В современном обществе актуальна проблема перенапряжения и большой нагрузки на школьников. Существует большое разнообразие методов и способов решения прроблемы. На рынке появилось большое разнообразие товаров, созданных для снятия стресса и напряжения. В данном исследовании учащийся пытается выяснить как помогают снизить уровень тревожности у младших школьников антистрессовые игрушки, и не нанесут ли они вред успешности обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 654 КБ |
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ОТКРЫТИЕ»
«Штучки, к которым тянуться ручки»
Выполнил: Кандалян Марк
ученик 2 «е» класса
МБОУ «Школа-сад №7»
Руководитель: Измайлова Л.А.,
учитель начальных классов
Консультант: Паршакова В.Н.,
педагог-психолог
Ханты-Мансийск
2021
Содержание
Введение……………………………………….…………………….…………....3
I. Теоретическая часть
1. Историческая справка и разнообразие антистрессовых игрушек ……..........
2. Антистрессовый эффект игрушек-релаксаторов, воздействие на организм младшего школьника. ………………………………………………...............
II. Практическая часть
1. Организация исследования, анализ результатов и обсуждение. …………
III. Заключение………………………………………….……………………..…….…...
IV. Литература…………………………………….……………………..……….…...
V. Приложение………………………………………….……………………………….
Введение
Такое понятие как стресс, известно каждому. Это реакция организма человека на перенапряжения и негативные эмоции.
Неприятности в учёбе, самые негативные новости, большая нагрузка в школе, все это может вывести из равновесия кого угодно. Огромная опасность стресса заключается в том, что он способен накапливаться.
В условиях городской среды дети больше всего подвержены стрессам. Различные игрушки сомнительного качества и предназначения, вроде электронных пауков, роботов, сумасшедшие машинки и прочие чудеса техники и безумной фантазии авторов только усугубляют ситуацию. Возникает необходимость серьёзно отнестись к выбору вещей, окружающих малыша. Ребёнку нужны тихие, спокойные игрушки. Как же младшему школьнику избавиться от тревожного чувства? Проблема снятия напряжения, обусловленная стрессом, как никогда актуальна в наше время!
На современном рынке появилось большое разнообразие товаров, созданных для снятия стресса и напряжения. Практически все ученики 2-х классов пользуются ими. Что же за штучки такие? Как только их не называют и «Антистрессы», и «Релаксаторы», и «Генераторы настроения», и «Антидепрессанты», но вывод пока один, это штучки, к которым безусловно, тянутся ручки. Некоторые мои наблюдения показывают, что иногда даже и чрезмерно «тянутся», ведь многие приносят чудо игрушки в школу, играют с ними во время занятий, на перемене, оправдывая это тем, что они их успокаивают.
Гипотеза: Отсюда появилось предположение, что игрушка-антистресс поднимает настроение и снимает напряжение, но и отвлекает от уроков. А так ли это?
Поэтому цель нашего проекта выяснить как помогают снизить уровень стресса штучки, к которым тянутся ручки, и не нанесут ли они вред успешности обучения.
Объектом исследования являются антистрессовые игрушки.
Предмет изучения: влияние их на человека и антистрессовый эффект.
Для реализации цели выделяем следующие задачи:
4. Классифицировать игрушки-антистрессы по их эффективности, а также воздействию на организм младшего школьника в целом, результаты представить в виде информационной справки - буклета «Как подобрать нужную игрушку- антистресс и правила пользования ею».
5. Выступить перед одноклассниками с проектом на уроке Окружающего мира или классном часе, а также провести мастер-класс по изготовлению антистрессовой игрушки.
I. Основная часть
1. Историческая справка и разнообразие антистрессовых игрушек
Круг вопросов:
Что такое «ШТУЧКИ, к которым тянутся ручки» и какие они – игрушки антистресс?
Стресс – это реакция человеческого организма на перенапряжение и негативные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Антистресс – является полной противоположностью стрессу. Когда взрослый или ребёнок испытывает, какую-либо тревогу, он начинает что-нибудь крутить в руках, издавать звуки при помощи разных предметов, например, развинчивать или завинчивать ручки, грызть кончик карандаша.
Избавиться от тревожного чувства бывает очень непросто, вот тут-то, и могут прийти на помощь игрушки-антистресс. Это изделия, обладающие уникальными свойствами, благодаря которым взрослые и дети снимают усталость дня, нервное напряжение, стрессовое состояние, посредством тактильных ощущений. Игрушки такого плана являются сильнейшими антидеприсантами, воздействие которых, похоже на медитацию. Родиной первых подобных изделий стала Япония. Там впервые было создано их производство, после чего предприниматели во всём остальном мире, включая Россию, подхватили эту идею, начав производить для своих соотечественников такие изделия для решения психологических проблем.
