В атомной отрасли России работает свыше 300 тыс. человек. Из них около 80 тыс. — молодые люди в возрасте до 35 лет.
— Наша политика состоит в том, чтобы взращивать собственные кадры с самого нижнего уровня. Практически невозможно найти на внешнем рынке готового директора атомной станции, — рассказывает директор Центра по работе с вузами и выпускниками «Академии Росатома» Татьяна Беляева. — И для того, чтобы эти кадры были и чтобы потом они росли внутри нашей компании, мы выстроили работу с ключевыми техническими вузами страны — опорными вузами Росатома.
Проще всего на работу в Росатом попасть выпускнику одного из вузов, входящих в ассоциацию высших учебных заведений «Консорциум опорных вузов Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“». Это сообщество высших учебных заведений, созданное с целью координации деятельности в интересах атомной отрасли в сфере высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также в научной сфере. Фактически они — главные поставщики кадров в атомную отрасль на протяжении последних лет. Консорциум возглавляет российский физик, ректор ядерного университета НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.
НИЯУ МИФИ — базовый вуз Росатома. Госкорпорация финансирует ему закупки современного научного и учебного оборудования, разрабатывает и модернизирует программы обучения, внедряет современные учебно-методические материалы. Кроме того, на базе НИЯУ МИФИ действует Центр карьеры «Росатома», специалисты которого помогают студентам понять, на каких предприятиях они могут быть востребованы.
В 2013 году из опорных вузов в Госкорпорации «Росатом» набирали около 30% выпускников. В прошлом году показатель вырос до 60%, еще 20% поставил НИЯУ МИФИ. Конечно, такая система не лишает возможности попасть в атомную отрасль выпускников других вузов, вроде Амурского государственного или Орловского технического университетов, но таким выпускникам стать частью «Росатома» будет значительно сложнее — как минимум из-за уровня знаний по профильным предметам, который в консорциуме опорных вузов выше.
Ещё одна сильная сторона консорциума — в последнее время сотрудники «Академии Росатома» активно работают с преподавателями входящих в него вузов, обучая их развивать в будущих сотрудниках отрасли так называемые soft skills —неспециализированные навыки, позволяющие быть успешными в профессии: умение работать в команде, ответственность, эмоциональный интеллект, критическое мышление, управление временем.
Таким образом «Росатом» влияет на все вузы, входящие в консорциум, помогая адаптировать учебные программы к современному состоянию отраслевого рынка труда.
10 специальностей, по которым «Росатом» планирует принять наибольшее количество молодых специалистов в ближайшие годы
- Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг
- Информатика и вычислительная техника
- Информационные системы и технологии
- Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
- Прикладные математика и физика
- Химическая технология материалов современной энергетики
- Электроника и автоматика физических установок
- Ядерная энергетика и теплофизика
- Ядерные реакторы и материалы
- Ядерные физика и технологии