Проблема мирового экономического кризиса поставила перед современным обществом множество вопросов. В периодической печати, в различных телевизионных программах, как Запада, так и России все чаще замечается тенденция поиска смысла нашего существования. То материальное благополучие людей, к которому все так стремились, оказалось, имеет границы и пределы. Смысл жизни, как отмечают социологи, ищется на данном этапе уже не в вопросе как стать богаче, а в вопросе, что сейчас даст мне сил жить дальше, что для меня действительно важно. И тут, как обычно, в кризисные эпохи, выясняется, что можно опереться на общечеловеческие ценности, выдержавшие испытание временем: Родина, любовь, семья, патриотизм, религия.
Владыка Иосиф (Невский) - это целая эпоха. Говоря о нем, мы соприкасаемся с огромным отрезком истории нашего Отечества, когда Русская Православная Церковь была поставлена в тяжелейшие условия, которые создавала государственная машина. В невероятно трудных жизненных обстоятельствах сохраняли веру православные люди. Но в этом есть милость Божия, в этом есть Божественный промысел. И этот промысел воплощался через таких людей, как Владыка Иосиф. Он перенес все тяжелейшие испытания. Но только вера и надежда на промысел Божий давали ему силы в стоянии за Христа и Церковь. Не взирая на многие скорби, Владыка Иосиф пронес через свою жизнь подлинный свет Христова учения, делясь этим светом с людьми и освящая им очень и очень многих. Иверский монастырь был местом паломничества, куда приходили многие люди, чтобы встретиться с Владыкой. И он всегда с любовью принимал человека и находил нужное слово, именно то, которое могло утешить приходящего. И часто его слово было пророческим, оно определяло или изменяло жизнь того, кто шел его услышать. Это, безусловно, святая жизнь!
Владыки Иосифа давно уже нет в живых, но здесь его могила, здесь следы его трудов, здесь жива светлая память о нем. Здесь присутствует его дух, присутствует благодать, которая и сегодня наполняет души и сердца многих верующих. Здесь из уст в уста передают воспоминания о Владыке Иосифе и сохраняют духовное наследие, которое оставил Владыка.
На рубеже 1916/1917 гг. православный епископат Российской империи составлял 142 человек. После большевистского переворота в октябре 1917 г. духовенство стало одной из мишеней утвердившегося в стране террористического режима. Тем драгоценнее для нас места погребения епископов, скончавшихся на свободе в самое безбожное и бесправное время — тех, кто из гроба утешал верующих надеждой на церковное возрождение, даже когда все храмы вокруг были закрыты и осквернены. Подобная могила есть в г. Валдае, на кладбище у Петропавловской церкви. В ней покоится епископ Валдайский Иосиф.1
Перед нами стоит цель: Исследовать последний период жизни Владыки Иосифа, определить его роль в судьбе Владыки.
В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач
1.Дать общее представление о жизненном пути Владыки Иосифе
2.Раскрыть исторические условия, в которых проходила жизнь Владыки.
В работе был использован в основном материал из воспоминаний современников Владыки Иосифа, а также материалы валдайского краеведческого музея. Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Вложение | Размер |
---|---|
Валдайский период жизни о. Иосифа | 179.5 КБ |
Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ
«Человек в истории. Россия- 21 век.»
номинация: «Человек и власть»
название работы: «В память вечную будет праведник...»( Владыка Иосиф Валдайский)
автор работы: Быстрова Мария Валерьевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Валдая Новгородской области, 9 класс
175400, ул.Труда д.63а valdai_school2@mail.ru
руководитель:Гаврилова Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы,
Содержание:
1.Введение. Цель, задачи, актуальность. _________________________3-4
2. Основная часть.
Глава 1. Исторические сведения_________________________5-9
Глава 2. Владыка Иосиф.
2.1. Владыка Иосиф_____________________________________________14-15
2.2. Валдайский период жизни о. Иосифа___________________________16-17
2.3.Из дневника И.В.Гурьянова ___________________________________18-19
2.4.Владыка Иосиф в письмах, дневниках, воспоминаниях._____________20-25
3. Заключение. Мое отношение к теме исследования.__________________26-27
4. Использованная литература______________________________________28
1.Введение. Цель, задачи, актуальность.
Проблема мирового экономического кризиса поставила перед современным обществом множество вопросов. В периодической печати, в различных телевизионных программах, как Запада, так и России все чаще замечается тенденция поиска смысла нашего существования. То материальное благополучие людей, к которому все так стремились, оказалось, имеет границы и пределы. Смысл жизни, как отмечают социологи, ищется на данном этапе уже не в вопросе как стать богаче, а в вопросе, что сейчас даст мне сил жить дальше, что для меня действительно важно. И тут, как обычно, в кризисные эпохи, выясняется, что можно опереться на общечеловеческие ценности, выдержавшие испытание временем: Родина, любовь, семья, патриотизм, религия.
Владыка Иосиф (Невский) - это целая эпоха. Говоря о нем, мы соприкасаемся с огромным отрезком истории нашего Отечества, когда Русская Православная Церковь была поставлена в тяжелейшие условия, которые создавала государственная машина. В невероятно трудных жизненных обстоятельствах сохраняли веру православные люди. Но в этом есть милость Божия, в этом есть Божественный промысел. И этот промысел воплощался через таких людей, как Владыка Иосиф. Он перенес все тяжелейшие испытания. Но только вера и надежда на промысел Божий давали ему силы в стоянии за Христа и Церковь. Не взирая на многие скорби, Владыка Иосиф пронес через свою жизнь подлинный свет Христова учения, делясь этим светом с людьми и освящая им очень и очень многих. Иверский монастырь был местом паломничества, куда приходили многие люди, чтобы встретиться с Владыкой. И он всегда с любовью принимал человека и находил нужное слово, именно то, которое могло утешить приходящего. И часто его слово было пророческим, оно определяло или изменяло жизнь того, кто шел его услышать. Это, безусловно, святая жизнь!
Владыки Иосифа давно уже нет в живых, но здесь его могила, здесь следы его трудов, здесь жива светлая память о нем. Здесь присутствует его дух, присутствует благодать, которая и сегодня наполняет души и сердца многих верующих. Здесь из уст в уста передают воспоминания о Владыке Иосифе и сохраняют духовное наследие, которое оставил Владыка.
На рубеже 1916/1917 гг. православный епископат Российской империи составлял 142 человек. После большевистского переворота в октябре 1917 г. духовенство стало одной из мишеней утвердившегося в стране террористического режима. Тем драгоценнее для нас места погребения епископов, скончавшихся на свободе в самое безбожное и бесправное время — тех, кто из гроба утешал верующих надеждой на церковное возрождение, даже когда все храмы вокруг были закрыты и осквернены. Подобная могила есть в г. Валдае, на кладбище у Петропавловской церкви. В ней покоится епископ Валдайский Иосиф.1
Перед нами стоит цель: Исследовать последний период жизни Владыки Иосифа, определить его роль в судьбе Владыки.
В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач:
1.Дать общее представление о жизненном пути Владыки Иосифе
1. Яковлева Н. Епископ Валдайский Иосиф в воспоминаниях, письмах, дневниках,- Чело.2003.№3.