В современном мире и взрослым и малышам нелегко, огромная физическая и информационная нагрузка влияет на эмоциональное состояние всего организма. На сегодняшний день существует огромное количество товаров, созданных для снятия стресса, отвлечения людей от повседневных проблем. Антистрессовые игрушки выпускаются производителями многих стран в разных исполнениях, с использованием всевозможных материалов: дерева, пластика, металла, текстиля. Рассмотрим наиболее интересные игрушечные антидепрессанты, которые могут стать не только удивительным подарком для ребёнка, но и помогут ему отвлечься от плохих мыслей, переключится на позитивные эмоции, снять стрессовое состояние.
1.1. Топ самых популярных антистрессовых игрушек:
Слинки — это разноцветные или однотонные пружины, которые можно перекидывать с руки на руку. Слинки делают из металла и пластика. При выборе пластикового слинка следует обратить внимание на толщину материала — если он будет тонким, пружины начнут путаться, а при попытке их распутать могут сгибаться. При игре с ними, эффект их воздействия зависит от настроя ребёнка, в зависимости от того, что хочет сам ребёнок: снять стресс, отвлечься от дурных мыслей, или наоборот сосредоточиться и найти решение проблемы.
Кинетический песок – это песок, состоящий из 98 % кварцевого песка и 2% силиконовой добавки Е900. Разработан инновационный материал учёными из Швеции для детей от трёх лет и старше (3+). Используется для создания фигурок любой формы (куличики, замки, башни).
Слайм (лизун) – это игрушка из вязкого и желеобразного материала со свойствами неньютоновской жидкости. Создателем является Джон Райт, который во время второй мировой войны искал замену каучуку, а в результате получил уникальную игрушку. Первый смайл зелёного цвета был произведён американской компанией Mattel в 1976 году и продавался в бочонке из пластика.
Книга-раскраска – это полиграфическое издание, с напечатанными на каждой странице контурными изображениями для раскрашивания карандашами, фломастерами, красками. Первое подобное издание появилось в 1879 г. в США. Книги такого плана давно считаются самыми эффективным способом избавиться от некомфортного душевного состояния, раскраски стали частью арт-терапии и многие люди находят успокоение именно в рисунке.
Оригами – это декаротивно-прикладное искусство, увлекательное занятие складывания фигурок из бумаги. Древнее искусство уходит своими корнями в Китай, где был изобретён материал. Занятия этим удивительным творчеством улучшает настроение, и уменьшить уровень стресса.
Спиннер – это развлекательная игрушка способная вращаться. В центральной её части находится металлический (керамический) подшипник, по направлению радиуса расположены несколько лопастей. Небольшого размера вертушка, которую вращают в руке, представлялась, как терапевтическая игрушка для лечения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, тревожностью и аутизмом. Но эксперты разделились в оценках пользы спиннера. Одни считают, что это лишь пиар ход, и особо на здоровье игрушка не влияет. Другие уверены в целесообразности её использования для снятия стресса и повышения концентрации.
Fidget Cube — это механическое устройство в виде небольшого кубика, на каждой стороне которого расположены различные штучки в виде рычажков, вращающихся дисков, джойстиков, кнопок, переключателей, шариков, колесиков. Данное устройство помогает людям успокаиваться и концентрироваться на решении какой-либо задачи. Например, всемирно известный Кубик Рубика изобретённый в 1974 году венгерским преподавателем Эрнё Рубиком. Куб имеет 54 разноцветные внешние грани, внутри него помещён цилиндрический механизм, за счёт которого все кубики могут вращаться. Задача игрока заключается в том, чтобы, поворачивая грани куба, вернуть его в первоначальное состояние, когда каждая из граней состоит из квадратов одного цвета.
«Мокуру» – деревянная игрушка в виде цилиндрического бочонка с прорезиненными наконечниками, очень похожая на неваляшку.
«FUNNY BUBBLES» (мячик-антистресс) – это силиконовая форма, заключенная в сетку. При сжатии мяча, части силикона выходят через сеточные ячейки и общая форма видоизменяется. Эти «мялки» очень нравяться и детям, и взрослым, помогут справиться с приступами злости или раздражения.
