Проектная работа на тему "Пословица недаром молвится" + презентация+ рецензия.
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsa_nedarom_molvitsya.docx | 177.2 КБ |
poslovitsa_nedarom_molvitsya_pavlova_t.pptx | 1.87 МБ |
retsenziya.docx | 13.88 КБ |
Отдел образования Администрации МО «Бологовский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куженкинская основная общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области
На районную научно-практическую конференцию
Исследовательская работа
(секция гуманитарных наук)
Тема: «Пословица недаром молвится»
Работу выполнила:
Павлова Татьяна Юрьевна
учащаяся 6 класса
МБОУ «Куженкинская
ООШ»
Научный руководитель:
Беляева Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Куженкинская ООШ»
г. Бологое
2019 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………. 3-4
I. Основная часть…………………………………………………… 5-11
Глава 1. Из истории пословиц……………………………………….5
Глава 2. Что такое пословица………………………………….…….6
Глава 3. Пословица как фольклорный жанр.
Тематика и особенности пословиц.…………………………………7-8
Глава 4. Художественные особенности пословицы
и её источники………………………………………………………...9-11
II. Практическая часть
( Пословица в современной речи)…………………………………..12-14
Заключение……………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………...16
Приложения………………………………………………………….17-19
Введение
…Пословицы всегда кратки, а ума
и чувства в них целые книги
А. М. Горький
Если прислушаться сегодня к нашему языку, то мы почувствуем его невыразительность и неинформативность – «невкусность» для слуха. В современном мире больших потоков информации и малого количества времени нам необходимо начать свой путь к развитию с изучения нашего родного языка.
Каждому народу свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именно пословицы и поговорки стали истинным её воплощением.
Я решила провести собственное исследование, узнать:
- как зародилась пословица на Руси?
- какова её история?
- в чём особенности русской пословицы?
Но главный вопрос заключался в следующем: живут ли пословицы в нашей речи, звучат ли они дома: в речи наших родителей и родных, в школе: в речи друзей и учителей. Какие пословицы употребляются чаще? Нужны ли пословицы в нашей жизни?
Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык — да горами качает!» — говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этой ценности. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
Актуальность исследования
Пословицы занимают значительное место в составе любого языка.
Их изучение поможет не только пополнить словарный запас учащихся, но ответить на вопросы:
-продолжается ли век пословиц;
- украшают ли нашу речь;
- помогают ли выразить позицию говорящего.
Данная работа может быть использована учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.
Цели работы: пополнение активного словарного запаса учащихся, создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся; пополнение знаний о русских пословицах.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) описать историю вопроса происхождения пословиц;
3) выявить художественные особенности пословиц ;
4) провести исследование «Пословицы в речи детей и взрослых».
5) проанализировать использование пословиц в современной речи.
Объект исследования: речь школьников и взрослых.
Предмет исследования: пословицы русского народа.
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, опрос, анализ, сравнение, обобщение, систематизация.
Гипотеза: я предполагаю, что пословицы нужны и важны сегодня, ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность.
I. Основная часть
Глава 1. Из истории пословиц
Пословицы живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слове о полку Игореве» - «…Солнце дорогу ему тьмой заступило», «Повести временных лет» Нестора – летописца – «Один камень много горшков перебьёт». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Одним из составителей этих сборников был А.В. Кольцов. Начал свою работу в 1836 году. Будучи грамотным человеком, составил рукопись собранного и назвал «Русские пословицы, поговорки, приречьи и присловья». Ныне она находится в Никитинском музее в Воронеже.
Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц стали печататься. Известными составителями таких сборников были И. М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за ними нужно идти в народ. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике [1].
Глава 2. Что такое пословица?
Ответ на этот вопрос можно найти у самого В.И. Даля, который дает чёткое определение этому понятию: «Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - это обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми».
Произведения В.И. Даля пестрят пословицами, поговорками. Собранный Далем обширный материал заставил его сгруппировать пословицы в сборнике по рубрикам, разделам. Эти рубрики нередко объединяют противоположные явления жизни, например: «добро – зло», «радость – горе», «труд – лень»; причем всему дается в пословицах оценка.
Существует немало пословиц о самих пословицах:
«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»,
«Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица», « Пень не околица, глупая речь не пословица», « Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится».