2.Раскрыть исторические условия, в которых проходила жизнь Владыки.
В работе был использован в основном материал из воспоминаний современников Владыки Иосифа, а также материалы валдайского краеведческого музея. Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Актуальность работы:
На сегодняшний день в условиях экономического кризиса и резкого падения материального благополучия общества особенно заметен упадок нравственных ценностей. Нравственная деградация влечет за собой деградацию не только в искусстве, науке, культуре, но и в духовно-религиозной сфере. Потому обращение к духовному подвигу о.Иосифа видится нами актуальной задачей, решение которой способно предоставить еще один пример, показывающий связь личной нравственности человека со всей общественной жизнью. Документальных свидетельств о последнем дореволюционном настоятеле Иверского монастыря (впоследствии епископе) Иосифе (1862-1930 гг.) сохранилось не очень много, поэтому важно собрать их воедино для создания материалов к биографии. Мы надеемся со временем максимально заполнить этот период жизни новыми фактами, а пока нам представляется важным систематизировать известные данные и добавить к ним некоторые свои размышления и результаты исследований.
В связи с новизной выбранной темы нужно было найти материалы о Владыке Иосифе. Изучив подобранную литературу, мы столкнулись с проблемой недостатка материала о жизни о. Иосифа. Поэтому, попытавшись найти интересующие нас моменты в краеведческой литературе г. Валдая и, опять же обнаружив недостаточное его количество, мы перешли ко второму этапу нашей работы.
Нашей задачей на этом этапе явилось уточнение проанализированного нами материала и выявление новых данных о жизни о.Иосифа. С этой целью мы посетили церковь Петра и Павла и встретились со священником о. Игорем (Грибовым), связались с матушкой Галиной (Слукиной). Посетили могилу епископа о. Иосифа (Невского). Затем мы побывали в музее Уездного города, где интересующий нас материал был любезно предоставлен нам Яковлевой Н.П., уточнили местонахождение дома, где проживал о.Иосиф, сделали его фотографию.
Мы научились брать интервью, вести записи воспоминаний, совершенствовать навык анализа и систематизации материала. Эти умения позволили нам перейти к заключительному этапу работы. Результатом исследовательской деятельности явилось написание данной работы.
2. Основная часть.
Глава 1. Исторические сведения.
1.1. Город Валдай, основанный Императрицей Екатериною Великою.
Валдайский край прекрасен своими живописными пейзажами, чистым воздухом, прозрачностью озер. Он влечет своей красотой, таинственностью старины. О древности здешних мест говорят археологические памятники и многочисленные легенды и сказания о происхождении города Валдая.
Одна из легенд говорит, что жил на берегу озера прекрасный юноша — кузнец по имени Валда. Каждый день просыпался он с восходом солнца и шел к озеру умываться. И только наклонится он к прозрачной воде, чтобы умыться, как лицо его начинает отражаться в чистой воде озера. И любо воде отражать лицо это, и просыпается озеро, спавшее всю ночь, начинает волноваться, пениться, выплескивая волны на берег и повторяя: "Валда, Валда, Валда...". Стали люди звать воду эту Валдою. Поселение, где кузнец жил, тоже Валдою называли, потом Валдаями, Валдаем...
Первыми жителями здешних мест были финно-угорские племена. Они дали имя Валдаю, которое на одном из финно-угорских говоров означает "живая вода", "животворящая вода".
Первое письменное упоминание о Валдае относится к 1495 г. Под этим годом в писцовой книге Деревской пятины Новгородской земли было впервые указано Валдайское селище в два двора: двор Якушки Демехова, двор сына его Климки.
Валдай сравнительно молодой город. C исторической точки зрения это объясняется тем, что в средние века основные речные и сухопутные дороги на востоке нынешней Новгородской области пролегали в стороне от Валдайского озера — по рекам Явонь, Шлина, Мста, Полометь, по озеру Селигер. Там и появились древние центры торговли и ремесла и культуры.
В 1460–1470-х годах деревенька Валдайское Селище — предполагаемая предшественница будущего города — насчитывала всего два двора. В них жили крестьяне Яков Демехов и его сын Клим. Они обрабатывали землю, пасли скот и отдавали своему господину пятую часть урожая и в год гривну деньгами (примерно столько стоили три барана). По преданию, Яков и Клим жили на берегу залива Цынарёва Лука.
Валдайское Селище входило в состав Короцкого погоста. До присоединения Новгорода к Москве у погоста Короцко стоял летний дом владельца этих мест Василия Есифова — представителя одной из богатейших боярских фамилий,
занимавшего в администрации Новгородской феодальной республики высокий пост «степенного тысяцкого» («степень» — помост на вечевой площади). В его руках находились торговый суд и все гостиные (купеческие) дела.
Село Короцко ныне расположено рядом с городом Валдаем. Погостом оно называлось до начала прошлого века. Здесь сохранилась каменная церковь Покрова, возведенная в 1825 году. Для того чтобы придать больший авторитет патриаршей стройке, царь Алексей Михайлович приказал переименовать свое дворцовое село Валдай в Богородицыно, Валдайское озеро — в Святое, подарив их монастырю вместе с другими деревнями, полями, лесами, болотами, реками и озерами. Во владении Иверского монастыря с. Богородицыно находилось до 1764 года. Отписывая село от монастыря, Екатерина II одновременно официально вернула ему и первоначальное название — Валдай, а 28 мая 1770 года последовал ее именной указ о возведении Валдая в ранг прочих российских городов.
Общерусским актом благотворительности стало сооружение Короцкого женского монастыря на родине святителя Тихона Задонского. В это время увеличивается число не праздно-едущих или спешащих по делам путешественников, а паломников, следующих к святым местам. Все более валдайская земля осознается как особое место покоя, святости, уединения. Люди едут к валдайским обителям, к часовням на святых ручьях, к местам, отмеченным подвижничеством святых старцев.
Целительное воздействие валдайской природы было известно с давних пор. В 1915 г. был открыт Варницкий курорт близ Валдая с грязе и водолечением.
В этот же период на Валдай поехали дачники, желавшие получить отдохновение, покой, заряд творческих сил. В городе появилась усадьба писателя Всеволода Соловьева, публициста Михаила Меньшикова, педагога и общественного деятеля Виктора Острогорского и др...
После основания Петербурга (1703 г.) и превращения его в столицу России была приведена в порядок грунтовая дорога от Москвы до берегов Невы. Через Валдай с утра до вечера двигались обозы, повозки, мчались тройки, шли войска. В селе открывались постоялые дворы, трактиры, харчевни. Оживились торговля, ремесла. Большим спросом пользовались валдайские баранки. Их продавали даже на волжских пристанях.
28 мая 1770 года согласно указу Екатерины П село Валдай было «учреждено городом». Вскоре был образован и Валдайский уезд.
Новый город вначале насчитывал примерно 2 тысячи жителей. Здесь действовало около полусотни кузниц, сосредоточенных в районе нынешнего сквера у школы-интерната на Молотковской улице. Кузнецы не только
выручали из беды проезжих, когда ломался экипаж или лошадь теряла подкову. Из привозного железа ремесленники делали на продажу сошники, серпы, топоры, заступы, домашнюю утварь. В кузницах зародилось и литье колокольчиков.
