Доклад на тему "Моя малая Родина"
Вложение | Размер |
---|---|
huzhiry_-_moya_malaya_rodina.doc | 67 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Тункинский район
МБОУ «Хужирская ООШ»
Районная дистанционная научно - практическая
конференция учащихся 2 – 4 классов
«Первые шаги»
Номинация: история родного края
Тема: «Хужиры - моя малая родина»
Автор: Туруева Алина, ученица 4 класса
Хужирской ООШ Тункинского района
Телефон: 89503900102
Руководитель: Ангархаева Татьяна Николаевна
Телефон: 89503923224
Кырен
2020 г.
Оглавление
Введение
Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная.
Ж.Ренар
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом…
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.
Я живу в маленьком улусе Хужиры и мне захотелось узнать происхождение родного края, выяснить особенности развития истории, познакомиться с достопримечательностями.
Цель исследования: изучить понятие «малая родина», её историю.
Задачи исследования: изучить историю родного края
• выяснить особенности развития истории родного края
• узнать о знаменитых людях малой родины
• найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины
Объект исследования: улус, в котором мы живём.
Предмет исследования: история возникновения улуса Хужиры.
Гипотеза: знать историю своей малой Родины очень важно.
Основная часть
2.1. Географическое положение.
У подножия гор Бага Ара, Ехэ Ара, у извилистой реки Могой-Горхон, когда полуденное солнце над Хэрэнэй Тэпхэр поднимается, жители села Хужиры на северной стороне любуются вереницей гор Саянских и видят силуэт горы Бойтог и Алтан Мундаргу на западе. Дацан «Улзыта Субарга» с южной стороны села расположился под сенью горы Хэрэнэй Тэпхэр, где восседает один из высокопочитаемых хатов Тунки Хэрдэк-Нойон-Баабай и Хэрмэшэ-Хатан-Иивии.
Наше село Хужиры, что в переводе означает «солончаки» расположено вдоль федеральной трассы «Култук – Монды» и граничит с Кыреном - центром Тункинского района. С северной стороны протекает река Иркут, а с южной стороны простираются хребты Хамар-Дабана. Рядом с селом с юга на север протекает речка Могой-Горхон, которая относится к бассейну реки Иркут. Исток реки находится в ложбине «Кошкин жалга» хребта Хамар-Дабана, примерно в 5-6 километрах от села Хужиры и, протекая через село, она впадает в Иркут. В 3-4 километрах к северу от села, недалеко от Иркута находится Борискино озеро («Халсагайтын-нур»).
В архивах нет точных данных о времени возникновения нашего села. Но при этом архивные данные свидетельствуют о том, что крупные улусы Убулзон-Нуган и менее крупные Могой-Горхон, Хужиры были уже в 1780 году. В 50-60- х гг. 20 века жители улусов Баруун-Нуга, Убулзон-Нуга, Илтыкшин переезжают на новое местожительство в центральную усадьбу колхоза имени Карла Маркса в Хужиры. Так окончательно образовалось село Хужиры, которое сегодня является большим и растущим селом.
2.2. Легенды, рассказывающие об истории населенного пункта.
Существуют легенды, рассказывающие о происхождении жителей села Хужиры. Считается, что жители Хужиры являются потомками племени буруутхан и ҺойҺот (Һойбо, хойбот, хойхо). Род ҺойҺо входил в число крупнейших родов тункинских бурят. В составе первого и второго номерных оттоков составлял Харбятскую инородческую управу. Виктор Михайлов известный этнограф считает: «ҺойҺот - это обурятившиеся остатки могущественных уйгуров, известных китайцам как ойхор или хойху». В предании говорится, что примерно 370 лет назад из Монголии вышел человек их племени ҺойҺот которого звали Эрэн. Перед этим он посетил ставку Богдо-Гэгэна - «Богдын хүрээ» и попросил для 2-х своих сыновей имя и освещение. Старшему дали имя Дарма и еще дали «хадаг». В последующем придя в Тунку он обосновался в Харбятах и от него пошел род ҺойҺот в Харбятах. Второму сыну дали имя Дамба, и Богдо-Гэгэн дал ему «хур занда» (кожаный ремень), чтобы он стал охотником. Он обосновался в Могой-Горхоне и от него здесь продолжился род ҺойҺот.
