1.1. Понятие адаптивной и лечебной физической культуры
2.1. Различие АФК и ЛФК
2.2. Цель АФК и ЛФК
2.3. Виды АФК и ЛФК
2.4. Средства и формы АФК и ЛФК
Вложение | Размер |
---|---|
ostanin_arseniy._adaptivnaya_i_lechebnaya_fizicheskaya_kultura.doc | 68.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
(МОУ «Лазурненская СОШ»)
Информационно-познавательный проект
«Адаптивная и лечебная физическая культура»
Выполнил: обучающийся 7 А класса
Останин Арсений
Наставник:
Хакимов Ринат Сафаргалевич
Учитель физической культуры
п. Лазурный
2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.1. Понятие адаптивной и лечебной физической культуры………………….4
2.1. Различие АФК и ЛФК………………………………………………………5
2.2. Цель АФК и ЛФК……………………………………………………………6
2.3. Виды АФК и ЛФК………………………………………………………..…7
2.4. Средства и формы АФК и ЛФК……………………………………………9
3. Заключительная часть………………………………………………………11
4. Список литературы…………………………………………………………12
Введение
Физическая культура – это составная часть культуры, обращенная на укрепление и сохранение здоровья, вырабатывает здоровый образ жизни, сохраняет отменное физическое развитие на продолжительное время.
В основе можно выделить два направления физической культуры: адаптивная и оздоровительная или лечебная физическая культура.
Данная тема очень актуальна в наше время, так как огромное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья.
Существуют различные методы и формы занятий для таких детей адаптивная и лечебная физическая культура (АФК и ЛФК).
Здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы.
Проблема в том, что необходимо укреплять здоровье школьников по средствам развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечения системы организма.
Цель:
- изучить теоретические аспекты адаптивной и лечебной физической культуры.
Задачи:
- изучить информацию об адаптивной и лечебной физической культуре;
- узнать, какие существуют виды, средства и формы адаптивной и лечебной физической культуры;
- сделать выводы по теме проекта.
1.Теоретическая часть
1.1. Понятие адаптивной и лечебной физической культуры
В основе можно выделить два направления физической культуры: адаптивная и лечебная физическая культура.
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности.
Адаптивная физическая культура (АФК) – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, сконцентрированных на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде людей с ограниченным потенциалом, преодоление психологических барьеров, мешающих жить полноценной жизнью, а также осознанию необходимости своего личного вклада в общественное формирование общества.
Адаптивную физическую культуру невозможно представить без лечебной культуры. Так как для полного и все стороннего развития ослабленного организма необходимы комплексные методы лечения и профилактики, адаптации организма к внешней среде.
Лечебная физкультура – это стойкая совокупность методов лечения, профилактики или медицинской реабилитации лиц, которые сформированы на использовании физических упражнений, методически разработанных и специально подобранных условиях их осуществления. При их направлении учитывается характер заболевания, его особенности, стадия и степень болезненного процесса в органах и системах [3].
Различия адаптивной физической культуры и лечебной заключается в том, что лечебная реабилитация в большинстве случаев устремлена на возобновление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида существенно большей активности и самостоятельности.
Кроме того, адаптивная физическая культура является не средством лечения или профилактики конкретных болезней, а точнее одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, сформировавшемся в результате травмы или болезни.[6]
Адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности. [1]
Лечебная физкультура включает в себя упражнения физической культуры, которые способствуют восстановлению органов и систем организма. Целью лечебной физкультуры является:
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Основные виды АФК:
1. Адаптивное физическое воспитание.
2. Адаптивный спорт.
3. Адаптивная физическая рекреация.
4. Адаптивная двигательная реабилитация.
Адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивного физического воспитания направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Адаптивный спорт. Содержание адаптивного спорта направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем. Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.
Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление.
Адаптивная двигательная реабилитация. Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.[3]
Лечебная физкультура – это комплекс физических упражнений.
Различают два вида лечебной физкультуры:
Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.
Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, оказывающие непосредственное воздействие на область травматического очага или функциональные расстройства той или иной пораженной системы. [4]
2.4. Средства и формы АФК и ЛФК
К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы.
Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося.
К естественно-средовым факторам относятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений.
К гигиеническим факторам относятся правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования.[5]
Адаптивное физическое воспитание — наиболее организованный вид адаптивной физической культуры.
Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными и массовыми, соревновательными и игровыми.
Цель всех форм организации — расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.
Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.
В режиме дня они представлены в виде:
— утренней гимнастики (до уроков);
— организованных игр на переменах;
—« спортивного» часа (после уроков).
Внеклассные занятия — оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах)
Адаптивный спорт имеет два направления: оздоровительный спорт и спорт высших достижений. [1]
Лечебная физкультура - это один из главных элементов общего лечения, который трактуют как персонально собранную систему лечебных методов или средств.
Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, и естественные факторы природы. Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно - прикладные и игры.
Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и т. д.).
Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные. Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма.
Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде, прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно - прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные.[6]
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.
Таким образом, даже краткий обзор возможностей адаптивной и лечебной физкультуры позволяет сделать выводы о том огромном значении, которое она имеет в жизни человека: связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.
4. Список литературы
1.https://www.syl.ru/article/195997/new_ozdorovitelnaya-i-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura
2.https://yusupovs.com/articles/rehab/tseli-sredstva-i-zadachi-lfk/
3.https://helpiks.org/5-100593.html
4.https://cyberpedia.su/13xf49d.html
5.https://helpiks.org/9-2729.html
6.https://infourok.ru/statya-na-temu-lechebnaya-i-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-1439368.html
Два плуга
Как нарисовать зайчика
Вокруг света за 80 дней
Глупый мальчишка
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши