Актуальность проектной работы заключается в конечном продукте проекта - настольной игре «По следам Пилигрима». Сегодня учащиеся читают все меньше, интеллектуальных настольных игр, посвященным учебным дисциплинам, очень мало.
А конечный продукт проекта - настольная игра по сюжету романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» дает возможность ребятам глубже познакомиться с художественным произведением, по мотивам которого создана игра, позволяет сравнить материал научный с художественным, расширяет кругозор, повышает творческий потенциал и, несомненно, вызывает интерес и к литературе, и к географии.
Новизна проектной работы заключается в том, что подобных настольных игр, отражающих географическую действительность художественного произведения нет.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_po_sledam_piligrima.docx | 844.64 КБ |
proektnaya_rabota_po_sledam_piligrima.pptx | 2.41 МБ |
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа 164
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Исследовательский проект
По литературе и географии
По следам «Пилигрима»
Работу выполнили: Дудко Александр
Матевосян Анна
Руководители:
Учитель литературы Гаврилова Е.С.
Учитель географии Хохлова Е.Н.
Санкт-Петербург
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕРРИТОРИИ 4
1.1.Объекты литосферы и гидросферы 4
1.2.Особенности климатического пояса 5
1.3.Особенности растительного и животного мира. 5
1.4 Особенности географии поселений (культура, традиции, и хозяйственная деятельность населения). 7
2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ И ПОБЕДЫ АВТОРА РОМАНА. 8
2.1 Комментарий географических описаний с позиций географа. 9
Введение
Древний философ Вергилий говорил:
«Дерзающим судьба помогает»
Кто не любит путешествовать? Наверное, таких людей найдётся немного. А кто интереснее всего писал о путешествиях? Ответ на этот вопрос у нас не вызывает никаких сомнений. Конечно же, это Жюль Верн!
8 февраля 2018 года исполняется 190 лет со дня рождения Жюля Верна.
Жюль Верн - всемирно признанный писатель приключенческого жанра. Уже первые романы принесли ему всенародное признание. По мере выхода в свет, книги его немедленно переводились на иностранные языки и распространялись по всему миру. Жюль Верн был в расцвете творческих сил, когда восхищенные современники стали называть его "всемирным путешественником". А задумал он, ни больше, ни меньше, описать весь земной шар. И не просто описать, а воплотить это в художественных произведениях. В результате: 63 романа, 2 сборника повестей и рассказов, изданных в 97 книгах.
В этом году мы прочитали один из самых известных его романов «Пятнадцатилетний капитан». При одном взгляде на эту книгу сразу же в ушах начинает гудеть морской ветер, пол под ногами начинает покачиваться как палуба корабля, занавески на окнах начинают трепетать как паруса, слышится голос отважного капитана Дика Сенда, а мы, моментально превращаемся в пассажира «Пилигрима». В своей книге французский писатель рассказал о чрезвычайных приключениях юного Дика Сенда и его друзей в открытом море и трущобах тропической Африки. Герои книги прошли невероятно трудный и длинный путь - от берегов Новой Зеландии к Калифорнии. Они преодолевали на своем пути и океанские пространства, и африканские джунгли, населенные дикими племенами людоедов и злыми хищниками. Эти люди не были профессиональными моряками или опытными путешественниками.
Не решившись сразу расстаться с героями книги, мы и задумали эту работу. Нам захотелось ещё раз пройти маршрутом «Пилигрима», посмотреть на него современным взглядом и нанести на карту.
Это произведение относится и к так называемым географическим романам. В основе сюжета лежит - географическая ошибка: вместо Южной Америки герой попадает в Африку. При этом маршрут путешествия "Пилигрима" с одного океана до другого выверенный до мили и научно обоснован.
Читать роман с атласом и справочником в руках – это интересно, увлекательно, познавательно. Можно почувствовать себя путешественником, географом, исследователем и критиком одновременно.
