Исследовательская работа «О чём может рассказать школьная библиотека?» выполнена учениками 2 класса. Авторы работы привлекают внимание учеников к работе школьной библиотеки, так как в последнее время значительно снизилась потребность детей к чтению. Интересы школьников связаны с различными гаджетами. Они всё меньше посещают библиотеку.
Вложение | Размер |
---|---|
o_chem_mozhet_rasskazat_shkolnaya_biblioteka.doc | 78.5 КБ |
Аннотация
Авторы данной работы привлекают внимание к работе школьной библиотеки, так как в последнее время значительно снизилась потребность детей к чтению. Интересы школьников связаны с различными гаджетами. Дети все меньше посещают библиотеку.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы изучить работу школьной библиотеки.
Авторы изучили теоретический материал по теме. Также было проведено анкетирование с целью изучения мнений обучающихся о работе школьной библиотеки.
Работая над данной темой сделали следующие выводы: в библиотеке можно прочитать интересные книги, найти много познавательной информации на любую тему, научиться самостоятельно выбирать литературу, познакомиться с героями произведений, принять участие в мероприятиях и просто пообщаться с друзьями.
Работа представляет интерес для широкого круга читателей: обучающихся, их родителей, учителей начальных классов.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Исследование научных данных о библиотеке……………………………………4
Часть 2. Школьная библиотека в жизни обучающихся…………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………………….…..9
Список литературы……………………………………………………………………….…..10
Приложение
Введение
В последнее время значительно снизилась потребность детей к чтению. Интересы школьников связаны с телефонами, компьютером. Дети все меньше читают книги, журналы и другие печатные издания, мало ходят в библиотеку. Поэтому данная проблема очень актуальна. Работа «О чём может рассказать школьная библиотека?» поможет обратить внимание детей на книги и привить им интерес к чтению.
Объект исследования – библиотека Панаевской школы-интерната.
Предмет исследования – о чём может рассказать школьная библиотека.
Гипотеза: численность учеников, посещающих школьную библиотеку, увеличится, если привить им интерес к чтению.
Цель исследования – изучить работу библиотеки Панаевской школы-интерната.
В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы были выделены следующие задачи:
Методы исследования:
Глава 1.Исследование научных данных о библиотеке
Слово «библиотека» греческого происхождения. «Библос» означает «книга», «теке» - «склад, хранилище».
Библиотеки впервые появились в Древнем Востоке. Первой библиотекой считается коллекция глиняных табличек, найденных в храме вавилонского города Ниппур. Одним из древнейших дошедших до нас собраний книг можно также считать ящик с папирусами, найденный в одной из египетских гробниц.[1]
Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники.
Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Там хранилось более 700 000 свитков папирусов.
Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки.
В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.
Когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.
Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг.[2]
Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым. Об этом событии летописец Нестор писал: «...Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром». Книги для библиотеки покупались и в других странах. Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания, насчитывавшего 950 томов, затерялись.
Библиотеки бывают: публичные, специальные, научные, школьные.
Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.
Специальные библиотеки собирают издания определённого типа: нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты или определённой тематики.
Научные библиотеки - это библиотеки, обеспечивающие развитие науки; удовлетворяющие информационные потребности научных учреждений и отдельных лиц, связанные с исследовательской деятельностью на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата.
Школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса.
Самая старая действующая библиотека находится в Монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте. Она была построена в середине VI века.
Самая большая библиотека в мире – это Библиотека Конгресса, где хранится 158 миллионов названий.
Самые маленькие библиотеки в мире появились на улицах Нью-Йорка – в них есть место всего для одного читателя. В одном ярком желтом здании хранится 40 книг.
Самая высокая библиотека в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса, находится на 60-м этаже в Шанхае (Китай).
Самым первым библиотекарем стал Зенодот из Эфеса. Он был греческим литературным критиком, знатоком грамматики.
Первая передвижная библиотека появилась в 1857 году. В это время она колесила по кругу из восьми сел в Камбрии.
Первая плавающая библиотека появилась в 1959 году. Чтобы «запустить» этот проект, пришлось использовать целый ряд кораблей. [3]
Профессия библиотекаря является одной из самых древних. Впервые слово «библиотекарь» появилось в Древней Греции. На должности библиотекарей трудились рабы. Со временем эта профессия стала уважаемой и почётной.[4]
Библиотекарь - это человек, который много знает, знает названия всех книг, новинки литературы. Это умный, творческий, образованный человек, интересный, который всегда придет на помощь читателю. Библиотекарь поможет, если вдруг возникнут трудности при поиске необходимой книги.
Глава 2. Школьная библиотека в жизни обучающихся
Мы посетили школьную библиотеку. Нас встретила библиотекарь – Пистер Наталья Александровна, которая рассказала нам много полезной и познавательной информации о работе библиотеки.
Из беседы с Натальей Александровной мы узнали, что библиотечный фонд насчитывает 18 тысяч книжных изданий – это учебники по предметам, различные энциклопедии, справочники, журналы и газеты.
Данные о каждой книге вносятся в инвентарную книгу. Все книги в расставлены в строгом порядке. Для учеников 1-4 классов есть «Книжный теремок», куда собрана художественная литература: сказки, стихи, рассказы. Для старшеклассников - книги расположены в алфавитном порядке, по авторам произведений.
Для того, чтобы найти нужную книгу можно воспользоваться специальным каталогом, где на карточках есть описание всех книг. Если не получается самому найти книгу, то нужно просто попросить помощи у Натальи Александровны.
У каждого ученика есть специальная карточка – читательский формуляр, куда библиотекарьвносит данные о взятой книге. Но при этом необходимо знать, что книгу надо обязательно вернуть не позже указанной даты, иначе другие дети не успеют её прочитать. Если же книга была потеряна, необходимо её заменить другой.
Существуют книги очень редкие в одном экземпляре, их на руки не дают. В этом случае такой книгой можно воспользоваться в специально отведённом месте, которое называется читальным залом. Очень важно соблюдать тишину, так как присутствующие заняты своими делами, а шум отвлекает и мешает сосредоточиться, так что надо уважать друг друга.
Также для поиска нужной информации можно воспользоваться ресурсами медиатеки. Туда входят различные DVD-диски с видеозаписями мультфильмов, познавательных видеофильмов по предметам.
В нашей библиотеке проводятся различные выставки: «Сказки «Юбиляры», «Новая художественная литература для Вас!», «Ямал - мой дом родной и жизнь моя», мероприятия, тематика которых очень разнообразна:
Мы решила выяснить, что знают о работе библиотеки ученики нашей школы. Для этого провели анкетирование (см. Приложение). Респондентами были обучающиеся 2-х классов в количестве 40 человек. Данные анкетирования были занесены в сводную таблицу и представлены в виде диаграмм (см. Приложение).
Проанализировав полученные ответы, пришли к следующим результатам.
На вопрос «Посещаешь ли ты школьную библиотеку?» 83% опрошенных ответили утвердительно. При ответе на вопрос «Почему интересно ходить в библиотеку?» 65% ответили, что там есть интересные журналы, газеты, 45% респондентов посещают, потому что в библиотеке проводятся детские праздники, различные викторины, выставки, 32 % ходят, так как можно встретить друзей, одноклассников, знакомых. Также мы решили узнать, знают ли ученики, как нужно себя вести в читальном зале. 55% опрошенных тихо задают вопросы библиотекарю, чтобы посоветоваться с ним, 50% - умеют искать книги на тематической полке, а 12% - заходят в читальный зал в верхней одежде.
Мы пришли к выводу, что большинство опрошенных ходят в библиотеку с интересом, знают о правилах поведения в читальном зале, но есть такие ученики, которым нужно напомнить о правилах посещения библиотеки.
Мы оформили памятку «Правила пользования библиотекой»:
1.Не входите в библиотеку в верхней одежде.
2. Соблюдайте тишину в читальном зале.
3.Бережно относитесь к книгам и другим произведениям печати, полученным из библиотеки.
4.Возвращайте книги в установленные сроки, в чистом виде.
5.Не выносите из помещения библиотеки документы, не записанные в читательский формуляр.
6.Не делайте в книгах никаких пометок, подчеркиваний, не загибайте страниц.
7.Хорошо осмотрите книгу при получении и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщите об этом библиотекарю, который обязан сделать на них пометки.
Заключение
В ходе исследования мы выяснили, что слово «библиотека» греческого происхождения. «Библос» означает «книга», «теке» - «склад, хранилище».
Изучив специальную литературу, узнали, что библиотеки впервые появились в Древнем Востоке. А на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым.
Библиотеки бывают: публичные, специальные, научные, школьные. Школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса.
Узнали интересные факты о библиотеках: самая старая действующая библиотека находится в Монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте. Она была построена в середине VI века.
Профессия библиотекаря является одной из самых древних. Впервые слово «библиотекарь» появилось в Древней Греции. Библиотекарь - это человек, который много знает, знает названия всех книг, новинки литературы.
Изучив работу библиотеки Панаевской школы-интерната, мы сделали следующие выводы: в библиотеке можно почитать интересные книги, найти много познавательной информации на любую тему, научиться самостоятельно выбирать литературу, познакомиться с героями произведений, принять участие в мероприятиях и просто пообщаться с друзьями, там царит особая «книжная» атмосфера. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу.
Список литературы
Интернет – ресурсы
[1] Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
[3]http://lifeinbooks.net/interesnoe-o-knigax/9-interesnyx-faktov-o-bibliotekax/
Загадочная система из шести экзопланет
Плавает ли канцелярская скрепка?
Шум и человек
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Пока бьют часы