Ручки-антистресс – это конструктор из 13-и цилиндрических и 12-и шарообразных магнитных деталей, соединённых между собой в форме пишущего устройства. Антиручка разбирается и собирается. Есть мнение, что она не так безобидна, как кажется. Наличие мелких деталей несёт некую опасность для здоровья ребёнка.
Змейка-тангл – это цепочка из 12-и звеньев, соединённых между собой так, что каждый сектор может самостоятельно вращаться. Изобрёл Тангл американский скульптор, который изучая философию Востока, открыл для себя понятие «Вечного узла Будды». Игрушки на рынке с 1981 г. и до сих пор пользуется огромной популярностью среди детей и взрослых. Некоторые уверены, что данная модель успокаивает нервную систему и возможно даже помогает бороться с некоторыми вредными привычками.
Фингерборд – это миниатюрная модель скейтборда, предназначенная для катания пальцами, а также выполнения различных трюков. Существует история о том, как скейтер Эшер из-за плохой погоды вынужден был остаться дома. Недолго думая, он смастерил из подручных материалов подобие спортивного снаряда, и катался на нём, выписывая те же трюки, что и на настоящем, только используя два пальца.
Фингербайк – это миниатюрная копия велосипеда, на котором также можно совершать различные акробатические этюды.
Мягкая игрушка – это целый диапазон воспитательных и психологических мировоззрений. Она создать особенную, доверительную атмосферу восприятия у ребёнка. Плюшевые герои формируют у девочек и мальчиков тёплые и нежные чувства, наполняют их жизнь разными красками и впечатлениями, создают эффект защищённости и присутствия. Игрушки такого плана способствуют профилактике бессонницы и неврозов у детей с повышенной возбудимостью.
Сквиши – это супермягкие антистресс-игрушки в японском стиле для детей и взрослых. Изделия сделаны из материала (резина, полиуретан, полиэстер, силикон), которому свойственно восстанавливаться после сжатия. В качестве наполнителя выступают пластиковые шарики. Сквиши могут быть разного вида (животные, еда, предметы). Игрушки предназначены для снятия стресса и получения удовольствия при игре с ними. Но есть данные, что они опасны для здоровья детей, так как могут содержать вредные вещества.
Магнитные шарики (неокуб) представляю собой головоломку, которую можно решать несколькими комбинациями. При помощи шариков получатся десятки разных фигур, всё зависит только от вашего воображения и фантазии. Данная игрушка популярна во всем мире
Подушки-антистресс – это текстильные изделия ярких цветов, имеющие привычные или необычные формы, с забавными иллюстрациями, вызывающие исключительно положительные эмоции. Ребята могут играть с ними, спать на них. Подушки могут быть с разными наполнителями, в качестве, которых выступают искусственный вспененный материал – полистирол и материал, который при сжатии возвращается к своей первоначальной форме. Такие подушки помогают владельцу расслабиться, унять стресс, обрести спокойствие, погрузиться в полноценный сон.
Handgum, Silly Putty «Ручная жвачка» – это ароматная масса, своеобразный пластилин, который не прилипает к рукам, не пачкает одежду и окружающие предметы. Необычная масса не даст скучать детям, и даже взрослые не упустят шанса, что-нибудь полепить. Антистрессовая «штучка» улучшает мелкую моторику, поднимает настроение, расслабляет и благотворно влияет на организм в целом.
Caomaru – забавные рожицы, которые представляют собой небольшого размера головы, сделанные из полиуретановых смол. При растягивании меняют выражение лица, чем очень веселят владельца забавной игрушки.
Stretch (стретч) - тянущаяся фигурка. Как сильно ты растянешь Стретча? Тяни, сжимай и завязывай его в узлы! А когда решишь развязать, вернет себе прежний вид! Стретч способен растягиваться в 5 раз! Такие фигурки наполнен сиропом из глюкозы, гелеобразным наполнителем и т.д. безопасными для детей. Стретч Armstrong культовая коллекция игрушек, выпущенная впервые в США в 1976г. Игрушки Stretch Armstrong неоднократно входили в топ-100 самых популярных и оригинальных игрушек 20 века, и в 2016 году компания Character анонсировала триумфальное возвращение бренда на рынок.
Йо-йо - игрушка, которая состоит из двух симметричных дисков. Они соединены осью, на которой закреплена верёвка. Когда верёвка разматывается, йо-йо падает, а потом возвращается в руку. Успокаивает, снимает тремор и напряжение мышц, развивает концентрацию и ловкость.
1.2. Антистрессовый эффект игрушек-релаксаторов, воздействие на организм младшего школьника
Ничто так не украшает человека, как дружба с собственными эмоциями. Спокойный и дипломатичный человек, которого нельзя вывести из себя, всегда найдет выход из любой ситуации, не поддастся стрессу, не впадет в депрессию. Вот только достичь такой гармонии со своей нервной системой достаточно сложно. Кто-то посещает психолога, кто-то принимает успокоительные средства, а кто-то просто решает купить антистрессовые игрушки. А что? Это самый простой, дешевый и безопасный способ справиться со вспыхнувшими эмоциями.
Круг вопросов:
Как работают антистрессовые игрушки? Насколько они эффективны?
Что же в них особенного, какой терапевтический эффект оказывают на детский организм?
И откуда же берется эффект? Почему психологи и неврологи в один голос заявляют, что польза от антистресс-игрушек действительно есть?
Почему игрушки против стресса работают?
В основе подобных вещей лежат цветотерапия, ароматерапия и телесная терапия.
О влиянии цвета на психику человека ученые говорят очень давно. Если внимательно присмотреться к игрушкам-антистрессам, то можно отметить, что они создаются на базе приятных, радостных и позитивных цветов. Цвета и оттенки улучшают настроение, могут влиять расслабляющим образом.
Египетские целители первыми обратили внимание на благотворное воздействие аромотерапии на здоровье человека, недаром они называли нос «центром черепа». Когда мы вдыхаем запах, он через мембраны и основание носа попадают в мозг, и напрямую влияют на настроение, достигая участков мозга, отвечающих за эмоции.
Ученые давно подметили, что руки содержат много тактильных точек, воздействуя на которые мозг и развивается, и отдыхает. Игрушка-антистресс оказывает такую пользу.
Когда держишь такую вещицу в руках, происходит неосознанное воздействие на психику.
Терапевтический эффект:
5 видов антистресс-игрушек, которые реально работают
1. Спиннер стремительно взлетел на вершину популярности. Его хотят все — взрослые и дети. Посмотрите вокруг, все крутят игрушку в руках, завороженно наблюдая за скоростным движением лопастей. Спиннер помогает успокоиться, сконцентрироваться, побороть депрессию. Антистрессовые игрушки расслабляют мышцы, поэтому являются отличным подарком водителям, копирайтерам, школьникам и студентам. Плюс ко всему спиннеры развивают мелкую моторику, напрямую связанную с памятью, речью и сообразительностью.
2. Кубик-антистресс помогает успокоиться в напряженных ситуациях и сконцентрироваться на решении поставленной задачи. Если в учёбе аврал и вы не знаете за что хвататься или вам нужно срочно нужно написать сочинение на заданную тему, а идей нет, на помощь придут антистрессовые игрушки. Создатели изделий уверяют: если использовать кубики регулярно, нервы превратятся в сталь. Особенность игрушки — наличие кнопок, рычагов и других элементов, которые можно нажимать и вращать. Купить антистрессовые игрушки такого типа в первую очередь полезно тем, кто любит в напряженных ситуациях щелкать ручкой.
3. Головоломки —отличный способ справиться со стрессом. Выбор широк — Змейки, Кубики-бесконечность, Колючие многогранники, Шары-лабиринты. Такие антистрессовые игрушки не только успокаивают, но и стимулируют работу мозга, развивают логическое мышление и мелкую моторику.
4. Мокуру-антистресс— это цилиндрические бочонки, выполняющие функции неваляшек. С их помощью можно выполнять интересные трюки на любой ровной поверхности. Мокуру развивает ловкость рук, реакцию и координацию.
5. Антистрессовые игрушки-жмякалки (лизуны, сквиши, Handgum, Silly Putty «Ручная жвачка», Caomaru – забавные рожицы или стретч фигурки) помогают справиться с приступами злости и агрессии. Проведите несколько минут в компании такой игрушки и раздражение вас покинет.
II. Практическая часть
1. Организация исследования, анализ результатов и обсуждение
Для того чтобы определиться с этапами работы над проектом, мы обратились к школьному психологу Паршаковой Вере Николаевне за помощью, нас интересовала проблема школьной тревожности, она пояснила, что тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей, их успешности обучения, а стресс воздействует на здоровье человека.
По данным Всемирной организации здравоохранения 65% всех болезней причинно связано со стрессом, при чем некоторые специалисты считают, что в реальности эта цифра несколько больше. Многие болезни нервной, сердечно – сосудистой системы, органов пищеварения, злокачественные новообразования и другие признаны психосоматическими.