Как видим, народ высоко ценит пословицу. «Пословицы дают напутствие, учат правильно поступать в разных ситуациях. Пословицы никогда не подведут, ведь в них говорится о том, что тысячи раз проверено опытом многих людей, - говорится в сборнике «Пословицы русского народа» А.М. Новиковой [4].
Глава 3. Пословица как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц
Составитель сборника «Русский фольклор» В. Аникин написал о пословице так: «Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл» [5].
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Пословицы издавна передают из поколения в поколение опыт народа. Они отражают представление народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе и т.д.
Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка. «Без пословицы не проживешь», - сказано народом, и, как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места.
Например: «Куй железо, пока горячо» - эта пословица говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время — ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице есть и переносный смысл: в ней говорится не столько о самом физическом процессе — ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства.
Конечно, многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл, но некоторые потеряли свой прямой смысл и употребляются в переносном значении. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле.
О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Тематика пословиц разнообразна: многие связаны с годичным земледельческим циклом (зимние или осенние пословицы), о семье, о труде, о Родине, о матери, о дружбе, об учении, очень много пословиц о человеческих качествах: есть пословицы про лентяев, про глупцов, про невежд.
В начале XX века компания «Зингер» выпустила целую серию открыток «Русские пословицы в лицах», автором которой был В.А. Табурин.
На одной открытке значилось: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», на другой — «Не рой ямы другому, сам в неё упадёшь», — шесть открыток в русском стиле, изображавших бытовые сценки с юмором и непременным лубочным гротеском.
Глава 4. Художественные особенности пословицы и её источники
Во-первых, пословицы кратки, в них нет ничего лишнего. Во-вторых, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов. Почти в каждой пословице есть ритм и рифма, поэтому они легко запоминаются, например:
«Стрелял в журавля, а попал в воробья»,
«Грибов ищут — по лесу рыщут»,
«Красна изба углами, а обед пирогами»,
«Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь».
В-третьих, как уже было сказано, пословица – это образное отражение действительности, это источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. В пословице всегда есть вывод.
Пословицы - это жанр народного творчества, восходящие, по мнению ученых, к временам первобытного строя. Источником пословиц всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнообразии. У них нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. Пословицы содержат мудрость, накопленную веками; опыт десятков поколений. За пословицами нужно идти в народ.
Прославленные русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов собирали пословицы и широко использовали их в приказах, памятках и наставлениях для солдат. Образное, символическое восприятие мира, при общении с солдатами использовал величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он пользовался огромным уважением и любовью среди солдат. За время своей службы в нижних чинах Суворов научился говорить их языком и мог просто и ясно объяснить военные премудрости. Суворовские заветы усваивались легко. Величайшим искусством Суворова было умение разговаривать со своими чудо-богатырями. "В их вкусе, в их слоге, в их языке беседовал он с ними».
Вот пример одного поучения солдатам: "Благодарю, ребята! С нами Бог! Ура, ребята, ура! Пуля – дура, штык - молодец! Береги пулю в дуле на два, на три дня, на целую кампанию! Стреляй редко, да метко! А штыком коли крепко!»
Многие пословицы возникли из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Например: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает», «По усам текло, да в рот не попало» и многие другие. Некоторые пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено на русский: « Бог дал, Бог и взял».
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами. Они перешли в устную речь, например из сказок А.С. Пушкина:
Я там был, мёд, пиво пил -
И усы лишь обмочил.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Или «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (А.С. Грибоедов),
из басен И. А. Крылова:
«А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «А воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват».
В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение «А король-то голый!» принадлежит перу Г.Х.Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.
Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время, в годы Великой Отечественной войны, появляются и сегодня.
Труд — дело чести, будь в труде на первом месте.
Хороший пример – наилучшая проповедь.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
II. Практическая часть
Пословица в современной речи
Менялась жизнь, появлялись новые пословицы, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, что имело значение и для последующих эпох.
Многими ли народными пословицами пользуемся мы в нашей разговорной речи?
Я решила провести наблюдение над речью своих одноклассников, учителей, родителей, жителей нашего села и прислушаться: какие пословицы чаще всего звучат и почему.
