Актуальность проекта:
Баскетбол — одна из самых популярных видов спорта не только во всём мире, но и в нашей стране. Занятие баскетболом способствует всестороннему физическому и эстетическому развитию личности. Баскетбол активно развивается и совершенствуется. Проводятся разные виды соревнований по баскетболу.
Вложение | Размер |
---|---|
misha_proekt.docx | 47.16 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Тема проектной работы:
«Подвижные игры - как средство физической подготовки баскетболистов»
Выполнил работу: учащийся 8а класса
Хайрзаманов Михаил
Руководитель: Новикова Екатерина Алексеевна
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
Введение.
Актуальность проекта:
Баскетбол — одна из самых популярных видов спорта не только во всём мире, но и в нашей стране. Занятие баскетболом способствует всестороннему физическому и эстетическому развитию личности. Баскетбол активно развивается и совершенствуется. Проводятся разные виды соревнований по баскетболу. Кроме официальных соревнований различного уровня большим интересом пользуется и такой вид игры как уличный баскетбол или (стритбол). Занятия баскетболом способствует развитию таких качеств как бег, прыгучесть, координация, концентрация, скорость принятия решения, взаимодействие в команде и многие другие. Баскетбол включён в программу Олимпийских игр, проводятся чемпионаты Мира, Европы, а так же многочисленные Мировые Кубки и турниры. Этим видом спорта занимаются и на уроках физической культуры в школах нашей страны, так как он включён в программу обучения на уроках и секциях отделения дополнительного образования детей школы. Программы обучения баскетболистов начинаются с разного возраста. Это зависит от требований, где проводится тренировочный процесс. Но обучение элементам баскетбола начинается с самых необходимых элементов технической и тактической подготовки.
Цель проекта: улучшить технические навыки игры баскетбол у обучающихся.
Задачи проекта:
Проектный продукт: Картотека подвижных игр с элементами игры баскетбол;
Изобретение современного баскетбола принадлежит уроженцу Канады доктору Джеймсу Нейсмиту. В отличие от других видов спорта баскетбол не явился эволюцией уже существующей игры - Нейсмит изобрел абсолютно новую игру, и точно известны дата и место проведение первого матча.
Нейсмит работал преподавателем Международной тренировочной школы в Спрингфилде (штат Массачусетс, США). Он, конечно, и не мечтал изобрести вид спорта, который в скором времени начнет соперничать с футболом, а хотел всего лишь найти более интересный, чем гимнастика, вид зимних занятий, чтобы студентам не было скучно в те месяцы, когда погода не позволяла заниматься футболом и бейсболом. И Нейсмит остановился на игре с мячом просто в силу того, что мяч всегда вызывал эмоциональную реакцию человека. Игра, как задумал Нейсмит, должна была проводиться в закрытом помещении. Следовало подумать о предупреждении возможных травм у занимающегося в условиях ограниченного игрового пространства. Чтобы мастерство превалировало над силой, Нейсмит решил исключить из игры линию ворот или другую подобную мишень. Его мишень должна была быть горизонтальной и приподнятой над полом, вне пределов досягаемости для игроков. Чтобы её поразить, требовалась ловкость, а не сила. Кстати сказать, сам Нейсмит играл в баскетбол всего два раза, причём вёл себя на площадке довольно грубо.
Сначала Нейсмит намеревался прибить картонные коробки на каждой стороне зала, и основная идея игры заключалась бы в том, чтобы забросить мяч в коробку. Такая игра могла получить название «боксбол» (от англ. box - коробка и ball - мяч). Не найдя коробок, он воспользовался подвернувшимися под руку корзинами из под- персиков. Так игра начала называться «баскетболом» (от англ. basket - корзина, ball - мяч).
Корзины из-под персиков для новой игры принёс сторож по имени Стеббинс. Их прикрепили на разных сторонах к балкону, опоясывающему зал. Совершенно случайно высота балкона, к которому были прибиты корзины, оказалась равной 3, 5 метра, и с тех пор в баскетболе корзины всегда поднимаются над полом на эту высоту. Сначала они просто прибивались к балкону. Позднее, чтобы избежать вмешательства в игру сидящих на балконе чересчур эмоциональных болельщиков, корзины были отгорожены от них щитами.
Зарождение баскетбола в России.