Чтобы взять школьный стресс под контроль, необходимо научиться измерять его уровень.
Для выяснения уровня стресса у учащихся 2 «Е» класса, мы провели ряд тестов: «Тест на уровень нервного напряжения» (для родителей) [Приложение 1], Анкета-опросник «Определение уровня эмоционального стресса» (для учащихся) [Приложение 2], а также использовали результаты диагностического исследования школьного психолога по экспресс-методики «Уровень школьной тревожности» обучающихся 2-х классов [Приложение 3].
Анализ результатов исследования.
В самом начале нашей работы мы провели входную диагностику по определению уровня стресса у учащихся 2 «Е» класса. Для получения более точных результатов определения уровня стресса у учащихся 2 «Е» класса, на ряду с детьми были анкетированы родители учащихся.
Результаты теста на уровень нервного напряжения
Результаты опроса родителей таковы:
Результаты анкетирования на определение уровня эмоционального стресса
Также мы воспользовались данными которые нам предоставил педагог-психолог. Количество обследованных- 26 человек.
Результаты экспресс-методики на определение уровня школьной тревожности
Вывод: результаты неоднозначны, но одно точно, в классе есть учащиеся, которые испытывают тревогу и подвержены стрессу.
Далее, с целью выяснения популярности и эффективности игрушек-антистрессов, нами был осуществлён опрос среди учащихся 2 «Е» класса [Приложение 4].
Ученики 2 «Е» класса при анкетировании единодушно сознались, что очень любят игрушки-антидепрессанты, а вот в определении полезны ли данные продукты, мнения детей разделились:
За ответом мы снова обратились к психологу нашей школы.
Она пояснила нам, что игрушка-игрушки рознь, ведь качество и материал из которой она сделана, могут быть токсичны и опасны для здоровья, а также вид и исполнение игрушки-антидепрессанта также могут вызывать совершенно противоположное воздействие на психику ребёнка, являться раздражителем и способствовать возбуждению.
Нас удивил ответ психолога. Мы призадумались и решили, как можно больше узнать обо всём этом и путём опроса выяснить какие всё-таки игрушки нравятся детям и, по их мнению, помогают снизить стресс [Приложение 5].
Результаты таковы:
Проанализировав результаты, мы выяснили какие игрушки пользуются спросом у ребят, также стало понятно, что большинство класса используют их регулярно и в основном, чтобы снять тревогу и напряжение, успокоится, поднять настроение, а что более интересно, даже помогают сосредоточиться.
Таким образом можно сделать вывод: чудо-штучки, не просто так тянутся в ручки, а действительно обладают антистрессовым эффектом, положительно влияют на эмоциональное состояние учащихся, а в некоторых случаях, способствуют концентрации внимания, что благотворно влияет на успешность обучения. А сели грамотно выбрать такую игрушку и пользоваться ею с умом, то пользы от неё будет, ещё больше.
Классифицировали игрушки-антистрессы по их эффективности, а также воздействию на организм младшего школьника в целом, результаты оформили в виде информационного буклета «Как подобрать нужную игрушку- антистресс и правила пользования ею». [Приложение 6.]
Также выступили перед одноклассниками с проектом на уроке и провели мастер-класс по изготовлению антистрессовой игрушки. [Приложение 7.]
III. Заключение
В наше время игрушки-антистресс играют значимую роль в поддержании рабочего и эмоционального состояния всего организма человека. С помощью них мы боремся со стрессом, с волнениями, избавляемся от напряжения, раздражительности и волнения. Имитируя игру, мы выпускаем наружу скопившийся внутри тела негатив, агрессию, улучшаем настроение, стабилизируем нарушение эмоционального фона. Такие изделия отвлекают нас от насущных дел и проблем, избавляемся от тактильного голодания и одиночества. Мы, как бы, делаем «перезагрузку», и по новой запускаем механизм эмоционального и интеллектуального уровня.
«Штучки» – это беззаботное счастье, безмятежное наслаждение, чистая релаксация – лучший решение для снятия стресса, которое только можно придумать.
По сравнению с некоторыми другими средствами для снятия стресса (медицинскими препаратами, массажёрами, процедурами) антистрессовые игрушки никогда не наносят вред и не создают побочные эффекты, а также не требуют физических нагрузок.
