Современное общество окружено не только красивыми строениями, необычными предметами искусства или замысловатыми видами транспорта. Нас еще окружают и слова. Их можно встретить в названиях предметов, какого-либо процесса, качества или явления. И, конечно же, слова встречаются в названиях магазинов, кафе, ресторанов, развлекательных центров и т. д.
Никто даже и не задумывался над тем, что около 10 лет своей жизни люди проводят в таких заведениях. При этом мало кто понимает, почему именно так, а не иначе назван тот или иной магазин, или ресторан. Какую смысловую нагрузку в себе несет наименование вывески? Какие цели преследуют специалисты, создавая информационную или рекламную вывеску?
Хотелось бы более подробно рассмотреть вопрос, как могут быть связаны названия магазинов, кафе, ресторанов, развлекательных центров с правилами русского языка, а также классифицировать их с целью изучения на уроках.
Актуальность выбранной темы заключается в возможности применять полученные на уроках русского языка знания, анализируя встречающиеся информационные и рекламные вывески.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда»
Исследовательская работа
«Взаимосвязь между названиями информационных и рекламных вывесок с правилами русского языка»
Номинация «Науки»
Выполнил:
ученик 1 «А» класса
Попов Максим
Руководитель:
учитель начальных классов
Чехонина Ольга Александровна
Место: МОУ СШ № 33
г. Волгоград 2019 год
Оглавление
1.2. Понятие информационных и рекламных вывесок 6
2.2. Выявление взаимосвязи между вывесками и правилами русского языка 9
Современное общество окружено не только красивыми строениями, необычными предметами искусства или замысловатыми видами транспорта. Нас еще окружают и слова. Их можно встретить в названиях предметов, какого-либо процесса, качества или явления. И, конечно же, слова встречаются в названиях магазинов, кафе, ресторанов, развлекательных центров и т. д.
Никто даже и не задумывался над тем, что около 10 лет своей жизни люди проводят в таких заведениях. При этом мало кто понимает, почему именно так, а не иначе назван тот или иной магазин, или ресторан. Какую смысловую нагрузку в себе несет наименование вывески? Какие цели преследуют специалисты, создавая информационную или рекламную вывеску?
Хотелось бы более подробно рассмотреть вопрос, как могут быть связаны названия магазинов, кафе, ресторанов, развлекательных центров с правилами русского языка, а также классифицировать их с целью изучения на уроках.
Актуальность выбранной темы заключается в возможности применять полученные на уроках русского языка знания, анализируя встречающиеся информационные и рекламные вывески.
Цель: выявить взаимосвязь между названиями информационных и рекламных вывесок и правилами русского языка. А также классифицировать их для дальнейшего изучения на уроках русского языка.
Задачи:
Гипотеза: уроки русского языка можно разнообразить, используя в качестве материала для изучения и анализа информационные и рекламные вывески (названия магазинов, кафе, ресторанов, торговых центров и т. д.)
Теоретическая значимость: выявить языковые особенности в названиях информационных и рекламных вывесках города.
Практическая значимость: возможность применения результатов исследования на уроках русского языка не только в начальных, но и в старших классах, а также использование полученных результатов на различных научных и практических школьных конференциях.
Методы:
Глава 1.
Живя в предметном мире, человек выбирает, чем ему заниматься. В какой магазин или развлекательный центр пойти, имея представление о разнообразии и качестве представленного товара или услуги. Какие товары покупать, исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей. Но понимая это, вряд ли люди задумываются над наименованиями тех самых магазинов, кафе, ресторанов или развлекательных центров, которые они посещают.
Но следует помнить, что все мы живем в огромном мире информации, из которой получаем сигналы, даже помимо своей воли. Информационная среда перенасыщает нас теми сведениями, которые возможно и излишни для нашего восприятия, тем не менее, они управляют и поведением, и выбором.
Название информационных и рекламных вывесок — это важная составляющая маркетинговой компании. И создание наименования какого-либо объекта можно считать одним из активно развивающихся видов речевой деятельности.
