Исследование эффективных способов привлечения молодежи к выборам и политической жизни страны.
Вложение | Размер |
---|---|
shildt_o.v_rabota_na_konkurs.docx | 142.88 КБ |
МКОУ «Ребрихинская СОШ»
Ребрихинского района
Алтайского края
Окружной этап краевого конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая»
Секция: социология, психология
Тема «Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах»
Выполнила:
Шильдт Оксана Вадимовна,
10 класс
Научный руководитель:
Гуляева Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания
Ребриха, 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические понятия «избирательное право», её разновидности………………………………………………………………...….5
Глава 2. Эмпирическое исследование форм и методов привлечения молодежи к участию в выборах…………………………………………...….12
Заключение……………………………………………………………….20
Приложение…………………………………………………………....…22
Список используемой литературы и источников………..……...…..24
Введение
Актуальность исследования.
В настоящее время в нашей стране популярен вопрос выборов. Общество заинтересованно в участие молодежи в выборах. Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. У нее больше потенциала и развивается она намного быстрее. Общество обеспокоенно пассивностью молодых людей в выборах. Им не интересна политическая жизнь страны, что является проблемой. Проведя анализ уровня разработки темы «молодежь и выборы» в научной среде, я пришла к выводу, что в статье Самыгина П.С. «Правовая культура молодёжи в контексте модернизации правовой системы России (по материалам социологических опросов молодёжи)» изученность этой темы занимает незначительное место. Актуальность работы объясняется важностью развития в молодежи стремления в участии в политической жизни страны. Каждый человек является неотъемлемой частью гражданского общества страны, в которой он живет и хочет, чтобы в обществе был услышан его голос. Нам дано множество прав и одно из них, это избирательное право, благодаря ему общество может влиять на формирование правительства, голосуя за определенную партию и ее лидера. Для повышения активности молодежи на выборах нужно повышать правовую культуру и воспитание, добиться этого можно с помощью работы с молодежью.
Цель работы – исследование эффективных способов привлечения молодежи к выборам и политической жизни страны.
Поставленная цель предполагает решения следующих задач:
Объект исследования – роль молодежи в выборах.
Предметом исследования – формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах. Реакция и отношения молодежи к выборам, как к важному политическому мероприятию, какие ассоциации вызывает этот процесс.
Гипотеза – использование новых форм и методов приведет к повышению избирательной активности молодежи.
Методы исследования:
Теоретические: статистический, анализ научной литературы и СМИ
Эмпирический: анализ социологического опроса.
Методы обработки данных:
Практическая значимость: Работа может быть использована в рамках месячника молодого избирателя, конкурсах, на круглых столах с привлечением депутатов родительских собраниях на тему «Избирательное право», так же на классных часах, уроках права и обществознания.
Новизна: по результатам исследования впервые на базе МКОУ «Ребрихинская СОШ» было проведено исследование на тему « Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах». Установлены формы и методы работы с молодежью в Ребрихинском районе, которые приводят к повышению избирательной активности молодежи.
Глава 1. Теоретические понятия «избирательное право», её разновидности.
Что бы продолжить изучение данной темы, нужно узнать, что такое избирательное право. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, которые регулируют порядок организации и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право включает в себя ряд институтов, которые регулируют различные выборы, их стадии и правовой статус участников. Предметом избирательного права являются общественные отношения, которые возникают в сфере подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Существует три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. В РФ работает смешанная избирательная система. Смешанная избирательная система совмещает в себе и мажоритарную, и пропорциональную системы. От мажоритарной системы было взято голосование, то есть из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе и 225 – по пропорциональной. Такая система в России применяется при избрании законодательных органов субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления, применялась на выборах в Государственную Думу первого – четвертого созывов (1993, 1995, 1999, 2003 гг.) и на выборах в Государственную Думу в 2016 г.
Существует 2 вида избирательного права:
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).
