Тема Богини-матери сейчас достаточно популярна, это естественно в наше время, когда женский образ приобретает гораздо большее значение и самостоятельность, а также социальную и культурную силу чем в предыдущие эпохи. Следовательно интерес к женской теме возрастает у обоих полов.
Когда говорят о роли женщины и о её образе, пытаются взять максимально знакавый облик которым является Богиня Мать. Что же из себя представляет такая богиня? Возможно, некоторые люди даже не догадываются о её существование, хотя её образ фигурирует в разных религиях и мифах мира. В первую очередь встает вопрос, богиней чего же она является? И от куда же она берет свои истоки. С этими и другими вопросами нам и предстоит разобраться, это достаточно интересная тема, который достоин особого внимание.
Вложение | Размер |
---|---|
boginya-mat_proekt.docx | 42.08 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина»
Кузьменок Полина Петровна
Богиня Мать в мировой мифологи
ОУДБ. 04. История
Специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Руководитель: _________________ П.А.Песенко
Сураж
2020
Оглавление
2. Символы воплощения Богини Матери. 6
3. Общие воплощения в мифологии. 9
Тема Богини-матери сейчас достаточно популярна, это естественно в наше время, когда женский образ приобретает гораздо большее значение и самостоятельность, а также социальную и культурную силу чем в предыдущие эпохи. Следовательно интерес к женской теме возрастает у обоих полов.
Когда говорят о роли женщины и о её образе, пытаются взять максимально знакавый облик которым является Богиня Мать. Что же из себя представляет такая богиня? Возможно, некоторые люди даже не догадываются о её существование, хотя её образ фигурирует в разных религиях и мифах мира. В первую очередь встает вопрос, богиней чего же она является? И от куда же она берет свои истоки. С этими и другими вопросами нам и предстоит разобраться, это достаточно интересная тема, который достоин особого внимание.
(3 слайд) Богиня-мать - главное женское божество во многих культурах мира. Её образ можно проследить, начиная с палеолитических Венер и изображений женской символики (круг, треугольник, ромб).Считается, что в доисторический период, когда продолжение рода и выживание являются основными задачами человека, появляется культ богини-матери или богини-земли. Её главной функцией было воспроизводство всего живого, обеспечение урожая, прироста скота. Найденные доисторические женские изображения нередко приписываются этой богине. Так называемые палеолитические «венеры» имеют широкие бедра, большую грудь, выделяющиеся половые органы. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей. Это указывает на то, что основной женской функцией на тот момент являлось деторождение.
Часто Богиня-мать соотносится с землей, она является полнейшим воплощением женского творческого начала. Как и богини, более поздних религий, чей образ восходит к доисторическому образу Богини-матери, она в разных культурах ассоциируется также с пещерами (которые воспринимаются как лоно богини), водной стихией, растительностью, астральными объектами, что указывает на универсальный характер культа этого божества. Мать дарует жизнь, поэтому самый важнейший её атрибут - плодовитость. Но в древнейшей мифологии Богиня-мать не только даровала жизнь, но и отбирала. Отсюда зачастую она и богиня подземного царства. Все выходит из лона Богини-матери и все к ней же и возвращается.
Если просматривать различные источники, то Богиня-мать является и богиней плодородия, и богиней мудрости, и богине судьбы, и богиней войн, а так же богиней источников и много чего другого. Может сложится мнение, что она является богиней всего подряд и в то же время ничего конкретно. Между этим у нас есть четкий критерий - этот один мифологический образ является Богиней Матерью, а другой нет, но является наследницей ее образа.
Богиня Мать, богиня рождения, но там где есть жизнь, рука об руки с ней идет смерть. Можно сделать вывод, что Богиня Мать - это богиня жизни и смерти в двуединстве. Если мы видим, что какая-то богиня почитается, как воплощение двуединства жизни и смерти, то перед нами Богиня Мать. Попутно она может быть связана со всем выше перечисленным, но это будут лишь ее попутные качества, а не основные.
В эпоху неолита представления о женском начале как источнике всего сущего под влиянием изменившихся условий жизни трансформировались, но не утратили своей изначальной концепции. В неолитическом искусстве Богиня-мать иногда изображалась с ребёнком на руках или в виде рожающей женщины. Женское божество часто было представлено в виде трех образов: юная богиня, богиня-мать и богиня-прорицательница (трехликая богиня луны, богиня Астарта). В данных образах заключались представления о круговороте жизни.
(4 слайд) Образ Богини Матери прослеживается в разных религиях, у него есть свои прообразы, признаки, которые заимствованы у него.
