Проблема выбора образования имеет как личностный, так и социальный ориентиры. Личностный ориентир основан на стремлении самого человека развиваться, применять свои способности, участвовать в культурной жизни общества, получать необходимые умения для успешной деятельности. Социальный ориентир подразумевает получение людьми образования в целях и интересах самого государства, его положительное воздействие на социальные процессы, роли в укреплении демократичного общества и правового государства.Проблема выбора между средним общим образованием и профессиональным образованием является одной из самых актуальных для выпускников 9-х классов.Понимание преимуществ и недостатков (проблем) как среднего общего образования, так и профессионального образования позволит сделать выбор дальнейшего обучения девятиклассниками.
Вложение | Размер |
---|---|
isselovatelskaya_rabota_ovcharevich_p._2019-2020.docx | 68.31 КБ |
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Тема исследования:
Проблема выбора выпускников 9 классов между средним общим и профессиональным образованием
Автор исследования: Овчаревич Полина Андреевна, гимназистка 9 «Г» класса МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургута, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Научный руководитель: Игошева
Надежда Антоновна, учитель истории и обществознания МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургута, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Сургут, 2020 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………… | 2 | |
1 | Глава 1 | |
1.1 | Образование: понятие, система и структура образование………… | 3 |
2 | Глава 2 | |
2.1 | Преимущества и недостатки (проблемы) среднего общего образования ………………………………………………………….. | 5 |
2.2 | Преимущества и недостатки (проблемы) профессионального образования…………………………………………………………… | 9 |
3 | Глава 3 | |
3.1 | Результаты социологического опроса учеников 9-х, 10-11 классов гимназии «Лаборатория Салахова» | 16 |
3.2 | Анализ недостатков общего и профессионального образования…. | 17 |
4 | Заключение……………………………………………………………. | 18 |
5 | Литература и источники………………………………………….. | 19 |
6 | Приложения: | |
Схема 1………………………………………………………………... | 20 | |
Таблица 1……………………………………………………………… | 20 | |
Таблица 2……………………………………………………………… | 21 | |
Диаграмма 1…………………………………………………………... | 22 | |
Дтаграмма 2…………………………………………………………… | 22 |
Введение
Я учусь в 9 классе, по окончании которого после сдачи Основного Государственного Экзамена (ОГЭ), мне нужно будет определиться с дальнейшим обучением. Проблема выбора образования имеет как личностный, так и социальный ориентиры. Личностный ориентир основан на стремлении самого человека развиваться, применять свои способности, участвовать в культурной жизни общества, получать необходимые умения для успешной деятельности. Социальный ориентир подразумевает получение людьми образования в целях и интересах самого государства, его положительное воздействие на социальные процессы, роли в укреплении демократичного общества и правового государства.
Проблема выбора между средним общим образованием и профессиональным образованием является одной из самых актуальных для выпускников 9-х классов.
Поэтому объектом исследования являются среднее общее образование и профессиональное образование.
Предметом исследования является мотивация выпускников 9-х классов к выбору между средним общим образованием и профессиональным образованием.
Цель исследования состоит в изучении факторов, влияющих на выбор выпускников 9-х классов между средним общим образованием и профессиональным образованием.
Гипотеза исследования предполагает, что понимание преимуществ и недостатков (проблем) как среднего общего образования, так и профессионального образования позволит сделать выбор дальнейшего обучения девятиклассниками.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
теоретический: анализ и подбор теоретической информации;
аналитический: изучение статистических данных;
эмпирический: опытное сравнение научных данных с результатами исследования.
В соответствии с гипотезой и задачами был определен ход исследования, который проводился в несколько этапов.
Первый этап: поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялось изучение теоретических вопросов понятий: «среднее общее образование», «профессиональное образование».
Второй этап: исследовательский. Выявлялись преимущества и недостатки «среднее общее образование», «профессиональное образование»
Третий этап: обобщающий. Формулировались выводы, оформлялось проектное исследование.
Глава 1
1.1 Образование: понятие, система и структура образования
Образование, согласно словаря Ушакова, - это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.[1]
Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:
В широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.
Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. В процессе образования индивид осваивает теоретические основы различных наук, а также практические умения и навыки.
Цель образования — духовное воспроизводство общества, сохранение научного и культурного достояния, нравственных идеалов.
