Объектом исследовательской работы стало сетевое имя («никнейм», «ник», «виртуальное имя»), используемое пользователями Интернет в процессе виртуального общения. Тема актуальна на сегодняшний день. Наде стало интересно, как люди придумывают никнеймы, какова история их возникновения и какие никмены бывают.
В работе была выдвинута гипотеза, что в процессе виртуального общения никнеймы являются средством самопрезентации, поскольку носители виртуальных имен являются их авторами. Как следствие, пользователь Интернета может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила и др.
Занимаясь исследованием Надя изучила материал по данной теме, выбрала интересные никнеймы из социальных сетей, провела анкетирование среди учащихся и педагогов школы .
В своей работе Надя проанализировала никнеймы не только с точки зрения их тематической классификации, но и с точки зрения фонетических, структурно-графических и орфографических особенностей. Все это она отразила на диаграммах различного плана.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 73.21 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Полдневская средняя общеобразовательная школа»
Научно-исследовательская работа на тему:
« Никнейм как средство самопрезентации
в процессе сетевого общения»
(филология)
Подготовила: Прохоренко
Надежда Витальевна,
ученица 11 класса
Руководитель: Носалева Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2018г.
Содержание
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………стр3-4
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
2. 1.Никнеймы в антропонимической системе русского языка…………стр 5-7
2.2. Никнеймы в антропонимической системе русского языка……… стр 7-10
2.3. Классификация никнеймов ………………………………………….стр 10-16
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Использование никнеймов в процессе виртуального общения учащимися нашей школы………………………………………………………………стр 16-20
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… стр 20
V. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………… стр21-22
VI.ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………… стр 23
XXI век – век новых технологий, новых открытий. В последние годы заметно развитие мощнейшего информационного резервуара – Интернет, глобальной телекоммуникационной сети, охватывающей все развитые страны мира. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями по всему миру. В лингвистическом отношении Интернет –это информационно-коммуникативная среда, содержащая конгломерат текстов, репрезентирующих все существующие стили и жанры
языка, его национальные, социальные и культурные специфики. Но такие его возможности, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать его не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.
Онлайн-общение или так называемая «компьютерно-опосредованная коммуникация» как достаточно новая и активно развивающаяся область человеческой деятельности ставит перед исследователем множество нерешенных вопросов. Одним из них является проблема самопрезентации пользователя в Интернете, ведь тут человек предстает исключительно в вербальном обличии, конструирующим при помощи средств языка свою виртуальную личность.[8 ]
Анализируя различные точки зрения на характер и природу виртуальной личности, можно констатировать, что в большинстве случаев под ней понимается вымышленная личность, создаваемая человеком или группой людей [8 ].
С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация в системе имен существительных, в частности имен собственных. Средством самопрезентации в социальных сетях принято считать никнейм, исследованию которого посвящена данная работа. Современный человек в виртуальном пространстве стал немыслим без сетевого имени, которое дало ему возможность создать себе образ, скрыв свое реальное «Я». Мне стало интересно, как люди придумывают никнеймы, какова история их возникновения и какие никмены бывают.
Объект исследовательской работы - сетевое имя («никнейм», «ник», «виртуальное имя»), используемое пользователями Интернет в процессе виртуального общения.
Предмет исследования - языковые процессы, которые приводят к образованию сетевых имён, социальные процессы, способствующие их распространению, и культурно-исторические процессы, регламентирующие функционирование никнеймов в молодежной среде.
Цель работы – изучение специфики сетевого прозвища как основного средства самопрезентации языковой личности в процессе виртуального общения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Обобщить теоретические представления о сетевом имени, его месте в системе языка как явлении искусственной номинации, уточнить его структурно-графические, орфографические, словообразовательные, морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные, функционально-стилевые, психолингвистические особенности.
2. Рассмотреть понятие «никнейм» как средство выражения языковой личности в процессе языковой коммуникации.
3. Провести выборку никменов, используемых учащимися нашей школы в процессе общения в социальной сети ВКонтакте.