Первый признак будет связан не только с Богиней-Матерью, он связан с женскими божествами вообще. Признак дуальности. Вот у нас младенец. С какого возраста он начинает осознавать свою мать – нс каких частей тела? Нет, не грудь. Младенец уткнулся маме в грудь – что он видит при этом?! – да ничего. Ребенок начинает воспринимать мать через ее руки. Он примерно в трехмесячном возрасте начинает играть с руками матери (ну, или любящего папы). Поэтому тема двух оберегающих рук будет использоваться везде, где только можно. Как только в рекламе нужно показать, что о нас заботится кто-то, не важно кто, – нарисуйте нам эти две руки, и сразу мы подсознательно будем чувствовать заботу. Именно отсюда идет женская дуальность. А дальше, когда нам нужно воплотить какой-то женский образ, то эта дуальность будет проявляться везде. Я напомню вам греческий ордер, дорическая колонна ассоциируется с мужской фигурой, ионическая колонна с двумя завитками будет ассоциироваться с женской фигурой. К тому же она будет в каннелюрах, будет вся в складочку, как женщина в одежде. В славянской мифологии богини, покровительствующие деторождению, назывались роженицы, а по-древнерусски они «роженице» – двойственное число. Четкое лингвистическое указание на то, сколько их, – их две. Тема парности богинь, связанных с рождением, очень распространена. У нас будут многочисленные образы парных олених рогов, о которых я еще буду упоминать. И кстати, эту тему раскрывал Борис Рыбаков в книге «Язычество древних славян». Он, конечно, как и положено мужчине, считал, что у женщины главная часть тела – грудь и дуальность женских божеств связана с тем, что грудей две, но это мужское мнение.
А теперь мы, раскрыв тему парности и тему рук, затронув тему олених, переходим к теме рук и рогов. У большинства видов оленей самцы рогатые, а самки безрогие. Хотя есть косули, северные олени… но они в меньшинстве. Между тем в мифологии нас всегда будет интересовать рогатая олениха. В мифах олениха всегда рогатая, и это тем больше меня радует, чем с большей вероятностью это относится к местности, в которой не водятся виды оленей с рогатыми самками.
Но из реально рогатых самок мы сразу вспомним Керинейскую лань. Так вот, перейдем к ней и к Артемиде. Артемида, безусловно, имеет черты Богини-Матери, несмотря на то, что она девственница. Артемида – охотница, она связана с размножением и гибелью диких животных. Она вполне наследница Богини-Матери. Ей принадлежит Керинейская лань, которая топчет посевы; Геракл ее ловит, после этого он возвращает ее Артемиде. По логике вещей там должно быть жертвоприношение, через которое Артемида получит свою лань. И эта тема: богиня-охотница, посылающая своего олененка на заклание, нам из греческой мифологии известна – это миф об Ифигении. Когда Артемида требует Ифигению в жертву, Ифигению должны казнить, Артемида заменяет ее ланью, Ифигению переносят в Тавриду и т. д., а лань убивают. Это отголоски мифа о богине-лани, богине, во власти которой размножение диких животных, посылающей олененка на заклание. Рыбаков цитирует текст о том, что некоторые люди верили, что выходили из леса олениха с олененком; олененка люди забирали и приносили в жертву, олениха убегала обратно в лес, но однажды люди захотели олениху тоже поймать, олениха и олененок убежали и больше не выходили. Это, безусловно, отголоски того же самого мифа – об оленихе, из года в год приводящей своего олененка на заклание.
Среди пермских бляшек есть изображения, на котором женщина стоит с поднятыми руками, ее большие пальцы приставлены к вискам. На каких-то конкретных бляшках она изображается с руками, приставленными к вискам, на каких-то как женщина с оленьими или лосиными рогами, на каких-то мы не можем разобрать, рога это или руки. С другой стороны Богиня-Мать может почитаться в образе дерева. Образ дерева как женской фигуры с воздетыми руками, мелкие ветки как растопыренные пальцы. Перед нами триединый образ: женщина с воздетыми руками, женщина с оленьими рогами, Богиня-Мать в образе дерева. Дерево может быть конкретным, как у дравидов, а может быть мифичным; Богиня-Мать очень тесно связана с образом мирового древа.
Можно вспомнить на Руси Троицину березку, которую наряжают в виде девушки и величают. Но самое интересное – это вам хорошо известный обычай вешать на деревьях в памятных местах ленточки. Что это такое? Вы эти ленточки встречали где угодно. В буддийских регионах это объясняют через буддийскую символику. В мусульманских регионах говорят, что это мусульманская традиция. Туристы-экскурсанты делают это просто так. Но многие ли знают, что ленты символизируют связь неба и земли.
3. Общие воплощения в мифологии.
(5 слайд) Образ Богини-матери является «проекцией» зрелой стадии жизни женщины, в отличие от двух других - образов юной Девы и старой Прародительницы. Этот культ дожил до исторических времен в собирательном образе Великой Матери Ближнего Востока и греко-римского мира. Религиозная преемственность его отчетливо прослеживается в образах таких известных богинь, как Исида, Нут и Маат в Египте; Иштар, Астарта и Лилит региона Плодородного Полумесяца; Деметра, Кора и Гера в Греции; Атаргатис, Церера и Кибела в Риме. Стоит отметить, что символика данных богинь крайне схожа не смотря на различия культурных регионов, где эти культы располагались.