Актуальность: данная работа позволяет более глубоко и на увлекательном материале изучить школьный курс географии материков и океанов, дает возможность соотносить литературный и научно-теоретический материал;
Гипотеза
«Я всегда старался даже самые фантастические из моих романов делать более правдоподобными и верными природе»
Ж.Верн
Прочитав роман, мы предполагаем, что маршрут, описанный в романе, соответствует реальным географическим координатам и объектам
Цель работы:
Изучить маршрут путешествия героев романа Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан»
Для достижения цели, определены следующие задачи:
Методы
Изучение и анализ литературного источника, систематизация знаний, сравнение, исследование, обобщение, картографический, моделирование маршрута, составление карто-схемы маршрута
Глава 1. Запланированный маршрут
Команда китобойной шхуны «Пилигрим» планировала добраться и з порта Оркленд (Новая Зеландия) до порта Вальпараисо (Чили, Южная Америка), а затем до Сан-Франциско (западный берег Северной Америки)
«Второго февраля 1873 года шхуна-бриг «Пилигрим» находилась под 43°57′ южной широты и 165°19′ западной долготы от Гринвича. Это судно водоизмещением в четыреста тонн было снаряжено в Сан-Франциско для охоты на китов в южных морях.»
Выйдя из Окленда шхуна должна была сделать остановку на острове Пасхи. Координаты:27*юш и 110*зд.
Далее наши путешественники должны были зайти в порт Вальпараисо (Чили) или другой ближайший порт на западном побережье Южной Америки. Определим координаты Вальпараисо:33*юш и 71*зд.
«Пилигрим», разгрузившись в Вальпараисо, должен был подняться вдоль американского побережья до берегов Калифорнии.
Завершить маршрут шхуна «Пилигрим» должна была в порту города Сан-Франциско, находящемся на материке Северная Америка. Узнаем координаты Сан-Франциско:37*сш и 122*зд.
Вот мы и увидели маршрут, по которому капитан Халл намеревался провести свою шхуну. Но планам отважных мореплавателей не удалось сбыться.
Глава 2. Реальный (вынужденный) маршрут
Точка 1. Шхуна «Пилигрим», как и было запланировано, вышла в путь с островов Новая Зеландия, порт Окленд. Географические координаты:43*ю.ш. и 165*з.д.
Второго февраля 1873 года шхуна-бриг «Пилигрим» находилась под 43°57′ южной широты и 165°19′ западной долготы от Гринвича.
«Пилигрим», поставив паруса, вышел из Оклендского порта и взял курс к американскому побережью.
Точка 2. Отойдя совсем немного от берегов Новой Зеландии, команда «Пилигрима» спасает людей с затонувшего судна и принимает их на борт.
Через четверть часа «Пилигрим» был уже в полумиле от плавающего предмета. Теперь не осталось никаких сомнений: это действительно был корпус опрокинувшегося набок корабля. Палуба его стояла почти отвесно. Мачты были снесены. От всех снастей остались лишь повисшие обрывки троса и порванные такелажные цепи. На скуле правого борта зияла большая пробоина. Крепление и обшивка были вмяты внутрь пробоины.
Точка 3. Путешественники обратили внимание на то, что вода в океане иногда становится красноватой! Отчего же это происходит? А дело в том, что когда рачки, обитающие в морях и океанах, размножаются в огромном количестве, они окрашивают воду в розовый цвет. Это служит своеобразным сигналом для китов, которые приплывают на розовую воду за добычей. В романе «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верн называет это множество рачков «китовой похлебкой», киту нужно просто открыть свой огромный рот, чтобы еда сама заплыла в него!
Днем 10 февраля миссис Уэлдон, прогуливаясь по палубе «Пилигрима», заметила, что поверхность моря внезапно стала красноватой. Казалось, вода окрасилась кровью. Сколько видел глаз, во все стороны простиралось это загадочное красное поле.
Точка 4. Команда «Пилигрима» снаряжалась для охоты на китов. (В настоящее время охота на этих гигантских млекопитающих запрещена.) Члены команды шхуны были опытными китобоями. Опасность пришла неожиданно — в виде обезумевшей и разъяренной матери-китихи: она бросилась защищать своего маленького детеныша с таким отчаянием, что погибая унесла с собой в океанскую пучину опытных моряков-китобойцев вместе с их капитаном. И «Пилигрим» остался под командованием пятнадцатилетнего юноши. Координаты места гибели капитана Халла: 43*юш и 164*зд.
Страшный удар хвоста подбросил шлюпку, чудовищная сила взметнула ее на воздух. Расколовшись на три части, она упала в водоворот, поднятый китом.
Скорбь и ужас — вот первые чувства, охватившие пассажиров «Пилигрима» при виде ужасной катастрофы. Всех потрясла гибель капитана Гуля и пятерых матросов. Быть свидетелями страшного бедствия, бессильными помочь погибающим товарищам!.. Дик и его спутники не могли даже подоспеть вовремя, чтобы вытащить из воды раненых, но еще живых людей, и, подняв их на борт, защитить корпусом корабля от ужасных ударов разъяренного кита.