5. Провести анкетирование по выявлению использования ников в процессе виртуального общения
Методы исследования: сплошная выборка материала, описательный, классификационный, аналитический методы.
Гипотеза исследования: в процессе виртуального общения никнеймы являются средством самопрезентации, поскольку носители виртуальных имен являются их авторами. Как следствие, пользователь Интернета может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила и др.
В виртуальной среде человек использует никнейм как код, который, если его «расшифровать», многое расскажет о своём носителе.
Никнеймы в антропонимической системе русского языка
Собственные имена привлекали внимание ученых с давних пор. В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям — ономастика. В основе этого научного термина лежит греческое слово onomastike, которое в древности переводилось на наш язык просто как «искусство давать имена». Собственные имена людей исследует наука антропонимика[7]
Общение в Интернете в силу своих особенностей нуждается в первую очередь в номинации. При отсутствии имени невозможно отделить конкретный объект от всех других объектов этого же класса: сообщение, написанное анонимно, воспринимается «безличным». Выбор онима в виртуальной среде – важнейший аспект самопрезентации, ведь «вся информация в сети
Интернет строится на ономастической оси.
В современной русской антропонимической системе каждый человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Но так было не всегда. В истории русских личных имен выделяются три этапа:
1.Дохристианский — в котором имена создавались на восточнославянской почве средствами древнерусского языка.
2.Период после крещения Руси — церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности. Наши нынешние имена в большинстве древнееврейские и греческие родом из этого периода.
3.Новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской Революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством[12].
Древнерусские имена богаты по составу. Среди древнерусских имён выделяются следующие группы [ 11]
1. Числовые имена. Среди них представлен весь числовой ряд от 1 до 10: Перва и Первой, Вторак, Третьяк, Четвертак, Пятой и Пятак, Шестак, Семой и Семак, Осьмой и Осьмак, Девятко, Десятой. Они отражают порядок рождения детей в семье.
2. Имена, данные по внешним признакам, цвету волос и кожи. Весьма распространёнными были имена Черныш, Черняй, Чернява, Бел, Беляй, Беляк, Белуха. Также встречались имена, связанные с особенностями телосложения: Мал, Малюта, Малой, Долгой, Сухой, Толстой, Голова, Головач, Лобан, Беспалой.
3. Имена, связанные с чертами характера и поведением. Встречались имена Забава, Истома, Крик, Молчан, Неулыба, Булгак (беспокойный), Смеяна и Несмеяна.
4. Имена, отражавшие желанность или нежеланность появления ребёнка в семье, отношение родителей к ребёнку: Богдан и Богдана, Бажен (желанный), Голуба, Любава, Ждан и Неждан, Хотен, Чаян и Нечай.
5. Имена, связанные со временем года, в которое родился ребёнок: Вешняк, Зима, Мороз.
6. Имена, связанные с животным и растительным миром: Бык, Волк, Щука, Кот, Кошка, Жеребец, Корова, Щавей (от щавель), Трава, Пырей.
7. Имена, связанные с поверьями, что «плохие» слова в состоянии отвращать злых духов, болезни, смерть: Горяин, Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой, Злоба, Тугарин (от туга — печаль).
8. Имена, связанные с соседними народностями: Чудин (от названия финно-угорского племени чудь), Карел, Татарин, Козарин (от названия хазар), Онтоман (от названия турок — оттоманы) [11].
Увлечение Интернет-общением породило, во-первых, разные формы общения, отличающиеся друг от друга по разным параметрам (например, большая / меньшая степень анонимности). А во-вторых, простимулировало буйную фантазию русского народа, в особенности, молодежи, которая придумала самые разнообразные по форме и содержанию никнеймы. Я считаю, что при создании никнеймов, зачастую мы, сами того не подозревая, пользуемся тем же принципом, что и наши предки.