В настоящее время российское образование основано в соответствии с условиями постиндустриального общества. Образование ставит своей целью становление и развитие гуманистической личности на основе демократии с учетом использования технических средств в учебном процессе и отсутствием барьеров при получении информации, воспитывая стремление к непрерывному образованию.
Система образования в России состоит из:
Образование – это социальная система, которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды (Схема 1):
Согласно Конституции Российской Федерации, начальное и основное общее образование являются обязательным для всех. К системе профессионального образования относятся так же короткие курсы повышения квалификации и программы, направленные на углубление знаний в выбранной области.
Глава 2
2.1. Преимущества и недостатки (проблемы) среднего общего образования
Исследование PISA1 показывает, что российские школьники не умеют конвертировать теоретические знания в практические навыки. Можно сделать вывод, что успехи в начальной школе - это иллюзия: за рубежом школы работают по восходящей (в начальной школе не столь важны предметные знания, сколько процессы социализации, умение коммуницировать, работать в команде), а российские школы по нисходящей — процесс социализации проходит неэффективно.
Введение в 9-м классе государственной итоговой аттестации (ГИА) породило новые процессы в системе общего образования. Основная школа, которая на протяжении последних лет практически не осознавала цели своей деятельности (чему и как учить, и в силу этого в течение пяти лет с 5-го по 9-й класс во многом растрачивается потенциал, полученный школьниками в начальной школе, что очень четко и фиксируется много лет подряд результатами PISA), вдруг ее обрела.
После основной школы в систему начального профессионального образования отсеивается слабо социализированный контингент, что затем порождает острые проблемы с подготовкой рабочих кадров (система НПО скорее компенсирует или пытается исправить то, что не сделала школа в плане социализации определенного контингента, а не дать профессию, тем более что не совсем ясно, какие профессии востребованы рынком труда, с одной стороны, и востребованы ли они в соединении с конкретными носителями — подростками 17 – 18 лет, с другой).
10-11 класс работает на поступление выпускников в вузы. Разделение на тех, кто пойдет в вуз или не пойдет в него, происходит по окончании основной школы: менее социализированный и более слабый контингент идет в систему НПО или СПО после девятого класса, более социализированный контингент переходит в старшую школу. Но, если раньше доля поступивших в вузы от общего числа учеников после 10 (11)-го класса рассматривалась как критерий успешности деятельности школы, то теперь этот показатель перестал работать, так как в вуз поступают практически все, окончившие.
1 PISA (англ, Programme for international Student Assessment) – тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Школа лишилась объективного (внешнего) критерия оценки ее деятельности и крайне негативно воспринимает ЕГЭ в качестве такого измерителя, так как он пытается оценить качество поступления в единой для всех школ шкале. Самое сложное в новой ситуации — это понять, что школа утратила ориентиры своего развития:
- это уже не подготовка к жизни (что стало невозможным),
- не подготовка в вуз (задача решена),
- не создание основы для подготовки кадров (в скором будущем эту задачу, видимо, возьмет на себя бакалавриат).
В целом можно констатировать, что в плане целеполагания российская школа находится в кризисе, и локальные решения по НПФ, НСОТ, ФГОС вывести ее из этого кризиса не могут. Эту задачу не решает и полномасштабное введение ЕГЭ как механизма проверки качества общего образования — вне заданной цели развития системы образования крайне сложно оценить качество обучения, поэтому оно оценивается в старой — знаниевой (очень узкой), предметной — парадигме2. Введение новых стандартов школьного образования является подтверждением этого вывода.
Основной проблемой школьной системы образование является направленность на теорию и минимальное участие в процессе обучения практической деятельности. Ученики не в состоянии применять полученный в школе материал в жизненных ситуациях, что может привести к неспособности по окончании высшего учебного заведения реализовать себя в профессии.
Технологизация образования несет в себе ряд проблем в деятельности социального института школы. Внедрение новых технологий приводит к обесценению живого человеческого общения, что приводит к зависимости ученика от гаджетов и различной компьютерной техники.
2 Парадигма - (греч. paradeigma — пример, образец) — I) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении; 3) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения. Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 356.
Последствиями информатизации образования является отсутствие рамок в получении информации, что приводит к неспособности ее дифференцировать.
Проблему представляет устаревшая база школьного образования. Уровень преподавания предметов и их теоретическая основа не способны подготовить школьников к экзамену ЕГЭ, из-за чего родителям приходится нанимать репетиторов для своих детей. Сам же экзамен привел к тому, что детей начали натаскивать на тесты, оттеснив при этом речь школьника и необходимость в овладении им грамотным умением говорить нормальным и образованным языком.
Но посмотрим на образование под другим углом, мы обычно критикуем наше образование, но я решила найти несколько плюсов в нашей системе школьного образования:
4. Наша школьная программа образования учит учиться. Работать с литературой, усваивать огромный объем знаний за ограниченное количество времени, уметь вести переговоры с преподавателем, мыслить шире.
Таким образом, в качестве преимуществ полного среднего образования можно назвать: наличие различных методик (иногда и индивидуальных), качество преподнесение материала, все же оставшееся еще в школах неравнодушие учителей к ученикам, к своему труду, а также качество нашего школьного образования, несмотря на то, что за последние десятилетия школа претерпела много преобразований.
Проблемы полного среднего образования заключаются в неэффективной системе образования направленной на предметное обучение учеников, но не развивающей процессы социализации и коммуникации школьников. Кроме ого еще одним недостатком системы школьного образования направленность на теорию и минимальное участие в процессе обучения практической деятельности. Так же ряд проблем в деятельности школы несет уровень преподавания предметов и их теоретическая основа не способные подготовить школьников к экзамену ЕГЭ. Но тут либо введение самого ЕГЭ можно назвать проблемой, либо саму школьную программу не способную к нему подготовить.
2.2 Преимущества и недостатки (проблемы) профессионального образования
Профессиональное образование в России является важным звеном непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Оно должно быть направлено на подготовку специалистов-практиков.
Существуют как государственные, так и частные учебные заведения, разрабатываются новые образовательные стандарты (ФГОС), а также создается база для дальнейшего развития.
По данным Минпросвещения, в последние годы установилась следующая тенденция: половина школьников уходит в колледжи и техникумы уже после 9-го класса. А оставшаяся половина доучивается в старшей школе и сдает ЕГЭ, чтобы потом поступить в ВУЗы. Почему колледжи вдруг стали так популярны, выяснили исследователи Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.
Всего было опрошено около 1700 человек из Москвы, Ивановской и Свердловской областей. Выяснилось, что спрос на вузы падает. Среди молодежи до 30 лет высшее образование получили всего 47 процентов. Среднее профессиональное образование (колледж или техникум) получили почти 39 процентов опрошенных. А в старших поколениях выпускников с университетскими дипломами куда больше. [2]
По данным «Росстат» в России насчитывается 4,5 тысячи образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования. В нашей стране среднее профессиональное образование имеет 25 % населения, в то время как высшее — 23 %. После 2009 года с полноценным переходом на систему ЕГЭ и с введением в 2014 году ОГЭ как обязательного, статистические данные показывают, что около 40 % получивших основное общее образование (9 лет общеобразовательной школы) идут в колледжи и техникумы с целью получить рабочую специальность. А после получения среднего общего образования (10–11 классы) и сдачи ЕГЭ еще примерно 15–17 % уходит в средние профессиональные учреждения. Таким образом, в настоящее время в организации СПО поступает более 50 % учащихся. [1]
Преимуществом начального и среднего профессионального образования является то, что подростки переходят в техникумы, не сдавая ЕГЭ, а потом у них появляется реальная возможность продолжить обучение в вузе сразу на 2-м курсе.
«Многие ребята по-прежнему уходят после колледжа в вуз, таких около 40 процентов, - рассказала замминистра образования и науки Людмила Огородова. - Эти дети могут поступить в вуз без ЕГЭ, и мы не против такой практики. Но при этом важно, чтобы ребенок не поменял свою специальность. Есть случаи, когда выпускники, знают о возможности поступить в вуз без ЕГЭ, специально уходят в колледж на места с самым низким конкурсом. А потом идут в вузы на юристов и экономистов». [3]
Назовем некоторые проблемы, которые сопровождают профессиональное образование:
Сокращение трудоспособного населения, острая конкуренция в сфере образования, увеличение платного профобразования — все это вступило в противоречие с возрастающим спросом рынка труда на качественную рабочую силу, особенно на высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (рабочих высокой квалификации осталось менее 5%, в то время как в развитых странах — 45—70%).
Деформация структуры подготовки кадров. Подготовка специалистов по уровням НРО-СПО-ВПО ведется в соотношении 1:1:1, в то время, как рабочих требуется в 5 раз больше.
Развитие среднего профессионального образования сдерживается рядом трудностей:
- отсутствие прогноза кадровой потребности;
- разрушение связей образовательных учреждений с производством, старение их учебно-лабораторной базы, затруднение подбора базы для производственной практики студентов;
-отсутствие опыта профессиональной деятельности в современном производстве у преподавателей учреждений профессионального образования;
- снижение научного потенциала, вызванное распадом научных школ в стране;
- снижение финансирования образования государством. Так, например в 2011 году на образование было выделено 1,2 трлн. рублей, а в 2014 году – 1 трлн. Рублей [4]. И это тогда, когда новые образовательные стандарты требуют значительного увеличения финансирования на обеспечение методических, материально-технических условий реализации стандартов, на массовую переквалификацию педагогических кадров, соответствующих требованиям изменяющейся экономики Российской Федерации.
Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция).
Проблемы, обозначенные в Концепции
Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты. В частности, к таким проблемам относятся:
1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики. Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.
Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и других нормативных актов.
3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и возможностью их привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.
(Москва, 13 ноября - АиФ-Москва.)
За шесть лет количество учащихся техникумов и колледжей выросло на 10% и достигло в 2019 году 3 млн человек, сообщает РБК, ссылаясь на данные Минпросвещения РФ.
Как отмечает издание, изменилось отношение к среднему специальному образованию и у самих молодых людей. По данным исследования РАНХиГС, более 38% молодых людей в возрасте от 23 до 29 лет обладают только средним профессиональным образованием, в группе респондентов 31–36 лет таких было всего 28%.
Эксперты связывают повышение популярности среднего профобразования с введением ЕГЭ в школах, возможностью поступить после техникума в вуз на ускоренную программу.
В 2018 году 54% школьников решили уйти после 9-го класса в учреждения среднего профессионального образования. В 2017 году таких было почти 56 процентов. Но это не свидетельствует о росте популярности рабочих специальностей, как хотят представить в правительстве. 40% выпускников колледжей поступают в дальнейшем в вуз без ЕГЭ. Подростки переходят в техникумы, потому что это реальная возможность продолжить обучение в вузе, не сдавая ЕГЭ.
"Новые известия" писали, что по статистике Института образования, возможностью попасть в вуз в обход ЕГЭ сегодня пользуется каждый десятый абитуриент. Как правило, проводится конкурс средних баллов аттестатов; И это одна из причин резкого роста популярности колледжей. Сравните – в 2015 году студентами учреждений СПО стали 630 тысяч человек. А уже в 2016 – почти 900 тысяч. Специалисты Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС прогнозируют, что и такая тенденция продолжится и в ближайшие годы.[5]
Также можно выделить ряд и других преимуществ учреждений среднего профессионального образования :
- финансовая самостоятельность наступит сразу после окончания колледжа;
-в дальнейшем можно поступать в вуз без экзаменов на сокращенную программу обучения;
-требования по общеобразовательным предметам ниже вузовских;
- учиться в ВУЗе будет легче;
-короткие сроки обучения;
-стажировки на профильных предприятиях;
- возможность получения нескольких специальностей;
- возможность определиться с правильностью выбора специальности перед поступлением в вуз;
-нацеленность на получение студентом востребованной профессии;
Мало того, если раньше в колледжи приходили в основном те, кто окончил девять классов, то теперь 17 процентов одиннадцатиклассников "заруливают" в колледж. А потом половина из них без лишней нервотрепки поступает в университет по результатам внутренних не самых зубодробительных экзаменов". [5].
Неверная установка в государстве и обществе на отношение к образованию как к услуге, вторичной в сравнении с экономикой. Позиция высшего образования, которое, играя роль «пылесоса» в финансировании, в значительной степени готовит специалистов фактически в никуда, не заботясь об их востребованности. Все это — в ущерб другим уровням образования, прежде всего системе подготовки рабочих кадров.
Таким образом, в качестве преимуществ профессионального образования для учеников можно назвать: в первую очередь это отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ, и поступить в ВУЗ без этого экзамена, возможность получить профессию параллельно с освоением школьной программы, сокращение сроков обучения в ВУЗ после колледжа, и снижение требований к освоению школьной программы.
Проблемы заключаются в несоответствии уровня выпускников требованиям экономики, устаревание учебно-лабораторной базы и педагогических кадров. Отсутствие обоснованного прогноза кадровой потребности ведущего к невозможности устроиться на работу по выбранной профессии, снижение финансирования профессионального образования, несоответствие структуры сети образовательных учреждений существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране.
Глава 3
3.1. Результаты социологического опроса учеников 9-х,10-х классов гимназии «Лаборатория Салахова»
Таким образом изучив материалы о проблемах и преимуществах среднего образования в России, стало интересно провести социологический опрос среди учеников 9-х и 10-х классов моей школы гимназии «Лаборатории Салахова». Узнать, что им не нравится в системе школьного образования, собираются ли они продолжать учиться в 10-11 классе, какие у них мотивы для поступления 10-й класс, и собираются ли они поступать в ВУЗ после окончании школы. Мной была проведена анкета среди учеников 9-х классов, результаты которой представлены в таблице №1 «Результаты социологического опроса учеников 9-х классов гимназии «Лаборатория Салахова» и среди учеников 10-х классов, результаты которой представлены в диаграмме 2 «Результаты опросов на тему необходимости высшего образования»
Анализируя собранные ответы видно, что 93% опрошенных учеников 9-х классов собираются продолжать обучение в 10-11 классе и в дальнейшем поступать в ВУЗ. Только 8% планируют продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования из-за нежелания тратить время на 10-11 классы и быстрее получить профессию.
На вопрос «Что бы вы хотели изменить в системе школьного образования?» 35% ответили, что необходимо отменить ЕГЭ, 40 % считают, что необходимо изменить систему оценивания, и 75% считают, что необходимо менять программу обучения (например уменьшить требования к непрофильным предметам).
Среди учеников 10-х, 11 классов основным мотивом поступления в 10 класс было получение знаний 94%, возможность получения высокого дохода в будущем 70% и желание родителей 64%.
3.2. Сравнительный анализ недостатков и преимуществ общего и профессионального образования
Сравнительный анализ недостатков и преимуществ общего и профессионального образования в России позволяет сделать вывод, что и среднее общее образование и профессиональное образование имеют ряд недостатков. Проблемы как правило схожи, это и отсутствие достаточного финансирования образовательной деятельности, и несоответствие кадрового потенциала требованиям экономики. Но если недостатки общего образования ведут к уменьшению количества учеников, желающих учиться в 10-11 классе, то недостатки профессионального образованию показывают картину в целом, а именно проблему на уровне государства ведущую к снижению кадрового потенциала, к дефициту нужных профессий и высококвалифицированных рабочих.
Но все же наряду с недостатками есть и преимущества, которые позволяют ученикам сделать выбор оставаться в 10-11 классе или идти учиться в учреждения среднего профессионального образования. И то каким будет выбор, как правило, определяет и экономическая ситуация в семье, и успехи ученика, и уровень образования конкретной школы.
Заключение:
Образование, являясь одним их способов получения знаний, приобретения умений и навыков, развития умственных, познавательных и творческих способностей, в системе такого социального института, как система образования нуждается в модернизации. Проблемы образования порождают ряд противоречий, которые также необходимо решать. Общее и начальное профессиональное образование продолжает нуждаться в должном финансировании и проведении ряда реформ. Ученики, студенты должны не просто приобретать знания, но и уметь ими грамотно распоряжаться, то есть применять их в конкретной области.
Написание этой работы помогло мне выявить преимущества и недостатки среднего общего и профессионального образования. Эта работа актуальна на сегодняшний день и может помочь школьникам определиться с тем, продолжать учиться 10-11 классе или идти в учреждения среднего профессионального образования. Я думаю главным критерием выбора должно быть не возможность попустить ЕГЭ, или упростить себе школьную программу, а стремиться получить интересную, востребованную профессию, стремиться к новым знаниям.
Литература и источники:
[3] https://newizv.ru/news/society/07-12-2018/bolshinstvo-devyatiklassnikov-v-2018-godu-pereshli-v-kolledzhi/ Новые известия, 7.12.218 года.
[4] (Аргументы и факты 2011 . № 30).
«Проблемы современной системы школьного образования» А. В. Усова
«Современные проблемы науки и образования» В. П. Богданова
«Великая эпоха. Школьное образование» И. Юсманов
Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
Дробышева Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России // Молодой ученый. — 2019. — №36. — С. 35-36. — URL https://moluch.ru/archive/274/62320/ (дата обращения: 17.11.2019).
Приложения
Схема 1
Структура образования
Таблица 1.
Результаты социологического опроса учеников 9-х классов гимназии «Лаборатория Салахова»
№ | Вопрос | Количество участников | Количество ответов | % |
1 | Собираетесь ли вы поступать в 10 класс | |||
- да | 40 | 37 | 93% | |
- нет | 40 | 3 | 8% | |
2 | Если вы собираетесь уходись после 9 класса в учреждение среднего проф. образования (училище, колледж), то почему? |
| ||
- не уверен, что поступлю, трудно сдавать ЕГЭ | 40 | 0 | 0% | |
- устал учиться в школе, большая нагрузка | 40 | 1 | 3% | |
- не хочу тратить время на 10-11 классы, нужно быстрее получить профессию | 40 | 3 | 8% | |
3 | Планируете ли вы поступать в ВУЗ? |
| ||
- да | 40 | 39 | 98% | |
- нет | 40 | 1 | 3% | |
4 | Что бы вы хотели изменить в системе школьного образования? |
| ||
отменить ОГЭ, ЕГЭ | 40 | 14 | 35% | |
изменить систему оценивания | 40 | 16 | 40% | |
изменить программу обучения | 40 | 30 | 75% |
Таблица 2
Анализ недостатков и преимуществ среднего общего и профессионального образования
Недостатки (проблемы) | ||
I | Среднее общее образование | Профессиональное образование |
1.1 | Направленность на теорию и минимальное участие в процессе обучения практической деятельности | Увеличение платного профобразования |
1.2. | Технологизация и технократизация образования | Отсутствие обоснованного прогноза кадровой потребности |
1.3. | Введение ЕГЭ, ВПР, диагностические работы (региональные) | Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики |
1.4. | Уровень преподавания предметов и их теоретическая основа не способны подготовить школьников к экзамену ЕГЭ | Разрушение традиционных связей образовательных учреждений с производством |
1.5. | Снижение государственного финансирования системы образования | Старение учебно-лабораторной базы, затруднение подбора баз для производственной практики обучающихся |
1.6. | Педагогические кадры стареют | Деформация структуры подготовки кадров |
1.7. | Снижение научного потенциала, вызванное распадом научных школ в стране: из науки ушло практически два поколения ученых | |
1.8. | Снижение расходов на образование в ближайшие годы | |
Преимущества | ||
Среднее общее образование | Профессиональное образование | |
2.1. | Наша школьная программа образования учит учиться. | Возможность поступить в ВУЗ не сдавая ЕГЭ |
2.2. | Отсрочить «Взрослую жизнь» и наслаждаться школьными годами | Возможность получить желаемую профессию, и интересную работу |
2.3. | Продлить время, когда можно определиться с будущей профессией | Возможность заниматься умственным, а не физическим трудом |
2.4. | У нас все еще остались устные ответы школьников на уроках, а также устные зачеты и экзамены | Возможность больше зарабатывать |
2.5. | Применение различных методик преподавания, а так же большое внимание в школьной программе такому предмету, как литература | Возможность определиться с правильностью выбора специальности перед поступлением в вуз; |
Диаграмма 1
Результаты опросов на тему необходимости высшего образования
Зачем, по вашему мнению, сегодня люди стремятся получить высшее образование? Назовите, пожалуйста, три главные причины, цели.
Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян, центра ФОС, 2014 год.
Диаграмма 2
Результаты социологического опроса среди учеников 10, 11-х классов гимназии «Лаборатория Салахова».
Какие были Ваши мотивы поступления в 10 класс и получения высшего образования?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Филимоновская игрушка
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Любили тебя без особых причин...
Если хочется пить...