Точка 5. Для того, чтобы шхуна шла по запланированному маршруту, Дик Сэнд должен был ориентироваться по компасу. Однако лжеповар Негоро портит компас, подложив под него железный брусок, и шхуна начинает двигаться на юго-восток. Как же это возможно? Дело в том, что принцип действия магнитного компаса основан на взаимодействии двух магнитов. Если один магнит поднести к другому, то в одном случае они будут притягиваться друг к другу, а в другом - отталкиваться. Это происходит потому, что у магнитов есть две разные стороны, которые называются полюсами. Они имеют противоположные свойства: одно - чтобы притягивать, а другое – чтобы отталкивать. Так и наша планета Земля представляет собой очень большой магнит, у которого есть два полюса: северный и южный. В компасе есть намагниченная стрелка, которая выполняет роль второго магнита, поэтому одним своим концом она притягивается к северному полюсу, а другим - к южному. Если же рядом с компасом расположить металлический предмет или магнит, то стрелка компаса отклонится от правильного положения, что и случилось с героями романа.
Это был Негоро.
Судовой кок подкрался к компасу и подложил под нактоуз какой-то тяжелый предмет, который он принес с собой.
Если бы Дик Сэнд, сменивший поутру Тома, заметил предмет, положенный Негоро под нактоуз, он поспешил бы убрать его, потому что Негоро положил под компас железный брусок. Под влиянием этого куска железа показания компаса изменились, и вместо того, чтобы указывать направление на магнитный полюс, которое немного отличается от направления на полюс мира, стрелка указывала теперь на северо-восток; девиация компаса достигла четырех румбов, то есть половины прямого угла.
Таким образом, «Пилигрим» уклонился от заданного курса на 45°, продолжая нестись вперед о прежней скоростью.
Только после того, как «Пилигримм» обогнул мыс Горн, Негоро вынимает брусок из под компаса.
Мыс Горн омывается водами Тихого и Атлантического океана. Мыс заслужил дурную славу, т.к. у его берегов погибло много кораблей с экипажами, и носил название «Кладбище кораблей», «Пасть дъявола». Здесь беснуются ветер и волны и всегда туманно. Пролив, огибающий мыс Горн называется пролив Дрейка (в честь мореплавателя Френсиса Дрейка).
Точка 6. Следуя дальше шхуна проходит мимо острова Тристан-де-Кунья, который неопытный Дик Сэнд принимает за остров Пасхи и считает это хорошим предзнаменованием. Остров Тристан-да-Кунья. Самый удаленный из населенных островов мира. Находится он в Атлантическом океане, ближайшая страна — ЮАР — в 3000 километрах, здесь нет аэропорта, интернета, телевидение присутствует в виде двух каналов BBC, а сам остров населяют всего 268 человек.
Земля, которую мы заметили, может быть только этой точкой, затерянной среди Тихого океана. Это остров Пасхи. Других островов в этих местах нет.
Точка 7. Ангола. «Пилигримм» прибыл совсем не туда, куда было запланировано. Вместо Северной Америки шхуна оказалась в Африке. И еще много трудностей ожидало пассажиров потерпевшей крушение шхуны. В то время, когда «Пилигрим» потерпел крушение, эта территория была самой глухой частью Африки, куда не заглядывали даже португальские колониальные власти. Здесь под свист бича надсмотрщиков тянулись караваны рабов.
Дик Сэнд с ужасом воскликнул:
— Африка! Экваториальная Африка! Страна работорговцев и рабов!
И он не ошибся.
Это действительно была Африка, где неисчислимые опасности грозили ему самому и всем его спутникам.
Точка 8. И только спустя долгих 4 месяцев скитаний по «черному» континенту, скрывающему в себе много опасностей, Дик со своими друзьями вернулся в Сан-Франциско.
Наконец 25 августа путешественники приехали по железной дороге в главный город Калифорнии.
Заключение
«Пятнадцатилетний капитан», один из лучших приключенческих романов Жюля Верна. Читая роман, знакомишься с историей географических исследований Африки и её колонизацией европейцами. В романе находим большое количество образовательных сведений, характеризующих природные зоны Африки: объекты литосферы, гидросферы, особенности климата, а также описание поселений африканцев, их обычаи, культуру и хозяйственную деятельность.
Поэтому целью моей работы было составить географическое описание территории путешествия героев романа в Африке и оценить географические победы и поражения автора. Для достижения цели анализировалась литература и сравнивалось описание происходящего в романе с современными картами атласа.
По описаниям, приведённым в романе, узнаем экваториальную Африку. Описанное путешествие Ливингстона соответствует реалиям. А вот координаты о. Пасхи не соответствуют данным географии.
Приведённые цитаты произведения можно использовать и дополнять материал на уроках географии, биологии, истории, геологии, физики. Можно путешествовать по карте, отмечая маршрут путешествия, проверяя географические координаты, указанные автором, названия географических объектов, сравнивая их с современными. По произведению можно провести сравнение экваториального и тропического поясов.
Читая роман с атласом можно почувствовать себя путешественником, географом, исследователем и критиком одновременно. Это интересно, увлекательно, познавательно
Вот и закончилось мое необыкновенное путешествие, но не закончились открытия, которые будут совершаться на протяжении всей жизни. Это виртуальное путешествие приоткрыло далеко не все тайны Земли, а сколько еще предстоит узнать и увидеть!
Я с удовольствием еще раз посмотрела художественный фильм «В поисках капитана Гранта» и перечитала роман Жюль Верна. Эта книга хороша под любое настроение. А самое главное, она воспитывает стремление к знаниям, учит познавательности и взаимовыручке.
В процессе работы над проектом мною были приобретены богатые сведения по географии материков и островов мира, флоре и фауне разных континентов. Я еще раз убедилась, насколько необъятна и неповторима нашей планета, сколько интересных и таинственных уголков природы скрыто от людского взгляда.
Цель моей работы, я считаю, полностью достигнута. Мне действительно удалось максимально точно отследить весь маршрут героев романа Жюль Верна. Моя гипотеза о состоявшемся кругосветном путешествии героев романа Жюль Верна полностью подтвердилась. Я нанесла на карту весь путь от шотландского порта Глазго до несуществующего ныне острова Табор, создала иллюстрированный атлас, который, я надеюсь, заинтересует моих ровесников и повысит их интерес к урокам географии, которую, как оказалось, можно изучать не только по учебникам, но и по увлекательным книгам Жюль Верна.
А еще у меня есть заветная мечта - совершить настоящее путешествие ну, например, вокруг света за 80 дней! Я считаю, было бы желание и тогда самые невероятные мечты обязательно сбудутся.
Слайд 1
Проектная работа По следам «Пилигрима» Дудко Александр, 5Б класс Матевосян Анна, 5Б класс Руководители: Гаврилова Елена Станиславовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ 164 Хохлова Елена Николаевна, учитель географии, ГБОУ СОШ 164Слайд 2
Цель работы Создать настольную игру «По следам Пилигрима» по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Задачи : - провести географический анализ романа; - изучить морскую терминологию, описываемую в романе; - создать иллюстрации по сюжету романа; - изготовить все необходимое для настольной игры (игровое поле, фишки, правила игры, карточки с заданиями, иллюстрированный атлас и «Памятку юнги», сопроводительную презентацию)
Слайд 3
1 этап. Подготовительный . Цель - определить цель проектной работы Задачи этапа : - определить конечный продукт проекта, то есть цель проекта - сформулировать задачи для достижения цели проектной работы - обосновать актуальность выбранной темы - выбрать методы работы над проектом - отобрать необходимые источники информации
Слайд 4
методы - географический анализ романа; - систематизация и обобщение полученных знаний; - картографический метод - составление картосхемы маршрута героев романа; - моделирование настольной игры
Слайд 5
2 этап. Поисковый Цель - составить картосхему маршрута героев романа Задачи этапа: -научиться определять географические координаты, уметь находить по координатам объекты и показывать их на карте; - проследить пути шхуны «Пилигрим»- запланированный и вынужденный; - проложить маршруты на географической карте; - познакомиться с географическими объектами, встреченными на пути командой шхуны;
Слайд 6
Запланированный маршрут Вынужденный маршрут
Слайд 7
3 этап. Практический Цель - создать игровой набор «По следам Пилигрима», Задачи этапа: - разработать правила игры; - изготовить игровое поле и фишки к игре; - придумать и сделать карточки с заданиями; - оформить слайды презентации Power Point для ребят, не знакомых с сюжетом романа; - изучить морскую терминологию, применяемую автором романа, оформить «Памятку юнги»; - оформить иллюстрированный атлас.