В древние времена считали, что наделить человека или вещь именем сродни священному действию. Язычники верили, что имя отражает глубинную сущность его носителя. Поэтому быстро распространилась практика подмены имени или названия. На Руси также считали, что имя или название могут либо предопределить судьбу, либо остаться пустым звуком.
Следовательно, правильно выбранное название информационной или рекламной вывески может благоприятно сказаться на общей посещаемости конкретного места, повышении продаж или в целом положительного отношения обывателей к объекту. А неправильно подобранное наименование наоборот вызовет противоположный эффект
Исходя из вышесказанного, немаловажную роль в выборе места посещения любого человека играет название информационных и рекламных вывесок, которые каждый день мелькают перед глазами.
Информационные и рекламные вывески можно объединить названием наружной рекламы. Под наружной рекламой понимают графическую, текстовую и другую информацию, которая носит рекламный характер и размещается на специальных конструкциях или на внешней поверхности зданий.
К основным плюсам наружной рекламы можно отнести следующее:
Помимо плюсов, есть и минусы:
Вывеска считается одним из распространенных видов наружной рекламы. Именно она является главным способом привлечения людей в магазин, кафе, ресторан или торговый центр. Вывеска должна работать всегда и выделяться на любом фоне.
Для того чтобы вывеска работала на конкретный объект, нужно соблюдать определенные требования:
Следовательно, за счет правильно и грамотно оформленной вывески можно сделать объект заметным и привлекательным для посетителей.
Как уже было сказано выше, название или имя должны наполняться смыслом, а не быть пустым звуком. Именно через название простые обыватели воспринимают тот объект, который находится перед ними.
Нами были отобраны 81 информационная и рекламная вывески. Сделав анализ каждой из них, мы классифицировали вывески по следующим критериям (Приложение 1):
Как видно из классификации (Приложение 3), основную часть вывесок составляют названия в виде словосочетаний – 33% или из одного слова – 18%. Большую популярность набирают вывески на иностранном языке, хотя законом предписано использование только русскоязычных названий.
Далее мы решили провести анкетирование среди учеников 4 Д класса. Целью было выяснить, знают ли дети, что продается в магазинах с предложенными названиями. Опрос был проведен среди 20 человек. Результаты анкетирования, которые мы можем видеть на диаграмме, показали следующее (Приложение 4): 75% учеников знают, что именно продается в конкретном магазине, 20% затрудняются ответить, каков ассортимент магазина «Бристоль» и «Евросеть», 5% - не знают, что продается в каждом из перечисленных магазинов.
Исходя из поставленных задач, мы изучили, какова может быть связь между названиями вывесок и уроками русского языка. И в итоге составили собственную классификацию выбранных названий с точки зрения частей речи.
Далее представлена таблица согласно классификации:
п/п | Часть речи | Название объекта |
1. | Имя существительное | Круиз, Минимаркет, Квартира 34, Продукты, Услада, Покупочка, Альтаир, Эконика, Эгоист, Лидер, Книги и т.д. |
2. | Собственное имя | Декарт, Диана, Столетов, Мира, Вита и т.д. |
3. | Имя прилагательное | Связной, Стильная, Твое |
4. | Имя числительное | 585 |
5. | Аббревиатура | МТС, ВолгоФарм, МосИгра |
Помимо различных частей речи, которые встречаются в названиях вывесок, можно встретить и словосочетания, состоящие из двух, а то и трех слов. Пример (Фото 1): Золотые ручки, Волшебный сон, Парфюм Декор, Золотой союз, Золотой стиль, Московский ювелирный завод и т.д.
Как видим, глаголов в названиях вывесок не встречается.
Классифицируя вывески согласно правилам русского языка, мы решили узнать, а понимают ли обыватели, почему так, а не иначе назван магазин, кафе, ресторан или другой объект. Поэтому нами был проведен опрос «Почему так назван магазин, кафе или ресторан?» Результат опроса видим на диаграмме (Приложение 5).
Этот вопрос мы задали учащимся, их родителям и простым обывателям. Из 60 опрошенных 75% ранее даже не задумывались, почему объект носит именно такое название. Важным для них является ассортимент. 17% посчитали, что владельцу заведения просто понравилось название и только 8% смогли объяснить, почему заведению дано такое название.
Продолжая исследование, мы выяснили, на каких уроках русского языка можно использовать названия информационных и рекламных вывесок. Это может быть морфемный разбор слова, лексический анализ, анализ словосочетания, имена собственные и нарицательные.
Приведем пример возможного морфемного разбора:
Слово | Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
Покупочка | - | покуп- | -очк- | а |
Перекресток | пере- | -крест- | -ок | нулевое |
Круиз | - | круиз | - | нулевое |
На уроках, посвященных лексическому значению слов, можно наглядно показать на примере нескольких названий их происхождение.
Например, «Дефиле». Согласно толковому словарю Кузнецова, дефиле [от франц. defile] – неизм., ср.р.; ущелье, узкий, тесный проход между возвышенностями или водными преградами, в котором можно остановить противника. Горное дефиле. Озерное дефиле.
Таким образом, мы пришли к выводу, что во-первых, названия информационных и рекламных вывесок в основном относятся к тем частям речи, которые уже были изучены, а во-вторых, используя подобный материал на уроках русского языка, его можно сделать намного интереснее и познавательнее.
В начале нашего исследования была поставлена цель – выявить взаимосвязь между названиями информационных и рекламных вывесок и правилами русского языка. А также классифицировать их для дальнейшего изучения на уроках русского языка. В ходе работы были изучены различные материалы, касающиеся данного вопроса: книги, журналы, Internet-статьи, пособия, а также проанализированы информационные и рекламные вывески города Волгограда.
В ходе проведенного исследования нами было установлено, что вывески, которые встречаются на фасадах магазинов, кафе, ресторанов и других заведений должны нести в себе смысловую нагрузку, чтобы обыватели понимали, что предлагает конкретное заведение. Потому как, исходя из проведенных опросов, стало ясно, что большой процент опрошенных не понимает, что именно обозначает конкретное название. Но многие знают ассортимент предлагаемой продукции, исходя из названия магазина.
Выбранная тема является актуальной, так как полученная классификация вывесок по частям речи дает возможность применять уже имеющиеся знания учеников.
Нашим исследованием мы подтвердили теоретическую и практическую значимость выбранной темы. Выявив языковые особенности в названиях информационных и рекламных вывесок, мы пришли к выводу, что полученные результаты и знания можно применять на уроках русского языка не только в начальных, но и в старших классах, так как понятие «часть речи» встречается на протяжении всего курса русского языка.
Следовательно, уроки русского языка можно разнообразить, используя в качестве материала для изучения и анализа информационные и рекламные вывески.
Словарь Ожегова С.И.
«Круиз» а, м. Путешествие по воде (туристическое, увеселительное).
Морской круиз.
прил. круизный, ая, ое. Круизный рейс.
«Дефиле» [дэ], несхл., ср. (спец.). Ущелье, узкий проход между возвышенностями, или водными преградами.
Википедия (свободная энциклопедия)
«Бристоль» (англ. Bristol) — многозначный термин. Бристоль - город в Англии. Бристоль - коммерческий аэропорт, обслуживающий город Бристоль и юго-запад Англии. Бристоль - сеть российских розничных магазинов.
Словарь Чудиной А.Г.
«Брависсимо» (итал. bravissimo, от bravo хорошо, прекрасно).
Восклицание, выражающее высшую степень одобрения, восхищения.
Анкета «Знаете ли Вы. Что продается в перечисленных магазинах?»
Опрос «Почему так назван магазин, кафе или ресторан?»
Извержение вулкана
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Горячо - холодно
Шум и человек
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"