 10—15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк.
Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса.
Основным орудием лова рыбы была крюковая снасть, сети и невода. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др.
Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т. д., женщины — обработкой шкур, выделкой ровдуги и др.
Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене.
И все же в религиозных представлениях эвенов продолжал благополучно существовать промысловый культ, культы Предков, медведя, очага, «хозяев» природы и стихий: тайги, огня (обычай «кормления» огня существует до сих пор), воды и т.д.
Изучая и анализируя историю коренных народов Севера, мною была разработана анкета (приложение № 1), проведено анкетирование среди респондентов сверстников, а также проанализирована информация о том, знают ли мои анкетируемые о коренных малочисленных народах, проживающих в северных районах Хабаровского края, а также об их быте, видов ведения хозяйства и проблемах, с которыми они сталкиваются.
Всего в анкетировании приняли участие 48 человек:
Анкетируемым было задано 3 вопроса и получены следующие результаты:
Вопрос 1. Знаешь ли ты, что обозначает термин «коренные малочисленные народы»?
Результаты анкетирования респондентов показали, что знают значения термина «коренные малочисленные народы» - 37 человек, не знают 11.
Вопрос 2. Перечислите коренные малочисленные народы, проживающие на Севере Хабаровского края.
12 человек смогли назвать 1-3 к.н, 17 человек 4-6 к.н, а 8 человек смогли 8 к.н.
Вопрос 3. Насколько хорошо вы знаете о быте, культуре и традициях коренных малочисленных народов, проживающих на Севере Хабаровского края?
Большая часть опрашиваемых ответила, что не имеет никаких знаний о к.н. 6 человек – немного знают. 5 человек имеют представления о их быту, культуре.
Проанализировав анкеты респондентов я поняла, что наши ребята мало что знают о коренных народах, но есть желание у большого количество узнать об истории и географии своего края больше.
В результате исследования я получила информация о коренных народах Хабаровского края. Узнала об их особенностях: традициях, обычаях, жилище, хозяйственной деятельности. Изучив каждый народ я выявила, что у них имеются черты сходства в традициях и обычаях, в хозяйственной деятельности. Развитие любого народа всегда происходило в условиях непрерывного культурного заимствования. Но с другой стороны у каждого народа проявляется своя самобытность, которую необходимо сохранить.
В процессе работы я значительно пополнили свои знания о национальном составе населения Хабаровского края. Результаты исследования могут быть использованы на уроках географии, истории и на занятиях по краеведению, во внеурочной деятельности.
Я выявила, что численность коренных народов сокращается и поэтому задача нашей страны сохранение этнического состава Хабаровского края.
Литература:
http://kentawra.net/art/15-korennye-narodnosti-habarovskogo-kraya.html
http://kentawra.net/art/15-korennye-narodnosti-habarovskogo-kraya.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B8
http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=385
https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43181833587/Nanaytsyi-i-ih-kultura
http://openarctic.info/index.php/atnography/narody-severa/86-gilyaki-nivkhi
http://openarctic.info/index.php/atnography/narody-severa/73-evenki
https://geographyofrussia.com/evenki/
http://www.kmslib.ru/kraevedenie/istoriya
http://irkipedia.ru/content/habarovskiy_kray_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009
Слайд 1
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ. Выполнила: ученик 11 класса МАОУ «СШ № 51» Николева Софья Руководитель : учитель географии Михайлова Эльвира ВикторовнаСлайд 2
Цель исследования – изучить территорию Хабаровского края, особенности коренных народов, их хозяйственную деятельность, место проживания. Для достижения поставленной цели следует решить ряд перечисленных ниже задач: - изучить литературу о национальном составе населения Хабаровского края; - изучить историю освоения и заселения Дальнего Востока; - охарактеризовать коренные народы Хабаровского края; - провести исследование по установлению информации о познании коренных народов и количества обучающихся разных национальностей в школе. Предмет исследования – народы, заселяющие Хабаровский край и их особенности.
Слайд 3
ГИПОТЕЗА Хабаровский край – край самобытности коренных народов.
Слайд 5
Коренные народы Хабаровского края: Эвены Эвенки Орочи Негидальцы Нивхи Нанайцы Ульчи Удэгейцы
Слайд 9
Зимнее стойбище Чум
Слайд 10
1. Знаешь ли ты, что обозначает термин «коренные народы»? 2. Какие коренные народы проживают на территории Хабаровского края? Перечислите коренные народы Хабаровского края.
Слайд 11
3. Знаешь ли ты о культуре, быте коренных народов Хабаровского края?
Слайд 12
Дерсу Узала – охотник, проводник русского ученного путешественника Владимира Арсеньева Кола Бельды – эстрадный певец, заслуженный артист РСФСР Григорий Ходжер – нанайский писатель. Юлия Чепалова - лыжница, олимпийская чемпионка . Тренер — Анатолий Чепалов (отец). Чепаловы имеют эвенкийские корни.
Слайд 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Как Снегурочке раскатать тесто?
Под парусами
Сказка "Колосок"
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Как напиться обезьяне?