Никмейм как новый элемент антропонимикона
Наиболее активно в среде компьютерно-опосредованной коммуникации циркулирует относительно новый элемент антропонимикона – никнейм (ник, юзерник, сетевое имя). Это представительское имя пользователя, выбранное и присвоенное им себе самостоятельно, для идентификации в Интернете. Наличие идентификатора подобного рода выступает не только значимым условием для установления контакта и коммуникации, но и обязательным требованием подавляющего большинства сервисов (чаты, электронная почта, социальные сети). Интерес к никнеймам вполне обоснован тем, что тут сетевое имя обрамляется разносторонними персональными характеристиками человека, которые способствуют выявлению возрастных, гендерных, территориальных и иных особенностей. Подобная самопрезентация практически всегда увенчана никнеймом. Он становится своеобразным вместилищем и проекцией индивидуальных свойств и качеств пользователя.
В электронном словаре компьютерных терминов и сокращений дается следующее определение: «Никне́йм (ник; англ. nickname /ˈnɪkneɪm/ — первоначально «кличка, прозвище», от средне-английского an eke name — «другое имя», перешедшее в одинаково звучащее «a nick name»), также сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в блогах, форумах, чатах)»[15].
В сетевой литературе понятие «никнейм» рассматривается как прозвище, кличка. Такое понимание связано, вероятно, с этимологией слова (англ. nickname — «кличка», «прозвище»). Действительно, прозвище, как и никнейм, выступает в качестве дополнительного идентификатора личности в неофициальной сфере общения, но в отличие от последнего не является способом самопрезентации личности, так как прозвище присваивается человеку социумом за какие-либо отличительные черты внешности, характера и т. д.[8 ]
Сетевое имя - один из способов номинации лица. Ник выбирается самим пользователем и может быть в любой момент изменен, даже в процессе коммуникации. Известный исследователь веб-языка Дэвид Кристал писал: «Выбор ника - ритуальное действие, которого требует то общество, к которому человек намеревается присоединиться»[4]
Виртуальное пространство Интернета позволяет человеку выбрать себе имя «по вкусу», обозначив свою индивидуальность с помощью никнейма.
При создании образа коммуникант реализует познавательное и творческое личностное начало. Познавательный компонент выражается в стремлении спрогнозировать реакцию и отклик на ник в Интернет-коммуникации. Творческое начало проявляется в желании придумать интересный, небанальный, запоминающийся ник, проявив, таким образом, индивидуальность и неповторимость[4]. В качестве субъекта выступает автор сообщений, имеющий особый набор признаков личности. Через творимый образ пользователь может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила. Например, Белая и Пушистая, Lonely, .•°*”Live for fun”*°•., ~Жизнь Прекрасна~.
«Соответствие такого образа реальному прототипу может быть самым непредсказуемым: пользователи «изменяют» пол, возраст, профессию, национальность, характер, а иногда называются неопределенными именами, не позволяющими угадать какие-либо признаки своего хозяина» [3].
Некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают. Другие коммуниканты рассказывают такие «факты» о себе, которые являются скорее желаемыми, чем действительными. Третьи презентуются в Сети просто непосредственно. Четвертые предпочитают, чтобы о них не было известно ничего [13]. При создании образа человек может руководствоваться разными причинами: желанием выделиться, показать свою уникальность и индивидуальность; стремлением позиционировать себя как активиста или последователя определенных взглядов или убеждений, указать на свои пристрастия и увлечения. Для реализации каких-то из вышеназванных целей автор старается сделать свой ник и стоящий за ним образ наглядным, полным и неповторимым, привлекающим внимание остальных участников общения:БлОндИнкА в зАкОнЕ, <<< Олигарх Леопольд ™ >>>, Иззатик МаЧоМеН, я такой бегу а волосы назад. Ник выполняет роль первичного коммуникативного представления о собеседнике.