Активное избирательное право – это право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право может осуществлять гражданин, достигший 18-летнего возраста, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы.[1]
Пассивное избирательное право – это право избираться, т. е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для кандидата на пост депутата Гос. Думы наступает с 21 года, не имеющий иностранного гражданства.[2] На пост Президента – с 35 лет, при условии постоянного проживание на территории РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее иностранного гражданства.[3]
История выборов в России берет свое начало еще в 12 веке и продолжалось это до 15 века. Происходило это в Новгородской феодальной республики, которая и существовала именно в этот период. Позже, Судебник Ивана III от 1497 года установил полномочия выборных органов самоуправления. В частности, должностные лица от местного населения получили гражданское право контроля над судебной деятельностью кормленцев. Создание Земского собора играла важную роль в выборах многих царей, например Бориса Годунова и Михаила Романова. С 18 века городам предоставляется самоуправление. При Петре 1 были магистры, а Екатерина Великая даровала городам «Жалованную грамоту городам». Если мы обратимся к более недавнему периоду в нашей стране и посмотрим конституцию СССР. В ст. 64 закреплялось, что правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
б) солдаты Советской армии и флота;
в) граждане, входящие в предыдущие категории, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.
Не избирали и не могли быть избранными:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д)служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
После принятия Конституции в 1936 году голосовать могли все дееспособные лица, достигшие 18 лет. С этого момента цензы (имущественные и возрастные) отменялись. Позже, в 1993 году, когда СССР стал считаться Российской Федерацией, была принята новая Конституция. После этого выборы проходили на конкурентной основе.
Сегодня в Российской Федерации все избиратели участвуют на равных условиях. Оно предполагает:
В нашей стране существует «Союз молодежной избирательной комиссии России», куда привлекается молодежь в возрасте от 14 до 35 лет.
Молодежная избирательная комиссия формируется в составе 14 членов комиссии. Срок полномочий Молодежной избирательной комиссии составляет три года. Главной задачей МИК является просветительская деятельность. Каждый февраль они проводят месячник молодого избирателя, в ходе которого проводится большое количество круглых столов, конкурсов, лекций, интеллектуальных игр и других мероприятий среди школьников, студентов. Следует отметить, что встречи с учениками школ не ограничиваются месячником. Во время учебного года также проводятся лекции и интеллектуальные игры по избирательному праву и процессу. В Ребрихинском районе при Ребрихинском районом Совете Народных депутатов, на срок его полномочий, образован молодежный парламент, в составе которого 18 человек. Они проводят свои сессии, присутствуют на сессиях Народных депутатов, инициируют свои акции. Например, Акции: "Молодёжь в помощь", посвящённая месячнику пожилого человека, "Чистый берег". Мероприятия, посвящённые месячнику молодого избирателя, районная спартакиада для молодежи. Акции и фотоконкурсы ко Дню Победы, Дню России, Дню флага.[5]
Школы Ребрихинского района участвуют в конкурсах по избирательному праву: краевая олимпиада по избирательному праву, конкурс сочинений «Если бы я был депутатом…», квесты по избирательному праву, избирательная игра «Молодежные выборы лидера школы». Участники этих мероприятий составляют 86% молодежи. В МКОУ «Ребрихинская СОШ» эти мероприятия организуют и проводят Гуляева Е.В., Карунина Л.В., Трубникова О.В.
В Ребрихинском районом Совете народных депутатов количество молодежи 2 человека, а в сельских Советах – 5. В ТИК (Ребрихинская районная территориальная избирательная комиссия) из 9 человек, всего 1 человек до 35 лет. В общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации 01 июля 2020 года участвовало 18274 человека, число участников голосования в возрасте 18-35 лет составило 1073, что является 27% от общего количества молодых участников голосования, включенного в списки участников голосования. Число впервые голосующих в возрасте 18 лет составило 229 человек, что является 5,76% от общего количества, включенного в списки участников голосования. Так же молодежь в возрасте от 18 до 35 лет работала в избирательных комиссиях. Количество участников в ТИК – 1 человек, УИК – 30 человек.[6]
1.5 Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах
Российская Федерация является демократическим государством. Такой государственный строй предполагает проведение выборов, как на пост Президента, так и на посты депутатов в Государственную думу и Совет Федерации, так же проводятся выборы местного самоуправления. Популярным распространением агитационных роликов для привлечения людей к выборам является СМИ и Интернет.
