Современная жизнь – это тяжкое испытание для опорно-двигательной системы, потому что мы все меньше и меньше двигаемся и все больше сидим, а поза сидя – это самое нехорошее положение для позвоночника.
Идеальная осанка – это не просто внешняя эстетика тела человека, но и залог здоровья позвоночника. А значит, и многих других органов и систем организма. Однако идеальная осанка дана не всем. Кто-то рождается с патологиями, а многие приобретают нарушения осанки по разным причинам.
По данным Минздрава у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Причём у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 40% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Частота деформаций позвоночника растет пропорционально возрасту.
Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма.
Нарушения осанки у детей носят функциональный (обратимый) характер, поэтому лечебные мероприятия проводятся в двух направлениях: создание крепкого мышечного корсета и обучение рациональным двигательным стереотипам.
Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.
В настоящее время известно, что проведение специальных комплексов физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка.
Вложение | Размер |
---|---|
lfk_pri_narusheniyah_osanki_terenteva_a.docx | 303.92 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 7»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»)
Проектная работа
«Лечебная физическая культура при нарушениях осанки»
Специальность 31.02.01
Лечебное дело
Работу выполнила
Терентьева Анна Александровна
Курс 2 группа Н-23Л
Руководитель
Грошева Наталья Владимировна
Москва, 2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
Глава 1. Биомеханика и значение правильной осанки в жизнедеятельности человека5
1.1 Понятие осанки, ее значение и биомеханика 5
1.2 Характеристика здоровой осанки7
1.3 Формирование осанки8
Глава 2. Клинико-физиологическая характеристика нарушений осанки10
2.1 Краткая информация о нарушениях осанки10
2.2 Этиология и патогенез нарушений осанки11
2.3 Классификация нарушений осанки15
2.4 Клиническая картина нарушений осанки20
2.5 Методы профилактики нарушений осанки23
Глава 3. ЛФК в комплексном лечении нарушений осанки27
3.1 Цели и задачи ЛФК при лечении нарушений осанки27
3.2 Средства и формы ЛФК при лечении нарушений осанки28
3.3 Правила занятий ЛФК34
3.4 Методика коррекции нарушений осанки и реабилитации больных35
3.5 Показания и противопоказания к расширенной двигательной активности43
3.6 Массаж при нарушении осанки45
Заключение48
Список используемых источников51
ВВЕДЕНИЕ
Нарушения костно-мышечной системы – это более 150 нарушений здоровья, поражающих опорно-двигательный аппарат. Они варьируются в широком диапазоне: от острых и кратковременных явлений — переломов, растяжений и вывихов — до пожизненных нарушений, сопровождающихся постоянным снижением функциональных возможностей и инвалидностью.
Нарушения и болезни костно-мышечной системы обычно характеризуются болевыми ощущениями (нередко постоянного характера), снижением подвижности, ухудшением моторики и функциональных возможностей в целом, что ограничивает способность человека к трудовой деятельности.
Данные недавнего исследования «Глобальное бремя болезней» (ГБВ) свидетельствуют о том, что примерно 1,71 миллиарда человек в мире страдают от нарушений костно-мышечной системы.
Конечно же, современная жизнь – это тяжкое испытание для опорно-двигательной системы, потому что мы все меньше и меньше двигаемся и все больше сидим, а поза сидя – это самое нехорошее положение для позвоночника.
Идеальная осанка – это не просто внешняя эстетика тела человека, но и залог здоровья позвоночника. А значит, и многих других органов и систем организма. Однако идеальная осанка дана не всем. Кто-то рождается с патологиями, а многие приобретают нарушения осанки по разным причинам.
По данным Минздрава у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Причём у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 40% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Частота деформаций позвоночника растет пропорционально возрасту.
Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма.
Нарушения осанки у детей носят функциональный (обратимый) характер, поэтому лечебные мероприятия проводятся в двух направлениях: создание крепкого мышечного корсета и обучение рациональным двигательным стереотипам.
Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.
В настоящее время известно, что проведение специальных комплексов физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время число детей школьного возраста с нарушением осанки увеличивается, а не уменьшается. Исследование зависимости степени нарушений осанки школьников от разных факторов является объектом постоянного внимания ученых и практиков.
Проблема исследования состоит в том, что в мире всё больше и больше людей, страдающих нарушениями осанки, что характеризуется болевыми ощущениями и ухудшением физических возможностей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности её использования для педагогического, врачебно-педагогического самоконтроля за лицами, имеющими нарушения осанки.
Объект исследования: лечебная физическая культура.
Предмет исследования: средства и методы лечебной физической культуры, применяемые при нарушениях осанки.
Цель исследования: изучение средств и методов использования лечебной физической культуры при нарушениях осанки.
Задачи исследования:
ГЛАВА 1. БИОМЕХАНИКА И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Понятие осанки, ее значение и биомеханика
Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. «Привычное положение тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне системы условных рефлексов, так называемых двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка имеет прямую зависимость от текущего состояния человека, от его усталости и состояния.
Осанка определена его генотипом, то есть является врождённым свойством человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития (онтогенеза) человека.
Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, вариантом развития скелета, балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они — генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания [2].
В строгом научном понимании осанка — это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении. Это построение определяется комплексом безусловных рефлексов — двигательным стереотипом. Двигательный стереотип «выстраивает» из сегментов тела (естественно считаясь с законами гравитации) ту или иную конструкцию тела, в той или иной степени пригодную для сохранения вертикального положения и движения. В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга относительно их скелета, образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам, действующим на тело. Динамика позы для предотвращения падения называется скелетный баланс.
Мышцы перемещают сегменты тела относительно друг друга. Но мышцы не должны и не могут находиться в состоянии длительного напряжения, поэтому тело стремится принять такое положение, при котором не требуется поддержка скелетной мускулатуры. Такое состояние называется мышечным балансом вертикальной позы. При удачном выравнивании не должно быть также нагрузки и на связочный аппарат, так как связки не способны к длительному сопротивлению. Не только мышцы и связки, но и кости должны нагружаться в соответствии с их формой, нагрузка должна быть направлена строго вдоль «оси прочности». Иначе кость под влиянием длительной и привычной нагрузки будет вынуждена изменить свою форму в соответствии с условиями нагружения [3].
Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям в особенности позвоночника и грудной клетки. Сколиотическая болезнь — крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Форма позвоночника, грудная клетка, не только наследуется, но и зависит от того сложного и крайне необходимого механизма построения вертикального положения тела человека и при стоянии, и при сидении, и при ходьбе человека или беге, именуемого осанкой. Реализуется важный закон биологии «функция определяет форму».
Правильная здоровая осанка характеризуется следующими признаками:
Кроме того, здоровая осанка характеризуется равновеликими треугольниками талии (треугольники талии - это свободное пространство между руками и талией человека, которое образуется в положении стоя с опущенными руками).
Для оценки осанки при осмотре сбоку живот пациента должен быть втянут, ноги разогнуты в коленных суставах, руки вытянуты вперед и подняты на уровне груди. При нормальной осанке в таком положении физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно в соответствии с возрастом.
Позвоночный столб – это главная опора туловища, головы, конечностей. Нормальный позвоночник представляет собой волнообразную линию из чередующихся волнообразных изгибов: шейного и поясничного (выпуклостью вперед), грудного и крестцового (выпуклостью назад). Эти изгибы способствуют сохранению равновесия, смягчают толчки и сотрясения при движении. Они формируются в процессе роста позвоночника. Шейный лордоз формируется, когда ребенок начинает поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной кифоз появляется, когда ребенок начинает сидеть, поясничный лордоз – когда ребенок становится на ноги.