В виртуальной реальности использование никнейма обязательно для каждого члена Интернет-сообщества. Выбор оригинального никнейма — одно из основных правил сетевого поведения. Игровой характер интернет-коммуникаций накладывает отпечаток и на особенности функционирования имени в Сети. Собеседник, поддерживающий общение в интернет-пространстве, безличен: не известны ни его внешность, ни склад характера, ни нравственные ориентиры. Все, что знают собеседники друг о друге, — это имя. В отличие от фамилии, имени и отчества, которое может совпадать полностью у разных людей, сетевое имя можно придумать себе уникальное, отражающее состояние и мироощущение пользователя. Сетевое имя собственное (ник) является единицей искусственной номинации. Виртуальная реальность позволяет человеку, минуя все запреты и ограничения реальной жизни, в полной мере реализовать свой творческий потенциал, воплотить в виртуальной жизни то, что недостижимо или недопустимо в реальной. Присваивая себе ник, участник руководствуется рядом мотивов, которыми может быть объяснен выбор языковых средств. Если сравнить причины создания псевдонимов с мотивами участников интернет-общения, можно проследить явные аналогии[9].
Анализируя данные анкет, можно выделить следующие мотивы выбора того или иного ника (Приложение №1):
1. Попытка реализации своего идеального «я», чаще всего не совпадающего с реальным «я» (6%);
2. Уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил, сопровождающих живую коммуникацию (54%);
3.Эксперименты с поиском своего истинного «я» (12%);
4. Игра с другими участниками Интернет-общения, т. е. некий вызов, желание реакции (28%)
Таким образом, никнейм — не что иное, как социальный код, роль, образ, взятый напрокат. Это своеобразная самопрезентация, визитная карточка, которая предъявляется виртуальному обществу для идентификации и, разумеется, привлечения внимания [8].
Итак, основными признаками никнеймов являются индивидуальность, самоназывание, самоидентификация, мотивированность, определённость.
КЛАССИФИКАЦИЯ НИКНЕЙМОВ
Интерес к специфике сетевых имен неизбежно приводит к проблеме изучения их разновидностей. Существующие классификации сетевых имен позволяет судить о нечеткости критериев или смешении подходов к их описанию, об отсутствии унифицированной терминологии. Проявляется тенденция к использованию в качестве основы для классификации принципов описания классов псевдонимов.
А.С. Балкуновой предложен уровневый принцип классификации, включающий [4]:
1) фонетический, структурно-графический, орфографический;
2) морфологический;
3) словообразовательный;
4) тематический уровни.
Рассмотрим каждый из уровней.
1. Фонетическая, структурно-графическая и орфографическая характеристика ников.
Рассмотрение фонетических, структурно-графических и орфографических особенностей ников позволило установить следующее:
1. По структуре сетевые имена делятся на:
1) монокомпонентные наименования (ФЕЯ !!!, Незабудка ***, Нежность)), СоКрОвИщЕ. ...=));
2) поликомпонентные наименования (Нежная Волна, ~~~` Ярк@Я Zvezd@ , ~Sамые красивые парни KZ ~, Хочу стать Миллионером).
В русском языке преобладает группа однословных никнеймов (Малыш, Кадриль, Катюха);
е) средняя длина ника – три слога, как и в большинстве слов русского языка (Дашечка, marusa,).
