Память о первом храме
Христа Спасителя
Цель работы: выяснить, осталась ли вещественная память о первоначальном храме Христа Спасителя в Москве».
Задачи работы:
- провести изучение и исследование имеющихся источников информации о первоначальном храме;
Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему
(Псалом 5:7)
Храм Христа Спасителя в Москве, наверное, сегодня самый известный на весь православный мир. Построен в честь победы России над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Храм-мемориал, храм-мученик, соборный кафедральный храм Русской Православной Церкви. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, разрушенного в 1931 году.
Решение о строительстве храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года, императором Александром Первым появилось сразу, в 1817 году было начато строительство на Воробьёвых горах, но по различным причинам строительство было прекращено. Новый проект храма Христа Спасителя разработал выдающийся архитектор К.А. Тон. Строительство храма фактически велось с 1837 года и только 26 мая 1883 года, первый храм был освящён, но уже теперь на улице Волхонке. Таким образом решение о строительстве было принято Александром Первым, начато Николаем Первым и завершено Александром Третьим. Храм имеет статус Патриаршего подворья и является коллективным кенотафом (усыпальницей) воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.
Гипотеза: в наше время можно найти вещественные архитектурные свидетельства о первом храме Христа Спасителя в Москве.
Этапы исследования:
Казалось бы, какой смысл писать исследовательскую работу об одном из самых известных православных храмах нашей страны, наверное, читателям не особо будет интересно, а многие могут сказать, что и так о нём практически всё известно. Но всё же мы поставили своей целью узнать, есть ли что-то такое, чего многие люди в нашей стране не знают. Мы провели небольшой опрос среди учащихся школы, педагогов, родителей. Задали им всем несколько вопросов, знают ли они о том, сохранились ли архитектурные элементы храма Христа Спасителя? Если сохранились, то где их можно найти? Всего в опросе приняло участие 80 человек из них только 6 человек, сказали, что знают, что есть где-то сохранившиеся части храма и только двое, кстати учителя истории, сказали, где их можно увидеть.
Таким образом, наша работа приобрела ещё больший смысл, чтобы донести людям информацию, где можно найти архитектурные элементы первого храма Христа Спасителя в Москве, к сожалению, не дошедшего до наших дней, так как он был разрушен во времена гонения на РПЦ большевиками в 1931 году. Изучив различные источники, поговорив с учителями истории, мы оправились в Донской ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Кстати, хочу сразу объяснить значение слова «ставропигиальный» – находящийся в прямом ведении патриарха.
Заметить драгоценные с точки зрения духовного и исторического значения реликвии первоначального храма Христа Спасителя не так-то просто, поэтому многие люди, прогуливаясь по территории монастыря, их к сожалению, и не замечают. Необходимо пройти через весь монастырь к восточной стене и там нам открываются чудесные мраморные горельефы, которые использовались в украшении наружных стен храма.
Несколько подробней хочу остановиться на сюжетах горельефов первоначального храма Христа Спасителя, которые наверняка выбирались не случайно.
Эти чудесные произведения искусства, известного мастера А.В. Логановского, некогда украшали храм. Перед нами ветхозаветная библейская Мариам, воспевающая победу своего воинства над врагами собственного народа. Обратите внимание на лицо девушки, тонко передающее её эмоции, как искусно выполнены все элементы фигуры, одежды. Мрамор – неживой материал, ожил в руках выдающегося мастера.
А здесь мы видим Девору, библейскую женщину, которая была пророчицей и судьёй израильского народа. А также она ревностно призывала своих соплеменников к борьбе с поработителями. Здесь можно провести параллель с известной партизанкой Отечественной войны 1812 года из Смоленской губернии Василисой Кожиной, которая организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам.
Встреча Давида, победившего Голиафа… Что нам рассказывает данный сюжет? То что «не в силе Бог, а в правде». Давид, наполненный истиной верой в Бога, выступает против филистимлянина воина-исполина Голиафа, с которым никто не отваживался вступать в поединок, и побеждает его, воодушевляя на победу своих соплеменников.