Такие вещи можно взять с собой везде: в постель, в самолёт, в машину, в путешествие - в зависимости от личных психологических потребностей.
Профессиональные психологи подтверждают положительное воздействие антистрессовых игрушек на психику. Безусловно, избавиться от стрессов полностью не в состоянии никто, однако уменьшить их вполне возможно.
В результате работы над проектом в активный творческий поиск включены были не только дети, но и родители, получены дополнительные знания, на которых нацелен результат проекта.
В ходе работы над проектом формировалось умение общаться с взрослыми и сверстниками, развивались творческие способности учащихся.
Формировались первоначальные умения по исследовательской деятельности.
Накопленный материал позволит проводить ликбез по теме проекта, научит ответственно подходить к выбору игрушки-антистресса.
IV. Литература
1. Баранова С.В. Научись отдыхать: Техники релаксации / С.В. Баранова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 156 с
2. Ковалёва И. Стрессу – нет / Ирина Ковалёва // Здоровье школьника. – 2017. – № 1. – С. 50–54.
3. Шеченко М. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых». М., изд-тво АСТ. 2016-117с.
4. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы его коррекции. СПб., 2006.
Интернет ресурсы
6. http://jumpstylers.ru/polezno/1491-antistressovye-igrushki.html
7. https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/antistressovye-igrushki.html
8. http://www.udmrbdu.ru/resources/show/vystavka-dlya-roditeley/stress-u-shkolnikov/
7. https://www.topgifts.ru/articles/nezamenimye-antistressy.html
9. http://foto-gde-kupit-i-kak-polzovatsya.html/#4_-_Mokuruttps://market.yandex.ru/journal/knowledge/kak-vibrat-igrushku-antistress
10. http://info-vb.ru/2018/07/16/nuzhny-li-rebenku-antistressovye-igrushki/
V. Приложение
Приложение 1.
Анкета для родителей
Экспресс–тест
Тест на уровень
нервного напряжения
(Источник: Ковалёва И. Стрессу – нет / Ирина Ковалёва // Здоровье школьника. – 2017. – № 1. – С. 50–54.)
Родители знают не понаслышке, что школьная жизнь полна стрессов. Похоже, от них все беды учеников, начиная от конфликтов с учителями и одноклассниками (не выдерживающие нервного напряжения дети затевают ссоры, чтобы выпустить пар) и заканчивая всевозможными болезнями – от школьного гастрита до сколиоза, спровоцированного зажатыми мышцами.
Предлагаем ответить на вопросы.
Варианты ответов:
почти никогда – 1 балл, иногда – 2, часто – 3, практически постоянно – 4 балла.
Вопросы
1. Если школьник получает плохую оценку, у него пропадает аппетит?
2. Нервничает, когда приходится ждать своей очереди, чтобы прочитать стихотворение или ответить у доски?
3. Реагирует на перемену погоды?
4. С трудом засыпает ночью накануне контрольных и проверочных работ?
5. Грызёт ногти, барабанит пальцами по столу?
6. Качает ногой, когда сидит?
7. Раздражается, когда домашние включают или выключают радио, или телевизор?
8. Опаздывает к первому уроку в школу и на тренировки?
9. Видит кошмарные сны?
10. Смущается, оказавшись в центре внимания окружающих?
11. Заикается?
12. Засиживается допоздна за учебниками?
13. Чрезмерно обидчив?
14. Завидует более успешным одноклассникам?
15. Страдает тиками?
Обработка результатов:
Менее 20 баллов – низкий уровень
Обладая уравновешенным характером, ваш ученик спокойно воспринимает школьные трудности. Он умеет ладить с одноклассниками и педагогами, поэтому в достаточной степени устойчив к стрессу.
От 20 до 40 баллов – средний уровень
Ребёнок неплохо справляется с высокой учебной нагрузкой в ситуациях, когда нужно напрячь силы для подготовки к контрольной или экзаменам, а потом можно расслабиться. Однако необходимость заниматься на пределе сил постоянно на протяжении многих недель и месяцев выбивает его из колеи, становясь причиной сильного стресса. Чтобы школьник не страдал от него, дозируйте учебную нагрузку, следите, чтобы у него было достаточно времени на сон, отдых, прогулки.
Свыше 40 баллов – высокий уровень
Похоже, что ваше чадо попало в психотравмирующую ситуацию – у него не клеятся отношения с классным руководителем или со сверстниками. А может быть, ученик отстал от школьной программы по каким–то предметам и никак не может наверстать упущенное. Вместе со школьным психологом помогите ребёнку вписаться в коллектив и преодолеть препятствия на пути к знаниям, устранив источник стресса.