Тот же Михайлов предполагает, что буруутханы вышли из Монголии и являются ответвлением рода ҺойҺот. По легенде Буруутханы бежали из Монголии в период смут Бошогто хана и войн Сайн хана. Приехали в Тунку верхом на дойной корове, за которым следовал теленок по второму году (буруу). Это обстоятельство послужило причиной возникновения поговорки: «Буруутай үнеэндэ Һундалдажа ерэҺэн буруудхатан» (на корове с теленком приехавшие бурудханы). Придя в Тунку они обосновались в местности Убулзон-Нуга, Барун-Нуга, Илтыкшин. Действительно до революции род буруутхан считался родом «илдар» - показывающее пренебрежительное отношение других родов к поздним пришельцам, явившихся ни с чем. Отсюда напрашивается вывод, что если буруутханы являлись ответвлением ҺойҺот, а последние - уйгурами, значит буруутханы могут оказаться обурятившимися тюрками.
История села неразрывно связана с Борискиным озером «Халсагайтын нуур». В памяти людей сохранилось предание об этом озере. Вот что рассказала об этом Дарима Гомбоевна Шагдурова: «Балтын Буриса (Бориска), богач-коммерсант с семьёй жил на берегу озера «Халсагайтын нуур», недалеко от построенного им на протоке моста. Это был очень добротный, под металлической кровлей дом (яваншаа гэр) с постройками. Он одиноко стоял на берегу озера между Убулзон-Нуганом и Кыреном. На это место сегодня указывает старая лиственница. Озеро Халсагайта называют ещё Борискиным. Балтын Буриса вел очень активную жизнь, был защитником одноулусников. Когда в 1914 г. началась война с Германией то бурятских юношей стали мобилизовать на тыловые работы в Архангельск, расположенный на берегу Северного Ледовитого океана. Царь Николай II приказал вербовать инородцев, не умеющих держать в руках оружие на рытье окопов. Под этот указ попали инородцы Тункинской волости и, Борис Балтаевич Аюшеев отправился с прошением к генерал-губернатору Восточной Сибири, чтобы вербовку на тыловые работы заменили перегоном скота из Монголии. Тем он спас своих молодых земляков от верной голодной и холодной погибели под Архангельском. Как богач, он был репрессирован и сослан, видимо погиб в лагерях. Имя его по преданиям из «Фольклора Тункинской долины», по записи М.Ф.Зверева про «Борискино озеро», стало нарицательным, как имя неуживчивого человека. Наша цель на сегодня – поднять и восстановить его доброе имя и гордиться, что это наш именитый по тем временам человек, из рода буруутахатан, которого не приняла Советская власть, как богача-торговца. Его дочь, Мария Борисовна Аюшеева не помнит отца, выросла у чужих людей и, сегодня с внуками проживает в Харбятах.
Не случайно местности Могой-Горхон, Барун-Нуга, Убулзон-Нуга, Илтыкшин были облюбованы и заселены людьми с давних времен. В те далекие времена на этих прекрасных землях простирались заливные луга, здесь росли лечебные травы, съедобные растения и прекрасные цветы, текла полноводная речка Могой-Горхон, чистой и целебной была вода в Иркуте. К началу 20 века буряты еще жили своими родами на своих родовых землях. Люди из рода буруутхатан жили в улусах Барун-Нуга, Убулзон-Нуга, Илтыкшин, а ҺойҺот – в Могой-Горхоне. Их быта и уклада жизни еще не коснулась цивилизация, и жизнь людей текла размеренно по правилам святой старины. Но постепенно и до отдаленных улусов доходили новые веяния, мало- помалу менялась жизнь, люди начинали понимать значение образования в жизни.
Важным событием в жизни жителей улусов стало открытие в 1912 году школы в Илтыкшине, где началось обучение детей из бурятских улусов.
1917 год становится переломным в истории всей страны и каждого человека. Из уст в уста потекли по улусам разговоры о свержении царя, о Советской власти, о Ленине. Наш край также становится ареной борьбы за установление новой власти. В 1918 году неподалеку от Могой-Горхона разыгралась кровавая трагедия. Казаки верой и правдой служившие царской власти зверски убили партизан из отряда Н.И.Каландаришвили. В мае 1920 года с приходом в Тунку 309-го полка легендарной 5-й Армии жители сел и улусов мало-помалу стали переходить на сторону Советской власти. В архивных документах читаем: «20 сентября в улусе Убулзон-Нуган состоялся сход жителей улуса. Большинством голосов выразили доверие новой Советской власти».
После окончания Гражданской войны народу предстояло преодолеть одно из тяжелых последствий прошлого – культурную отсталость, прежде всего неграмотность народа. В 1921-1922 гг открываются начальные школы в Убулзон-Нугане, Могой-Горхоне. В 1924 году в связи с открытием Кыренской семилетней школы рабочей молодежи, начальные школы в улусах закрываются, и дети переходят учиться туда.