Предполагаемый результат: наверное, учителя используют чаще всего пословицы о труде, об учении (ведь это касается нас особенно); друзья, пожалуй, используют пословицы о дружбе; родители, должно быть, употребляют пословицы о воспитании, о каких-нибудь качествах человека.
Что же получилось? Совпали ли наши предположения с итогами исследования?
Учащимся нашего 6 класса была предложена анкета с вопросами:
АНКЕТА
В анкетировании участвовали 10 человек. |
Моя любимая пословица
Я выяснила, что у учеников любимые пословицы оказались разными. Тематика тоже различна. Популярностью у ребят пользуется пословица «Семь раз отмерь - один раз отрежь».
Пословицы в речи моих родителей.
Ученики назвали пословицы, которые звучат в семье: в речи пап, мам, бабушек, дедушек. Получилось, что у родителей преобладают пословицы о дружбе и взаимопомощи, о труде. Самой употребительной в речи родителей была пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Пословицы в речи моих друзей, одноклассников.
Кстати, эти же пословицы звучат чаще в речи одноклассников. Были названы и другие наиболее употребительные пословицы:
- для характеристики некоторых качеств: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».
- о том, что любое дело нужно браться с умом:
«За всё браться - ничего не делать», «Поспешишь-людей насмешишь».
- о знаниях: «Знай больше - говори меньше».
Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?
В анкете был вопрос: какие пословицы употребляют в речи наши учителя? Ребятам удалось вспомнить такие:
- Ученье – свет, а не ученье-тьма;
- Делу время - потехе час;
- Повторенье-мать ученья;
- Поспешишь, людей насмешишь;
- Без труда не вынешь рыбки из пруда;
- Тише едешь - дальше будешь;
-Век живи - век учись.
Почти все учителя произносят народную мудрость: «Повторенье – мать ученья». Эта пословица по частоте употребления – на первом месте.
Так же я провела анкетирование и среди учителей (9 человек) и получила следующие результаты:
На первом месте пословицы о труде, учении (77%), на втором - о дружбе (13%) , на третьем о добре и зле ( 10%).
Я увидела, что родители, учителя знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. У ребят, к сожалению, данное анкетирование вызвало небольшое затруднение, так как пришлось вспоминать те пословицы, что слышали от родителей и на уроках в школе.
А ещё я решила провести опрос среди жителей нашего села. Взяла три возрастные категории по 10 чел. : до 20 лет, до 40 и после 50. Кто же из них знает пословиц больше? Оказалось, что больше всего пословиц знают жители в возрасте после 50. Это составило 42 % от общего числа. Тематика у них более разнообразна, чем у остальных. Преобладают пословицы о труде. Недалеко отстали и те, кому за 40. Их результат-34% . И 24% - те, кому до 20 лет. Значит можно сделать вывод - знают пословицы в нашем селе, употребляют их в речи, услышат их потомки, запомнят.
Вывод
Проанализировав и обобщив вышеизложенное, я пришла к выводу, что выдвинутая в самом начале работы гипотеза о том, что пословицы нужны и важны сегодня, ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность нашла своё подтверждение.
Материалы моего исследования можно использовать на уроках литературы, истории и внеклассных занятиях.
В начале мая в нашем классе пройдёт классный час на тему: «Что знаешь ты о пословице?», где мы продолжим работу над этой темой.
Заключение
Пословицы украшают нашу речь, делают её меткой, яркой, выразительной. Это народные педагогические миниатюры. Они могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников, повышения интеллекта и повышения нравственного уровня. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь: «Тише едешь…», «Не имей сто рублей…».Они помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы - это живость языка, ум, начитанность говорящего. Интересно беседовать с тем, кто выражается метко, мудро, приятно слушать такую богатую речь. Пословицы переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся. Такие пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям других столетий. Долгий век пословиц продолжается.
Список используемых источников и литературы
1. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007
2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка»
3. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Коровина)
4. «Русское народное поэтическое творчество» А.М. Новикова – Москва: 1978 г. с.138
5. «Русский фольклор». Составитель и примечания В. Аникиной – Москва «Художественная литература»1986 г. с.367
6 . http://www.poskart.ru/о пословице
7. http://lubki.net/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=26 материал о пословицах
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкетирование учителей
На первом месте пословицы о труде, учении (77%), на втором - о дружбе (13%) , на третьем о добре и зле ( 10%).
