Современный ученик большую часть своей жизни проводит в стенах школы. При этом много времени он находится в учебных кабинетах... И у меня возник вопрос: во всех ли кабинетах может заниматься наш класс?
На этот вопрос нам помог ответить документ СанПиН. Как оказалось, в нем прописаны санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Новые санитарно-эпидемиологические требования затрагивают практически все сферы школьной жизни. В них прописаны требования к зданию школы, территории, температуре и освещению в классах, указана почасовая нагрузка на учащихся разных классов, определено время на отдых и школьные перемены, приведены рекомендации к организации медицинского обслуживания обучающихся. Эти правила направлены на охрану здоровья обучающихся, что немаловажно в наше время.
Мы выдвинули гипотезу: размеры всех учебных кабинетов, в которых обучается 9а класс, соответствуют санитарным нормам и требованиям.
Цель работы: оценить соответствие размеров учебных кабинетов гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Вычислить площади учебных кабинетов (без учета мебели), в которых занимается 9а класс
Рассчитать площадь, которая приходится на 1 человека, в данных учебных кабинетах
Путем сравнения с нормами СанПиНа установить их соответствие гигиеническим требованиям и нормам
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа | 37.51 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразователное учреждение
«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»
Проект по теме:
«Соответствие размеров учебных кабинетов гигиеническим требованиям и нормам СанПин»
Автор: Гуринов Данил- обучающийся 9а
Руководитель: Безносова Анна Ивановна
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..2
Теоретические основы…………………………………………….…..2-4
Изучение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
Значение слов «гигиена», «здоровье», «чистота»
Практическая часть………………………………………………........4
Алгоритм нахождения площади на одного человека в кабинете
Порядок выполнения работы и обработка результатов
Выводы
Заключение………………………………………………………………7
Используемая литература…………….…………………………………7
Приложение………………………………………………………………..8
Актуальность.
Современный ученик большую часть своей жизни проводит в стенах школы. При этом много времени он находится в учебных кабинетах... И у меня возник вопрос: во всех ли кабинетах может заниматься наш класс?
На этот вопрос нам помог ответить документ СанПиН. Как оказалось, в нем прописаны санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Новые санитарно-эпидемиологические требования затрагивают практически все сферы школьной жизни. В них прописаны требования к зданию школы, территории, температуре и освещению в классах, указана почасовая нагрузка на учащихся разных классов, определено время на отдых и школьные перемены, приведены рекомендации к организации медицинского обслуживания обучающихся. Эти правила направлены на охрану здоровья обучающихся, что немаловажно в наше время.
Мы выдвинули гипотезу: размеры всех учебных кабинетов, в которых обучается 9а класс, соответствуют санитарным нормам и требованиям.
Цель работы: оценить соответствие размеров учебных кабинетов гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Вычислить площади учебных кабинетов (без учета мебели), в которых занимается 9а класс
Рассчитать площадь, которая приходится на 1 человека, в данных учебных кабинетах
Путем сравнения с нормами СанПиНа установить их соответствие гигиеническим требованиям и нормам
Методы работы: изучение документа СанПин; измерение; сравнение и анализ.
1. Теоретические основы
С гигиенических позиций нормируются все стороны школьной жизни, начиная от планировки учебного учреждения или размещения его в населенном пункте и кончая шрифтом школьных учебников. Только строгое соблюдение физиолого-гигиенических нормативов и стандартов позволяет оптимизировать влияние учебной нагрузки на организм школьника, предотвращать негативные последствия.
Большое значение для обеспечения комфортных гигиенических условий в детских учреждениях имеет предупредительный и текущий санитарный надзор[1].
В настоящее время проектирование, строительство, реконструкция и деятельность общеобразовательных учреждений должны проводиться в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В данном документе прописаны и требования, предъявляемые к учебным кабинетам:
4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета не менее 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий.
4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.
4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум.
5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
5.3. Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Размеры мебели и ее маркировка
Номера | Группа роста | Высота над полом | Цвет | Высота над |
1 | 1000 - 1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150 - 1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300 - 1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450 - 1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600 - 1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;
- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.
Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.
5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.
6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C
7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.1.8. Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами [2].
Также мы посмотрели в словаре русского языка С.И. Ожегова, что означают слова «гигиена», «здоровье», «чистота».
Гигиена – учение об условиях сохранения здоровья, а также мероприятия, содействующие этому.
Здоровье – правильная, нормальная деятельность живого организма.
Чистота – чистое состояние, вид чего-нибудь [3].
2. Практическая часть
После изучения теоретических материалов я приступил к практической части – измерениям.
В нашем классе 24 человек. Мы занимаемся в следующих кабинетах: русский язык, математика, физика, химия, биология и т.д..
