Занятие ориентировано на развитие практических умений и навыков, на формирование интереса к экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.
МБОУ «Благодарновская СОШ»
Занятие по практической биологии по теме "Строение клетки" с использованием оборудования
центра «Точка роста»
Классы: 5-6
Цель: создать условия для осмысления знаний о строении растительной клетки и функциях ее органоидов, формировать начальные исследовательские компетенции: умение проводить наблюдения и сравнения, описывать результаты, делать выводы.
Задачи:
Планируемые результаты обучения:
Предметные: имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради;
Метапредметные: развивается умение выполнения лабораторной работы и оформления ее результатов;
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: цифровой микроскоп, лупы, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, раствор йода, фильтровальная бумага, пипетки; микропрепараты кожицы лука; приложение с инструкцией по выполнению лабораторной работы.
Этап | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Организа-ционный момент | Настрой учащихся на работу | Приветствует учащихся, выяснение отсутствующих | • Приветствуют учителя. • Планирование учебного сотрудничества. | ||
Актуализа-ция знаний и фиксация затруднений в деятель-ности | Получить представление о качестве ус-воения учащимися материала по разделу, выявление пробелов и их коррекция. |
|
•Отвечают, демонстрируют последовательность действий при работе с лупой и микроскопом. | ||
Постановка проблемы | Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися умения решать проблемные ситуации |
• Из чего состоят все живые организмы? (из клеток). • Кто изобрел световой микроскоп? (Антони ван Левенгук) • Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) • Давайте вспомним, что является самой маленькой структурной единицей всего живого? • Как вы думаете клетка - это простая система или сложная? | • Отвечают на заданные вопросы. | • Обсуждать в рабочей группе информацию. • Слушать товарища и обосновывать свое мнение. • Выражать свои мысли и идеи. | • Самостоятельно определяют цель учебной дея-тельности, находят пути решения проблемы и средства достижения цели. • Участвовать в коллективном обсуждении про-блемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. |
Изучение нового материала | Формирование новых знаний и умений. Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности. | • Что нам предстоит сегодня узнать? • Какова тема нашего занятия? 1.Рассказывает о строении клеток, сопровождая свой рассказ слайд-презентацией. Отрабатываются понятия: «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «ядро», «цитоплазма», «ядрышко», «вакуоль» 2. Работа в парах: •Прочитайте текст в приложениях на листочках и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции» 3.Организует проведение лабораторной работы «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | • Делают предположения по поводу изучаемой темы. • Планируют свои действия. • Слушают рассказ учителя. • Работают с понятийным аппаратом. • Работают с текстом. •Запалняют таблицу. •Выполняют лабораторную работу, пользуясь инструкцией (см. Приложение) и занося результаты в рабочую тетрадь. • Делают вывод об увиденном объекте. • Знать строение клетки; • Рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке. | • Удерживать цель деятельности до получения результата. • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | |
Закрепление изученного материала | Обеспечить условия для развития внима-тельности и наблюда-тельности, отработка полученных знаний | • Проводит беседу с использованием рисунков на приложениях 2, 3. • Подумайте и ответьте на вопросы, ориентируясь на ваши знания: 1. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему? 2. Чем можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей? 3. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? | • Участвуют в беседе, делают вывод о сложности строения клетки живого организма. 1) Ядро отвечает за деление клеток. 2) Без ядра клетки не делятся и через некоторое время погибают. 1) Необходимостью поглощать и доставлять питательные вещества на различное расстояние в связи с выходом на сушу. 2) В связи с выполнением органами растения различных функций. 1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит. | ||
Рефлексия деятель-ности (итог занятия) | Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить ана-лиз своей деятельности на занятии, делать выводы. | • Давайте обменяемся впечатлениями о нашем занятии: - что вам понравилось? - что осталось непонятным? - как вы думаете, зачем нам знания о клетке? | •Делятся впечатлениями о занятии, обмениваются мнениями, делают выводы по занятию. |
Приложение
Лабораторная работа
«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Цель: научиться приготавливать микропрепарат кожицы лука для изучения строения клеток.
Оборудование: микроскоп, луковица, предметные и покровные стёкла, препаровальная игла, раствор йода, фильтровальная бумага, пипетка, вода,.
Ход работы:
I
IIрактическая часть
Свинья под дубом
Алые паруса
Кто самый сильный?
Глупый мальчишка
Есть ли лёд на других планетах?