В 1965 году образуется совхоз «Туранский», с центром в селе Хужиры. Директором назначается Шагдуров Лопсон Найданович. Лопсон Найданович будучи человеком неутомимым, целеустремленным, с большими организаторскими способностями многое сделал для развития и обустройства села. Именно под руководством Лопсона Найдановича в 1960-70-е гг. в Хужирах были построены: Дом культуры, детский сад, спортзал, автогараж, амбулатория, баня, котельная, квартиры для служащих и рабочих с центральным отоплением. И за свои трудовые заслуги Лопсон Найданович был награжден орденом «Красного Знамени».
Память об ушедших людях, их делах, свершениях остается в истории народа, в сердцах людей. Эту память мы увековечиваем в памятниках, и обелисках. И в нашем селе есть такие памятники. Первый памятник над братской могилой семи солдат отряда Каландаришвили был сооружен в 1958 году. В местности Могой-Горхон, на 127 км. тракта «Култук-Монды» находится братская могила семи бойцов отряда Каландаришвили Н.А.. На этом месте в 1918 году разыгралась кровавая схватка красноармейцев с белоказаками. Семь бойцов были зверски убиты в лесу. Их тела были захоронены здесь и обустроены оградой с деревянным обелиском. Местность называют «Долоон солдаһай жалга». В 1958 году в 1 км от захоронения в местности Бурэг, при дороге был сооружен памятник из бетона. Он имеет вид обелиска высотой 2,50 м., стоит на постаменте 2х2. Соорудили памятник рабочие колхоза им. Карла Маркса во главе с Тумановым Даша-Нимой.
В 1968 году к 25-летию Победы по инициативе директора совхоза Шагдурова Л.Н. перед зданием Хужирского СДК начинается строительство памятника землякам, не вернувшимся с войны. Памятник представляет собою плиту в виде развевающегося стяга на бетонном постаменте. На плите в камне золотыми буквами высечены их имена. Сегодня в канун 65-летия Победы в селе осталось только два ветерана ВОВ. – это Сушкеев Д-С.С и Ошоров Ш.А Сейчас они старейшие люди нашего села, которые пользуются всеобщим уважением и авторитетом.
Комплекс памятника воинам ВОВ завершают каменные парковые скульптуры фигур механизатора и колхозницы. Прообразом этих скульптур стали реальные люди. Прообразом механизатора был передовой механизатор совхоза Будаев Даша-Нима, прообразом колхозницы Базарова Долгор Садаевна – передовая доярка и первая трактористка. Скульптуры были изготовлены и привезены из Ленинграда в 1970 г.
В нашем селе много старожилов. Это: Сушкеев Д-С.С, Ошоров Ш.А, Туруев Б.Р, Хартаев Б.С., Туруева Н.Р, Сымбелова О.А, Зарбаев Ф.Д. и др. Это в основном ветераны войны и тыла. Это они были свидетелями и активными участниками многих событий в селе. В их памяти сохранились еще события коллективизации, на своих плечах они вынесли тяготы военных и послевоенных лет, они же были активными строителями своего села.
2.3. Культовые места улуса Хужиры.
Заключение
Работая над проектом, я знакомилась с историей своей малой родины, познакомилась с достопримечательностями и пришла к выводу. Что самое прекрасное на свете слово – Родина. У каждого человека есть родина и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.
С каждым годом село растет и расширяется. Появляются новые дома, а вокруг них - зеленые деревца. Я очень горжусь своим селением и его гостеприимными людьми, горжусь, что родилась именно в этом селе.
В результате проведенной работы цель исследования, на мой взгляд, была достигнута. В итоге встреч со старожилами улуса, о проработке архивных данных, материалов школьного музея была изучена малая часть истории возникновения и развития села.
Таким образом, исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории моего села, о предках, поближе познакомиться со знаменитыми людьми улуса.
В итоге изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу, что наше село жило обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы, защищая свое отечество. Жители села проявили себя и в будничных работах, не помышляя о славе и карьере, трудясь во благо своей страны.
Приглашаю Вас полюбоваться красотой наших лесов, полей и горными хребтами, напиться студеной целебной воды из родников и пообщаться с моими гостеприимными сельчанами.
Список использованной литературы
Плавает ли канцелярская скрепка?
Сказка "12 месяцев". История и современность
Ворона
Ласточка
Что есть на свете красота?