С каждым годом человечество загрязняет окружающую среду все больше. Мусор, созданный нами, портит и даже отравляет нашу жизнь. Объемы твердых бытовых отходов (ТБО) увеличиваются во всех странах мира, включая Россию. По данным Росприроднадзора, ежегодно в нашей стране образуется около 35–40 млн тонн ТБО. Каждый россиянин, производит в среднем 300 кг мусора в год. Несмотря на то, что для решения проблемы обезвреживания ТБО постоянно разрабатываются новые технологии, идеального способа устранения мусора на уровне страны, к сожалению, пока не существует.
Самым прогрессивным путём обращения с отходами является их вторичная переработка. Содержимое нашего мусорного ведра содержит много того, что было некогда извлечено из Земли, переработано в полезные материалы, а затем выброшено за ненадобностью. И основной вопрос, возникающий при таком отношении к отходам не как сделать их незаметными для глаза, отравляя при этом природную среду, а как научиться возвращать их в цикл производства, подражая природным круговоротам. Таким образом, можно уменьшить потребление природных ресурсов и научиться их разумному использованию. За рубежом такой способ обращения с отходами называют «Zero waste»,что в переводе на русский язык означает как «Ноль отходов»
Вложение | Размер |
---|---|
npk_po_bilologii_shoydokovoy_tatyany.doc | 76 КБ |
МАОУ СОШ № 1
"Минимизирование мусора путём внедрения стиля Zero Waste в повседневную жизнь школьников"
Выполнила: Шойдокова Татьяна
Руководитель: Селиванова Татьяна Михайловна
Улан-Удэ
2019
Оглавление
1.Введение
2.Теорическая часть
3.Практическая часть
3.1.Опрос
3.2 Эксперимент
4.Заключение
5.Список литературы
1.Введение
С каждым годом человечество загрязняет окружающую среду все больше. Мусор, созданный нами, портит и даже отравляет нашу жизнь. Объемы твердых бытовых отходов (ТБО) увеличиваются во всех странах мира, включая Россию. По данным Росприроднадзора, ежегодно в нашей стране образуется около 35–40 млн тонн ТБО. Каждый россиянин, производит в среднем 300 кг мусора в год. Несмотря на то, что для решения проблемы обезвреживания ТБО постоянно разрабатываются новые технологии, идеального способа устранения мусора на уровне страны, к сожалению, пока не существует.
Самым прогрессивным путём обращения с отходами является их вторичная переработка. Содержимое нашего мусорного ведра содержит много того, что было некогда извлечено из Земли, переработано в полезные материалы, а затем выброшено за ненадобностью. И основной вопрос, возникающий при таком отношении к отходам не как сделать их незаметными для глаза, отравляя при этом природную среду, а как научиться возвращать их в цикл производства, подражая природным круговоротам. Таким образом, можно уменьшить потребление природных ресурсов и научиться их разумному использованию. За рубежом такой способ обращения с отходами называют «Zero waste»,что в переводе на русский язык означает как «Ноль отходов»
Что же такое «Zero Waste»?
Это метод и стиль жизни, при котором стремятся ничего не отправлять на свалку. Мы собираем из отходов то, что можно использовать повторно в быту столько, сколько можем, остальное отправляем на переработку или компостируем. В настоящее время у нас линейный вид жизнедеятельности: мы берем ресурсы планеты, а затем сбрасываем их в гигантскую яму, создавая мусорные свалки.
Впервые узнав о таком понятии как "Zero Waste",я задалась вопросом: «Насколько люди способны уменьшить создаваемый мусор?"
Подробнее изучив эту тему, я нашла интервью с известной последовательницей концепции Zero Wastе Беа Джонсон, которая вместе со своей семьёй производит всего 1 банку мусора в год! Своим примером она вдохновила миллионы неравнодушных людей по всему миру. Конечно, я тоже не осталась в стороне и загорелась желанием вести экологичный образ жизни. И это сподвигло меня на создание проекта.
Актуальность: на сегодняшний день экологическая проблема является глобальной, поэтому работа, посвященная её решению, будет актуальна.
Цель проекта: уменьшение объёмов производимого мусора, а также пропаганда и внедрение идеи среди старшеклассников школы №1.
Гипотеза: с помощью этой методики через один месяц моя семья и несколько старшеклассников, которые согласятся на эксперимент, минимизируют ежедневно производимый мусор.
Задачи:
1.Изучить необходимую литературу
2.Проанализировать существующие правила перехода на Zero Waste
3. Рассказать об основных пунктах данной концепции членам своей семьи и ученикам старшей школы.
4.Провести опрос среди учащихся 10-11 классов
5.Предложить нескольким сверстникам из моей школы в течение одного месяца внедрить "жизнь без мусора" в их повседневную жизнь, следуя заранее выбранным советам из Интернета.
6.На основании сопоставления теории и опыта создать универсальный план перехода к Zero Waste для учеников общеобразовательной школы № 1 г. Улан-Удэ.
Методы: анализ, теория, опрос, эксперимент.
2.Теоритическая часть
Изучив десятки сайтов на просторах Интернета, я нашла 13 советов, которые были распределены по 5 основным пунктам концепции "Zero Waste":
Refuse (отказ от ненужного) Первый пункт – один из самых важных во всей системе. Мы используем много вещей, загрязняющих природу, без которых вполне можем обойтись.
1)Откажитесь от пластиковых бутылок. Купите многоразовую бутылку для воды и всегда берите ее с собой.
2)Ходите в магазин со своей сумкой. Не берите полиэтиленовые пакеты на кассе. Это не только экологично, но и выгодно: в год вы сэкономите около 300 рублей.
3)Отказывайтесь от лишней упаковки. Банан в отдельной упаковке или отдельный пакетик для баночки творожка — это слишком.
4)Отказывайтесь от ненужных подарков и рекламных материалов.
5)Вместо бытовой химии используйте натуральные средства, вроде хоз.мыла, пищевой соды, лимона или уксуса
6)Замените губки для мытья посуды на тряпку или деревянную щётку.
7)Покупайте средства гигиены косметику в бумажной упаковке или без нее.
Reduce (сокращение того, что потребляешь) Снизить потребление вещей – еще один важный пункт Zero Waste.
8)Покупайте вещи с умом. Не покупая лишнего, мы не выбрасываем лишнее.
9)Попробуйте изготавливать косметику/средства личной гигиены самостоятельно.
Reuse (использование повторно того, что имеет вторую жизнь) Приверженцы этой концепции не боятся по несколько раз использовать одну и ту же вещь.
10)Замените одноразовые диски для снятия макияжа, мочалки, ватные палочки, бумажные салфетки и т. д на многоразовые экологичные аналоги из ткани или другого материала
11)Покупайте продукцию из вторичного сырья. Это относится в первую очередь к туалетной бумаге, салфеткам и бумажным полотенцам.
Recycle (переработка) Важная составляющая Zero Waste – сортировка мусора. Она нужна для того, чтобы отделить перерабатываемый от неперерабатываемого.
12)Раздельно собирайте стекло, пластик и бумагу. Они должны быть чистыми и спрессованными
Rot (компост)
13)Органические отходы (растительного происхождения) нужно собирать в отдельный контейнер и отправлять на компост. Его можно использовать как удобрение.
Такой "пятиступенчатый" способ нам предлагают пользователи Интернета, которые отмечают, что переход необходимо делать именно в вышеперечисленной последовательности. Однако у нас появляются сомнения: так ли это всё работает на практике?
3.Практическая часть
3.1.Опрос
Был проведён опрос среди учащихся старшей школы №1,в котором приняло участие 65 человек. В ходе опроса было выяснено, что количество недельных отходов одной семьи напрямую зависит от количества проживаемых человек в одном доме. На каждого члена семьи приходится примерно 1- 2 пакета мусора за неделю. Самым выбрасываемым продуктом жизнедеятельности является пластик, за ним в порядке убывания следуют бумага и пищевые отходы. К сожалению, многие из опрошенных не сортируют продуцируемый мусор. Они согласны на раздельный сбор мусора, при наличии специализированных контейнеров, которые должны быть расположены вблизи их домов. На это требуется обратить внимание. Из-за малой известности сортировочных пунктов, лишь единицы знают об их существовании в городе Улан-Удэ. Также старшеклассники предлагали заменить пластиковые упаковки на экологичные аналоги из бумаги и ткани. Некоторые семьи используют многоразовые тряпичные сумки и мешочки для покупки продуктов. В целом, современные подростки положительно настроены на переход к более экологичной жизни и готовы уже сейчас что-то для этого делать .
3.2.Эксперимент
6 старшеклассников из 65 согласились на эксперимент, который заключался во внедрение метода Zero Waste в их повседневную жизнь, следуя заранее приготовленным советам (они нам уже известны из теоритической части данной работы). Однако каждому был дан свой срок исполнения этой цели, чтобы мы наглядно сравнили их результаты за 1 месяц, за 3 недели и за 2 недели.
Полученные результаты мы можем подвести в следующей таблице:
Срок исполнения | 1 месяц | 3 недели | 2 недели | ||||||
Имена | Настя | Тамир | Даша | Юля | Маша | Аня | |||
Основные советы | |||||||||
1)многоразовые бутылки | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |||
2)тканевые сумки | Да | Да | Не всегда | Да | Да | Не всегда | |||
3)отказ от лишней упаковки для фруктов и т. д на кассе | Да | — | Да | — | — | Да | |||
4)отказ от рекламных буклетов и бесплатных безделушек | Да | Да | Да | Да | Да | — | |||
5)использование в быт. Химии хоз. мыла, соды, уксуса или лимона | Да | Да | Да | — | — | — | |||
6)замена губок для мытья посуды на тряпки или деревянные щётки | Не получилось | — | Нет, Губкой удобнее | — | — | Да | |||
7)покупка средств для гигиены в бумажной упаковке или без неё | Частично | — | Да | — | — | — | |||
8)осознанные покупки (заранее продуманные) | Да | Да | Да | — | Да | Да | |||
9)изготовление косметики/средств личной гигиены своими руками | — | — | Да | — | — | — | |||
10)замена одноразовых дисков, ватных палочек, бумажных салфеток на многоразовые экологичные аналоги | — | — | Да | — | — | — | |||
11)покупка продукции из вторичного сырья (например, туалетная бумага) | Да | — | — | — | Да | — | |||
12)раздельный сбор мусора | Да | Да | Частично | — | — | — | |||
13)компост | Да | Да | Да | Да | — | — |
Из таблицы мы можем сделать вывод, что два совета с заменой одноразовых пакетов и бутылок на многоразовые, хорошо вписалась в повседневную жизнь школьников на каждом сроке внедрения концепции, однако сумки не всегда удавалось использовать, потому, что подростки иногда сами забывали про экосумки, и им приходилось приносить продукты в полиэтиленовых пакетах. Они смогли частично отказаться от лишней упаковки на кассах и от рекламных буклетов на улицах. Подростки стали осознанно подходить к покупкам. Такие «сложные» пункты как компостирование и раздельный сбор мусора дались участникам эксперимента легче, чем отказ от губок для мытья посуды и покупка средств личной гигиены в бумажной упаковки или без неё. Вероятно, это связанно с тем, что процесс сбора органических отходов и различного вида мусора старшеклассники могли самостоятельно регулировать. Также могу оправдать этот парадокс тем, что практически все подростки, принявшие участие в эксперименте живут в частных домах, где компост без проблем отправляется в качестве удобрения в домашний огород, бумага (макулатура) сжигается в печи, а стеклянные банки в несчетном количестве берегутся для хранения круп, солений и т.д. Что касается хозяйственного мыла и прочих натуральных средств для уборки, то такое нововведение удалось использовать только трём участникам, которые в течение одного месяца переходили на стиль жизни Zero Waste. Это говорит нам о том, что некоторые советы начинают свою эксплуатацию со временем. Такая же ситуация обстоит с заменой одноразовых дисков/бумажных полотенец и самостоятельным изготовлением косметики. Перечисленные два пункта оказались по силам только одной участнице и стали самыми сложными для других.
Вместе с ребятами я тоже использовала найденные в Интернете советы в течение одного месяца: ежедневно брала напитки в многоразовой термокружке, сшила большую экосумку для продуктов и экомешок для хлеба, для мытья посуды использовала тряпку и хозяйственное мыло, собирала компост и отдала ненужные вещи. В первое время членам моей семьи было сложно привыкнуть к новому укладу жизни, однако позже им это даже понравилось.
Я считаю, что, несмотря на то, что мы выполнили не все советы, у нас получилось минимизировать ежедневно производимый мусор с помощью концепции Zero Waste, что и являлось целью этого эксперимента.
4.Заключение
Уменьшить продуцируемые отходы жизнедеятельности на практике оказалось не так уж и сложно. Конечно, отказаться от мусора за месяц у нас не получилось, потому что полная адаптация к Zero Waste требует немало времени. Нам стоит обратиться к процессам природы и подражать им, а это, в свою очередь, решит ряд экологических проблем, которые остро стоят на повестке дня и являются глобальными. Не стоит думать, что вы не сможете жить по таким постулатам и сразу отказываться от этой инициативы, потому что Zero Waste это просто и экологично. Для начала используйте ваши пакеты по много раз и смотрите на состав вещей, которые вы покупаете, и задумайтесь об их количестве. То же и с сортировкой мусора: попробуйте это хотя бы для того, чтобы понять, как много лишнего вы покупаете. Если каждый житель нашей планеты применит на практике хотя бы несколько пунктов концепции Zero Waste ,то наш мир станет намного чище.
5.Список литературы
https://gloss.ua/
https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/experience/238109-zero-waste
http://u3a.ifmo.ru/otxodyi-xozyajstvennoj.html
https://karabas.live/zero_waste/
http://travelask.ru/questions/83651-kak-reshayutsya-ekologicheskie-problemy
https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/233867-zero-waste
https://www.google.com/amp/embedded?v=6.8.23.21.arm&hl=ru#vgi=9652259359435760245&cu=https%253A%252F%252Ftass.ru%252Fobschestvo%252F3995514&=https%253A%252F%252Ftass.ru%252Fobschestvo%252F3995514%252Famp&idx=0
Приложение 1
Рекомендательный план перехода на экологичный образ жизни, который основан на сопоставлении теории и практики.
1)Откажитесь от пластиковых бутылок. Купите многоразовую бутылку для воды и всегда берите ее с собой.
2)Ходите в магазин со своей сумкой. Не берите полиэтиленовые пакеты на кассе. В первое время можете использовать имеющиеся у вас полиэтиленовые пакеты.
3)Отказывайтесь от ненужных подарков и рекламных материалов.
4)Совершайте осознанные покупки. Перед походом в магазин проверяйте шкафы и холодильники и только потом составляйте списки покупок.
5)Отказывайтесь от лишней упаковки для продуктов на кассе.
6)Создайте компост.
7)Раздельно собирайте пластик, бумагу и стекло.
8)Используйте в быту хозяйственное мыло, уксус, лимон или соду для уборки в вашем доме.
9)Покупайте продукцию из вторичного сырья.
10)Старайтесь покупать средства для личной гигиены в бумажной упаковке и вовсе без неё.
11)Замените губки для мытья посуды на тряпки или деревянные щётки.
12)Используйте многоразовые экологичные аналоги дисков для снятия макияжа, ватных палочек и т. д
13)Попробуйте изготавливать косметику и средства для личной гигиены самостоятельно.
Глупый мальчишка
Вокруг света за 80 дней
Астрономический календарь. Май, 2019
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Знакомимся с плотностью жидкостей