Молодежь является основной массой людей, голосующих на выборах. Более эффективным способом привлечения молодежи к выборам является повышение их правовой культуры на занятиях в школе. Для её повышения в школах проводятся различные мероприятия. В МКОУ «Ребрихинская СОШ» каждый год в рамках месячника молодого избирателя проходят круглые столы с привлечением депутатов и представителей власти Ребрихинского района, учениками разрабатываются памятки молодого избирателя и пригласительные на выборы. Так же проводится конкурс сочинений на тему «Если бы я был депутатом». Впервые голосующим восемнадцатилетним избирателям уделяется отдельное внимание и поддержка. Так же важной формой воспитание в молодежи правовой культуры является правильное воспитание в семье, которая посещает выборы, проявляет активную правовую и гражданскую позицию. Люди склоны перенимать политические настроения от близких им людей. Если семья не проявляет активную правовую позицию, то их ребенок будет так же халатно относиться к теме выборов, ему не будет интересна политическая жизнь страны, где он живет. СМИ. Является одной из самых больших площадок по привлечению общества к выборам. Здесь размещаются агитационные ролики избирающихся, правила проведения выборов и все информация про них. На телевидение проводятся большое количество телепередач, где основной темой является политика, выборы и проблемы активности общества, в основном молодежи, на них. Существуют волонтерские организации, которые помогают проводить выборы. На территории Ребрихинского района в 2020 году было много волонтеров, которые помогали проводить референдум по вопросу изменений в Конституцию РФ. Была создана организация «Волонтеры Конституции», куда привлекалась молодежь для помощи в проведении референдума. На избирательных участках присутствуют наблюдатели, которые следят за избирателями. Создание молодежных партий и общественных движений является огромным вкладом в вовлечение молодежи в электоральный процесс. В Ребрихинском районе в Совете народных депутатов молодежь так же присутствует, это 2 человека до 35 лет. В Сельских советах – 5 человек до 35 лет. [7]
Глава 2. Эмпирическое исследование форм и методов привлечения молодежи к участию в выборах.
Самой главной частью исследования стало анкетирование учащихся 10-11 классов МКОУ «Ребрихинская СОШ». Предстояло узнать правовую идеологию участников опроса, чтобы понять уровень понимания избирательного права.
На этой диаграмме мы видим процентное соотношение среди опрошенных учеников.
Диаграмма 1
Далее задавались вопросы по избирательному праву, чтобы узнать уровень правой культуры участников анкетирования.
Диаграмма 2
«Знаете ли Вы, что такое избирательное право?»
Первый вопрос был «Знаете ли Вы, что такое избирательное право?» большинство учащихся ответило положительно. Это значит, что учащиеся владеют основами правовой культуры.
Диаграмма 3
«Как часто проводятся выборы Президента РФ?»
Следующий вопрос был «Как часто проводятся выборы Президента РФ?». Большинство ответило 4 года, что является неправильным ответом. Эта ошибка вполне естественна, так как в Конституции от 1993 года президентский срок составлял 4 года. Только в 2008 году срок полномочий Президента стало 6 лет, но это положение начало применятся после выборов в 2012 году.
Диаграмма 4
«Когда Вам исполнится 18, планируете ли Вы воспользоваться правом голоса?»
Нужно было понять отношение учеников к избирательному праву, поэтому был задан вопрос « Когда Вам исполнится 18, планируете ли Вы воспользоваться правом голоса?». Большинство планирует посетить выборы, участвовать в политической жизни страны и воспользоваться своим избирательным правом. Но так же многие не знают, хотят ли они воспользоваться правом голоса или нет. В Российской Федерации участие в выборах является добровольным, так как в нашей стране демократический режим.