Родиной отечественного баскетбола является Санкт-Петербург. Факт этот общеизвестен и сомнений не вызывает. Первое упоминание об этой игре в нашей стране принадлежит известному русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону и относится оно к 1901 году. Еще в сентябре 1900 года в Петербурге был создан Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей. В его программе значилось чтение лекций по различным разделам жизнедеятельности человека. А уже в 1904 году в программе комитета появилась и физкультура, которая наряду с нравственным и умственным развитием добавила физическое. Обществу дали название «Маяк».
В отчете за 1907 год его деятельности значилось упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Э.Мораллера, который и поведал маяковцам о совершенно новой заморской игре. Получилось так, что с баскетболом в первую очередь были ознакомлены лучшие спортсмены «Маяка». В конце 1906 года в Обществе были проведены первые баскетбольные поединки.
А уже в 1909 году состоялось событие, ставшее определенной вехой в истории не только отечественного, но и мирового баскетбола. В Петербург приехала группа членов американской ассоциации христиан. Из них и была составлена баскетбольная команда, которая, к общей радости петербуржцев, проиграла местной команде «лиловых» со счетом 19:28. Эта встреча проходила в новом зале Общества «Маяк» в доме № 35 на Надежденской улице. Именно эта историческая встреча в книге «Мировой баскетбол», изданной в Мюнхене в 1972 году к 40 - летию баскетбольной федерации ФИБА, названа первым настоящим международным баскетбольным матчем.
Таким образом, получается, что именно Россия стала местом проведения первого международного баскетбольного матча на планете. Эти два события - первая игра, состоявшаяся в 1906 году, и первый международный матч 1909 года - и дали повод усомниться в определении даты рождения баскетбола в России. Многие годы юбилейные турниры проводились, ведя свой отсчет от 1906 года, вплоть до 80-летия отечественного баскетбола.
Благодаря усилиям «маяковцев» баскетбол вскоре стал распространяться в других спортивных обществах и учебных заведениях города, а после революции уверенно зашагал по стране и уже в 1920 году был внесен в школьную программу Всеобуча наравне с футболом в качестве обязательной дисциплины. В 21-м в Петербурге была создана первая в стране баскетбольная лига, председателем которой стал Ф.Юргенсон. И именно эта организация явилась прообразом нынешней федерации, и именно под ее эгидой в том же году впервые было проведено первенство города по баскетболу.
Большой вклад в организацию городского баскетбола, в проблемы роста молодых специалистов, в подготовку Мастеров высшей квалификации, прекрасно выступавших впоследствии в сборных командир СССР и России, в подготовку тренерских кадров вносила сначала секция баскетбола городского Комитета по физкультуре и спорту, а потом и федерации баскетбола Ленинграда (Санкт- Петербурга).
Правила игры.
В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков.
Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника, и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.
Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.
Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча.
За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:
1 очко — бросок со штрафной линии
2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёх очковой линии)
3 очка — бросок из-за трёх очковой линии на расстоянии 6м 75см (7м 24см в Национальной баскетбольной ассоциации)
Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут с перерывами по две минуты.
Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.
Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля — 28х15 м. Щит размером 180х105 см от стойки. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 275 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,31 м от нижнего обреза щита. Установленная стандартами FIBA для мужских соревнований окружность мяча — 74,9—78 см, масса — 567—650 г (для женских соответственно 72,4—73,7 см и 510—567 г).
Подвижная игра — это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Подвижные игры оказывают положительное влияние на здоровье ребенка, приучают его с ранних лет к активной двигательной жизни, развивает умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. В процессе игры у детей развиваются способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а так же в физкультуре и спорте. Игра является одним из важнейших условий развития культуры ребенка. В игре развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества ребенка.
Естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи отражаются в подвижных играх детей. Так как подвижные игры играют важнейшую роль в развитии детей, их необходимо использовать как эффективное средство при отборе детей для занятий избранным видом спорта в тренировочном процессе. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке. Применение игрового метода позволяет заполнить разрыв между строго регламентированным подготовительным и соревновательным периодами спортивной подготовки, осуществлять последовательное обучение, как технике, так и тактике избранного вида спорта. Своеобразие применения игрового метода заключается в том, что общение тренера с обучающимися, и общение детей между собой носят именно игровой характер. Тренер является участником игры и ее организатором или распорядителем. Игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость и способствует более быстрому и качественному освоению необходимых навыков.
Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений. Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.
Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения. Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности.
На уроках физической культуры в начальной школе я познакомился с видом спорта баскетбол. Мне очень понравилось в него играть. Кроме этой популярной спортивной игры мне нравятся подвижные игры. Я узнал на уроках физической культуры и из интернета, что существуют подвижные игры с элементами баскетбола.