Слайд 8
Правила игры Правила игры Дорогой друг! Представь себя капитаном китобойного судна Пилигрим! Почувствуй, как в ушах начинает гудеть морской ветер, пол под ногами начинает покачиваться как палуба корабля, занавески на окнах начинают трепетать как паруса, услышь голос отважного капитана! Отправляйся в путешествие с помощью настольной игры «По следам Пилигрима». В комплект игры входит: Игровое поле (карта с запланированным и вынужденным маршрутом) Игральный кубик, фишки - кораблики Карточки с заданиями «Памятка юнги» (справочник морских терминов) Иллюстрированный атлас путешествия Цель игры: совершить путешествие по маршруту героев, выполняя все задания, и первым достичь финиша. Ход игры: Выбери фишку-кораблик. Установи на «Старт». Возьми карточку, выполни задание. Если твой ответ верен – ветер надувает паруса, смело в путь! Брось кубик; сделай ход, в соответствии с числом на кубике. Если ты ответил неверно - на море штиль, жди попутного ветра, пропусти ход. Перемещайся по игровому полю вслед за стрелками – указателями, не сбейся с пути! Попутного ветра!
Слайд 9
Игровое поле фишки – кораблики Маршрут
Слайд 10
Устройство корабля
Слайд 11
«Памятка юнги» Бак [1,с.33]- носовая часть верхней палубы Бакштаг [1,с.76] - курс, когда ветер дует в корму корабля немного сбоку Барометр [1,с.88] - прибор для измерения атмосферного давления Бейдевинд [1,с.21] - курс под острым углом к встречному ветру Бизань-мачта [1,с.35] - третья мачта, считая с носа Битенг [1,с.98] - стойка для крепления каната, когда судно стоит на якоре Бом-брам-рей [1,с.80] - четвертый снизу рей на мачте Бом-брам-стеньга [1,с.78] - мачта, поднимаемая выше брам-стеньги Бом-утлегарь [1,с.92] - третья часть составного бушприта Брам-реи [1,с.80] - рей, поднимающийся на брам-стеньге Брамсель [1,с.20] - прямой парус, ставящийся над марселем Брам-стеньга [1,с.78] - рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги Брасы [1,с.78] - снасть бегучего такелажа, служащая для его поворота в горизонтальной плоскости Брать рифы [1,с.90] - уменьшить площадь паруса Бриг [1,с.25] - 2-мачтовое парусное судно с полным вооружением на обеих мачтах Бухта [1,с.56] - канат, свернутый кругами Бушприт [1,с.19] - наклонная мачта, выступающая вперёд с носа судна, для улучшения манёвренности судна Ванты [1,с.19] - снасти, которыми укрепляются мачты Вельбот [1,с.54] - быстроходная шлюпка Выбирать [1,с.79] - тянуть, подтягивать Вымбовка [1,с.60] - деревянный рычаг для вращения ручного ворота, при помощи которого поднимается якорь Галс [1,с.33] - курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идёт правым галсом , если в левый борт — то левым галсом Гика-шкот [1,с.79] - регулирует положение гика (горизонтальное рангоутное дерево, прикреплённое к мачте на небольшой высоте над палубой)
Слайд 12
атлас «По следам Пилигрима»
Слайд 13
карточки с заданиями Как называется кормовая часть палубы судна? (гл. 2) Как называется помещение кухни на корабле? (гл. 2) Для чего было предназначено судно «Пилигрим» (гл.1) Как моряки называют северо-восточный ветер? (гл.6) Что такое стаксель? (гл. 2) Назови все снасти парусного судна одним словом (гл.12)
Слайд 14
Географический анализ романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» Дудко Александр 5б класс Матевосян Анна 5Б класс
Слайд 15
В путь!
Слайд 16
Порт Окленд Новая Зеландия О.Пасхи Порт Вальпараисо Сан-Франциско Маршрут запланированный
Слайд 17
«Второго февраля 1873 года топсельная шхуна «Пилигрим» находилась под 43°57′ южной широты и 165°19′ западной долготы от Гринвича. Это судно водоизмещением в четыреста тонн было снаряжено в Сан-Франциско для охоты на китов в южных морях»
Слайд 18
Выйдя из порта Окленд, шхуна должна была сделать остановку на острове Пасхи. Координаты острова 27°ю.ш. и 110°з.д.