Диаграмма 5
С какого возраста можно голосовать на референдуме?»
Вопрос «С какого возраста можно голосовать на референдуме?». Большинство ответило правильно. С 18 лет человек может участвовать в выборах, как избиратель, пользоваться своими избирательными правами.
Диаграмма 6
«С какого возраста можно баллотироваться в Президенты?»
Лишь небольшой процент ответил неправильно. Президентом может стать: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.» по Конституции РФ.[8]
Диаграмма 7
«Каждый ли человек может голосовать?»
«Каждый ли человек может голосовать?». Нет, есть определенные ограничения. Голосовать не может человек, который по решению суда является недееспособным, не достигший 18 лет, находящийся в местах лишения свободы.
Диаграмма 8
«Знаете ли Вы, когда проходил последний референдум?»
«Знаете ли Вы, когда проходил последний референдум?». Большинство ответили правильно. Это был референдум по вопросам изменений в Конституцию РФ. В таблице можно проследить число участников в возрасте от 18 до 35 лет, которые участвовали в референдуме.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ по участию молодежи в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ [9].
01 июля 2020 года
Число участников голосования, включенных в списки участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ | Число участников голосования в возрасте 18-35 лет, включенных в списки участников голосования | Число участников голосования в возрасте 18 лет (впервые голосующих), включенных в списки участников голосования | Число участников голосования в возрасте 18-35 лет, принявших участие в голосовании | Число участников голосования в возрасте 18-35 лет, работающих в избирательных комиссиях | ||||||||||||||
Кол-во (чел) | % от общего кол-ва, включенного в списки участников голосования | Кол-во (чел) | % от общего кол-ва, включенного в списки участников голосования | Кол-во (чел) | % от общего кол-ва, включенного в списки участников голосования | ТИК | УИК | % от общего кол-ва работающих в комиссиях | ||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||||
18274 | 3974 | 21, 8 | 229 | 5,76 | 1073 | 27 | 1 | 30 | 13, 2 |
Диаграмма 9
«С какого возраста можно баллотироваться в члены Государственной Думы?»
«С какого возраста можно баллотироваться в члены Государственной Думы?». Большинство ответили правильно. По Конституции: «Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.».[10]
Заключение
Молодежь – это малая часть голосующих на выборах. Этим и обеспокоенно наше государство. Свобода слова и выбора, права, которые нам даны, позволяют грамотно выбирать власть и участвовать в политической жизни страны. Для этого молодые люди должны иметь достаточный уровень политической социализации, который подразумевает не только знания о политике, но и умения реально оценивать эффективность реализации предвыборных программ кандидатов. Правовая активность молодежи должна повышаться с помощью перечисленных выше форм и методов. Благодаря исследованиям, я пришла к следующим выводам:
Гипотеза о том, что использование новых форм и методов привлечения молодежи к выборам приведет к повышению активности на выборах, может подтвердиться лишь на самих выборах, которые пройдут 19 сентября 2021 года.
Перспективами нашего дальнейшего исследования будет изучение степени важности каждого из форм и методов привлечения молодежи к выборам.
Приложение
Анкета:
Написать свое мнение
Список используемой литературы и источников
Неопубликованные источники
[1] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020).
[2] Конституция раздел 1, Глава 5, статья 97.
[3] Конституция РФ, Раздел 1, глава 4, статья 81.
[4] Конституция РФ
[5] Молодежный парламент Ребрихинского района
[6] Данные территориальной избирательной комиссии
[7] Данные территориальной избирательной комиссии
[8] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Статья 81
[9] Данные территориальной избирательной комиссии
[10] Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Статья 4. Избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы
"Портрет". Н.В. Гоголь
Есть ли лёд на других планетах?
Рисуем лошадь акварелью
Глупый мальчишка
Смекалка против Змея-Горыныча