Конспект по музыке "Святогорский монастырь. Ярморочное гулянье"
Вложение | Размер |
---|---|
konmpekt_muzyka.docx | 25.04 КБ |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Дата проведения: 28.10.2021г
Школа: МКОУ СОШ № 2
Класс:4 «б»
Студент: Игошина Валерия Витальевна
Учитель: Королева Маргарита Сергеевна
Методист: Королева Маргарита Сергеевна
Тема занятия: Ярморочное гулянье. Святогорский монастырь.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: ознакомление с русскими традициями ярмарочных гуляний; формирование музыкального образа ярмарки; обобщение знаний о народности в профессиональной музыке.
Задачи:
Дидактические: формировать представление о русских традициях ярмарочных гуляний; познакомится с операми П. Чайковского «Евгений Онегин» и М. Мусоргского «Борис Годунов»;
Развивающие: развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; развивать музыкальное мышление;
Воспитывающие: воспитывать уважение к традициям русского народа;
Планируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия. исполнения, оценки музыкальных сочинений; построение речевого высказывания в устной форме; выбор способов решения творческих задач;
Регулятивные: планирование; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия; оценка;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; постановка вопросов; умение выражать свои мысли;
Личностные: умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства; уважительное отношение к культуре своего народа; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Основные понятия: ярморочное гуляние, ярмарка, монастырь.
Ресурсы: ИКТ.
Этапы урока | Образовательная задача этапа урока | Методы, приёмы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты: Предметные Метапредметные Личностные |
I.Орг. момент | Формирование умения организовать рабочее место. | М.: словесный П.: беседа Ф: фронтальная | -Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Меня зовут Валерия Витальевна и я проведу у вас урок музыки. -Проверьте свою готовность к занятию. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию. | Необходимые принадлежности к учебному занятию: учебник, слайд. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
II. Актуализация знаний (целеполага-ние) | Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками. | М.: словесный П.: беседа Ф: фронтальная | Прежде чем начать работу по теме урока, давайте проведем музыкальную разминку! -Кто может рассказать мне, что такое регистр? Какие регистры бывают? -С отрывками какого произведения вы познакомились на прошлом уроке? | Угадывают мелодию из мультфильма. РЕГИСТР – высота музыкальных звуков. (Высокий, низкий, средний) | Слайд. | Познавательные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Коммуникативные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
III. Организация познаватель-ной деятельности | Формирование умения работать в соответствии с алгоритмом. | М.: словесный, практический, наглядный П.: беседа, объяснение, выполнение упражнения, демонстрация Ф: фронтальная, парная | -Сегодня мы с вами также продолжим путешествие по произведениям А. С. Пушкина. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое ярмарка? Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время. -А сейчас давайте разыграем ярмарочное гулянье. Мне нужен доброволец, который попробует разрекламировать и продать сушки. А что еще происходило на ярмарках? Верно, на ярмарках также помимо торговли, народ развлекали. Так, например, Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Они всегда приходились на теплое летнее время. Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца. Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары. Цыгане выводили на показ лошадей. Шарманщики устраивались рядом с каруселями. На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские гармоники, вызывая крестьян из окрестных сёл и деревень на задорные пляски и песни. Бывал на ярмарках и Пушкин. -А. С. Пушкин написал роман, который называется «Евгений Онегин», также называется и опера П. И. Чайковского. (портреты) Сегодня мы послушаем отрывки из этой оперы. -Первый отрывок называется: «Хор - Девицы, красавицы». Подумайте и скажите, к какому жанру русской народной песни мы можем отнести отрывок. Верно – хороводная! Ребята, а кто водил хороводы? Кто продемонстрирует мне как водили хороводы? Хотя музыка и похожа на народную, она является авторской! А вы знаете, чем отличается авторская песня от народной? -Послушаем еще один отрывок в исполнении хора: «Уж как по мосту, мосточку» Подумайте и скажите, к какому жанру русской народной песни мы можем отнести отрывок. А еще на ярмарках пели частушки, сейчас и мы с вами попробуем это сделать! 1.Хоть оценки и не очень, 2.Ира книг читает мало, — У нее всегда дела. Книгу целый год держала, А ни строчки не прочла. 3.Таня с Тоней на уроке Тараторят, как сороки. Позовут их отвечать — На уста кладут печать!
Физ.минутка Вот мы с вами и приблизились к ярмарке! Но также А. С. Пушкин, был не только на ярмарках, но и посещал монастыри, например, Святогорский. В храмах всегда есть колокольни, и в Святогорском монастыре была старинная звонница. Гордостью монастыря были 14 колоколов. Звон из можно было слышать за много верст. Не раз слушал Пушкин эти звоны, а может быть, и сам звонил в один из колоколов в Пасху. Отголоски звонов Святогорского монастыря звучат в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, сочиненной по драме Пушкина. С отрывками из этой оперы мы с вами сейчас и познакомимся. Первый отрывок: «Вступление» Представьте, где происходит действие. Какое настроение оно у вас вызывает? Следующий отрывок: «Великий колокольный звон» | Высказывают предположения Веселье, праздник, красивые наряды. Ярморочное гулянье. Святогорский монастырь. Пробуют продавать сушки. Высказывают свои предположения. Пели , танцевали, играли Записывают название произведения, отрывка, автора. Слушают отрывки Хороводная Девушки! Авторскую написал композитор, народную – народ. Плясовая! Поют частушки. Выполняют физ.минутку Слушают отрывки оперы. | Слайд, тетрадь, аудиозаписи, раздаточный материал. | Предметные: умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению; Познавательные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Коммуникативн.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
IV.Итог урока | Формирование умения слушать собеседника и вести диалог, не вступая в конфликт. | М.: словесный П.: беседа Ф: фронтальная | Путешествуя с А. С. Пушкиным мы побывали на празднике и в монастыре. Какие отрывки произведения мы с вами сегодня слушали? Кто их написал? Чем отличается авторская песня от народной? Откуда авторы берут идеи для своих произведений? | Отвечают на вопросы, вспоминая пройденный материал. | Слайд. | Коммуникативн.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. |
V.Рефлексия | Формирование умения оценивать свою деятельность на учебном занятии. | М.: словесный П.: беседа Ф: фронтальная, индивидуальная | -А теперь, оцените свою деятельность. Раскрасьте ноту : -Скажите, почему вы себя отметили именно, на этой ступени? - Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. -Спасибо за занятие. | Оценивают свою деятельность на учебном занятии. | Раздаточный материал. | Регулятивные: освоение начальных форм личностной и познавательной рефлексии. |
VI.Домашнее задание | М.: словесный Ф.: фронтальная |
Вокруг света за 80 дней
Аэродинамика и воздушный шарик
Простые летающие модели из бумаги
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Распускающиеся бумажные цветы на воде