...
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba.doc | 54 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурский район МБОУ «Мало - Куналейская СОШ»
Русская изба
Автор: Бурханова Яна, ученица4 класса
МБОУ «Мало - Куналейская СОШ» Бичурского района
Домашний адрес: с. Малый - Куналей, ул. Кирова, дом 28
Телефон: 89247754739
Руководитель: Панькова Клавдия Александровна
Малый Куналей,2016
Оглавление
Введение
Мы начинаем разговор о простых вещах, которые сопровождают человека всю жизнь. Ему всегда нужен был дом. Без одежды и обуви люди обходились только на заре существования. Ведь зародилось человечество там, где теплый климат позволял людям не беспокоиться о поддержания тепла собственного тела. Позднее люди стали расселяться по земле – и попадали в более холодные края, потом с севера пополз ледник – климат земли изменился еще сильнее и людям потребовались одежда, обувь, теплое жилище…
Вот о жилищах мы и поговорим. Какие же жилища были у наших предков? Поговорим об истории дома.
Каждый из нас живет в доме, кто-то в многоэтажном городском доме, кто-то в сельском. Многое может рассказать о жизни человека его жилище. В нем отражаются традиции целого народа, его привычки и вкусы.
С древнейших времен человек заботился о том, чтобы защитить себя от непогоды и хищников, сделать свое жилище удобным и безопасным. Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов.
Шло время. Люди стали заниматься земледелием и поэтому дольше оставались на одном месте. Им потребовались более крепкие, долговечные дома, нужны были постройки для домашнего скота, запасов пищи и разных инструментов.
Цель данного исследования: изучить по своему внешнему облику застройки сибирской деревни.
Отсюда вытекают следующие задачи: познакомить читателя с основными типами крестьянского жилища:
Объект исследования: жилища русского народа Забайкалья.
Предмет исследования: изучение строения изб по внешнему облику изб села Малый Куналей. Данная работа в наше время актуальна. Народное зодчество русского населения Забайкалья до сих пор было мало изучено и не получило широкой публикации, а ведь необыкновенно разнообразна и живописна сибирская деревня.
Выполняя данную работу я использовала методы опроса, диалога, сравнения, наглядности.
Глава 1. Русская изба
Дом на Руси назывался изба. Изба – очень древний вид жилища. Рубили её, то есть строили, из бревен, хорошо обструганных и пригнанных друг к другу. Использовались чаще всего деревья хвойных пород (сосна, ель) длиной 7-9 метров. Лес заготавливали в марте, когда по стволу еще не поднялась влага, и срубленные деревья при сушке поэтому не коробились. Но мартовское солнце уже пригревало кору и вызывало интенсивное движение смолы, а смолистое дерево, как известно, меньше поддается гниению, прочнее и долговечнее.
Лиственница использовалась на первые три венца строения. Она не боится сырой земли, тающего снега, служит надежной основой всему сооружению. Лиственница использовалась и на черепной венец избы, поддерживающий потолок, здесь собиралось больше всего внутренних испарений и требовалось применение устойчивой против сырости древесины. Из лиственницы изготовляли желоба-водостоки, охлупень, воротные столбы, строили бани и погреба. Весь остальной сруб делали из сосновых бревен, более легких и «теплых». Из сосновых плах настилали пол и потолок.
Изба делилась на теплую, жилую часть и холодную (клеть) – место, где хранили домашний инвентарь и разнообразную крестьянскую утварь. Жилую и хозяйственную части дома соединяли сени, через которые можно было выйти в сарай или на скотный двор. Во дворе располагались амбары, сараи, постройки для скота: хлев, конюшни. В каждой избе была печь. Она занимала главное место в доме, потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Расположение печи определяло планировку дома. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Рядом с печью находилось рабочее место хозяйки: стояли кочерга, ухват, деревянная лопата, висели полотенце и рукомойник. Существовали черные, или курные, избы, в которых у печи не было трубы, и дым выходил через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Печи с трубой топились по-белому, но появились они гораздо позже. Почетное место в избе – красный угол. Там висели иконы, стояли стол и лавки. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Практично строили избы наши предки. Главной заботой было сохранение тепла в период долгих зим. Окна делали очень маленькими. Дверь низкая и при этом с высоким порогом. Без привычки, входа, можно было стукнуться головой… Но такая конструкция помогала сохранить тепло.
Глава 2. Село Малый Куналей
С горы Кукун видно расположившееся село, очертаниями напоминавшее птицу, подлетающую к Хилку.
У Малого Куналея своя история, неразрывно связанная с историей России на протяжении более трех веков и отразившаяся на судьбах сельчан. Далекое сибирское село многое повидало за эти века.
Первому поселенцу приглянулся этот край, богатый соболем и прочим зверьем, рыбой, а главное – землей, которая дает неплохой урожай. Так, рядом с первой избой появляется и вторая и третья…
Ссыльнопоселенец, обживал мой прадед
Этот край, слившись с шумом кедрачей
Скатывают воды в голубые пади
Горная речушка Малый Куналей…
Благодаря «преданьям старины глубокой» мы узнаем историю заселения нашего села. Давайте совершим путешествие по Малому Куналею сегодня.