Согласно документу СанПиНа, площадь на одного учащегося должна быть не менее 2,5 кв.м, без учета дополнительной мебели в классе.
Составим алгоритм нахождения площади на одного ученика в каждом из данных кабинетов:
Измерить длину а и ширину b кабинета b и находящейся в нем мебели
Найти площадь кабинета площадь кабинета Sкаб и площадь мебели Sмеб по формуле S=ab
Из общей площади кабинета вычесть площадь, которую занимает мебель,
S=Sкаб – Sмеб
Найденную площадь S разделить на количество учащихся класса
Сравнить полученные результаты с нормами и требованиями СанПиНа.
С помощью рулетки мы измерили длину и ширину кабинетов и мебели, которая находилась в помещении. Точность своих измерений площадей учебных кабинетов мы уточнила с помощью поэтажного плана здания школы (Приложение 1).
После вычисления площадей мы нашли необходимую площадь на одного человека в кабинете и сравнили полученные результаты с нормами и требованиями СанПиНа.
Кабинет математики.
Кабинет химии
Вывод: кабинет соответствует нормам СанПина
Кабинет физики.
Вывод: кабинет соответствует нормам СанПина
Кабинет русского языка.
Вывод: кабинет соответствует нормам СанПина
Выводы:
1.Изучив санитарно-эпидемиологические правила и нормы, мы пришли к
выводу, что они охватывают практически все сферы школьной жизни.
2.Измерив длину и ширину кабинетов, мебели, я смог вычислить
площади учебных кабинетов, в которых занимается 9а класс
3.Разделив найденные площади кабинетов на количество человек в классе,
мы смогли найти площадь на одного человека в каждом из кабинетов
4.Сравнив полученные результаты с нормами и требованиями СанПиН,
оказалось, что в кабинете математики площадь на одного человека меньше необходимой площади. Таким образом, поставленная гипотеза подтвердилась не полностью.
Заключение
Сравнительный анализ размеров учебных кабинетов свидетельствует о том, что кабинет русского языка, математики, химии, физики соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам. В кабинете математики площадь на одного человека составляет 2,32 кв.м, что на 0,18 кв.м меньше нормы. Это определяет возникновение такой проблемы как недостаточная обеспеченность учащихся жизненным пространством. Альтернативой может стать кабинет русского языка, значительно превосходящий по площади данный кабинет математики.
Мое исследование ограничилось изучением только соответствия площади на одного человека в кабинетах нормам и требованиям СанПиНа. Это один из важнейших факторов, влияющих на самочувствие ученика. Вместимость школьных помещений первоначально определяет уровень комфортности для ученика и количество воздуха, которое обеспечивает нормальное функционирование организма одного ученика. Но на состояние ученика и его рабочую деятельность большое влияние оказывают различные факторы окружающей среды: температура и влажность воздуха, давление, освещение, отделка помещения, шум и другое. В дальнейшем я хотел бы проследить влияние этих факторов на самочувствие учащихся и выяснить во всех ли кабинетах нашей школы эти факторы соответствуют нормам и требованиям СанПиНа.
Используемая литература
Рецензия
на проектную работу по математике
«Соответствие размеров учебных кабинетов гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа»,
выполненную учащимся 9а класса МБОУ « Усть-Удинская СОШ №2» Гуриновым Данилом.
В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что работа имеет большой практический и теоретический интерес.
Актуальность проектной работы состоит в том, что знание вопросов санитарных прав и норм необходимо каждому ученику и педагогу, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Проблема чётко выделена, цели и задачи исследования сформулированы и проработаны. Целью работы является оценка соответствия размеров учебных кабинетов гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проектная работа показала способность учащихся работать совместно с учителем над рассмотрением актуальных вопросов, решать задачи исследовательского характера, критически оценивать их. Задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования. Выводы чёткие, ясно сформулированы.
У авторов существует собственная точка зрения, подтверждённая аргументами.
Результаты заслуживают практического исполнения не только в учебной работе, но и в повседневной деятельности человека. Работа оформлена грамотно.
Можно отметить положительные стороны работы.
Результатом работы стало создание общей картины идеальной классной комнаты со всеми необходимыми условиями и санитарными требованиями. Выявлены недочеты по классной комнате. Учащийсяя ознакомлен с основными санитарными требованиями и санитарно-эпидемиологическими правилами.
Рецензию составила: руководитель работы,
учитель математики,
Безносова А.И. /_____________/
сентябрь , 2019 г.
Сторож
Алые паруса
Аэродинамика и воздушный шарик
Хитрость Дидоны
Сказка "Узнай-зеркала"