Самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Целью моей исследовательской работы явилось знакомство с русской народной игрой «Гуси- лебеди».Актуальность исследования русской народной игры «Гуси- лебеди» велика, так как на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть в разные игры.
Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра - это источник радости. Игра учит нас не сдаваться, не пасовать перед трудностями. Игра помогает стать сильными, ловкими, быстрыми, сообразительными. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально.
При написании работы использовались данные анкетирования, история возникновения игры, описание, правила игры.
Пусть народные игры продолжают жить. Я хочу, чтобы в русские народные игры играли ученики нашей школы и на переменах, и во внеурочной деятельности, и в летнем пришкольном лагере, около дома после уроков и в каникулы. Ведь эта игра учит меня и моих сверстников дружбе, сплоченности, взаимовыручке, ответственности.
Вложение | Размер |
---|---|
gusi-lebedi.docx | 183.77 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мечётская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа: «Русская народная игра «Гуси-лебеди».
Автор работы: Попова Мария 8 лет.
Руководитель: Черёмухина
Людмила Яковлевна.
2017 г.
Содержание.
1. Введение ____________________________3стр.
2. Основная часть ______________________ 3 стр.
2.1.История возникновения народной игры_ 3-4стр.
2.2. Описание игры______________________5-7 стр.
2.3. Правила игры________________________7 стр.
3. Анкетирование_______________________7-8 стр.
4. Заключение___________________________8 стр.
Список литературы_____________________9 стр.
1. Введение.
Самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Целью моей исследовательской работы явилось знакомство с русской народной игрой «Гуси- лебеди».
Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Найти русскую народную игру «Гуси- лебеди».
2. Разучить её с одноклассниками.
3. Провести игру на переменках со всеми желающими детьми.
4. Провести анкетирование с детьми.
5. Проанализировать результат, выявить, нравятся ли детям русские народные игры.
Объектом исследования является русская народная игра «Гуси- лебеди».
Предмет исследования – содержание игры «Гуси- лебеди».
Методы исследования - при написании работы я использовал данные
Методы исследования - при написании работы я использовала данные анкетирования, находила историю возникновения игры в книгах, журналах; обращалась к сети Интернет, подбирала и изучала литературу.
Актуальность исследования игр наших родителей велика, так как на
Актуальность исследования русской народной игры «Гуси- лебеди» велика, так как на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть в разные игры.
Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно
жить. Игра - это источник радости. Игра учит нас не сдаваться, не пасовать
перед трудностями. Игра помогает стать сильными, ловкими, быстрыми,
сообразительными. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе
делают нас здоровыми, как физически, так и морально.
2.1. История возникновения народных игр
Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.
Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 века). Это
были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: "Палочные бои", "Буй", "Кто дальше?" (метание камней, копья в цель и на дальность).
Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных
славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.
На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках
обнаружено огромное количество "кубарей" и шаров, остатки различных по
размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.
Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А.
Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у
разных народов. Так, у древних греков слово "игра" означало собой действия,
свойственные детям. У римлян "игра" означало радость, веселье. У немцев
слово "игра" означало лёгкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.
Наиболее подробно понятие "игра", "играть" разъясняет В.И. Даль в
"Толковом словаре живого великорусского языка": "Игра…то, чем играют и
во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того
служащие".
5
В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной
форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению
игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
2.2 Описание игры.
Русская народная игра «Гуси-лебеди»
Эта игра годится даже для дошкольников уже лет с пяти. Играть можно от шести до двадцати человек; впрочем, можно и больше — до тридцати, но тут гусям не так интересно будет.
«Гуси-лебеди» — игра летняя, и играть в нее приятнее всего на свежем воздухе — во дворе, на лужайке или другом ровном месте, где можно побегать. И желательно, чтобы была трава, на которой всегда гуси пасутся.
Величина этого «поля» в длину шагов сорок, а в ширину не меньше двадцати. Но если вам исполнилось уже лет по десять или когда очень много игроков соберется, то место для игры выбирайте побольше — шагов пятьдесят в длину и шагов двадцать пять в ширину.
Перед игрой на одном конце поля надо наметить «дом», где живет хозяйка со своими гусями. Это место отделите от поля чертой, проведенной на земле. Затем шагах в двадцати пяти от дома, то есть чуть дальше середины поля, на его краю под воображаемой «горой» обозначьте «логовище», где будет сидеть волк. А дальше, шагах в десяти от логовища и до конца поля, будет пастбище для гусей. Его, очевидно, можно не очерчивать, а просто положить по краям поля по камню или воткнуть по палке. Часть поля за ними и будет пастбищем.
Все поле между домом и пастбищем должно быть ровным, чтобы по нему можно было бегать без опаски. Впрочем, можете сделать и проще: отшагать сколько надо, обозначив тремя любыми предметами дом, логово и пастбище, и сразу же играть.
Теперь приступим к самой игре.
Для начала посчитаемся и выберем главных действующих лиц — волка и хозяйку. Если для игры вас соберется больше десяти человек, то для экономии времени пусть первый вышедший будет волком, а второй — хозяйкой (или хозяином) гусей. Все, кто остался, и будут «гуси-лебеди».
Хозяйка ведет гусей в дом, а волк отправляется «под гору» в свое логовище и сидит там до поры до времени.
Дальше начинаются разговоры.
Хозяйка спрашивает:
— Гуси, гуси?
Гуси дружно отвечают:
— Га-га-га.
— Есть хотите?
Вот тут уже гуси переходят на человеческий язык и начинают говорить:
— Да-да-да!
— Ну, летите… —
разрешает хозяйка и, помахивая хворостинкой, гонит гусей в поле.
Гуси, махая крыльями, радостно бегут мимо волка на пастбище. А хозяйка возвращается домой.
Гуси разбредаются по пастбищу и пасутся некоторое время, покрикивая, переговариваясь между собою: «Га-га? Га-га-га?» — и с опаской поглядывая на сидящего в логове волка.
Спустя примерно минуту хозяйка кличет их:
— Гуси-лебеди, домой!
Гуси останавливаются и отвечают:
— Мы боимся!
— Почему?
— Серый волк под горой!
— Что он делает?
— Гусей щиплет.
— Каких?
— Сереньких да беленьких.
Тут хозяйка начинает сердиться на боязливых гусей и строго приказывает:
— Гуси-лебеди, домой!
Делать нечего, и гуси, растопырив крылья, летят к дому. Но и волк, заслышав хозяйкины слова, тотчас же выскакивает из логова и бросается наперехват — ловить гусей.
Обычно больше одного гуся ему схватить не удается, а остальные благополучно прибегают домой.
Волк уводит добычу в свое логово и остается там. А хозяйка снова начинает разговор с гусями, отправляет их пастись, потом зовет домой. Так раз за разом волк ловит гусей и утаскивает их к себе.
До каких пор продолжается игра и чем она заканчивается?
Тут все зависит от того, сколько ребят участвуют в игре. Если вас всего семь-восемь человек, то волк должен изловить всех гусей. А когда играющих много, то следует заранее договориться, сколько гусей будет ловить волк, — например, пять или семь. Ребята постарше, конечно, в силах изловить и больше, но тогда первым пойманным гусям скучно будет долго сидеть в логове волка, не принимая участия в игре. Поэтому аппетит волка надо ограничить.
Младшие ребята обычно ловят только трех гусей.
Как я уже говорила, волк выбирается по считалке, и может оказаться, что волком станет не очень проворный или даже самый маленький из вас. Но все равно пусть он играет. Только если он, выбежав ловить три раза, не поймает никого, то для продолжения игры ему следует поменяться местами с хозяйкой. Ну а когда волк сильный, пусть сначала погоняется за ребятами постарше, а не отлавливает одних малышей.
Игра заканчивается, когда волк поймает условленное количество гусей.
Если вы еще не наигрались и захотите повторить игру, то первый пойманный гусь становится волком, а бывший волк — хозяйкой, чтобы он смог отдохнуть. Хозяйка же пусть станет гусем и побегает
2.3 Правила игры
Первое. Пока хозяйка не произнесет слово «домой», гуси не должны выходить с пастбища, а тем более начинать бежать к дому. Можно только встать на краю пастбища и приготовиться. Волк тоже не имеет права преждевременно выбегать из логова.
Второе. После слова «домой» всем гусям надо незамедлительно бежать к дому, потому что волк может ловить гусей даже на пастбище.
Третье. Когда гуси прибегут домой, то есть пересекут черту дома, ловить их уже нельзя. Но так как никаких боковых линий здесь не обозначается, то и гуси и волк могут убегать немного и вправо, и влево. Но вообще-то бегать туда незачем.
Четвертое. Кого волк ухватил, не должен вырываться; да и одежда целей будет, не порвется.
Пятое. Как бы хозяйка ни «болела» за своих гусей, выходить из дома во время волчьей охоты ей не разрешается. Пусть волк без помех гоняется за добычей.
Шестое. Волком может быть каждый только один раз за игру. То есть если бывший волк, став гусем, снова попадется первым, то волком становится второй пойманный гусь.
3. Результаты анкетирования.
Следующим этапом моей работы было составление анкеты: «Как часто вам хотелось бы играть в подвижные русские народные игры?»
Я провела анкетирование среди младших школьников, принимавших участие в проведении игры на переменах и проанализировала результаты. Всего в игре приняло участие 15 человек. Составила таблицу и записала результаты.
Виды игр | Хотелось бы играть часто | не очень | редко |
Подвижные русские народные игры | 14 | 1 | 0 |
Результаты анкетирования показали, что большинство детей предпочитают подвижные русские народные игры. Это в основном 1-3 класс.
4. Заключение.
Меня заинтересовала эта работа, я хочу её продолжить. Пусть народные игры продолжают жить. Я хочу, чтобы в русские народные игры играли ученики нашей школы и на переменах, и во внеурочной деятельности, и в летнем пришкольном лагере, около дома после уроков и в каникулы. Ведь эта игра учит меня и моих сверстников дружбе, сплоченности, взаимовыручке, ответственности.
Список литературы.
1. М.А. Бесова «В школе и на отдыхе». Познавательные игры для детей. Ярославль, Академия развития. 1997 г.
2. Ю.И. Иванов «Играй на здоровье». Подвижные игры, народные забавы, аттракционы, игровые поединки. Московская правда, 1991 г.
3. Л.А. Обухова. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы». Москва, ВАКО, 2008 г.
4. М.Ф. Литвинова. «Русские народные подвижные игры».Москва, Просвещение, 1986 г.
5 . Энциклопедия о здоровье. Москва, Пр.2010 г.
6. Материалы сети интернет.
Новогодние гирлянды
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Белый лист
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Каргопольская игрушка