Богиня-Мать не имеет равновеликого себе супруга, она может порождать его, брать в мужья и затем губить (древнегреческие Гея и Уран). Другой вариант - она проглатывает своё дитя и беременеет от этого (египетская Нут). В более поздний период, когда в религии ведущее место заняли боги, а не богини, культ Богини-Матери зачастую приобретает оргиастический характер.
Если более подробно разбирать образ Богини-матери, то можно выделить наиболее яркие божества, олицетворяющее её: богиня Иштар (Инанна), Исида, Деметра. Все три божества имеют схожие функции и символику.
Все три богини представляют собой идеал женственности и материнства. Однако они способны, как даровать жизнь, так и отнимать её. Например: миф о Деметре и Персефоне. После похищения Персефоны Аидом, безутешная Деметра отказалась порождать жизнь и все на земле начало увидать и умирать. Стоит разгневать богиню и из заботливой матери и жены она превращается в воительницу (богиня Иштар в мифе о подземном царстве) или чудовище (богиня Сехмет).
Влиянию древнего культа Богини-матери подверглись и христианские представления. Например, образ Богородицы крайне схож с образом греческой Селены или Дианы. В поздней римской мифологии лунная богиня изображалась в образе юной девушки, стоящей на полумесяце с белым крестом в руках в окружении двенадцати звезд. На сегодняшний день подобным образом изображается Дева Мария. Она также стоит на полумесяце, иногда с крестом, всегда в окружении двенадцати звезд вокруг нимба.
Подобное смешение традиций и большое количество общих черт в мифологиях различных народов наводит на мысль о существовании некого единого идеала женственности и материнства. Тут нельзя не вспомнить концепцию архетипов К.Г. Юнга. Юнг говорит о том, что у человечества существуют универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.
Возможно, что именно эта теория и является объяснением столь глубокого и древнего культа, как культ Богини-матери. Даже в наше время мы можем найти много общего между идеалом современной женщины и образом древней богини. Женственная и независимая, способная самостоятельно заботиться о своем потомстве, обеспечить себе достойное существование, воинственная и по матерински заботливая, когда ей это необходимо.
В современном мире многие женщины стремятся к подобному идеалу, становятся во главе огромных компаний, пытаются совместить семью и карьеру, отводя традиционные семейные ценности на второй план.
Конечно, данный образ не единственный, что встречается в современной культуре или древних культах и религиях. Однако он один из самых весомых, самых ярких и древних. Мистический идеал Богини-матери, противоречивый, овеянный тайной и мистикой очень точно отражает двойственную природу реальной женщины, её непостоянство, стремление к независимости и желание порождать жизнь.
(6 слайд) Всеобщее распространение культа Богини-Матери произошло в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют „Венерами”. Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо —едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, —это органы деторождения и кормления.
Разгадка необычайных черт в фигурках „Венер” кроется в том, что они были, как предполагает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини-Матери. Изображения „Венер” обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создаётся впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски —Бу-гады Энинитын. Она мыслится хозяйкой Вселенной и одновременно —матерью зверей и людей. В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити, на Руси Мать Сыра Земля.
(7 слайд) Согласно древним верованиям, Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Она заставляет оживать семя, погруженное в землю. По её мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Богиня-Мать —всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы. Например, культ Богини-Матери лёг в основу философской идеи «мировой Души».
Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности (у некоторых народов) жреческие функции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у северных индейцев „обряды плодородия” совершались женщинами. По одному ирокезскому преданию, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещала протащить своё тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай.
Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры. Там, где это явление уже исчезло, можно найти его следы. Так, у чукчей и других северных народов шаман-мужчина одевался в женскую одежду, а фрески острова Крит свидетельствуют о том, что в самые священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм. Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они часто оказывались в роли вождей и руководителей племени. Все женские божественные лики —разновидность единой богини, и эта богиня —женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют.
Она не только покровительница людей и животных, но также и сатиров и иных сверхъестественных сущностей. Недаром племена Маленького Народа (эльфов, фей) в Уэльсе обобщительно именовались Benddith y Mamau, то есть «Благословение Матери». В древности ее нередко изображали вместе с различными насекомыми и животными. В частности, с пчелами. Мистики считают пчел формой жизни связанной с Венерой и также пчела символ Первой Корневой Расы. Бабочка это символизм Руны Дагаз и знак Трансмутации, превращения ползающего уродливого существа-гусеницы в воздушное красивое создание.
Заключение
Делая вывод из всего выше изложенного, Богиня Мать является главным женским божеством во многих мифологиях мира. Богиня Мать, богиня рождения, но там где есть жизнь, рука об руки с ней идет смерть. Богиня Мать - это богиня жизни и смерти в двуединстве. Поклонение образу женщины - матери как верховному божеству восходит ещё к эпохе Палеолита, то есть к древнейшим временам. Но и посей день её помнят и почитаю. По сути она служила богиняй и музой многим поколениям, и я думая, что так и будет продолжатся покуда жизнь и смерть сопутствуют человеку.
Аэродинамика и воздушный шарик
Рисуем "Ночь в лесу"
Нора Аргунова. Щенята
Весенние чудеса
Заяц, косач, медведь и весна