Каждый герой в горельефах А.В. Логановского - это живой человек со своим характером, костюмом, социальным статусом, жестами, эмоциями и индивидуальным выражением лица. Все персонажи горельефов словно замерли на миг и вот-вот оживут... А здесь священник Мельхиседек встречает патриарха израильского народа Авраама с пленёнными им царями. Это напоминает встречу победителей над Наполеоном и принесением в Казанский собор Санкт-Петербурга знамён воинских формирований в знак полной победы над врагом.
Святой воин Георгий Победоносец (данный горельеф принадлежит работе скульптора Н.А. Рамазанова) небесный покровитель первопрестольного града Москвы. Его именем названы одни из самых почётных воинских наград в Российской империи Георгиевский крест и Георгиевский орден. Также мы видим изображение святого на государственном гербе России, Москвы и на флаге столицы.
Ни одно важное событие, ратные подвиги не совершались без Божьего благословения, на данном сюжете запечатлено благословение князя Дмитрия Донского, игуменом всея Руси преподобным Сергием Радонежским. Так же и светлейший князь, фельдмаршал М.И. Кутузов в решающей битве молился перед Казанским образом Пресвятой Богородицы.
Используя нашу работу на уроках истории, ОРКСЭ, классных часах, учащиеся и не только смогут более подробно узнать об истории храма Христа Спасителя, познакомиться с сохранившимися фрагментами первоначального храма. Бессмертие наших героев кроется в нашей памяти, пока мы их помним – они живут вместе с нами.
Выводы.
В ходе нашей работы, мы провели исследование доступных нам источников информации о сохранившихся архитектурных вещественных элементах первоначального храма Христа Спасителя в Москве. Нами было обнаружено, что такие части и элементы к счастью сохранились на территории нынешнего Донского монастыря, конечно данная информация не является секретной, но как мы выяснили в ходе анкетирования, мало кто знает о данном факте. В работе представлены изображения, сохранившихся мраморных горельефов храма Христа Спасителя работы выдающегося мастера А.В. Логановского и Н.А. Рамазанова. Это очень ценные, а вернее бесценные с точки зрения духовности и истории памятники православной культуры. В презентации представлено описание, имеющихся горельефов, даны общепринятые и наши личные интерпретации, почему именно данные сюжеты были выбраны для оформления наружных стен храма. Также данной работой хотелось бы привлечь внимание общественности для необходимости сохранения горельефов для будущих поколений нашего Отечества.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_hramov.pptx | 1.33 МБ |
Слайд 1
Память о первом храме Христа Спасителя Автор работы: Грошева Анастасия Валерьевна, учащаяся 8 «Ж» класса ГБОУ Школа №1748 «Вертикаль» г. Москвы Руководитель: Грищенко Сергей Анатольевич, учитель географииСлайд 2
Цель работы: в ыяснить, осталась ли вещественная память о первоначальном храме Христа Спасителя в Москве». Задачи работы: - провести изучение и исследование имеющихся источников информации о первоначальном храме; с оставить список и краткое описание сохранившихся вещественных архитектурных частей и элементов храма; и зучить при возможности на месте, где сохранились архитектурные элементы и память о храме Христа Спасителя; п ровести анкетирование; с оздать мультимедийную презентацию по результатам работы.
Слайд 3
Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему ( Псалом 5:7 ) Храм Христа Спасителя в Москве, наверное сегодня самый известный на весь православный мир. Построен в честь победы России над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Храм-мемориал, храм-мученик, соборный кафедральный храм Русской П равославной Церкви. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, разрушенного в 1931 году. Решение о строительстве храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года, императором Александром Первым появилось сразу, в 1817 году было начато строительство на Воробьёвых горах, но по различным причинам строительство было прекращено. Новый проект храма Христа Спасителя разработал выдающийся архитектор К.А. Тон. Строительство храма фактически велось с 1837 года и только 26 мая 1883 года, первый храм был освящён, но уже теперь на улице Волхонке. Таким образом решение о строительстве было принято Александром Первым, начато Николаем Первым и завершено Александром Третьим. Храм имеет статус Патриаршего подворья и является коллективным кенотафом (усыпальницей) воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.
Слайд 4
Гипотеза: в наше время можно найти вещественные архитектурные свидетельства о первом храме Христа Спасителя в Москве.
Слайд 5
Этапы исследования: Поиск имеющихся источников информации о первом храме Христа Спасителя в Москве. Изучение и исследование, имеющихся источников информации. Проведение анкетирования учащихся, педагогов, родителей. Проведение фото и видеосъёмки внешнего вида, декора и убранства современного храма. Изучение сюжетной линии горельефов храма Христа Спасителя. Изучение и фотографирование имеющихся фрагментов первого храма Христа Спасителя на местности. Камеральные работы, создание мультимедийной презентации.
Слайд 6
Казалось бы, какой смысл писать исследовательскую работу об одном из самых известных православных храмах нашей страны наверное читателям не особо будет интересно, а многие могут сказать, что и так о нём практически всё известно. Но всё же мы поставили своей целью узнать, есть ли что-то такое, чего многие люди в нашей стране не знают. Мы провели небольшой опрос среди учащихся школы, педагогов, родителей. Задали им всем несколько вопросов, знают ли они о том, сохранились ли архитектурные элементы храма Христа Спасителя? Если сохранились, то где их можно найти? Всего в опросе приняло участие 80 человек из них только 6 человек, сказали, что знают что есть где-то сохранившиеся части храма и только двое, кстати учителя истории, сказали, где их можно увидеть. Таким образом, наша работа приобрела ещё больший смысл, чтобы донести людям информацию, где можно найти архитектурные элементы первого храма Христа Спасителя в Москве, к сожалению не дошедшего до наших дней, так как он был разрушен во времена гонения на РПЦ большевиками в 1931 году.
Слайд 7
Изучив различные источники, поговорив с учителями истории, мы оправились в Донской ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Кстати, хочу сразу объяснить значение слова «ставропигиальный» – находящийся в прямом ведении патриарха . Заметить драгоценные с точки зрения духовного и исторического значения реликвии первоначального храма Христа Спасителя не так то просто, поэтому многие люди, прогуливаясь по территории монастыря, их к сожалению и не замечают. Необходимо пройти через весь монастырь к восточной стене и там нам открываются чудесные мраморные горельефы, которые использовались в украшении наружных стен храма.
Слайд 8
Несколько подробней хочу остановиться на сюжетах горельефов первоначального Храма Христа Спасителя, которые наверняка выбирались не случайно . Храм посвящён победе русского воинства над наполеоновской армией, и все сюжетные линии горельефов, начиная от ветхозаветных историй и важнейших исторических событий нашего Отечества, нам повествуют о ратных и духовных победах. Эти чудесные произведения искусства, известного мастера А.В. Логановского , некогда украшали храм. Перед нами ветхозаветная библейская Мариам, воспевающая победу своего воинства над врагами собственного народа. Обратите внимание на лицо девушки, тонко передающее её эмоции, как искусно выполнены все элементы фигуры, одежды. Мрамор – неживой материал, ожил в руках выдающегося мастера.
Слайд 9
А здесь мы видим Девору , библейскую женщину, которая была пророчицей и судьёй израильского народа. А так же она ревностно призывала своих соплеменников к борьбе с поработителями. Здесь можно провести параллель с известной партизанкой Отечественной войны 1812 года из Смоленской губернии Василисой Кожиной, которая организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам.
Слайд 10
Встреча Давида, победившего Голиафа… Ч то нам рассказывает данный сюжет? То что «не в силе Бог, а в правде». Давид, наполненный истиной верой в Бога, выступает против филистимлянина воина-исполина Голиафа, с которым никто не отваживался вступать в поединок, и побеждает его, воодушевляя на победу своих соплеменников. Для народа и воинов всегда очень важно ободрение, пребывание в людях веры и надежды, даже в самых сложных ситуациях. Каждый герой в горельефах А.В . Логановского - это живой человек со своим характером, костюмом, социальным статусом, жестами, эмоциями и индивидуальным выражением лица. Все персонажи горельефов словно замерли на миг и вот-вот оживут...
Слайд 11
А здесь священник Мельхиседек встречает патриарха израильского народа Авраама с пленёнными им царями. Это напоминает встречу победителей над Наполеоном и принесением в Казанский собор Санкт-Петербурга знамён воинских формирований в знак полной победы над врагом.
Слайд 12
Святой воин Георгий Победоносец (данный горельеф принадлежит работе скульптора Н.А. Рамазанова) небесный покровитель первопрестольного града Москвы. Его именем названы одни из самых почётных воинских наград в Российской империи Георгиевский крест и Георгиевский орден. Также мы видим изображение святого на государственном гербе России, Москвы и на флаге столицы.
Слайд 13
Ни одно важное событие, ратные подвиги не совершались без Божьего благословения, на данном сюжете запечатлено благословение князя Дмитрия Донского, игуменом всея Руси преподобным Сергием Радонежским. Так же и светлейший князь, фельдмаршал М.И. Кутузов в решающей битве молился перед Казанским образом Пресвятой Богородицы. Глядя на горельефы разрушенного храма Христа Спасителя, я был удивлён выражением лиц героев горельефов. Скульптору удалось так реалистично отобразить черты лица каждого исторического персонажа, словно он знал этих людей в жизни и создавал свои шедевры с живой натуры. Используя нашу работу на уроках истории, ОРКСЭ, классных часах, учащиеся и не только смогут более подробно узнать об истории храма Христа Спасителя, познакомиться с сохранившимися фрагментами первоначального храма. Бессмертие наших героев кроется в нашей памяти, пока мы их помним – они живут вместе с нами.
Слайд 14
Выводы. В ходе нашей работы, мы провели исследование доступных нам источников информации о сохранившихся архитектурных вещественных элементах первоначального храма Христа Спасителя в Москве. Нами было обнаружено, что такие части и элементы к счастью сохранились на территории нынешнего Донского монастыря, конечно данная информация не является секретной, но как мы выяснили в ходе анкетирования, мало кто знает о данном факте. В работе представлены изображения, сохранившихся мраморных горельефов храма Христа Спасителя работы выдающегося мастера А.В. Логановского и Н.А. Рамазанова. Это очень ценные, а вернее бесценные с точки зрения духовности и истории памятники православной культуры. В презентации представлено описание, имеющихся горельефов, даны общепринятые и наши личные интерпретации, почему именно данные сюжеты были выбраны для оформления наружных стен храма. Также данной работой хотелось бы привлечь внимание общественности для необходимости сохранения горельефов для будущих поколений нашего Отечества.
Слайд 15
Информационные источники. 1. Сайт Донского монастыря http://donskoi.org/ 2. Горельефы, взорванного храма Христа Спасителя в Москве https://anar-gasimov.livejournal.com/7065.html 3. Православные монастыри http://oldboy.icnet.ru/SITE_2103/MY_SITE/Monast/DON_MON_MOS/GOR.htm 4. А.В. Логановский https://spbpeterhof.ru/aleksandr-loganovskij 5. Азбука веры https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/1213 6. Государственная символика России http://www.gov.ru/main/symbols/gsrf1.html 7. История Георгиевских наград https://gwar.mil.ru/informations/awards/georgievskie-nagrady / 8. Н.А. Рамазанов https://spbpeterhof.ru/nikolaj-ramazanov 9. Собственный фотоархив.
По морям вокруг Земли
Лупленый бочок
Белый лист
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Щелкунчик