Считается, что к 6-7 годам изгибы уже четко выражены, к 14-15 становятся практически постоянными, а окончательно формируются к 20-25 годам. Именно поэтому к позвоночнику нужно быть очень внимательными в младшем возрасте. Когда он еще гибок и податлив, когда еще не произошел процесс окостенения. Особенно велика вероятность различных искривлений позвоночника в возрасте 13-15 лет – в период усиленного роста костной системы с определенным отставанием в развитии мускулатуры. Это так называемый период вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела в длину, с которым связывается диспропорция в развитии костей, связок, мышц растущего организма [2].
ГЛАВА 2. КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
2.1 Краткая информация о нарушениях осанки.
Нарушение осанки – это деформация позвоночника, который может быть изогнут во фронтальной (спереди назад) или сагиттальной (вбок) плоскостях.
Нарушение осанки лечит в зависимости от преобладающей симптоматики педиатр, детский невролог, вертебролог, массажист, мануальный терапевт, физиотерапевт. Наилучшего результата удается добиться при комплексном подходе.
Частота деформаций позвоночника растет пропорционально возрасту. Если у дошкольников это заболевание встречается у 17% детей, то в средних классах частота выявляемости уже более 30%, а в старших – более чем 65% случаев.
Само по себе нарушение осанки ни жизни, ни здоровью не угрожает. При соответствующем лечении анатомию позвоночника можно восстановить. Однако изменения осанки способствуют снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, а это предпосылка формирования многих болезней.
При нарушенной осанке снижаются амортизационные возможности позвоночника, страдают многие органы. Позвоночный столб – костная основа, к которой «крепятся» различные структуры человеческого организма, и любое изменение анатомических соотношений неизбежно сказывается на здоровье.
Неправильная осанка – первый шаг на пути формирования сколиоза, межпозвоночных грыж и других вертебрологических расстройств.
Самое распространенное нарушение осанки – это сколиоз. Сколиоз с некоторой условностью можно назвать болезнью роста, поскольку он начинается в детском или подростковом возрасте, а с окончанием формирования скелета прогрессирование заболевания заканчивается, хотя имеющаяся деформация позвоночника остается на всю жизнь [5].
2.2 Этиология и патогенез нарушений осанки.
В норме у людей с правильной осанкой существуют естественные изгибы спины. Если они располагаются кпереди, это называется лордоз, если кзади – кифоз. У здоровых людей лордоз должен находиться в области шеи и поясницы, в кифоз – в грудном отделе и области копчика.
Выделяют следующие врожденные причины нарушения осанки:
Отдельно выделяют причины врожденного сколиоза:
Из разных разделений сколиозов согласно этиологии и патогенезу этого недуга самое большое распространение получила классификация Кобба, в соответствии с которой они делятся на пять главных категорий.
Первая категория - произошли на основе миопатического уровня. Страдания заключаются в заболевании неполного развития связочного аппарата и мышечной ткани. К этой категории также могут быть приурочены рахитические сколиозы, которые образуются в ходе дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани.
Вторая категория - произошли на основе нейрогенного уровня: в результате полиомиелита, сирингомиелии, неврофиброматоза, а также спастического паралича. Сюда же можно отнести и сколиозы на основе радикулита, люмбоишиальгии и вызванные дегенеративными переменами в межпозвонковых дисках, часто влекущие за собой стеснение корешков и клинически корешковый гетеро - или гомоплегический синдром.
Третья категория - образовываются в ходе патологии формирования ребер и позвонков. В эту же категорию входят все унаследованные сколиозы, формирование которых обусловлено костными диспластическими недостаточностями.
Четвертая категория - искривления позвоночника, вызванные болезнями грудной клетки (рубцовые на почве ожогов, эмпиемы, пластических операций на грудной клетке).
Пятая категория - идиопатические сколиозы, образование которых на сегодня еще не до конца исследовано [2].
Факторы, которые могут привести к возникновению сколиоза, делят на первично-патологические и статико-динамические.
Первично-патологические факторы, вызывающие нарушение роста и развития позвоночника, могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер [5].
К первичным причинам сколиотической болезни врожденного характера относятся аномалии развития позвоночника:
- врожденный клиновидный или полуклиновидный позвонок с асимметрией оси роста;
- дисплазия (диспластический сколиоз), когда одна сторона позвоночника растет быстрее другой;
- наличие добавочного ребра на одной стороне;
- отсутствие ребра на какой-либо стороне;
- сращение 5 –го поясничного позвонка с крестцом (сакрализация);
- переход 1-го крестцового позвонка в поясничную область.
Первично-патологическими факторами приобретенного характера являются перенесенные в детском возрасте заболевания, в результате которых происходит нарушение роста и развития позвоночника и, как следствие, возникает сколиоз. К таким заболеваниям относятся:
- полиомиелит;
- рахит;
- при неправильном лечении компрессионный перелом позвоночника;
- туберкулезное поражение позвоночника и т.п.
Статико-динамические факторы приводят к развитию сколиоза вследствие длительного асимметричного положения тела, способствующего искривлению позвоночника:
- разница в длине нижних конечностей врожденного характера;
- односторонний врожденный вывих бедра;
- одностороннее плоскостопие;
- неправильно сросшийся перелом костей одной из конечностей.
К врожденным сколиозам относят врожденную аномалию развития позвоночника, дисплазию и т.д. Чаще всего это наследственное заболевание, порок развития формируется у младенца еще в утробе матери. При дисплазии сколиоз обычно сочетается с незаращением спинномозгового канала, «заячьей губой» или «волчьей пастью». Такой сколиоз проявляется уже при рождении ребенка или в первый год его жизни. Поскольку деформация врожденная, то болезнь протекает тяжело, коррекции поддается с трудом.
К приобретенным относят рахитический, паралитический, статический и идиопатический сколиозы.
Рахитический сколиоз возникает в результате нарушения формирования костной ткани, вызванного недостатком витамина D.
Паралитический сколиоз в основном возникает в результате перенесенного полиомиелита или других нейроинфекций (менингит, энцефалит), сюда же можно отнести последствия детского церебрального паралича или перенесенной родовой травмы. Причиной его является нарушение равновесия со стороны мышц спины и косых мышц живота.
Статический сколиоз чаще всего развивается вследствие поражения сустава нижней конечности (врожденный вывих бедра и др.), сопровождающегося ее укорочением с последующим стойким изменением позвоночника.
Идиопатический сколиоз – наиболее распространенная форма, однако происхождение ее до настоящего времени неясно. Некоторые авторы подразделяют этот вид сколиоза в зависимости от времени его возникновения на следующие:
- инфантильный идиопатический сколиоз возникает в возрасте до 3 лет, чаще у мальчиков;
- ювенильный идиопатический сколиоз развивается в период от четырех до десяти лет; с одинаковой частотой встречается у девочек и мальчиков; прогрессирует к подростковому возрасту;
- подростковый идиопатический сколиоз возникает чаще у девочек в десять-тринадцать лет, в период бурного роста и полового созревания.
Врожденные причины опасны для здоровья ребенка. Их трудно устранить, в большинстве случаев прибегают к хирургическому вмешательству. Последствия искривления позвоночника влияют на весь организм, появляется гипоксия мозга, замедленное кровообращение.
Выделяют следующие виды приобретенных причин искривления позвоночника:
В отличие от врожденных причин неправильной осанки, приобретенные легко устранить на начальном этапе формирования.
Также деформации позвоночника могут быть проявлениями различных синдромов: синдрома Клиппеля-Файля, синдрома Алажиля, синдрома Вильдерванка, синдрома Марфана и других.
Врожденные патологии проявляются в детском возрасте. Приобретенные состояния могут возникнуть, как в детстве, так и во взрослой жизни. Чаще всего нарушение осанки образуется у детей в начальной школе, когда они начинают продолжительное время сидеть за партой.
2.3 Классификация нарушений осанки.
Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне - задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).
Физиологические изгибы тела создают позвоночнику дополнительную упругость и помогают смягчать нагрузку на позвоночный столб.
Лордоз («согнувшийся, сутулый») — изгиб позвоночника в сагиттальной (боковой) плоскости, обращенный выпуклостью вперёд.
Кифоз («согнутый, горбатый») —изгиб позвоночника в сагиттальной плоскости, направленный выпуклостью, соответственно назад.
Естественные изгибы следующие:
- шейный лордоз;
- грудной кифоз;
- поясничный лордоз;
- крестцовокопчиковый кифоз.
Рисунок 1. Физиологические изгибы позвоночника.
Виды нарушений осанки в сагиттальной плоскости:
1. «Сутулость» – увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза. Соотношение протяженности физиологических изгибов при этом виде нарушений осанки изменяется в сторону увеличения кифоза.
2. «Круглая спина» – увеличение кифоза при сохранении нормальной высоты лордоза. Отмечается укорочение грудных мышц, что способствует отстоянию и выпячиванию лопаток наподобие крыльев. Круглая спина нередко образуется после болезни, например, если детям при рахите разрешают рано садиться, у них возникает, так называемый рахитичный кифоз. Рассматриваемый вид искривления позвоночника может возникать также в месте перелома позвонков. В таком случае искривление позвоночника выражено более резко.
3. «Плоско-вогнутая спина» – усиление лордоза в поясничной области при уменьшении высоты грудного кифоза. Увеличен наклон (угол) таза спереди, усиливается крестцово-поясничный лордоз. Мышцы брюшного пресса слабые, растянутые, вследствие чего живот выпячивается и отвисает. Мышцы живота, бедер и ног слабые. Этот вид патологии может быть связан с усиленным поясничным лордозом, появившимися в результате воспаления тазобедренного сустава, при детском параличе, связан с неправильным положением ног, неправильным положением грудной клетки и т.д.
4. «Кругло-вогнутая спина» – увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза.
Мышцы спины, живота, бедер и ног, а также связки в этом случае слабо развиты, брюшной пресс постепенно растягивается, формируется отвисший живот, внутренние органы при этом занимают более низкое, чем в норме положение. Кифоз позвоночника имеет тенденцию к стабилизации, наблюдается ограничение дыхательных движений, что способствует снижению функционального состояния системы органов дыхания, что может приводить к частому возникновению пневмоний, туберкулеза легких и т.д.
5. «Плоская спина» – сглаживание всех физиологических изгибов. Грудная клетка при плоской спине тоже уплощена. Дыхание ограничено, физиологические изгибы позвоночника не формируются, они сглажены, мышцы спины ослаблены. Вследствие чего наблюдается отставание лопаток от грудной клетки и позвоночника. У таких детей легко образовываются боковые искривления позвоночника с соответствующими деформациями грудной клетки. Одной из причин такой патологии является рахит.
Рисунок 2. Искривление позвоночника в сагиттальной плоскости.
Для дефектов осанки во фронтальной плоскости характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Такие дефекты называются сколиозами [6].
Сколиотический тип осанки – латеральные отклонения оси позвоночника при сохранении высоты и соотношениях протяженности физиологических изгибов. При этом виде нарушения осанки важно провести дифференцированной диагноз между сколиотической болезнью и сколиотической осанкой. Сколиоз – это боковое искривление позвоночника, сочетающееся с его торсией, обусловленное патологическими изменениями в самом позвоночном столбе и его паравертебральных тканях. Диагноз - сколиоз ставится на основании рентгенологического исследования.
Согласно методу Джона Кобба, в нормальном случае угол между параллельными прямыми считается равным 0 градусов, и потому у слабых сколиозов число градусов близко к 0, а чем сильнее степень сколиоза, тем дальше это число от 0. Согласно методу В.Д.Чаклина, угол между параллельными прямыми считается равным 180 градусам, и потому у слабых сколиозов число градусов близко к 180, а чем сильнее сколиоз, тем дальше это число от 180.
Степени тяжести | По В.Д.Чаклину | По Д.Кобба | |
I | 180° - 175° | меньше 15° | |
II | 175° - 155° | 20° - 40° | |
III | 155° -100° | 40° - 60° | |
IV | меньше 100° | больше 60° |
Таблица 1. Степени тяжести сколиоза по методам Д.Кобба и В.Д.Чаклина
Виды нарушений осанки во фронтальной плоскости:
Рисунок 3. Искривление позвоночника во фронтальной плоскости.
Также выделяют 3 степени нарушения осанки:
У детей дошкольного возраста чаще всего встречаются I-II степени нарушения осанки, у школьников старшего возраста II-III степени.
2.4 Клиническая картина и профилактика нарушений осанки.
Взрослые пациенты могут предъявлять жалобы на боль в области различных отделов позвоночника, повышенную утомляемость, нарушение походки.
При физикальном осмотре врач видит искривление позвоночника, асимметричное расположение углов лопаток и надплечий. В положении стоя, треугольники, сформированные свободно опущенными руками и линией талии, будут неравны друг другу, а ости подвздошных костей расположены на разном уровне. При анкилозирующем кифозе пациент не может положить голову на горизонтальную поверхность. При развитии значительных деформаций определяется реберный горб - то есть смещение грудной клетки влево или вправо относительно вертикальной оси.
Что касается детей, то на внешний вид ребенка обращают внимание окружающие взрослые. Наличие деформации можно определить даже при беглом взгляде. Может быть выступание грудной клетки, головы и плеч вперед, избыточный угол наклона таза, плоские ягодицы, отклонение вертикальной оси вбок. При сколиотической осанке деформация напоминает дугу, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки и соски находятся на разных уровнях [6].
На первой стадии дети практически ни на что не жалуются. В более тяжелых стадиях может беспокоить головная боль, боль в спине, утомляемость, снижение зрения. Длительно существующие деформации изменяют работу сердца, легких, пищеварительной системы. Если грудь плоская, то снижается дыхательная способность легких, отчего развивается кислородная недостаточность, изменяется метаболизм. Дети выглядят более вялыми по сравнению со сверстниками, часто болеют респираторными инфекциями, бронхитами, воспалением легких, предрасположены к туберкулезу.
Из-за ненормального поясничного изгиба ослабевают мышцы брюшного пресса, опускается желудок и кишечник, возникают запоры.
Большое значение для оптимальности динамического стереотипа опорно-двигательного аппарата имеет состояние сводов стопы.
Влияние плоскостопия на организм человека далеко не ограничивается нарушением амортизационной функцией стопы. Оно вызывает изменения адекватной биомеханики нижних конечностей, костей таза и позвоночника в целом, что схематично представлено на рисунке 4. При наличии различной степени уплощения стоп справа или слева возникает функциональное укорочение одной из нижних конечностей, что обуславливает появление наклона или скручивание таза, блокирование структур тазового кольца и формирование компенсаторной асимметрии позвоночника во фронтальной плоскости со всеми вытекающими отсюда последствиями [8].
Рисунок 4. Влияние плоскостопия на нарушения осанки.
2.5 Методы профилактики нарушений осанки.
Основным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка: оно должно начинаться с первых месяцев после рождения и постепенно включать новые средства и методы физической культуры соответственные возрасту и развитию ребенка.
Решающее значение для организации методики физического воспитания детей имеют анатомо-физиологические изменения ЦНС и знания основных этапов онтогенеза системы движения. Для правильного понимания врачом и педагогом роли индивидуального опыта имеет тот факт, что уже с первых дней жизни ребенка возникают новые реакции на мышечные ощущения при движении и изменение положения тела ребенка в пространстве. В свете современных данных о чрезвычайно раннем возникновении проприоцептивных рефлексов у детей и о возможностях весьма широкого их совершенствования даже в грудном и тем более в позднем возрастном периоде, можно думать, что раннее появление даже спортивного таланта у ребенка в большей степени обязано рациональному семейному воспитанию.
Большое внимание педагога и врача должно быть обращено на совершенствование проприоцептивных условных рефлексов детей, что практически сказывается на тонкое мышечное чувство, на способность ощущать темп, быстроту движений, их амплитуду, степень и сочетание напряжения, расслабление и др. Развитие таких способностей ведет к должному совершенствованию статодинамическим функций ребенка.
Исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая должна включать в себя целый комплекс мероприятий, учитывающих индивидуальность случая [6].
- Постоянная двигательная активность, включая ходьбу пешком, прогулки, занятия физическими упражнениями. Особенно полезно для формирования правильной осанки плавание гимнастика в воде, о чем будет сказано ниже.
- Неусыпный контроль за правильной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок и других тяжестей.
- Сон на жесткой постели с невысокой подушкой, которую лучше заменить валиком под шею. Йоги считают идеальным местом для сна деревянную поверхность, покрытую нетолстым ватным матрасом
- Сбалансированное питание, включающее в себя достаточное количество минеральных элементов и витаминов D, A, C.
- Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, склонность «горбиться» во время сидения, стояния, ходьбы и др.
- Курс корригирующей гимнастики.
- Массаж.
- Профилактика и исправление деформаций стопы, что приводит к выравниванию нарушений осанки в области таза и правильному перераспределению нагрузки на позвоночник. Безопорная нагрузка на мышцы стопы во время плавания во многом способствует достижению этого эффекта.
Огромное значение имеет профилактика нарушений осанки, особенно в раннем возрасте. От родителей требуется выработка сознательного отношения к этому процессу со стороны ребенка.
Необходимо неоднократно объяснять и показывать ему, что такое правильная осанка и что необходимо делать для ее поддержания. Родители оказывают огромное влияние на формирование осанки своего ребенка с первых дней жизни: массаж, занятия плаванием и другими физическими упражнениями, контроль за навыками правильной осанки в быту и при выполнении различных видов деятельности.
Физическое развитие ребенка может быть улучшено лишь при использовании всех возможностей физической культуры, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, уроки физической культуры в школе, систематические занятия спортом. Наиболее разносторонние влияние на организм, оказывают ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом, фитбол - гимнастика, плавание.
При современном образе жизни, доля времени, которое человек проводит в положении сидя, существенно превышает время активной ходьбы, бега и пребывания человека в положение стоя. Поэтому соблюдения правильной осанки в положении сидя необходимо для предотвращения локальной перегрузки межпозвонковых дисков. На рисунке приведены нагрузки на позвонки поясничного отдела, которые имеют место при различных положения тела человека во время сидения. Как видно из рисунка, при сидении на эластичном мяче большого диаметра, нагрузка на межпозвонковом диске минимальна.
При сидении на стуле с «сутулой» спиной позвоночник приобретает С-образную форму, утрачивая свои физиологические изгибы. При этом давление на различные участки диска перераспределяются и становятся неравномерными. Локальная компрессия передней части диска, растянутые мышцы спины и расслабленные мышцы брюшного пресса, сдавленная грудная клетка – все это способствует формированию неправильной осанки, затруднению дыхания. В положении сидя на упругой и подвижной поверхности мяча, позвоночник приобретает свое естественное положение, которое является наиболее устойчивым для поддержания равновесия.
Мышцы спины при этом находятся в напряжении, так как непроизвольное покачивание приводят к постоянным изменениям положения тела [9].
Рисунок 5. Использование фитбола для коррекции осанки.
ГЛАВА 3. ЛФК В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
3.1 Цели и задачи ЛФК при лечении нарушений осанки.
Лечебная физкультура – важнейшее средство комплексной терапии нарушений осанки, обеспечивающее решение следующих задач:
- создание условий для восстановления правильного положения тела;
- развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц тела, укрепление мышечного корсета, уменьшение мышечных дисбалансов;
- стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях – исправление в возможных пределах имеющегося дефекта;
- обучение навыкам правильной осанки, ее самоконтролю и их закрепление, восстановление двигательного стереотипа;
- тренировка мышечно-суставного чувства и координационных возможностей;
- нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма ребенка – дыхательной, сердечно-сосудистой и др.;
- оздоровление, повышение неспецифических защитных сил организма больного ребенка, улучшение его физического развития;
- улучшение психоэмоционального тонуса и психосоциальной адаптации ребенка [2].
Использование лечебного действия физических упражнений при сколиозе направлено в первую очередь на предупреждение его прогрессирования и, если исправление деформации не противопоказано, на коррекцию искривлений и скручивания позвоночника.
Для коррекции сколиоза необходимы растягивание мышц и связочного аппарата на стороне вогнутости позвоночника и укрепление мышц на его выпуклой стороне.
Для исправления дефекта позвоночника лечебное действие достигается применением специальных корригирующих (исправляющих, выравнивающих) гимнастических упражнений двух типов – симметричных и асимметричных, а также деторсионных упражнений.
Наиболее важным моментом в корригирующих упражнениях при лечении сколиоза является исходное положение. Исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение, оказывает существенное влияние на его лечебное действие.
Формирование осанки и двигательного стереотипа, необходимого для лечения сколиоза, предусматривает выполнение каждой мышцей, участвующей в фиксации позы и в процессе жизнедеятельности, своих функциональных «обязанностей», согласованных с работой других мышц, участвующих в движении [4].
Уровень развития скелета прямо пропорционален двигательной активности ребенка, т.к. функциональные раздражители оказывают благоприятное действие на зоны роста позвонков. М.Б. Цыкунов (1997) отмечал, что ортопеды нередко необоснованно ограничивают двигательную активность ребенка, что наносит ему непоправимый вред, снижая выносливость к нагрузкам и формируя комплекс неполноценности.
Важное условие для повышения эффективности реабилитации - пациент должен отдавать себе ясный ответ, в чем назначение каждого движения, т.к. при отсутствии понимания и мотивации к физическим нагрузкам эффект занятий будет ничтожен. Не случайно наблюдения Т.К. Жоржоладзе (1966) показали, что эффективность занятий лечебной физкультурой у девочек выше, чем у мальчиков. Это можно объяснить большей степенью ответственности их в выполнении всех рекомендаций. Очень важен положительный эмоциональный фон при работе с этим контингентом больных [7].
3.2 Средства и формы ЛФК при лечении нарушений осанки.
При лечении сколиотического и других форм нарушений осанки используются такие средства лечебной физической культуры, как физические упражнения на суше и в воде, подвижные игры, лечение положением, спортивно-прикладные упражнения, лечебное плавание, массаж. Основным методом ЛФК является лечебная (корригирующая) гимнастика, включающая различные физические упражнения.
Основными в лечении сколиотической болезни являются корригирующие упражнения.
К симметричным корригирующим упражнениям относятся те, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их исправляющий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. При этом происходит постепенное выравнивание мышечной тяги с обеих сторон, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги.
В качестве симметричной коррекции используются вытягивающие упражнения в положении лежа на наклонной плоскости, стоя на четвереньках и в положении смешанного виса на гимнастической стенке. Вытягивающие упражнения должны применяться для коррекции сколиоза с большой осторожностью, чтобы не нарушить стабильность позвоночника. Вытягивающие упражнения оказывают выпрямляющее действие на весь позвоночник.
Асимметричные корригирующие упражнения также способствуют коррекции позвоночника, при этом отличаются оптимальным воздействием на его кривизну, умеренным растягиванием мышц и связок на вогнутой дуге искривления и дифференцированным укреплением ослабленных мышц на выпуклой стороне.
Асимметричные упражнения позволяют сконцентрировать их лечебное действие локально, на определенном участке позвоночного столба.
При деформации позвоночника торсия представляет собой основной дефект, так как ее следствием являются нарушение параллельности плечевого и тазового поясов, отклонение туловища от средней линии, появление реберного горба, т.е. развивается декомпенсированный сколиоз. Нарушение параллельности плоскостей таза и плечевого пояса наступает тогда. когда поворот одного отдела позвоночника вокруг вертикальной оси не может быть компенсирован поворотом вокруг той же оси в другом отделе. Поэтому в занятия лечебной гимнастикой вводятся так называемые деторсионные упражнения, направленные на исправление имеющихся деформаций и профилактику возможных нарушений позвоночника.
При сколиозе I степени торсия обычно не наблюдается, или она настолько незначительна, что применение деторсионных упражнений, как правило, не показано.
При сколиозе II степени, когда нарастает деформация позвоночника и грудной клетки, деторсионные упражнения следует применять с лечебной и профилактической целью, так как в этот период от них можно ожидать наибольшего лечебного эффекта.
При сколиозе III степени обычно наступают структурные изменения в самих позвонках и резкая деформация в реберных дугах с нарастающими изменениями в мышечно-связочном аппарате. Деторсионные упражнения в этом случае препятствуют дальнейшей торсии.
Применение деторсионных упражнений рекомендуется начинать у детей с 6-7 лет, когда они уже способны более сознательно относиться к движениям и могут вводить волевые напряжения мышц (изометрического характера).
Деторсионные упражнения можно проводить на наклонной поверхности и в висе на гимнастической стенке. Деторсия в этих случаях сочетается с умеренным растяжением на наклонной плоскости и более сильным воздействием в висе.
Разгрузка позвоночника является необходимым условием для специального и локального воздействия на него. Наиболее распространенное разгрузочное положение – горизонтальное (лежа и стоя на четвереньках). В положении лежа снимается натяжение мышц и позвоночнику можно придать соответствующее положение; изменяется центр тяжести, а тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. В положении стоя на четвереньках точки прикрепления мышц сближаются, мышцы и связки расслабляются и позвоночник как бы «провисает».
Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшает крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.
Разгрузку позвоночника рекомендуется комбинировать тракционным (вытягивающим) лечением на наклонной плоскости или гимнастической стенке.
Существует два вида вытяжения – пассивное и активное (динамическое). К первому относится длительное нахождение пациента на ровной кушетке или функциональной кровати с поднятым или опущенным головным концом. При этом используют продольное или поперечное вытяжение. В продольном направлении мышцы и связки растягиваются в большей степени, освобождая межпозвоночные диски от сдавления, что увеличивает объем движений в зоне деформации.
Активное вытяжение достигается с помощью специальных упражнений – например, «продвижения» туловища вперед из исходного положения лежа на животе, когда тело как бы вытягивается с подтягиванием подбородка вперед; вытягивания туловища вверх; растягивания позвоночника. Вытяжение оказывает положительное действие при торсии позвоночника, препятствует ее развитию.
Для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела используют общеразвивающие гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положениях разгрузки позвоночника, т.е. не связанных с сохранением вертикальной позы (лежа на спине, животе, на боку, стоя на четвереньках).
Особенно большое значение при сколиозе имеет укрепление мышц живота (косых. прямой), спины (длинных, квадратной мышцы поясницы), подвздошно-поясничной мышцы. Укрепление ягодичных мышц необходимо для поддержания правильного положения тела при статической нагрузке.
Сколиотический процесс нередко сочетается с заболеваниями органов дыхания и выраженными нарушениями дыхательной функции, поэтому обязательным является включение в занятия дыхательных упражнений – как статических, так и динамических.
Статические дыхательные упражнения. Они выполняются только мышцами, непосредственно участвующими в акте вдоха и выдоха, при полном расслаблении всей другой мускулатуры.
Динамические дыхательные упражнения производятся с привлечением в акт дыхания дополнительно мышц верхнего плечевого пояса, туловища. нижних конечностей и т.д. Они способствуют улучшению подвижности ребер. позвоночника. диафрагмы. увеличивают глубину вдоха и выдоха. усиливают лимфо- и кровоток в легких. повышая эффективность вентиляции.
Большое внимание при лечении сколиоза уделяется воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.
После объяснений, что такое правильная осанка, и ее показа приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений.
Подвижные игры.
Как известно, игра имеет огромное значение в воспитании детей. Подвижные игры, которые применяются в терапии сколиотической болезни, главным образом направлены на воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Их условно можно разделить на три группы:
- игры с принятием правильной осанки по сигналу;
- игры с принятием правильной осанки по заданию;
- игры с непрерывным удержанием правильного положения тела.
Физические упражнения в воде.
Лечебное плавание позволяет реализовать основной принцип терапии сколиотической болезни – обеспечение естественной разгрузки позвоночника с одновременной тренировкой мышц, окружающих его, т.е. созданием мышечного «корсета» [10].
Физические упражнения в воде оказывают интенсивное разностороннее действие на организм больного ребенка – на деятельность дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, состояние нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Мощное влияние на организм в процессе выполнения физических упражнений в воде оказывает температурный фактор.
При сколиотической болезни особенно целесообразны плавание и физические упражнения в прохладной воде, ведущие к повышению тонуса мышц и оказывающие закаливающее действие на организм, что особенно важно для детей, у которых нарушения функций опорно-двигательного аппарата нередко сочетаются с общим слабым физическим развитием. Нельзя не учитывать и положительных эмоций, возникающих у ребенка при плавании и выполнении физических упражнений в водной среде.
Таким образом, физические упражнения в воде помогают добиться решения следующих задач:
- разгрузить позвоночник;
- создать правильную осанку;
- улучшить координацию движений;
- увеличить силу и выносливость мышц туловища и конечностей;
- улучшить функцию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем;
- закалить организм.
Спортивно-прикладные упражнения.
Эффект, достигнутый лечебной гимнастикой, закрепляется в процессе занятий спортивно-прикладными упражнениями. К наиболее показанным спортивно-прикладным упражнениям при сколиозе относятся:
- ходьба на лыжах по умеренно пересеченной местности;
- плавание;
- игры с мячом – элементы волейбола (пасовка) и баскетбола (броски мяча в корзину).
3.3 Правила занятий ЛФК.
Для получения лучших результатов лечения детей, больных сколиозом, при составлении плана занятий необходимо соблюдать следующие правила:
1. Системность воздействия: выбор исходного положения, подбор и последовательность упражнений.
2. Регулярность применения: не менее 5-6 раз в неделю, утром и вечером.
3. Длительность: не менее 8-10 месяцев.
4. Нарастание физической нагрузки как на протяжении одной процедуры лечебной гимнастики, так и в ходе курса лечения.
5. Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений, т.е. 10-15% упражнений (1-2 упражнения) каждые 2-4 дня занятий обновлять, а остальные повторять для закрепления достигнутых результатов.
6. Умеренность воздействия – умеренные, но более продолжительные или дробные физические нагрузки более оправданы, чем усиленные, проведенные за короткий промежуток времени.
7. Цикличность нагрузки – для изменения плотности нагрузки физические упражнения надо чередовать с паузами отдыха, дыхательными упражнениями.
Схема построения занятия лечебной гимнастикой.
Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перепостроениях, упражнения для воспитания и закрепления навыка правильной осанки, дыхательные упражнения.
Основная часть: упражнения, вытягивающие позвоночник и воздействующие на деформированный отдел позвоночника (корригирующие) в сочетании с упражнениями, обеспечивающими выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки; с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преимущественное исходное положение – лежа и стоя на четвереньках. В конце основной части – подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки [13].
Заключительная часть: ходьба, упражнения на балансирование, равновесие, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной позы.
Общая длительность занятия – от 35 до 45 минут. Заниматься следует 5-6 раз в неделю 2 раза в день (утром и вечером). Длительность курса лечебной гимнастики – 8-10 месяцев с периодическим врачебным контролем.
3.4 Методика коррекции нарушений осанки и реабилитации больных.
Методика коррекции сколиотической осанки и реабилитации больных сколиозом включает несколько последовательных этапов:
Комплекс № 1 (обучающий).
1. Занятие начинается с активной коррекции осанки перед зеркалом.
Встать перед зеркалом и, под контролем зрения, выровнять высоту плеч,
вертикальная линия от носа должна проходить по середине туловища. Линии талии, просвет между рукой и талией, форма "треугольников талии"- должны быть симметричны. После этого надо присесть и встать. Если осанка не сохранилась, следует повторить все сначала. Количество и продолжительность таких занятий зависит от успехов. Только после того, когда пациент освоит приемы коррекции (хотя бы немного), можно перейти к выполнению комплекса.
2. В каждом упражнении решающим является обучение технике выполнения отдельных движений. Обычное выполнение комплекса упражнений - не поможет исправить нарушение осанки.
Упражнения выполняются медленно, с правильной фиксацией каждого положения. Движения выполняются без рывков. Все мышцы, принимающие участие в движении, должны быть напряжены. Чем длительнее фиксация позы при выполнении каждого движения, тем лучше. Дыхание не задерживать. С этой целью при выполнении упражнения можно - вслух считать, читать стихи и т.п. При возвращении в исходное положение, обязательно, на несколько секунд следует расслабиться. С целью увеличения статической нагрузки, по мере роста тренированности, в руки можно дать гантели и/или на ноги привязать мешочки с песком.
3. При выполнении упражнения и во время отдыха (в любом исходном положении) должен быть постоянный контроль за сохранением средней линии: голова, линия позвоночника, межягодичная складка, ноги - все они должны располагаться на прямой линии. Соответственно, инструктор ЛФК должен находиться на линии «голова-ноги».
4. Продолжительность занятия: 5-7 лет - 20-30 минут, 8-10 лет - 30-40 минут, 11-15 лет - 40-50 минут. 5-7 легких упражнений из этого комплекса можно включить в комплекс утренней гимнастики.
5.1 Исходное положение (И.П.) - основная стойка (О.С.). Поднять руки через стороны вверх - вдох. Приподняться на носках и потянуться. Сохранить равновесие несколько секунд. Вернуться в И.П. - выдох.
5.2 И.П. - О.С. Присесть на носках -спина прямая. Сохранить равновесие и после этого встать.
5.3 И.П. -О.С., руки в стороны - на уровне плеч. Вращение руками вперед и назад. Амплитуда вращения от маленькой до максимальной. Hе прогибаться в поясничном отделе.
5.4 И.П.-О.С. Руки скользящим движением сбоку, вдоль туловища, поднять вверх, одновременно выполняя вдох. Вернуться в И.П. - выдох. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
5.5 И.П. - лежа на животе, руки лежат на полу верху (где голова), ноги вместе. Приподнять руки и грудь от пола. Напрячь мышцы - спины, ягодичные, ног. Слегка потянуться. Вслух считать до 5-10-… Вернуться в
Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
И.П. для усложнения - можно между стопами зажать мяч.
5.6 И.П. -тоже. Поочередно или одновременно приподнять ноги. Напрячь все мышцы туловища, потянуть носок (или пятку). Таз не поворачивать.
5.7 И.П. -тоже. Работа руками - плавание стилем "брасс". Hоги - вместе или на ширине плеч. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
В качестве усложнения упражнения, одновременно ногами выполнять вертикальные или горизонтальные "ножницы". Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
5.8 При усталости: И.П. лежа на животе, приподняться на локтях. Вдох грудью (живот - неподвижен). Выдох. Повторить несколько раз.
5.9 И.П. лежа на животе, руки вверху, ноги вместе. Одновременно приподнять правую руку и левую ногу. Таз и грудная клетка должны быть плотно прижаты к полу и не разворачиваться. Вернуться в И.П. Повторить упражнение другой рукой и ногой.
5.10 И.П. тоже. "Колобок". Hе скрещивая руки и ноги перевороты на живот, затем на спину. Таким образом "катиться" до конца комнаты и назад. После каждого переворота проверить и, при необходимости, выровнять туловище, руки, ноги.
5.11 И.П. лежа на спине, руки в стороны или под голову. Ногами – вертикальные и горизонтальные "ножницы". Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
5.12 И.П. лежа на животе. Приподнять руки и ноги от пола. Покачаться ("лодочка качается"). Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться! Вернуться в И.П. Отдохнуть.
5.13 И.П. лежа на спине, руки под головой или в стороны. "Велосипед". Чем ниже расположены ноги, тем труднее выполнять упражнение.
При выполнении упражнения прижимать плечи (локти) и поясницу к полу. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться!
5.14 И.П. лежа на спине, руки вверху. "Растяжка": потянуться руками и ногами. Поясницу - прижать к полу.
5.15 И.П. лежа на спине, руки вверху. Рывком сесть, потянуться руками вверх. Вернуться в И.П.
5.16 Упражнение для отдыха (можно выполнять чаще – при необходимости). И.П. лежа на спине. Одна рука расположена на груди, другая – на животе. Выполнить вдох грудью, затем животом. Выдох - в обратной последовательности. Руки в этом положении необходимы для контроля за правильностью выполнения дыхания.
5.17 И.П. лежа на спине, руки внизу. Приподнять голову и потянуться руками к ногам, носки потянуть на себя. Вернуть в И.П.
5.18 При сутулости. И.П. лежа на животе. Руки сзади (на ягодицах) "в замке". Приподнять грудь и ноги от пола. Фиксировать положение на несколько секунд. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук, позвоночника, ног не должна искривляться! Вернуться в И.П.
5.19 И.П. лежа на животе, руки вверху. Приподнять руки и ноги.
Развести их в стороны. Соединить. Во время выполнения упражнения средняя линия положения рук. позвоночника, ног не должна искривляться! Вернуться в И.П.
5.20 И.П. -стоя на четвереньках:
5.20.1 Поочередно поднимать руки вперед.
5.20.2 Поочередно поднимать ноги.
5.20.3 Одновременно поднять разноименные руку и ногу.
Туловище фиксировать в горизонтальном положении без поворота грудной клетки и таза.
5.21 И.П. стоя на коленях. "Прыжок леопарда".
5.22 И.П. стоя на четвереньках. Переход "в положение скольжения" и скольжение по полу. Сохранять прямую линию положения рук, позвоночника, ног.
5.23 И.П. лежа на животе, руки с медицинболом (мешочек с песком) вытянуты:
5.23.1 Приподнять грудь и положить набивной мяч за голову. Вернуться в И.П.
5.23.2 Метание набивного мяча в цель. Сохранять прямую линию положения рук, позвоночника, ног.
5.24 И.П. О.С. Растягивать эспандер в разных направлениях, сохраняя симметричное положение туловища.
5.25 И.П. - О.С. Метание мяча в цель ("баскетбол"). Сохранять прямую линию положения рук, позвоночника, ног.
5.26 И.П. - О.С.
5.26.1 Ходьба на месте. Колени поднимать до прямого угла.
5.26.2 Ходьба по комнате. Руки подняты вверх и напряженно вытянуты.
5.26.3 Ходьба по палочке (по полоске).
Контроль за осанкой. Не прогибаться в поясничном отделе. Для усложнения, на голову положить мешочек с песком.
Основное, при выполнении этого упражнения, - напряжение всех мышц
туловища, рук, ног и "самовытяжение".
5.27 Повторить упражнение 1.
Комплекс № 2 (тренирующий).
1. Исходное положение (ИП) основная стойка (ОС) перед зеркалом. Контроль за правильной установкой корпуса. Присесть на носочках, не наклоняясь вперед, руки за головой. Зафиксировать позу (устойчивое положение) и встать. Проверить осанку.
2. ИП ОС. На счет 1 – руки вперед, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх, 4 – руки в стороны, 5 – руки вперед, 6 - вернуться в ИП.
3. ИП ОС, руки в стороны. Вращения руками вперед, затем назад. Сменить направление вращения несколько раз. Темп – от медленного до среднего. Плечи не поднимать, не прогибаться в поясничном отделе. Контроль за осанкой.
4. ИП ОС. Руки через стороны вверх – вдох, вернуться в ИП – выдох.
5. Ходьба: руки вверх – на носках, руки за голову – на пятках, руки на поясе – ходьба на наружном краю стоп.
Эти упражнения выполняются в ИП лежа на животе:
6. Руки вверху: 1 – приподнять руки и грудь – потянуться (вдох),
2 - вернуться в ИП (выдох). 10-15 раз.
7. ИП тоже: 1 – развести в стороны руки и ноги, 2 – вернуться в ИП. Упражнение выполнять, не поднимая руки и ноги, а затем – приподняв их. 10-20 раз.
8. ИП тоже. Приподнять прямые ноги, не сгибая колени, – фиксировать положение, вернуться в ИП. 10-15 раз.
9. Кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах, меняя направление вращения. При сутулости сближать лопатки.
10. Приподняться на локтях – произвольное дыхание. Упражнение можно выполнять после утомительного упражнения.
11. Плавание стилем «брасс». 2-3 раза по 15-30 сек.
12. Руки под подбородком. Ногами выполнять вертикальные или горизонтальные «ножницы». Колени не сгибать. 2 раза по 15-30 сек.
13. Лежа на животе, руки вверху, ноги вместе. Потянуться, напрячь все мышц туловища, рук, ног и, не скрещивая рук и ног, перевернуться на спину («колобок»). Выполнить несколько переворотов в одну сторону и повторить это в обратном направлении.
Эти упражнения выполняются в ИП лежа на спине:
14. Руки внизу. Через стороны руки поднять вверх (вдох) – потянуться, вернуться в ИП – выдох. 6-8 раз.
15. ИП тоже. Руками потянуться к ногам, носки стоп потянуть на себя. Фиксировать позу 5-10 сек. И вернуться в ИП. 8-14 раз.
16. Руки под голову. «Велосипед». Ноги не сгибать более 90 град., поясницу прижать к полу, плечи не поднимать. 2 раза по 15-30 сек.
17. Руки внизу. 1 – согнуть руки и ноги, 2 – руки выпрямить вверх, ноги выпрямить под углом 45 град., фиксировать положение; 3 – согнуть руки и ноги, 4 - вернуться в ИП. 8-12 раз.
18. ИП лежа на спине. Правая рука лежит на груди, левая – на животе. На счет 1 –вдох «животом», 2 – вдох «грудью», 3 – выдох «грудью», 4 – выдох «животом». 5-8 раз.
19. Руки внизу. Рывком сесть, подняв руки вверх и потянуться. 8-10 раз.
20. Руки под головой. Ногами выполнять вертикальные или горизонтальные «ножницы». Колени не сгибать, поясницу не отрывать. 2 раза по 15-30 сек.
21. ИП ОС. Руки через стороны вверх – вдох (фиксировать осанку), вернуться в ИП – выдох. 5-8 раз.
22. Приседания перед зеркалом (руки за голову) с правильной осанкой. 10-20 раз.
Корригирующие физические упражнения.
Симметричные:
1. Исходное положение (И.п.) – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны (прямое положение туловища и ног проверяет инструктор). Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища. Вернуться в исходное положение.
2. И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги, разогнутые в коленях, приподнять – («рыбка»).
3. И.п. – то же. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться («лодочка»).
4. И.п. – стоя на четвереньках перед гимнастической стенкой. Вытянуть руки вперед и взяться за перекладину. Потянуть позвоночник к пяткам.
Асимметричные:
1. В исходном положении стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.
2. И.п. – лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.
3. И.п. – лежа на животе, ноги прямые, ладони согнутых рук на уровне лица. Выпрямить руку с вогнутой стороны искривления грудного отдела позвоночника, повернув голову в другую (от выпрямленной руки) сторону. Потянуться в направлении руки.
4. И.п. – то же. Отвести в сторону ногу с выпуклой стороны искривления поясничного отдела позвоночника. Потянуться в направлении ноги.
5. И.п.- то же. При S-образном сколиозе сочетать выпрямление руки с вогнутой стороны искривления грудного отдела и отведение ноги с выпуклой стороны искривления поясничного отдела позвоночника.
6. И.п. – стоя на четвереньках. Отвести в сторону руку с вогнутой стороны искривления грудного отдела позвоночника.
7. И.п.- стоя на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке с отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.
Деторсионные упражнения:
1. И.п.- лежа на спине на наклонной плоскости с приподнятым головным концом, ухватившись руками за рейку гимнастической стенки. при левостороннем поясничном сколиозе: приподнять левую ногу и занести ее над правой (при правостороннем наоборот), задержаться в этом положении на 5-10 секунд, вернуться в и.п.
2. И.п.- стоя, ноги вместе, руки к плечам. При S-образном (правостороннем грудном и левостороннем поясничном) сколиозе: отвести назад и поставить на носок правую ногу, одновременно отвести назад локоть левой руки, задержаться в этом положении на 5-10 секунд, вернуться в и.п. [11].
3.5 Показания и противопоказания к расширенной двигательной активности.
При нарушениях осанки необходимо щадить позвоночник, но в тоже время надо укреплять мышцы, создавая мощный «корсет», способный удерживать тело в правильном положении. Поэтому детям со сколиотической болезнью спорт противопоказан, а рекомендованы спортивно-прикладные упражнения.
Подбирать спортивно-прикладные упражнения надо дифференцированно, учитывая общую клиническую картину заболевания.
Детям, страдающим сколиозом, противопоказаны следующие упражнения:
- вызывающие сильное сотрясение позвоночника – прыжки, верховая езда;
- чрезмерно увеличивающие гибкость позвоночника – художественная гимнастика, акробатика;
- сильно растягивающие связочный аппарат – спортивная гимнастика;
- ведущие к отягощению позвоночника (детям со сколиозом противопоказан подъем тяжестей свыше 4-5 кг) – тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика;
- дающие одностороннюю нагрузку на мышцы туловища и предусматривающие ротацию позвоночника – фехтование, теннис, хоккей;
- с высокой вероятностью получения травм – все виды борьбы, футбол.
К наиболее показанным спортивно-прикладным упражнениям при нарушениях осанки относятся:
- ходьба на лыжах по умеренно пересеченной местности;
- плавание (с ограничением при недостаточно стабильном, неуравновешенном позвоночнике у больных со слабым развитием мускулатуры);
- игры с мячом – элементы волейбола (пасовка) и баскетбола (броски мяча в корзину).
При занятии спортивно-прикладными упражнениями необходимо следить за правильной техникой их выполнения, за тем, чтобы больной не делал дополнительных движений корпусом, отрицательно сказывающихся на состоянии позвоночника.
Лечебное плавание и физические упражнения в воде рекомендуются всем пациентам, страдающим сколиотической болезнью, независимо от тяжести деформации, прогноза, течения заболевания и вида лечения. Плавание противопоказано в случаях нестабильности позвоночника с разницей между углом искривления в положении лежа и стоя (по данным рентгенографии) более 10-15 градусов. при этом учитывается опасность вредного для больных увеличения амплитуды движений позвоночника в водной среде. Плавание может быть разрешено данной группе больных лишь при признаках восстановления нарушенной компенсации процесса (стабильность и равновесие позвоночника, сила и тонус мышц спины и живота).
Основным стилем плавания для лечения сколиотической болезни является «брасс» на груди с удлиненной паузой скольжения. Возможность увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений туловища и таза при этом стиле минимальна. Стиль «дельфин» не рекомендуется при деформации позвоночника, так как в данном стиле ноги соединены вместе, поэтому при толчке ногами происходит активное сгибание-разгибание в поясничном отделе позвоночника.
3.6 Массаж при нарушении осанки.
Наряду с лечебной гимнастикой одним из основных средств лечебной физкультуры в терапии именно сколиотической болезни является массаж, который представляет собой совокупность приемов механического дозированного воздействия руками массажиста на различные участки поверхности тела больного ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что массаж усиливает корригирующий эффект физических упражнений.
Благодаря лечебному массажу можно улучшить лимфо- и кровообращение в организме, нормализовать тонус мышц, создать мышечный «корсет», содействовать коррекции искривления не только позвоночника, но и всего туловища, формируя правильную осанку, уменьшить ощущение усталости мышц и проявления боли в позвоночнике, нормализовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Показания к массажу: сколиоз всех степеней, как при консервативном, так и оперативном его лечении.
Противопоказаниями к массажу являются такие сопутствующие заболевания и состояния, как:
- общее тяжелое состояние больного;
- острые лихорадочные заболевания;
- злокачественные опухоли любой локализации;
- гангрена;
- тромбоз сосудов в период его возникновения;
- аневризма сердца, сосудов;
- остеомиелит;
- кровотечения и склонность к ним;
- легочно-сердечная недостаточность 3-й степени;
- гнойные процессы любой локализации, гнойничковые поражения кожи;
- тошнота, рвота, боли в животе;
- сильное переутомление;
Задачи массажа:
- укрепление растянутых мышц тела, расслабление напряженных мышц и устранение локальных мышечных гипертонусов;
- содействие коррекции не только искривления позвоночника, но и деформаций туловища и конечностей;
- улучшение переносимости физических нагрузок и более быстрое восстановление после них;
- улучшение лимфо- и кровообращения в организме;
- уменьшение выраженности болевых синдромов;
- повышение общего тонуса организма.
Курс лечения включает 20-25 процедур. Длительность процедуры увеличивается с 15-20 до 30-40 минут к середине курса. Желательно проводить 2 курса в год.
Особенности методики массажа:
- Массаж при сколиозе I степени представляет собой совокупность обычных приемов и их вариантов. В тех случаях, когда намечается реберное выбухание, особое внимание уделяют мышцам на стороне сколиоза.
- Сколиоз II и III степени требует дифференцированной методики с учетом особенностей клинических форм поражения. На стороне спастически сокращенных мышц в области вогнутости сколиоза используют приемы расслабления (вибрацию, поглаживание). На стороне выпуклости сколиоза. где мышечный тонус ослаблен, применяют все приемы массажа (в большой дозировке) с целью укрепления мышц. На реберный горб применяют легкое постукивание пальцами.
- При сопутствующем сколиозу плоскостопии выполняется массаж стоп и мышц голени.
- Не рекомендуется при массаже использовать вазелин и тальк.
- Интенсивность выполнения приемов подбирают в соответствии с общим состоянием и степенью физического развития пациента;
- Массаж дополняют элементами мануальной терапии, в основном в форме пассивных растяжений и ПИР.
- Массаж эффективен только в сочетании со средствами ЛФК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время число детей школьного возраста с нарушением осанки увеличивается, а не уменьшается. Исследование зависимости степени нарушений осанки школьников от разных факторов является объектом постоянного внимания ученых и практиков.
Сегодня нарушение осанки – это одна из наиболее часто встречающихся деформаций опорно-двигательного аппарата. Лечение таких заболеваний имеет многовековую историю и остается актуальной проблемой ортопедии до настоящего времени.
Нарушения осанки у детей в подростковом возрасте - прямая вина родителей, не следящих за формированием осанки ребенка до того момента, когда нарушение станет слишком явным.
Позвоночник — это наша опора. Он отвечает за выносливость человеческого организма. Его состояние влияет на наше общее здоровье, именно поэтому бодрость, физическая активность и сила человека напрямую зависят от него. Если позвоночник и опорно-двигательный аппарат в целом находятся в здоровом состоянии, то человек будет вынослив при физической нагрузке. Поэтому правильная осанка – наш залог здоровья и красоты.
Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскости. Различают несколько вариантов нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника.
Основным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка: оно должно начинаться с первых месяцев после рождения и постепенно включать новые средства и методы физической культуры соответственные возрасту и развитию ребенка.
Физическое развитие ребенка может быть улучшено лишь при использовании всех возможностей физической культуры, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, уроки физической культуры в школе, систематические занятия спортом. Наиболее разностороннее влияние на организм оказывают: ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом, фитбол - гимнастика, плавание.
ЛФК — один из методов лечения и профилактики, который содержит в себе физические упражнения, которые позволяют пациентам вернуть себе работоспособность и трудоспособность, а также эти упражнения помогают предотвратить появление осложнений. Для детей ЛФК несёт не только лечебную функцию, но и воспитательную, то есть её задачей также является приучение ребёнка к зарядке и физической культуре в целом, ведь она является залогом здоровья человека.
Главными задачами ЛФК являются укрепление ослабленных мышц, повышение их выносливости, создание мышечного корсета, повышение общего тонуса всего организма человека, обучение правильному дыханию, воспитание правильной осанки, воздействие на позвоночник с целью разгрузки и мобилизации.
Таким образом, можно сказать, что ЛФК и плавание должны осуществляться под присмотром опытных специалистов, потому что только они могут правильно оценить состояние больного и назначить ему правильное лечение. Также стоит понимать, что физические нагрузки смогут принести максимальную пользу в сочетании с другими методами лечения искривлений позвоночника. Необходимо следить за осанкой человека ещё с детства, при этом внимание родителей к детям играет особую роль. Чем раньше будут замечены патологические изменения в осанке ребёнка, тем скорее возможно решить эту проблему с помощью физических нагрузок, не дожидаясь хирургического вмешательства. Совершенно неоправданно мнение населения о том, что искривление позвоночника неопасно и не нуждается во внимании со стороны специалистов. Его последствия пагубны для многих органов организма человека.
Цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Хризантема и Луковица
Если хочется пить...
Нора Аргунова. Щенята
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Ледяная внучка