Данный материал позволяет расширить представление о родном селе, и будет использован на уроках литературы и уроках родного края.
Желание познакомить моих сверстников с талантливым мастером художественного слова и обусловило актуальность данной работы.
Цель исследования: раскрытие темы Родина в произведениях нашего земляка П.Е. Олейникова
Для достижения намеченной цели должны быть решены следующие задачи:
Объектом исследования данной работы является произведения П.Е Олейникова
Предметом исследования тема Родины в его произведениях
Практическая значимость данной работы заключается в том, что тема исследования привлечёт интерес к чтению, к стремлению знать истории села и к судьбе писателя, прежде всего школьную аудиторию, а также жителей села.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_lesnova_sveta_1.doc | 98.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Тема Родины в произведениях П.Е. Олейникова, выпускника 1944 года
Орджоникидзевской школы
Работу выполнила:
Леснова Светлана,
учащаяся 9 класса
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Посметьева А.В.
с.Орджоникидзевское 2018
Содержание
Введение___________________________________________________стр.3
I. Что такое Родина?____________________________________ _____стр. 5
II. История села Орджоникидзевское _____________________ ______стр. 6
III. П.Е.Олейников человек с непростой судьбой__________________стр. 8
IV. Родина глазами П.Е.Олейникова.______________________ _____стр.11
V. Практическая часть __________________________________ _____стр. 15
Заключение ____________________________________________ _____стр.16
Приложение ____________________________________________ _____стр. 17
ВВЕДЕНИЕ
Родина!? Все говорят об этом, но что же подразумевается под этим словом. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Это страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения.
У каждого из нас есть уголок земли, который особенно дорог сердцу. Это место, где ты родился, вырос, может быть, живешь и сейчас. И не важно, большой ли это город или маленькая деревушка, главное, что это самое родное, любимое место на большой планете Земля - твоя «родина»
Каждый человек вправе гордиться - местностью, которая помогла ему стать человеком, личностью. Родину можно почувствовать сердцем, что это самое родное и останется с ним на всю жизнь, гордиться ею и любить ее. Это чувство сопереживания, по-особенному ярко выражают писатели.
Мне посчастливилось родиться в таежном селе Орджоникидзевское, богатом традициями, народными талантами. Село наше большое, красивое, с богатой историей. Я люблю свое село и хочу больше узнать и увидеть его историю глазами тех людей, у которых прошло здесь детство и юность.
Щедра земля нашего села природой, богата земными недрами, источниками, разнообразен ее растительный и животный мир. И всё же главное ее богатство – это люди. Я считаю, что в нашем селе прошло детство и юность у многих замечательных поэтов и писателей. Именно они могут рассказать историю нашего села, о которой не знают мои ровесники.
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о родном селе, и будет использован на уроках литературы и уроках родного края.
Желание познакомить моих сверстников с талантливым мастером художественного слова и обусловило актуальность данной работы.
Цель исследования: раскрытие темы Родина в произведениях нашего земляка П.Е. Олейникова
Для достижения намеченной цели должны быть решены следующие задачи:
Объектом исследования данной работы является произведения П.Е Олейникова
Предметом исследования тема Родины в его произведениях
Практическая значимость данной работы заключается в том, что тема исследования привлечёт интерес к чтению, к стремлению знать истории села и к судьбе писателя, прежде всего школьную аудиторию, а также жителей села.
I. Что такое Родина?
У каждого человека есть Родина, где можно набраться сил и отдохнуть душой. В каких бы дальних странах не был человек, его всегда тянет на Родину, где прошли его лучшие годы жизни. Что значит Родина? Родина это страна, где родился человек, его родной город или село, его родители, друзья, а также природа. Как бы хорошо не было человеку на чужбине, ему всегда будит сниться дом, где он родился и вырос, родители и друзья. Никто не может забыть свою Родину, оно всегда будет в сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле. У каждого своя Родина, и это в первую очередь место, где прошло детство, и все самое лучшее, что с ним связано. У каждого есть Родина, нет такого человека, у которого бы ее не было.
В толковых словарях раскрывается значение слова Родина.
Значение слова «Родина» в словаре Ожегова
РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-нибудь.
Значение слова «Родина» в словаре Д.Н. Ушакова
РО́ДИНА, родины, ·жен.
1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...»
2. перен. Место возникновения чего-нибудь.
Родиной нужно гордиться. Поэтому, я считаю, детям нужно рассказывать историю своей Родины. Пусть это будет деревня, село, город. Родина-это главное, что у нас есть
II. История села Орджоникидзевское
Поселок Орджоникидзевский, что возник в начале 30-х годов 20 века, как поселок энергетиков, образовался из нескольких населенных пунктов, которые впоследствии объединились в один поселок Орджоникидзевский. В 1934 году был создан поселковый Совет. Назывался он: Исполком поселкового Совета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов посёлка Гидростанция. Гидростанский поссовет состоял из нескольких населённых пунктов : п.Подвинск, Гидростанция, Таёжный, Багаюл, Хитрый, Тёплая речка, Верхний и Нижний стан, Динамитка, Верхний Карасук, Известковый ключ. (1)
История села Орджоникидзевское уникальна по своему происхождению. Село многонациональное. Дружный и сплоченный народ строил и возводил красивое село. Уникально оно своими достопримечательностями, каждая из которых это история, это судьбы целых поколений.
История села – это история Орджоникидзевского района. Вся история России отразилась, как в зеркале, в истории моего родного села. За более чем восьмидесятилетнее существование, как только ни испытывала судьба моих земляков! Война, голод, сталинские репрессии, перестройка, полный развал крепкого когда-то районного центра, а теперь мировой финансовый кризис... Но жизненные невзгоды не могут сломить дух «гидринцев». Главная ценность села, его достояние - это, конечно, люди. Трудолюбивые, мастеровые, талантливые.
Мои земляки прославили свое село далеко за его пределами. Тема Родины стала ведущей в их жизни и творчестве.
Гордостью нашего села по праву считаются земляки-писатели. Ни одно селение в округе не может похвастаться такой плеядой художников слова: Яков Захаров, Ирина Маскалева, Надежда Пучкова. Открытием стало творчество выпускника 1944 года Орджонникидзевской школы, Павла Евстафьевича Олейникова, приславшего в школу свои книги, в качестве подарка.
Его произведения доступны и понятны каждому читателю, потому что в них - сама жизнь со всеми радостями и горестями, родная природа, Родина. Но в его творчестве есть замечательные строки, проникнутые искренней любовью и нежностью к своей «родине» - селу Орджоникидзевскому, односельчанам, Теплой речке, тайге. Ведь именно чувство Родины вдохновило П.Е. Олейникова на первые рассказы, а в дальнейшем на автобиографическую трилогию «В тайге Сибири». Тема Родины является ведущей темой всех произведений П.Е.Олейникова. Его воспоминания о Родине дали нам возможность узнать историю нашего села, увидеть её глазами тех детей, чьё детство выпало на самые трудные годы в нашей истории страны.
III. П.Е.Олейников человек с непростой судьбой.
В автобиографической трилогии «В тайге Сибири» П.Е. Олейников рассказывает о своей судьбе
…Родом я из казаков. Мой дед Захар – переселенец с Украины, из Полтавской губернии, что недалеко от острова Хортица на Днепре. Из истории и рассказов моего отца в давние времена там была Запорожская Сечь. Защищавшая Русь от польской шляхты и крымских татар. Со временем казаки стали вести оседлую жизнь. У моего деда Захара было мало земли, а семья народилась большая- десять сыновей и ещё дочь! Вот и пришлось переселяться на новые земли. Так и оказался мой отец в последние годы девятнадцатого века в Ужурском районе Красноярского края в небольшой деревушке Старая Сокса. Обзавёлся семьёй и небольшим хозяйством, на большее не было сил и времени. Отец воевал в трёх за те двадцать лет войнах: Японской, Первой мировой и Гражданской с Колчаком.
В советское время жизнь на селе стала налаживаться, росла и семья. Я народился восьмым ребёнком 21 мая 1927 года. В старые времена у крестьян семьи были многодетные, что объяснялось образом и условиями жизни крестьянина – со временем подрастали помощники.
Из меня работник не получился. Началась перестройка села – коллективизация. Мне исполнилось четыре года, когда она коснулась и меня коснулась в прямом смысле. У меня не было кроватки , и спал я на русской печи, жили тогда тесно. Утром после моего дня рождения я ещё спал возле маминого пирога с маком – это чтобы крепче спал и не мешался в хате. Эта самая «коллективизация» сонного потащила за ногу с печи – так наш сосед, пьяница и лодырь Сиротенко меня «раскулачивал». Другой мужик внизу на полу вырывал у мамы швейную машину «Зингер», подаренную ей барыней Новаковской за службу ещё в Хабаровске. Двери в доме настежь, ворота во дворе тоже, за воротами вся наша семья, кроме мамы. Позже её приволокли вместе с машинкой – не отдал! Отца накануне арестовал милиционер и увёз от греха подальше в Ужур, в райотдел милиции.
