Вложение | Размер |
---|---|
9_b_dyuzhikov_evgeniy_proekt.docx | 57.57 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 443
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа №443 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)
Проектная работа
Тема: «Ценности ЗОЖ в подростковой среде»
Авторы работы: | |
Дюжиков Евгений, обучающийся 9 б класса. |
Руководитель: Манукян Армине Гайковна, | |
учитель истории и обществознания |
г. Санкт-Петербург
2021 г.
Содержание
Глава I. Понятие ЗОЖ и его составляющие 5
Глава II. Ценности ЗОЖ у подростков 8
Глава III. Особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни в подростковом возрасте у обучающихся 9 классов ( практический аспект). 12
Список использованных источников 17
Сохранение и укрепление здоровья молодого поколения - одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть школьников являются полностью здоровыми, поэтому воспитание молодёжи приобретает социальную значимость.
Здоровый образ жизни - важнейшая составляющая существования современного человека. Он обеспечивает всестороннее раскрытие творческих способностей, рациональное использование интеллектуальных и физических ресурсов каждого человека в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей, основанных на высоконравственной морали. Образ жизни человека в значительной мере определяется и формируется культурой личности и общества[1].
Здоровый образ жизни является важнейшим условием здоровья любого человека. Соблюдение правильного питания особенно актуально в детском возрасте. Правильный образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить.
К сожалению, большинство подростков не понимают, какие проблемы могут начаться из – за ведения неправильного образа жизни. Ребенок отдает предпочтение компьютеру, нежели прогулке на свежем воздухе. Вредному продукту, вместо полезного. Я считаю, что нужно рассказать и показать современному поколению, что такое здоровый образ жизни.
Мы выбрали такую тему проекта, потому что здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья граждан. Поэтому формирование этого стиля жизни у подростков - важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба.
Цель нашей работы – изучить представления о ценностях здорового образа жизни в подростковой среде у обучающихся 9 классов.
Задачи исследования
1. Изучить информационные материалы по теме проекта
2. Выяснить, что молодежь подразумевает под здоровым образом жизни.
3. Выяснить, считает ли молодежь необходимым придерживаться здорового образа жизни.
4. Провести анкетирование учащихся
5. Подготовить статью и презентацию по теме проекта.
Продуктом нашей работы будет статья.
Методы исследования: метод анализа и синтеза, методы изучения литературы, сравнение и сопоставление сбор и обработка полученных результатов, социологический опрос: анкетирование.
Практическое применение данной работы возможно на уроках обществознания, в кружковой деятельности.
Работа состоит из введения, 3 глав заключения, списка используемых источников, приложения.
Здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) -это системное явление, которое складывается из множества компонентов. К ним можно отнести несколько составляющих:
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
Формирование здорового образа жизни в молодежной среде - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни
В настоящее время в нашей стране уже действует целый ряд законов, направленных на профилактику заболеваний и поддержку здорового образа жизни. К ним относятся:
Извечное стремление людей быть здоровыми и работоспособными привело к тому, что в последнее время много внимания стало уделяться рациональному питанию как одному из важных компонентов здорового образа жизни. Правильное, научно обоснованное питание — это важнейшее условие здоровья, работоспособности и долголетия человека.
С пищей человек получает все необходимые элементы, которые обеспечивают организм энергией, необходимой для роста и поддержания жизнедеятельности тканей.
Необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно питаться — это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все, что требуется организму.
Правильное питание — это, прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.
Негативное влияние на организм оказывает избыточное или недостаточное питание. При чрезмерном питании в значительной мере увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, а, в конечном счете, к различным заболеваниям сердечнососудистой системы, диабету, нарушениям обмена веществ и т. п. При недостаточном питании человек резко худеет, ухудшается его самочувствие, падает работоспособность, снижается иммунитет. Вот почему так важно соблюдать правила рационального, сбалансированного и полноценного питания.
Двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.
Общеизвестно, что в процессе эволюции человека изменения функций организма коснулись в большей или меньшей степени всех систем человека. Наиболее значительные изменения претерпели психика человека и процессы ее воздействия на регуляторы жизненных функций организма. Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал объем необходимой информации, т.е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка уменьшалась. Это привело к нарушению системы равновесия, которая сложилась в человеческом организме свыше миллиона лет назад.
Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В настоящее время сила раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализовать их не представляется возможным. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека механизмы. Мы как бы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело, в конце концов, начинает испытывать негативные последствия такого состояния.
Увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно (поток информации постоянно растет), а физические нагрузки постоянно сокращаются (механизация труда). Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни.
Самое благоприятное время для ее выработки — подростковый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания в себе необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.
Физическая культура всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь к укреплению духовного и физического здоровья.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, способное обеспечить реальные замыслы по работе в процессе жизнедеятельности.
Ежедневная утренняя зарядка - обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам.
Таковы основные слагаемые здоровья. Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это, прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни - дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.
Гигиена — это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Она относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний.
Для изучения санитарного состояния окружающей среды и ее влияния на организм человека гигиена использует физические, химические, физиологические, токсикологические и другие методы. Она включает в себя ряд самостоятельных разделов: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.
Личная гигиена — это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Она включает в себя ряд общих гигиенических правил для людей любого возраста:
К личной гигиене относятся также требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию одежды, обуви и жилища.
Следует особо подчеркнуть значение соблюдения правил личной гигиены в системе здорового образа жизни. В этом плане важное значение имеют основные требования по уходу за кожей, зубами и волосами.
Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на такие стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях.[2]
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Для осуществления результатов анкетирования мною последовательно, поэтапно были проделаны следующие операции:
-составление списка вопросов,
-анкетирование учащихся 9 –класса,
-обработка и анализ полученной информации.
Моими респондентами стали обучающиеся 9 –класса ГБОУ школа №443 Задавались вопросыанкеты для оценки уровня отношения учащихся
к проблемам здорового образа жизни. (См. Приложение №1). В опросе приняло участие 37 человек: 26 мальчиков и 11 девочек.
Проанализировав результаты анкеты мы выяснили, что на 3 вопрос ( Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?) 51,4% ответили «хорошо», 40,5% -удовлетворительно, 5,4,%- плохо, 2,7 % - затруднялись ответить .
На 4 вопрос (Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны? Были получены следующие результаты: 28,0% ответили хорошее здоровье, 22,5% - «материальное благополучие»; «Свобода и независимость», 25,5%; «Возможность общаться с интересными людьми», 12,0%; «Качественное образование», 12,0%.
На 5 вопрос (Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Выберите и отметьте наиболее важные для Вас условия) учащиеся 9 класса ответили следующим образом. «Знания о том, как заботиться о своем здоровье», 25,2%; «Регулярные занятия физической культурой», 23,2%; «Хорошие экологические условия», 21,4%; «Выполнение правил здорового образа жизни», 13,0%; «Хорошая наследственность», 11,2%; «Отсутствие физических и умственных перегрузок», 6,0%.
На 6 вопрос (Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?) результаты оказались следующими: «Да, очень интересно и полезно», 35,1%; «Интересно, но не всегда», 35,1%; «Не интересно», 16,3%; «Не очень интересно», 13,5%.
На 7 вопрос (Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье?) Почти половина опрошенных школьников ответила «Да, конечно» (48,6%) остальные «Забочусь недостаточно», 32,5%; «Мало забочусь», 18,9%
На 8 вопрос (Откуда Вы чаще узнаете о том, как заботиться о здоровье?) результаты показали следующие результаты. Доминирующими источниками оказались «ТВ и Интернет» (41%); «От родителей», 37%; «В школе», 16%; «Другое», 6%.
На вопрос 9 (Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья Вы с удовольствием посетили бы в школе) ответили: «Спортивные соревнования», 44,0%; «Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье», 21,0%; «Уроки, обучающие здоровью», 20,0%; «Акции, дни здоровья», 15,0%.
На 10 вопрос ( Как Вы считаете, образ жизни, который Вы ведёте, является здоровым?) 45,9% опрошенных ответили « Не совсем» 35,1 % - «Да», 10,8 – «Нет», затруднялись ответить 8,1 %
На 11 вопрос ( Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?), 84,2% ответили во многом, 15,8%- «полностью»
На 12 вопрос Для чего бы Вы стали вести здоровый образ жизни? Чтобы…) более одной трети респондентов (35,6%) «Желают быть всегда в форме»; (16,6%) «Желают получать от жизни радость и удовольствие»; (13,8%) «желают Развиваться как личность»; (12,2%) «Желают быть сильным»; (11,2%) «Желают иметь здоровых детей»; (10,6%) «Желают быть успешным в делах»
На 13 вопрос ( Что из перечисленного присутствует в вашем распорядке дня?)
Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко | Нет ответа | |
Утренняя зарядка, пробежка | 5,4 | 24,4 | 56,7 | 13,5 |
Завтрак | 62,1 | 29,8 | 8,1 | 0 |
Обед | 75,6 | 19 | 0 | 5,4 |
Ужин | 86,4 | 13,6 | 0 | 0 |
Прогулка на свежем воздухе | 48,6 | 29,7 | 21,7 | 0 |
Сон не менее 8 ч | 34,1 | 27 | 36,2 | 2,7 |
Занятия спортом | 32,9 | 40,5 | 26,6 | 0 |
Душ, ванна | 54 | 46 | 0 | 0 |
Таким образом, на основании проведенного анкетирования можно констатировать, что здоровье является большей ценностью для девочек, нежели для мальчиков. Девушки более мотивированы сохранять и укреплять его. Они лучше усваивают формы поведения, которые обеспечивают сохранение здоровья, например, употребление фруктов, личная гигиена и т.п. В то же время, мальчики больше склонны следовать рекомендациям по соблюдению физической активности. К состоянию здоровья, юноши испытывают более позитивные эмоции, чем девушки. Они в большей мере спокойны, уверены в себе.
Изучив представления о ценностях здорового образа жизни в подростковой среде у обучающихся 9 классов, можно отметить, что респонденты были откровенны в своих ответах на предложенные вопросы. При выявлении гендерных различий в осознании здоровья в результате исследования было установлено, что девочек меньше волнует физиологический аспект болезни, чем социальный. Для мальчиков они равноценны. Девушки в большей мере, чем юноши подвержены влиянию различных внешних источников информации о здоровье, поэтому профилактическая работа с ними дает лучшие результаты. Согласно изученным источникам, существуют серьезные гендерные различия в отношении к здоровью и ЗОЖ. Молодежь от 14-30 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет около 30% населения. Заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3%. Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода. Молодые люди готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом из-за идеологической неустойчивости в их ум легко внедрить как положительные, так и отрицательные образы (курение и другие вредные привычки).
Подростки занимаются спортом, и считают, что ведут тем самым ЗОЖ, но у них нет режима, они не придерживаются правильного питания. Таким образом, можно сказать что подростки не до конца осознают значимость ЗОЖ. У каждого свои причины данного отношения к ЗОЖ. После изучения материалов по теме проекта и опроса учащихся можно сделать вывод о том, что если вести здоровый образ жизни: соблюдать правила личной гигиены, рационально питаться, отказаться от вредных привычек, то продлиться активная жизнь на долгие годы.
Приложение 1
Анкета для оценки уровня отношения учащихся
к проблемам здорового образа жизни. Дорогой друг! Просим принять участие в изучении отношения к здоровому образу жизни. Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ. Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно. Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.
1.Ваш пол
2. В каком классе Вы учитесь?
________
3. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
4. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?
5.Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Выберите и отметьте наиболее важные для Вас условия.
6.Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
7.Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье?
8.Откуда Вы чаще узнаете о том, как заботиться о здоровье?
9.Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья Вы с удовольствием посетили бы в школе:
10. Как Вы считаете, образ жизни, который Вы ведёте, является здоровым?
11. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?
12. Для чего бы Вы стали вести здоровый образ жизни? Чтобы…
13. Что из перечисленного присутствует в вашем распорядке дня?
Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко | |
Утренняя зарядка, пробежка | □ | □ | □ |
Завтрак | □ | □ | □ |
Обед | □ | □ | □ |
Ужин | □ | □ | □ |
Прогулка на свежем воздухе | □ | □ | □ |
Сон не менее 8 ч | □ | □ | □ |
Занятия спортом | □ | □ | □ |
Душ, ванна | □ | □ | □ |
[1] ЗОЖ в жизни современной молодёжи [Электронный ресурс] URL: https://sochelp.spb.ru/index.php/home/589-2018-03-01-17-40-23
(дата обращения 28.01.2021).
[2] Новикова С.С., Соловьев А.В.Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. — 496 с.
Шум и человек
Золотая хохлома
Астрономический календарь. Июнь, 2019
"Морская болезнь" у космонавтов
Ночная стрельба