В нашем селе 770 дворов, а значит 770 изб. Каждая изба имеет свою историю, судьбу. Проходя по улицам села замечено – дома в основном четырехстенные. Четырехстенная изба – наиболее древний тип жилой постройки сибирского крестьянина. Весьма скромные габариты, ограниченные прямыми, пересекающимися в углах бревнами, обуславливали примитивную планировку внутреннего помещения.
Из разговора со своей прабабушкой Плюсниной Анной Федоровной я узнала, что наш дом построен в 1960 году. Мастером строительства был Пономарев. Оклад сделан из лиственницы. Рамы и облицовку делал другой мастер – Смолин Иннокентий. Русскую печь сложил печник Иванов Григорий. Дом большой, имеет 9 окон. В моем доме живет прабабушка, бабушка, дедушка и я. Я люблю свой дом, потому что он уютный, чистый и светлый, т.к. все окна выходят на солнечную сторону.
Развитие второго типа крестьянского жилища – пятистенной избы – было вызвано прежде всего жизненной необходимостью увеличить количество жилых помещений для крестьянской семьи. Пятистенная изба представляла собой тот же, но значительно расширенный по своему габариту сруб, разделенный капитальной бревенчатой стенкой на две половины. Часто вторая половина имела свою печь и тогда полностью повторяла планировку избы. В некоторых случаях новое помещение служило холодной, или чистой, горницей и использовалось для жилья только летом. Сибирские плотники высоко оценили конструктивную целесообразность жесткой стенки в бревенчатом срубе. Невысокую стенку в 2-4 бревна они широко применяли в обычной избе в качестве опоры для пола, потолка, опечка, перегородки. Сплошная жесткая стенка позволяла без нарушения прочности сруба почти в 2 раза увеличить полезную площадь дома. Таким образом, сложение нового типа жилой постройки было следствием не только роста бытовых потребностей и экономических возможностей крестьянина, но и закономерным развитием строительной мысли народных зодчих.
Таких домов в деревне осталось немного. Дом по улице Партизанской. Бывшая хозяйка дома Каурова Марина Николаевна. Дом построен в 1908 году. Несмотря на то, что дом сторожил села отслужил людям более 105 лет, он видел гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную войну, можно сказать что через этот дом прошла вся история нашей страны. Такой дом построенный с душой и с большим умением еще будет дарить тепло людям долгое время. Сейчас в этом доме проживает внук.
Третий тип крестьянского дома – шестистенный сруб, представляющий собой объединение в едином комплексе двух самостоятельных жилых помещений (избы и клети), расположенных по обе стороны общих сеней. Таких домов очень мало в нашем селе. По улице Плюсниной есть шестистенный дом, в котором сохранилось первоначальная планировка, имеются две печи. В нем проживает Алексеева Валентина Александровна.
Четвертый тип жилой постройки, так называемый «круглый дом», представляет собой квадратный сруб, обычно с четырехскатной крышей; внутренняя планировка такого дома существенно отличается от традиционной крестьянской избы. Русская печь сокращена по габаритам и поставлена в центре. Устье ее часто повернуто к одному из боковых окон. В доме нет полатей, их заменяют деревянные кровати. Единое пространство избы делится перегородками на небольшие отдельные помещения с различным назначением. Функциональное обособление общей площади избы в народном зодчестве прослеживается очень давно. Народная терминология сохранила наименование отдельных углов избы соответственно их назначению в жизни крестьянской семьи: бабий кут (место приготовления пищи), красный угол (место обеденного стола), коник (лавка-ларь, место работы хозяина) и т.д. Стремление изолировать эти углы друг от друга, отделить взрослых членов семьи от детей, женатых от холостых, девушек от парней, создать более благоприятные условия для работы и отдыха свидетельствует о возросших потребностях крестьянского быта, культуре народного жилища.
Тип такого дома в деревне один, где живет экс-председатель колхоза «Победа».
Заключение
В народном зодчестве села Малый Куналей в первоначальный период его развития особое значение приобретало умение мастеров сделать точную пригонку бревен сруба, чистую обтеску стен, плотный потолок, прочные двери, окна, опечек, полати, позволяющие сохранять тепло и максимально использовать внутренний объем избы. В этом решении зарождаются и первые нормы эстетических потребностей. В деревне были свои мастера – Беляев Михаил Гаврилович, Сидоров Иван Евдокимович, Беляев Александр Васильевич. Известные печники – Иванов Григорий и Смолин Петр.
Знакомясь с историей застройки жилья, мы как бы прикасаемся к народному искусству, как к чистом источнику, черпая из него самое драгоценное, что есть у народа – память о своих предках, для того чтобы ценить всё то, что ими сделано, и не быть «Иванами, не помнящими родства».
Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Ведь моя родная деревня – капелька в море российских деревень. Как из капелек образуется радуга, так и из сел России вырисовывается многоцветный, самобытный лик нашего народа.
Список литературы
Флейта и Ветер
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Сорняки
Нора Аргунова. Щенята
Если хочется пить...