Поэтическая легенда связывает начало колокольно-литейного дела в Валдае со временем присоединения Новгорода к Москве. Будто бы, когда вечевой колокол «господина Великого Новгорода» везли в столицу, он где-то у Валдая упал с воза, скатился с кручи и рассыпался на множество маленьких колокольчиков.
Зарождение колокололитейного производства относится к концу XVIII века. Сохранились колокольчики с надписью и датой «Мастер Филип Терской в Валдае 1802». Видимо, он первым начал указывать на изделиях год выпуска и свое имя.
Валдайский колокольчик навсегда остался в народной памяти благодаря песне на слова поэта-декабриста Ф. Н. Глинки:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.
Набор колокольчиков и бубенцов назывался «ямщицкой гармонью». Основной колокольчик на дуге имел один голос, рядом висели подобранные в тон ему два «подпевалы», Мелким звоном рассыпались семь или девять бубенчиков.
«Маленькие валдайские колокольчики известны целой России по своей прочности, звонкости и неизменной надписи: „Кого люблю, того дарю.-Лит в Валдае“» — так сказано в первом томе «Описания Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях», который вышел в свет в 1844 году. Любопытно, что надписи «Валдай», «Дар Валдая» есть и на колокольчиках, сделанных в некоторых других губерниях. «Валдайская марка» гарантировала мастерам лучший сбыт их продукции…
В Валдае отливали не только поддужные колокольчики да бубенцы, но и большие колокола весом до двух тысяч пудов. Известны заводы купцов Смирнова и Митрофанова, основанные в 1816 году. В 1840-х годах на трех колокольных заводах города трудились 50 рабочих. Продукция общей стоимостью более 10 тысяч рублей в год сбывалась в Петербурге и на ярмарках.
Дорога между Москвой и Петербургом в 1817–1834 годах стала первой в России дорогой с твердым покрытием — ее вымостили камнем, сделав при этом прямее и короче. Оживленное движение продолжалось. Однако в 1851
году открылась Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога, которая приняла на себя пассажиров и грузы, ранее следовавшие по тракту. Торговля, ремесла, промыслы в Валдае быстро пошли на убыль. А тут еще пожары — только в 1854 году сгорело 256 домов, или около третьей части всех жилых строений. С 1858 по 1910 год население Валдая уменьшилось вдвое.
Колокололитейное производство, однако, не прекратилось, правда, больше стали выпускать колоколов пожарных, театральных, сигнальных. Наибольшую хватку в борьбе за рынки сбыта и привлечение заказчиков проявили купцы Усачевы. Они рекламировали свой товар в газетах, брали на себя доставку колоколов и их подвеску. В отдельные годы завод Усачевых выпускал продукции на 10–17 и даже 40 тысяч рублей. На железнодорожной станции Валдай (линия Бологое — Псков открыта в 1897 году) Усачевы поставили киоск, где продавали всевозможные колокольчики и бубенцы как сувениры.
Колокола, сработанные валдайскими литейщиками, пользовались спросом в нашей стране и за рубежом. Они звонят на соборах Венеции, Флоренции, Нью-Йорка. Их можно встретить также в Болгарии, Греции, Румынии, Чехословакии, Югославии и других странах.
Завод Усачевых действовал без перерыва до 1917 года. Затем литье колоколов возобновилось во время нэпа. Прекратилось оно в 1927 году.
Своеобразными памятниками истории Валдая как центра ремесла и торговли служат наименования некоторых его старых улиц. Так, основное орудие труда кузнецов — молоток — увековечено в названии Молотковской улицы. Место ярмарок и вообще торговли — Гостиное поле — не забывается благодаря проложенной по соседству с ним Гостинопольской улице. Интересны постройки в историческом центре города. Таковы, например, купеческие дома на нынешней Народной улице. Когда-то здесь тянулся посад — средоточие постоялых дворов, магазинов, трактиров.
Рядом, на пригорке в городском парке, стоит церковь Екатерины, построенная в 1793 году по проекту известного зодчего Н. А. Львова. Это здание представляет большой интерес как архитектурный памятник русского классицизма. Форма церкви — ротонда. Стройные колонны обступают основной цилиндрический объем, образуя красивую открытую галерею. Нижняя часть постройки — высокий цоколь. В наше время в здании размещается Валдайский музей колоколов.
Много памятных мест Валдая связано с героическими днями Великой Отечественной войны.
В середине сентября 1941 года Советская Армия остановила наступление гитлеровских войск в нескольких десятках километров от города. В память об этом событии в Валдае сооружен памятник, описание которого содержится в
автобиографических записках советского поэта Михаила Матусовского «Семейный альбом»:
«…Ветераны северо-западники по праву гордятся тем, что их фронт первым в истории Великой Отечественной войны к югу от озера Ильмень решительно остановил наступление врага, и с тех пор гитлеровцы не смогли здесь сделать вперед ни шагу. А ведь, что там говорить, им очень хотелось пробиться на Бологое и таким образом отсечь Москву от Валдая самое обыкновенное семидесятишестимиллиметровое орудие, стрелявшее тогда прямой наводкой по наступающему врагу. Для этого скромного в своей солдатской простоте памятника я написал несколько строк.
Активная оборона советских войск сорвала и другие попытки врага захватить Валдай.
Вошла в историю Великой Отечественной войны маленькая деревенька Плав, что стоит на берегу озера Шлино. В этих местах в апреле 1942 года упал в лес подбитый самолет Алексея Маресьева. В двух километрах от деревни, на месте встречи раненого летчика с деревенскими парнями Александром Вихровым и Сергеем Малиным, установлен памятный «грибок».
Географическое положение Валдая, от которого зависело его развитие в далеком прошлом, оказывает влияние на жизнь города и в настоящее время.
Приняты меры к сбережению сокровищ природы: резко ограничена заготовка древесины, территория вокруг Валдайского озера в 1974 году объявлена комплексным заказником, около деревни Шуя устроен бобровый заповедник, сооружены биологические очистные сооружения и т. д. Сам Валдай по площади парков, садов, скверов и газонов на одного жителя занимает первое место среди городов области.
1.2. История Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря.
Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь расположен на Новгородской земле и занимает полностью один из островов живописного Валдайского озера, переименованного по случаю создания монастыря в 1654 году в Святое.
Созданный в XVII веке патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии византийской духовной культуры. Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.
В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп благословил его намерение о построении обители на Валдае.
Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 года состоялась поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором.
Вступив на преосветительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а тёплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского
Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплётное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве
С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплётчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.
В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми и четырьмя проехжими воротами
16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящён соборный храм обители. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. « Поистине нет ему подобного в мире» - отозвался об
Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита украшал золочёный пятиярусный иконостас и огромное паникадило « желтой меди», специально выписанное из-за границы, « величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами». Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: «...икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквях, ибо мы видели все иконы...». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.
Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осуждён и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными « не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменён, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии.
Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688-1689 гг.монастырскими мастерами Матвеем Карповым « с товарищами». В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в « великом непомерном пожаре», и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть её была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы ХЗХ века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
Описи XVIII - XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:
соборная церковь во имя Успения Богородицы « о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653 - 1656 гг);
теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666 - 1671 гг);
на южной стороне монастыря большой трёхэтажный корпус - внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679 -1689 гг.); каменная трёхъярусная колокольня с 13 колоколами (1679 - 1689 гг); слева от нее - двухэтажный флигель братских келий (1679 - 1689 гг); в западной части монастыря - двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г); архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг); двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683 - 1689 гг);
святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг);
в северо - восточном углу - церковь святого Иакова Боровического, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг)
А также были: конюшня, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.
Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок.
В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С.А.Нилус, вместе со своей семьёй они прожили на Валдае около 5 лет.
После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. В тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению
В 1927 году Иверскую трудовую обитель обследовал Наркомзем. Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.
За время Советской власти на территории был историко - архивный музей, музей краеведения. В 30 -е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 70-е годы на острове появился посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Сейчас в монастыре восстанавливается монашеская жизнь. Ежедневно над белоснежным «кораблём» с «серебряными» луковками церквей, окружённым водами озера, разносится чудный валдайский звон, приглашая паломников вознести общую молитву к Богу и поклониться святыням обители.
Глава 2. Владыка Иосиф.
2.1. Владыка Иосиф.
На рубеже 1916/1917 гг. православный епископат Российской империи (без Грузинского экзархата и заграничных учреждений) составлял 142 человек. После большевистского переворота в октябре 1917 г. духовенство стало одной из мишеней утвердившегося в стране террористического режима. Среди первых жертв, понесенных русским епископатом, был викарий Новгородской епархии епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев), претерпевший мученическую кончину 15 сентября 1918 г. В этих условиях Высшая Церковная Власть приняла 23 июня 1919 г. постановление об увеличении числа епископов: оно помогло сохранить иерархию. Список канонических епископов Российской Православной Церкви (т. е. не находящихся в расколах — обновленческом и др.) в пределах СССР, составленный в 1927 г., насчитывает 260 чел.
Из этого списка лишь полтора десятка иерархов дожило до избрания в 1943 г. второго Патриарха Всероссийского XX в. — Сергия (Страгородского). В 1930-х г. множество епископов умирало в тюрьмах и лагерях или подвергалось расстрелу. Соответственно, и погребались они в общих могилах на тайных кладбищах НКВД, вроде Бутовского полигона под Москвой и Левашовской пустоши под Ленинградом.Тем драгоценнее для нас места погребения епископов, скончавшихся на свободе в самое безбожное и бесправное время — тех, кто из гроба утешал верующих надеждой на церковное возрождение, даже когда все храмы вокруг были закрыты и осквернены. Подобная могила есть в г. Валдае, на кладбище у Петропавловской церкви. В ней покоится епископ Валдайский Иосиф (Николаевский; f 14 (1)декабря 1930 г) 4 . Современник владыки Иосифа епископ (впоследствии — митрополит) Мануил (Лемешевский), на старости лет составивший биографический справочник «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно)», уделил ему всего лишь шесть фраз, причем в одну из них вкралась досадная ошибка. Митрополит Мануил указывает фамилию владыки как «Невский», сообщая, что тот окончил Новгородскую духовную семинарию.
Но среди ее выпускников лиц с подобной фамилией нет! Правильное написание фамилии Валдайского епископа — «Николаевский» — приводит И. Д. Савинова в своем историческом исследовании «Лихолетье» 5, но митрополита Мануила она не исправляет, т. к. вовсе его не цитирует. С тех пор в литературе существует как бы два Валдайских епископа — Иосиф (Невский) и Иосиф (Николаевский). Дело дошло до того, что редакция «Православной энциклопедии», получив от автора (А. А. Бовкало) статью «Валдайское викариатство», заменила в ней фамилию епископа на «Невский», тогда как в ссылке (источники) она осталась в авторском написании — «Николаевский»6
4Яковлева Н. Епископ Валдайский Иосиф в воспоминаниях, письмах, дневниках,- Чело.2003.№3. С.12
5Православная энциклопедия. М.2003.Т.6.с.520
6Государственный исторический архив Новгородской области (ГИАНО). Ф. Р-480
Послужной список будущего Валдайского епископа имеется в Государственном архиве Новгородской области. 7 Его имя можно встретить и на страницах «Новгородских епархиальных ведомостей». Одно из ранних сообщений гласит: «Проживающего на испытании в Новгородском Юрьеве монастыре окончившего курс учения в Новгородской духовной семинарии Ивана Николаевского разрешено постричь в монашество, 8». Проживающих на испытании полагалось сперва принимать в монастырь послушниками и лишь затем допускать к постригу, но для выпускника семинарии путь к монашеству был короче (правда, на него становились редкие единицы).
20 сентября 1887 г. монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона. 23 апреля 1889 г. он стал иеромонахом, 29 апреля 1892 г. — казначеем Юрьева монастыря. Назначенный в Новгород при восстановлении самостоятельности Новгородской епархии (1892) архиепископ Феогност (Лебедев) взял о. Иосифа в архиерейский дом на должность эконома. В эти годы шла научная реставрация кафедрального Софийского собора — о. эконом наблюдает за ее ходом и осуществляет переводы денежных средств. Незадолго до успешного окончания работ, к 6 мая 1900 г., он был награжден саном архимандрита (возведен 21 мая). 11-13 сентября 1900 г. архимандрит Иосиф как один из главных виновников торжества участвовал в освящении собора после реставрации.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7СавиноваИ.Д.Лихолетье.Новгород, 1998.С.40.
8Новгородские епархиальные ведомости(далее—НЕВ).1887.№8.С.145.
2.2. Валдайский период жизни о. Иосифа
Последний, валдайский период жизни архимандрита Иосифа, который продлится без малого четверть века, наступил в 1906 г — он становится настоятелем Иверского монастыря. После 1917 г., умело используя советские законы, о. Иосиф находит возможность сохранить в новых условиях и монашеское братство, и художественные сокровища обители.
В 1919 г. был зарегистрирован устав Иверской трудовой артели, членам которой, мирянам и монашествующим, передавались пять гектар монастырской усадьбы и около 200 гектар угодий. Почти одновременно в монастыре создается «Никоновский музей» — постановлением коллегии Петроградского областного отдела по делам Музеев и охраны памятников искусства и старины от 22 февраля 1921 г. здания монастыря «со всем находящимся в нем церковным имуществом признаны имеющими исключительно исторически-бытовое и художественное значение». Музейный статус сохранил монастырь от разграбления в 1922 г., в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. К этому времени настоятель монастыря уже стал архиереем (хиротонисан во епископа Валдайского в 1921 г.)Страшное время «разбрасывать камни» наступило для страны в 1929 г, когда ВКП(б) установила в стране по существу рабовладельческий строй. «Ленинские декреты» — «О земле», «О свободе совести» — в один момент превратились в ничего не стоящие бумажки. К этому времени режим заручился «Декларацией»
Московской Патриархии о безоговорочной лояльности «нашему правительству», которую, очевидно, счел за индульгенцию. За 17 лет до «Декларации» епископ Тихвинский Андроник (Никольский; впоследствии — архиепископ Пермский, священномученик) писал: «Утратим мы власть над совестью чад Церкви Христовой — теряем и смысл самого своего существования <...> как соработников Христу». Семинарист Сталин задолго до Гитлера ввел в повседневную жизнь представление о том, что «совесть — это химера».
В последние три года жизни епископу Иосифу пришлось пережить удар за ударом: ликвидацию Иверской трудовой артели по «идеологическим мотивам», запрещение носить по уезду чудотворную икону (Иверская святыня почти полгода совершала «хождение» по приходам) и, наконец, изгнание из обители в марте 1930 г. Для «коммунистического воспитания» жителей г. Валдая и района в феврале 1930 г. была учреждена газета «Валдайский колхозник». В одном из ее первых номеров (от 3 марта) помещен призыв немедленно выселить из церковного дома в с. Шуя семью попа и «тех „блаженных", которые выкатились из Иверской почивальни». Сам епископ нашел приют в городе. Здесь он стал свидетелем и демонстрации протеста местной «общественности» под лозунгом: «Долой Пия!», и антипасхального карнавала по Валдаю 19 апреля, и безбожного факельного шествия в канун 1 мая, с сожжением модели церкви на городской площади. В обстановке антирелигиозного психоза владыка находил силы и мужество служить. Последнюю литургию он совершил на Введение 1930 г., в 13-ю годовщину интронизации Патриарха Тихона. В 1922/1923 гг., когда Патриарх находился «в изоляции» и обновленцы совместно с большевиками рыли ему могилу, епископ Иосиф в числе немногих архиереев сохранил верность каноническим принципам церковного управления, не пойдя на сговор с «церковными революционерами». Этим он уберег духовенство и паству уезда от духовного порабощения раскольниками. Владыка завещал похоронить себя как простого монаха. Храм, у которого он был предан земле, не избежал закрытия. Богослужения в нем возобновись в конце 1944 г., и почти пол века он оставался единственным действующим храмом на весь Валдайский район. Восстановление Иверского монастыря началось только через 60 лет после кончины Валдайского архипастыря-исповедника, и теперь оно близится к концу. Даже купола соборного храма засияли золотом — чего не было ни при Патриархе Никоне, ни при епископе Иосифе.
2.3.Из дневника И.В.Гурьянова
Летнее утро 1922 года. 21 мая. День святого равноапостольного царя Константина и матери его Елены. Из многих районов Новгородской области,из других областей приходят богомольцы в Иверскую обитель поклонится Иверской иконе Божией Матери и мощам Иакова Праведного Боровичского. Одни идут пешком, другие плывут на лодках. Большой Успенский собор полон — тысячи людей ожидают выхода епископа Иосифа, настоятеля Иверского монастыря. Наконец преосвященный Иосиф выходит из своих покоев. Рядом с ним келейник — монах Аристарх. Владыка идет неспешно, легка склонив голову,.не поднимая глаз. Вероятно, мыли его сосредоточены на предстоящем Богослужении и он про себя молится. Богомольцы встречают святого отца поясными поклонами. При входе в храм епископа ожидает духовенство. Прочитав положенные молитвы, епископ идет поклониться святыням: Иверской иконе Божией Матери и мощам Иакова Праведного. Начинается торжественное облачение владыки. После окончания этой церемонии епископ благословляет паству. У каждого из молящихся ощущение такое, что владыка благословил персонально именно его. Епископу 50 лет, но седина еще не тронула его волосы. Начинается Божественная литургия. Хор монашествующих, речитативы священнослужителей,
замечательное убранство собора, трепетный огонь множества свечей, горячие молитвы верующих — все это производит незабываемое впечатление. Почти физическое ощущение связи неба и земли, ощущение того, то Сам Христос находится здесь, с нами. В душе возникает просветление, покой, радость. После литургии владыка обращается к верующим с проповедью. Голос его негромок, но проникает в самую душу, и слушают его, затаив дыхание. Хорошо помню, как тогда пели многолетие: «Святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона, высокопреосвященнейщего митрополита Новгородского Арсения, преосвященного епископа Валдайского Иосифа с братиею святыя обители сия сохрани, Господи, на многая лета».
После Богослужения пришедшие издалека оставались отведать монастырской трапезы. В самые голодные годы — 1918 — 1922 в монастыре бесплатно раздавали хлеб. И жители Валдая, окрестных деревень каждый день шли в монастырь. И удивительно — редко кто вставал в эту очередь дважды, потому что каким-то чудом монахи угадывали таких. В 1922 году в монастырь приехали самозваные новые правители отбирать хлеб. Монахи встали на защиту. На озере завязалась перестрелка, хлеб был отобран, епископ Иосиф взят заложником. Ему прострелили правую руку. А в 1927 году монастырь был закрыт, осквернены мощи Иакова Праведного, в неизвестном направлении увезена чудотворная икона Иверской Божей Матери.
Епископ Иосиф переселился на жительство в дом инженера Вахрушева. Валдайские жители навещали владыку. Соседские девочки приходили в сад и пели ему многолетие. Среди них были и сестры Мальцевы — Лида и Нина. Лидия Павловна руководитла хором певчих в Петропавловской валдайской церкви. А в то время, как она пела перед владыкой Иосифом, ей было 15 лет.
В дни больших церковных праздников епископ Иосиф служил в Троицком соборе г. Валдая и в Короцкой женской обители. Богослужения проходили всегда при большом стечении нарда. Люди любили епископа, верили ему. Просвещенный Иосиф был скромным человеком, имел истинно христианское смирение. За несколько дней до кончины он сказал: «Похороните меня как простого монаха».9
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Яковлева Н. Епископ Валдайский Иосиф в воспоминаниях, письмах, дневниках,- Чело.2003.№3. С.12
2.4.Владыка Иосиф в письмах, дневниках, воспоминаниях.
Документальных свидетельств о последнем дореволюционном настоятеле Иверского монастыря (впоследствии епископе) Иосифе (1862-1930 гг.) сохранилось не очень много, поэтому важно собрать их воедино для создания материалов к биографии. 15 июня 1906 года эконом Новгородского Архиерейского Дома архимандрит Иосиф становится настоятелем Иверского монастыря.В Валдайском филиале Новгородского музея-заповедника хранится коллекция писем, адресованных архимандриту Иосифу. Самые ранние из них относятся к 1906 году, к первоначальному периоду служения о. Иосифа в Иверском монастыре, самые поздние — к 1916 году. Эти письма находились у о. Иосифа до самой его смерти, случившейся в декабре 1930 года, а затем перешли к псаломщику Введенской церкви города Валдая П.В. Мальцеву, который проживал в соседней с о. Иосифом комнате в доме П.Ф. Вахрушева.
После смерти П.В. Мальцева архив епископа Иосифа хранила его дочь — Л.П. Мальцева, регент хора валдайской церкви Петра и Павла, которая и передала материалы музею. Архив дошел до нас далеко не полностью, уцелели только письма, написанные на открытках. Они и хранились в числе прочих старых открыток ради изображений, помещенных на них.
При этом на снимках начала XX века представлены многочисленные виды Новгорода, Старой Руссы, Гатчины, Одессы, Киева, Рязани, Томска, Задонского монастыря, Оптиной пустыни, Валаама, Званского монастыря... Впрочем, и открытки уцелели не все. Но при всей неполноте и случайности сохранившегося, коллекция представляет собой большой исторический интерес, в том числе как материал к биографии епископа Иосифа. Из текстов писем явствует круг его забот, интересов, знакомств, в том числе с людьми, чьи имена навсегда вошли в историю России: с И. Кронштадтским, патриархом Алексием I, С.А. Нилусом и другими.
В архиве о. Иосифа всю жизнь хранилась очень дорогая ему фотография знаменитого кронштадтского протоиерея, и подробности его похорон, сообщенные в письме Н. Смирнова были весьма важны иверскому архимандриту, поэтому он так берег это послание.
Письма А. Богдановича не только служат материалом по истории Иверского монастыря, но и говорят о тех людях, которые были каждый день рядом с о. Иосифом: о наместнике о. Аркадии, ризничем о.Геннадии, фельдшере Дмитрии и других.
Племянница С.А. Нилуса Е. Концевич, вспоминая о настоятеле Иверского монастыря о. Иосифе, говорила, что он отличался простотой и скромностью и, главное, теплой любовью ко всем незадачливым и несчастным. Архимандрит Иосиф находил возможность многим из них помочь.
Особую историческую ценность представляют редчайшие письма известного духовного писателя С.А. Нилуса (1862-1929 гг.) архимандриту Иосифу из Оптиной пустыни[1]0.
В 1906-1907 годах по благословению о. Иосифа С.А. Нилус, живя в Валдае, работал с архивом Иверского монастыря и собирал материалы по его истории. В это время им издается «Сказание о чудотворной иконе...», посвященное 250-летию пребывания Иверской иконы
Божьей Матери на Валдае, а также готовятся материалы для его книги «Жатва жизни». При этом необходимо заметить, что С.А. Нилус был принят о. Иосифом в Иверском монастыре в период организованных на писателя гонений и травли, в тот момент, когда у него не было ни крова над головой, ни дружеской поддержкии.
Тем значительнее кажется участие в его судьбе Иверского настоятеля.
В августе 1907 года Нилусы покидают Валдай, переехав для жизни и духовного труда в Оптину пустынь. Все годы жизни в Оптиной пустыни писатель не забывает о «богоспасаемом и богобоязненном Валдае», поддерживая постоянную переписку с настоятелем Иверского монастыря архимандритом о. Иосифом.
Из трех сохранившихся нилусовских писем одно написано о. Иосифу в 1908 году спустя
несколько месяцев после отъезда Сергея Александровича из Валдая, другое в 1910-м, третье в 1912-м, за два месяца до возвращения в Валдай, в тот момент, когда вновь начинается травля писателя". Нилус просит о. Иосифа не забывать его в своих молитвах. В мае 1912 года Нилусы вновь приехали в Валдай, где прожили вблизи Иверского монастыря в постоянном общении с о. Иосифом до 1917 года. Сам по себе этот факт служит достаточно ярким материалом к характеристике о. Иосифа.
Весьма значимым (и поэтому бережно хранимым) для архимандрита было письмо от А.А. Заболотского (1876-1938 гг.).
Письмо отправлено в декабре 1915 года командиром роты 222-го пехотного полка А.А. Заболотским из Киева в канун тяжелых боев. Из текста письма ясно, что они с о. Иосифом состояли в переписке и только что полученное Анатолием Алексеевичем из Иверского монастыря письмо было для него очень важной моральной поддержкой. Перед самой отправкой на фронт Заболотский женился на дочери священника Короцкого Тихоновского монастыря о. Порфирия Прилежаева Анне, с которой познакомил его С.А. Нилус, ставший затем крестным отцом родившейся у них дочери Насти. В 1920 году А.А. Заболотский был рукоположен епископом Вениамином в священники и служил в городе Рославле Смоленской губернии, а с 1924 года — в Бологое Валдайского уезда.Сохранилось два письма епископа Валдайского Иосифа о. Анатолию, в которых звучат пастырские наставления, строгие и полные заботы о ближнем и об устройстве храмов. В письме от 24 мая 1929 года о. Иосиф благословляет на ремонт часовни и разъясняет условия отъезда священника в отпуск.
На письме епископа Иосифа от 20 марта 1930 года сделана пометка А. А. Заболотского: «Это последнее письмо Е. Иосифа. Письмо короткое, трудночитаемое. В нем он благодарит о. Анатолия за присланные гостинцы, благословляет его, супругу Анну Порфирьевну и детей, давая свои наставления: «Добрый о. Анатолий! В облачении ходить по приходу во избежание различных недоразумений следует избегать, и облачаться в ризу только в домах, где будете читать Св. Евангелие, и тогда можно служить только в епитрахили (по болезненному состоянию)... »
Эти два последних письма о. Иосифа хранились в семье А.А.Заболотского, умершего в ссылке в 1938 году.
В числе тех писем, что хранились у самого о. Иосифа, в фондах Валдайского музея имеется письмо, отправленное архимандриту Иверского монастыря о. Иосифу из Новгорода 11 апреля 1914 года епископом Алексием, будущим патриархом Алексием I.Важным материалом к биографии о. Иосифа служат письма и телеграммы Новгородскому епископу Алексию и от него относительно ранения архимандрита Иосифа во время восстания в Валдае 15 июля 1918 года. Как правило события этого дня и судьба о. Иосифа различными источниками преподносятся весьма противоречиво. Самой достоверной, видимо, была информация, собранная у Новгородского епископа.
В телеграмме епископу Алексию от наместника Иверского монастыря о. Аркадия говорится: «Утром понедельника после реквизиции хлеба в монастыре случайно ранен во время перестрелки отец архимандрит Иосиф, ехавший в лодке с представителями
милиции в Валдай для успокоения взволнованного происшествием народа».
Тотчас же последовал запрос епископа благочинному 1-го Валдайского округа протоиерею Троицкого собора о. Михаилу Никольскому с просьбой донести о произошедших в монастыре событиях. Но телеграмма о.Михаилу не была вручена по причине ее задержания военнореволюционным штабом, о чем епископа известила почта.
17 июля 1918 года братия Иверского монастыря отправила епископу рапорт, полученный им 20 июля: «Имеем честь смиреннейше донести Вашему Преосвященству, что 2 (15) июля в четыре часа утра в обитель нашу прибыла советская власть для реквизиции хлеба. Взяв хлеб, они пригласили о. настоятеля сопровождать хлеб в г .Валдай по озеру на лодке, и близ берега у г. Валдая гражданами была открыта оружейная стрельба, во время которой о. настоятель ранен пулей в левый бок, ниже сердца. Положение больного признано врачами серьезным, и находится он в настоящее время в больнице в г. Валдае».
Весьма важно свидетельство известного русского журналиста М.О. Меньшикова (1859-1918 гг.), жившего в этот период в Валдае. 16 июля 1918 года он делает запись в дневнике: «Вчера в Валдае вспыхнул народный бунт, который к вечеру уже был погашен. Красноармейцы, выписанные из Демянска, решили-таки отобрать у монастыря его запас хлеба.
Приехали ночью с пулеметами, начали разбивать ворота,обстреливать колокольню, предполагая, что звонарь звонит наверху (а он дергал веревкой в малый колокол снизу). Когда послышались выстрелы, приозерное население проснулось, бросилось на выручку. Не столько валдайцы, сколько, кажется, усердствовали зимогоры и мужики из ближайших деревень. (Правда, расстреляют за организацию восстания совершенно не имевших к этому отношения публициста М.О.Меньшикова, генерала В.А. Косаговского, а также бывшего среди восставших купеческого сына Н. Савина — Н.Я.) Разграбили склады оружия, никем, правда, не охраняемые... Уже поздно днем, около 3, когда я шел с почты..., я видел банды человек по 15, по 20, несшие ружья (кто по два, кто три) со штыками и без штыков, старые, заржавленные, поломанные, очевидно, не годящиеся к употреблению, и при этом общее было сетование, что патронов нет. Эх, Росея! Курьезнее этого «восстания» и вообразить трудно, но дело осложнилось кровавым случаем. Народ принудил красноармейцев вернуть 48 п. хлеба в монастырь, но когда те ехали на лодке и везли архимандрита, чтобы, прикрываясь им, благополучно выкрутиться из беды (велели ему встать на лодке: в тебя, мол, архимандрита, стрелять не станут), с берега защитники монастыря бацнули из пулемета, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок. Едва ли выживет... Вечером прибыли уже латыши в качестве усмирителей, сегодня объявлено военное положение, будут обыски, поиски похищенного оружия и расстрелы...» В тот же день в письме к О. А. Фрибес М.О. Меньшиков пишет о кровавых событиях в Валдае и «маленьком народном восстании в простонародном стиле», сообщая нимало подробностей этого дня. Относительно архимандрита Иосифа в числе прочего замечает, что во время перестрелки ему разбило три ребра и легкое.
Попытки реквизиции хлеба у монастыря были и ранее. Накануне рокового восстания (11 июля) тысячная толпа баб и мужиков отстояла монастырский хлеб, которым кормилась
вся округа.Иверский монастырь давал хлеб всем нуждающимся. В том числе и семья М.О. Меньшикова спасалась от голода монастырским кормлением. Публицист замечает, что архимандрит мечтал подкормить народ до 25 июля, если не реквизируют остатки хлеба. Отец Иосиф говорил, что хлеб народный, крестьяне его пожертвовали монастырю с условием, чтобы он кормил богомольцев. Настоятель так и поступал.
В письме О.А. Фрибес от 17 июля 1918 года М.О. Меньшиков в дополнение к предыдущему посланию сообщает, что архимандрит, которого он навещал в больнице, жив и даже есть надежда на его выздоровление. И далее продолжает: «Если выздоровеет, то вы обязаны приехать в Валдай и навестить этого праведного монаха, который чуть было не сделался мучеником за народ и церковь».
Весьма характерна приписка, сделанная М.О. Меньшиковым к предыдущему письму, адресованному О.А. Фрибес: «В народе уже говорят, что архимандрита ранили не из пулемета, а большевик (находившийся с ним в лодке — Н.Я.) бацнул ему в бок из револьвера. Жалеют очень».
Люди жалели его и как любимого пастыря и как страстотерпца, именно «мученика за народ и церковь». Правда, при этом к биографии о. Иосифа прибавляется элемент легендарности. Уже при его жизни начали рождаться многовариантные народные предания о событиях 15 июля 1918 года и о роли в них иверского архимандрита. С течением времени, когда уже не оставалось непосредственных очевидцев случившегося,
варианты легенд становились все фантастичнее и противоречивее. При
этом особый интерес представляет точка зрения людей, своими глазами видевших происходившее в Валдае в тот день.
Сохранились воспоминания об этом событии военного комиссара по хозяйственной части П.И. Сергеева, принимавшего участие в реквизиции хлеба у монастыря 15 июля. Он пишет о том, что монастырь выдавал жителям ежедневно по 1-2 кг хлеба. Исполком, узнав про это, решил «прекратить кусочничество» и изъял хлеб в пользу государства. Но враги революции, как пишет П.И. Сергеев, распустили слух о том, что грабят монастырь. Когда лодки отчалили от монастырского берега, продразверстники заметили на валдайском берегу собравшийся по колокольному набату народ и подумали, что это их торжественно встречают. В знак приветствия дапи ружейный залп вверх. В ответ с валдайского берега застрочил пулемет, при этом архимандрит, по словам П.И. Сергеева, был легко ранен. Лодки с зерном повернули обратно в монастырь. П.И. Сергеев вызвал войска. Прибывшие , латыши подавили восстание.
Сохранились воспоминания Ф. Поташкина, служившего рассыльным в уисполкоме и оказавшегося очевидцем событий 15 июля 1918 года в
Валдае. Он рассказывает, как мужики грабили никем не охраняемые склады с оружием, о такой сильной перестрелке между местными жителями и продразверстниками, которые, по его словам, прибыли из Новгорода, что невозможно было пройти по улицам. Ф. Поташкин ошибочно утверждает, что стоящего в лодке архимандрита Иосифа (красноармейцы при этом для безопасности легли на ее дно) восставшие застрелили для того, чтобы разжечь гнев верующих. Так же как и М.О. Меньшиков, исполкомовский рассыльный говорит о том, что настоятель, стоя в лодке, пытался что-то кричать людям, желая остановить бойню. При этом издания по истории Валдая 1970- 1980-х годов безосновательно утверждают, что почву для вооруженных выступлений готовили монахи Иверского монастыря", вводя в заблуждение горожан, спровоцированных на разгром оружейных складов и не дававших произвести «изъятие излишков хлеба, упрятанного духовенством в Иверском монастыре...»
В 1993 году была опубликована небольшая статья И.В. Гурьянова, полностью посвященная воспоминаниям об отце Иосифе. В ней помещено весьма ценное личное восприятие автора, видевшего епископа Валдайского Иосифа в мае 1922 года и запомнившего его проповедь, которую он произносил так негромко, что люди слушали её, затаив дыхание.
Но в статье И.В. Гурьянова, вспоминавшего события более чем семидесятилетней давности, есть принципиальные неточности в датах. В описываемый момент о. Иосифу было не 50, а 60 лет. Изъятие же хлеба, перестрелка и ранение о. Иосифа происходил, не в 1922 году, а в 1918-м. Ранен он был, по свидетельству очевидцев, не в правую руку, как утверждает И.В. Гурьянов, а в левый бок.
Казалось бы, мелкие неточности, которые впоследствии признал и сам автор, в данном случае весьма принципиальны, так как в 1918 году о. Иосиф не был епископом, а в 1922-м, являясь епископом, он не был уже
настоятелем Иверского монастыря. Монастыря как такового не существовало (хоть богослужения в его храмах, принадлежавших «коллективу верующих», по-прежнему продолжались до конца 1920-х годов), на его основе была создана Иверская трудовая артель, которую возглавлял иеромонах Иверского монастыря о. Никита.
В изданиях по истории Иверского монастыря, вышедших в 1990-е годы, указанные ошибки были не только закреплены, но и обросли новыми неточностями и откровенным вымыслом. Как варианты легенд о так назывемом монастырском восстании это было бы интересно. Но когда исследовательская небрежность и недобросовестность выдается за явный исторический факт, это не прибавляет чести не только автору издания, но и невольно оскорбляет память о. Иосифа, отличавшегося особой искренностью и правдивостью, скромностью и строгостью по отношению к себе. Присовокупление ему несуществующих и выдуманных современными авторами страстей вовсе не говорит о мере уважения к его личности. Ему хватало своих, реальных, печалей, радостей и испытаний... В материале, опубликованном в 1997 году в журнале «Наше наследие», по причине исследовательской неопытности автора произошло совершенно невероятное смешение дат, событий, фактов и легенд, выросших в новую, ничем не объяснимую небылицу об о. Иосифе, в которой (вслед за непроверенными данными И.В. Гурьянова) ранение архимандрита Иосифа отнесено не к 1918-му, а к 1922-му году, и не во время изъятия хлеба у монастыря, а якобы во время ареста (?) настоятеля. При этом автор пишет: «Настоятель епископ Иосиф был арестован и отправлен на лодке в Валдай. В лодке он был тяжели ранен и выброшен в воду, но по милости Божией не утонул. Его подобрали на берегу верующие горожане и выходили...»
Необходимо сказать, что после ранения 15 июля 1918 года о. Иосифа совершенно легально и при участии валдайского начальства и всех жителей лечили в больнице. А верующие горожане, в том числе хранительница архива епископа Иосифа Л.П. Мальцева, лично знавшая его и жившая с ним в одном доме, категорически опровергают приведенную выше цитату как совершенно вымышленную. Но тем не менее, она практически дословно была повторена в публикациях 1999 года, подготовленных к изданию такими, казалось бы, опытными исследователями как Н.Н. Жервэ и В.А. Доброва. К числу курьезных историй по поводу ранения о. Иосифа следует отнести и рассказ Е. Концевич, приведенный, правда, со ссылкой на слухи, о том, что во время крестного хода о. Иосиф был ранен камнями и положен в связи с этим в больницу...Умирал о. Иосиф в доме П.Ф. Вахрушева на Образцовой горе в Валдае, где прожил последние годы жизни. Из окна его комнаты открывался, наверное, самый красивый вид на Валдайское озеро и монастырь.11.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11. Яковлева Н. Епископ Валдайский Иосиф в воспоминаниях, письмах, дневниках,- Чело.2003.№3. С.12
3. Заключение. Мое отношение к теме исследования.
Последним настоятелем Иверского монастыря перед революцией был архимандрит Иосиф (Николаевский). В 1920 году архимандрит Иосиф был рукоположен в епископы города Валдая. Осенью 1918 года Советская власть предпринимает новую попытку штурма Иверской обители. В это время были отобраны у монастыря: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Однако вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены, кампания по изъятию церковных ценностей начнется через несколько лет и, конечно, в тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.
Весь образ жизни о.Иосифа, его протесты, его любовь к людям показывают нам человека глубокой веры, искреннего патриота России. Своей жизнью праведника он призывает нас, граждан великой страны, к кропотливой, повседневной, честной работе на благо жизни народа, т.е. нас, и благо нашей страны. Не зря проводятся сейчас национальные проекты, например, «Имя России»,способствующие тому, что все граждане страны возвращаются к истокам нашей истории, называют современников, способных повлиять на нас. Но не только великие имена делают историю, великое действительно надо искать в малом, например, в эпизодах жизни таких людей как Владыка Иосиф.
Проследив жизнь Владыки, можно понять, что же представляет собой вера, почему такое огромное количество русских людей предпочло тюрьмы и смерть, но не отказалось от веры своих предков. В современной песне «Письмо в 78-й» так раскрывается смысл веры: «Я бы сказал отцу, что Любовь это не тиски и не кабала, я бы сказал ему, что Господь, это не
кресты и купола». Все это есть в вере нашей земли, но главное то, что понял и наш современник - Любовь. Та любовь, которую пронес к людям Владыка через всю свою трудную жизнь.
Пожалуй, Владыка Иосиф есть один из самых ярких примеров показывающих нам способность человека презреть различные негативные внешние обстоятельства, чтобы сохранить чистыми свои душу и сердце. Любовь к русскому народу оказалась сильнее всех пыток врагов, способных, казалось бы, сломить какого угодно сильного человека.
«В Библии есть слова: «Время разрушать и время строить... Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Ек. 3, 3, 5). Хотелось бы верить, что прошло и никогда не вернется больше то время, когда мы разрушали, когда мы бездушно разбрасывали камни. Камни своей истории, камни своей веры, камни своих святынь. Когда мы
закладываем камни или освящаем воссозданные храмы, невольно задаешься вопросом: зачем было разрушать наши святыни, нашу историю, наше прошлое?..
Воссоздание... храма... - это возвращение в истинное русло нашей истории. И в то же время это акт покаяния за грехи отцов и дедов. Если мы оглянемся на нашу историю и посмотрим на те храмы, которые сегодня стоят по лицу земли нашей, или на те, что были разрушены, - разве они создавались и строились в легкие времена? Да и были ли в нашей истории такие легкие времена? Напротив, как раз в трудные времена люди проявляют свою жертвенность и строят храмы как место молитвы, как место общения с Богом. Отсюда идет проповедь христианской веры. Здесь люди научаются жить по заповедям Божиим...Мы часто говорим о том, что время трудное. Но не надо думать, что только губернатор, или законодательное собрание, или мэр города должен что-то делать за нас. От вклада каждого из нас зависит наше с вами будущее,., будущее России.
Сейчас Церковь, как и раньше, на протяжении своей тысячелетней истории, готова и будет служить своему народу. Она всегда разделяла радости и горести и испытания своего народа. Она и дальше будет со своим народом. Главное, всем нам необходимо сохранять согласие и мир друг с другом, в этом залог нашего будущего, будущего страны, будущего нашего народа.
...Все мы должны сделать максимум усилий для того, чтобы XXI век был и для Отечества нашего, и для народа земли нашей благоприятным и благословенным. А для этого надо быть вместе... Когда мы переживаем трудности, надо стараться помогать друг другу. В этом мы будем исполнять закон Христов, который научает нас любить ближнего, как самого себя.
...Земля богатая, только нужно трудиться на ней, и она даст обильные плоды... Россия не может и не должна стать сырьевым придатком. Она великая держава, народ великий. Она справится с любыми трудностями. И нельзя утрачивать веру в свой народ, в свое будущее.12
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12.Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к воронежской пастве во время визита в Воронеж 14-16 ноября 1998 г.
4.Используемая литература:
1.Э . Г Истомина , Л. Е. Красноречьев «Иверское чудо» . Лениздат.. 1982г.
2. Е. Ю. Концевич « Краткое жизнеописание С. А. Нилуса « стр .210
3. Савинова И. Д. Лихолетье. Новгород, 1998. С. 40.
4. Православная энциклопедия. М.,2003. Т. VI. С. 520
5. Новгородские епархиальные ведомости (далее-НЕВ). 1887. №8..
6. Яковлева Н. Епископ Валдайский Иосиф в воспоминаниях, письмах дневниках, Чело. 2003. №3.С.12.
Интернет источники:
http://iveron/ru/hist/vald/hist.html
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_542
[1] 10С.А.Нилус «Великое в малом», М 2005, 3-е изд, стр.11
Сказка об одной Тайне
Под парусами
Рисуем акварельное мороженое
Три орешка для Золушки
У меня в портфеле