Посадили нас на телеги и повезли в Ужур. Наша семья попала под раскулачивание как самая многодетная в деревне! Кто-то с мандатом рассудил – вырастет много кулаков из этой работящей семьи. В тайгу их, в болото!
Так мы оказались в дикой тайге – в ссылке, откуда и дороги назад не было. Старшие дети всё же сумели сбежать из тайги и от голодной смерти, а мама погибла от голода 4 октября 1933 года. Семья распалась – остались только мы с отцом. Через два года с третьей попытки сбежали и мы. Обосновались на рудниках в Саралинском районе Хакасии. Здесь я окончил в 1944 году девять классов школы и по велению сердца и совести пошёл добровольцем в армию – Родину защищать, как все мои старшие братья. Несмотря на всё, что с нашей семьёй сделали враги Советской власти, мы все получили, уходя в армию, наказ отца: « На власть Советскую обиды не имейте, Родину надо защищать!»
Я стал курсантом летного училища. Учился с желанием. Жизнь к трудностям приучила. Окончить и стать лётчиком истребителем не довелось – в январе 1946 года наше училище было расформировано. Многих из нас направили в школу механиков самолётов в Челябинск. Позже, уже в Казани, я стал курсантом Казанского авиационного училища. Окончил его в декабре 1949 года с отличием и получил назначение инструктором на учебном аэродроме. Служил хорошо, думал со временем продолжить своё образование в академии. Но не приняли меня, сына кулака, в академию. Переживал тяжело и долго, но не в ущерб работе. Старался и продвигался по службе. Поступил на вечернее отделение Казанского авиационного института. Трудно было совмещать службу и учёбу, но мечта стать инженером помогла. Не просто учится на дневном и в десятки раз сложнее на вечернем факультете. В 1964 году я защитил с отличием диплом на факультете производства авиационных двигателей. Диплом был на реальную заводскую тему и по ходу работы внедрялся на Казанском заводе. После защиты мне предложили служить на военной кафедре института. Из училища я перевёлся в звании майора. Уволился из армии в звании подполковника по собственной просьбе – на моём здоровье стало сказываться тяжёлое детство. После увольнения райком партии направил меня работать директором книжной базы, где я и трудился три с половиной года. База была в плачевном состоянии, так что пришлось мне нести эту ещё одну и очень непростую ношу. Могу гордиться собой – почти за четыре года дела базы удалось выправить, создать достойные условия людям и платить заработную плату. Всю жизнь с детства любовь к чтению помогала мне учиться самому и помогать другим людям, быть лучше и жить интереснее.
Так я жил сам – так я воспитывал своих курсантов и студентов. Так я воспитывал своих детей». (2)
IV. Родина глазами П.Е.Олейникова.
Тема Родины в произведениях П.Е.Олейникова звучит очень ярко в описаниях природы нашего края. Каждому жителю и гостю нашего села, будут узнаваемы красивые места природы. Подъезжая к территории села, открывается прекрасный вид на величественную гору мрамора. В произведениях П.Е.Олейникова есть тому подтверждение: «Это была Мраморная гора. Внизу у скалы люди вырубили самый низ для дороги. Мы осмотрели на всякий случай и подошли к скале. Она белела, как колотый сахар. Камни были белые-белые и с блестками. А ещё с синими прожилками внутри камня. А другие прожилки были зеленоватые. Я набрал с десяток камешков, хотел взять с собой. Не посоветовал отец брать их. Нам ещё идти надо да идти столько, они тяжёлые. А там, куда мы придём, камней будет много и ещё красивее, а в некоторых даже золото блестит, и они тоже белые, как мрамор»(2), «…дорога постепенно стала приближаться к горам что слева, а справа от нас показалась Сарала. Шумная, быстрая, особенно под мостом. От нашего шоссе отходила к мосту другая дорога. Куда она вела, отец не знал. Мост был деревянный, из бревен и уже старый. Я стал смотреть на воду – интересно всё же, какая она, Сарала, здесь, у Мраморной горы. За Саралой расстилалась широкая долина. Вдали синели горы, и оттуда виднелась полоска небольшой реки, притока Саралы. А слева от дороги приближалась высокая очень гора, да такая, что и вершины не видно. Внизу гора заканчивалась отвесной скалой, тоже высокой, может, в сто метров»(2)
Читая страницу за страницей данных книг, мы словно окунулись в прошлое и прошли с автором по улицам нашего села «Мы с братом идем по поселку Гидро - так люди сокращенно называют свой поселок. Через несколько лет его переименовали в Орджоникидзевский после смерти Серго Орджоникидзе. Впереди на нашем пути был крепкий деревянный мост, у перил которого мы немного отдохнули - все же 35 км давали о себе знать. От этого моста уже начинается поселок и его главная улица Советская, идущая через весь поселок до Теплого стана - части поселка Гидро. … Справа под горой за высоким забором было здание электростанции. Над дорогой слева из тайги к станции в метрах пяти от дороги, были устроены сплотки - канава из толстых досок. Дальше по улице поселковый клуб и жилые дома работников станции - это было с левой стороны от дороги, еще дальше – школа. Справа от улицы был переулок Динамитный лог. Еще дальше слева был центр. Там дома хорошие на вид. Райисполком, райфото, почта, милиция и площадь с трибуной, дальше районная больница и универмаг»2. . На сегодняшний день большинства этих зданий нет, но мои бабушки и дедушки помнят, рассказывают мне об этом.
В нашем селе всем жителям, от мала до велика, знакома гора, в народе называемая, Динамитка. Но мало кому было известно, почему её так называют. Благодаря Павлу Евстафьевичу мы узнали историю названия. «Справа от улицы был переулок динамитный лог. Я спросил брата, почему такое название дали логу. Ещё когда не было поселка Гидро, а было глухое урочищ, в этом удалённом углу тайги был склад взрывчатки для строительства гидростанции и работ по прокладке дорог в горах. Приходилось использовать динамит. Теперь в логу целая улица выросла и называется Динамитная» (2)
Автор рассказал нам о нашей Родине – селе очень много исторических фактов. Нам кажется, что мы знаем все уголки нашего села, но мало кто знает его историю происхождения или названия. Открытием для нас стал рассказ «Офенин мост». В данном произведении тема родины звучит очень трогательно. Автор поведал историю ссыльной семьи. Нам известно, что первыми жителями нашего села были ссыльные. Целыми семьями ссылали их в тайгу. Рассказ «Офенин мост о судьбе девушки по имени Офения. В начале села есть небольшой мост. На сегодняшний день его отремонтировали. Под ним течет река Багаюл. « … поразил стремительно летящим потоком воды под ним. Мост был как мост - деревянный настил из брусьев, перила по бокам. А вот поток был необычны». (3) Сейчас это обмелевшая река, а в 30-40-ые годы это была бурная полноводная река. Мост этот называют Офенин, так как на этот мост постоянно приходила девушка Офения. В народе её прозвали Афоня, не женским именем « … этот мост-достопримечательность нашего поселка, это Афонин мост. С этого моста бросилась в омут Офения». (3)
Природа нашего края таежная, а значит, обязательно есть охотники. Мне не раз приходилось слышать название Медвежий лог, Соловьева гора. Прочитав трилогию, я поняла, что это мои родные места. Вот и Павел Евстафьевич бывал в тех местах « До дома отдыха по поселку шли быстро, перешли мост и за домом отдыха направились в сторону Медвежьей горы, а затем через Медвежий лог к Соловьёвой горе. Решили зайти на гору из Медвежьего лога, с той стороны подняться будет легче – так мы спланировали маршрут. Можно было ещё дальше пройти по Медвежьему логу, а оттуда ещё проще подъём на гору. Так оно и оказалось – с той стороны гора была не крутой, но глушь таёжная нас пугала, Лог Медвежьим зовётся, может, не зря. А вдруг хозяин встретится там. Стали взбираться по крутизне и вышли на самый верх Соловьёвой горы. Вершина была плоской и не очень большой – с наш огород. Первым делом стали смотреть вниз на наш посёлок. Каждый старался увидеть свой дом – все же интересно, какой он, сверху если смотреть. Далеко внизу едва различимы наши дома. А люди, как мошки, совсем крошечные» (2)
Для каждого человека Родина – это школа. Ведь она для нас второй дом. В своих произведения Павел Евстафьевич очень много рассказал об истории школы. В описаниях автора, школа не изменилась. Она все та же деревянная, в два этажа, с большими просторными окнами. «До этого дня я у школы ни разу не был и видел только издалека. Интерес вызывал второй этаж – как это там устроено. Мне не приходилось ни разу бывать в двухэтажном здании. В кабинет директора поднялись по лестнице – ничего особенного, шагаешь по ступенькам, и всё. В новой школе всё было интересно. Из окон второго этажа видно было Саралу, а за рекой Медвежья гора, а по другую сторону – наш посёлок и Динамитный лог. Окна были большие, и в классах от этого светло. Не так, как на руднике – там окна были небольшие, чтобы в бураны их не выдавило. Здесь лучше. Там горы без леса, их и называют гольцами – вот ветру и раздолье дуть, снег не задерживается. Зато наши горы и лога сплошь в зелёной тайге, и есть где снегу укладываться». (2)
В сборнике рассказов «Офенин мост» и в трилогии «В тайге Сибири» автор с любовью и уважением рассказывает о директоре, об учителях. Он помнит учителей по имени и отчеству. В отличие от нашего поколения, многие даже не могут вспомнить имя первого учителя.