Слайд 19
«… «Пилигрим», разгрузившись в Вальпараисо, должен был подняться вдоль американского побережья до берегов Калифорнии…»
Слайд 20
Завершить маршрут шхуна «Пилигрим» должна была в порту города Сан-Франциско, находящемся на материке Северная Америка. Мы определили координаты Сан-Франциско: 37°с.ш. и 122°з.д.
Слайд 21
Реальный(вынужденный) маршрут Порт Окленд Новая Зеландия О. Тристан-да-Кунья Мыс Горн Ангола Сан-Франциско
Слайд 22
Шхуна «Пилигрим», как было запланировано, вышла в путь с островов Новая Зеландия, порт Окленд. Географические координаты:43°ю.ш. и 165°з.д. «…Второго февраля 1873 года топсельная шхуна «Пилигрим» находилась под 43°57′ южной широты и 165°19′ западной долготы от Гринвича…»
Слайд 23
Отойдя совсем немного от берегов Новой Зеландии, команда «Пилигрима» спасает людей с затонувшего судна и принимает их на борт . «..Через четверть часа «Пилигрим» был уже в полумиле от плавающего предмета. Теперь не осталось никаких сомнений: это действительно был корпус опрокинувшегося набок корабля…»
Слайд 24
Двигаясь дальше, путешественники обратили внимание на то, что вода в океане иногда становится красноватой! «…Днем 10 февраля миссис Уэлдон , прогуливаясь по палубе «Пилигрима», заметила, что поверхность моря внезапно стала красноватой. Казалось, вода окрасилась кровью. Сколько видел глаз, во все стороны простиралось это загадочное красное поле…»
Слайд 25
«…Страшный удар хвоста подбросил шлюпку, чудовищная сила взметнула ее на воздух. Расколовшись на три части, она упала в водоворот, поднятый китом…» [1, с.68] И «Пилигрим» остался под командованием пятнадцатилетнего юноши Дика Сэнда . Координаты места гибели капитана Халла : 43°ю.ш. и 164°з.д.
Слайд 26
Для того, чтобы шхуна шла по запланированному маршруту, Дик Сэнд должен был ориентироваться по компасу. Однако кок Негоро портит компас, подложив под него железный брусок, и шхуна начинает двигаться в другом направлении, на юго-восток.
Слайд 27
И только после того, как «Пилигрим» обогнул мыс Горн, Негоро вынимает брусок из-под компаса. мыс Горн
Слайд 28
Следуя дальше, шхуна проходит мимо острова Тристан-да-Кунья, который неопытный Дик Сэнд принимает за остров Пасхи и считает это хорошим предзнаменованием. «…Земля, которую мы заметили, может быть только этой точкой, затерянной среди Тихого океана. Это остров Пасхи. Других островов в этих местах нет…» остров Тристан-да-Кунья
Слайд 29
Наконец, путешественники достигли земли, но «Пилигрим» прибыл совсем не туда, куда было запланировано. Вместо Северной Америки шхуна оказалась в Африке. «Теперь нам понятно, сколь ужасны были слова, которые произнес Дик Сэнд : — Африка! Экваториальная Африка! Страна работорговцев и рабов!.. И он не ошибся: это действительно была Африка, где неисчислимые опасности грозили ему самому и всем его спутникам…» Река Кванза , Ангола
Слайд 30
И только спустя долгих 4 месяцев скитаний по «черному» континенту, скрывающему в себе много опасностей, Дик со своими друзьями вернулся в Сан-Франциско. «…Наконец 25 августа путешественники приехали по железной дороге в главный город Калифорнии…»
Слайд 31
Реальный(вынужденный) маршрут Порт Окленд Новая Зеландия О. Тристан-да-Кунья Мыс Горн Ангола Сан-Франциско
Слайд 32
Путь домой!
Слайд 33
4 этап. Заключительный Цель – анализ проделанной работы Задачи для достижения цели: - апробация игры; - выявление и устранение недочетов конечного продукта проектной работы - настольной игры
Слайд 34
Заключение Настольная игра «По следам Пилигрима»
Есть ли лёд на других планетах?
Без сердца что поймём?
Два Мороза
Как зима кончилась
Заяц, косач, медведь и весна