Приложение 2.
Анкета-опросник
Определение уровня эмоционального стресса ребёнка
(Источник: изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики / сост. П.П. Кучеган. Волгоград: Перемена, 1995.)
Ученику предлагается внимательно прочитать эти утверждения и выбрать те, в которых говорится о том, что и с ним бывает.
Утверждения
Обработка результатов:
Определяется % выбранных ребенком утверждений по отношению к их общему числу. До 22,5 % - низкий уровень тревожности. Чем выше процент, тем тревожность ярче выражена. 37 % и более – тревожность очень высокая, требуется консультация невропатолога.
Приложение 3.
ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
(экспресс-методика) Хмельницкая О.В.
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы
«В последнее время…»
Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.
Оценка уровня тревожности:
1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.
Приложение 4.
Анкета 1.
Выбери вариант ответа
1.Любите ли вы игрушки – антистрессы?
2. Как вы считаете приносят ли пользу эти игрушки?
Приложение 5.
Анкета 2.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6.
Информационная справка (буклет)
«Как подобрать нужную игрушку- антистресс и правила пользования ею».
Выбираем игрушку
К выбору антистрессовых забав, как и игрушек следует подходить вдумчиво.
Отличить опасные игрушки-антистресс от качественных под силу, для этого стоит воспользоваться простыми советами:
Чем полезны игрушки-антистресс?
Ученые давно подметили, что руки содержат множество тактильных точек, воздействуя на которые мозг и развивается, и отдыхает. Игрушки-антистресс оказывают такую пользу:
Какие бывают игрушки-антистресс?
В последнее время самыми популярными и продающимися, по мнению менеджеров и аналитиков, стали игрушки-антистресс для рук. Во многих магазинах можно найти разнообразные, яркие и интересные предметы, способные занять внимание как детей, так и взрослых:
Мягкие игрушки-антистресс
Любимые игрушки всех детей – мягкие зверята, которых так удобно обнимать и засыпать с ними вместе. Подушки-антистресс – особенная категория товаров, которые отличаются особенной поверхностью, на которой не собирается пыль и аллергены. Спать на них удобно и безопасно. Выбирая такую подушку для ребенка, стоит посмотреть на этикетку, изучить материал изготовления, подержать ее в руках. Некачественные товары могут иметь неприятный запах, иметь пропущенные швы. Полюбились такие игрушки подушки и мамам, и взрослым, за свои свойства:
Игрушка мялка-антистресс
Сквиши получили название от английского слова «squishy» – «топкий», «липкий». Эти игрушки небольшого размера помещаются даже в детскую ладошку. Знакомые всем продукты, герои мультфильмов, животные, мячики-антистресс делаются из приятного на ощупь материала, обладающего уникальными свойствами. Они отличаются приятными запахами и умеют быстро восстанавливать форму после сминания. Помогает такая игрушка антистресс, когда необходимо сосредоточиться или успокоить нервы. Встречаются сквиши нескольких видов:
Слайм-антистресс
Разноцветную массу, которую приятно растягивать, месить, сжимать, известную как слайм, многие научились делать самостоятельно. Изготовленная из качественных материалов, а не из дешевых химических веществ, игрушка слайм-антистресс оказывает благоприятное воздействие, ее главные достоинства состоят в том, что она:
Спиннер-антистресс
Главное предназначение было снятие напряжения и тревоги у больных аутизмом детей, но до сих пор специалисты расходятся во мнениях, так ли полезен спиннер. Металлические, пластиковые, деревянные крутилки на подшипниках стали покупать даже взрослые. Достоинствами спиннеров считаются:
Кубик-антистресс
Популярная антистресс-игрушки для взрослых – фиджет-кубики. Настоящая игрушка кубик-антистресс имеет 6 граней, на которых расположены:
Мокуру-антистресс
У многих в детстве была неваляшка, которая при наклоне всегда поднимается. По такому же принципу изготовлена мокуру, игрушка-антистресс в виде удлиненного бочонка с резиновыми наконечниками. С мокуру можно играть целыми днями, и эта игрушка-антистресс не надоест, ее можно крутить, подкидывать, переворачивать ладонью или пальцами. Изготовленная из современных экологичных материалов, она может:
Ручки-антистресс
Многие офисные работники сталкивались с ситуацией, когда очень нужно сосредоточиться, но это не получается. В таких случаях на помощь может прийти игрушка-антистресс для взрослых – ручка из серии «Think ink». Фиджет-пен, как ее прозвали обыватели, подходит всем, кто привык теребить в руках канцелярские предметы, щелкать кнопкой и грызть колпачки ручек. Корпус изделия выполняется из стали, его приятно держать в руках. Успокаиваться и настраиваться на рабочий лад с помощью этой игрушки-антистресс для детей можно по-разному:
Змейка Тангл
Среди множества игрушек, способных снимать напряжение и усталость, особое место занимает всеми любимая змейка Тангл – это приятная на ощупь цепочка, которая состоит из нескольких фрагментов. Настоящая игрушка, снимающая стресс, имеет в комплектации 18 секторов, по форме напоминающих четвертинку от бублика. Все части соединяются таким образом, что их можно вращать вокруг своей оси, создавая причудливые формы. Эффект непрерывного вращения завораживает, змейку не хочется выпускать из рук. Игрушка-антистресс Тангл – это увлекательное изделие, которое способно:
Наполнитель для игрушек антистресс
Покупая игрушки, надо внимательно разобраться и с тем, что находится у них внутри. Мялки-антистресс наполняются полимерными гелевыми шариками, которые безопасны для людей. В качестве наполнителя ко многим подушкам и мягким изделиям применяются пенополистирольные гранулы – экологичный и безопасный материал, в котором не размножаются микробы, он приятен на ощупь и длительное время не теряет своей формы. Игрушки-антистресс с шариками внутри можно сжимать, скручивать, сдавливать, не боясь, что с ними что-нибудь случится. К достоинствам гранул относят:
Игрушка-антистресс своими руками
Бывают случаи, когда идти в магазин нет времени, а успокоить нервы необходимо немедленно. В таком случае пригодится упаковочная пленка с воздушными капсулами, которые всем нравится лопать пальцами. Можно проявить фантазию и смастерить предмет для снятия напряжения своими руками. Как сделать игрушку-антистресс из бумаги, знает любой школьник. Для этого понадобятся простые вещи, которые есть в каждом доме.
Инструменты и материалы:
Изготовление:
Советы по уходу за антистрессовыми игрушками.
Как стирать антистрессовые игрушки и подушки в стиральной машине
Подготовка к стирке Игрушки и подушки с функцией «антистресс» в большинстве случаев наполнены шариками из полистирола. Шарики устойчивы к влаге, поэтому стирка этому наполнителю не страшна. Если же у вас эко-изделие, и вы не знаете, как стирать подушку-антистресс, набитую гречишной шелухой или льняным семенем, то вам придется вспарывать швы и извлекать органический наполнитель. Перед тем как стирать игрушки-антистресс в стиральной машине, внимательно осмотрите каждый сантиметр чехла. Если в изделии есть хоть малейшие дырки, через них при стирке вывалится часть шариков — и засора фильтра не избежать. В тяжелом случае шарики попадут в другие системы, и придется ремонтировать машинку.
Если вы волнуетесь, что чехол порвется, используйте мешочек для стирки. В этих же целях может быть использована обыкновенная наволочка.
Совет!
Застирайте пятная на игрушке, прежде чем отправить ее в машинку. Вооружитесь мылом или любым моющим средством и обработайте им пятно. Смойте через полчаса.
Режим стирки
Многих волнует вопрос, можно ли стирать подушку-антистресс в стиральной машине-автомат? Специалисты считают, что можно, главное – выбрать верный режим стирки. Преимущественно подходят такие программы СМА: «Ручная стирка». «Деликатная стирка». «Стирка подушек и одеял».
Важно! Не загружайте в барабан слишком много белья. Чтобы изделие отстиралось, ему нужно много пространства.
Как постирать антистресовую подушку в стиральной машине – советы:
Сушка игрушки
Сушка разрешена исключительно естественная. Если у вас модная машина с функцией сушки, оставьте эту фишку для других вещей, а антистрессовое изделие просушите на свежем воздухе, чтобы оно не деформировалось. Шарики из полистирола не впитывают влагу, поэтому сушить нужно один чехол.
Советы по сушке:
Дальнейший уход
Разобравшись в том, как стирать антистрессовые подушки и игрушки, нужно знать, как сохранить их безупречный вид надолго.
Мы подготовили для вас полезные советы по уходу:
Приложение 7.
Фото-отчёт
Рыжие листья
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Смекалка против Змея-Горыныча
Иван Васильевич меняет профессию
Белый лист