Я задумался: можно ли с помощью подвижных игр улучшить физическую подготовку. Мой класс часто играет на физической культуре в баскетбол, но у них не получается долго держать темп игры, техника выполнения игровых заданий нуждается в улучшении.
Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться
Подобрав подвижные игры, мы решили провести мониторинг по техническим элементам игры баскетбол, а именно передачи мяча в стену и ведение мяча два шага бросок в кольцо.
Передача двумя руками от груди позволяет быстро и точно направить мяч на близкое расстояние. Игрок держит мяч двумя руками перед грудью, пальцы расставлены, большие пальцы направлены назад и слегка вверх, как бы указывая друг на друга, локти близко к туловищу, туловище наклонено вперед. Мяч выпускают из рук быстрым взрывным движением кистей, пальцев и локтей, придавая ему нужное вращение. Одновременно с передачей игрок может сделать шаг вперед.
Ведение два шага бросок мяча в кольцо выполняется из 10 проходов к кольцу. Учитывается техника два шага бросок в кольцо, так же попадание мяча.
=Имя Фамилия. | Техника выполнение. До. | Техника выполнение. После. | Попадание в кольцо. До. | Попадание в кольцо. После. |
Семёнов Сергей. | Правильно | Правильно | 7 | 9 |
Пинигин Ефим. | Правильно | Правильно | 5 | 7 |
Зималидинова Мария. | Неправильно | Правильно | 6 | 7 |
Александрович Роман. | Правильно | Правильно | 5 | 6 |
Родвилов Даниил. | Неправильно | Правильно | 8 | 9 |
Тудвасев Кирилл. | Неправильно | Правильно | 7 | 7 |
Тихонова Александра. | Неправильно | Правильно | 4 | 5 |
Двойной шаг в баскетболе — это правило, позволяющее совершить 2 шага с мячом в руках перед броском. Такая техника применяется после завершения ведения, когда игрок атакует корзину противника, или после ловли спортивного снаряда на бегу.
Передача выполняется в стену на расстоянии 3-х метров на время (30 с). Учитывается количество передач и техника выполнения.
Имя Фамилия. | Количество передач. До | ) Количество передач. После |
Семёнов Сергей. | 18 | 21 |
Пинигин Ефим. | 17 | 20 |
Зималидинова Мария. | 16 | 18 |
Александрович Роман. | 18 | 19 |
Родвилов Даниил. | 22 | 24 |
Тудвасев Кирилл. | 19 | 20 |
Тихонова Александра. | 15 | 17 |
По данным таблиц видно, что технические элементы игры баскетбол улучшились у обучающихся. С помощью специальных подобранных подвижных игр ребята не заметно освоили основные технические элементы игры, а именно ведение, броски, передачи мяча.
ВЫВОД.
Подвижные игры способствуют физической подготовке баскетболистов. Благодаря использованию этого средства подготовки, у обучающихся на уроках физической культуры спортивно-силовые, координационные и другие физические способности улучшились. Из тестов по технической подготовке баскетболистов видно, что использование подвижных игр влияет и на владение мячом. Общая физическая подготовка в баскетболе и подвижные игры имеют тесную связь. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности необходимо для совершенствования игры в баскетбол. Решение этих задач осуществляется в тренировочном процессе при использовании подвижных игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Картотека подвижных игр с техническими элементами игры баскетбол
Игры на ловлю и передачу мяча
«Пятнашки мячом -1»
Участники стоят по кругу. В центре круга стоит игрок без мяча и водящий с мячом. Водящий с помощью игроков, стоящих по кругу, выполняя передачи касанием мяча (не выпуская мяч из рук), должен запятнать игрока, убегающего от него внутри круга. Водящему разрешается делать два шага. Запятнав игрока, пара меняется и игра вновь продолжается.
«Пятнашки мячом-2»
Группа делится на две команды. Игроки команды, владеющей мячом, передают его между собой и пытаются запятнать касанием мяча (не выпуская мяча из рук и не совершая пробежки) как можно больше противников, произвольно перемещающихся на площадке. Побеждает команда, запятнавшая за определённое время больше соперников. Варианты: атакующие владеют одновременно двумя или тремя мячами; разрешается делать одно ударное ведение мяча перед осаливанием.
«Мяч соседу»
Игроки встают по кругу, на шаг друг от друга. Водящий за кругом. Мяч в руках у игрока, стоящего рядом с водящим. По сигналу игроки по кругу передают мяч друг другу (через одного нельзя), а водящий бегом догоняет мяч, стараясь его коснуться. Если ему это удаётся, он меняется на того, у кого в руках был мяч, которого он коснулся.
«Мяч среднему»
Игроки встают по кругу, в центре игрок с мячом. Он выполняет каждому игроку передачу и получает обратно. Чей круг быстрее закончит, те и выиграли. Играть в несколько кругов.
«Гонка мяча в колоннах»
Игроки стоят в колонну по одному. Играет несколько команд. У первых игроков мяч. По сигналу передают мяч назад (над головой, сбоку, под ногами и т.п.) Когда последний берёт мяч, он бежит с ним вперёд и встаёт первым и так дальше, пока каждый из игроков не побывает первым. Дистанция между игроками 1 метр.
«Гонка мячей по кругу»
Игроки встают по большому кругу и рассчитываются на первый-второй. Первые-одна команда, вторые-другая. Два рядом стоящих игрока капитаны, у них в руках по мячу. По сигналу мячи передаются в разные стороны по кругу (через одного) своим игрокам. Как только мяч вернулся капитану, команда выиграла. Если мячи столкнулись, их надо поднять и с места падения продолжать игру. Вариант-2: мячи находятся с разных сторон круга и передаются в одну и ту же сторону, и только своим партнёрам. По сигналу можно неожиданно менять направление передач.
«Перестрелка»
Игру можно проводить на волейбольной площадке. В метре от лицевой линии провести параллельно ей другую линию, чтобы образовался коридор(«плен») и также с другой стороны лицевой линии. Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда находится на своей половине (от коридора до средней линии) в своём городе. В ходе игры ребята не могут заходить за среднюю линию на половину соперника. Игра начинается в центре с подбрасывания мяча в центре между капитанами, которые стараются отбить его своим игрокам. Задача-получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник, увёртываясь, пытается также осалить мячом соперника. Осаленные мячом идут в «плен», в коридор соперника и находятся там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без посторонних касаний ему в руки).Пленный поймав мяч, перебрасывает его снова назад своим и перебегает на свою половину поля. Выигрывает команда, где больше «пленных». Не разрешается салить в голову, бегать с мячом по площадке, но можно вести мяч.
Игры на ведение мяча
«Салки с ведением»
Игроки разбиваются попарно и партнер с мячом пытается осалить своего напарника,убегающего приставными шагами в любом направлении,выполняя ведение любой рукой. Смена игроков после осаливания или через определённое время.
«День и ночь с мячами»
Играющие встают двумя шеренгами спиной друг к другу поперёк зала,в руках у них баскетбольные мячи. По команде «ночь»названная команда,ведя мяч,старается быстро уйти за линию своего» дома».Другая же команда «день»устремляется вдогонку,также ведя мяч. Свободной рукой игрок старается осалить впереди бегущего до черты его «дома».Затем все возвращаются к средней линии,встают на расстоянии 2-х метров перед друг другом и подсчитывается число пойманных. После этого игра начинается снова.Игрок,выронивший мяч,считается осаленным. За чертой «дома» не осаливать.
«Вызов номеров с баскетбольными мячами»
Игроки делятся на несколько команд. Стоят в колоннах,рассчитавшись по порядку номеров. У направляющих в руках баскетбольные мячи. Громко называется любой номер,названные номера выбегают,получают мяч от направляющего,ведут его до заданной точки и обратно. Игрок,финиширующий первым,получает очко. Затем вызываются следующие номера в любом порядке и т. д.Побеждает команда,набравшая больше очков. Варианты:то же,но каждому номеру даётся задание: после ведения передача в стену,бросок в кольцо и т. д.
«Один хвост хорошо, а два лучше»
Игроки с мячами располагаются произвольно на площадке. У каждого сзади прикреплён лоскут материи 12*40 см.-« хвост».По сигналу дети перемещаются с ведением,стараясь оторвать друг от друга «хвост».Побеждают игроки у которых по истечению определённого времени окажется большее количество «хвостов».
«Выбей мяч»
Игроки с мячами располагаются в области трёхсекундной зоны. По сигналу все начинают ведение мяча удобной рукой,не выходя за пределы ограничительных линий,стараясь свободной рукой выбить за пределы зоны мяч другого игрока. Игрок,потерявший мяч,выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор,пока на площадке не останется 2-3 лучших игрока.
Дымковский петушок
Император Акбар и Бирбал
Кто чем богат, тот тем и делится!
Извержение вулкана
Солнечная система. Взгляд со стороны