В произведениях П.Е Олейникова отражена тема Родины не только на основе нашего села. Здесь мы узнаем родной наш Орджоникидзевский район. Мы узнали много исторических моментов не только о нашем селе, но и об Ивановском руднике, о Трансвале, о страшной лавине, спустившейся с гор и задавившей людей.
Читая книги П.Е.Олейникова, мы ещё раз совершили путешествие по родным местам. Мы увидели нашу Родину и узнали то, чего нам не расскажут ни в одном учебнике.
V Практическая часть
На основе прочитанных произведений нам удалось организовать поисково – исследовательскую деятельность.
В - первых, мы провели поисковую работу с архивом школы. Удалось найти книгу приказов об отличнике 5»а» класса Олейникова П.Е. Орджоникидзевской школы. (Приложение 1)
Во – вторых, в трилогии «В тайге Сибири» П.Е Олейников пишет о своих друзьях детства. Мы организовали поисковую работу на базе Орджоникидзевского сельсовета. Нам удалось узнать судьбу многих жителей села. Выяснили, кто является их родственниками и проживает на данный момент в селе. (Приложение 2)
В - третьих провели опрос-анкету с целью, выявить, знают ли учащиеся, родители, педагоги и жители села, родные места и их историю. (Приложение 3)
Анализ показал, что местоположение Динамитного лога, знают все опрошенные. Историю лога знает не более 20% опрошенных. Офенин мост не знает ни одна категория. Историю же села знает более 90%. Пришли к выводу, необходимо организовать уроки внеклассного чтения и презентацию книг.
В - четвертых провели единый урок внеклассного чтения для учащихся с 1-го по 11 классов Орджоникидзевской школы.
В – пятых, продолжили переписку с П.Е.Олейниковым и его родными. Получили посылки с произведениями из Канады и Ростова на Дону.
Завершающим мероприятием была Презентация книг П.Е.Олейникова. Нам удалось привить интерес к чтению не только учащихся, но и жителей села. Книги были подарены родственникам друзей детства П.Е. Олейникова, в сельскую библиотеку, в администрацию села. Из собеседования с библиотекарем сельской библиотеки книги П.Е Олейникова самые читаемые. (Приложение 4)
Заключение
В результате проделанной работы мы сделали вывод:
1.В произведениях П.Е Олейникова тема Родины постепенно трансформируется, приобретает более широкое значение, выражаясь формулой «российская глубинка – родина - Россия» Для него тема Родины основная, самая главная в творчестве. Мать, друзья, соседи, родные и близкие люди, улица детства, родная природа - таково его творчество П.Е.Олейников как писатель состоялся не в Орджоникидзевское, а в Ростове на Дону, где проживает и в настоящее время. Поэтому Родина в его творчестве - это воспоминания о далеком детстве, друзья - одноклассники, сельские улочки, речка Сарала , подгорье. В памяти писателя - самое счастливое, незабываемое время в жизни каждого из нас - детство и юность.
2. Анализируя произведения, мы работали с архивом школы и сельсовета села Орджоникидзевское.
3. Привлекли жителей села к чтению
Список литературы
1. Архивная справка История села Орджоникидзевское
2. Олейников П.Е. В тайге Сибири Биографическая повесть – Ростов на дону: Издательство «Медиа-Полис», 2017.
3. Олейников Павел. Офенин мост. Сборник рассказов. –Торонто, CRC Publishinq.2016.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой [Текст] / С. И. Ожегов — М., Русский язык, 1986. — 797 с. [2] с. Ил. ISBN 978–5–488–01717–7
Пейзаж
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Если хочется пить...
Про пингвинов
Аэродинамика и воздушный шарик
Комментарии
Анастасия Васильевна, спасибо
Анастасия Васильевна, спасибо за опубликованный материал. Читая работу Вашей ученицы, видишь не только проделанную работу, но и переживаешь чувство открытия нового. Вы познакомили нас, жителей Хакасии, с автором-писателем, земляком. Я думаю, что не многие о нем знают! Хочется найти и перечитать его книги. Возьму на вооружение в своей работе и ваш метод «Единый день внеклассного чтения» для продвижения чтения и книги.
И ещё. Идёт смена населения: подрастают дети, приезжают новые люди в село. Я это к тому, чтобы всё новые люди знакомились с Вашим материалом. Ведь это действительно «… то, о чём не расскажет ни один учебник». Творческих Вам успехов.