Реферат обучающейся творческого объединения "Школьный театр" посвящен истории появления и развития театральной маски.
Вложение | Размер |
---|---|
История театральной маски | 270.99 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Составила: Кипайкина Юлия
Руководитель: педагог
дополнительного образования
Рыжайкина Е.А.
г. Ардатов, 2020
Театральная маска имеет свою богатую историю. В разную эпоху, в разных странах она играла определенную роль. Были времена, когда маска была необходимым атрибутом театра и когда она даже запрещалась.
Древние люди считали, что человек, надевающий маску, получает свойство того существа, которое маска изображает. Особенно широким распространением пользовались у первобытных народов звериные маски, а также маски духов и мертвецов.
В Северной Америке индейские тотемические пляски в масках, носившие культовый характер, предполагали своеобразный художественный костюм и декоративную маску, раскрошенную символическим орнаментом.
Танцоры делали себе и двойные маски сложного устройства, изображавшие двойственную сущность тотема – под звериным обликом скрывался человек. Эти маски благодаря особому устройству быстро раскрывались, и танцоры преображались. Дальнейший процесс развития звериных масок привел к созданию театральной маски, отдаленно напоминающей человеческое лицо, с волосами, бородой и усами, а затем и к маске с чисто человеческим обликом.
Нужно особо отметить, что маска, надеваемая на лицо актера, была необходимой принадлежностью античного театра. В древнегреческом театре маски были заимствованы у жрецов, применявших их в ритуальных изображениях богов.
Сначала лица просто раскрашивались выжимками виноградных гроздей, затем объемные маски стали непременным атрибутом народных увеселений, а в дальнейшем важнейшим компонентом древнегреческого театра.
Как в Греции, так и в Риме играли в масках, имеющих особую форму рта, в виде воронки – рупора. Это приспособление усиливало голос актера и давало возможность слышать его речь многим тысячам зрителей амфитеатра. Иногда маски были сдвоенными и даже строенными. Такую маску актеры двигали во все стороны и быстро преображались в тех или иных героев, а иногда и в конкретных лиц, современников. Исполнители мимов выступали без масок.
Со временем портретные маски были запрещены и, чтобы избежать хотя бы малейшего случайного сходства с высокопоставленными лицами (особенно с македонскими царями), их стали делать уродливыми.
Полумаски тоже были известны, однако они очень редко употреблялись на греческой сцене. Вслед за маской на сцене появился и парик, который прикреплялся, к маске, а затем и головной убор – «онкос». Маска с париком несоразмерно увеличивала голову, поэтому актеры надевали котурны и увеличивали объемы своего тела при помощи толщинок – «колпомы».
Спектакли японского театра «Но», который является одним из древнейших театров мира, можно видеть и в наши дни. По канонам театра «Но» маски были закреплены за
одним ведущим актером во всех имеющихся в репертуаре двухстах канонических пьесах и образовали целую отрасль искусства в этом театре. Остальные актеры не пользовались масками и исполняли свои роли без париков и грима. Маски относились к следующим типажам: мальчиков, юношей, духов умерших, воинов, стариков, старух, богов, девушек, демонов, полуживотных, пернатых.
В 30-е годы XVI в. в Италии возникает театр дель арте. Спектакли итальянских комедиантов дель арте отличались не только более высоким уровнем техники игры, но и культурой оформления маски и грима. Первые представления дель арте состоялись во Флоренции, причем актеры играли в масках. Иногда маску заменяли приклеенным носом. Характерно, что маски носили только исполнители ролей двух стариков и двух слуг. Маски комедии дель арте делали из картона, кожи и клеенки. Актеры обычно играли в одной, определенно установленной маске. Пьесы менялись, а маски оставались неизменными. В масках играли преимущественно комедийные персонажи. Были и такие амплуа, для которых полагалось вместо маски гримироваться мукой и разрисовывать углем бороду, усы и брови. По традиции актеры, играющие влюбленных, не выступали в масках, а украшали лицо гримом.
Употребление маски в классическую эпоху было вызвано несколькими причинами: размеры театров делали неразличимой для зрителя мимику актера, а маска укрупняла черты персонажа и сразу же давала представление о его социальном статусе и душевном состоянии; один и тот же актер, меняя одежду и маску, мог играть поочередно несколько ролей.
XVII–XVIII века в Европе наступает эпоха классицизма. Это нашло свое отражение и в перестройке театра. В классическом театре грим и парики становятся такими же, как и в повседневной жизни. Представления носили условный характер. Даже играя в пьесах посвященных античной древности, актеры внешне продолжали оставаться людьми XVII–XVIII вв. Грим в это время был обусловлен всем строем жизни французского двора, которому, подражал и театр.
В дальнейшем, по мере развития театра и преобразования его в профессиональный, актеры стали играть без маски, обильно раскрашивая лица гримом.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Есть ли лёд на других планетах?
Юрий Алексеевич Гагарин
Осенняя паутина