б) в графическом облике ников чаще используется латиница (drug, everest, podushka, poluncew, CanyPuk) вместо менее частотной кириллицы, наблюдается смешение английских и русских слов, их частей, свободное соединение кириллицы с латиницей (SMEX, KареGлаzka), связанное с распространением английского языка в мире как языка науки, техники и Интернет-технологий;
в) в никах с целью привлечения внимания нередко применяются графические символы:
• дефис: Zaika-sebya LOVE, ----L-o-v-e-- M-e---,
• нижняя линия: _ ELYA _, _Malyshka_ !, _Солнце_ Луч,
• коммерческий знак: Алекs@ndra ...,
• точка: Mr. Dastan; KIM.; . Кристина .,
• апостроф: Nasten`ka *,
• звездочка: *Milashka* *****, RassuL*,
• знак доллара: $ DARHAN $, $Влад Дзун$, $$$ Inkar $$$,
• круглые скобки (****Ma(dIn)a****, ),
• тильда: ~~~DINA ~~~,Neznakomka(~ ~) ,
• квадратные скобки: [...Карина ...], [.Ксана .],
• смайлики: ^_^Няша^_^
г) написание большинства никнеймов соответствует действующим правилам русской и латинской орфографии, согласно которым имена собственные пишутся с прописной буквы: Анна, Ксения, Юлия, Рамиль т. д. Но иногда наблюдается намеренное пренебрежение действующими орфографическими нормами русского языка, например, aleskarmamedov (имя и фамилия написаны без пробела), ли$ёнок, красавчеГ (вместо «красавчик»), «.::Naden’ka::.»;
г) большинство никнеймов благозвучны (Татьяна, Принцесса, bercut).
2. Грамматические типы ников
С морфологической точки зрения в русском языке преобладают ники имена существительные (Чудо~, nastya), причём как собственные, так и нарицательные.
Для создания ников используются также субстантивированные имена прилагательные (Заводной, krasivaya, Alien-«чужой» (англ.)), имена числительные (Первый, ODIN+ ODIN), местоимения (Я-Я-Я), субстантивированные причастия (Пришедший), глаголы (Доойкались, termino – «разграничиваю»), звукоподражательные слова (Мяяу, Ку-ку Ааааа), междометия (упс, хе хе...).
Каждая часть речи, представленная в никнеймах, имеет свою систему словообразовательных средств – совокупность словообразовательных моделей. Балкунова А.С. выделяет следующие образования ников:
1) суффиксальные (Клубничка, киска, ГимНасТоЧка_ **, MERCEDESka). Особое внимание привлекает большое количество имён «уменьшительных» и «ласкательных». Считается, что употребление таких имен обнаруживает тёплое, ласковое отношение говорящего по отношению к тому, чьё имя называется. Такие имена нередко употребляются родителями по отношению к своим детям, соответственно дети переносят их в своё общение, возможно, желая, чтобы их собеседник относился к ним положительно. В словообразовании уменьшительных и ласкательных форм никнеймов участвуют разнообразные суффиксы (-очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -юш-, -яш-, -уш-, -ул-, -ун-, -ус-, -к-, -ик и др.). Например, Екатеринка, Лерусик, Бинтик, Печенюшка, Хомушка, Кирьяш.
Помимо уменьшительных и ласкательных форм никнеймов, выделены огрублённые; в их словообразовании задействуются преувеличительно-огрубляющие суффиксы -х-, -ах-, -ух-, -юх-, -ин-, -ян и другие: Гошан, Волчиха. Подобный способ словообразования показывает, что человек хочет выглядеть солиднее и «круче». Для этой же цели используется именование только по отчеству с суффиксами -ыч-, -ич-: Петрович, Димоныч;
2) приставочные (Антивирус, Неангел);
3) безаффиксные (irinkasim (Ирина Касимова), Oksi (Оксана), greg (Григорий));
4) образованные путём сложения (hotstuff (от англ. Hot+stuff ‒ хороший игрок), Dron'n'bass (от англ. Dron and bass – Андрей и бас)) и сложением в сочетании с суффиксацией (Синеглазка) [ 5].
Анализ словообразовательных моделей показал не только традиционные способы (суффиксальный, безаффиксальный, префиксальный) создания виртуального имени, но и творческий подход к изобретению новых слов. Основной чертой Интернет-коммуникации является свобода индивидуального словотворчества. К креативному словообразованию прибегают с целью привлечь к себе внимание новых собеседников. Креативные сетевые имена таким образом приобретают оригинальность, шутливость, яркость, запоминаемость. Разговорную, просторечную окраску словообразовательным формам никнеймов придает многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки эмоционально-экспрессивной оценки и подчеркнуть функционально-стилевую особенность никнейма как языковой единицы.
3. Тематическая классификация ников
В основу тематической классификации никнеймов в работе положены
значения слов, выявленные с помощью словарей [Ожегов 2003; Субботина 2004; Кулсон 2004]. Учёные выделяют следующие группы [13]:
I. Имена собственные
1) личные имена и производные от них (Carry, Гошан, Сергеефф, Ируся, Ксюнчиксупер, Claire, Caddy, Даниэль);
2) имена персонажей, артистов, певцов и др. (Potter, LadyGaGa, Aragorn, КАРЛсон);
3) мифологические, сказочные, мультипликационные имена (тролль в ворде, Shrek, СуперПух, Семицветик )
4) реальные фамилии (Shmelkov, Vorotnev);
5) измененные фамилии (МакароFFF);
6) названия транспорта, марок автомобилей (Ох! NIVA, ЛАДА Kalina, Автомотовелофототелерадиомонтер);
7) географические названия или образованые от них (Mars, Российский, Тундра, Kilimandgaro, Sахара, riga);
8) отчества (Ivanych, Iгоревна, Anatolich);
9) инициалы (UJO, CanVT, ixy);
10) названия водных объектов (Volga, URAL).
II. Имена нарицательные:
1) шуточные (Юрец всем в торец, Али Ибн Абдул Обстул Задом Бей);
2) именования животных (WOLF – «волк» (нем.), БОЕВОЙ заяц, ••• пЬЯнЫй__ЁжИк •••, );
3) род занятий, звание и т.д. (Великий Воин, `ИнҖӘнӘR´, ♕Ко®олева♕);
4) черты характера, поведение, интересы и т.п. (Forte et tendre – «сильная и нежная» (фр.), Весельчарик, Завидень, Проказница, Сластёна);
5) наружность человека (МаЛяВоЧка, ХУДой, Рыжетта, KRasawa);
6) наименования растений, фруктов, ягод и т.д. (orange – «апельсин» (англ.), KIRSA – «вишенка» (нем.), Арбузинка, Яблоки нас не ГУ);
7) явления природы (wind –«ветер» (англ.), hurricane – «ураган» (англ.), [Ǝɦнv☼Ɔ], катаsтроfа);
8) наименования цветов (Nezabudka, Rosочка, Хризантема);
9) названия птиц (ADLER - «орел» (нем.), Гусь, Falcon- «ястреб» (англ.));
10) названия различных продуктов (Пельмешко, БУЛочка, сладкий ПИРожОК);
11) названия насекомых (TaPaKaH, Scorpion, Муха_цэ_цэ);
12) отвлеченные понятия (Твоя совесть, мамина радость);
13) вещества, камни (Diamond – «алмаз(англ.)»);
14) фразы (Telle quelle – «такая, какая есть» (фр.), нeureux ensemble – «счастливы вместе»);
15) случайный набор букв, цифр (~!*]#+;๑۩ У4ЕНИ[тс]@-ЙйА۩๑●•٠·˙٩);
16) звукоподражания (Ку-ку Ааааа);
17) названия одежды, обуви (ДАМ по трусАМ, САПОГ);
18) части тела (хвост_ мышки, уши-лапы-хвост);
19) компьютерные реалии (MegaClick, Kaspersky, дедушка Вирус).
Тематическая классификация никнеймов показала, что преобладают ники- личные имена.
По типу мотивированности значения ники можно разделить на мотивированные и немотивированные. В ряде случаев вызывает затруднение принадлежность никнеймов к той или иной группе в силу их многозначности и отсутствия информации от их носителей о причинах выбора никнеймов. Большинство никнеймов носят эмоционально-экспрессивный характер.
С точки зрения происхождения встречаются русские ники (матрешка, Мурка) и заимствованные из английского (Diamond –«алмаз», wind –«ветер»), французского (amour – «любовь», тendre – «нежная»), немецкого (ADELBARND-«славный меч», ALRIC – «всемогущий») и других языков.
Существуют некоторые гендерные особенности присвоения сетевых имен. Так, женщины предпочитают уменьшительно-ласкательные сетевые имена (СаНиЮшА, Нюта, Мариша), а иногда агрессию, превосходство над другими участниками общения и др. (одна такая, $$$$ OLYA FIRST $$$$). Мужские ники отличаются ярко выраженным чувством превосходства над окружающими (UnikaLniY 9, Мистер Президент); многие носят выраженный романтичный характер (Романтик *); некоторые пользователи мужского пола пытаются утвердить свой жизненный статус (LoneLy _ Boy).
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НИКНЕЙМОВ В ПРОЦЕССЕ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ
Для анализа сетевых имен в процессе общения я сделала выборку из социальной сети ВКонтакте, где чаще всего происходит виртуальное общение учащихся нашей школы, а также использовала результаты анкеты, проведенной среди учащихся 8-11 классов и учителей нашей школы.( Приложение № 1)
Анализируя ответы педагогов нашей школы, я выяснила, что ни один педагог не использует ник при общении в социальных сетях. 60% респондентов из числа педагогов не знают что такое «ник».
В результате выборки и ответов учащихся 8-11 классов я выяснила, что 90% опрошенных используют никнеймы для общения в социальных сетях. Мною был составлен следующий список никнеймов учащихся нашей школы:
Кроме этого я сделала выборку ников других пользователей, именования которых мне показались интересными:
Если рассмотреть данную группу с точки зрения фонетических, структурно-графических и орфографических особенностей, то можно установить следующее:
Преобладают монокомпонентные наименования - 89%, встречаются и поликомпонентные (11%) В основном, преобладают мотивированные никнеймы – 93%, хотя встречаются и немотивированные –7%.
Процентное соотношение мотивированных и немотивированных типов наглядно демонстрирует данная диаграмма.
Я выяснила, что 11% применяют в никах графические символы с целью привлечения внимания. В 14 % наблюдается намеренное пренебрежение действующими орфографическими нормами русского языка.
Если проанализировать ники респондентов с морфологической точки зрения, то можно определить, что в большинстве случаев используют ники имена существительные.
Я выяснила, что для образования никнеймов учащиеся используют в большинстве случаев суффиксальный способ образования- 32%
Тематическая классификация ников учащихся нашей школы такова:
Имена собственные и производные от них – 64%
Имена известных людей- 3%
Мультипликационные имена – 3%
Указывающие на род занятий, интересы, характер – 18%
Указывающие на внешний вид – 11%
Набор цифр -7%
Сочетание букв, цифр, символов – 29%
Отвлеченное понятие – 3%
На вопрос: «Задумывались ли вы над смыслом ников?» ответили:
53% опрошенных – задумывались
47% опрошенных- не задумывались
Как вы считаете, ник –это:
Таким образом, проанализировав сетевые имена учащихся нашей школы можно сделать вывод, что они являются средством самономинации. Среди них преобладают монокомпонентные имена существительные из русского языка, образованные, в основном, суффиксальным способом, выбор которых, как правило, мотивирован. Как следствие, представлены достаточно разнообразные семантические типы никнеймов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью моего исследования было изучение специфики сетевого имени как основного средства самопрезентации языковой личности в Интернет-чате в процессе виртуального общения. В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Обобщены теоретические представления о сетевом имени, его месте в системе языка как явлении искусственной номинации, уточнены его структурно-графические, орфографические, словообразовательные, морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные, функционально-стилевые, психолингвистические особенности.
2. Проведёны анкетирование и выборка никнеймов из социальной сети ВКонтакте, выявляющие особенности использования никнеймов в процессе общения учащихся нашей школы.
Собранный и проанализированный материал позволил мне сделать следующие выводы.