Опрос жителей села
За 50 лет - 42 % от общего числа, за 40 - 34% , 24% - те, кому до 20 лет.
Слайд 1
Исследовательская работа «Пословица недаром молвится» Автор: Павлова Татьяна ученица 6 класса МБОУ «Куженкинская ООШ» Руководитель: Беляева Ольга Александровна у читель русского языка и литературыСлайд 2
…..Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них целые книги. А.М. Горький
Слайд 3
Актуальность исследования Пословицы занимают значительное место в составе любого языка. Их изучение поможет не только пополнить словарный запас учащихся, но ответить на вопросы: -продолжается ли век пословиц; - украшают ли нашу речь; - помогают ли выразить позицию говорящего. Данная работа может быть использована учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях Цели работы : пополнение активного словарного запаса учащихся, создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся; пополнение знаний о русских пословицах. З адачи : 1) изучить литературу по данному вопросу; 2) описать историю вопроса происхождения пословиц; 3) выявить художественные особенности пословиц ; 4) провести исследование «Пословицы в речи детей и взрослых». 5) проанализировать использование пословиц в современной речи. Объект исследования: речь школьников и взрослых. Предмет исследования: пословицы русского народа. Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, опрос, анализ, сравнение, обобщение, систематизация. Гипотеза : я предполагаю, что пословицы нужны и важны сегодня, ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность.
Слайд 5
Известные составители сборников пословиц и поговорок И.М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, М.В. Ломоносов, В.И. Даль, Л.Н. Толстой
Слайд 6
Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - это обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми.
Слайд 9
АНКЕТА Моя любимая пословица Пословицы в речи моих родителей Пословицы в речи моих друзей, одноклассников Какие пословицы чаще употребляют наши учителя? В анкетировании участвовали 10 человек. Ученики 6 класса Пословицы, преобладающие в речи Детей Родителей Учителей Семь раз отмерь - один раз отрежь; Слово не воробей: вылетит – не пойма-ешь; Поспешишь-людей насмешишь. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Ученье – свет, а не ученье-тьма; Делу время - потехе час; Без труда не вынешь рыбки из пруда.
Слайд 10
Результаты анкетирования учителей и опроса жителей села
Слайд 11
Заключение Пословицы украшают нашу речь, делают её меткой, яркой, выразительной. Это народные педагогические миниатюры. Они могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников, повышения интеллекта и повышения нравственного уровня. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь: «Тише едешь…», «Не имей сто рублей…». Они помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы - это живость языка, ум, начитанность говорящего. Интересно беседовать с тем, кто выражается метко, мудро, приятно слушать такую богатую речь. Пословицы переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся. Такие пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям других столетий. Долгий век пословиц продолжается.
Слайд 12
Исследовательская работа «Пословица недаром молвится» Автор: Павлова Татьяна ученица 6 класса МБОУ «Куженкинская ООШ» Руководитель: Беляева Ольга Александровна у читель русского языка и литературы
Слайд 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рецензия
на исследовательскую работу Павловой Татьяны, обучающейся 6 класса МБОУ «Куженкинская ООШ» по теме «Пословица недаром молвится».
На мой взгляд, выполненная работа актуальна, т.к. по содержанию видно, что происхождение , история и употребление пословиц в речи людей разных возрастов и социальных групп имеет большое значение для общества. Эпиграф хорошо подчёркивает значимость выбранной темы. При оформлении работы соблюдается структурный перечень. Правильно поставлены цели и задачи, выдвинута гипотеза, которая впоследствии подтверждается.
Автор хорошо владеет материалом. К исследовательской работе осуществлён системный подход. Убедительно аргументируется своё мнение, чётко сделаны выводы, обобщение исследования, представлены приложения и интересная, качественно выполненная презентация.
В своей работе автор использовала научную литературу, исследования учёных, интернет-источники.
Из всего изложенного выше я сделала вывод, что работа Павловой Татьяны может быть применена на уроках литературы, истории. Она заслуживает представления на научно-практической конференции.
Руководитель проекта: О.А. Беляева
Рисуем кактусы акварелью
Фильм "Золушка"
Плавает ли канцелярская скрепка?
Военная хитрость
Домик зимней ночью