Никнеймы — это имена, применяемые в первую очередь для личного общения в виртуальном коммуникативном пространстве. В интернет-коммуникации ник обладает набором отличительных черт, среди которых — уникальность в границах одного домена, мотивированность для носителя, ситуационность создания. Ники заменяют личные имена людей, служат сокрытию реального имени и, следовательно, позволяют показать себя более раскрепощенным и независимым в интернет-пространстве. Именно виртуальное пространство позволяет личности создавать себе индивидуальное имя по собственным законам, комбинируя различные буквенные и графические символы. Все это побуждает пользователей к перевоплощениям, к попытке «надеть маски», представить себя в воображаемых, но желаемых образах.
Меня радует, что в большинстве случаев учащиеся нашей школы используют имена собственные или производные от них.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникина, Т. В. Факторы, влияющие на выбор имени в виртуальном пространстве / Т. В. Аникина // Система и среда: язык, человек и общество: материалы всероссийской научной конференции, Нижний Тагил, 19-20 апреля 2007 г. / НТГСПА. – Нижний Тагил, 2007. – С. 56–61.
2. Ахренова, Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. на соиск. Учен. Степ, д-ра филол. наук : (10.02.19) / Ахренова Наталья Александровна. — М., 2009. — 35 с.
3. Балкунова A.C. Проблема классификации никнеймов [Электронный ресурс] // Открытые эволюционирующие системы: Четвертая международная научно-практическая Интернет-конференция (сентябрь–ноябрь 2008 г.). Секция «Язык как эволюционирующая система». – Киев, 2008. – Режим доступа: http:// openevolvingsystems.narod.ru/2008 OESIV/IV OES FromRjanskaya.htm.
4. Балкунова A.C. Никнейм как особая группа имен собственных [Текст] // Гуманитарные науки в современном мире: материалы Второй Международной научно-практической Интернет-конференции 26 октября- 8 ноября 2009 года / Под общ. Ред. М.А. Литовченко. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова A.B., 2010. – С. 35–37.
5. Башаева Б. Никнейм как явление ономастики: лексико-грамматическая характеристика.URL: http://bo0k.net/index.php? bid=10689
&chapter=1&p=Achapter
6. Вальтер Х., Мокиенко В.М. Большой словарь русских прозвищ. М., 2007.
7. Голомидова, М. В. Русская антропонимическая система на рубеже / М. В. Голомидова // Вопросы ономастики. – 2005. – № 2. – С. 11–22.
8. Казяба В.В. Общая семантическая характеристика мужских никнеймов-псевдонимов немецкоязычных пользователей ICQ // STUDIA LINGUISTICA XX. Язык в логике времени: наследие, традиции, перспективы:
сб. науч. тр. 2011. с. 279–284.
9.Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете //http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.
10. Робустова, В. В. Антропонимическое прозвище в современном коммуникативном пространстве / В. В. Робустова // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкулътурная коммуникация. – 2008. – № 1. – С. 120–130.
11. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. М., 2002. Электронная версия: http://slovari.yandex.ru/dict/rges.
12. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 2009. С. 173.
13. Супрун В.И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья: материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. – М., 2004.
14. Цибизов К.С. Анонимность и экспрессивность как условия речевого поведения в чате-дискурсе / К.С. Цибизов // Изв. Гос. Пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2009. – № 97. – С. 231–235.
15. Электронный словарь компьютерных терминов и сокращений // http://postroika.ru/encycl/enc_r13.html
Приложение №1
Анкета
5. Как вы считаете, что на ваш взгляд является мотивом выбора того или иного ника (выберете один из предложенных вариантов или напишите свой) :
5.1. Попытка реализации своего идеального «я», чаще всего не совпадающего с реальным «я» ;
5.2. Уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил, сопровождающих живую коммуникацию;
5.3.Эксперименты с поиском своего истинного «я»;
5. 4. Игра с другими участниками Интернет-общения, т. е. некий вызов, желание реакции
5.5. Другое______________________________________________
6. Как вы считаете, ник – это (выберете один из предложенных ответов)
6.2. Кличка
6.3. Самопрезентация личности
6.4. Другое___________________________________________________
Выбери путь
Извержение вулкана
Огонь фламенко
Акварель + трафарет = ?
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью